Издательский дом

Выпуск 06 (18) • вкладка в БШ № 06 (90) • 16–31 марта 2003

Час тихого чтения

ВОЛЬДЕМАР БАЛЯЗИН. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ.
1762–1801 годы.
Серия «За страницами школьных учебников».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

Четвертая книга цикла «Занимательная история России» посвящена событиям второй половины XVIII века – времени Екатерины II и Павла I. Круг вопросов, которые освещены здесь, относится к учебной теме «Российская империя в 1725–1800 годах». В сборник включены рассказы и очерки, посвященные человеческим судьбам, вплетенным в коллективную, всеобщую судьбу народа.

В каждой из 26 глав содержатся интересные сведения – об истории воцарения, политической деятельности и внутрисемейных обстоятельствах жизни Екатерины II и Павла I, об их характерах, чудачествах, а также о многих других политических деятелях, военачальниках, писателях второй половины XVIII века. Отдельные очерки посвящены Емельяну Пугачеву и пугачевщине, методам воспитания наследников престола Александра и Константина Павловичей, титулованным особам, дворянским девизам, орденам Российской империи.

В книгу включены фрагменты важнейших документов из области внутренней и внешней политики России XVIII века. Это выдержки из «Наставления губернаторам», «Жалованной грамоты городам» и «Жалованной грамоты дворянству», фрагменты текстов «Георгиевского трактата» о Восточной Грузии, трех «Петербургских конвенций», касающихся разделов Польши, и «Кючук-Кайнарджийского договора» 1774 года с Турцией, обеспечившего присоединение в 1783 году Крыма к России. Эти документы вместе с ярким описанием военных и дипломатических действий, личных поступков «Екатерининских орлов» или коварных приспешников Павла I составляют впечатляющую картину истории России.

Особая группа персон, рассказы о которых занимают значительное место в сборнике, – фавориты Екатерины II. Среди них были и выдающиеся государственные деятели (Г.Г.Орлов, Г.А.Потемкин), и просто «красавцы» (А.С.Васильчиков, А.Д.Ланской), но все они так или иначе влияли на внутреннюю и внешнюю политику страны.

В главах «Историческая мозаика времен Екатерины Великой» и «Историческая мозаика времен Павла I» приведены запоминающиеся и чрезвычайно характерные для своего времени эпизоды из жизни русского общества, о которых, к сожалению, ранее не упоминали в учебниках истории.

Большое место в издании занимают очерки о А.В.Суворове, М.И.Кутузове, П.А.Румянцеве, Г.А.Потемкине, об их самобытных характерах, роли в исторических событиях, отношениях с «двором» и простолюдинами.

Рассказы о выдающихся личностях второй половины XVIII века отличаются меткими характеристиками, яркими картинами из жизни российского общества того времени, проиллюстрированы сентенциями, афоризмами, максимами Екатерины II, Павла I, А.В.Суворова, Н.И.Новикова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, Н.А.Радищева, а также историческими анекдотами – своеобразным жанром мемуарной литературы, которым так увлекались В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. В книге есть сведения об А.П.Сумарокове, Н.Г.Курганове, Д.И.Хвостове – выдающихся деятелях русской культуры XVIII века, без которых невозможно представить себе эпоху «Просвещения и Разума».

Завершающий пособие «Список использованной литературы» (89 названий книг и статей) скорее можно назвать «Списком литературы, рекомендованной к чтению». В нем дневники, воспоминания и публицистика людей второй половины XVIII века, статьи и монографии историков XIX–XX веков, записки иностранцев – дипломатов и путешественников.

Новое издание из серии «За страницами школьных учебников» поможет учителю истории дополнить курс 7, 10 и 11-го классов, разнообразить уроки, а учащимся – не только почувствовать дух эпохи, но и подготовить доклады и рефераты.

ГЕОМЕТРИЯ.
7 класс.
Книга для учителя.
Общая редакция
и составление И.Л.Соловейчик.
Серия
«Я иду на урок».
Издательство «Первое
сентября», Москва, 2002

В книгу включены методики работы с учебниками «Геометрия 7–9» Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др., «Геометрия 7–9» А.Д.Александрова, А.Л.Вернер и др. и «Геометрия 7–11» А.В.Погорелова, оригинальные сценарии уроков для 7-го класса, тестовые задания, контрольные работы, а также материалы, посвященные организации обучения в классах с недостаточной математической подготовкой. Сборник составлен из разработок, публиковавшихся в еженедельнике «Математика» (газете Издательского дома «Первое сентября»).

Открывают книгу графики примерного поурочного планирования и контрольные работы, соответствующие программам учебников Л.С.Атанасяна и др. (40 уроков) и
А.Д.Александрова и др. (68 уроков). Кроме того, здесь помещены 20 заданий для самостоятельных работ по учебнику А.Д.Александрова.

Приступая к преподаванию геометрии, учителю нужно оценить уровень знаний школьников, выявить степень их готовности воспринимать новый предмет. В сборник включен «Тест для первого урока», позволяющий провести оперативную проверку основных знаний и оценить готовность класса к изучению систематического курса геометрии. Кроме того, анализ теста позволяет выявить пробелы в знаниях каждого ученика и класса в целом.

В школах и колледжах с гуманитарным уклоном курс геометрии сокращен. Учитывая это, в главе «Геометрия в классах с недостаточной математической подготовкой» авторы поместили специальное пособие для учителей, ведущих занятия по сокращенной программе (методики изучения арифметического материала, алгебры и геометрии, варианты проверочных работ, задания для тематических зачетов и вопросы для самопроверки).

Особое место в книге занимает глава «Методические изюминки и находки», в которой содержится 194 тестовых задания. Их можно использовать и как математические диктанты, и как основу письменных проверочных работ при обобщающем повторении, и как упражнения для устной работы. Некоторые тесты могут использоваться как составная часть математических игр. Есть в пособии сценарии уроков итогового повторения, позволяющих систематизировать изученный материал, упрочить достигнутый уровень знаний и ликвидировать возможные пробелы.

Большое внимание уделено методам контроля знаний. В главу «Система контроля» включены 34 тестовых задания, многовариантные задания для контрольных работ по всем темам, методические указания по организации индивидуальной работы на уроке и по проведению тематических и итоговых зачетных уроков. Особенно интересны и полезны предлагаемые методы нетрадиционных форм традиционного контроля – с помощью индивидуальных карточек для учащихся с разным уровнем усвоения (низким, средним, продвинутым).

Книга завершается сценарием урока – смотра знаний по курсу геометрии (в сценарии более 80 вопросов и заданий к такому уроку) и собранием задач из цикла «Занимательная геометрия».

Издание адресовано как учителям, так и родителям, которые намерены помочь своим детям в освоении школьной программы, а также студентам педагогических вузов.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.

Книга для учителя. Редактор-составитель Е.М.Тихомирова.

Серия
«Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

Сборник включает оригинальные сценарии уроков и внеклассных занятий по естествознанию в начальной школе. Все рассматриваемые темы соответствуют содержанию предмета «Естествознание» в 1–4-х классах общеобразовательной школы.

В первой части книги представлены разработки 12 тематических уроков, знакомящих детей с многообразием мира животных и растений – с поведением животных, со строением дерева, дающих представление о росте и развитии растений, развивающих умение сравнивать, обобщать (урок «Осень в нашем городе»), а также сценарий «Праздник русской березки».

