Издательский дом
Выпуск 03 (15) • вкладка в БШ № 03 (87) • 1–15
февраля 2003
Час тихого чтения
Я
ИДУ
НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 5 КЛАСС.
Книга для учителя. Редактор-составитель
С.В. Волков. Библиотека «Первого сентября».
Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2001
Сборник содержит разнообразные
материалы для подготовки к уроку литературы в 5-м
классе. Переход от предмета «Чтение» в начальной
школе к предмету «Литература» в 5-м классе один из
самых сложных в школьном образовании. Цель
сборника – помочь учителю совершить с детьми
этот переход менее болезненно. В сборнике
представлены разработки уроков по фольклору,
народным сказкам, русской и иностранной,
классической и современной литературе для детей
и о детях.
В разделе «Фольклор» системный подход
к фольклорным жанрам демонстрируется на
примерах эпических, лирических, драматических
произведений народного творчества. В этом
разделе разъясняются особенности отображения в
фольклоре народной жизни – обрядов, воспитания
детей, передачи им семейных традиций и
исторических сведений.
В разделе «Литературные сказки»
помещены разработки уроков литературы по
сказкам А.С.Пушкина, Ю.К.Олеши, Л.Кэрролла, а также
описания литературных игр и викторин по сказкам
Х.К.Андерсена, В.Гауфа и Ш.Перро.
В разделе «Басни» опубликованы статья
Ст.Рассадина о басне как «маленькой драме» и две
статьи В.Коровина о поэтических и нравственных
аспектах басен И.А.Крылова.
Для того, чтобы разговор о поэзии не
превратился в скучный формальный анализ, в
разделе «Лирические стихотворения» кроме
вопросов и заданий по программе, даны наблюдения
над особенностями лирики А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева,
Н.С.Гумилева, Б.Л.Пастернака, идет обсуждение
стихотворений «Вечер» А.А.Фета и «Вечер»
И.А.Бунина, сопоставление поэтических
особенностей переводов М.Ю.Лермонтова,
И.Ф.Анненского и В.Я.Брюсова стихотворения Гете
«Горные вершины».
В разделах «Русская классическая
литература», «Тема детства в произведениях
русских писателей» и «Детская зарубежная
литература» помещены разработки уроков по
произведениям И.Тургенева, И.Шмелева,
В.Астафьева, Ю.Яковлева, дидактический материал
по книгам Дж.Свифта, урок-игра на пиратские и
приключенческие темы в литературе.
В разделе «Развитие творческих
способностей» на примерах творчества Э.Лира,
Л.Кэрролла, Д.Хармса, А.Введенского и других
замечательных поэтов рассказывается о том, как
сами поэты играют в словесные игры, как из урока
литературы сделать праздник и для учеников, и для
учителя.
Я
ИДУ НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1970 – 1990-е годы.
Книга для учителя. Составление
и общая редакция С. Ф. Дмитриенко. Библиотека
«Первого сентября». Издательство «Первое
сентября»,
Москва, 2002
В книгу вошли лучшие методические
разработки уроков и статьи о современной русской
литературе, опубликованные в еженедельнике
«Литература» – газете Издательского дома
«Первое сентября».
Книга имеет два раздела. В первом –
«Актуальные вопросы изучения современной
русской литературы» – помещены статьи,
очерчивающие основные направления русской
литературы 1970–1990-х годов. В этих статьях
показано, как при характерной для процесса
развития русской литературы XX ве-ка
пространственной, временной и даже личностной
раздробленности, уже в наше время выявляется ее
цельность, единство в устремленности к духовной
самостоятельности, обращенность к судьбам
личности в потоке истории.
В статьях о «деревенской» прозе, о
военной тематике отмечается, что книги русских
писателей дают исчерпывающую картину жизни
русского крестьянства в XX веке, говорят о
жестокой правде войны. В статьях первой части
книги ясно показано, что многие книги,
опубликованные в 1970 – 1990-х годах – это не факты
истории литературы, а высокая проза, достойно
стоящая в ряду великой русской литературы.
В статьях «Постмодернизм» и «Новое
тысячелетие, новая литература» обсуждаются
проблемы современной литературы, особенности
творчества некоторых современных писателей
(Марка Харитонова, Владимира Шарова, Виктора
Пелевина и др.). Особенно интересны размышления
об умении отличать постмодернистские
произведения (в частности, «игровые» стихи и
прозу) от коммерческих изделий или «чтива».
Во втором разделе книги помещены
методические материалы (системы уроков,
викторины, уроки-размышления), о творчестве
писателей 1970–1990-х годов – Ю.П.Казакова и
В.Ф.Тендрякова, В.П.Астафьева и Е.И.Носова,
В.А.Солоухина и В.М.Шукшина, очерки о жизни и
творчестве которых помещены в первой части
книги.
Я
ИДУ
НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 9 КЛАСС.
Книга
для учителя. Редактор-составитель
С.В. Волков.
Библиотека «Первого сентября».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2000
Сборник посвящен творчеству
писателей, чьи произведения входят в школьную
программу по литературе для 9-го класса. В книгу
вошли материалы, напечатанные в разное время в
еженедельнике «Литература» – приложении к
газете «Первое сентября». Это аналитические
статьи, разработки уроков, рецензии, а также игры
и викторины, посвященные творчеству русских
писателей первой половины XIX века –
А.С.Грибоедову, А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову и
Н.В.Гоголю, а также Дж.Байрону и У.Шекспиру.
Раздел, посвященный А.С.Грибоедову,
состоит из статей о парадоксах сюжета, жанров,
героев «Горя от ума», о драматургическом
мастерстве А.С.Грибоедова, о проницательных
замечаниях А.С.Пушкина по поводу грибоедовской
комедии.
Размышления о поэзии А.С.Пушкина,
материалы для уроков и консультаций,
рекомендации, как писать сочинение по теме
«Евгений Онегин» – все это в восьми статьях
касающихся творчества поэта и его судьбы в
разделе «А.С.Пушкин».
Статьи третьего раздела посвящены
лирике М.Ю.Лермонтова, его поэме «Демон» и
загадкам «Фаталиста» и «Героя нашего времени».
В раздел «Н.В.Гоголь» вошли статьи о
художественном мире писателя, о творческом
чтении его повестей и поэмы «Мертвые души».
Творчеству Дж.Байрона, его поэме
«Паломничество Чайлд Гарольда», а также трагедии
У.Шекспира «Гамлет» и «гамлетовском» в русской
поэзии посвящены статьи раздела «Зарубежная
литература».
Сценарии литературной викторины
«Литературная дуэль» по комедии А.С.Грибоедова и
литературной игры «Проще простого» по лексике
русских поэтов и писателей XVIII века удачно
завершают этот сборник.
Я
ИДУ
НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС.
Книга для учителя. Редактор-составитель С.В.
Волков.
Библиотека «Первого сентября».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2000
Сборник целиком посвящен литературе
второй половины XIX века. В книгу вошли материалы,
напечатанные в разное время в еженедельнике
«Литература» – приложении к газете «Первое
сентября». Это аналитические статьи, разработки
уроков, рецензии, а также игры и викторины,
посвященные творчеству русских писателей второй
половины XIX века. Все материалы имеют
практическую направленность: в них предлагаются
интересные, часто нетрадиционные подходы к
классическим произведениям, методические
рекомендации, полезные учителям, школьникам и их
родителям, абитуриентам.
Темы, волновавшие писателей XIX
столетия, – поиски смысла жизни и своего
назначения в ней, служба и служение, семейные узы
– близки нам и поныне. Удивительные мысли,
роскошный язык, личности их творцов – вот
главные темы материалов сборника, статей о
творчестве А.Н.Островского, И.С.Тургенева и
И.А.Гончарова.
