БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ОТЧЕТЫ

Анализ работы библиотеки государственной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната

При слове «отчет» у библиотекаря улыбка сходит суст, глаза тускнеют. «Опять отчет?» – обреченно говорят многие, но не все.
Перед вами не просто анализ-отчет о проделанной работе, но и разбор полетов, и целое исследование по схемам и диаграммам.

Краткая справка о библиотеке

Библиотека расположена на первом этаже интернатского корпуса специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида (для глухих детей) по адресу: 249444, Калужская область, г. Киров, ул. Ленина, д. 16.

Занимает изолированное приспособленное помещение – комнату площадью 48 кв. м с июня 1994 года. Капитальный ремонт помещения произведен в июне–июле 1994 года, косметический – в июле 1999 года. Библиотека оборудована столами (4) для читателей, стульями (13), корпусной стенкой, набором мягкой мебели, ковровым покрытием, трехсекционными стеллажами (4). Оборудование библиотеки в 2000 году дополнено двумя шкафами для журналов. Заменены шторы. В библиотеке оборудованы уголок отдыха, места для работы пользователей библиотеки, книгохранилище, рабочее место библиотекаря. Освещение не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям (недостаточное, удаленное).

Читальный зал библиотеки занимает отдельное помещение – приспособленную комнату площадью 48 кв. м, расположенную на первом этаже интернатского корпуса, изолированную от библиотеки. В читальном зале находятся выставочный трехсекционный стеллаж, корпусная стенка, 9 столов, каталожный шкаф. В 2000 году 35 мягких стульев заменены на 30 полумягких. Освещение читального зала не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям (недостаточное, удаленное). Читальный зал укомплектован видеодвойкой «Сони».

Организует работу библиотеки и читального зала один работник – заведующая библиотекой, имеющая специальное образование, общий стаж работы 22 года, стаж работы библиотекарем 14 лет.

Режим работы библиотеки – с 10.00 до 18.12 ежедневно без перерыва на обед, с двумя выходными днями (суббота, воскресенье).

Библиотека работает по плану, утвержденному директором специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида (для глухих детей). В качестве структурного подразделения образовательного учреждения принимает участие в аттестации и аккредитации специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с отклонениями в физическом развитии.

Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

– содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании глухих детей;
– обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;
– привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
– руководство чтением глухих детей;
– привлечение каждого воспитанника к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;
– оказание помощи в широком распространении научно-педагогических знаний;
– содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников школы-интерната.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

Рис. 1. Количественный состав групп читателей

Всего обслуживалось 272 читателя. Число посещений – 4307, объем книговыдачи – 17 272 экземпляра.

Посещаемость

Для анализа использованы средние показатели посещаемости библиотеки различными группами пользователей. На графике (рис. 1, 2) хорошо видно, что наибольшую активность проявили учителя, учащиеся школы-интерната и воспитатели. В отчетном году максимальное количество недель, когда ученические коллективы могли посещать библиотеку и пользоваться ее услугами, было 32, что означает, что при правильном планировании деятельности на уроках и во внеурочное время учащиеся должны были бы посетить библиотеку не менее 32 раз, то есть хотя бы один раз в неделю. По графику видно, что такую возможность использовали только учащиеся 9-го «Б» класса. Близки к норме учащиеся 4 «А», 7, 9 «А», 2-го «Б» классов, которые, выполняя режим развития, систематически посещали и библиотеку, и читальный зал. Подготовительный, 1, 1 «Р», 4 «Вк», 4-й «Вс» классы не посещали библиотеку регулярно и пользовались ею эпизодически. Стихийно и нерегулярно пользовались библиотекой 2 «В», 3, 5 «А», 5 «Б», 6, 6 «Р», 10, 12-й проф. классы.
Контрольный показатель посещаемости составил в отчетном году 15,83, что на 1,29 ниже, чем в предыдущем.

Фонд

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

– младшего школьного возраста (I группа – подготовительный, 1-й классы), (II группа – 2–4-й классы),
– среднего школьного возраста (5–8-й классы),
– старшего школьного возраста (9–12-й классы);

педагогической и методической литературой для педагогических работников;

периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Создан фонд видеотеки, диатеки, настольных игр.
В читальном зале собраны методические материалы, подготовленные педагогическими работниками образовательного учреждения. За отчетный период таких материалов поступило и обработано 144.
Контрольные показатели:

книжный фонд – 13 957 экземпляров;
фонд учебников – 3496 экземпляров;
журналов – 344 экземпляра;
аудио-, видеоматериалов – 66 экземпляров.