Во второй части сборника под названием «Природа вокруг нас» помещены сценарии 20 уроков, среди которых оригинальные разработки «Океаны и моря», «Жизнь в луже», «Рисунок и план» и др., программа урока-путешествия «На Крайнем Севере», материалы для обобщающих уроков («Солнце – главный дирижер», «Дом, в котором мы живем», «Природные сообщества» и «Полезные ископаемые»).

Очень интересные и увлекательные материалы помещены в третьей части – «Человек и его здоровье». Это подробные планы четырех уроков, знакомящих детей с основными правилами охраны и укрепления здоровья, формирующих общее представление об анатомии человека, особенностях его органов чувств.

В качестве дополнительного материала, который можно использовать и на уроках, и во внеурочное время, в сборнике опубликованы игра «Экологическое путешествие» (для 1-го класса), олимпиада по природоведению (для 4-го класса) и две командные викторины: «Кто вокруг нас» и «Мир под ногами».

В книге представлены различные формы уроков: уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-викторины и т.д. Данные модели предполагают возможность использования любого учебника, имеющегося в арсенале учителя младших классов.

Книга будет полезна и родителям, желающим помочь своим детям, и студентам педагогических вузов.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Дашковская О. Реформа педагогического образования: бег позади поезда. № 14–2003, с. 1.

Система педагогического образования отстала от школы, которая тоже не отвечает требованиям модернизации.

Русаков А. Модернизация в загадках и разгадках.

Часть третья. Модернизации не подлежит. А почему? № 14–2003, с. 3.

Часть четвертая. Гармония целей, методов и аксиом. № 15–2003, с. 2.

Продолжение. Начало см. № 10, 12–2003.

Адамский А. Школу закладывают... в бюджет. № 15–2003, с. 1.

Кажется, сэкономить в образовании уже не на чем. Но если приглядеться – способ всегда найдется.

Дашковская О. «Система образования перешла от выживания к...». № 16–2003, с. 1.

Похоже, зарплата бюджетников становится козырной картой в борьбе за власть.

Иштрикова Н. Школа может стать слугой трех господ. № 17–2003, с. 1.

С принятием президентского законопроекта школа будет отдалена от источника финансирования, а значит, от хозяина.

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Витковский А. В поисках речи. № 15–2003, с. 3.

Учат ли в школе говорить и слушать?

Малышева Е. Сказать свое слово.… № 15–2003, с. 3.

Когда молчание учителя – золото для ученика.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Кириллова С. «Высокий старт» для абитуриентов – как это делается в Англии. № 14–2003, с. 1.

Беседа с Россом Парсонсом, секретарем приемной комиссии колледжа Святого Эдмунда.

Кириллова С. Скотланд-Ярд спит спокойно. № 14–2003, с. 2.

Британцев не беспокоит коррупция на национальном тестировании. У них есть заботы поважнее – как приблизить школьное образование к вузовскому.

Кириллова С. Из школы в вуз: британский вариант. № 14–2003, с. 2.

В Великобритании можно стать студентом, не сдавая ЕГЭ.

Анандарама А. Ученик отвечает школе, но не успевает у нее ни о чем спросить. № 16–2003, с. 2.

Детям для счастья и нормального развития необходимо общение с самыми разными людьми, участие в самой разнообразной деятельности. Ученикам должно быть интересно то, что происходит в школе.

Шейнина А. Egalite, liberte и строгий экзамен... № 16–2003, с. 2.

Как стать бакалавром во Франции.

Печатникова Л. Хорошие правила всегда самые простые. № 16–2003, с. 2.

Инструкции по проведению экзаменов во французской школе защищают каждого ученика и дают всем равные шансы.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Литвяк Е. «Чтоб не в грубости росли они, а одухотворенно смотрели на жизнь...». № 17–2003, с. 2.

Живописная система воспитания от деревенского художника начала ХХ века Ефима Честнякова.

ШКОЛА ХАРАКТЕРА

Еремеева В. В зеркалах полушарий. Девочки и мальчики. № 17–2003, с. 3.

Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Шабанова М. Неформальные формальности. № 14–2003, с. 5.

Люди не верят, что могут защитить свои права перед лицом тех, у кого больше власти, чем у них.

Московская А. Конкуренция или стереотипы? № 17–2003, с. 5.

Убежденные сторонники «мужской» кадровой политики обосновывают свое предпочтение мужчин в качестве работников теми же доводами, которыми их противники обосновывают предпочтение работниц на своем предприятии.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Растимешин Д. Итак, в школе вам предлагают внести вступительный взнос. № 16–2003, с. 4.

Практика любых вступительных поборов и прохождения приемных комиссий противозаконна.

Никонова М., Осьминина Л. Такими нас видят. № 16–2003, с. 4.

Оказывается, мы сами виноваты в том, что подростки у нас невоспитанные, несносные, неучтивые. Они – зеркальное отражение нас самих, нашего неуважения и недоверия.

Кашина Н. Книги отдельно – дети отдельно... № 16–2003, с. 4.

Жизнь в наших квартирах устроена так, что ребенок и «источник знаний» могут даже не встретиться.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Любимый город № 21. Таганрог. № 16–2003, с. 1–4.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Контрольные работы по русскому языку для 2-класса. (II и IV четверти). № 8–2003, с. 1–15.

Контрольные работы разработаны специально для учебно-методического комплекта по русскому языку (авторы С.В.Иванов и др.), созданного в рамках проекта «Начальная школа XXI века».

Учебно-методический комплект «Гармония». № 9–2003, с. 5–12.

Характеристика ведущих идей учебно-методического комплекта «Гармония» для четырехлетней начальной школы, методические концепции и способы их реализации, взаимосвязь учебно-методического комплекта «Гармония» и методической подготовки учителя в вузе и колледже и примеры уроков, демонстрирующих, как можно работать по учебно-методическому комплекту «Гармония».

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Хрипункова С. Буратино решает задачи. № 8—2003, с. 2.

Урок математики для 3-го класса.

Леонова И. По дорогам сказок. № 8–2003, с. 3–4.

Урок чтения в 3-м классе по сказкам Х.К.Андерсена.

Миронова А. Люблю березку русскую. № 8–2003, с. 13.

План-конспект урока по русскому языку для 2-класса по теме «Предлоги».

Шиповская Н. Волшебные овал и круг. № 8–2003, с. 14.

Автор представляет методику рисования по трафарету на уроках изобразительного искусства.

Куданкина С. C берега на берег. № 9–2003, с. 2.

Урок русского языка в 1-м классе (1–4).

Байдек Е. Как узнать массу? № 9–2003, с. 3.

Урок-игра для 3-го класса.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев. Обработка результатов первого-второго туров. № 8–2003, с. 15–16 (вкладка).

Ответы на задания первого и второго туров, которые были опубликованы в № 1–2003.

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Смирнова Л. Дорожные приключения Бабы Яги. № 9–2003, с. 14.

Скоро весенние каникулы, дети будут проводить на улице все свое свободное время. Чтобы уберечь их от опасностей, надо вспомнить правила поведения на дороге и в транспорте. Урок по правилам дорожного движения для 1, 2-го классов.

ПРАЗДНИКИ

Шиповская Н., Дырина С. «Дяде Степе — 68, Михалкову — 90!» № 9–2003, с. 4, 13.