В раздел «Поэзия второй половины XIX
века» вошли стиховедческий и стилистический
комментарий к стихотворениям Н.А.Некрасова,
статьи о поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета и отдельно
– сопоставительный анализ их лирики.
Романам Л.Н.Толстого «Война и мир» и
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
посвящены уроки-семинары, беседы-размышления,
аналитические статьи о творчестве великих
писателей, об их поисках смысла жизни, о судьбе
Личности в потоке истории.
Последний раздел книги посвящен
А.П.Чехову. Здесь статьи о его письмах, о стиле и
жанровой неопределенности или неопределимости
«Вишневого сада» и о рассказе «Ионыч».
Читатели найдут в книге викторины по пьесам
А.Н.Островского, произведениям И.С.Тургенева,
литературную игру «Вечность как идея» по книгам
Ф.М.Достоевского и три урока-обобщения «Завершая
курс литературы XIX века», на которых разговор
идет о ключевых темах классической русской
литературы.
Обозреватель Владимир Севрюгин
На стенд в учительскую
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные за последние две
недели
ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Адамский А. Три учебника, четыре
профиля, двенадцать баллов... № 2–2003, с. 1.
Учитель и директор превращаются в
равнодушных исполнителей. Им не дают ни права
самостоятельно делать свое дело, ни возможности
зарабатывать своим трудом.
Адамский А. Школу ведут на выборы.
№ 3–2003, с. 1.
Задача построения современной системы
образования, современной школы – из области
образовательной политики. Эту задачу невозможно
решить административными способами.
Адамский А. Кто за ЕТС, кто за
концепцию... № 4–2003, с. 1.
Похоже, спор о способах оплаты труда
учителя – отличный способ увеличить свой
политический капитал.
Адамский А. Хотите создать
современную школу? № 5–2003, с. 1.
Свободная школа может выстроиться как
сообщество детей и взрослых, определяющих свою
жизнь как жизнь свободных людей, ответственных
друг перед другом.
Иштрикова Н. Велик и могуч, а
все-таки нуждается в защите... № 5–2003, с. 1.
«Закон о русском языке», возможно,
убережет нас от необдуманных реформ
правописания.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Борисова Л., Кирина Е. Настроение и
тревоги не выбирают? № 2–2003, с. 2.
Почему значительная часть
старшеклассников с тоской и скукой дотягивают до
выпускных экзаменов?
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Леонтьева Л. «Это не им трудно
учиться, а нам – учить их». № 3–2003, с. 2.
Дети не классифицируют друг друга по
степени успешности в учебе. Для них гораздо
важнее человеческие качества. Но учат их этому
взрослые, учителя, которые всем своим поведением
показывают: уважать можно и нужно каждого
человека.
Никольский С. Педагогическая
карьера по-французски. № 5–2003, с. 2.
Что значит быть учителем во Франции и
легко ли им стать?
Яковлев А. Консервативный путь к
совершенству, или Положение педагогов средних
школ в Великобритании. № 5–2003, с. 2.
Инспекторы, регулярно делающие
проверки по школам Англии, подтвердили
нелицеприятную тенденцию снижения уровня
образования.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Бершадский М. Как узнать, что
именно не понимает ученик в новом материале. №
4–2003, с. 3.
Учитель физики с тридцатилетним
стажем разработал для этого свою методику.
Литвяк Е. Особенности детского
восприятия. № 4–2003, с. 3.
Устные учительские объяснения, часто
блестящие, виртуозные, но (увы!) слишком быстрые, в
это длинное, медленное детское время просто не
помещаются и соответственно не задерживаются
детским вниманием.
СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Корсунова О. Закон разрешает. Но
есть еще и власть... № 2–2003, с. 3.
Сегодняшние родители, взявшись учить
собственных детей, предпочли бы вовсе не иметь
дело со школой, государством и представителями
образовательного ведомства.
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Обухова Е. Одна из тысячи... № 4–2003,
с. 2.
Как на самом деле выполняется план по
закрытию «нерентабельных» учебных заведений.
Обухова О., Полякова Н. Почему
буксует «Школьный автобус»? № 4–2003, с. 2.
Из-за неумения решать вопросы
комплексно, проблемы сельских школьников только
множатся.
РЕЖИССУРА УРОКА
Банников С. Клин клином. № 4–2003, с. 4.
Только освоив азы написания конспекта,
можно составить грамотную, толковую шпаргалку.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Кашина Н. Ланцетник против
всеобщего блефа. № 5–2003, с. 4.
Мир огромен. И мы, к сожалению, не можем
знать, что понадобится нашим детям через десять,
двадцать лет. Так чему же их учить?
ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Гудков Л. Америка как тема и сюжет.
№ 3–2003, с. 3.
Каждая негативная черта или
характеристика в системе образов США имеет
своего антипода – подразумеваемые достоинства
или особенности своей страны, народа.
Левада Ю. Негатив сверхдержавы. №
3–2003, с. 3.
Очевидно, что в общественном мнении не
существует простого и примитивного образа США,
ни безоговорочных симпатий, ни абсолютного
антиамериканизма.
ПРИЛОЖЕНИя К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
(Вкладки)
Школа для учителя. № 23. № 3–2003, с.
1–4.
Любимый город. № 20. Мойка. № 5–2003, с.
1–4.
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)
Прощание с Азбукой. № 2–2003, с. 5–12.
Вот уже подходит к концу первый
учебник ваших маленьких учеников – Букварь или
Азбука. Конечно, это маленький праздник!
Материалы, представленные здесь, помогут вам
подготовиться к нему.
Тараканова О. Разработки
конспектов уроков по математике в развивающей
технологии на примере учебников Л.Г.Петерсон. №
3–2003, с. 5–12.
Представлены конспекты уроков с 1-го по
4-й класс, в которых четко выделены структура и
методические особенности проведения всех этапов
урока, подробно описан диалог учителя с
учениками.
ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
Бондаренко Н. Федя и Фаина идут в
школу. № 2–2003, с. 2.
Урок обучения грамоте в 1-м классе (1–4),
на примере изучения звука [ф] и повторения правил
дорожного движения.
Тихомирова Е. Сколько башен у
Кремля? № 2–2003, с. 5.
Урок-заочное путешествие в 3-м классе
(1–4) на котором проводится закрепление знаний по
теме «Внетабличное умножение и деление».
Дубинина С. Урок у Лукоморья. №
3–2003, с. 2.
Урок по теме «Деление и умножение
двузначных чисел» в 3-м классе (1–4).
Сакова Г., Антонова Е. Растения и
части речи. № 3–2003, с. 3–4.
Интегрированный урок упражнений по
распознаванию частей речи с использованием
природоохранного материала. 3-й класс.
СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА
Пять вопросов на родительском
собрании. № 2–2003, с. 13.
У родителей первоклассников всегда
возникает множество вопросов, и особенно у тех из
них, дети которых учатся по новым, нетрадиционным
программам. Мы приглашаем вас побывать на одном
родительском собрании в школе, где идет обучение
по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Может
быть, некоторые из вопросов родителей этого
класса волнуют и вас?
ПРАЗДНИКИ
Но на горизонте еще один зимний
праздник – День защитника Отечества. Стало
традицией поздравлять в этот день мужчин.
Предлагаемые материалы помогут вам подготовить
маленький праздник для «сильной половины»
класса.
Усольцева М. Вечер развлечений для
мальчиков и пап. № 3–2003, с. 14–15.
Ершова Т. День защитника Отечества.
№ 3–2003, с. 16.
МАСТЕРСКИЕ
Саломатина Л. Очерк зимнего дня. №
2–2003, с. 14–15.
Продолжаем демонстрацию уроков
развития речи из цикла «У природы нет плохой
погоды».
4-й класс.
В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ
Артюхова И. Полезная релаксация. №
3–2003, с. 13.
