Издательский дом

Выпуск 09 (09) • вкладка в БШ № 21 (81) • 1–15 ноября 2002

Час тихого чтения

МАЙЯ КАРАПЕТЯН.
Я ИДУ НА УРОК В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ.

Книга для учителя. Библиотека «Первого сентября».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2001

Эта книга, по сути, курс истории искусств, адресованный учителю начальных классов средней школы. Педагоги могут использовать ее как пособие для проведения уроков – она и состоит из уроков, в которые включен не только текст учителя, но и предполагаемая реакция детей на то или иное произведение искусства. Поможет она и при проведении внеклассных мероприятий, экскурсий и разнообразных представлений.

В книге четыре части, что соответствует четырем годам обучения в начальной школе. Третьеклассники могут читать эту книгу уже самостоятельно, учащимся четвертых классов будет интересно снова прочитать об искусстве Древнего Египта или вспомнить мифы о Тезее или об Икаре.

В первой части книги первоклассники знакомятся с искусством Древнего Египта, мифами Древней Греции. Предлагается даже сценарий представления: «Орфей и Эвридика идут к выходу из царства мертвых».

Во второй части второклассникам рассказывается об искусстве Древней Греции и Древнего Рима. С такими историческими событиями, как Троянская война, дети знакомятся не по учебнику истории, а по поэмам Гомера и древнегреческой скульптуре, а о событиях в Древнем Риме – по репродукциям древнеримских мраморных портретов.

В третьей части учащиеся третьих классов знакомятся с основами Библейской истории, искусством Древней Руси и Средневековья. В книге в форме бесед со школьниками приводятся ясные и наглядные примеры творчества древних архитекторов и иконописцев, рассказывается об образе жизни средневековых рыцарей и их крепостном и церковном зодчестве, о смене архитектурных стилей – от готики до Возрождения.

В четвертой главе рассказывается об искусстве эпохи Возрождения и классицизма. В этой главе на примерах творчества Микеланджело, Леонардо да Винчи, Шекспира школьники узнают о стилях разных эпох, о национальных школах искусства (итальянской, французской, русской), о творческих проблемах далекого для них времени.

Каждая часть книги заканчивается главкой «Вспомним, что узнали, и проверим, как запомнили». В книге есть кроссворды по темам обучения, небольшой словарь имен и понятий, список рекомендуемой литературы.

Я ИДУ НА УРОК В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ. ИСТОРИЯ.

Книга для учителя. Редактор-составитель М.А.Козлова. Библиотека «Первого сентября». Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

Сборник включает в себя оригинальные разработки уроков истории, интегрированных уроков; сценарии праздников, дополнительный материал. Они помогут учителю при подготовке к факультативным занятиям или при разработке интегрированного курса начального исторического образования.

Материалы, помещенные в книге, знакомят младших школьников с самыми яркими событиями в истории России, учат ориентироваться в исторической информации, рассказывают о предметах материальной культуры, исторических текстах, картах, хронологических таблицах и т.п.

В сборнике четыре части, каждая из которых может быть использована в любом из четырех классов начальной школы. В первой части «Уроки истории» помещены разработки уроков, посвященных археологии, хронологии, истории возникновения письменности. Там же приводятся разработки уроков истории России от Киевской Руси до первой четверти XIX века.

Во второй части книги помещены разработки интегрированных уроков. На историческом материале («Крещение Руси», «Полководец Суворов», «Московский Кремль», «Царство кочевников», «Древнее жилище славян»),
на занимательных примерах школьники младших классов изучают общеобразовательные темы («Склонение имен существительных», «Однородные члены предложения», «Решение арифметических задач» и т.п.).

Третья часть «Праздники, игры» посвящена разработкам игр на исторические темы. Игры и праздники посвящены языческим обычаям древних славян и мифам Древней Греции, Дмитрию Донскому и Новгородскому вече, родословным, девизам, поговоркам.

В главе «Дополнительный материал» помещены тесты для зачетов, задания к урокам истории и к интегрированным урокам и больше двухсот вопросов для викторин.

Эта книга будет полезна учителям начальных классов, родителям, воспитателям групп продленного дня.

В.В.ВЫГОНОВ. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. Поделки, модели, игрушки.

Книга для учителя. Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

Трудовое обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки трудового обучения должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

В книге В.В.Выгонова представлены оригинальные творческие задания для учащихся начальной школы, а также для учителей, которые на основе многих заданий смогут разрабатывать собственные конструкции, упрощая или усложняя предложенные. Все задания корреспондируются с заданиями на уроках изобразительного искусства,
а описания предлагаемых художественно-прикладных изделий и технических моделей содержат и сведения об истории возникновения и значения их в жизни человека.

В книгу включены различные виды творческой деятельности, предусмотренные типовыми программами для школы. Она является дополнением к теоретическому курсу трудового обучения и позволяет каждому педагогу строить урок по-своему.

Творческие задания разделены по трем темам «Работа с бумагой», «Работа с тканью» и «Работа с природными материалами». Каждая тема подразделяется по типам выполняемых работ: игрушки, оригами, плетение, летающие и плавающие модели, вышивание, мягкие игрушки, композиции из соломки, листьев и трав, музыкальные инструменты и т.п.

Предлагаемые в книге образцы изделий можно увеличивать и уменьшать, придумывать новые формы, причем учителя могут делать это вместе с учениками. В книге учтены последние изменения в программах по трудовому обучению младших школьников.

В.В.ВЫГОНОВ. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. Композиция, подарки, модели.

Книга для учителя. Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

 

Вторая книга В.В.Выгонова содержит оригинальные творческие задания для учащихся начальной школы. Она посвящена, в основном, художественному конструированию, техническому творчеству и изобразительному искусству, навыки которых дети получают на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. На этих уроках работа детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных конструкторско-технических задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных изделий детям можно показать, как работают дизайнеры, что очень важно знать не только процедуру изготовления изделия и свойства используемого материала,
но и представлять, кто будет пользоваться этой вещью, ее экологические и экономические параметры.

Книга состоит из шести глав, посвященных художественному конструированию. В первой главе «Трудовое обучение и математика» рассказывается о масштабах, тени, о геометрических свойствах различных фигур от оригами до петли Мёбиуса.

Во второй главе «Работа по шаблонам» описываются методы изготовления масок животных для настольного «Театра зверей», а в третьей главе «Летающие и плавающие модели» рассказывается о методах конструирования довольно сложных моделей воздушного змея, монгольфьера, катера с водяным колесом.

В главе «Праздники» рассказывается, как делать объемные поздравительные открытки с фигурками различных зверей и цветов. В главе «Работа с нитками и тканью» описываются не только методы росписи и вышивки,
но и рассказывается об истории гобелена, бисерного ткачества. В главе «Работа с разными материалами» рассказывается о методах лепки из глины,
о работе с гипсом, о печатной графике – монотипии и об изготовлении изделий из папье-маше.