В марте 2003 года замечательному детскому поэту С.В.Михалкову исполняется 90 лет. С его произведениями познакомилось не одно поколение ребятишек. Предлагаемые вопросы, задания и игры помогут учителям провести занятия, посвященные юбилею С.В.Михалкова.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Кузнецов А. Путешествие в страну исторических источников. № 75–2003, с. 15–16.

Путешествие двенадцатое.

Продолжение. Начало см. № 5–2003.

Тренина Н. Переменка. № 9–2003, с. 16.

Ребусы, пиктограмма, загадки.

РАБОЧИЙ СТОЛ

Аромштам М. Вечный огонь. Памяти защитников Отечества посвящается. № 3–2003, с. 6.

Занятие для детей от пяти лет.

Аромштам М. Былины — богатырский эпос русского народа. № 3–2003, с. 8.

Что рассказывать детям о былинах?

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Аромштам М. Родители и воспитатели – два берега одной реки. № 4–2003, с. 2–4.

Почему проблема отношений педагогов с родителями своих воспитанников приобрела сегодня такую остроту?

ШКОЛА ЗАВЕДУЮЩИХ

Гальперина М. Детский сад глазами родителей. № 4–2003, с. 6, 19.

Результаты психологического опроса.

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Аромштам М. Три богатыря. № 3–2003, с. 8, 17.

Инсценировка по мотивам русских былин для детей от пяти лет.

МАСТЕРСКАЯ

Василенков А. Кольчужка-латы да в сорок пудов! № 3–2003, с. 24.

Из творческого проекта ученика Московского центра образования № 293.

Куда ведешь, дорожка? № 4–2003, с. 23.

Целая серия лабиринтов, работа с которыми служит развитию мышления детей.

ИГРОТЕКА

Бумажные солдаты. № 3–2003, с. 5, 21.

Как можно использовать бумажных солдат в работе с детьми?

Богатырская застава. № 3–2003, с. 5, 18.

Занятия по картине В.Васнецова «Три богатыря».

НОТНАЯ ТЕТРАДЬ

Подарок маме. Муз. Ю.Горячева, слова А.Пассова. № 4–2003, с. 19.

ВКЛАДКА

Александровская М. Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли. № 3–2003, с. 9–10, 15–16.

Материал для чтения и рассказывания.

Боровая И.Ю., Верещагина Т.И. Путешествие в Сказкоград. № 3–2003, с. 11–14.

Музыкально-спортивный праздник для детей от пяти лет.

Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями. № 4–2003, с. 7–10, 15–19.

Как привлечь родителей к работе в детском саду.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Служить рад. Выслуживаться тошно… № 3–2003, с. 2–4.

Лев Васильевич Павлов, ныне генерал-лейтенант в отставке, делится своим «педагогическим» опытом и отвечает на непростой вопрос, что и как рассказывать малышам о российской армии.

Аромштам М., Волкова Е. «Мужской» праздник?… № 3–2003, с. 2–4.

Как разговаривать с детьми о смысле праздника «День защитника Отечества»?

Дранкин Б. Об одной материнской душе. № 3–2003, с. 21.

Рассказ об одной кошке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Детский городок. № 1. № 4–2003, с. 11–14.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Осухова Н. Семь шагов к себе. № 8–2003, с. 8–9.

Методика освобождения от эмоциональной зависимости.

Семаго М. Анкета оценки гармонизации семейных взаимоотношений и взаимной поддержки. № 8–2003, с. 10, 15–16.

Осухова Н. Скорее пламя, чем кристалл. № 8–2003, с. 11–14.

Советы семейного консультанта.

Соломин И. Технология профконсультирования. № 9–2003, с. 4.

Ошибки профконсультирования.

Окончание. Начало см. № 4, 6, 7–2003

Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения.
№ 9–2003, с. 5–12.

Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Степанов С. Супружество как точная наука. № 8–2003, с. 2–3.

При всем обилии и многообразии проведенных в мире исследований, очевидно, что многие вопросы психологии семьи разработаны еще недостаточно.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Семаго М. Право на судьбу. № 8–2003, с. 18–19.

Консультирование семьи проблемного ребенка.

Азарова Т. Слушать ребенка. Как? № 8–2003, с. 20–21.

Сценарий тренинга для родителей.

МЭТРЫ

Степанов С. Бенджамин Спок (1903–1998). № 8–2003, с. 4–5.

Главный парадокс в жизни доктора Спока состоял в том, что от травматического опыта собственного детства ему, похоже, так и не удалось освободиться.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Шадура А. Удачное добавление к семейной системе. № 8–2003, с. 6.

Лечение для семьи и семья в психотерапии.

Степанова М. Тяжкое бремя свободы. № 9–2003, с. 3.

Если раньше вопрос о социальной роли мужчины и женщины не относился к разряду научных, то сегодня к его обсуждению подключились психологи, в том числе женщины.

ГИЛЬДИЯ

Терешина М. Бесценный дар — доверие. № 9–2003, с. 14.

Беседа ученицы 11-го класса со своим школьным психологом.

НАШИ ДЕТИ

Степанова М. Яблоко от яблони. № 8–2003, с. 7.

Ребенок, выросший в атмосфере искреннего, а не внешне декларируемого уважения к книге и знанию, вряд ли останется равнодушным к интеллектуальным занятиям, но нужно помочь ему в выборе «своей», интересной для него области.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Решетникова О. «Не быть потребителем даров другого». № 8–2003, с. 22–23.

Известный специалист по вопросам семьи и брака Б.Ю.Шапиро рассказывает об особенностях и проблемах современной семьи, семейно-ролевом поведении, а также о подготовке подрастающего поколения к семейной жизни и возникающих на этом пути трудностях.

ТЕТ-А-ТЕТ

Шадура А. Зачем человеку семья? № 8–2003, с. 24.

Иногда расставание – единственный выход для сохранения добрых чувств и отношений.

Вместе с классом

Камзеева Е. Человек и Вселенная: Спектакль по истории астрономии. «Физика», № 9–20003, с. 18–20. Сценарий вечера. Действующие лица ученики 6–11-го классов.

Шиповская Н., Дырина С. «Дяде Степе – 68, Михалкову – 90». «Начальная школа», № 9–2003, с. 4, 13.

Игры, конкурсы, кроссворды для учащихся младших классов.

Смирнова Л. Дорожные приключения Бабы Яги. «Начальная школа», № 9–2003, с. 14.

Игра на серьезную тему «Правила дорожного движения».

Гудков С. Уважать каждого ученика: О некоторых моментах приобщения детей к двигательной деятельности. «Спорт в школе», № 5–2003, с. 6–7.

Приведена структура организации внеклассной работы школы № 16 г. Вологды.

Каждый из нас видит мир по-своему. / Сост. Ю.Н.Лазаревич «География», № 9–2003, с. 27–28.

Иван Бунин, Татьяна Толстая, Владимир Набоков, Грэм Грин...

И география, и литература, и классный час, и просто разговор по душам. Предыдущую подборку на эту тему см. в № 41–2002.

Импрессионисты. Тема номера. «Искусство», № 4–2003. Весь номер.

Арт-галерея. «Первое сентября»: урок, классный час и выставка в классе.

Рудишина Т. Возвращение к юности: к 100-летию Софьи Могилевской. «Библиотека в школе», № 5–2003, с. 60–62.

Могилевская С. Сказки моего сына. «Библиотека в школе», № 5–2003, с. 63.

И классный час, и литературный вечер, и идея в подарок – с первого класса и до выпускного делать свою книжку сказок.

