КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Юлия  ДРЕШЕР

БИБЛИОТЕРАПИЯ:
теория и практика

Библиотерапия часто рассматривается как «лечение книгой», что заметно сужает круг решаемых данной научной сферой проблем. Наша задача – дать представление о библиотерапии как научной дисциплине и практической деятельности, имеющей целью целенаправленное воздействие через книгу на читателя/пациента в различных дискомфортных и кризисных ситуациях; информационно-психологическую защиту личности, ее адаптацию и коррекцию поведения. Основная задача библиотерапевтической деятельности библиотек – достижение определенной информационной и духовной гармонии личности.

Содержание

Основы библиотерапии

Библиотерапия. Общее понятие

Библиотерапевтическая антропология – теооретический базис библиотерапевтического процесса

Библиотерапевт – организатор и руководитель библиотерапевтического процесса (общая характеристика)

Основные социальные институты и библиотерапевтический процесс

Теория и технология библиотерапевтического процесса

Библиотерапевтеческий процесс – основополагающие идеи и принципы

Содержание библиотерапевтического процесса

Основные средства и возможности библиотерапии

Система библиотерапевтических методов

Организация и управление библиотерапевтическим процессом

Библиотерапевтическая антропология –
теоретический базис
библиотерапевтического процесса

Объектом и субъектом библиотерапевтического процесса является человек, конкретная личность. Библиотерапевтические мероприятия и используемые при этом средства ориентированы в основном на три категории индивидуумов – на тех, кто:

  • переживает личный кризис;

  • оказывает нуждающимся профессиональную помощь во время кризиса;

  • создает систему поддержки людям, переживающим кризис, и пытается осмыслить причины кризисных явлений.

Библиотерапия тесно связана с социальной антропологией (антропология в энциклопедических словарях определяется как наука о происхождении и эволюции человека). Имеющая глубокие и исторические корни, данная наука в условиях глобальных реформ претендует на новое понимание места и роли человека
в познании и практическом преобразовании действительности. Это понимание основано на раскрытии активной роли человека как субъекта-творца социальной реальности. Выстраивая специфическую стратегию воздействия на личность с целью оказания помощи в преодолении житейских трудностей, библиотерапия использует свой научный «багаж».

В процессе развития библиотерапия неоднократно обращалась к идее природосообразности, основы которой разрабатывались чешским мыслителем-гуманистом Я.А.Коменским, французским просветителем Ж.-Ж.Руссо, немецким педагогом-демократом А.Дистервегом. Данный подход разрабатывался и в трудах российского педагога К.Д.Ушинского, которого по праву считают основоположником педагогической антропологии. В его понимании антропологический подход означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и реализации педагогического процесса (учет возрастных и индивидуальных особенностей в обучении и воспитании). Природосообразность, по Я.К. Коменскому, – это следование универсальным законам природы
в воспитании и обучении (каждому возрасту – свое содержание обучения), по Ж.-Ж.Руссо – следование природе ребенка в обучении и воспитании (каждому возрасту – конкретно свой вид воспитания).

На современном этапе антропологический принцип позволяет углубить представления о человеке, его возможностях, особенностях развития: высшей нервной деятельности, на базе которой формируется психика ребенка, т.е. специфическое, присущее только конкретному индивиду отражение окружающей действительности; а также ощущений, восприятия, мышления. Параллельно с физиологическими изменениями развивается интеллект, постепенно происходит социализация личности. Изменения во всех сферах – биологической, психологической, социальной – взаимосвязаны.

Для проведения библиотерапевтической работы библиотекарю необходимы определенные психологические знания, так как объектом библиотерапевтических мероприятий является конкретная человеческая личность, конкретный пациент. Одновременно в библиотерапевтическом процессе важны роль или личность самого библиотерапевта. Именно поэтому понятие «личность» играет очень важную роль в данной научной отрасли.

В специальной психологической литературе даются различные определения понятия «личность», что свидетельствует о сложности самого феномена личности.

В настоящее время существует более 70 определений личности и свыше 25 определений ее структуры.

Наиболее распространено следующее понятие: Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

В широком плане личность человека – это интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных составляющих.

Биологическую основу личности составляют высшая неравная деятельность, процессы обмена веществ, половые различия, анатомические особенности и связанные с этим процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловлено влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых осуществляет свою жизнедеятельность. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданный из представлений других людей.

В основе структуры личности лежат связь и взаимодействие ее относительно устойчивых компонентов (сторон): способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), определяющая ее поведение в изменяющихся внешних условиях. Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, развития, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагают, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Например, сторонники биогенетического подхода (С.Холл, З.Фрейд и др.) считают основой развития личности «биологические процессы созревания организма», социогенетического (Э.Торндайк, Б.Скиннер и другие) – структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д., психогенетического (Ж.Пиаже, Дж.Келли и др.) – не отрицая воздействия на формирование личности ни биологических, ни социальных факторов, выдвигают на первый план развитие собственно психических качеств. Правильнее, видимо, считать, что личность – не просто результат биологического созревания или матрица специфических условий жизни, но субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид» «индивидуальность». Их отличие состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает психологические и биологические свойства, которые, наряду с личностными, также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Необходимо подчеркнуть три важнейшие психологические характеристики личности. Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации. Во-вторых, это единство личности как тесная связь и взаимосвязь психических процессов, психических состояний и психических свойств личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым трудолюбием. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми энергетическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия, пренебрегая интересами других людей. Поэтому личность формируется, воспитывается не «по частям», а в целом. В-третьих, это активность личности, которая отражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на изменение и преобразование окружающего мира, изменение собственной природы, своего психического склада.