Непоседливые, неугомонные, не умеющие
ни на чем сосредоточиться ученики – одна из
самых больших проблем для учителя начальной
школы. Всем этим проблемам посвящена книга
А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью». Изюминка этой книги – это,
несомненно, программа нейропсихологического
развития и коррекции для таких детей. Программа
рассчитана на специалистов, но в ней так подробно
и понятно описаны все упражнения, что и учителя, и
родители при желании могут использовать многие
упражнения в домашней обстановке.
ЧИТАЕМ ДЕТЯМ
Крюкова Т. Лесной календарь. №
2–2003, с. 16.
Окончание. Начало см. № 1–2003.
ДОКУМЕНТ
Минобразования РФ. О работе
экспериментальных общеобразовательных
учреждений по направлению «Здоровьесберегающие
технологии». № 2–2003, с. 4.
ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ
Таточенко В. «Неуправляемые»
инфекции. № 1–2003, с. 4–5; № 2–2002, с. 4–5.
О симптомах, лечении и профилактике
инфекций, для защиты от которых еще не созданы
вакцины.
Продолжение. Начало см. № 23, 24–2002.
Палагина Л., Сафронова Л. Сахарный
диабет. № 1–2003, с. 10–11; № 2–2002, с. 16–17.
Что такое диабет и как его
контролировать, что надо делать, чтобы ваш
ребенок вел активный образ жизни.
Продолжение. Начало см. № 20–24–2002.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Максимова М. Как принимать
лекарства. № 2–2003, с. 8–9.
Какие существуют формы лекарственных
препаратов и как их нужно принимать.
Петеркова В.А. и др. У низкорослых
свои проблемы. № 2–2003, с. 14–15.
Сейчас в России живут около трех тысяч
детей, страдающих гипофизарным нанизмом. Эти
дети не могут с годами достичь обычного среднего
роста взрослого человека, они на всю жизнь
обречены оставаться маленькими.
Семина Н. Сладкий вопрос. № 2–2003, с.
16.
Давать или не давать ребенку сладости?
Все, кажется, уже знают, что это вредно и для
зубов, и вообще для растущего организма. Если
родительское сердце не выдерживает, то давайте,
но соблюдая «правила безопасности».
Матвеева М. Поход к генетикам. №
2–2003, с. 18.
Хотя генетики пока не умеют «чинить»
дефектные гены, они научились обходными путями
добиваться того, что многие дети, обреченные на
инвалидность, становятся здоровыми.
СКАЖИТЕ, ДОКТОР
Стрельцова В. Не сотвори себе яда.
№ 2–2003, с. 10–12.
Профессор М.Луцкой рассказывает о
сегодняшней ситуации с подростковым
алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Тихонова Е. В школу – как на
праздник или как на пытку? № 2–2003, с. 12.
Тест для ваших детей.
СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ
Семина Н. Мы пошли в гости. № 1–2003,
с. 15.
Как подготовиться к возможным
сюрпризам, которые может преподнести родителям
их чадо?
Семина Н. Узнай себя. № 2–2003, с. 19.
Тест «рисунок дома», разработанный
английским психологом Дж. Буком еще в 1948 году,
адресован как взрослым, так и детям.
УЧЕНЫЕ ВЕСТИ
Лекманов А. Роды в воде? Это опасно!
№ 1–2003, с. 13.
Роды в воде могут привести к
дыхательной недостаточности, которая зачастую
заканчивается фатально.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Волошина Е.А. Учеба в радость. №
1–2003, с. 14.
Автор делится своим опытом и
рассказывает о методике, по которой устраивают
обучение в школе «Эврика-развитие» (г. Томск) в
рамках проекта «Свободные классы,
ориентированные на педагогику Л.Н.Толстого».
ПОДРОСТОК
Попова Е. «Имею право на личную
жизнь». № 1–2003, с. 8.
Где та граница, за которой взрослые
имеют право проявить любопытство, если их что-то
беспокоит в поведении ребенка? Психологи
пытаются обозначить эту зыбкую грань между
доверием и контролем.
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Арюкова С., Пушкинская Л. Другие мы.
№ 2–2003, с. 5–12.
Коррекционно-развивающая программа
для детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Кореневская В. Свет в окошке. №
3–2003, с. 8–9.
Методики «Экскурсия» для учащихся
5–6-х классов и «пригласительный билет» для
учащихся 7–9-х классов, которые предназначены для
получения обратной связи по поводу уроков
эстетического цикла: театра, музыки, хореографии.
ТЕЗАУРУС
Степанов С. Сам себе голова. № 2–2003,
с. 3.
Раньше вопрос «Кто я?» автоматически
вызывал перечисление традиционных социальных
ролей. Сегодня, как никогда, поиски ответа
требуют особого мужества и здравомыслия.
ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
Степанов С. Спорный вопрос. № 3–2003,
с. 5.
Невроз не есть душевная болезнь в
привычном смысле этого слова. При благоприятном
изменении условий жизни он часто проходит даже
без медицинского вмешательства.
ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
Алесенко О. Управление
образованием. № 2–2003, с. 4.
Психолого-педагогическая игра для
заместителей директора по учебной и
воспитательной работе.
Во многих случаях психолог в
экспериментальных школах является мессией,
назначенным на должность ассистента
слесаря-сантехника по «душевным протечкам».
Шевелева О. Мотивы плохого
поведения учащихся. № 3–2003, с. 12.
Занятие для начинающих учителей.
ГИЛЬДИЯ
Вачков И. Психолог в
экспериментальной школе. № 2–2003, с. 14.
Степанова М. На основе
индивидуальности. № 2–2003, с. 15.
«Нельзя сформировать личность с
заранее заданными свойствами. Извне
сформированная личность — не личность, а
наличность того, кто ее сформировал». Это об
опасности манипулятивного отношения к людям,
особенно к детям, которые еще не умеют
сопротивляться.
Битянова М. Психолог и директор. №
3–2003, с. 13.
Схема деловых отношений психолога и
директора.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Емельянова Т. Исключительные дети
– исключительные педагоги. № 3–2003, с. 10.
При частой смене педагогов дети
лишаются важного психологического переживания
– своей нужности и ценности для других.
Постоева Е. Частичка моей жизни. №
3–2003, с. 10.
Рассказ ученицы 11-го класса о Школе
практической психологии в Московском дворце
творчества на Воробьевых горах.
НАШИ ДЕТИ
Пятаков Е. Блеск и нищета
неформалов. № 3–2003, с. 6–7.
Материал написан на основе реального
диалога с несколькими учащимися 11-го класса
московской школы.
ИГРОТЕКА
Рузина М. Пальчиковые игры для
старших дошкольников. № 2–2003, с. 16; № 3–2003, с. 16.
Игры-забавы и игры с правилами,
предназначенные для детей 5–7 лет.
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ
Соловейчик С. Несвобода отупляет.
«Управление школой», № 1–2003, с. 2.
От свободы люди умнеют. Свобода
заставляет думать, несвобода отупляет.
Колонка публикуется по материалам
сборника «Воспитание школы».
Алейникова И. Можно ли научить быть
гражданином? «Управление школой», № 1–2003, с. 6.
Современные педагоги не оставляют
попыток заниматься так называемым гражданским
образованием: кто-то в мягкой манере обсуждения
различных точек зрения, кто-то прямо и навязчиво
пытается втиснуть в детское сознание набор
прямолинейных истин.
Тихонова Е. В школу – как на
праздник или как на пытку? «Здоровье детей», №
2–2003, с. 12.
Тест для ваших детей.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Адамс К. С папой шутки плохи? Пер. с
англ. М.Никоновой, Я.Ефременко. «Первое сентября»,
№ 3–2003, с. 4.
Попова С. Вот и ты не говори!
«Первое сентября», № 3–2003, с. 4.
Не делайте из мата культа. Это не
наркотики. Пройдет.
Что делать, если ребенок все делает
кое-как? «Первое сентября», № 3–2003, с. 4.