Интересные, многогранные задания, ясное описание методов изготовления изделий с объяснением решения конструкторских проблем, технологических задач, приемов работы инструментами и, наконец, проверки изделия в действии и устранения ошибок делают эту книгу В.В.Выгонова незаменимым пособием для педагогов дополнительного образования, руководителей кружков и родителей.

Обозреватель Владимир Севрюгин

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Испытание воспитанием. № 72–2002, с. 1.

Заставить сегодня школу готовить детей не к нынешней жизни, а к какой-то абстрактной, будущей – значит отбросить ее в прошлое.

Дашковская О. Эпоха робкой благотворительности. № 72–2002, с. 1.

Пока в России нет налоговых льгот для спонсоров, даже самые громкие призывы помочь школе не разносятся дальше чиновничьих кабинетов.

Адамский А. Образование – капитал, а не разменная монета. № 75–2002, с. 1.

Сегодня у граждан нет возможности представлять и защищать свои образовательные права и свободы на уровне большой политики.

Иштрикова Н. Концепция профильного обучения: общеобразовательные классы в старшей школе решено сохранить. № 75–2002, с. 1.

На заседании Комитета по образованию и науке Госдумы обсуждался вопрос о концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Борисова Л., Звягинцев В. Частный случай конфликта поколений. № 72–2002, с. 2.

Подросток и его отношения с родителями.

Витковский А. Зачем мы учим выбирать ошибки? № 73–2002, с. 2.

О причинах возникновения проблемы профессионального самоопределения и способах ее разрешения разговор с начальником Управления профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Минтруда М.Бубновым.

Резапкина Г. Поколение «Next»: кто будет строить храм? № 73–2002, с. 2.

Профессиональные намерения и жизненные планы выпускников.

Куркин Е. По ту сторону рынка труда. № 73–2002, с. 2.

Система образования в системе спроса и предложения рабочих мест.

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ

Леонтьева О. Система образования в Дании. № 72–2002, с. 3.

Граждане Дании сами выбирают, в какой школе и по какой программе будут учиться их дети, а государство гарантирует финансовую поддержку любых образовательных учреждений.

РЕЖИССУРА УРОКА

Соломатина Л. Одна отметка на двоих. № 72–2002, с. 4.

Лежнева Л. Совсем не маленькая деталь. № 72–2002, с. 4.

Кадужина Е. Урок, как и науку, творят люди. № 72–2002, с. 4.

Ганькина М. Меню на каждый день: отведайте экзотических блюд! № 72–2002, с. 4.

Савельев С. О том, как я нечаянно организовал очередь в… чулан. № 72–2002, с. 4.

СТАНДАРТ ИДЕТ

Гусева В. Знакомясь с проектом стандарта, учителя чувствуют себя обманутыми.
№ 73–2002, с. 1.

Предъявляя очередные требования к школе, власть почему-то забывает предъявить требования к себе.

Адамский А. Кабинетная игра, в которой школа обречена на проигрыш. № 73–2002, с. 2.

Корень большинства проблем системы образования кроется в том, что Закон «Об образовании» не воспринимается ни прокуратурой, ни финансовыми органами, как равноправный по сравнению с другими законами.

Видимо, чтобы вспомнить о детях, надо забыть о стандартах. № 74–2002, с. 1.

За четыре часа парламентских слушаний об интересах ребенка упомянули лишь один раз.

Зверев А. Разгрузить портфель знаний не удалось. № 74–2002, с. 1.

Авторы стандарта так и не дотянули до заданной самим себе планки в 20 процентов.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 74–2002, с. 5.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 74–2002, с. 6.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Севрюгин В. «Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». № 75–2002, с. 2.

Книга эта не учебник, скорее хрестоматия, сборник документальных свидетельств тех времен, снабженный тематическими статьями – результатами авторских исследований.

Лебедев С. И нельзя прибить на столб табличку: «Здесь в тридцатые годы двадцатого века...» № 75–2002, с. 2.

Размышления на развалинах спецпоселения в ущелье Гакмана, Хибины.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Документы № 88. № 73–2002, с. 1–8.

Предметы будущего времени № 2. № 75–2002, с. 3–6.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Уроки обучения грамоте. № 38–2002, с. 5–12.

Уроки, предложенные учителями по различным темам обучения грамоте.

Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4-м классе. № 39–2002, с. 5–12.

Эта книга – продолжение аналогичных книжек для первого, второго и третьего классов. Число задач в ней таково, что можно выбрать из них задачи для каждого урока: по одной на урок. Задачи решаются дома. Но очень часто нужно разбирать их и в классе.

Продолжение. Начало см. № 41–2001 (1-й класс); № 12–2002 (2-й класс); № 22–2002 (3-й класс).

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Шаврина М. Добрая сказка учит считать. № 38–2002, с. 2.

Урок-сказка для 2-го класса (1–4).

Рашина Л. Путешествие из Орфограмска в Словознайкино. № 38–2002, с. 2–3.

Урок по теме «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения».

Русакова Т. Знакомьтесь, скорость! № 39–2002, с. 2.

Урок в 4-м классе (1–4).

Куданкина С. Как определить склонение. № 39–2002, с. 15.

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3-м (1–3) или 4-м (1–4) классах.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Воронцов А., Чудинова Е. Урок в системе развивающего обучения. № 38–2002, с. 4, 13.

Методика планирования уроков по естествознанию.

Продолжение. Начало см. № 23, 30–2002.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 3–4.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 13–14.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

ПРАЗДНИКИ

Камышанская Н. и др. Осенний день именинника. № 38–2002, с. 15.

Сценарий праздника из цикла именинных праздников по сезонам.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Иштрикова Т. Лист ложится на тетрадь. № 38–2002, с. 16.

Кузнецов А. Путешествие в страну исторических источников. № 38–2002, с. 16.

Путешествие десятое. Портрет Конька-Горбунка.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. Желудочно-кишечные расстройства. № 18–2002, с. 4–5.

Симптомы и лечение.

Продолжение. Начало см. № 12–17–2002.

Якушева Е. Диагноз: острый холецистит. № 18–2002, с. 5.

Лекманов А. Дефицит йода влияет на здоровье. № 18–2002, с. 9.

Недостаток йода приводит к нарушению функции щитовидной железы и возникновению йоддефицитных заболеваний.

Таточенко В. Детские инфекции. № 19–2002, с. 4–5; № 20–2002, с. 4–5.

Вакцинопрофилактика, противопоказания к вакцинации. Управляемые инфекции.

Якушева Е. Диагноз: хронический холецистит. № 20–2002, с. 5.

