ТРУДНОЕ СЛОВО "ТОЛЕРАНТНОСТЬ"
Оно обозначает еще более трудное
понятие – терпимость
Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса)
начал специальную программу по развитию
толерантности в обществе. С помощью фонда
«Холокост» и посольства Швеции проводятся в
России семинары по проблемам воспитания
толерантности и по истории Холокоста. Холокост –
это страшно. Это крайнее проявление
нетерпимости, и все же не о нем пойдет речь в
нашей статье.
Демократия – это не только и не
столько государственное устройство,
но, в первую очередь, отношение людей друг к
другу.
Ержи Эйнхорн*
Спонсор публикации статьи: Арт-дизайн группа предоставляет услуги
загородного строительства, обустройства и ремонта. Воспользовавшись
предложением компании, Вы сможете по выгодной цене заказать купольный
дом, который будет изготовлен по индивидуальному проекту, с учетом
всех Ваших желаний и предпочтений. Подробнее ознакомиться с
предложением Арт-дизайн группы, можно по адресу
http://doma-kupola.ru
На очередном семинаре по этой проблеме его
участники смотрели фильм Саввы Кулиша
«Холокост», горячо обсуждали и фильм, и книгу о
Холокосте, возможности и методику работы по ним.
И все дружно соглашались – да, проблема
отсутствия терпимости у нас существует, да, ее
надо решать.
– Но почему только о евреях идет речь, когда
говорят о Холокосте? Что, мало других было
уничтожено? – восклицает кто-то. – Или мы будем
преподавать историю еврейского народа?
– Уничтожали многих, но только евреев и цыган по
национальному признаку!
– Неправда, не только!
– Одну минуту, коллеги. Задумаемся, что мы сейчас
услышали? Дело ведь не в том, евреи или не евреи
страдали больше...
Ведущий семинар коллега из Швеции, говоря о
преподавании темы Холокоста в школе, предлагает
не только ужасаться происходившему и не
выяснять, кто больше страдал. Он предлагает
поставить себя на место рядовых участников
событий.
Попробуем представить себе, что чувствовал
машинист, ведущий поезда в концлагерь? Из каких
соображений соглашались они вести эти поезда? И
как потом жили?
А почему фрау Марта выдавала фашистам не евреев
– своих, немцев, по подозрению, что они прячут
евреев? Что ею двигало? Ведь – свои!
Представьте себя пассажиром этого поезда. А если
эта участь грозит не вам, а вашему другу?
– Предложите своим ученикам подумать об этом, –
говорит шведский педагог.
Может быть, для того чтобы почувствовать это, и
нужно поставить себя на место каждого в этой
трагедии. И, может быть, только тогда и поймешь,
что на самом деле значат слова «свобода каждого
заканчивается там, где начинается свобода
другого человека». И никакие, даже самые
благородные цели, вроде освобождения
человечества от чьего-то гнета, не оправдывают
уничтожение других людей. Каждый волен думать и
жить так, как хочет.
– В нашей школе такое не пройдет. Наши не поймут.
Обсуждение продолжается…
– А если они неправильно думают? И что же теперь
терпеть все, что дети творят?
– А если это мы неправильно думаем?
– Но надо же учить каким-то очевидным вещам. Это
– хорошо, а это – плохо!
Показывали участникам семинара и такую съемку:
ребята в студии смотрят и обсуждают с Саввой
Кулишом тот же фильм «Холокост». На экране перед
ними идут кадры фильма, а мы смотрим на их лица и
понимаем, что они не видят уже ни камеры, ни
студии. Забыли, что их снимают. И в первые минуты
после окончания фильма разговора-то в студии не
получается. Похоже, они просто не слышат
обращенных к ним вопросов. Они еще там, в Варшаве,
в Треблинке…
Конечно, Холокост – это крайний пример
нетерпимости, наиболее очевидный. Очевидно, что
нельзя убивать людей по национальному, расовому,
идейному признаку. А походя бросить «повыгонять
бы всех этих из наших мест, понаехали тут» –
это можно? А проповедовать одну религию в
многонациональном классе?
Учительница литературы ввела на уроке тексты
явно православной направленности. Повезла детей
на экскурсию, как оказалось, по святым местам.
Второклассникам объяснили: кто некрещеный, того
Бог накажет, ибо только эта религия правильная.
Дома девочка-еврейка в слезы: перекрестите меня в
православную веру, учительница сказала, что наша
– неправильная. Родители – в школу. А их искренне
не понимают. Это же, мол, и в самом деле так. Вы же в
России живете, православной по-преимуществу, вот
и соблюдайте наши обычаи, а свою религию держите
при себе. Директор говорит, что учительница –
человек искренне верующий, ее можно понять.
– А нас? – спрашивают родители.
Оказалось, что подобный конфликт в наших школах
не редкий. Вспомнилось, как на окраине
Копенгагена я увидела двух женщин в чадрах.
Оказалось – не туристы. Местные жители,
эмигранты из арабских стран.
Представьте себе: 8 миллионов населения Швеции
составляют примерно 140 национальностей. Очень
много эмигрантов, чьи дети и по-шведски-то
говорят плохо. То же – в Дании. Да еще проблемы
неофашизма.
Что же, и новых фашистов тоже надо понять и
простить? Позволить проводить пропаганду любого
национализма?
Не будем спешить с выводами. Повторим: каждый
волен думать так, как думает, пока это не
затрагивает свободу других. Любая идея
приоритета одних над другими – затрагивает.