Что делать, если папа мешает маме
воспитывать детей (или наоборот)? «Первое
сентября», № 5–2003, с. 4.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Попова Е. «Имею право на личную
жизнь». «Здоровье детей», № 1–2003, с. 8.
Где та граница, за которой взрослые
имеют право проявить любопытство, если их что-то
беспокоит в поведении ребенка? Психологи
пытаются обозначить эту зыбкую грань между
доверием и контролем.
Артюхова И. Полезная релаксация.
«Начальная школа», № 3–2003, с. 13.
Проблемам воспитания и обучения
непоседливых детей посвящена книга А.Л.Сиротюк
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Изюминка этой книги – это, несомненно, программа
нейропсихологического развития и коррекции для
таких детей. Программа рассчитана на
специалистов, но в ней так подробно и понятно
описаны все упражнения, что и учителя, и родители
при желании могут использовать многие
упражнения в домашней обстановке.
Смирнова Т. Бюро находок, или Где
найти общий язык?: Слышу, вижу, осязаю, ничего не
понимаю! или Три подхода к общению. «Библиотека в
школе», № 1–2003, с. 7.
Статья школьного психололга о разных
способах восприятия людьми окружающего мира и о
том, как научиться легче понимать друг друга.
Горбачева Г. Романенко А. Письма
пишите и получайте...: Международная неделя
письма в устьилимской школе. «Библиотека в
школе», № 1–2003, с. 10, 23.
Эта идея может работать и на всю школу
и в одном классе. Ребята учаться общаться,
развивают речь, читают и обсуждают хорошие книги
и чьи-то коллекции. Целое направление работы с
привлечением родителей и друзей.
ПОДРОСТОК
Пятаков Е. Блеск и нищета
неформалов. «Школьный психолог», № 3–2003, с. 6–7.
Материал написан на основе реального
диалога с несколькими учащимися 11-го класса
московской школы.
ПЛАКАТ В ШКОЛУ
Как победить школьный конфликт.
«Первое сентября», № 2–2003, с. 7.
Ты считаешь, что выяснение отношений –
всегда зло? А что, если это возможность изменить
их к лучшему?..
Педагогические чтения
Торшилова Е. О путях к хорошему
вкусу. Беседа первая. «Искусство», № 1–2003, с. 20–22.
Правовая страничка
Болотова Е. Должностные
обязанности учителя, или Его право на занятие
педагогической деятельностью; Увольнение по
трудовому кодексу. «Физика», № 2–2003, с. 18–21.
Продолжение. Начало см. в № 46–2002.
АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
(Приложение)
Координация детско-взрослых
экспертиз демократического, толерантного уклада
школы. № 1–2003, с. 7–10.
Программа и учебный план курсов
повышения квалификации.
Проектирование и организация
профориентационного профильного пространства
старшей школы. № 2–2003, с. 7–10.
Программа курсов повышения
квалификации педагогов и руководителей
образования, организующих профильное обучение
на старшей ступени общего образования.
ВЗГЛЯД
Адамский А. «Совет безопасности».
№ 2–2003, с. 1.
Сложилась парадоксальная ситуация:
система образования оказывается парализованной
из-за невозможности действовать в ней законным
способом.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Смолин О. Учитель станет беднее. №
1–2003, с. 4.
Образование не стало финансовым
приоритетом государства, а во властных
структурах немало людей, разрабатывающих планы
еще большей на нем экономии и тем самым
ограничение права на образование для граждан с
низкими доходами.
Алейникова И. «Стандарты нас не
удовлетворяют». № 1–2003, с. 4.
Дискуссия ректора высшей школы
экономики Я.Кузьминова с главным редактором
«Управления школой» А.Адамским, посвященная
проблематике стандартов.
Дашковская О. Дорога в никуда. №
2–2003, с. 2-3.
Есть ли перспективы у реформы оплаты
труда работников бюджетной сферы?
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ
Колонка С.Соловейчика публикуется по
материалам сборника «Воспитание школы».
Несвобода отупляет. № 1–2003, с. 2.
От свободы люди умнеют. Свобода
заставляет думать, несвобода отупляет.
Ресурсы нашей школы. № 2–2003, с. 2.
Наша школа жизнеспособна потому, что
учительство обладает очень высокими
духовно-нравственными качествами, серьезными
интеллектуальными ресурсами, тягой к новому. Но
все реформы, которые предполагаются и
планируются, должны быть направлены на моральную
атмосферу школы, на педагогический интеллект, на
управленческий ресурс и, конечно же, на ресурс
материальный.
ЭКСПЕРТИЗА
Малик-Пашаев А., Новлянская З. Что
такое общее образование? № 1–2003, с. 5.
Потребуется большой и в высшей степени
творческий труд, чтобы выделить во всех
образовательных областях то самое простое и
самое глубокое, что важно освоить всем.
Богуславский М. Учебная и
образовательные программы: исторический ракурс.
№ 2–2003, с. 6.
Разработка комплекса проблем,
связанных с образовательными программами,
является приоритетной для инновационного
педагогического сообщества.
ПОЗИЦИЯ
Алейникова И. Можно ли научить быть
гражданином? № 1–2003, с. 6.
Современные педагоги не оставляют
попыток заниматься так называемым гражданским
образованием: кто-то в мягкой манере обсуждения
различных точек зрения, кто-то прямо и навязчиво
пытается втиснуть в детское сознание набор
прямолинейных истин.
ОФИС
Шустов В.В. Ремонт и модернизация
компьютеров. № 1–2003, с. 11.
С технической точки зрения определить,
где заканчивается ремонт и начинается
модернизация, – очень непросто. Это добавляет
сложностей и бухгалтеру, ведь ремонт и
модернизация по-разному отражаются в учете,
также по-разному будут исчисляться и налоги.
Самойлов И.В. Денежная компенсация
за неиспользованный отпуск. № 2–2003, с. 11.
В каких случаях предоставляется
денежная компенсация вместо отпуска и как она
рассчитывается.
LANGUAGE SKILLS
Writing. № 2–2003, p. 3.
I Wish. Domestic Life. Practical Writing: A News Story.
Listening. № 3–2003, p. 3.
Winter Walk in the Woods. Electing Class President. Lucky Escape.
ASPECTS OF LANGUAGE
Vocabulary. № 2–2003, p. 4.
In a Thousand Years. Stop, Look and List. Slang and Idiom.
Spelling & Pronunciation. № 3–2003, p. 4.
Perplexing Plurals. Vowel, Digraphs, Diphthongs.
CLASSROOM ACTIVITIES
Хлюстова В.А., Сокол С.Н. Human Body &
Human Health. № 3–2003, p. 5.
Интегрированный урок по
природоведению и английскому языку во 2-м классе.
Sharifzyanova S., Nizametdinova S. Познавательная
игра «Приз». № 3–2003, p. 11.
Игра рассчитана на учащихся старших
классов. Ее можно провести после изучения темы
«США».
TESTS
Boyarskaya Y. Britiain and Its People. № 2–2003, p. 5–6.
Getting Ready for Exams.
Кисунько Е.И., Музланова Е.С. Тесты
по английскому языку 5–7 класс. № 2–2003, p. 7–10.
Отрывки из учебно-методического
пособия.
Кисунько Е.И., Музланова Е.С. Тесты
по английскому языку 10–11 класс. № 3–2003, p. 7–10.
Отрывки из учебно-методического
пособия.
FOCUS ON LITERATURE
William Carlos Williams. № 2–2003, p. 14–15.
Williams’ poetry “is more remarkable for its empathy, sympathy, its
muscular and emotional identification with its subjects than almost any other contemporary
poet”.
READ & DISCUSS
Branley M.F. Birds & Bears in Winter. № 3–2003, p. 6.
Read and find out how some animals – small birds and big bears –
survive in the winter.
