Издательский дом

Выпуск 03 (15) • вкладка в БШ № 03 (87) • 1–15 февраля 2003

Час тихого чтения

Я ИДУ
НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 5 КЛАСС.
Книга для учителя. Редактор-составитель
С.В. Волков. Библиотека «Первого сентября».

Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2001

Сборник содержит разнообразные материалы для подготовки к уроку литературы в 5-м классе. Переход от предмета «Чтение» в начальной школе к предмету «Литература» в 5-м классе один из самых сложных в школьном образовании. Цель сборника – помочь учителю совершить с детьми этот переход менее болезненно. В сборнике представлены разработки уроков по фольклору, народным сказкам, русской и иностранной, классической и современной литературе для детей и о детях.

В разделе «Фольклор» системный подход к фольклорным жанрам демонстрируется на примерах эпических, лирических, драматических произведений народного творчества. В этом разделе разъясняются особенности отображения в фольклоре народной жизни – обрядов, воспитания детей, передачи им семейных традиций и исторических сведений.

В разделе «Литературные сказки» помещены разработки уроков литературы по сказкам А.С.Пушкина, Ю.К.Олеши, Л.Кэрролла, а также описания литературных игр и викторин по сказкам Х.К.Андерсена, В.Гауфа и Ш.Перро.

В разделе «Басни» опубликованы статья Ст.Рассадина о басне как «маленькой драме» и две статьи В.Коровина о поэтических и нравственных аспектах басен И.А.Крылова.

Для того, чтобы разговор о поэзии не превратился в скучный формальный анализ, в разделе «Лирические стихотворения» кроме вопросов и заданий по программе, даны наблюдения над особенностями лирики А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.С.Гумилева, Б.Л.Пастернака, идет обсуждение стихотворений «Вечер» А.А.Фета и «Вечер» И.А.Бунина, сопоставление поэтических особенностей переводов М.Ю.Лермонтова, И.Ф.Анненского и В.Я.Брюсова стихотворения Гете «Горные вершины».

В разделах «Русская классическая литература», «Тема детства в произведениях русских писателей» и «Детская зарубежная литература» помещены разработки уроков по произведениям И.Тургенева, И.Шмелева, В.Астафьева, Ю.Яковлева, дидактический материал по книгам Дж.Свифта, урок-игра на пиратские и приключенческие темы в литературе.

В разделе «Развитие творческих способностей» на примерах творчества Э.Лира, Л.Кэрролла, Д.Хармса, А.Введенского и других замечательных поэтов рассказывается о том, как сами поэты играют в словесные игры, как из урока литературы сделать праздник и для учеников, и для учителя.

Я ИДУ НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1970 – 1990-е годы.

Книга для учителя. Составление
и общая редакция С. Ф. Дмитриенко. Библиотека «Первого сентября». Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2002

В книгу вошли лучшие методические разработки уроков и статьи о современной русской литературе, опубликованные в еженедельнике «Литература» – газете Издательского дома «Первое сентября».

Книга имеет два раздела. В первом – «Актуальные вопросы изучения современной русской литературы» – помещены статьи, очерчивающие основные направления русской литературы 1970–1990-х годов. В этих статьях показано, как при характерной для процесса развития русской литературы XX ве-ка пространственной, временной и даже личностной раздробленности, уже в наше время выявляется ее цельность, единство в устремленности к духовной самостоятельности, обращенность к судьбам личности в потоке истории.

В статьях о «деревенской» прозе, о военной тематике отмечается, что книги русских писателей дают исчерпывающую картину жизни русского крестьянства в XX веке, говорят о жестокой правде войны. В статьях первой части книги ясно показано, что многие книги, опубликованные в 1970 – 1990-х годах – это не факты истории литературы, а высокая проза, достойно стоящая в ряду великой русской литературы.

В статьях «Постмодернизм» и «Новое тысячелетие, новая литература» обсуждаются проблемы современной литературы, особенности творчества некоторых современных писателей (Марка Харитонова, Владимира Шарова, Виктора Пелевина и др.). Особенно интересны размышления об умении отличать постмодернистские произведения (в частности, «игровые» стихи и прозу) от коммерческих изделий или «чтива».

Во втором разделе книги помещены методические материалы (системы уроков, викторины, уроки-размышления), о творчестве писателей 1970–1990-х годов – Ю.П.Казакова и В.Ф.Тендрякова, В.П.Астафьева и Е.И.Носова, В.А.Солоухина и В.М.Шукшина, очерки о жизни и творчестве которых помещены в первой части книги.

Я ИДУ
НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 9 КЛАСС.

Книга
для учителя. Редактор-составитель
С.В. Волков.

Библиотека «Первого сентября».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

Сборник посвящен творчеству писателей, чьи произведения входят в школьную программу по литературе для 9-го класса. В книгу вошли материалы, напечатанные в разное время в еженедельнике «Литература» – приложении к газете «Первое сентября». Это аналитические статьи, разработки уроков, рецензии, а также игры и викторины, посвященные творчеству русских писателей первой половины XIX века – А.С.Грибоедову, А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову и Н.В.Гоголю, а также Дж.Байрону и У.Шекспиру.

Раздел, посвященный А.С.Грибоедову, состоит из статей о парадоксах сюжета, жанров, героев «Горя от ума», о драматургическом мастерстве А.С.Грибоедова, о проницательных замечаниях А.С.Пушкина по поводу грибоедовской комедии.

Размышления о поэзии А.С.Пушкина, материалы для уроков и консультаций, рекомендации, как писать сочинение по теме «Евгений Онегин» – все это в восьми статьях касающихся творчества поэта и его судьбы в разделе «А.С.Пушкин».

Статьи третьего раздела посвящены лирике М.Ю.Лермонтова, его поэме «Демон» и загадкам «Фаталиста» и «Героя нашего времени».

В раздел «Н.В.Гоголь» вошли статьи о художественном мире писателя, о творческом чтении его повестей и поэмы «Мертвые души».

Творчеству Дж.Байрона, его поэме «Паломничество Чайлд Гарольда», а также трагедии У.Шекспира «Гамлет» и «гамлетовском» в русской поэзии посвящены статьи раздела «Зарубежная литература».

Сценарии литературной викторины «Литературная дуэль» по комедии А.С.Грибоедова и литературной игры «Проще простого» по лексике русских поэтов и писателей XVIII века удачно завершают этот сборник.

Я ИДУ
НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС.

Книга для учителя. Редактор-составитель С.В. Волков.

Библиотека «Первого сентября».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

Сборник целиком посвящен литературе второй половины XIX века. В книгу вошли материалы, напечатанные в разное время в еженедельнике «Литература» – приложении к газете «Первое сентября». Это аналитические статьи, разработки уроков, рецензии, а также игры и викторины, посвященные творчеству русских писателей второй половины XIX века. Все материалы имеют практическую направленность: в них предлагаются интересные, часто нетрадиционные подходы к классическим произведениям, методические рекомендации, полезные учителям, школьникам и их родителям, абитуриентам.

Темы, волновавшие писателей XIX столетия, – поиски смысла жизни и своего назначения в ней, служба и служение, семейные узы – близки нам и поныне. Удивительные мысли, роскошный язык, личности их творцов – вот главные темы материалов сборника, статей о творчестве А.Н.Островского, И.С.Тургенева и И.А.Гончарова.

В раздел «Поэзия второй половины XIX века» вошли стиховедческий и стилистический комментарий к стихотворениям Н.А.Некрасова, статьи о поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета и отдельно – сопоставительный анализ их лирики.