Палагина Л., Сафронова Л. Сахарный диабет. № 20–2002, с. 8–9.

Что такое диабет и как его контролировать? Что надо делать, чтобы ваш ребенок вел активный образ жизни?

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Брязгунов И., Касатикова Е. Непоседливый ребенок. № 18–2002, с. 20–21; № 19–2002, с. 12–13; № 20–2002, с. 16–17.

В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Воспитатели,
а, прежде всего, учителя начальных классов бьют тревогу.

Продолжение. Начало см. № 11–17–2002.

СКАЖИТЕ, ДОКТОР…

Матвеева М. Откуда берутся неврозы? № 19–2002, с. 11.

На вопросы родителей отвечает врач-психоневролог, профессор А.И.Захаров.

ВОПРОС – ОТВЕТ

Пировская В. Если болезнь позади. № 19–2002, с. 14–15.

Средние сроки начала занятий физическими упражнениями при наиболее распространенных заболеваниях.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Радужный камень. № 18–2002, с. 11–14.

Игра на развитие толерантности для учащихся 3–4-х классов.

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 20–2002, с. 11–12.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 20–2002, с. 13–14.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР

Золин Б. Пилотаж пеномяча. № 18–2002, с. 21.

Рассказ об играх с пеномячом.

ПОДРОСТОК

Варга Д. Дела семейные. № 19–2002, с. 18–19; № 20–2002, с. 18–19.

Автор предлагает поразмышлять над тем, что происходит с детьми и вокруг них в семье, школе, вообще в жизни, поговорить об их праве на доверие, уважение и любовь близких,
о праве на самостоятельность и независимость, об ответственности за совершенные поступки.

Продолжение. Начало см. № 11–17, 19–2002.

Матвеева М. «Нет!» – «пивному детству»! № 19–2002, с. 16.

Что же делать родителям подростков посреди всеобщей пивной вакханалии?

КНИГА В ГАЗЕТЕ

Евграфова Т. Научная организация труда школьника. Осознанное мышление. № 38–2002, с. 5–12; № 39–2002, с. 5–12.

Групповые занятия для учащихся 6—7-х классов.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Цылев В., Орлова В. Каждому свое. № 38–2002, с. 14.

Опыт проведения диагностического обследования детей при поступлении в школу.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Пилипко Н., Диянкова И. Работа для троих. № 39–2002, с. 14–15.

Коррекционная работа с детско-родительской парой в процессе психологического консультирования. Диагностические и коррекционные методики.

Окончание. Начало см. № 36–2002.

НАШИ ДЕТИ

Хухлаева О. На пороге новых возможностей. № 38–2002, с. 4.

Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков.

Продолжение. Начало см. № 34, 36–37–2002.

МЭТРЫ

Степанов С. Человек, который научил мир улыбаться. Дейл Карнеги (1888–1955). № 39–2002, с. 2–3.

Во всем мире Карнеги едва ли не самый известный психолог. И это при том, что профессиональным психологом он никогда не был. Правильнее сказать, что Карнеги был блестящим житейским психологом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Решетникова О. Как помочь Петьке Сидорову? № 38–2002, с. 3.

Беседа со старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии Областного института повышения квалификации работников образования (ОИПКРО) И.П.Посашковой по проблеме подготовки и переподготовки психологов для системы образования.

ИГРОТЕКА

Беглова Т. Я и моя роль в классе. № 38–2002, с. 16; № 39–2002, с. 16.

Сценарий тренингового занятия предназначен для учащихся 8-х классов.

РЕПОРТАЖ

Решетникова О. Из Калининграда – с любовью. № 39–2002, с. 4.

Репортаж о региональной конференции «Комплексный подход к реабилитации детей группы риска средствами образования», которая проходила с 24 по 26 сентября в Калининграде.

КНИЖНЫЙ ШКАФ

В этой рубрике представлены рецензии на книги по психологии.

Степанов С. Психодиагностика невербального поведения. А.Маграбян. № 38–2002, с. 15.

Прочитав эту книгу, вы вряд ли научитесь «видеть людей насквозь», зато поймете,
на каких научных основаниях базируется это искусство.

Решетникова О. Психодиагностика детей. Составитель А.С.Галанов. № 38–2002, с. 15.

Знакомство с этим изданием приближает практических психологов к цивилизованному и корректному использованию диагностических методик.

Артюхова И. Делай так, как я хочу. И.Вагин. № 38–2002, с. 15.

Данное издание по содержанию является абсолютно рациональным: рациональнее некуда.

Степанова М. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. И.И.Мамайчук. № 38–2002, с. 15.

Данная книга знакомит читателя с содержанием и методами собственно психологической помощи детям с проблемами в развитии.

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА

Статьи этой рубрики посвящены проблеме СПИДа и тому, как отвечать на вопросы и какую информацию о СПИДе давать детям. «Первое сентября», № 74–2002, с. 7.

Юдашкина А. [Разные статьи] Единственная защита – знание. Почему молчит семья? Упущено драгоценное время. Говорить об этом все равно придется. Но как?

ПОДРОСТОК

Матвеева М. «Нет!» – «пивному детству»! «Здоровье детей», № 19–2002, с. 16.

Что же делать родителям подростков посреди всеобщей пивной вакханалии?

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Ланцберг В. Любите детей долго и нудно... «Первое сентября», № 73–2002, с. 4.

Мы врем себе, что любим детей, потому что, люби мы их взаправду, мы бы нежно и бережно проращивали в них взрослых.

Что делать, если у подростка появились тайны? «Первое сентября», № 73–2002, с. 4.

Джонсон Д. Когда взрослым не хватает слов. Пер. с англ. М.Никоновой. «Первое сентября», № 73–2002, с. 4.

О грустном, трагическом, непоправимом говорить вообще трудно. Тем более с детьми. Но если вы все-таки найдете в себе силы быть честными в такой момент, то дети поймут, что вам можно верить.

Попова С. В пятнадцать лет она бросила курить. «Первое сентября», № 75–2002, с. 8.

Ребенок – это сюрприз каждый день. Никогда не знаешь, каким будет твое родительское завтра.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Школа индивидуального образования. № 38–2002, с. 7–10.

Образовательная программа для организации курсов повышения квалификации педагогов и руководителей образования по направлению развития содержания образования в старшей школе.

ВЗГЛЯД

Адамский А. «Эврика» в Красноярске. № 38–2002, с. 1.

Обзор учебно-проектной сессии Института «Эврика», проходившей в Свердловском районе Красноярска.

Адамский А. Союз власти и религии. № 39–2002, с. 1.

В школу дети ходят не за верой, а за знанием, что не всегда одно и то же.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Глебова Л. Лекарство от бедности. № 38–2002, с. 4–5.