PROFILE
Sorokina O. Elvis Presley. № 2–2003, p. 1, 11.
More than just “The King” and the founder of rock’n’roll –
Elvis Presley is an American icon.
WONDERING WANDERERS
Isles or Islands? № 3–2003, p. 12.
The British Isles are a geographical but not a political unit.
“Isle” is a word most commonly used with names. Let us talk about some of the isles.
FOR YOUNG READERS
The Gingerbread Boy. № 2–2003, p. 12.
AROUND RUSSIA
Kozina A. Moscow. № 3–2003, p. 11–12.
Whoever has been to Moscow knows Russia.
Continued from № 46–2002; № 1–2003.
LIFE THERE
London Press Service Informs. № 2–2003, p. 2; № 3–2003,
p. 2.
Я ИДУ НА УРОК
Черняева Т.С. Пунктуационный
разбор простого предложения. № 2–2003, с. 3, 13.
Игра-путешествие в 5-м классе, по
учебнику «Русский язык. 5-й класс». Авторы
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.
Голубева Г.Л. Что такое
профессиональные слова? № 3–2003, с. 2–3.
Конспект урока, проведенного в 5-м
классе, по программе М.М.Разумовской и
П.А.Леканта.
Федорова И.Г. Автобиография как
жанр официально-делового стиля речи. № 3–2003, с.
3–5.
Конспект урока русского языка в 11-м
классе.
Корчагина Л.М. Второстепенный член
предложения – дополнение. № 3–2003, с. 10–11.
Интегрированный урок в 8-м классе.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Павлова О., Шапиро Н. Стихотворение
Н.Рубцова «Окошко. Стол. Половики». № 2–2003, с. 4.
Стихотворение кончается не забвением,
не сном, но пробуждением – и мощным побуждением к
продолжению дела.
Гаспаров М.Л., Подгаецкая И.Ю. Пастернак
в пересказе: сверка понимания. № 3–2003, с. 5–7.
Текст второй лекции, прочитанной
М.Л.Гаспаровым в московской школе № 57 (текст
первой см.
в № 43–2002).
ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ.
Жуковская Е.В. Контрольные тесты. №
2–2003, с. 10–16. (Вкладка).
Два варианта (комплекта) итоговых
тестов по русскому языку. Каждый из этих
комплектов представляет собой сбалансированный
тест, по которому можно провести аттестационный
контроль учащихся.
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Елясова О. Игры на уроках русского
языка. № 2–2003, с. 13.
Несколько игровых приемов, которые
можно использовать на уроках русского языка и во
внеклассной работе.
ПОДСПОРЬЕ
Леонтьева Т. Диктанты по Ю.Ковалю.
7–8-е классы. № 2–2003, с. 15.
Захарова Л.А. Опорные конспекты по
теме «Глагол». 6 класс. № 3–2003, с. 13.
Лесков Н. Диктант на повторение.
Старшеклассникам. № 3–2003, с. 14.
Борисенко Н. Диктанты по
«Робинзону Крузо» (в пересказе К.Чуковского).
5–6-й класс. № 3–2003, с. 15.
ДРУГОЙ ВЗГЛЯД
В этой рубрике рассматриваются разные
стороны работы учителя, к которым все давно
привыкли, так что перестали думать: нельзя ли
относиться к ним иначе?
Борисенко Н.А. Правила игры, или
Зачем нужны домашние задания. № 2–2003, с. 2.
Если уж без домашних заданий обойтись
нельзя, то можно хотя бы отчасти предотвратить
отрицательные последствия перегрузки учащихся.
ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ
Букринская И.А. и др. Русский язык в
школе: мнение лингвистов. № 2–2003, с. 1–9. (Вкладка).
Концепция — обязательный минимум —
программа.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Шапиро Н.А. О Юрии Ковале. № 2–2003, с.
14.
Можно превратить в упражнение, диктант
или текст для изложения любой полюбившийся
отрывок, например, из «Самой легкой лодки в мире».
Я ИДУ НА УРОК
Зайцева Н. Анализ стихотворения
А.А.Фета «Воздушный город». № 2–2003, с. 5.
Урок в 10-м классе.
Мотеюнайте И. Музыка стиха. № 2–2003,
с. 6–8.
Семинар по поэзии Серебряного века. 11-й
класс.
Иванова О. Волшебство поэтической
строки. № 2–2003, с. 9.
Урок по стихотворению М.Волошина
«рождение стиха».
Колеватова Л. «Я живу на земле в
красоте!» № 2–2003, с. 10.
Стихи Игоря Северянина о природе. 5-й
класс.
Бабкина Т. «Тоска по родине!..» №
2–2003, с. 11–12.
Анализ стихотворения М.И.Цветаевой.
Лунина Е. Лирический диалог эпох. №
2–2003, с. 12–13.
Итоговый урок по блоку «Лирика» в 8-м
классе.
Колтышева Л. Cтихотворение
Н.Заболоцкого «Журавли». № 2–2003, с. 14.
Урок литературы в 6-м классе.
Батыр А. Текстовый опрос на уроке
литературы. № 3–2003, с. 12.
Главное в этой методике — системность,
нарушать которую ни в коем случае нельзя, иначе
желаемого результата просто не добиться.
Матвеева Т. Викторина по рассказам
А.П.Чехова «Человек в футляре», «Ионыч», по пьесе
«Вишнёвый сад». № 3–2003, с. 13.
ТРИБУНА
«Душа стесняется лирическим
волненьем...». № 2–2003, с. 1.
Читатели и участники первого устного
выпуска «Литературы» отвечают на вопрос: «Нужна
ли в школе литература?»
ШТУДИИ
Мотеюнайте И. Сакральный текст в
литературном произведении: «Студент» А.П.Чехова
и «Гроза» В.В.Набокова. № 3–2003, с. 5–6.
Сравнение рассказов с точки зрения
обращения их авторов к Священному Писанию и
использования реминисценций из него.
Белых Е. Рассказ А.П.Чехова «Ионыч».
№ 3–2003, с. 7–9.
Анализ эпизода «На кладбище»: место,
роль, содержательные функции.
Иванова Н. Песенка «Стрелок» в
творчестве Чехова. № 3–2003, с. 10–11.
Чехов трижды обращается к «Стрелочку»,
однако способ «звучания» и функция этого
произведения в каждом рассказе отличаются.
Лекманов О. Принцип не совсем
обманутых ожиданий. По рассказу В.Набокова
«Весна в Фиальте». № 3–2003, с. 14–15.
Автор пытается ответить на важный
вопрос: какова главная функция принципа не
совсем обманутых ожиданий в русскоязычных
произведениях Набокова?
ПЕРЕЧИТЫВАЕМ ЗАНОВО
Шуралёв А. «И мгла исчезает...» №
2–2003, с. 4.
Мотивная структура элегии
В.А.Жуковского «Море».
Сергеева-Клятис А. «Мне неизвестно,
где я нахожусь...» № 2–2003, с. 15.
К прочтению стихотворения Бродского
«Одиссей Телемаку».
СЛОВАРЬ
Бек Т. Книга стихов как единство.
Неакадемические заметки. № 2–2003, с. 2–3.
Что такое книга стихотворений —
просто сборник, хронологическая вереница или
лирический роман в главах со своими сюжетом,
композицией, лирическим героем и сквозной
мелодией?
ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК
За и против: итоги обсуждения
учебников. № 3–2003, с. 1–3.
Предварительные итоги разговора о
действующих сейчас учебниках литературы.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Кошель П. Из истории Второй
мировой. № 3–2003, с. 1–14.
Автор предлагает краткую историю
Второй мировой войны от ее начала до
безоговорочной капитуляции Германии. Описывая
основные этапы и ход войны, он использует
архивные документы, приказы, директивы, письма и
частные дневники тех лет, воспоминания очевидцев
и стихи о Великой Отечественной войне.