Романам Л.Н.Толстого «Война и мир» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» посвящены уроки-семинары, беседы-размышления, аналитические статьи о творчестве великих писателей, об их поисках смысла жизни, о судьбе Личности в потоке истории.

Последний раздел книги посвящен А.П.Чехову. Здесь статьи о его письмах, о стиле и жанровой неопределенности или неопределимости «Вишневого сада» и о рассказе «Ионыч».

Читатели найдут в книге викторины по пьесам А.Н.Островского, произведениям И.С.Тургенева, литературную игру «Вечность как идея» по книгам Ф.М.Достоевского и три урока-обобщения «Завершая курс литературы XIX века», на которых разговор идет о ключевых темах классической русской литературы.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Три учебника, четыре профиля, двенадцать баллов... № 2–2003, с. 1.

Учитель и директор превращаются в равнодушных исполнителей. Им не дают ни права самостоятельно делать свое дело, ни возможности зарабатывать своим трудом.

Адамский А. Школу ведут на выборы. № 3–2003, с. 1.

Задача построения современной системы образования, современной школы – из области образовательной политики. Эту задачу невозможно решить административными способами.

Адамский А. Кто за ЕТС, кто за концепцию... № 4–2003, с. 1.

Похоже, спор о способах оплаты труда учителя – отличный способ увеличить свой политический капитал.

Адамский А. Хотите создать современную школу? № 5–2003, с. 1.

Свободная школа может выстроиться как сообщество детей и взрослых, определяющих свою жизнь как жизнь свободных людей, ответственных друг перед другом.

Иштрикова Н. Велик и могуч, а все-таки нуждается в защите... № 5–2003, с. 1.

«Закон о русском языке», возможно, убережет нас от необдуманных реформ правописания.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Борисова Л., Кирина Е. Настроение и тревоги не выбирают? № 2–2003, с. 2.

Почему значительная часть старшеклассников с тоской и скукой дотягивают до выпускных экзаменов?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Леонтьева Л. «Это не им трудно учиться, а нам – учить их». № 3–2003, с. 2.

Дети не классифицируют друг друга по степени успешности в учебе. Для них гораздо важнее человеческие качества. Но учат их этому взрослые, учителя, которые всем своим поведением показывают: уважать можно и нужно каждого человека.

Никольский С. Педагогическая карьера по-французски. № 5–2003, с. 2.

Что значит быть учителем во Франции и легко ли им стать?

Яковлев А. Консервативный путь к совершенству, или Положение педагогов средних школ в Великобритании. № 5–2003, с. 2.

Инспекторы, регулярно делающие проверки по школам Англии, подтвердили нелицеприятную тенденцию снижения уровня образования.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Бершадский М. Как узнать, что именно не понимает ученик в новом материале. № 4–2003, с. 3.

Учитель физики с тридцатилетним стажем разработал для этого свою методику.

Литвяк Е. Особенности детского восприятия. № 4–2003, с. 3.

Устные учительские объяснения, часто блестящие, виртуозные, но (увы!) слишком быстрые, в это длинное, медленное детское время просто не помещаются и соответственно не задерживаются детским вниманием.

СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Корсунова О. Закон разрешает. Но есть еще и власть... № 2–2003, с. 3.

Сегодняшние родители, взявшись учить собственных детей, предпочли бы вовсе не иметь дело со школой, государством и представителями образовательного ведомства.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Обухова Е. Одна из тысячи... № 4–2003, с. 2.

Как на самом деле выполняется план по закрытию «нерентабельных» учебных заведений.

Обухова О., Полякова Н. Почему буксует «Школьный автобус»? № 4–2003, с. 2.

Из-за неумения решать вопросы комплексно, проблемы сельских школьников только множатся.

РЕЖИССУРА УРОКА

Банников С. Клин клином. № 4–2003, с. 4.

Только освоив азы написания конспекта, можно составить грамотную, толковую шпаргалку.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Кашина Н. Ланцетник против всеобщего блефа. № 5–2003, с. 4.

Мир огромен. И мы, к сожалению, не можем знать, что понадобится нашим детям через десять, двадцать лет. Так чему же их учить?

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Гудков Л. Америка как тема и сюжет. № 3–2003, с. 3.

Каждая негативная черта или характеристика в системе образов США имеет своего антипода – подразумеваемые достоинства или особенности своей страны, народа.

Левада Ю. Негатив сверхдержавы. № 3–2003, с. 3.

Очевидно, что в общественном мнении не существует простого и примитивного образа США, ни безоговорочных симпатий, ни абсолютного антиамериканизма.

ПРИЛОЖЕНИя К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Школа для учителя. № 23. № 3–2003, с. 1–4.

Любимый город. № 20. Мойка. № 5–2003, с. 1–4.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Прощание с Азбукой. № 2–2003, с. 5–12.

Вот уже подходит к концу первый учебник ваших маленьких учеников – Букварь или Азбука. Конечно, это маленький праздник! Материалы, представленные здесь, помогут вам подготовиться к нему.

Тараканова О. Разработки конспектов уроков по математике в развивающей технологии на примере учебников Л.Г.Петерсон. № 3–2003, с. 5–12.

Представлены конспекты уроков с 1-го по 4-й класс, в которых четко выделены структура и методические особенности проведения всех этапов урока, подробно описан диалог учителя с учениками.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Бондаренко Н. Федя и Фаина идут в школу. № 2–2003, с. 2.

Урок обучения грамоте в 1-м классе (1–4), на примере изучения звука [ф] и повторения правил дорожного движения.

Тихомирова Е. Сколько башен у Кремля? № 2–2003, с. 5.

Урок-заочное путешествие в 3-м классе (1–4) на котором проводится закрепление знаний по теме «Внетабличное умножение и деление».

Дубинина С. Урок у Лукоморья. № 3–2003, с. 2.

Урок по теме «Деление и умножение двузначных чисел» в 3-м классе (1–4).

Сакова Г., Антонова Е. Растения и части речи. № 3–2003, с. 3–4.

Интегрированный урок упражнений по распознаванию частей речи с использованием природоохранного материала. 3-й класс.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Пять вопросов на родительском собрании. № 2–2003, с. 13.

У родителей первоклассников всегда возникает множество вопросов, и особенно у тех из них, дети которых учатся по новым, нетрадиционным программам. Мы приглашаем вас побывать на одном родительском собрании в школе, где идет обучение по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Может быть, некоторые из вопросов родителей этого класса волнуют и вас?

ПРАЗДНИКИ

Но на горизонте еще один зимний праздник – День защитника Отечества. Стало традицией поздравлять в этот день мужчин. Предлагаемые материалы помогут вам подготовить маленький праздник для «сильной половины» класса.

Усольцева М. Вечер развлечений для мальчиков и пап. № 3–2003, с. 14–15.

Ершова Т. День защитника Отечества. № 3–2003, с. 16.

МАСТЕРСКИЕ

Саломатина Л. Очерк зимнего дня. № 2–2003, с. 14–15.

Продолжаем демонстрацию уроков развития речи из цикла «У природы нет плохой погоды».
4-й класс.

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Артюхова И. Полезная релаксация. № 3–2003, с. 13.