Золотухина Т. Два гения, или Полеты наяву: Сценарий школьного вечера. «Физика», № 10–2003,
с. 7–9.

Два человека, две эпохи – Леонардо да Винчи, К.Э.Циолковский.

Вместе с родителями

Брагинский В. Что с памятью моей?.. «Здоровье детей», № 5–2003, с. 10.

Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей, и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации студентами, да и прочими взрослыми «интеллектуалами».

Как же правильно оценить память в детстве и во взрослой жизни?

Сутягина Т. Случайно. «Библиотека в школе», № 5–2003, с. 52–53.

Ребенок в секте. Вам доверили тайну. Серьезный разговор для классного часа и родительского собрания.

Вместе с психологом

Терешина М. Бесценный дар – доверие: Беседа ученицы 11-го класса со своим школьным психологом. «Школьный психолог», № 9–2003, с. 14.

Подросток

Бурачевский Л. По следам дымящей сигареты: Коварный враг общества. «Спорт в школе»,
№ 5–2003, с. 17.

Прочти классу.

Федюкова Ю. Споры взрослых глазами молодых. «Здоровье детей», № 5–2003, с. 2.

Как сами школьники относятся к тому, что делается с их здоровьем за годы учебы. Мнение ученицы 11-го класса.

Надеждин А. Борьба с наркоманией подлинная и мнимая. «Здоровье детей», № 5–2003, с. 16–18.

Хочу отказаться от военной службы по убеждениям...: Ролевая игра для старшеклассников. «Первое сентября», № 15–2003, с. 7.

Левинсон Л. «Теперь ты наш...»: Армия – это школа беспрекословного подчинения. Но почему ее должны пройти все? «Первое сентября», № 15–2003, с. 7.

Аромштам М. Кто защитит права призывников? Интервью с Сергеем Кривенко, секретарем Коалиции общественных организаций «За демократическую альтернативную гражданскую службу». «Первое сентября», № 15–2003, с. 7.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) РФ, учрежденные федеральными органами исполнительной власти. № 7–2003, с. 1–5.

Приказ Минобразования РФ.

Проект программы стажировки «Общественное управление школой» Великобритания (Лондон, Линкольн) 2–9 марта 2003 года. № 7–2003, с. 7.

Проект программы стажировки «Общественное управление школой» Нидерланды (Амстердам, Вилтговен, Девентер, Утрехт) 6–13 апреля 2003 года. № 7–2003, с. 8; № 8–2003, с. 7.

Проект организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Калининградской области. № 8–2003, с. 1–6.

Проект, который авторы предлагают в качестве варианта, одной из возможностей развития идеи профильного обучения.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Россия и Беларусь объединились. № 7–2003, с. 1.

Российские налогоплательщики теперь будут оплачивать высшее образование граждан братской республики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Пинский А. Подготовка перехода старшей школы на профильное обучение. № 8–2003, с. 2–3.

Программа перехода, проект Базисного учебного плана старшей ступени, рекомендуемое число учебных часов.

Растимешин Д. Менять законы или провоцировать стачки? № 8–2003, с. 5.

Профсоюзы не могут решить проблему зарплаты учителей.

Реморенко И. Моя профильная школа. № 8–2003, с. 6.

Профильная школа – дело толковое, но бесполезное в условиях несамостоятельности школ и невозможности директоров сказать: «У меня своя профильная школа».

ПОЛЕМИКА

Смолин О. Деньги есть – зарплаты не будет. № 7–2003, с. 4.

Нежелание платить людям заработанные ими деньги при наличии их в бюджете – это «новое слово» в экономической науке и практике, так сказать творческое развитие идей предшественников.

Алейников И. Граждане равнодушны: общество не сочувствует учителям. № 7–2003, с. 4–5.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Школа как поэзия. № 7–2003, с. 2.

Способность объяснять, доказывать и верить – вот что должна давать школа.

Трудно быть добрым. № 8–2003, с. 2.

Что может быть гуманнее по отношению к ребенку, чем научить его работать так, чтобы он испытал радость успеха?

ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ

Рыжиков Р. Если завтра война... № 8–2003, с. 12.

Если подходить к ОБЖ как к основному в наше беспокойное время предмету, следует не только значительно изменить программу его преподавания, но и внести темы основ безопасности во все школьные предметы.

ОФИС

Институт образовательной политики «Эврика». Современное законодательство о благотворительности и попечительской деятельности. № 7–2003, с. 11; № 8–2003, с. 11.

Законы и постановления, которые дают возможность развивать благотворительность и направлять ее на решение социально значимых задач.

LANGUAGE SKILLS

Speaking. № 8–2003, p. 3.

Set the Table. What’s in a Name? Smoking – Take It or Leave It?

Reading. № 9–2003, p. 3.

Scott’s Dog. Telling Time. The Sword in The Stone.

ASPECTS OF LANGUAGE

Style. № 8–2003, p. 4.

Synonyms and Antonyms. Manners and Words. Serves Them Right.

Grammar. № 9–2003, p. 4.

The Past Continuous Tense. Verbs. Agreement Between Pronouns and Their Antecedents.

CLASSROOM ACTIVITIES

Boyarskaya Y. What Do You Know About Your Family? № 8–2003, p. 11, 16.

Дополнительные упражнения для контроля понимания пройденного материала (уч. Английский язык, 6 кл., В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа и др.).

Fedotova N. Choosing a Profession. № 9–2003, p. 11.

План урока развития навыков и умений устной речи. ( УМК “New Blueprint. Intermediate”, Unit
№ 31 “Eve. A Jewellery Maker”).

Bouma E. New Zealand – Aotearoa. № 9–2003, p. 16.

Tests.

TOPICS

Tataru L. Conversational Topics. № 8–2003, p. 7–9.

The USA. Music.

METHODS OF TEACHING

Меркулова С.Г. Современные подходы к исправлению ошибок письменной речи при изучении иностранного языка. № 9–2003, p. 5.

Говоря о качестве овладения иностранным языком, нельзя недооценивать такую важную составляющую, как грамотность письменной речи учащихся.

Ильченко Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка. № 9–2003, p. 7–10.

Методика использования видео на различных этапах изучения языка.

FOCUS ON LITERATURE

Poetry. № 9–2003, p. 15.

Rhythm and Meter.

Continued from № 36–2002.

PROFILE

Shepard R.F. Al Hirschfeld: He Drew Broadway. № 8–2003, p. 14.

He received more honors and awards than perhaps any other living American Artist.

Bashilova E. Benjamin Spock. № 9–2003, p. 12.

Americans equaled his “Common Sense Book of Baby and Child” to Holy Scripture.

AROUND RUSSIA

Kozina A. Moscow. № 9–2003, p. 11–12.

Whoever has been to Moscow knows Russia.

Continued from № 46–2002; № 1, 3, 7–2003.

NATURE & ECOLOGY

Predtechenskaya N. Do animals Communicate With Each Other, and Humans. № 8–2003, p. 5.

FOR YOUNG READERS

Fyleman R. Elves and Fairies. № 8–2003, p. 6.

Ryckman J. Ginger’s Upstairs Pet. № 9–2003, p. 6.

LIFE THERE

London Press Service Informs. № 8–2003, p. 2; № 9–2003, p. 2.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Кац Е.А. Тексты на повторение орфографии и пунктуации. № 8–2003, с. 5–6.

Тексты для 11-го класса.