ИЗ НОВОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Грибов В. Франция: государство и
политики. № 2–2003, с. 2–6.
Глава из изданной Творческим центром
«Сфера» хрестоматии «Сюжеты из истории нового
времени: Западная Европа и США».
ОБЗОРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Кошель П. Ссылка и каторга в России.
№ 2–2003, с. 7–14.
На всем протяжении русской истории
практиковалась принудительная отправка
государственной властью наших
соотечественников — да и иностранных граждан —
в отдаленные места для временного или
пожизненного там пребывания. Целью ссылки было
удалить вредных в политическом отношении людей,
а также наказать и исправить преступников.
ПОДРОБНОСТИ
Артемов В. Суды над животными. №
2–2003, с. 15–16.
Судебные процессы над животными,
которые порой затевались в средневековой
Западной Европе, наглядно демонстрируют нам
принципиальное отличие западноевропейского
правосудия от правосудия отечественного. Во
всяком случае, средневековая юриспруденция
очевидно признавала равенство между людьми и
животными во всем, что касалось исполнения всех
Божеских и человеческих законов.
ПОРТРЕТ
Селиверстов Е. Философ,
вернувшийся с холода. № 3–2003, с. 15.
Книги Л.Витгенштейна, положившие
начало целому направлению в философии XX века,
чаруют блестящим афористичным стилем, роднящих
их с трактатами восточных мудрецов.
ПУБЛИКАЦИЯ
Разлогов Л. Стихи из трофейного
дневника. № 3–2003, с. 14.
Переводы стихов погибшего немецкого
офицера. Стремление сделать чужой литературный
опыт частью своего – и понять другого человека,
врага – стремление это уточняет психологический
портрет русского офицера Первой мировой.
Я ИДУ НА УРОК
Рябинина Т. Искусство Японии. №
24–2002, с. 4–5.
Уроки для 4-го класса.
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Фролова М. Культура русского
средневековья. № 1–2003, с. 2–3.
Уроки-спектакли для 7-го класса: «Театр
народного костюма» и «Новый год и Рождество».
Пьеса, представленная на конкурс.
XX ВЕК САМ О СЕБЕ
Кушниров М. Куросава. № 24–2002, с. 6–9.
При всей трезвости своего
мироощущения Куросава – один из самых стойких
романтиков среди великих мастеров кино.
Громов В. Антониони. № 1–2003, с. 4–7.
Антониони называли поэтом
некоммуникабельности. Однако парадоксальным
образом в своих фильмах он объяснял, что думает и
чувствует, и многие его понимали.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Герчук Ю. Европейский романтизм XIX
века. № 24–2002, с. 11–14.
Герчук Ю. Искусство фотографии XIX
века. № 1–2003, с. 11–14.
Продолжение книги. Начало ее
публикации с № 4–1999.
МУЗЕИ МИРА
Невельский В. Эрмитаж. № 24–2002, с.
1–3, 22–24.
Эрмитаж представляет собой не только
необыкновенную сокровищницу, с объемом и
многообразием коллекций которой способны
поспорить лишь несколько музеев мира. Эрмитаж
уникален еще тем, что он стал символом России.
Шишкина Г. Художественные музеи
Японии. № 1–2003, с. 8–10.
Японские музеи принимают активное
участие в общем художественном процессе,
формирующем характер современной культуры.
ГОРОДА-МУЗЕИ
Елизарова С. Будни и праздники
Венеции. № 1–2003, с. 16–17.
Венеция – удивительный архипелаг
тишины и покоя в нашем сошедшем с ума мире. Он
чужд суеты и спешки. Самое подходящее слово для
этого города – созерцание.
НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ
Холл Дж. История идей и образов в
итальянском искусстве.
Майкапар А. представляет книгу
английского искусствоведа и приглашает
читателей в увлекательное путешествие по Италии.
№ 24–2002, с. 10.
Искусство этрусков – ранних
поселенцев в Италии. № 1–2003, с. 18–19.
Алексеева-Штольдер Н. Мозаика
Петрова-Водкина. № 1–2003, с. 15.
Мозаика «Христос-сеятель» в мавзолее
Эрлангер (1914) в Москве.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Торшилова Е. О путях к хорошему
вкусу. № 1–2003, с. 20–22.
Беседа первая.
ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ
Мравинский Е. Записи разных лет (из
дневника). № 24–2002, с. 16–17.
Публикация избранных страниц дневника
Е.А.Мравинского, предоставленных заслуженным
деятелем искусств России, профессором
Санкт-Петербургской консерватории по классу
флейты А.М.Вавилиной-Мравинской.
Я ИДУ НА УРОК
Папушина Н.П., Филипенко О.В. Оптическая
система глаза. № 2–2003, с. 2–3.
Интегрированный урок по биологии и
физике.
Смелова В.Г. Путешествие в мир
водорослей. № 3–2003, с. 2–3.
Урок-путешествие для 7-го класса.
БОТАНИКА
Попов С.Ю. История растительности
Азии за последние 150000 лет. № 3–2003, с. 14–15.
ЗООЛОГИЯ
Мамонов Г.А. «Петс-хобби» и его
последствия. № 2–2003, с. 1, 10.
Содержание в домашних условиях
большого количества разнообразных животных в
значительной степени влияет и на экологическую
обстановку в тех или иных регионах.
Феоктистова Н.Ю. Родительские
заботы розеллы. № 3–2003, с. 1, 7.
Доход от присутствия любителей
природы и туристов, восторгающихся стайками
удивительно красивых и не боящихся человека
птиц, намного превышает стоимость поврежденных
этими птицами яблок или груш.
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
Домшлак М.Г. Путешествие в
невидимый мир. № 2–2003, с. 6–7; № 3–2003, с. 6.
История открытия и изучения вирусов.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Притуляк С.П. Роль творческих задач
в развитии познавательной активности. № 2–2003, с.
11; № 3–2003, с. 11.
Примеры творческих задач.
Продолжение. Начало см. № 1–2003.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Исаков В.В. Игровые задания по
биологии. № 2–2003, с. 3.
Смелова В.Г. Контрольные работы по
общей биологии.
Контрольная работа № 1 по темам
«Свойства живых организмов», «Химический состав,
строение, деление клетки». № 2–2003, с. 8–9.
Контрольная работа № 2 по теме
«Ткани растений и животных». № 3–2003, с. 8–9.
Лашкина Т.Н. Игровые задания по
биологии. № 1–2003, с. 14–15.
Тема «Многообразие цветковых
растений»
Продолжение. Начало см. № 43–47–2002.
ОЛИМПИАДЫ, ВИКТОРИНЫ, КОНКУРСЫ
Заочная олимпиада факультет
биоинженерии и биоинформатики МГУ им.
М.В.Ломоносова. № 2–2003, с. 4–5.
Задания для 9–11-го класса.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Мелешко В.И. Древнегреческие мифы
глазами биолога. № 2–2003, с. 12–13; № 3–2003, с. 12–13.
Продолжение. Начало см. № 1–2003.
ИСТОРИЯ НАУКИ
Джонсон Х. Филлоксера – хроника
нашествия. № 3–2003, с. 4–5.
Вина даже из лучших виноградников
после нашествия филлоксеры необратимо
ухудшились. Однако кризис принес и пользу: наука
вторглась в ту область, которую до того охраняли
закостенелая традиция и невежество, а
правительство занялось делами, которые раньше
пускались на самотек.
МЕТОДИКА
Гордеев А.С. Программа элективного
курса по химии.
Программы этих курсов были
разработаны и апробированы автором. Первый курс
трехгодичный, остальные рассчитаны на один год
обучения и являются мастер-классами, т.е.
предусматривают изучение отдельных важных тем,
разделов одновременно учениками разного
возраста (9–10-х или 10–11-х классов).
«Мир окислительно-восстановительных
реакций». Мастер–класс для учащихся 9–11-х
классов. № 2–2003, с. 4.