Непоседливые, неугомонные, не умеющие ни на чем сосредоточиться ученики – одна из самых больших проблем для учителя начальной школы. Всем этим проблемам посвящена книга А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Изюминка этой книги – это, несомненно, программа нейропсихологического развития и коррекции для таких детей. Программа рассчитана на специалистов, но в ней так подробно и понятно описаны все упражнения, что и учителя, и родители при желании могут использовать многие упражнения в домашней обстановке.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Крюкова Т. Лесной календарь. № 2–2003, с. 16.

Окончание. Начало см. № 1–2003.

ДОКУМЕНТ

Минобразования РФ. О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии». № 2–2003, с. 4.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. «Неуправляемые» инфекции. № 1–2003, с. 4–5; № 2–2002, с. 4–5.

О симптомах, лечении и профилактике инфекций, для защиты от которых еще не созданы вакцины.

Продолжение. Начало см. № 23, 24–2002.

Палагина Л., Сафронова Л. Сахарный диабет. № 1–2003, с. 10–11; № 2–2002, с. 16–17.

Что такое диабет и как его контролировать, что надо делать, чтобы ваш ребенок вел активный образ жизни.

Продолжение. Начало см. № 20–24–2002.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Максимова М. Как принимать лекарства. № 2–2003, с. 8–9.

Какие существуют формы лекарственных препаратов и как их нужно принимать.

Петеркова В.А. и др. У низкорослых свои проблемы. № 2–2003, с. 14–15.

Сейчас в России живут около трех тысяч детей, страдающих гипофизарным нанизмом. Эти дети не могут с годами достичь обычного среднего роста взрослого человека, они на всю жизнь обречены оставаться маленькими.

Семина Н. Сладкий вопрос. № 2–2003, с. 16.

Давать или не давать ребенку сладости? Все, кажется, уже знают, что это вредно и для зубов, и вообще для растущего организма. Если родительское сердце не выдерживает, то давайте, но соблюдая «правила безопасности».

Матвеева М. Поход к генетикам. № 2–2003, с. 18.

Хотя генетики пока не умеют «чинить» дефектные гены, они научились обходными путями добиваться того, что многие дети, обреченные на инвалидность, становятся здоровыми.

СКАЖИТЕ, ДОКТОР

Стрельцова В. Не сотвори себе яда. № 2–2003, с. 10–12.

Профессор М.Луцкой рассказывает о сегодняшней ситуации с подростковым алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Тихонова Е. В школу – как на праздник или как на пытку? № 2–2003, с. 12.

Тест для ваших детей.

СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ

Семина Н. Мы пошли в гости. № 1–2003, с. 15.

Как подготовиться к возможным сюрпризам, которые может преподнести родителям их чадо?

Семина Н. Узнай себя. № 2–2003, с. 19.

Тест «рисунок дома», разработанный английским психологом Дж. Буком еще в 1948 году, адресован как взрослым, так и детям.

УЧЕНЫЕ ВЕСТИ

Лекманов А. Роды в воде? Это опасно! № 1–2003, с. 13.

Роды в воде могут привести к дыхательной недостаточности, которая зачастую заканчивается фатально.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Волошина Е.А. Учеба в радость. № 1–2003, с. 14.

Автор делится своим опытом и рассказывает о методике, по которой устраивают обучение в школе «Эврика-развитие» (г. Томск) в рамках проекта «Свободные классы, ориентированные на педагогику Л.Н.Толстого».

ПОДРОСТОК

Попова Е. «Имею право на личную жизнь». № 1–2003, с. 8.

Где та граница, за которой взрослые имеют право проявить любопытство, если их что-то беспокоит в поведении ребенка? Психологи пытаются обозначить эту зыбкую грань между доверием и контролем.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Арюкова С., Пушкинская Л. Другие мы. № 2–2003, с. 5–12.

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Кореневская В. Свет в окошке. № 3–2003, с. 8–9.

Методики «Экскурсия» для учащихся 5–6-х классов и «пригласительный билет» для учащихся 7–9-х классов, которые предназначены для получения обратной связи по поводу уроков эстетического цикла: театра, музыки, хореографии.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Сам себе голова. № 2–2003, с. 3.

Раньше вопрос «Кто я?» автоматически вызывал перечисление традиционных социальных ролей. Сегодня, как никогда, поиски ответа требуют особого мужества и здравомыслия.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Степанов С. Спорный вопрос. № 3–2003, с. 5.

Невроз не есть душевная болезнь в привычном смысле этого слова. При благоприятном изменении условий жизни он часто проходит даже без медицинского вмешательства.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Алесенко О. Управление образованием. № 2–2003, с. 4.

Психолого-педагогическая игра для заместителей директора по учебной и воспитательной работе.

Во многих случаях психолог в экспериментальных школах является мессией, назначенным на должность ассистента слесаря-сантехника по «душевным протечкам».

Шевелева О. Мотивы плохого поведения учащихся. № 3–2003, с. 12.

Занятие для начинающих учителей.

ГИЛЬДИЯ

Вачков И. Психолог в экспериментальной школе. № 2–2003, с. 14.

Степанова М. На основе индивидуальности. № 2–2003, с. 15.

«Нельзя сформировать личность с заранее заданными свойствами. Извне сформированная личность — не личность, а наличность того, кто ее сформировал». Это об опасности манипулятивного отношения к людям, особенно к детям, которые еще не умеют сопротивляться.

Битянова М. Психолог и директор. № 3–2003, с. 13.

Схема деловых отношений психолога и директора.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Емельянова Т. Исключительные дети – исключительные педагоги. № 3–2003, с. 10.

При частой смене педагогов дети лишаются важного психологического переживания – своей нужности и ценности для других.

Постоева Е. Частичка моей жизни. № 3–2003, с. 10.

Рассказ ученицы 11-го класса о Школе практической психологии в Московском дворце творчества на Воробьевых горах.

НАШИ ДЕТИ

Пятаков Е. Блеск и нищета неформалов. № 3–2003, с. 6–7.

Материал написан на основе реального диалога с несколькими учащимися 11-го класса московской школы.

ИГРОТЕКА

Рузина М. Пальчиковые игры для старших дошкольников. № 2–2003, с. 16; № 3–2003, с. 16.

Игры-забавы и игры с правилами, предназначенные для детей 5–7 лет.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Соловейчик С. Несвобода отупляет. «Управление школой», № 1–2003, с. 2.

От свободы люди умнеют. Свобода заставляет думать, несвобода отупляет.

Колонка публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Алейникова И. Можно ли научить быть гражданином? «Управление школой», № 1–2003, с. 6.

Современные педагоги не оставляют попыток заниматься так называемым гражданским образованием: кто-то в мягкой манере обсуждения различных точек зрения, кто-то прямо и навязчиво пытается втиснуть в детское сознание набор прямолинейных истин.

Тихонова Е. В школу – как на праздник или как на пытку? «Здоровье детей», № 2–2003, с. 12.

Тест для ваших детей.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Адамс К. С папой шутки плохи? Пер. с англ. М.Никоновой, Я.Ефременко. «Первое сентября»,
№ 3–2003, с. 4.

Попова С. Вот и ты не говори! «Первое сентября», № 3–2003, с. 4.

Не делайте из мата культа. Это не наркотики. Пройдет.

Что делать, если ребенок все делает кое-как? «Первое сентября», № 3–2003, с. 4.

Что делать, если папа мешает маме воспитывать детей (или наоборот)? «Первое сентября», № 5–2003, с. 4.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Попова Е. «Имею право на личную жизнь». «Здоровье детей», № 1–2003, с. 8.