Литература приобреталась (см. рис. 4):

– за наличный расчет с книготорговыми организациями Калуги, Москвы, Кирова;
– по безналичному расчету с ГОУ «Знание» Калужского департамента образования и РУФПС;
– подарки гостей и спонсоров, от членов делегации учителей-дефектологов Тульской области, от Института «Открытое общество» (фонд Сороса).

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

– книга суммарного учета фонда библиотеки;
– инвентарные книги (4 шт.);
– папка «Акты»;
– картотека учета учебников;
– картотека учета брошюр;
– картотека диафильмов;
– картотека видеофильмов;
– картотека регистрационных журнальных карточек;
– тетрадь учета изданий, принятых от читателей взамен утерянных;
– тетрадь-журнал «Копии накладных»;
– читательские формуляры.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.
Фонд расставлен по таблицам ББК. Режим сохранности фонда соблюдается. В целях безопасности фонд закрытый. Все издания технически обработаны. В библиотеке имеется штамп. Постоянно ведется картотека новых поступлений. Продолжается работа по составлению алфавитного и систематического каталогов.

Обслуживание читателей

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке», утвержденным приказом № 17 по школе-интернату для глухих детей от 22 февраля 2000 г. Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях. Заведующая библиотекой постоянно контролирует соблюдение «Правил пользования библиотекой», утвержденных приказом № 17 по школе-интернату от 22 февраля 2000 г., формирует у читателей навыки независимых библиотечных пользователей.

В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, дидактических материалов, аудиовизуальных материалов, наглядных пособий, журналов, газет, настольных игр, материалов методического уголка (см. рис. 5).

Рис. 5. Диаграмма книговыдачи

Рис. 5. Диаграмма книговыдачи

1 – общественные и гуманит. науки «6/8»
2 – естественные науки «2», медицина «5»
3 – прикладные науки «3»
4 – сельское хозяйство «4»
5 – искусство и спорт «75», «85»
6 – художественная литература «84», «82»
7 – народное образование, просвещение «74»
8 – литература универсального содержания
9 – дидактические материалы
10 – учебники и учебные пособия
11 – аудиовизуальные материалы
12 – наглядные пособия
13 – журналы
14 – газеты
15 – материалы методического уголка
16 – настольные игры

Таким образом, наиболее спрашиваемыми среди читателей являются газеты и журналы, литература по педагогике и художественная литература. По анализу читательских формуляров можно сказать о большом интересе глухих детей к таким периодическим изданиям, как «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Семья», «Ровесник», «Маруся», «Штучка», «Мурзилка», «В едином строю».

Педагогические же работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания глухих детей и детей, имеющих отклонения в развитии, новейшими педагогическими технологиями. Особой популярностью и повышенным спросом пользовались периодические издания «Развитие и коррекция», «Завуч», «Классный руководитель», «Документы», «Педсовет», книги из серии «Коррекционная педагогика», информирование о которых систематически проводилось на методических объединениях учителей и воспитателей в виде обзоров литературы и периодических изданий по темам «Творческая мастерская», «В методическую копилку учителя», «К педсовету».

Столь высокий показатель выданных материалов методического уголка объясняется тем, что в библиотеке впервые создана служба информации педагогов и всех других работников образовательного учреждения, содержащая документацию этого образовательного учреждения: устав, правила внутреннего распорядка, положение о премировании, должностные инструкции, образовательные программы, аттестационные материалы, нормативно-правовые документы, локальные акты. С документальными материалами, регулирующими деятельность образовательного учреждения, были ознакомлены 98% работников школы-интерната.

Низкие количественные показатели выдачи книг по сельскому хозяйству объясняются отсутствием какого-либо интереса читателей к такому виду литературы. В дальнейшем планируется не выводить выдачу литературы по сельскому хозяйству в отдельную графу, а объединить с технической литературой в графе «Прикладные науки». Аудиовизуальные материалы, настольные игры только начали входить в фонд библиотеки, и пока еще рано говорить об их широком распространении. Отсутствие современных наглядных пособий объясняет нулевой показатель выдачи этих материалов.