«Удивительный мир коллоидной химии».
Мастер–класс для учащихся 10–11-х классов. № 3–2003,
с. 16.
Продолжение. Начало см. № 1–2003.
НОВЫЕ КНИГИ
Зайцев О.С. Учебная книга по химии.
№ 2–2003, с. 2–3; № 3–2003, с. 3.
Учебник, задачник, лабораторный
практикум, научные рассказы для чтения для
учителей средних школ, студентов педагогических
вузов и школьников 9–10-х классов.
Продолжение. Начало см. № 4–14, 16–28,
30–34, 37–44, 47, 48–2002; № 1–2003.
Суровцева Р.П. Рабочая тетрадь для
учителя химии. Неорганическая химия 10 класс. №
2–2003, с. 5–12; № 3–2003, с. 5–12.
Пособие для учителей, целью которого
является оказание помощи учителю при
планировании курса химии 10-го класса средней
общеобразовательной школы в соответствии с
программой и учебником базового уровня
«Химия–10» авторов Л.С.Гузея и Р.П.Суровцевой.
Продолжение. Начало см. № 42–48–2002; №
1–2003.
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
Ищенко Г.Ф. Проверка и оценка
знаний учащихся. № 2–2003, с. 3.
Использование технологии уровневой
дифференциации для более объективной оценки
знаний.
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Демидов В.А. Реакции ионного обмена
и условия их протекания до конца. № 2–2003, с. 13, 16.
Авторский вариант изложения этой темы
в 8-м классе с большим числом примеров и
трехуровневой проверочной работой.
ОЛИМПИАДА
Заочная олимпиада для учащихся
старших классов (9–11) средних учебных заведений
(школ, гимназий и т.д.) по химии, биологии и
математике на факультете биоинженерии и
биоинформатике МГУ им. М.В.Ломоносова. № 3–2003, с.
13, 15.
Олимпиадные задания.
КОНКУРС «УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Семин В. и др. Толерантность в химии
и жизни. № 2–2003, с. 14–15.
Разработка внеклассного мероприятия
для учеников 11-го класса и студентов 1-го курса
химического факультета.
Кузовая Т.В., Калякина Е.А. Белки. №
3–2003, с. 14–15.
Интегрированный урок.
О ЧЕМ НЕ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ
Раков Э.Г. Химические приключения
Шерлока Холмса. № 2–2003, с. 1.
В первой части рассказа автор ставит
вопросы по химии, ответы на которые приводят к
раскрытию преступления, а во второй части дает
ответ устами своего героя – знаменитого
детектива.
Продолжение. Начало см. № 1–2003.
Я ИДУ НА УРОК
Третьякова Е.И. В кольце
трагической изотермы (влияние географического
положения России на климат и людей). № 2–2003, с.
7–11.
Интегрированный урок географии и
музыки для 8-го класса.
Белоусова Н.Н. Опорные схемы при
изучении климата России. № 3–2003, с. 19–20.
По теме «Климатообразующие факторы» в
8-м классе можно составить опорные схемы для
каждого из основных факторов, на отдельной схеме
показывается взаимодействие этих факторов.
ПРЕДМЕТ
Сиротин В.И. Содержание
географического образования и
совершенствование механизмов контроля его
качества. № 2–2003, с. 3–4.
Изменения в содержании
географического образования проходят в тесной
связи с теми изменениями, которые предусмотрены
концепцией модернизации российского
образования.
ДИСКУССИЯ
Розанова С.Г. Требования к знаниям
и умениям представляются необоснованно
завышенными.
№ 3–2003, с. 2.
Стандарт географического образования
в условиях России, очевидно, должен отвечать
основополагающему требованию — формированию
подготовленности выпускников школы быть
адекватными разнообразной, быстро меняющейся
окружающей географической действительности.
МЕСТО
Рогачев С.В. Монастырь — посад —
город. № 2–2003, с. 5–6.
Русские города, возникшие вокруг
монастырей или на их месте. Сергиев Посад.
Мызников И.Д. Золотая пряжка
стального пояса Транссиба. Кругобайкальская
железная дорога. № 3–2003, с. 3–9.
Кругобайкальская дорога перестала
быть магистралью. Здесь были сняты вторые пути,
упразднены некоторые станции. Ныне это
уникальный комплексный архитектурный музей.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Чепалыга А.Л. Региональная
группировка стран мира. № 2–2003, с. 13–17.
Давно назрела необходимость
разработки нового районирования мира на основе
единых принципов. Однако на пути реализации этой
идеи возникает ряд трудностей.
Заяц Д.В. В поисках оптимального
районирования мира. № 2–2003, с. 18–22.
Не стоит винить авторов, что они не
смогли прийти к общему знаменателю и не сумели
сотворить единую интегральную «нарезку»
регионов мира. В подобных вещах разноголосицу и
отсутствие сходных позиций, пожалуй, можно
считать скорее благом, нежели вредом.
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Ашитков С. Ледокол как символ
географического положения России. № 2–2003, с. 11–12.
Есть глубокий смысл в том, что первое
крупное ледокольное судно России получило имя
Ермака.
Артемов В. П.К.Козлов 1863—1935. № 3–2003,
с. 11-14.
Петр Кузьмич Козлов — один из
величайших исследователей Центральной Азии.
Сподвижник и продолжатель трудов
Н.М.Пржевальского, он вместе с ним в основном
довершил ликвидацию «белого пятна» на карте
Центральной Азии.
РЕПЕТИТОР
Рогачев С.В. Властелин колец. №
2–2003, с. 23–26.
Задачи на пересечение множеств, а
также ответы и комментарии к ним.
Продолжение. Начало см. № 14, 16–18, 22, 34,
36, 38–45, 47, 48–2002; № 1–2003.
ИЗ НОВОЙ КНИГИ
Плисецкий Е.Л. Внешнеэкономические
связи России с развивающимися странами. № 3–2003,
с. 21–23.
Раздел главы «География
внешнеэкономических связей России» в новом
учебнике «Коммерческая география. Россия и
мировой рынок». 11-й класс.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Приезжев П.П. Какой предмет выбрать
на экзамене? № 2–2003, с. 4–6.
Развитие речи на уроках физики.
МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Воронина Е.В. Частная теория
относительности. № 2–2003, с. 14–16.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Демидова М.Ю. Видеоматериалы на
уроках физики и астрономии. № 3–2003, с. 17–19.
Автор рассматривает варианты
использования видеоматериалов на уроке.
АБИТУРИЕНТУ
Чесноков С.С. и др. Хочу учиться на
ВМК! № 2–2003, с. 2–3.
Задачи, предлагавшиеся на
вступительных экзаменах на факультет
вычислительной математики и кибернетики в МГУ
им. М.В.Ломоносова в 2002 г.
Продолжение. Начало см. № 38, 42, 46–2002.
АВТОРСКИЕ ШКОЛЫ
Кутузова Т.Г. Изменение
агрегатного состояния вещества. № 3–2003, с. 2–9.
Обучающая программа в рамках
технологии «Деятельностный подход».
ЭКСПЕРИМЕНТ
Туркина Г.Ф. Мыльные пленки. № 2–2003,
с. 6–10.
Автор предлагает посмотреть на пленки
глазами любознательного человека,
исследователя, юного физика, понаблюдать за
мыльными пузырями, изучить их поведение.
Коханов К.А., Казаков С.Л. Две
эффектные демонстрации по механике. № 2–2003, с.
10–11.
Демонстрация явления взаимодействия и
явления невесомости.
ФАКУЛЬТАТИВ
Геттис Э.и др. Физика классическая
и современная. Пер. с англ. В.А.Грибова. № 2–2003, с.
•1–4.
Глава 3. Одномерное движение.
Продолжение. Начало см. № 18, 22, 30, 32, 38,
46–2002.