Где та граница, за которой взрослые имеют право проявить любопытство, если их что-то беспокоит в поведении ребенка? Психологи пытаются обозначить эту зыбкую грань между доверием и контролем.

Артюхова И. Полезная релаксация. «Начальная школа», № 3–2003, с. 13.

Проблемам воспитания и обучения непоседливых детей посвящена книга А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Изюминка этой книги – это, несомненно, программа нейропсихологического развития и коррекции для таких детей. Программа рассчитана на специалистов, но в ней так подробно и понятно описаны все упражнения, что и учителя, и родители при желании могут использовать многие упражнения в домашней обстановке.

Смирнова Т. Бюро находок, или Где найти общий язык?: Слышу, вижу, осязаю, ничего не понимаю! или Три подхода к общению. «Библиотека в школе», № 1–2003, с. 7.

Статья школьного психололга о разных способах восприятия людьми окружающего мира и о том, как научиться легче понимать друг друга.

Горбачева Г. Романенко А. Письма пишите и получайте...: Международная неделя письма в устьилимской школе. «Библиотека в школе», № 1–2003, с. 10, 23.

Эта идея может работать и на всю школу и в одном классе. Ребята учаться общаться, развивают речь, читают и обсуждают хорошие книги и чьи-то коллекции. Целое направление работы с привлечением родителей и друзей.

ПОДРОСТОК

Пятаков Е. Блеск и нищета неформалов. «Школьный психолог», № 3–2003, с. 6–7.

Материал написан на основе реального диалога с несколькими учащимися 11-го класса московской школы.

ПЛАКАТ В ШКОЛУ

Как победить школьный конфликт. «Первое сентября», № 2–2003, с. 7.

Ты считаешь, что выяснение отношений – всегда зло? А что, если это возможность изменить их к лучшему?..

Педагогические чтения

Торшилова Е. О путях к хорошему вкусу. Беседа первая. «Искусство», № 1–2003, с. 20–22.

Правовая страничка

Болотова Е. Должностные обязанности учителя, или Его право на занятие педагогической деятельностью; Увольнение по трудовому кодексу. «Физика», № 2–2003, с. 18–21.

Продолжение. Начало см. в № 46–2002.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Координация детско-взрослых экспертиз демократического, толерантного уклада школы. № 1–2003, с. 7–10.

Программа и учебный план курсов повышения квалификации.

Проектирование и организация профориентационного профильного пространства старшей школы. № 2–2003, с. 7–10.

Программа курсов повышения квалификации педагогов и руководителей образования, организующих профильное обучение на старшей ступени общего образования.

ВЗГЛЯД

Адамский А. «Совет безопасности». № 2–2003, с. 1.

Сложилась парадоксальная ситуация: система образования оказывается парализованной из-за невозможности действовать в ней законным способом.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Смолин О. Учитель станет беднее. № 1–2003, с. 4.

Образование не стало финансовым приоритетом государства, а во властных структурах немало людей, разрабатывающих планы еще большей на нем экономии и тем самым ограничение права на образование для граждан с низкими доходами.

Алейникова И. «Стандарты нас не удовлетворяют». № 1–2003, с. 4.

Дискуссия ректора высшей школы экономики Я.Кузьминова с главным редактором «Управления школой» А.Адамским, посвященная проблематике стандартов.

Дашковская О. Дорога в никуда. № 2–2003, с. 2-3.

Есть ли перспективы у реформы оплаты труда работников бюджетной сферы?

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Несвобода отупляет. № 1–2003, с. 2.

От свободы люди умнеют. Свобода заставляет думать, несвобода отупляет.

Ресурсы нашей школы. № 2–2003, с. 2.

Наша школа жизнеспособна потому, что учительство обладает очень высокими духовно-нравственными качествами, серьезными интеллектуальными ресурсами, тягой к новому. Но все реформы, которые предполагаются и планируются, должны быть направлены на моральную атмосферу школы, на педагогический интеллект, на управленческий ресурс и, конечно же, на ресурс материальный.

ЭКСПЕРТИЗА

Малик-Пашаев А., Новлянская З. Что такое общее образование? № 1–2003, с. 5.

Потребуется большой и в высшей степени творческий труд, чтобы выделить во всех образовательных областях то самое простое и самое глубокое, что важно освоить всем.

Богуславский М. Учебная и образовательные программы: исторический ракурс. № 2–2003, с. 6.

Разработка комплекса проблем, связанных с образовательными программами, является приоритетной для инновационного педагогического сообщества.

ПОЗИЦИЯ

Алейникова И. Можно ли научить быть гражданином? № 1–2003, с. 6.

Современные педагоги не оставляют попыток заниматься так называемым гражданским образованием: кто-то в мягкой манере обсуждения различных точек зрения, кто-то прямо и навязчиво пытается втиснуть в детское сознание набор прямолинейных истин.

ОФИС

Шустов В.В. Ремонт и модернизация компьютеров. № 1–2003, с. 11.

С технической точки зрения определить, где заканчивается ремонт и начинается модернизация, – очень непросто. Это добавляет сложностей и бухгалтеру, ведь ремонт и модернизация по-разному отражаются в учете, также по-разному будут исчисляться и налоги.

Самойлов И.В. Денежная компенсация за неиспользованный отпуск. № 2–2003, с. 11.

В каких случаях предоставляется денежная компенсация вместо отпуска и как она рассчитывается.

LANGUAGE SKILLS

Writing. № 2–2003, p. 3.

I Wish. Domestic Life. Practical Writing: A News Story.

Listening. № 3–2003, p. 3.

Winter Walk in the Woods. Electing Class President. Lucky Escape.

ASPECTS OF LANGUAGE

Vocabulary. № 2–2003, p. 4.

In a Thousand Years. Stop, Look and List. Slang and Idiom.

Spelling & Pronunciation. № 3–2003, p. 4.

Perplexing Plurals. Vowel, Digraphs, Diphthongs.

CLASSROOM ACTIVITIES

Хлюстова В.А., Сокол С.Н. Human Body & Human Health. № 3–2003, p. 5.

Интегрированный урок по природоведению и английскому языку во 2-м классе.

Sharifzyanova S., Nizametdinova S. Познавательная игра «Приз». № 3–2003, p. 11.

Игра рассчитана на учащихся старших классов. Ее можно провести после изучения темы «США».

TESTS

Boyarskaya Y. Britiain and Its People. № 2–2003, p. 5–6.

Getting Ready for Exams.

Кисунько Е.И., Музланова Е.С. Тесты по английскому языку 5–7 класс. № 2–2003, p. 7–10.

Отрывки из учебно-методического пособия.

Кисунько Е.И., Музланова Е.С. Тесты по английскому языку 10–11 класс. № 3–2003, p. 7–10.

Отрывки из учебно-методического пособия.

FOCUS ON LITERATURE

William Carlos Williams. № 2–2003, p. 14–15.

Williams’ poetry “is more remarkable for its empathy, sympathy, its muscular and emotional identification with its subjects than almost any other contemporary poet”.

READ & DISCUSS

Branley M.F. Birds & Bears in Winter. № 3–2003, p. 6.

Read and find out how some animals – small birds and big bears – survive in the winter.

PROFILE

Sorokina O. Elvis Presley. № 2–2003, p. 1, 11.

More than just “The King” and the founder of rock’n’roll – Elvis Presley is an American icon.

WONDERING WANDERERS

Isles or Islands? № 3–2003, p. 12.

The British Isles are a geographical but not a political unit. “Isle” is a word most commonly used with names. Let us talk about some of the isles.