Количественный показатель обращаемости составил в отчетном году 0,76, что на 0,01 выше предыдущего.
От читателей поступило 76 запросов различного характера. В большинстве своем справки выдавались при подготовке общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, педагогических советов и педагогических чтений. Поиск ответов на запросы читателей осуществлялся при активном содействии работников Кировской централизованной библиотечной системы. Издания из фондов филиалов городских и детских библиотек этой же ЦБС использовались для организации книжно-иллюстративных выставок и обслуживания читателей. Наиболее значимым и удачным был цикл выставок «Через века, через года помните!», посвященный Победе в Великой Отечественной войне, экспонаты которого предлагались пользователям библиотеки в течение всего учебного года по темам: «Маленькие герои большой войны», «Война на Калуж-ской земле», «Суровые испытания», «Генералы Победы», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Фронтовыми дорогами», «Города-герои».

Информация о проводимой библиотекой работе (поступлении новой литературы, массовых мероприятиях, списании печатных изданий, выдаче и приеме учебников, сверке, книжных выставках и т.п.) вывешивается в фойе школы на стенде «Объявления».

Группы учащихся имели возможность посещать библиотеку еженедельно по графику, утвержденному директором образовательного учреждения. В час посещения библиотеки (ЧКЧ – час коллективного чтения) дети занимались с библиотекарем по темам «Библиотека», «Книга», «Журнал», осваивали диалогическую речь в библиотеке, знакомились с газетами и журналами, книгами, поступившими в библиотеку, с изданиями, представленными на выставках, как самостоятельно, так и с помощью библиотекаря, который проводил обзоры и индивидуальное информирование. Наиболее любимы детьми обзоры «О братьях наших меньших», «До 16 и старше…», «По страницам журналов», «Сказки в картинках», «Там-там новости».

Согласно графику проведения библиотекарь организовывал и проводил занятия по темам: «Сказки – малышам» (во 2-х классах), «Мои первые книжки» (в 3-м классе), «Книжка за книжкой» (в 4–5-х классах), «Хочу всё знать!» (в 6-м классе), «Наши помощники – книги» (в 7-х, 9-х классах). Из проведенных занятий наиболее интересными и запомнившимися были игровые занятия «Книжный час», «Книга чудес», «Почитаем, поиграем и загадки отгадаем», «Час сказки».

Час посещения библиотеки использовался детьми, чтобы обменять книги для внеклассного и самостоятельного чтения. Наиболее активными на абонементе были учащиеся 6 «Р», 4 «А», 7, 3 и 2-го «Б» классов. В среднем на каждого учащегося выдано более 10 книг. Активными пользователями читального зала, систематически знакомящимися с публикациями в периодических изданиях, были учащиеся 9 «Г», 9 «А», 10, 4 «А», 7-го классов.. Высокую активность проявили также учителя. В среднем любители периодики прочитали каждый более 40 номеров газет и журналов.

Работа по пропаганде чтения

По графикам и таблице читаемости (см. рис. 6, 7, 8) хорошо видно, что учащиеся начального периода обучения, только осваивающие азы читательской грамотности, совершенно изолированы от библиотеки, а значит, и от печатных изданий. Во 2–4-х классах дети проявляют интерес как к изданиям, находящимся в читальном зале, так и к тем, что выдаются на абонементе. Глухие дети с задержкой психического развития (2 «В», 4-й «Вк», 4-й «Вс» классы) – пассивные пользователи библиотеки, что объясняется их общим физическим и психологическим недоразвитием. Учащиеся среднего школьного возраста проявляют примерно одинаковый интерес как к периодическим изданиям, так и к познавательным книгам. Однако читают вне класса и библиотеки книг очень и очень мало. Старшеклассники отдают предпочтение только периодическим изданиям. Показатель читаемости газет и журналов учащихся 9–12-х, профклассов превышает все остальные показатели почти в 10 раз. Учащиеся 6-го «Р» (речевого) класса были активнее всех на абонементе, регулярно производили обмен книг, систематически читали самостоятельно и по заданию учителя дома. Резко понизился в 1999/2000 учебном году по сравнению с предыдущими показатель читаемости дошкольников логопедического отделения из-за отмены конкретного часа посещения библиотеки.

Таблица читаемости

Рис. 7. График читаемости учащихся школы-интерната

Рис. 7. График читаемости учащихся школы-интерната

Рис. 8. График читаемости всех категорий читателей

Рис. 8. График читаемости всех категорий читателей

Контрольный показатель читаемости составил 63,5, что на 18,86 больше прошлогоднего.
Умело использовали в учебном году возможности библиотеки Неведина Светлана Николаевна (учитель русского языка и литературы), Балабаев Виктор Алексеевич (воспитатель), Бегунова Галина Ивановна (учитель речевого класса). Они активно пропагандировали книжный фонд библиотеки, давая ребятам задания и поручения, выполнение которых автоматически влекло за собой работу с книгой.