Шадрина В.А. Контрольные работы. № 8–2003, с. 10–12.

Диктанты и задания за курс 7-го класса (по учебнику М.В.Панова).

Леонтьева Т. Время Масленицы. № 8–2003, с. 15.

Диктанты для 8–9-х классов.

Лесков Н. Сверхъестественные существа. № 9–2003, с. 4.

Диктанты для 9–10-х классов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Слуцкий В.И. Методика развития речи на уроках русского языка в средней школе. № 9–2003, с. 2–3.

Главными задачами данной методики являются формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей.

ЖИЗНЬ ЯЗЫКА

Букринская И.А., Кармакова О.Е. Диалектное слово в художественной литературе. № 8–2003, с. 8–9.

У многих писателей народно-разговорная речь становится непосредственным носителем нравственного идеала.

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Столбунова С.В. Урок-игра «Собери фразеологизм». № 8–2003, с. 7.

Урок для 8-го класса, но данный материал (при условии, что для учащихся это уже знакомая тема) может быть использован и в других классах: ведь дети так любят играть!

ТЕСТЫ

Роговик Т.Н. Окружной педагогический мониторинг. № 8–2003, с. 13–14.

Тестирование по русскому языку для 5, 7-х классов.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Мандель Б.Р. Подготовка к письменному экзамену по русскому языку: варианты работы с текстами изложений. № 8–2003, с. 3–4.

Автор предлагает свои варианты подготовки к написанию изложения в 9-м классе и выполнению творческих задач во время этой работы.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Михайлова В.М. Тема урока: «Выделение главной мысли в тексте». № 9–2003, с. 13–14.

Урок в 7-м классе.

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ. ВЫПУСК XXXVI (Вкладка)

В ознаменование 300-летия В. Тредиаковского в рубрике его избранные стихи и фрагменты работ о нем двух выдающихся русских ученых XX века.

Гиндин С. Первостроитель русского стиха и языка. № 9–2003, с. 1.

Бонди С.М. Особенности языка Тредиаковского. № 9–2003, с. 2–12.

Из работы «Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков».

Панов М.В. Первый русский фонетист. № 9–2003, с. 13–16.

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

Леонтьева Т. и др. Радиопередача «Грамотей». № 8–2003, с. 16.

Выпуск 1.

ИНФОРМАЦИЯ

Рыбченкова Л.М. Новое об экзамене по русскому языку в 9-х и 11-х классах общеобразовательных учреждений в 2002/2003 учебном году. № 8–2003, с. 1–2.

Ответы на вопросы, связанные с организацией и проведением экзаменов по русскому языку за курс основной и старшей школы.

Я ИДУ НА УРОК

Уроки пензенских учителей.

Ефимова В.И. Урок 1. Мастерство Гоголя в создании образов (по повести «Ночь перед Рождеством»). 5-й класс. № 8–2003, с. 5–6.

Ефимова В.И. Урок 2. Герои и события повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Приёмы создания комического эффекта. № 8–2003, с. 6.

Белонучкина И.В. Особенности жанра сказочной повести (по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»). 5-й класс. № 8–2003, с. 6–7.

Шабнова Е.В. Сказочные традиции русской литературы в повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» (урок самостоятельного чтения в 5-м классе). № 8–2003, с. 7.

Васильева Н.В. Урок 1. Работа над характеристикой Дубровского-Дефоржа (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»). 6-й класс. № 8–2003, с. 8.

Васильева Н.В. Урок 2. Духовная литература. Молитва «Отче наш». А.С.Пушкин «Отец людей, Отец Небесный». Религиозная и светская литература. № 8–2003, с. 8–9.

Васильева Н.В. Урок № 3. Лирический герой поэзии Сергея Есенина. 7-й класс. № 8–2003, с. 9–10.

Чувахляева Н.А. Идеальный образ святого в духовной литературе (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»). 7-й класс. № 8–2003, с. 10.

Бондина Е.В. Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»: сказка? житие? 7-й класс. № 8–2003, с. 10–11.

Карпеева О.Б. Урок 1. Христианские мотивы покаяния, прощения, справедливости и суда в русской литературе (сопоставительный анализ фрагментов из поэмы Н.А.Некрасова и романа Л.Н.Толстого «Война и мир». 9-й класс. № 8–2003, с. 11.

Карпеева О.Б. Урок 2. Сюжеты и мотивы русской литературы в новелле И.А.Бунина «Тёмные аллеи». 9-й класс. № 8–2003, с. 11–12.

Бабинский М. Предчувствие тоталитаризма. № 9–2003, с. 3–4.

Из материалов к уроку по роману Е.Замятина «Мы».

ПАНТЕОН

Киреев Р. Магдалина Евгения Баратынского. № 8–2003, с. 3–4.

Поэт и предусмотрительность, да ещё холодная, да ещё в таком возрасте — совместимо ли одно с другим? Увы, совместимо.

Воронцова Т. В гостях у «старшего брата». № 9–2003, с. 10–12.

Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия — новые государства, возникшие на европейской карте, закрыли от Запада страну, с момента своего возникновения ставшую мифом. Но многим «властителям умов» казалось: на фоне общего европейского кризиса лишь доносящийся из Москвы уверенный голос Сталина реален и несёт людям веру в завтрашний день...

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Халфин Ю. Если душа не ведает Бога... № 9–2003, с. 8–9.

Если душа не ведает Бога, найдётся его заместитель. Душа требует веры. И сатана подскажет,
на кого молиться.

ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО

Щербина И. «Я и старуха...». О рассказе М.Горького «Старуха Изергиль». № 8–2003, с. 2.

Авторский идеал молодого Горького вряд ли может быть по прочтении «Старухи Изергиль» выявлен строго аналитически, при помощи соотнесения персонажей. Его возможно свести к некой формуле,
но обязательно какая-то грань ускользнёт.

ШТУДИИ

Линков В. Истоки авторитаризма. № 9–2003, с. 2–3.

Не в Сталине дело, а в нас самих, в нашей способности верить в фантастические способности одного человека, которых у него не было и быть не могло.

Алпатов С. Сталин и фольклор. № 9–2003, с. 5–6.

Сталин в фольклорных произведениях 1930-х годов изображается не как исторический деятель конкретной эпохи, но как стереотипный правитель заведомо условного, идеализированного, хотя и обладающего всеми внешними чертами историзма, «эпического времени».

МЕТОДИКА

Малер М. История мировых цивилизаций. № 8–2003, с. 1–8.

Конспекты к пропедевтическому разделу курса.

ПОДРОБНОСТИ

Ермолов В. Женщины и дети в годы Первой мировой войны. № 9–2003, с. 3–7.

Документальные факты о судьбах некоторых русских женщин, которые самоотверженно трудились в тылу и на передовой во время Первой мировой войны, а также о судьбах детей, принявших участие в этой войне.

ТЕКСТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Полонский А. Становление и расцвет Римской империи. № 8–2003, с. 10–12.

Когда империя существует веками, она перестает быть орудием господства одной общины над другими общинами. Она объединяет племена и народы в общем историческом движении.

ПУБЛИКАЦИЯ ИСТОЧНИКА

Яруга В. Личные письма к председателю ВЦИК М.И.Калинину. № 9–2003, с. 8–10.

ВЕРСИЯ

Дроздов В. Как произошла смерть Сталина? № 9–2003, с. 11–12.