FOR YOUNG READERS

The Gingerbread Boy. № 2–2003, p. 12.

AROUND RUSSIA

Kozina A. Moscow. № 3–2003, p. 11–12.

Whoever has been to Moscow knows Russia.

Continued from № 46–2002; № 1–2003.

LIFE THERE

London Press Service Informs. № 2–2003, p. 2; № 3–2003, p. 2.

Я ИДУ НА УРОК

Черняева Т.С. Пунктуационный разбор простого предложения. № 2–2003, с. 3, 13.

Игра-путешествие в 5-м классе, по учебнику «Русский язык. 5-й класс». Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.

Голубева Г.Л. Что такое профессиональные слова? № 3–2003, с. 2–3.

Конспект урока, проведенного в 5-м классе, по программе М.М.Разумовской и П.А.Леканта.

Федорова И.Г. Автобиография как жанр официально-делового стиля речи. № 3–2003, с. 3–5.

Конспект урока русского языка в 11-м классе.

Корчагина Л.М. Второстепенный член предложения – дополнение. № 3–2003, с. 10–11.

Интегрированный урок в 8-м классе.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Павлова О., Шапиро Н. Стихотворение Н.Рубцова «Окошко. Стол. Половики». № 2–2003, с. 4.

Стихотворение кончается не забвением, не сном, но пробуждением – и мощным побуждением к продолжению дела.

Гаспаров М.Л., Подгаецкая И.Ю. Пастернак в пересказе: сверка понимания. № 3–2003, с. 5–7.

Текст второй лекции, прочитанной М.Л.Гаспаровым в московской школе № 57 (текст первой см.
в № 43–2002).

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ.

Жуковская Е.В. Контрольные тесты. № 2–2003, с. 10–16. (Вкладка).

Два варианта (комплекта) итоговых тестов по русскому языку. Каждый из этих комплектов представляет собой сбалансированный тест, по которому можно провести аттестационный контроль учащихся.

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Елясова О. Игры на уроках русского языка. № 2–2003, с. 13.

Несколько игровых приемов, которые можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе.

ПОДСПОРЬЕ

Леонтьева Т. Диктанты по Ю.Ковалю. 7–8-е классы. № 2–2003, с. 15.

Захарова Л.А. Опорные конспекты по теме «Глагол». 6 класс. № 3–2003, с. 13.

Лесков Н. Диктант на повторение. Старшеклассникам. № 3–2003, с. 14.

Борисенко Н. Диктанты по «Робинзону Крузо» (в пересказе К.Чуковского). 5–6-й класс. № 3–2003, с. 15.

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

В этой рубрике рассматриваются разные стороны работы учителя, к которым все давно привыкли, так что перестали думать: нельзя ли относиться к ним иначе?

Борисенко Н.А. Правила игры, или Зачем нужны домашние задания. № 2–2003, с. 2.

Если уж без домашних заданий обойтись нельзя, то можно хотя бы отчасти предотвратить отрицательные последствия перегрузки учащихся.

ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ

Букринская И.А. и др. Русский язык в школе: мнение лингвистов. № 2–2003, с. 1–9. (Вкладка).

Концепция — обязательный минимум — программа.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Шапиро Н.А. О Юрии Ковале. № 2–2003, с. 14.

Можно превратить в упражнение, диктант или текст для изложения любой полюбившийся отрывок, например, из «Самой легкой лодки в мире».

Я ИДУ НА УРОК

Зайцева Н. Анализ стихотворения А.А.Фета «Воздушный город». № 2–2003, с. 5.

Урок в 10-м классе.

Мотеюнайте И. Музыка стиха. № 2–2003, с. 6–8.

Семинар по поэзии Серебряного века. 11-й класс.

Иванова О. Волшебство поэтической строки. № 2–2003, с. 9.

Урок по стихотворению М.Волошина «рождение стиха».

Колеватова Л. «Я живу на земле в красоте!» № 2–2003, с. 10.

Стихи Игоря Северянина о природе. 5-й класс.

Бабкина Т. «Тоска по родине!..» № 2–2003, с. 11–12.

Анализ стихотворения М.И.Цветаевой.

Лунина Е. Лирический диалог эпох. № 2–2003, с. 12–13.

Итоговый урок по блоку «Лирика» в 8-м классе.

Колтышева Л. Cтихотворение Н.Заболоцкого «Журавли». № 2–2003, с. 14.

Урок литературы в 6-м классе.

Батыр А. Текстовый опрос на уроке литературы. № 3–2003, с. 12.

Главное в этой методике — системность, нарушать которую ни в коем случае нельзя, иначе желаемого результата просто не добиться.

Матвеева Т. Викторина по рассказам А.П.Чехова «Человек в футляре», «Ионыч», по пьесе «Вишнёвый сад». № 3–2003, с. 13.

ТРИБУНА

«Душа стесняется лирическим волненьем...». № 2–2003, с. 1.

Читатели и участники первого устного выпуска «Литературы» отвечают на вопрос: «Нужна ли в школе литература?»

ШТУДИИ

Мотеюнайте И. Сакральный текст в литературном произведении: «Студент» А.П.Чехова и «Гроза» В.В.Набокова. № 3–2003, с. 5–6.

Сравнение рассказов с точки зрения обращения их авторов к Священному Писанию и использования реминисценций из него.

Белых Е. Рассказ А.П.Чехова «Ионыч». № 3–2003, с. 7–9.

Анализ эпизода «На кладбище»: место, роль, содержательные функции.

Иванова Н. Песенка «Стрелок» в творчестве Чехова. № 3–2003, с. 10–11.

Чехов трижды обращается к «Стрелочку», однако способ «звучания» и функция этого произведения в каждом рассказе отличаются.

Лекманов О. Принцип не совсем обманутых ожиданий. По рассказу В.Набокова «Весна в Фиальте». № 3–2003, с. 14–15.

Автор пытается ответить на важный вопрос: какова главная функция принципа не совсем обманутых ожиданий в русскоязычных произведениях Набокова?

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ ЗАНОВО

Шуралёв А. «И мгла исчезает...» № 2–2003, с. 4.

Мотивная структура элегии В.А.Жуковского «Море».

Сергеева-Клятис А. «Мне неизвестно, где я нахожусь...» № 2–2003, с. 15.

К прочтению стихотворения Бродского «Одиссей Телемаку».

СЛОВАРЬ

Бек Т. Книга стихов как единство. Неакадемические заметки. № 2–2003, с. 2–3.

Что такое книга стихотворений — просто сборник, хронологическая вереница или лирический роман в главах со своими сюжетом, композицией, лирическим героем и сквозной мелодией?

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

За и против: итоги обсуждения учебников. № 3–2003, с. 1–3.

Предварительные итоги разговора о действующих сейчас учебниках литературы.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Кошель П. Из истории Второй мировой. № 3–2003, с. 1–14.

Автор предлагает краткую историю Второй мировой войны от ее начала до безоговорочной капитуляции Германии. Описывая основные этапы и ход войны, он использует архивные документы, приказы, директивы, письма и частные дневники тех лет, воспоминания очевидцев и стихи о Великой Отечественной войне.

ИЗ НОВОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Грибов В. Франция: государство и политики. № 2–2003, с. 2–6.

Глава из изданной Творческим центром «Сфера» хрестоматии «Сюжеты из истории нового времени: Западная Европа и США».

ОБЗОРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Кошель П. Ссылка и каторга в России. № 2–2003, с. 7–14.