Ответственно отнеслись пользователи библиотеки к смотру-конкурсу «Как живешь, учебник?» и приняли участие в занятиях «В мастерской Самоделкина», беседах «Береги книги и учебники», рейдах «Как живут учебники?», сюжетных играх «Книжкина больница», операциях «Живи, книга!». В целом учебники сохранены хорошо, силами учащихся отремонтировано более ста книг, подклеены журналы. Победителями конкурса стали: Пыленок Рита (3-й кл.), Терещенко Алеша (4-й кл.), Ковалев Рома (7-й кл.).

Продолжил работу клуб «ПбПб» («Посещаем библиотеку. Помогаем библиотекарю»). Весьма ощутима регулярная помощь учащихся школы-интерната в доставке почтовой корреспонденции, технической обработке поступающих изданий и материалов, регистрации периодики. Результатами работы клуба являются:

– оформление журнальных разделителей;
– оформление разделителей для систематического каталога;
– пополнение картотеки загадок;
– оформление книжных выставок: «Что такое осень?», «Учителя учителей», «Кто хозяин года?», «Зверьё моё», «Делали сами своими руками», «Красавица-весна», «Улыбка и смех – это для всех».

Члены клуба проводили рейды по проверке состояния учебников, обучали малышей изготовлению обложек и закладок.

Работа с глухими детьми специфична, поэтому большое значение придается индивидуальной работе. В помощь начинающим пользователям библиотеки оформлен стенд «Давай поговорим» с примерными диалогами, используемыми в библиотеке. В общении с читателями заведующая библиотекой использует различные виды и способы речи в соответствии с методикой работы с глухими детьми и речевым режимом школы-интерната. Занятия в библиотеке сопровождаются изучением словарных слов. Обязательным элементом книжных выставок является «Словарь». С целью профориентационной работы ведется картотека «Куда пойти учиться?». В декабре в ходе декады инвалидов заведующей библиотекой проведены экскурсии «Ты помни: мира не узнаешь, не зная дома своего!», организован выход мимико-световой газеты «Тишина» (3 выпуска), обзоры «По страницам журнала “В едином строю”».

В 1999/2000 учебном году работа библиотеки была сопряжена с аттестацией государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида (для глухих детей), структурным подразделением которого она является. Проведен всесторонний анализ деятельности библиотеки с учетом соответствия библиотечно-библиографического обслуживания в школе-интернате положениям нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школьных библиотек, а также общему плану работы образовательного учреждения, режиму развития. Анализ работы библиотеки представлен в динамике контрольных показателей. При активном содействии заведующей библиотекой разработана и проведена шоу-программа (творческий отчет) «Дом, в котором мы живем».

Однако задачи, поставленные на учебный год, в полной мере не выполнены. Не удалось завершить проверку правильности расстановки книжного фонда в соответствии с систематиче-ским каталогом, а также провести инвентаризацию библиотечного фонда. Таким образом, систематизация и инвентаризация библиотечного фонда – наиглавнейшая задача нынешнего учебного года.

Наталья МАРШЕВА
Киров, Калужская обл.

Многие могут скептически отнестись как к самому анализу, так и к цифровым данным, которые не отличаются высокими показателями. Но собственно цифры для меня не главное, хотя отслеживать динамику весьма любопытно. Для меня гораздо важнее по анализу сделать выводы и определить не общие цели и задачи – на будущее, а более точные – на конкретный учебный год.
К тому же анализ работы дает весьма точное и довольно полное представление о работе библиотеки и членам коллектива, и пользователям библиотеки, и проверяющим, и всем тем, кого это интересует.
Хочется поделиться своей радостью: библиотеку, в которой я работаю, и читальный зал, который располагался до мая этого года в изолированном и удаленном от библиотеки помещении, теперь соединяют, и общая площадь нашей школьной библиотеки составит около 100 кв. м. Может быть, в этом помог и отчет, поскольку высветил проблему?

Спонсор публикации статьи компания «Баркос» - продажа и монтаж климатического оборудования в Москве. Воспользовавшись предложением компании «Баркос», Вы сможете по выгодной цене приобрести настенные сплит-системы, оконные, промышленные, напольно-потолочные и бытовые кондиционеры, от ведущих мировых производителей. Монтаж и установка сплит систем и кондиционеров от компании «Баркос» - это работа высококлассных специалистов с большим опытом работы, которые обеспечат бесшумную и долговечную работу приобретенного оборудования. Ознакомиться с расценками на предоставляемые услуги и каталогом кондиционеров, можно по адресу http://www.barkos.ru/

 

TopList