Автор анализируя события вокруг смерти Сталина с разных позиций, приходит к выводу, что смерть вождя была насильственной. Но каким конкретно способом был уничтожен тиран, установить уже невозможно.

О ПРЕПОДАВАНИИ КАК ТАКОВОМ

Жуковский С., Жуковская И. Концепция курса «Россия и мир в ХХ веке». № 8–2003, с. 13–14.

Любая модернизационная стратегия руководства России будет строиться на песке, пока на уровне массового сознания — со школьной скамьи! — у российских граждан не утвердится образ Отечества как абсолютно неотъемлемой (хоть и весьма своеобразной) части человечества.

Жуковский С., Жуковская И. Учителю, преподающему курс «Россия и мир в ХХ веке». № 8–2003, с. 14–15.

Мы привыкли (в образовании, как и везде) жаловаться на некую устоявшуюся безличную «систему», формализующую всё и вся — она предъявляет такие требования, что попробуй их не выполни... Смелее, коллеги. Дальше фронта не пошлют. Пусть на наших уроках будет интересно!

ДОКУМЕНТ

Министерство утвердило перечень учебных пособий. № 9–2003, с. 13–16.

Публикация принятых Минобразования РФ документов, определяющих, по каким книгам официальные структуры рекомендуют нам учить и учиться.

В ЛАБОРАТОРИИ ПЕДАГОГА

Пацекин В.П. Как правильно составить комплекс общеразвивающих упражнений. № 4–2003, с. 4–5.

Примерный комплекс общеразвивающих упражнений для школьников различных классов.

Продолжение. Начало см. № 3–2003.

МАСТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

Шаргина М. Когда бывают счастливы дети. № 4–2003, с. 2–3.

Заметки с VI смотра-конкурса «Мастер педагогического труда» по внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в Северо-Западном регионе России.

ВОЛОГОДСКИЕ СТРАНИЦЫ

Материалы подготовлены Шаргиной М. № 5–2003, с. 2–7.

Взойдет ли заря над школой? С. 2–3.

Боль моя – учитель физкультуры. С. 2–3.

Беседа с В.Н.Некрасовым.

Молодцов О.В.Беспокоюсь больше всего о здоровье детей. С. 4–5.

Лыжи – на вес золота, а санки строгаем сами! С. 5.

Гудков С. Уважать каждого ученика. С. 6–7.

О некоторых моментах приобщения детей к двигательной деятельности.

Звезды вологодского спорта. С. 7.

КОНКУРС ЖУРНАЛИСТСКИХ РАБОТ ГОСКОМСПОРТА РФ

«Кого я считаю патриотом России». № 4–2003, с. 8; № 5–2003, с. 8.

Работы учеников, присланные на конкурс.

Продолжение. Начало см. № 22, 24–2002; № 1–3–2003.

ИЗ РОДОСЛОВНОЙ ВИДОВ СПОРТА

Горбунов В. Конькобежный спорт – русские первопроходцы. № 4–2003, с. 18–19.

Горбунов В. Автографы на льду. № 4–2003, с. 19–20.

Горбунов В. Любовь его – коньки. № 4–2003, с. 21.

ПРОЧТИ КЛАССУ

Бурачевский Л. По следам дымящей сигареты. № 4–2003, с. 3; № 4–2003, с. 17.

Что же такое курение, как не сознательное членовредительство или, более того, растянутое во времени самоубийство?

ПРИШЛО ПО ПОЧТЕ

Баранов В.Л., Замалетдинов И.В. Осторожно туризм – дело нешуточное. № 4–2003, с. 22–23;
№ 5–2003, с. 22–23.

Работа по обеспечению безопасности во время проведения учебных походов, занятий не может носить эпизодический вид. Необходимо постоянно совершенствовать учебную подготовку и тренировку юных туристов, профилактику несчастных случаев.

НАША ВКЛАДКА

Криво В.М. Полиатлон – наследник многоборий «Комплекса ГТО» и «Стартов надежд». № 4–2003, с. 1–14.

Отличительными особенностями полиатлона являются доступность, оздоровительная направленность и возможность заниматься этим видом спорта лицам различного возраста, пола, подготовленности и интересов.

Продолжение. Начало см. № 2–2003.

Детская легкая атлетика. № 5–2003, с. 1–16.

Концепция «Детской легкой атлетики», разработанная рабочей группой ИААФ.

РЕПОРТАЖ

Белоножкина Т. «Московская лыжня-2003» на Планерной. № 5–2003, с. 19.

Берзина Л. «Лыжня России-2003». № 5–2003, с. 20–21.

Я ИДУ НА УРОК

Черабаева Н.А. Внутреннее строение млекопитающих. № 8–2003, с. 2–3.

Писаренко В.Л., Писаренко В.И. Влияние положения центра массы тела человека на состояние опорно-двигательного аппарата. № 9–2003, с. 2–3.

Теоретическое занятие по общей физической подготовке.

БОТАНИКА

Куликов М.В. Лекарственные сады. № 8–2003, с. 4–6.

Работа по созданию лекарственных огородов на пришкольном участке позволит школьникам не только приобрести агротехнический опыт возделывания тех или иных культур, но и лучше узнать флору Подмосковья и различных фитоценозов.

ЗООЛОГИЯ

Мещерский И.Г. Микрораптор – четырехкрылый динозавр. № 8–2003, с. 1, 16.

Для того, чтобы делать выводы о том, в какой степени четырехкрылые динозавры могли быть предками как всех дромеозавров, так и птиц, необходимо более тщательное исследование.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Боринская С.А. и др. Компьютерная геномика – новая эра. № 9–2003, с. 1, 11.

В начале третьего тысячелетия человечество стремится взять под контроль собственные генетические процессы и вносить коррективы не ценой жизни носителя неблагоприятных мутаций, а подправляя их генетические тексты с учетом результатов исследований генома человека.

Домшлак М.Г. Путешествие в невидимый мир. № 9–2003, с. 16.

История открытия и изучения вирусов.

Продолжение. Начало см. № 2–7–2003.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Ярхо В.А. Убийца со множеством имен. № 8–2003, с. 7.

Это маленькая неподвижная бактерия неустановленного происхождения в течение месяцев и даже лет может жить в дыхательных путях человека, не принося ему никакого вреда. Однако под влиянием внешних факторов она может стать причиной серьезных осложнений после гриппа, таких как тяжелейшие формы менингита.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Лашкина Т.Н. Игровые задания по биологии. № 8–2003, с. 14–15.

Тема «Растительная клетка»; тема «Деление цветковых растений на группы».

Продолжение. Начало см. № 43–47–2002; № 2, 3, 5, 7–2003.

Суханова Л.В. Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье». № 9–2003, с. 14–15.

Лабораторная работа № 3. Кожное чувство.

Продолжение. Начало см. №7–2003.

ОЛИМПИАДЫ, ВИКТОРИНЫ, КОНКУРСЫ

Централизованное тестирование в 2003 году. № 8–2003, с. 10–11; № 9–2003, с. 4–5.

Образцы тестов, использованных при проведении централизованного тестирования по биологии в 2002 г. Тесты составлены в соответствии с требованиями минимума содержания проекта образовательного стандарта.

Итоговый тест по биологии 11-й класс.

Грищенко В.В. Открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа». № 9–2003, с. 12–13.

Задачи по биологии.

ИСТОРИЯ НАУКИ

Герасимова М.М., Медведев Г.И. Человек, воссоздавший прошлое. № 8–2003, с. 8–9.