Лекарством от бедности, по мнению автора, является социальное партнерство – создание институтов экономической солидарности граждан.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 7–8.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 9–10.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Внутренняя свобода учителя. № 38–2002, с. 2.

Внутренне свободные дети и взрослые так редки и появление их так загадочно, что кажется, будто у них особый талант, да еще и прирожденный.

Обострение совести. № 39–2002, с. 2.

Сотрудничество и есть главный способ воспитания внутренне свободных людей, особенно там, где идет совместная работа, например, учение.

ПОЗИЦИЯ

Шестилеткам нужна мама, а семилеткам – Марья Ивановна. № 39–2002, с. 4–5.

Круглый стол «Управления школой» обсуждает проблему обучения детей с шести лет.

ИМПЕРИЯ «ВУЗ»

Алейникова И. Искусство палочной дисциплины. № 39–2002, с. 6.

Автор попытался составить представление о главе вуза как человеке и руководителе. Интервью с ректором Архангельского государственного технического университета О.М.Соколовым.

ОФИС

Семенова Л.Л. Материальная помощь сотрудникам. № 38–2002, с. 11.

Автор отвечает на вопросы, связанные с оформлением и выплатой материальной помощи.

Митюкова Э. Сверхурочные и плата за работу в выходные дни. № 39–2002, с. 11.

Какая работа считается сверхурочной и как она оплачивается?

СЕТЬ

Сомова О. Коммуникативные технологии в действии на сайте гимназии «Корифей». № 39–2002, с. 12–13.

Фрагменты телекоммуникационного моста, который прошел в рамках семинара по коммуникативным технологиям, главной темой которого была, конечно, коммуникация – как новая образовательная предметность и новое пространство педагогического менеджмента.

ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

Архимандрит Кирилл (Павлов). Как получить у Бога просимое? № 38–2002, с. 3.

Слово в Неделю 17-ю Пятидесятнице о силе молитвы хананеянки и об исцелении Иисусом Христом дочери ее.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Седьмой столп. № 39–2002, с. 1, 3.

Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского Собора.

ДИВЕН БОГ ВО ВСЕХ СВЯТЫХ СВОИХ

Шарова В. «Я не для того взял посох, чтобы его оставить». № 39–2002, с. 5.

Краткое жизнеописание священномученика Александра (Щукина), архиепископа Семипалатинского.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

Воропаев В. Благодать там присутствует. № 38–2002, с. 4–5.

Рассказ о посещении Оптиной пустыни Гоголем.

Бройде М. Чудо смирения. № 39–2002, с. 6, 11–13.

Педагог анализирует поступки основных героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», используя воззрения и критерии христианства.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 7–8.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 9–10.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи Пеньковой В.

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

Митрополит Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания. № 39–2002, с. 12–15.

Публикация серии статей на тему православного воспитания.

Богочеловек как Альфа и Омега воспитания. Воспитательный характер первой заповеди.

Продолжение. Начало см. № 35, 37–2002.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Клюева Ю. «Неправедные Царства Божия не наследуют». № 38–2002, с. 11.

Конспект урока для средней школы, посвященный изучению шестой и седьмой заповедей Божиих.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Пряшников А. У озера хорошо. № 38–2002, с. 8–10.

Рассказ о православном детском лагере.

ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО

Кутковой В. Икона и дети. № 39–2002, с. 4–5.

В воскресных школах мы обязаны учить детей понимать сложный язык иконы, но никак не «сосдавать» ее.

ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Желтов М. Хэллоуин «по американскому обряду». № 38–2002, с. 6–7.

Публикация о новомодном языческом празднике.

ПАЛОМНИЧЕСТВО

Черепанова Г. К преподобному Севастиану Карагандинскому. № 39–2002, с. 13, 15.

Впечатления от поездки.

LANGUAGE SKILLS

Writing. № 38–2002, p. 3.

Autumn is the Time. Little or Big? Idioms: the Way We Behave.

Listening. № 39–2002, p. 3.

What does Betty Do Every Day? Kites’ Day. Are You Hooked?

ASPECTS OF LANGUAGE

Vocabulary. № 38–2002, p. 4.

Sun is to Day as Moon is to Night. The Year. Study up. Fear not.

Spelling&Pronunciation. № 39–2002, p. 4.

Silent Knight! The Correct Spelling. Double Trouble. Fussing About F.

METHODS OF TEACHING

Никитенко С.Г. Интернет для учителя английского языка. № 38–2002, p. 5, 16.

Аналитический обзор ресурсов.

Continued from № 37–2002.

Смелова Л. Обучение чтению в 5-м классе. № 38–2002, p. 7–10.

Вводный фонетический курс. Автор предлагает различные фонетические упражнения и игры.

Vlasova I. The Importance of Classroom Discussion in Fostering Tolerance. № 39–2002, p. 12.

Балашова Т.А. Nirvana на уроке английского языка. № 39–2002, p. 14.

Работа над песней развивает навыки аудирования и перевода, она знакомит с современной разговорной лексикой, выполняет коммуникативную функцию, песня дает «живые» грамматические конструкции.

CLASSROOM ACTIVITIES

Abramova T. Developing Vocabulary. № 38–2002, p. 11.

How to make a student learn so many new words?

Сидорова А. Диктанты к учебнику IV класса под редакцией И.Н.Верещагиной. № 39–2002, p. 5.

Эскина М. Маугли и его друзья. № 39–2002, p. 6.

Урок толерантности в 1-м классе.

Povlotskaya R. Traditions and Manners. № 39–2002, p. 11.

Урок толерантности в 8-м классе.

TESTS

Abramova T. Review Test. № 38–2002, p. 12.

Test to Happy English 1 Grade 6 (Unit 7).

WONDERING WANDERERS

Exploring Wales. № 38–2002, p. 1, 14.

Let’s travel about Wales first, visit some of its most interesting places and then speak about some of its festivals.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 7–8.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 9–10.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

LIFE THERE

London Press Service Informs. № 38–2002, p. 2; № 39–2002, p. 2.

Cahier d’exercices (Упражнения по грамматике)

Revision des pronoms possessifs, n° 19, 2002, p. 5.

Pronoms interrogatifs, n° 20, 2002, p.p. 6–7.

Pronoms. Revision, n° 21, 2002, p. 8.

Sujet de conversation (Темы в помощь учителю)

Ma famille, n° 21, 2002, p. 9.

Le francais sans frontieres (О положении французского языка в мире)

Roland Delroche, La Belgique : un pays modele par ses langues, n° 19, 2002, p.p. 6–7.

La Federation internationale des professeurs de francais poursuit ses activites en Russie : projet d’atelier du francais scientifique, n° 21, 2002, p. 11.