Понятие «личность» неразрывно связано с понятиями «сознание» и «самосознание», без которых человеческая личность просто не могла бы существовать. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности. Первая психологическая характеристика сознания человека включает: ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Самосознание помогает человеку осознавать себя как личность, представителя определенного общества, увидеть свое место в нем. Человек осознает себя как существо, готовое и способное к изучению и познанию мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем, которые он может передавать другому человеку и будущим поколениям людей, и т.д.

Развитие личности основано на принципах всесторонности, гармоничности и индивидуальности. Всестороннее развитие – идеальная модель развития личности в высокоразвитом обществе – остается стратегической целью воспитания. Гармоничное развитие личности – это и гармоничные взаимоотношения биологического и социального в процессе формирования человека, а главное, гармонизация отношений личности с обществом, способность самореализации в интересах себя и общества.

В своем развитии личность проходит через определенные возрастные этапы. Существуют два подхода к представлению о периодизации развития. В соответствии с первым процесс развития рассматривается как складывающийся стихийно, под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств в жизни человека, в соответствии со вторым представляется нормативным или таким, каким развитие должно быть в идеальном случае (при полном учете всех влияющих на него факторов, при правильной организации обучения и воспитания).

В отечественных исследованиях принята следующая периодизация детского и школьного возрастов; дошкольное детство (от рождения до 6–7 лет), младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет), средний и старший школьный возраст (от 10–11 до 16–17 лет). Каждый состоит из двух периодов, открывающихся межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного преимущественно на развитие личности ребенка, и завершающихся предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических возможностей ребенка. На этапах преимущественно личностного развития усвоение детьми отношений и личностных особенностей взрослых происходит через воспроизведение или модернизацию этих отношений и проявляемых в них качеств личности.

Именно на тщательном учете возрастных и индивидуальных особенностей развития личности и основан библиотерапевтический процесс, одной из главных составляющих которого является непосредственное воздействие на личность, прежде всего в рамках технологии «обучения здоровому образу жизни».

Это относительно новое научное направление, основанное на общих образовательных принципах и психологической коррекции поведения, способствующего сохранению здоровья. Такая комбинация наиболее эффективна в обучении здоровому образу жизни в гораздо более широких масштабах, чем предполагалось.

В свое время считалось, что информации о последствиях влияния на здоровье определенного стиля поведения будет достаточно, чтобы сформировать соответствующее отношение к нему личности и таким образом изменить ее поведение в желательную сторону. Этот подход, однако, не учитывал многие социальные и психологические факторы, участвующие в процессе принятия решения, а также фактор наличия (или отсутствия) навыков принятия решений. Постепенно создавались психологические модели обучения здоровому образу жизни: одни из них носили характер приложения к уже существующим психологическим теориям, другие брали за основу специальные исследовательские программы. Ни те, ни другие не в состоянии были объяснить причины поведения или повлиять на него в желаемом направлении. Стал очевидным тот факт, что социальные и политические условия среды, в которой живет (принимающий по поводу своего здоровья решения) индивид, влияют на выбор этих решений. Все это привело к появлению нового направления – валеологии, подразумевающей содействие становлению здорового образа жизни.

Валеология изучает принципы формирования здоровья, методы и средства его укрепления и профилактики. Валеологическая наука, изучающая вопросы формирования индивидуального здоровья, подразделяется на медицинскую и педагогическую. Медицинская валеология разрабатывает оздоровительные системы и методы, оценивает их эффективность, формирует перечни показаний и противопоказаний, занимается проблемами предупреждения старения, активизации резервных и адаптационных возможностей человека. Целью педагогической валеологии являются воспитание потребности в здоровом образе жизни, обучение методам и способам сохранения здоровья, разработка учебных программ, педагогических технологий и режимов учебных занятий.

Следует заметить, что формирование потребности в здоровом образе жизни педагогическими средствами имеет более широкую область применения, чем педагогическое сопровождение лечения, профилактики и реабилитации.

Состояние здоровья россиян сегодня вызывает особую тревогу. Демографическая катастрофа в стране с почти 150-миллионным населением начала свой отсчет с 1993 г., когда уровень смертности превысил рождаемость. Средняя продолжительность жизни в России 57 лет у мужчин и 71 год у женщин. Это один из самых низких показателей в мире. Около 20% населения – люди старше 60 лет. Вторая особенность национальной катастрофы – снижение уровня здоровья, рост сердечно-сосудистых, онкологических и аллергических заболеваний, снижение иммунитета. Около 70% населения постоянно испытывают стресс, что приводит к увеличению числа депрессий и попыток самоубийства, росту алкоголизма и наркомании. Набирает темп распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, венерических заболеваний.