Деятельность Герасимова-археолога всегда оставалась в тени популярности Герасимова-антрополога и скульптора.

Я ИДУ НА УРОК

Колодежная В.Н. Изучение биографии Д.И.Менделеева. № 8–2003, с. 12–13.

Интегративный урок, способствующий развитию творческих способностей и познавательного интереса, с использованием межпредметных связей (химия – литература – музыка – рисование).

Еремина Л.А. Спирты и фенолы. № 9–2003, с. 13.

Урок-обобщение в 10-м классе.

НОВЫЕ КНИГИ

Зайцев О.С. Учебная книга по химии. № 8–2003, с. 2–3; № 9–2003, с. 4–5.

Учебник, задачник, лабораторный практикум, научные рассказы для чтения для учителей средних школ, студентов педагогических вузов и школьников 9–10-х классов.

Продолжение. Начало см. № 4–14, 16–28, 30–34, 37–44, 47, 48–2002; № 1–7–2003.

Савинкина Е.В. Химическая азбука. № 8–2003, с. 5–9; № 9–2003, с. 7–12.

Внеклассное чтение для учащихся младших и средних классов.

Продолжение. Начало см. № 6, 7–2003.

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Вяземский А.Д. Вывод химической формулы. № 8–2003, с. 4, 11.

Задачи по выводу химической формулы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ АЗОТА

Валединская О.Р. Применение азота и его соединений. № 9–2003, с. 3, 6.

Автор предлагает излагать данный материал в виде пьесы.

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Дранишникова Л.И. Флаги на башнях. № 8–2003, с. 14–16; № 9–2003, с. 14–16.

Внеклассное мероприятие: Игра-путешествие для 10–11-х классов с использованием межпредметных связей химии с математикой, биологией, литературой, экономикой.

ЛЕТОПИСЬ ВАЖНЕЙШИХ ОТКРЫТИЙ

Лалаянц И.Э. Химия в науке о жизни. № 9–2003, с. 1–2.

Когда Д.Томсон открыл в 1897 г. электрон – первую элементарную частицу, мало кто подозревал, что тем самым в естествознании была обозначена цель, неотъемлемая от таинственной проблемы квантования. Вскоре Н.Бор разработал квантовую модель атома, заложившую теоретические основы всех спектральных методов. Позднее гипотеза квантов начала триумфально захватывать все новые и новые области науки и стала «царицей» современной физики, химии, биологии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Раков Э.Г. И сильный яд, и средство от болезней, и очень нужный полупроводник. № 8–2003, с. 1.

Что мы знаем об истории мышьяка?

Лалаянц И.Э. Исправление адамаса. № 8–2003, с. 11.

Когда родилась кристаллография, ученые поняли, в чем причина несокрушимости алмаза, и, естественно, захотели воспроизвести это чудо.

РАЗНОЕ

Ответы на кроссворд «Подгруппа азота». № 8–2003, с. 3.

Гордеев А.С. Кроссворд. Химики-юбиляры 2003 года. № 8–2003, с. 10.

Кошель П.А. О чем писали газеты 100 лет назад. № 8–2003, с. 11.

Я ИДУ НА УРОК

Шиянова Н.В. Дифференцированные задания для уроков по регионам России. № 8–2003, с. 11–12, 21–22; № 9–2003, с. 19–20.

Уроки самостоятельной работы с источниками географической информации по карточкам-заданиям для 9-го класса.

Михеевская М.Ф. Занимательные вопросы по климату. № 8–2003, с. 26.

Урок-игра в 6–7-м классах.

Иус М.Н. Практические работы по географии населения Свердловской области. № 9–2003, с. 21.

Работы для 9-го класса.

Высоцкова Л.С. Групповая работа учащихся по теме «Сельское хозяйство мира». № 9–2003, с. 22.

Урок проводится на I курсе бухгалтерского отделения сельскохозяйственного техникума, но может быть проведен и в 10-м классе общеобразовательной школы.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКА

Заяц Д.В. Справочник ЦРУ по странам мира. № 9–2003, с. 9–14.

«Всемирный справочник ЦРУ» – один из наиболее доступных, оперативных и достоверных источников, содержащий сведения по всем странам мира.

СТРАНОВЕДЕНИЕ

Сердюк Ю.О. Менталитет китайцев. № 8–2003, с. 3–5.

Китайская ментальность – зеркальное отражение менталитета европейцев.

МЕСТО

Рогачев С.В. Монастырь — посад — город. № 8–2003, с. 23–25.

Русские города, возникшие вокруг монастырей или на их месте. Кириллов.

Продолжение. Начало см. № 2, 4, 6–2003.

Корнев И.Н. Географический образ Урала в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка. № 9–2003, с. 23–26.

Промышленность.

Продолжение. Начало см. № 6, 7–2003

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Десять первых стран мира по выплавке стали. № 8–2003, с. 31.

Данные и задания для 8–10-х классов.

Десять первых стран мира по производству труб. № 9–2003, с. 31.

Данные и задания для 8–10-х классов.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Даньшин А.И. и др. Творческие задачи для 9–го класса. № 8–2003, с. 27–28.

Задачи с Московской городской олимпиады по географии – Открытой олимпиады МГУ 2002 года.

Продолжение. Начало см. № 6–2003.

СУЖДЕНИЕ

Агранат Г.А. Военное противостояние в Арктике. Историко-географический очерк. № 8–2003, с. 7–9; № 9–2003, с. 3–8.

Вспыхнувшая в период холодной войны полярная лихорадка исподволь была подготовлена вековыми устремлениями Америки.

Продолжение. Начало см. № 7–2003.

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ

Советско-американская ледовая битва за остров Врангеля. № 8–2003, с. 10.

По материалам А.Николаева, С.Тюлякова // Независимое военное обозрение, № 21/2000.

ЧИСЛА

Выплавка стали по странам и регионам мира, 1992–2001. № 8–2003, с. 29–30.

Таблица по данным Международного института железа и стали.

Производство стальных труб по странам и регионам мира, 1992–2001. № 9–2003, с. 29.

Таблица по данным Международного института железа и стали.

Производство стальных труб по регионам РФ, 1990–2001. № 9–2003, с. 30.

Таблица по данным Госкомстата РФ.

Я ИДУ НА УРОК

Охонцев Г.А. Водяные воронки и смерчи. № 8–2003, с. 7–12.

Открытый урок объяснения нового материала. 10-й класс.

Золотухина Т.В. Квантование. № 8–2003, с. 17–19.

Серия из трех уроков для 11-го класса. Базовый курс.

Митюшова В.В. Токи в различных средах. № 9–2003, с. 16–18.

Урок обобщения и систематизации знаний. 10-й класс. Базовый курс.

Мареичева Н.А. Реактивное движение. № 9–2003, с. 22–25.

Урок объяснения нового материала. 9-й класс. Базовый курс.

АБИТУРИЕНТУ

Алешкевич В.А. и др. Физфак МГУ–2002. № 8–2003, с. •1–15.

Условия и решения задач, предлагавшихся на вступительных экзаменах по физике.

Громов В. Задачи для подготовки к поступлению в вуз. № 8–2003, с. •6–8.

Представленный материал может использоваться на факультативных занятиях, на подготовительных отделениях в технические вузы, а также при самостоятельной подготовке школьников к вступительным экзаменам в вузы.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Силаев П.К., Грибов В.А. Задачи из-за кордона. № 9–2003, с. 2–3.