Ecole (О жизни школы)

Alla Cheinina, Le troisieme siecle de baccalaureat (1801-2002) en France, n° 19, 2002, p.p. 8–9.

Peinture (О художниках)

Greta Tchesnovitskaya, « L’artiste d’aujourd’hui doit sans cesse se mesurer a des grands maitres. »,
n° 19, 2002, p. 10.

Page litteraire (Литературная странца)

Guy de Maupassant, Le parapluie, n° 19, 2002, p. 15.

Chantal Pelletier. Comme une image, n° 20, 2002, p. 15.

Marie-Claude Hubert, Ecritures feminines, n° 21, 2002, p.p. 12–13.

Colette. Reine de la terre, n° 21, 2002, p.p. 14–15.

Les Routes de l’Histoire (История Франции)

Veronika Pylakina, Le prince-president et le retablissement de l’Empire, n° 19, 2002, p.p. 16–17.

Chansons et musique (История французской песни)

Alla Cheinina, Montand : « On ne refait pas sa vie, on la continue. » n° 19, 2002, p.p. 18–19.

Alla Cheinina, Charles Aznavour, « un regard de sage », n° 21, 2002, p.p. 18–21.

Atelier poetique (Поэтическая страница)

Paul Eluard. Ce grand poete nous a quittes il y a 50 ans, n° 19, 2002, p. 20.

Cinema (Все о кино)

Francoise et Catherine. Les ames s?urs, n° 19, 2002, p. 21.

Ecologie (Экология)

Sauvons-la !

La France fait encore preuve de vitalite demographique, n° 20, 2002, p. 4.

Bonjour, Monsieur le Maitre d’ecole (Страница школьного учителя)

Comparaisons francaises

Genre de noms que la langue russe a empruntes au francais, n° 20, 2002, p. 5.

Natalia Efremova, La Route de la liberte (lecon), n° 21, 2002, p.p. 6-7.

Natalia Dymnova, Bon anniveraire, chere ecole ! n° 21, 2002, p. 10.

Francophonie (О странах франкофонии)

Nicolas Bouvier, L’usage du monde, n° 20, 2002, p. 8.

Droits de l’Homme (Права человека)

Handicap International, « Vivre debout ! », n° 21, 2002, p.p. 16–17.

Theatre (Театр)

Theatre : changer nos representations, n° 21, 2002, p. 22.

Sylvaine Hinglais, Cocorico, piece de theatre, n° 21, 2002, p.22.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ (Вкладка)

Рухленко Н.М. Урок русского языка в 10-м классе (с углубленным изучением предмета). № 38–2002, с. 1–9.

Урок по теме «Переход одних частей речи в другие».

Евграфова С.М. В поисках общего знаменателя. № 38–2002, с. 10–12.

Фундаментом курса русского языка в старших классах должна быть словесность, работа с текстом (художественным, научно-популярным, публицистическим).

Кац Е.А. Дидактические материалы. № 38–2002, с. 13–16.

Тексты для 10–11-х классов.

Крылова И.В. Нетрадиционные формы контроля на уроках русского языка. № 39–2002, с. 1–16.

Тексты и задания к ним для 7–8-х классов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Обожина М.М. Коллективная творческая работа «Разговор двух сумок». № 39–2002, с. 15.

Урок в 5-м классе.

Леонтьева Т. Диктанты с заданиями. № 39–2002, с. 15.

Тексты и задания к ним для 7–9-х классов.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 7–8.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 9–10.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

ЖИЗНЬ ЯЗЫКА

Шапиро Н.А. Отцы и дети. № 38–2002, с. 1–2.

Автор приводит некоторые результаты социолингвистического исследования, которое проводилось среди учителей русского языка и учеников с целью выяснения, на одном ли языке мы говорим с нашими учениками.

Парубченко Л.Б. Когда пунктуационные правила неправы… № 38–2002, с. 4, 14.

Пунктуация уже по самому определению своему субъективна, а потому – и в этом ее принципиальное отличие от орфографии – в большинстве случаев с необходимостью вариативна.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Краснова Н.А. Слова похвалы и порицания в педагогической речи. № 39–2002, с. 1–2.

Автор предлагает для учителей словарь-справочник «Как хвалить ученика», составленный на материалах широко известных словарей русского языка, и надеется, что словарь поможет учителям сделать похвалу более выразительной.

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Полежаева Е.А. Правописание окончаний глаголов. № 38–2002, с. 15.

Кроссворд.

Рочко Т. Без вины виноватый. № 38–2002, с. 16.

Интересный рассказ для урока фонетики.

Либерцева В.В. Игра «Звездный час». № 39–2002, с. 16.

Урок по теме: Устаревшие слова из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Я ИДУ НА УРОК

Павлова М. Поэт и толпа. № 39–2002, с. 11.

В.Маяковский «Нате!» и М.Цветаева «Квиты: вами я объедена»: перекличка через двадцать лет. Урок-сопоставление двух стихотворений.

ШТУДИИ

Ваншенкин К. Из записей. № 38–2002, с. 14–15.

Сколько лет прошло с того антипастернаковского безумия — исключений, гонений, улюлюканий! О людях, поносивших поэта, говорилось не раз, особенно о тех, от кого не ожидали. Иных это просто потрясло, в том числе и некоторых из самих выступавших. Причём на всю жизнь. Единственным человеком, голосовавшим на московском собрании против исключения, оказалась женщина.

Сергеева-Клятис А. М.Цветаева и К.Батюшков. К вопросу о творческом диалоге. № 39–2002, с. 12–13.

Мы не можем с уверенностью утверждать, что Батюшков был для Цветаевой актуальным поэтом, зато Байрон несомненно входит в число кумиров. Тем не менее, батюшковский текст не остаётся для Цветаевой только отправной точкой, она глубоко вчитывается в него и вполне сознательно перерабатывает его образы.

ПАНТЕОН

Киреев Р. Чехов. Посещение бога. Из книги «Семь великих смертей». № 38–2002, с. 5–12.

Россия ждала смерти Чехова. Ну, не так чтобы прямо ждала, откровенно и нетерпеливо, но — ждала, что не особенно-то и скрывала. Предрекала — публично! — скорый и необратимый закат столь ослепительно вспыхнувшего таланта, смерть под забором предрекала и прочие ужасные вещи.

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Соболев Л. От Гоголя до Чехова. № 38–2002, с. 1–3.

Обзор учебников для 10-го класса.

Борисенко Н. А нужен ли учебник? № 39–2002, с. 1–3.

Обзор учебников для 11-го класса.

Соловьева Н. Турнир эрудитов по творчеству М.Цветаевой. № 39–2002, с. 5–6.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 7–8.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 9–10.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

СЛОВАРЬ

Шайтанов И. Античная лирика. № 39–2002, с. 14–15.