На всем протяжении русской истории практиковалась принудительная отправка государственной властью наших соотечественников — да и иностранных граждан — в отдаленные места для временного или пожизненного там пребывания. Целью ссылки было удалить вредных в политическом отношении людей, а также наказать и исправить преступников.

ПОДРОБНОСТИ

Артемов В. Суды над животными. № 2–2003, с. 15–16.

Судебные процессы над животными, которые порой затевались в средневековой Западной Европе, наглядно демонстрируют нам принципиальное отличие западноевропейского правосудия от правосудия отечественного. Во всяком случае, средневековая юриспруденция очевидно признавала равенство между людьми и животными во всем, что касалось исполнения всех Божеских и человеческих законов.

ПОРТРЕТ

Селиверстов Е. Философ, вернувшийся с холода. № 3–2003, с. 15.

Книги Л.Витгенштейна, положившие начало целому направлению в философии XX века, чаруют блестящим афористичным стилем, роднящих их с трактатами восточных мудрецов.

ПУБЛИКАЦИЯ

Разлогов Л. Стихи из трофейного дневника. № 3–2003, с. 14.

Переводы стихов погибшего немецкого офицера. Стремление сделать чужой литературный опыт частью своего – и понять другого человека, врага – стремление это уточняет психологический портрет русского офицера Первой мировой.

Я ИДУ НА УРОК

Рябинина Т. Искусство Японии. № 24–2002, с. 4–5.

Уроки для 4-го класса.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Фролова М. Культура русского средневековья. № 1–2003, с. 2–3.

Уроки-спектакли для 7-го класса: «Театр народного костюма» и «Новый год и Рождество». Пьеса, представленная на конкурс.

XX ВЕК САМ О СЕБЕ

Кушниров М. Куросава. № 24–2002, с. 6–9.

При всей трезвости своего мироощущения Куросава – один из самых стойких романтиков среди великих мастеров кино.

Громов В. Антониони. № 1–2003, с. 4–7.

Антониони называли поэтом некоммуникабельности. Однако парадоксальным образом в своих фильмах он объяснял, что думает и чувствует, и многие его понимали.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Герчук Ю. Европейский романтизм XIX века. № 24–2002, с. 11–14.

Герчук Ю. Искусство фотографии XIX века. № 1–2003, с. 11–14.

Продолжение книги. Начало ее публикации с № 4–1999.

МУЗЕИ МИРА

Невельский В. Эрмитаж. № 24–2002, с. 1–3, 22–24.

Эрмитаж представляет собой не только необыкновенную сокровищницу, с объемом и многообразием коллекций которой способны поспорить лишь несколько музеев мира. Эрмитаж уникален еще тем, что он стал символом России.

Шишкина Г. Художественные музеи Японии. № 1–2003, с. 8–10.

Японские музеи принимают активное участие в общем художественном процессе, формирующем характер современной культуры.

ГОРОДА-МУЗЕИ

Елизарова С. Будни и праздники Венеции. № 1–2003, с. 16–17.

Венеция – удивительный архипелаг тишины и покоя в нашем сошедшем с ума мире. Он чужд суеты и спешки. Самое подходящее слово для этого города – созерцание.

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

Холл Дж. История идей и образов в итальянском искусстве.

Майкапар А. представляет книгу английского искусствоведа и приглашает читателей в увлекательное путешествие по Италии. № 24–2002, с. 10.

Искусство этрусков – ранних поселенцев в Италии. № 1–2003, с. 18–19.

Алексеева-Штольдер Н. Мозаика Петрова-Водкина. № 1–2003, с. 15.

Мозаика «Христос-сеятель» в мавзолее Эрлангер (1914) в Москве.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Торшилова Е. О путях к хорошему вкусу. № 1–2003, с. 20–22.

Беседа первая.

ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ

Мравинский Е. Записи разных лет (из дневника). № 24–2002, с. 16–17.

Публикация избранных страниц дневника Е.А.Мравинского, предоставленных заслуженным деятелем искусств России, профессором Санкт-Петербургской консерватории по классу флейты А.М.Вавилиной-Мравинской.

Я ИДУ НА УРОК

Папушина Н.П., Филипенко О.В. Оптическая система глаза. № 2–2003, с. 2–3.

Интегрированный урок по биологии и физике.

Смелова В.Г. Путешествие в мир водорослей. № 3–2003, с. 2–3.

Урок-путешествие для 7-го класса.

БОТАНИКА

Попов С.Ю. История растительности Азии за последние 150000 лет. № 3–2003, с. 14–15.

ЗООЛОГИЯ

Мамонов Г.А. «Петс-хобби» и его последствия. № 2–2003, с. 1, 10.

Содержание в домашних условиях большого количества разнообразных животных в значительной степени влияет и на экологическую обстановку в тех или иных регионах.

Феоктистова Н.Ю. Родительские заботы розеллы. № 3–2003, с. 1, 7.

Доход от присутствия любителей природы и туристов, восторгающихся стайками удивительно красивых и не боящихся человека птиц, намного превышает стоимость поврежденных этими птицами яблок или груш.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Домшлак М.Г. Путешествие в невидимый мир. № 2–2003, с. 6–7; № 3–2003, с. 6.

История открытия и изучения вирусов.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Притуляк С.П. Роль творческих задач в развитии познавательной активности. № 2–2003, с. 11; № 3–2003, с. 11.

Примеры творческих задач.

Продолжение. Начало см. № 1–2003.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Исаков В.В. Игровые задания по биологии. № 2–2003, с. 3.

Смелова В.Г. Контрольные работы по общей биологии.

Контрольная работа № 1 по темам «Свойства живых организмов», «Химический состав, строение, деление клетки». № 2–2003, с. 8–9.

Контрольная работа № 2 по теме «Ткани растений и животных». № 3–2003, с. 8–9.

Лашкина Т.Н. Игровые задания по биологии. № 1–2003, с. 14–15.

Тема «Многообразие цветковых растений»

Продолжение. Начало см. № 43–47–2002.

ОЛИМПИАДЫ, ВИКТОРИНЫ, КОНКУРСЫ

Заочная олимпиада факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова. № 2–2003, с. 4–5.

Задания для 9–11-го класса.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Мелешко В.И. Древнегреческие мифы глазами биолога. № 2–2003, с. 12–13; № 3–2003, с. 12–13.

Продолжение. Начало см. № 1–2003.

ИСТОРИЯ НАУКИ

Джонсон Х. Филлоксера – хроника нашествия. № 3–2003, с. 4–5.

Вина даже из лучших виноградников после нашествия филлоксеры необратимо ухудшились. Однако кризис принес и пользу: наука вторглась в ту область, которую до того охраняли закостенелая традиция и невежество, а правительство занялось делами, которые раньше пускались на самотек.

МЕТОДИКА

Гордеев А.С. Программа элективного курса по химии.

Программы этих курсов были разработаны и апробированы автором. Первый курс трехгодичный, остальные рассчитаны на один год обучения и являются мастер-классами, т.е. предусматривают изучение отдельных важных тем, разделов одновременно учениками разного возраста (9–10-х или 10–11-х классов).

«Мир окислительно-восстановительных реакций». Мастер–класс для учащихся 9–11-х классов. № 2–2003, с. 4.

«Удивительный мир коллоидной химии». Мастер–класс для учащихся 10–11-х классов. № 3–2003, с. 16.

Продолжение. Начало см. № 1–2003.