Хочешь спать на улице? Спи, пока никого не
трогаешь и ничего не портишь. Хочешь побить
другого за то, что он тебе не нравится? Стоп! Вот
потому и запрещен законом фашизм и иная подобная
пропаганда.
Вот почему и в Швеции, и в Дании так беспокоятся
сейчас о воспитании толерантности, терпимости к
другому образу жизни, другим взглядам.
Самым интересным и труднопостижимым в
воспитании терпимости для многих участников
семинара оказалось следующее. И в Швеции, и в
Дании на это работают все школы и библиотеки.
Существует целый ряд методик, обязательных
условий и действий в работе, направленных на
воспитание толерантности в обществе. Вот эта
всеобщность и обязательность, постоянная
кропотливая работа, а не отдельный предмет или
кампания – самое, по-моему, для нас трудное.
Вот некоторые вопросы из тех, что предлагаются
родителям в шведских школах, где для них
проводится что-то вроде семинаров по воспитанию
детей. Попробуйте ответить на них для себя.
1. Ваш ребенок собирается в гости к
однокласснику, родители которого – геи или
лесбиянки. Ваши действия?
2. Ваша дочь приглашена в гости в семью,
живущую по законам шариата. Вы:
– не пустите ее;
– предложите вести себя там как всегда, то есть
«идти в чужой монастырь со своим уставом»;
– соблюдать законы и традиции дома, в т.ч., на ваш
взгляд, ущемляющие права женщин;
– другое – ваш вариант.
3. Ваш ребенок дружит с ребенком из
семьи, чьи взгляды на что-либо вам не нравятся.
Ваши действия?
Не скажу, что мне легко дались честные
ответы на эти вопросы. Если с первым для меня
более или менее все ясно: хотя и непросто, но
объяснять детям такие вещи придется, то второй
поставил меня в тупик. Пока я так и не нашла
ответа. Зато хорошо представила себе проблемы
датских семей, что живут по соседству с теми
эмигрантами.
Всю долгую дорогу домой я думала о том, что
услышала на семинаре. И задавала себе вопросы.
Как же мы будем учить терпимости наших детей,
если нам самим ее ой как не хватает.
И почему, проявляя собственную категоричность и
нетерпимость к чужому мнению, мы даже не видим ее?
А ведь здесь собрались люди, озабоченные именно
этой проблемой. Собрались по доброй воле, желая
учить детей именно ей, терпимости...
Почему же мы, взрослые, позволяем лишь себе
судить, что правильно, а что – нет. И если чье-то
мнение не совпадает с нашим, всегда ли мы
принимаем его во внимание? Удерживаемся ли мы от
соблазна обругать и осудить, если у людей совсем
другая жизнь и она нам не нравится?
Вот у наших учителей бурную реакцию вызвал
вопрос из анкеты про геев: что? про эту гадость
еще и с детьми разговаривать? не говоря уже о том,
чтобы с ними общаться!
Вспомним, однополые браки во многих странах
разрешены официально. И никакое это не
извращение. Бывает, что люди такими рождаются. Вы
могли бы изолировать своего ребенка от общества,
если бы он родился чем-то непохожим на всех?
Представьте на минуту, что он ни в каких
преступлениях не виноват, а с ним запрещают
общаться. Представили?
Вот где она проявляется, настоящая культура
взаимоотношений. В этих вопросах. Ты не похож на
меня, но ты не виноват в этом так же, как и я. Давай
учиться понимать или хотя бы просто уважать друг
друга.
Проблемы, обозначенные в вопросах анкеты, для
большинства жителей России не актуальны. Но
глобальная, объединяющая их с другими –
национальными, религиозными, просто
человеческими, – никуда не делась. Для начала –
это вопрос нашей собственной культуры.
Почему мы считаем, что наши дети чего-то не
поймут? Разве они устроены по-другому? Почему
шведских и датских детей этому учат, а у нас
выносят приговор заранее – не пройдет, не поймут.
Не потому ли, что не они, а мы не умеем так думать,
не они, а мы не привыкли ставить себя на место
другого, не похожего на нас? Не потому ли, что
проще разложить все на белое и черное, объяснить
детям – и чтоб усвоили!
А откуда бы нам, нынешним взрослым, этому
научиться? Ведь много десятилетий все
в нашей стране делилось на черное и белое. Много
поколений выросло, умея лишь делить всех на своих
и чужих, уравнивать одних и бороться с другими.
Помните? «Кто не с нами, тот против нас». Да и
школа наша направлена была не на то, чтобы дети
вырабатывали собственное мнение, а на то, чтобы
усвоили, что велено.
Хотя на самом деле, всем известно, что дети учатся
не на том, что мы им говорим, а на том, что делаем
сами. И пока мы позволяем себе говорить или даже
думать: «выселить бы всех этих» или «твоего
мнения никто не спрашивает – мал еще!» – до
тех самых пор будут у нас и национальные и прочие
конфликты.
Такое трудное слово «толерантность» кажется
детским лепетом по сравнению с тем, что за ним
стоит. Уважать каждого, даже если он – другой.
Чтобы научить этому детей, нужно, наверное,
начинать с себя. С того, чтобы никогда ни о ком не
подумать: «он неправильно живет».
Ольга ГРОМОВА
Если я чем-то на тебя не похож, я этим
вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.
А. де Сент-Экзюпери «Письмо заложнику».