Первые стихи о любви написаны более четырёх тысяч лет назад. Можем ли мы назвать их стихами, то есть поэзией, какую читаем в журналах и книгах?

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Вагеманс Э. Русская литература от Петра Великого до наших дней. № 38–2002, с. 3.

Пользы от этой книги намного больше, чем вреда: в конце концов, частные ошибки можно исправить, а вот общей картины русской литературы нам давно никто не представлял. Спасибо!

Красников Г. Роковая зацепка за жизнь, или В поисках утраченного Неба. № 39–2002, с. 3.

Разнообразный живой материал по русской литературе ХХ века, собранный в этой книге, куда полезнее многих сочинений, выходящих в свет с ответственным титулом учебной литературы.

ИЗ НОВОЙ КНИГИ

Кошель П.А. Первоначальный Петербург: обитатели города на фоне болот и архитектуры. № 38–2002, с. 1–13.

О петербургских домах можно рассказывать бесконечно. О людях, их некогда населявших, — тоже. И здания, и их обитатели создали своеобразный дух города. История Петербурга всё еще пишется — и в камне, и на бумаге…

Продолжение. Начало см. № 35–36–2002.

ПОДРОБНОСТИ

Кошель П.А. Политический сыск в России 100 лет назад. № 39–2002, с. 1–6, 12–16.

Относиться к политическому сыску можно по-разному, но отрицать его необходимость нельзя; в тех или иных формах он существовал и существует во всех государствах мира, причем применялись и применяются весьма сходные технические приемы — независимо от варианта общественного строя и целей властей.

РЕЦЕНЗИЯ

Дмитренко С. «Неприкосновенный Запас» № 04/2002: истории с литературой. № 38–2002, с. 13.

Обзор статей журнала.

УЧЕБНЫЕ КНИГИ: ОБЗОР

Берелович В. Современные российские учебники истории: многоликая истина или очередная национальная идея? № 38–2002, с. 14–16.

Искажение или отрицание истины сегодня происходит уже не с помощью ссылок на главенствующую идеологию, как во времена Сталина или Брежнева. Оно легко, можно сказать, победоносно, утверждается во имя нации, которая производит собственные ценности и критерии, без всякой нужды в каких-либо основаниях помимо самой себя.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 7–8.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 9–10.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Румянцева О. Вечный странник. По следам Одиссея. № 19–2002, с. 5.

Урок для 8-го класса.

XX ВЕК САМ О СЕБЕ

Дуларидзе Л. Бунюэль. № 18–2002, с. 5–8.

Величие Бунюэля в том, что в его абсолютно бесстрашном видении мира зритель может черпать уникальное знание и силу. Безошибочный диагноз, который он ставит в своих фильмах, не вызывает тоски и отчаяния.

Шилов К. Петров-Водкин. № 19–2002, с. 1–4.

К.С.Петров-Водкин был не только мастером живописи и рисунка, но и своеобразным, оригинальным мыслителем-теоретиком, автором многих статей, а также педагогом, создавшим соответствующую его учениям педагогическую систему.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Герчук Ю. Искусство XVIII века. № 18–2002, с. 9–10, 15–16; № 19–2002, с. 11–14.

Продолжение книги. Начало ее публикации с № 4–1999.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Радужный камень. № 18–2002, с. 11–14.

Игра на развитие толерантности для учащихся 3–4-х классов.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

МАСТЕРА

Киселев М. Поиски идеала в творчестве Ханса фон Маре. № 19–2002, с. 17–18.

Романтический уход в мир мечты, сожаление об утрате искусством высоких духовных идеалов привлекло к творчеству художника символистов и представителей стиля модерн.

УРОКИ МУЗЫКИ

Перельман Н. Пятиминутка в классе рояля или «Гомеопатическое» чтение для учителя и ученика. № 19–2002, с. 9.

Остроумные афоризмы.

Продолжение. Начало см. № 13, 15, 17–2002.

Садыкова Е. Музыкальная викторина. № 19–2002, с. 10.

Урок для 6-го класса.

ТЕАТР

Питер Брук. Нити времени. Книга воспоминаний. Пер. М.Стронина. № 18–2002, с. 22; № 19–2002, с. 20–22.

Продолжение. Начало см. № 2–13, 15–17–2002.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Кузнецов Э. Юрий Васнецов. № 18–2002, с. 23; № 19–2002, с. 22–23.

Последняя отрада.

Продолжение. Начало см. № 1–13, 15–17–2002.

МУЗЕИ МИРА

Никитюк О. Музей Прадо в Мадриде. № 18–2002, с. 1–5.

Один из самых значительных музеев мира, он обладает выдающейся коллекцией западноевропейской живописи XV–XIX веков.

ОФИЦИАЛЬНО

Минобразования РФ. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт». Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Под ред. Э.Д.Днепрова и В.Д.Шадрикова. № 18–2002, с. 18–20.

Проект образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования по искусству.

Я ИДУ НА УРОК

Пичугина Г.В. «Наш второй хлеб». № 38–2002, с. 2–4.

Социально-педагогический проект для сельских школ.

Шустова Л.И. Ее величество ботаника. № 39–2002, с. 2–3.

Ботанический эрудицион для 6-х классов.

Павлова И.Р. Плесневые грибы. Дрожжи. № 39–2002, с. 3.

Урок в 7-м классе.

БОТАНИКА

Баринова М.А. Немного о выращивании дикорастущих растений. № 38–2002, с. 6–7.

Разведение в культуре дикорастущих растений – еще один шаг на пути к компромиссу между нашими хозяйственными потребностями и жизненными интересами других видов, живущих с нами на одной Земле.

Горяшко А. Обитаемый остров в море биологической литературы. № 38–2002, с. 8–9.

После этой книги уже никогда не удастся предаться иллюзии о некоем исключительном, царском, положении человека в природе, ощутить человека венцом творения.

Врищ А.Э. и др. Лабораторные работы по ботанике и зоологии. № 38–2002, с. 12–13; № 39–2002, с. 6.

Методическое пособие для 6–8-х классов.

Продолжение. Начало см. № 37–2002.

ЗООЛОГИЯ

Зданович В.В. Акулы и скаты в пресных водах. № 38–2002, с. 10.

В целом для обитающих в пресных водоемах хрящевых рыб характерны все те же биологические особенности, которые свойственны и их морским сородичам.

Зданович В.В. Рыбы, которые строят гнезда. № 38–2002, с. 10.

Феоктистова Н.Ю. Рогозуб – ровесник динозавров. № 39–2002, с. 1, 13.

Они были свидетелями расцвета динозавров, появления первых цветковых растений и млекопитающих, включая человека. Они пережили множество катаклизмов и выжили. А вот теперь дальнейшее существование рогозубов находится под угрозой.