Электромагнитная индукция.

Продолжение. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25–26, 29, 33, 37, 41, 45–2002; № 1, 5–2003.

АВТОРСКИЕ КУРСЫ

Ловягин С.А. Изучение физики в 7–8-м классах на основе простых, наглядных и содержательных экспериментов. № 9–2003, с. 7–14.

Методическое пособие для учителя.

Окончание. Начало см. № 1–2003.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА

Камзеева Е.Е. Человек и Вселенная. № 9–2003, с. 18–20.

Спектакль по истории астрономии.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Воробьев А.Н., Коханов К.А. «Блуждающие огни». № 8–2003, с. 14–16.

Театральное представление с люминесцентными лампами.

Лущекина О.Б. Использование на уроках набора «LEGO. Dacta». № 8–2003, с. 20–22.

Использовать этот набор можно на всех уровнях – начиная с преподавания естествознания в 5-м классе и заканчивая физикой в 11-м.

Рудаков И.А. Правило буравчика нам «по зубам»! № 9–2003, с. 21–22.

Материал для 8-го класса. Базовый курс.

ИЗ КОЛЫБЕЛИ – К ЗВЕЗДАМ

Мирабо Л.Н. Космические летательные аппараты. Пер. с англ. Н.Д.Козловой. № 9–2003, с. 5–6.

Самолеты.

Продолжение. Начало см. № 45–2002; № 5–2003.

ИГРЫ? НЕ ТОЛЬКО…

Кэш Т. Физические забавы. № 9–2003, с. 10–31.

Магнетизм.

Продолжение. Начало см. № 1–2003.

Белюстов В.Н. Великие изобретения и открытия великих людей России. № 9–2003, с. 32.

Головоломка. 11-й класс. Базовый курс.

Я ИДУ НА УРОК

Быкова Л. Разложение многочленов на множители способом группировки. № 9–2003, с. 2–3.

Урок алгебры для 7-го класса.

Быкова Л. Разложение на множители с помощью формул. № 9–2003, с. 3–4.

Урок алгебры для 7-го класса.

Абросимова Т. Векторный метод: от знания к пониманию. № 9–2003, с. 6–8.

Урок геометрии в 11-м классе.

ИГРОВЫЕ УРОКИ

Григорьева В. Зашифрованная переписка. № 8–2003, с. 1–4.

Урок из истории математики для 5–11-х классов.

Асхадулина Л. Обыкновенные дроби. № 8–2003, с. 10–13.

Урок-вернисаж в 6-м классе.

Коршунова Е. Два урока толерантности. № 8–2003, с. 16–22.

Игровые уроки для 8–10-х классов.

Попова Г. Квадратные уравнения. № 8–2003, с. 23–24.

Общественный смотр знаний в 8-м классе.

Алексеев И. Графическое решение уравнений. № 8–2003, с. 25–27.

Урок-спектакль в 9-м классе.

Абрамова А. Задачи на совместную работу. № 8–2003, с. 27.

Задачи для 5-го класса.

Чепуштанова В. Продажа имения графини Функции. № 8–2003, с. 28–29.

Урок-аукцион в 10–11-м классах.

Чернова В. Логарифмическая функция в уравнениях и неравенствах. № 8–2003, с. 30–32.

Урок-эстафета в 11-м классе.

МЕТОДИКА

Домкина Г. Карточки-задания. № 9–2003, с. 11–21.

Задания по тригонометрии для 10-го класса.

ПРЕДМЕТ

Долбилин Н.П. и др. Проект стандарта по геометрии. № 8–2003, с. 5–9.

Проект стандартов, разработанный группой преподавателей и ученых.

Муштакова Л. Прекрасная женщина – великий математик. № 9–2003, с. 23–30.

Сценарий вечера, посвященного С.В.Ковалевской.

«КЕНГУРУ» – КЛУБ

Жарковская Н. Выпуск 15. № 9–2003, с. 31.

Подборка задача прошлых конкурсов «Кенгуру».

СТРАНИЦЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Козлова В.А., Плаксин М.А. Это мы не проходили?.. Обзор методик и программной поддержки курса информатики в 1–7-х классах. № 8–2003, с. 18–22.

Лекция № 12. Олимпиады и конкурсы по информатике для 1–7-х классов.

Продолжение. Начало см. № 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48–2002; № 2, 4, 6–2003.

Отставнов М. Свободное программное обеспечение в школе. № 9–2003, с. 11–15.

Лекция № 10. Свободные коммуникации.

Продолжение. Начало см. № 37, 39, 41, 43, 45, 47–2002; № 1, 3, 5, 7–2003.

Ливчак А.Б., Гейн А.Г. Лекции по базам данных. № 9–2003, с. 18–21.

Лекция 5. Эксперименты с фильтрацией.

Продолжение. Начало см. № 1, 3, 5, 7–2003.

МЕТОДИКА

Симонова И.В., Макарова Н.В. Методика преподавания раздела «Информационная картина мира». № 8–2003, с. 23–28.

Тема: «Основы классификации (Объектов)».

Продолжение. Начало см № 2–4, 6–2003.

ЭКЗАМЕНЫ

Чернатырский В.И., Шестаков А.П. Материалы для подготовки к устной итоговой аттестации по информатике в 11-м классе.

Ответы на билеты № 7, 8. № 8–2003, с. 5–7.

Ответы на билеты № 9, 10. № 9–2003, с. 4–10.

Продолжение. Начало см. № 5–7–2003.

НА СТЕНД В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

«Нарезаем» компакт-диски. № 8–2003, с. 16–17.

Учебно-развлекательная стенгазета «Информатик@» № 11. № 9–2003, с. 16–17.

ПРЕДЛАГАЮ КОЛЛЕГАМ

Пахомова И.В. и др. Учебные игры на уроках информатики. № 8–2003, с. 10–11; № 9–2003, с. 22–23.

Авторы делятся опытом проведения учебной игры «Слабое звено», которую можно проводить на уроках по темам «Системы вычисления» и «Электронные таблицы Excel», а также сценарием командной игры «Компьютерный лабиринт», которую можно провести на заключительном уроке по теме «Стандартные программы Windows».

Усенков Д.Ю. Стереопары на экране компьютера, или Виртуальная реальность – своими руками. № 8–2003, с. 12–14.

При желании можно получить стереоизображение с помощью простейшего текстового редактора.

ОЛИМПИАДЫ

Колонка В.М.Кирюхина. № 8–2003, с. 15.

Председатель жюри Всероссийской олимпиады по информатике знакомит читателей с оперативной информацией, касающейся олимпиадного движения по предмету.

Продолжение. Начало см. № 2, 4, 6–2003.

Гырдымов П.А. и др. XII Олимпиада по математике и криптографии института криптографии, связи и информатики. № 9–2003, с. 24–27.

Решение семи задач, которые были предложены участникам олимпиады.

МЕДИАОБЗОР

Усенков Д.Ю. Обзор CD-ресурсов для поддержки курса информатики. № 8–2003, с. 29–32.

Продолжение. Начало см. № 6, 7–2003.

Усенков Д.Ю. Обзор CD-ресурсов для учителя информатики. № 9–2003, с. 28–30.

Учебники программиста.

ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ

Златопольский Д.М. Простейшие счетные приборы. № 8–2003, с. 8–9.

Составитель: Анастасия Пушкова

TopList