ИГРЫ? НЕ ТОЛЬКО…
Накарякова Н.А. Волновые свойства
света. № 2–2003, с. 12–13.
Итоговый урок-аукцион знаний. Базовый
курс. 11-й класс.
ФИЗИКА И ЛИРИКА
Семке А.И. Задачи по литературным
произведениям. № 3–2003, с. 12–13.
Продолжение. Начало см. № 47–2002.
Кириллов С.Н. Кирилловские сказки. №
3–2003, с. 21–23.
К парадоксу близнецов. Кофейный
отшельник.
РУБЕЖИ НАУКИ
Лучков Б.И. Чеширский кот
астрофизики. № 2–2003, с. •5–8.
Темная материя – пока неразрешенная
загадка, тормозящая развитие не только
астрофизики.
ИСТОРИЯ НАУКИ
Дуков В.М. Формирование понятия
электромагнитного поля. № 3–2003, с. •1–6.
ПРАВОВАЯ СТРАНИЧКА
Болотова Е.Л. Должностные
обязанности учителя, или Право на занятие
педагогической деятельностью. № 2–2003, с. 18–21.
Продолжение. Начало см. № 46–2002.
Я ИДУ НА УРОК
Рашпелева Е. Все действия с
рациональными дробями. № 2–2003, с. 2–3.
Открытый урок в 6-м классе.
Судаева С. Умножение десятичных
дробей. № 3–2003, с. 5–6, 16.
Обобщающий урок в 6-м классе.
МЕТОДИКА
Минаева С. и др. Квадратные корни.
8-й класс. № 2–2003, с. 4–7; № 3–2003, с. 9–12.
Методические рекомендации для
учителей, работающих по учебному комплекту
«Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных» под
ред. Г.В.Дорофеева.
Продолжение. Начало см. № 37–38, 41,
44–2002.
Егерман Е. Задачи с параметрами. №
2–2003, с. 10–14, 19; № 3–2003, с. 17–20.
Задачи для 8–9-го класса.
Продолжение. Начало см. № 1–2003.
Муравин Г. Уравнения, неравенства и
их системы. 11 класс. № 2–2003, с. 20–23; № 3–2003, с. 21–25.
Фрагмент учебника Г.К.Муравина,
О.В.Муравиной.
Зив Б., Гольдич В. Новые
дидактические материалы. № 3–2003, с. 7–8.
Контрольные работы и ответы к ним для
7–9-х классов.
Продолжение. Начало см. № 9–15, 17–20,
22–23, 25–28, 31, 35, 36, 38, 41, 44–2002.
Галицкий М., Терещенко Г. Задачи по
алгебре для классов с углубленным изучением
математики. 10 класс. № 3–2003, с. 13–16.
Тригонометрические уравнения.
Продолжение. Начало см. № 1–2003.
ЭКЗАМЕНЫ
Пономаренко А. Вступительные
экзамены в РГТУ им. К.Э.Циолковского за 2002 год. №
2–2003, с. 24–27; № 3–2003, с. 26–28.
ФАКУЛЬТАТИВ
Ткачева М. Вращающиеся кубики. №
2–2003, с. 15–19.
ПРЕДМЕТ
Сениченков Ю. Компьютерные
инструменты педагога. № 3–2003, с. 1–3.
Настало время дать четкий ответ на
вопрос, в чем преимущества компьютерных
образовательных инструментов перед
традиционными. Следует сравнить между собой
учебники и компьютерные учебники, контрольные и
компьютерные тесты, учебные фильмы и
компьютерные фильмы и перейти от эмоциональных
оценок к научным.
НОВЫЕ КНИГИ
Литвиненко В., Безрукова В. О новом
подходе к изучению стереометрии. № 2–2003, с. 1, 9.
Авторы статьи представляют новый
учебный комплект для 11-го класса, включающий в
себя три книги: «Учебное пособие», «Тетрадь
заданий по геометрии», «Проверочные и
контрольные работы по геометрии».
Потоскуев Е., Звавич Л. О новом
учебном комплекте по стереометрии. № 2–2003, с. 8–9.
Обзор нового учебного комплекта для
преподавания геометрии (стереометрии) в 10–11-х
классах с углубленным изучением математики.
Глава 1. Введение в стереометрию.
Продолжение. Начало см. № 36, 43–2002.
ТУРНИР АРХИМЕДА
Блинков А. и др. Московские
математические регаты в первом полугодии 2001/2002
учебного года. № 2–2002, с. 28–32; № 3–2002, с. 29–32.
Продолжение. Начало см. № 1–2003.
СТРАНИЦЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Козлова В.А., Плаксин М.А. Это мы не
проходили?.. Обзор методик и программной
поддержки курса информатики в 1–7-х классах. №
2–2003, с. 3–7.
Лекция № 9. Алгоритмика и
программируемые исполнители в 5–7-х классах.
Продолжение. Начало см. № 34, 36, 38, 40, 42,
44, 46, 48–2002.
Ливчак А.Б., Гейн А.Г. Лекции по базам
данных. № 3–2003, с. 3–6.
Лекция 2. Особенности изучения СУБД.
Продолжение. Начало см. № 1–2003.
Отставнов М. Свободное программное
обеспечение в школе. № 3–2003, с. 7–11.
Лекция № 7. Графический интерфейс
пользователя.
Продолжение. Начало см. № 37, 39, 41, 43, 45,
47–2002; № 1–2003.
МЕТОДИКА
Кузнецова И.Н. и др. Методика
преподавания раздела «Информационная картина
мира». Тема: «Представление об объектах
окружающего мира».
Уроки 1–3. № 2–2003, с. 8–15, 18–19.
Уроки 4–7. № 3–2003, с. 14–15, 18–22.
ЭКЗАМЕНЫ
Босова Л.Л. и др. Билеты выпускного
экзамена по информатике для средней (полной)
общеобразовательной школы (11 класс). Уровень А. №
3–2003, с. 12–13.
НА СТЕНД В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
Интересная информация для Вас и ваших
учеников.
Объемные картинки и компьютер. №
2–2003, с. 16–17.
За счет чего обычная картинка
становится трехмерной?
Учебно-развлекательная стенгазета
«Информатик@» № 8. № 3–2003, с. 16–17.
ОЛИМПИАДЫ
Кирюхин В.М. Колонка. № 2–2003, с. 20.
Председатель жюри Всероссийской
олимпиады по информатике знакомит читателей с
оперативной информацией, касающейся
олимпиадного движения по предмету.
Бабенко М. и др. Решение задач
Международной олимпиады по информатике 2002 года.
Задача «Автобусные остановки». № 2–2003,
с. 21–22.
Задача «Две дорожки» № 3–2003, с. 23–25.
Продолжение. Начало см. № 1–2003.
Задания заочной олимпиады для
учащихся 9–11-х классов, которую проводит
факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ им.
М.В.Ломоносова. № 2–2003, с. 28–31.
ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК
Островский С.Л. Обзор глянцевых
компьютерных журналов за декабрь. № 2–2003, с. 23–27.
ПРЕДЛАГАЮ КОЛЛЕГАМ
Захаров В.Ф. Статистика в WORD:
Автоматизация подготовки типового задания по
форматированию текста. № 3–2003, с. 26–31.
Достаточно один раз потратить время на
написание макроса, чтобы потом с его помощью
готовить неограниченное количество заданий.
Продолжение. Начало см. № 37, 43–2002.
ИСТОРИЯ НАУКИ
Сети: взгляд в прошлое. № 2–2003, с. 1,
32.
Год назад, в 2001 году, число
пользователей сети Интернет достигло 100
миллионов.
Математик и педагог. № 3–2003, с. 1, 32.
В 2003 году исполняется 100 лет со дня
рождения одного из крупнейших математиков XX века
А.Н.Колмогорова.
Составитель: Анастасия Пушкова
|