НОВЫЕ КНИГИ

Зайцев О.С. Учебная книга по химии. № 2–2003, с. 2–3; № 3–2003, с. 3.

Учебник, задачник, лабораторный практикум, научные рассказы для чтения для учителей средних школ, студентов педагогических вузов и школьников 9–10-х классов.

Продолжение. Начало см. № 4–14, 16–28, 30–34, 37–44, 47, 48–2002; № 1–2003.

Суровцева Р.П. Рабочая тетрадь для учителя химии. Неорганическая химия 10 класс. № 2–2003, с. 5–12; № 3–2003, с. 5–12.

Пособие для учителей, целью которого является оказание помощи учителю при планировании курса химии 10-го класса средней общеобразовательной школы в соответствии с программой и учебником базового уровня «Химия–10» авторов Л.С.Гузея и Р.П.Суровцевой.

Продолжение. Начало см. № 42–48–2002; № 1–2003.

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Ищенко Г.Ф. Проверка и оценка знаний учащихся. № 2–2003, с. 3.

Использование технологии уровневой дифференциации для более объективной оценки знаний.

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Демидов В.А. Реакции ионного обмена и условия их протекания до конца. № 2–2003, с. 13, 16.

Авторский вариант изложения этой темы в 8-м классе с большим числом примеров и трехуровневой проверочной работой.

ОЛИМПИАДА

Заочная олимпиада для учащихся старших классов (9–11) средних учебных заведений (школ, гимназий и т.д.) по химии, биологии и математике на факультете биоинженерии и биоинформатике МГУ им. М.В.Ломоносова. № 3–2003, с. 13, 15.

Олимпиадные задания.

КОНКУРС «УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Семин В. и др. Толерантность в химии и жизни. № 2–2003, с. 14–15.

Разработка внеклассного мероприятия для учеников 11-го класса и студентов 1-го курса химического факультета.

Кузовая Т.В., Калякина Е.А. Белки. № 3–2003, с. 14–15.

Интегрированный урок.

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ

Раков Э.Г. Химические приключения Шерлока Холмса. № 2–2003, с. 1.

В первой части рассказа автор ставит вопросы по химии, ответы на которые приводят к раскрытию преступления, а во второй части дает ответ устами своего героя – знаменитого детектива.

Продолжение. Начало см. № 1–2003.

Я ИДУ НА УРОК

Третьякова Е.И. В кольце трагической изотермы (влияние географического положения России на климат и людей). № 2–2003, с. 7–11.

Интегрированный урок географии и музыки для 8-го класса.

Белоусова Н.Н. Опорные схемы при изучении климата России. № 3–2003, с. 19–20.

По теме «Климатообразующие факторы» в 8-м классе можно составить опорные схемы для каждого из основных факторов, на отдельной схеме показывается взаимодействие этих факторов.

ПРЕДМЕТ

Сиротин В.И. Содержание географического образования и совершенствование механизмов контроля его качества. № 2–2003, с. 3–4.

Изменения в содержании географического образования проходят в тесной связи с теми изменениями, которые предусмотрены концепцией модернизации российского образования.

ДИСКУССИЯ

Розанова С.Г. Требования к знаниям и умениям представляются необоснованно завышенными.
№ 3–2003, с. 2.

Стандарт географического образования в условиях России, очевидно, должен отвечать основополагающему требованию — формированию подготовленности выпускников школы быть адекватными разнообразной, быстро меняющейся окружающей географической действительности.

МЕСТО

Рогачев С.В. Монастырь — посад — город. № 2–2003, с. 5–6.

Русские города, возникшие вокруг монастырей или на их месте. Сергиев Посад.

Мызников И.Д. Золотая пряжка стального пояса Транссиба. Кругобайкальская железная дорога. № 3–2003, с. 3–9.

Кругобайкальская дорога перестала быть магистралью. Здесь были сняты вторые пути, упразднены некоторые станции. Ныне это уникальный комплексный архитектурный музей.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Чепалыга А.Л. Региональная группировка стран мира. № 2–2003, с. 13–17.

Давно назрела необходимость разработки нового районирования мира на основе единых принципов. Однако на пути реализации этой идеи возникает ряд трудностей.

Заяц Д.В. В поисках оптимального районирования мира. № 2–2003, с. 18–22.

Не стоит винить авторов, что они не смогли прийти к общему знаменателю и не сумели сотворить единую интегральную «нарезку» регионов мира. В подобных вещах разноголосицу и отсутствие сходных позиций, пожалуй, можно считать скорее благом, нежели вредом.

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Ашитков С. Ледокол как символ географического положения России. № 2–2003, с. 11–12.

Есть глубокий смысл в том, что первое крупное ледокольное судно России получило имя Ермака.

Артемов В. П.К.Козлов 1863—1935. № 3–2003, с. 11-14.

Петр Кузьмич Козлов — один из величайших исследователей Центральной Азии. Сподвижник и продолжатель трудов Н.М.Пржевальского, он вместе с ним в основном довершил ликвидацию «белого пятна» на карте Центральной Азии.

РЕПЕТИТОР

Рогачев С.В. Властелин колец. № 2–2003, с. 23–26.

Задачи на пересечение множеств, а также ответы и комментарии к ним.

Продолжение. Начало см. № 14, 16–18, 22, 34, 36, 38–45, 47, 48–2002; № 1–2003.

ИЗ НОВОЙ КНИГИ

Плисецкий Е.Л. Внешнеэкономические связи России с развивающимися странами. № 3–2003, с. 21–23.

Раздел главы «География внешнеэкономических связей России» в новом учебнике «Коммерческая география. Россия и мировой рынок». 11-й класс.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Приезжев П.П. Какой предмет выбрать на экзамене? № 2–2003, с. 4–6.

Развитие речи на уроках физики.

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Воронина Е.В. Частная теория относительности. № 2–2003, с. 14–16.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Демидова М.Ю. Видеоматериалы на уроках физики и астрономии. № 3–2003, с. 17–19.

Автор рассматривает варианты использования видеоматериалов на уроке.

АБИТУРИЕНТУ

Чесноков С.С. и др. Хочу учиться на ВМК! № 2–2003, с. 2–3.

Задачи, предлагавшиеся на вступительных экзаменах на факультет вычислительной математики и кибернетики в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2002 г.

Продолжение. Начало см. № 38, 42, 46–2002.

АВТОРСКИЕ ШКОЛЫ

Кутузова Т.Г. Изменение агрегатного состояния вещества. № 3–2003, с. 2–9.

Обучающая программа в рамках технологии «Деятельностный подход».

ЭКСПЕРИМЕНТ

Туркина Г.Ф. Мыльные пленки. № 2–2003, с. 6–10.

Автор предлагает посмотреть на пленки глазами любознательного человека, исследователя, юного физика, понаблюдать за мыльными пузырями, изучить их поведение.

Коханов К.А., Казаков С.Л. Две эффектные демонстрации по механике. № 2–2003, с. 10–11.

Демонстрация явления взаимодействия и явления невесомости.

ФАКУЛЬТАТИВ

Геттис Э.и др. Физика классическая и современная. Пер. с англ. В.А.Грибова. № 2–2003, с. •1–4.

Глава 3. Одномерное движение.

Продолжение. Начало см. № 18, 22, 30, 32, 38, 46–2002.

ИГРЫ? НЕ ТОЛЬКО…

Накарякова Н.А. Волновые свойства света. № 2–2003, с. 12–13.

Итоговый урок-аукцион знаний. Базовый курс. 11-й класс.