КОПИЛКА ОПЫТА

Даянова Т.Д. Тесты для проведения итоговой аттестации по биологии за курс основной школы. № 38–2002, с. 14; № 39–2002, с. 14.

Продолжение. Начало см. № 29–32, 35–37–2002.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Афонькин С.Ю. Грозит ли мужчинам репродуктивная катастрофа? № 38–2002, с.1, 5.

Биологи и медики пришли к заключению, что, несмотря на некоторые различия в данных, наблюдается общий процесс снижения сперматогенной функции человека.

Западный В.А., Медведева А.А. Краткая характеристика наиболее часто встречающихся болезней человека. № 38–2002, с. 14; № 39–2002, с. 15.

Продолжение. Начало см. № 37–2002.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 7–8.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 9–10.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

ИСТОРИЯ НАУКИ

Чаурина Р.А. Начальник водорослей. Ксения Петровна Гемп. № 39–2002, с. 4–5.

Она была явлением в истории, науке и культуре России. Всю свою жизнь она прожила во имя общего Духа, делающего человека Человеком.

МЕТОДИКА

Зайцев О.С. Учебная книга по химии. № 38–2002, с. 6; № 39–2002, с. 4.

Учебник, задачник, лабораторный практикум, научные рассказы для чтения для учителей средних школ, студентов педагогических вузов и школьников 9–10-х классов.

Продолжение. Начало см. № 4–14, 16–28, 30–34, 37–2002.

Большакова Е.Н. Конкурс «Юный химик». № 39–2002, с. 15.

Задания очного тура областного конкурса для 8-го класса.

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Сугатова В.Ф., Малеев В.В. Наркотики: химия и медицина. № 39–2002, с. 3, 14.

Авторский курс представляет собой попытку рассказать о наркотиках и последствиях их употребления. Данный материал может стать не просто интересной информацией, а послужить своеобразной заготовкой для создания своего творческого курса.

Продолжение. Начало см. № 36–2002.

НОВЫЕ КНИГИ

Селезнева О.Н., Ахметов М.А. Учебно-методическое пособие. 8-й класс. № 38–2002, с. 7–12; № 39–2002, с. 5–6, 11–12.

Продолжение. Начало см. № 31–37–2002.

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Цветкова Н.И. Жизнь обитателей большого дома. № 38–2002, с. 14–15.

Химический вечер.

Гордеев А.С. Тесты по органической химии. № 38–2002, с. 16.

Для 11-х классов инженерно-химического профиля.

Любимова Л.А. Ключевой алгоритм решения базовых задач. № 39–2002, с. 13.

Автор предлагает основные этапы совместной деятельности учителя и ученика при изучении методов решения задач.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 7–8.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 9–10.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

ЛЕТОПИСЬ ВАЖНЕЙШИХ ОТКРЫТИЙ

Вишневская И.А. Синтез пентафенилфосфора. Реакция Виттига. № 38–2002, с. 4–5.

Несмотря на то, что реакция была открыта случайно, ее значение бесценно для получения многих фармацевтических препаратов.

Трифонов Д.Н. «Последовательность событий». № 39–2002, с. 1–2.

К 150-летию Уильяма Рамзая.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Фадеев Г.Н. «Мы попадем с вами в ситуацию совершенно полного идиотизма…». № 38–2002, с. 1–3, 15.

Дискуссия, которая состоялась на Московском педагогическом марафоне учебных предметов в апреле, по проблеме состояния образования на сегодняшний день и его реформы.

Я ИДУ НА УРОК

Шпетный В.П. Формула страны. № 39–2002, с. 10.

Авторская разработка, дающая умение представлять пространственную и некоторую количественную информацию о странах в виде знаковой формулы.

МЕСТО

Джеймс И.О., Слука Н.А. Лондон: мировой город со стажем. № 38–2002, с. 3–14.

Наиболее интересный итог столетий — город в целом, его система, материально воплотившая в своем многообразии сложность исторических судеб страны, противоречий ее социального строя.

Продолжение. Начало см. № 34, 36–2002.

Агранат Г.А. Аляска. Новая модель развития ресурсного региона. № 39–2002, с. 3–6.

Уязвимость аляскинской модели подтвердилась временем. Многие ее социальные достижения тускнеют, размываются под натиском глобализационных процессов.

Продолжение. Начало см. № 37–2002.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 13–16.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 17–20.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Лазаревич К.С. Сравните климат. № 38–2002, с. 21–22, 28.

Работа с климатограммами.

Продолжение. Начало см. № 34–2002.

УЧЕБНИК

Смирнова М.В. Побуждает интерес к предмету. № 38–2002, с. 15.

Рецензия на учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений В.А.Кошевого, А.А.Лобжанидзе. «География. Земля».

ЧИСЛА

Индекс человеческого развития. № 38–2002, с. 18.

Таблица, составленная экспертами ПРООН в 2002 г.

ЧТЕНИЯ

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. 1869. Избранные главы. № 38–2002, с. 19–20.

«Чисто политический патриотизм возможен для Франции, Англии, Италии, но невозможен для России, потому что Россия и эти страны — единицы неодинакового порядка».

Продолжение. Начало см. № 34, 36–37–2002.

ИЗ НОВОЙ КНИГИ

Максаковский В.П. Конфликтные ситуации. № 39–2002, с. 7–9.

В последнее время глобальный характер приобрели проблемы, связанные со столкновениями культур, этносов, религий, с вопросами нравственности и общественного поведения. Как правило, к ним относят национализм, преступность, терроризм, наркоманию, дефицит демократии.

КОНКУРС

Чемпионат по геофутболу. № 39–2002, с. 23–27.

Определены призеры газеты «География».

Продолжение. Начало см. № 37–2002.

Я ИДУ НА УРОК

Савинкова Г.Л. Особенности плавления и парообразования. № 39–2002, с. 1–2, 13.

Урок по методу проектов в 8-м классе.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Ефимова В.Г. Взаимообмен знаниями при решении задач. № 38–2002, с. 1.

Коллективные способы обучения.

АБИТУРИЕНТУ

Чесноков С.С. и др. Хочу учиться на ВМК! № 38–2002, с. 2.

Задачи, предлагавшиеся на вступительных экзаменах на факультет вычислительной математики и кибернетики в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2002 г.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Сауров Ю.А. Тесты диагностики достижений школьников. № 38–2002, с. •••1–3.

Базовый курс. 7-й класс.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Поваляев О.А., Хоменко С.В. Демонстрационный эксперимент по волновой оптике. № 38–2002, с. •1–5.

Комплект демонстрационного оборудования.

Гоциридзе Г.Ш. Практические работы. № 38–2002, с. •5.