Особую тревогу вызывает здоровье детей. Число детей с нормальным физическим развитием снизилось до 13%. За время школьного обучения количество здоровых детей сокращается в 5 раз. Состояние здоровья девочек-подростков, будущих матерей, в 33% случаев позволяет причислить их к группе с хроническими заболеваниями.

Причины создавшегося положения на первый взгляд легко объяснимы: экономический кризис, социальная дезорганизация, ухудшение состояния окружающей среды. Но стиль жизни, определяемый факторами индивидуального образа жизни человека, недостаточный общий культурный и гигиенический уровень значительной части населения также играют в этом немаловажную роль. Положение усугубляется в рядом негативных тенденций в системе здравоохранения, в том числе утратой позиций профилактики в медицине. Лечение – это не путь к здоровью, а способ существования индивидуума, причем не самый действенный. Вызывают опасения последствия широкомасштабного применения лекарств, способствующих поддержанию жизнедеятельности основной массы людей, а не профилактических средств, благотворно действующих на организм. Сама медицина нуждается в валеологизации, более широком владении немедикаментозными средствами профилактики и лечения. Поэтому сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение случаев преждевременной смерти, увеличение средней продолжительности жизни и повышение ее качества являются сегодня актуальнейшими проблемами не только сектора здравоохранения, но и общества в целом.

Осознание катастрофы позволяет выделить два основных стратегических направления в сохранении здоровья нации: создание оптимальных социально-гигиенических условий жизнедеятельности и обучение каждого человека рациональному поведению в конкретных индивидуальных условиях жизнедеятельности, позволяющему сохранить здоровье и продлить жизнь.

Практически у любого человека под влиянием неблагоприятных факторов может возникнуть невроз, особенности которого зависят от характера психической травмы, типа высшей нервной деятельности, своеобразия личности, жизненного опыта, социальных установок и ценностных ориентаций. Функционально обратимые нарушения деятельности центральной нервной системы, обусловленные ее перенапряжением и истощением, ведут к возникновению неврозов, что связано с повышением нагрузок на психику человека в связи с огромным потоком информации, ускоряющимся темпом жизни, сложными экономическими условиями и др.

Практика доказала высокую эффективность библиотерапевтического воздействия на людей в плане преодоления ими различных негативных влияний и обучения здоровому образу жизни. Однако терапевтический эффект может быть достигнут не только в отношении больных, находящихся на лечении в медицинских учреждениях. Библиотерапия может применяться также в работе с негоспитализированными больными, инвалидами, которым необходимо наладить нарушенные во время болезни контакты с внешним миром или приспособиться к изменившимся в связи с болезнью условиям. Чтение книг выступает при этом и как фактор, отвлекающий от мыслей о болезни, помогающий переносить физические страдания, и как средство, создающее определенный настрой, благоприятный эмоциональный фон для общественно полезной деятельности инвалида.

Очень часто люди не осознают, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни. Таким образом, на фоне, как предполагается, общей грамотности люди многого просто не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. К сожалению, об этом свидетельствуют высокий уровень заболеваемости, особенно такими хроническими болезнями, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет, некоторые болезни печени, увеличение числа лиц с избыточной массой тела, злоупотребляющих алкоголем, курящих. Следовательно, культурный уровень их еще низок.

Здоровье в нашем обществе еще не стало ценностью номер один. В воспитании у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности библиотерапия может сыграть одну из важнейших ролей.

Развитие духовно и физически здоровой личности становится в последние годы предметом специальных исследований педагогической валеологии.

В настоящее время все осознали, что здоровье не только, а часто не столько предопределяется психофизиологическими особенностями человека, сколько образом его жизни, уровнем воспитания в семье и школе, культурным уровнем социальной среды.

Большое значение имеет целенаправленное воспитание у различных групп населения сознательного отношения к своему здоровью. В создавшейся ситуации библиотерапевты, валеологи, медицинские работники, педагоги должны действовать в этом направлении сообща, а не разобщенно, каждый в своей сфере.

© Юлия Дрешер, 2001
© Владимир Романов, рисунки, 2002
© «Библиотека в школе», оформление, 2002

Публикация произведена при поддержке интернет проекта www.OnlySimpsons.ru. Теперь, чтобы посмотреть любимый мультсериал про забавную семью из американского городка Спрингфилд, Вам больше не надо тратить время на утомительный поиск. Посетив сайт www.OnlySimpsons.ru, Вы сможете бесплатно и без регистрации смотреть Симпсоны онлайн. К Вашему вниманию все серии мультсериала, включая последний 23 сезон. А возможность скачать серии с сайта, позволит наслаждаться этим сатирическим мультсериалом в дороге, или в любых других ситуациях, когда доступ к интернету ограничен или отсутствует.

 

TopList