ФИЗИКА И ЛИРИКА

Семке А.И. Задачи по литературным произведениям. № 3–2003, с. 12–13.

Продолжение. Начало см. № 47–2002.

Кириллов С.Н. Кирилловские сказки. № 3–2003, с. 21–23.

К парадоксу близнецов. Кофейный отшельник.

РУБЕЖИ НАУКИ

Лучков Б.И. Чеширский кот астрофизики. № 2–2003, с. •5–8.

Темная материя – пока неразрешенная загадка, тормозящая развитие не только астрофизики.

ИСТОРИЯ НАУКИ

Дуков В.М. Формирование понятия электромагнитного поля. № 3–2003, с. •1–6.

ПРАВОВАЯ СТРАНИЧКА

Болотова Е.Л. Должностные обязанности учителя, или Право на занятие педагогической деятельностью. № 2–2003, с. 18–21.

Продолжение. Начало см. № 46–2002.

Я ИДУ НА УРОК

Рашпелева Е. Все действия с рациональными дробями. № 2–2003, с. 2–3.

Открытый урок в 6-м классе.

Судаева С. Умножение десятичных дробей. № 3–2003, с. 5–6, 16.

Обобщающий урок в 6-м классе.

МЕТОДИКА

Минаева С. и др. Квадратные корни. 8-й класс. № 2–2003, с. 4–7; № 3–2003, с. 9–12.

Методические рекомендации для учителей, работающих по учебному комплекту «Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных» под ред. Г.В.Дорофеева.

Продолжение. Начало см. № 37–38, 41, 44–2002.

Егерман Е. Задачи с параметрами. № 2–2003, с. 10–14, 19; № 3–2003, с. 17–20.

Задачи для 8–9-го класса.

Продолжение. Начало см. № 1–2003.

Муравин Г. Уравнения, неравенства и их системы. 11 класс. № 2–2003, с. 20–23; № 3–2003, с. 21–25.

Фрагмент учебника Г.К.Муравина, О.В.Муравиной.

Зив Б., Гольдич В. Новые дидактические материалы. № 3–2003, с. 7–8.

Контрольные работы и ответы к ним для 7–9-х классов.

Продолжение. Начало см. № 9–15, 17–20, 22–23, 25–28, 31, 35, 36, 38, 41, 44–2002.

Галицкий М., Терещенко Г. Задачи по алгебре для классов с углубленным изучением математики. 10 класс. № 3–2003, с. 13–16.

Тригонометрические уравнения.

Продолжение. Начало см. № 1–2003.

ЭКЗАМЕНЫ

Пономаренко А. Вступительные экзамены в РГТУ им. К.Э.Циолковского за 2002 год. № 2–2003, с. 24–27; № 3–2003, с. 26–28.

ФАКУЛЬТАТИВ

Ткачева М. Вращающиеся кубики. № 2–2003, с. 15–19.

ПРЕДМЕТ

Сениченков Ю. Компьютерные инструменты педагога. № 3–2003, с. 1–3.

Настало время дать четкий ответ на вопрос, в чем преимущества компьютерных образовательных инструментов перед традиционными. Следует сравнить между собой учебники и компьютерные учебники, контрольные и компьютерные тесты, учебные фильмы и компьютерные фильмы и перейти от эмоциональных оценок к научным.

НОВЫЕ КНИГИ

Литвиненко В., Безрукова В. О новом подходе к изучению стереометрии. № 2–2003, с. 1, 9.

Авторы статьи представляют новый учебный комплект для 11-го класса, включающий в себя три книги: «Учебное пособие», «Тетрадь заданий по геометрии», «Проверочные и контрольные работы по геометрии».

Потоскуев Е., Звавич Л. О новом учебном комплекте по стереометрии. № 2–2003, с. 8–9.

Обзор нового учебного комплекта для преподавания геометрии (стереометрии) в 10–11-х классах с углубленным изучением математики.

Глава 1. Введение в стереометрию.

Продолжение. Начало см. № 36, 43–2002.

ТУРНИР АРХИМЕДА

Блинков А. и др. Московские математические регаты в первом полугодии 2001/2002 учебного года. № 2–2002, с. 28–32; № 3–2002, с. 29–32.

Продолжение. Начало см. № 1–2003.

СТРАНИЦЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Козлова В.А., Плаксин М.А. Это мы не проходили?.. Обзор методик и программной поддержки курса информатики в 1–7-х классах. № 2–2003, с. 3–7.

Лекция № 9. Алгоритмика и программируемые исполнители в 5–7-х классах.

Продолжение. Начало см. № 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48–2002.

Ливчак А.Б., Гейн А.Г. Лекции по базам данных. № 3–2003, с. 3–6.

Лекция 2. Особенности изучения СУБД.

Продолжение. Начало см. № 1–2003.

Отставнов М. Свободное программное обеспечение в школе. № 3–2003, с. 7–11.

Лекция № 7. Графический интерфейс пользователя.

Продолжение. Начало см. № 37, 39, 41, 43, 45, 47–2002; № 1–2003.

МЕТОДИКА

Кузнецова И.Н. и др. Методика преподавания раздела «Информационная картина мира». Тема: «Представление об объектах окружающего мира».

Уроки 1–3. № 2–2003, с. 8–15, 18–19.

Уроки 4–7. № 3–2003, с. 14–15, 18–22.

ЭКЗАМЕНЫ

Босова Л.Л. и др. Билеты выпускного экзамена по информатике для средней (полной) общеобразовательной школы (11 класс). Уровень А. № 3–2003, с. 12–13.

НА СТЕНД В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

Интересная информация для Вас и ваших учеников.

Объемные картинки и компьютер. № 2–2003, с. 16–17.

За счет чего обычная картинка становится трехмерной?

Учебно-развлекательная стенгазета «Информатик@» № 8. № 3–2003, с. 16–17.

ОЛИМПИАДЫ

Кирюхин В.М. Колонка. № 2–2003, с. 20.

Председатель жюри Всероссийской олимпиады по информатике знакомит читателей с оперативной информацией, касающейся олимпиадного движения по предмету.

Бабенко М. и др. Решение задач Международной олимпиады по информатике 2002 года.

Задача «Автобусные остановки». № 2–2003, с. 21–22.

Задача «Две дорожки» № 3–2003, с. 23–25.

Продолжение. Начало см. № 1–2003.

Задания заочной олимпиады для учащихся 9–11-х классов, которую проводит факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова. № 2–2003, с. 28–31.

ЖУРНАЛЬНЫЙ СТОЛИК

Островский С.Л. Обзор глянцевых компьютерных журналов за декабрь. № 2–2003, с. 23–27.

ПРЕДЛАГАЮ КОЛЛЕГАМ

Захаров В.Ф. Статистика в WORD: Автоматизация подготовки типового задания по форматированию текста. № 3–2003, с. 26–31.

Достаточно один раз потратить время на написание макроса, чтобы потом с его помощью готовить неограниченное количество заданий.

Продолжение. Начало см. № 37, 43–2002.

ИСТОРИЯ НАУКИ

Сети: взгляд в прошлое. № 2–2003, с. 1, 32.

Год назад, в 2001 году, число пользователей сети Интернет достигло 100 миллионов.

Математик и педагог. № 3–2003, с. 1, 32.

В 2003 году исполняется 100 лет со дня рождения одного из крупнейших математиков XX века А.Н.Колмогорова.

Составитель: Анастасия Пушкова

TopList