Бражников М.А. К расчету громоотвода. № 38–2002, с. •6.

Задача для 10-го класса.

Жданов С.А., Панова Е.Е. Лабораторный практикум. № 39–2002, с. •1–4.

Лабораторные работы в 9-х и 11-х классах.

Материалы для проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования. № 39–2002, с. •4–8.

Примерные поурочные планирования к различным учебникам физики в 11-м классе.

ФАКУЛЬТАТИВ

Геттис Э. и др. Физика классическая и современная. Пер. с англ. В.А.Грибова. № 38–2002, с. ••1–4.

Глава 3. Одномерное движение.

Продолжение. Начало см. № 18, 22, 30, 32–2002.

Чандрасекар Б. Почему все вокруг такое, какое оно есть? № 39–2002, с. ••1–4.

Продолжение. Начало см. № 23, 35–2002.

АСТРОНОМИЯ

Максименко А.В. Контрольные работы. № 38–2002, с. ••••1–7.

Контрольные работы для 11-го класса к учебнику Е.П.Левитана «Астрономия–11».

Окончание. Начало см. № 14–2002.

ПРАВОВАЯ СТРАНИЧКА

Болотова Е.Л. Трудовой договор учителя. № 38–2002, с. •7–8.

Порядок приема на работу.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 7–8.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 9–10.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

ПРОБЛЕМА

Кудрявцев Л. Модернизация средней школы и математическое образование. № 38–2002, с. 1–5.

Автор рассматривает вопросы взаимосвязи среднего и высшего образования.

ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Махлушева В. «Действия над десятичными дробями». № 39–2002, с. 3–4.

Урок–сказка для 5-го класса.

Халуева В. «Треугольник». № 39–2002, с. 6–7.

Урок – воздушный десант в 5-м классе.

Романенко Л. «Бенефис дробей». № 39–2002, с. 8–10.

Спектакль в 6-м классе.

Нагорнова Л. «Свойства действий с рациональными числами». № 39–2002, с. 10–12.

Урок самоуправления в 6-м классе.

Воронцева Е. «В мире формул». № 39–2002, с. 14–16.

Урок-путешествие в 7-м классе.

Буркина Н. «Доказательство от противного». № 39–2002, с. 18–20.

Методическая разработка урока геометрии в 7-м классе.

Бородина Н. «Приложение производной». № 39–2002, с. 29–35.

Урок-деловая игра «Менты» в 8-м классе.

Гаврилюк Л. «Действия с алгебраическими дробями». № 39–2002, с. 35–36.

Урок-игра в 8-м классе.

Назмукаева Г. «Подобие фигур». № 39–2002, с. 37–42.

Урок-путешествие по геометрии в 9-м классе.

Андреева В. «Пик знаний». № 39–2002, с. 43–45.

Урок-игра в 10-м классе.

Халуева В. «Функция. Преобразование графиков». № 39–2002, с. 46–48.

Математическое кафе для 10–11-х классов.

МЕТОДИКА

Зив Б., Гольдич В. Новые дидактические материалы. № 38–2002, с. 9–10.

Самостоятельные работы для 7–9-х классов.

Продолжение. Начало см. № 9–15, 17–20, 22–23, 25–28, 31–36–2002.

Мигина Л. Тестовые задания. № 38–2002, с. 11–14.

Задания к различным разделам алгебры для 7-го класса.

Минаева С. и др. Алгебраические дроби. № 38–2002, с. 15–17.

Методические рекомендации для учителей, работающих в 8-м классе по учебному комплекту «Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных» под ред. Г.В.Дорофеева.

Продолжение. Начало см. № 37–2002.

Муравин Г. Методические рекомендации. № 38–2002, с. 19–21.

Рекомендации к первой главе учебника «Алгебра. 8», в которой рассматривается одна из центральных тем курса алгебры.

Окончание. Начало см. № 37–2002.

Морозова О. Тематические зачеты. № 38–2002, с. 22–26.

Зачеты по геометрии для 10–11-х классов.

Продолжение. Начало см. № 37–2002.

Шабанова М., Котова С. Уравнения и неравенства с параметрами. № 38–2002, с. 27–32.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

УЧЕБНИК

Башмаков М. Новый учебник. № 38–2002, с. 6–8.

Автор представляет новый учебник по алгебре для 7–9-х классов и тематическое планирование к нему.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Козлова В.А., Плаксин М.А. Это мы не проходили?.. Обзор методик и программной поддержки курса информатики в 1–7-х классах. № 38–2002, с. 3–7.

Лекция № 3. Интеграция информатики с предметами начальной школы.

Продолжение. Начало см. № 34, 36–2002.

Шестаков А.П. Компьютерное математическое моделирование. № 38–2002, с. 8–15.

Лекция № 2 Моделирование в естественных науках. Несколько классических моделей физики.

Продолжение. Начало см. № 34, 36–2002.

Еремин Е.А. Основы вычислительной техники. № 39–2002, с. 3–9.

Лекция № 4. «Память ЭВМ: ОЗУ».

Продолжение. Начало см. № 33, 35, 37–2002.

Отставнов М. Свободное программное обеспечение в школе. № 39–2002, с. 10–11, 23–25.

Лекция № 1. «OPENWRITER – свободный WORD-процессор».

Продолжение. Начало см. № 37–2002.

НА СТЕНД В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

Интересная информация для Вас и ваших учеников.

Учебно-развлекательная стенгазета «Информатик@» № 3. № 38–2002, с. 24–25.

Модемы: прошлое, настоящее, будущее. № 39–2002, с. 12, 21.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Златопольский Д.М. Задачник по Microsoft Excel. № 38–2002, с. 35–40.

Раздел 4. «Задачи, решаемые с использованием одной функции».

Продолжение. Начало см. № 22, 24, 36–2002.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 13–16.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 17–20.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

ПРОЕКТЫ

Гутман Г.Н. Методическое пособие «Проекты на Delphi». № 38–2002, с. 31–34.

Пособие рассматривает небольшие учебные проекты, которые, являясь простыми, допускают дальнейшее творческое развитие.

Окончание. Начало см. № 37–2002.

ОЛИМПИАДЫ

Кирюхин В.М. XIV Международная олимпиада школьников по информатике. № 38–2002, с.1, 41–46, 48.

Автор рассматривает вопросы настоящего и будущего олимпиадного движения, технических и программных средств, применяемых на международных олимпиадах, а также разбирает задачи последней олимпиады.

ЗАДАЧИ

Андреева Е.В., Егоров Ю.Е. Вычислительная геометрия на плоскости. № 39–2002, с. 26–31.

Подходы к решению геометрических задач на плоскости, которые позволяют достаточно быстро и максимально просто получать решения большинства элементарных подзадач.

TopList