МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Точка зрения

Галина Хомякова

Такое творчество

Анализ работы за год методиста по библиотечным фондам

В апреле-мае в большинстве методических центров и школ готовится отчетно-плановая документация. Любителей этого вида работы не так много, как хотелось бы. Нередко бумажные планы живут жизнью совсем непохожей на реальность. Прекрасно, когда планы, отчеты, анализы становятся удобным инструментом работы, а не самоцелью. Трудно, но необходимо один раз кропотливо все прикинуть, соразмерить
и документально зафиксировать. Потом обязательно будут вноситься коррективы. И конечно, отчет получится (по определению должен быть) раза в полтора толще плана, поскольку творчество (я не боюсь этого слова) методиста и школьного библиотекаря находится в теснейшей взаимосвязи с многомерным миром школы.
Хочется заложить в традицию вкладки «Методический день» публикацию в эти месяцы планов, отчетов, анализов. Изобретение велосипеда на каждой отдельно взятой методической коленке – не лучший способ существования в нашей профессии. У многих из вас есть интереснейший опыт. Так давайте помогать друг другу. Сегодня мы публикуем материалы методиста по библиотечным фондам города Вологды Галины Михайловны Хомяковой.

 

ЗАДАЧИ НА 2000/2001 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Обеспечение учебной литературой по заказам и заявкам.

2. Проведение городского смотра-конкурса школьных библиотек по экологическому просвещению учащихся (участие в смотре-конкурсе).

3. Проведение городского смотра-конкурса школьных библиотек, посвященного 65-летию Н.М.Рубцова.

4. Разработка творческой группой школьных библиотекарей социокультурных тренингов по программе «Истоки».

5. Обобщение опыта работы библиотек школ № 4, 20, 30 по экологическому просвещению читателей.

6. Обобщение опыта работы школьных библиотекарей по литературному краеведению.

7. Подготовка списка методической литературы, выпущенной методистами, для городского банка данных и сайта в Интернете.

8. Руководство методическим объединением школьных библиотекарей, школой профессионального мастерства, молодого библиотекаря.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКАМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ВОЛОГДЫ

1998: средний процент обеспеченности – 98,5; в личном пользовании – 12%, ветхих – 33%.

1999: средний процент обеспеченности – 89,6; в личном пользовании – 2,3%, ветхих 2,6%.

2000 год: средний процент обеспеченности – 92,6.

Ежегодно на новый учебный год каждой школой составлялся перечень учебников школьного комплекта, на основе федерального и регионального комплектов, с учетом библиотечного фонда и заказа школы. Перечень учебников школьного комплекта рассматривался на методическом объединении учителей-предметников и на педсовете и утверждался директором школы.

Затем перечни рассматривали в Центре повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды. Они были обобщены в сборнике «Комплект учебников муниципальных общеобразовательных учреждений г. Вологды на 2001/2002 учебный год». Сборник необходим методистам ЦПК для оказания помощи работникам общеобразовательных учреждений, заведующим школьными библиотеками и самой школе.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ

Школа профессионального мастерства (участвовали библиотекари школ
№ 2, 4, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 25, 29, 37, 41, 13, 23, 39, гимназии «Гармония») – руководитель Г.М.Хомякова.

Школа молодого библиотекаря (школы № 2, 9, 10, 13, 17, 24, 26, 32, 5, 19, 20, 27, 31, 38 с/к школа, 107 д/с-школа) – руководитель И.Ф.Калининская

На всех семинарах школ администрация предоставляла информацию о школе и ее библиотеке. Открывала семинар и подводила итоги методист. На проведенных семинарах по итогам проводились тренинги «Ресурсный круг», которые давали возможность присутствующим высказаться о работе семинара.

В школах № 15, 13, 25 для участия в работе семинара привлекались школьные психологи. Ими проводились психологические тренинги.

На научно-практической конференции в Вологде 29–30 ноября 2000 года профессором РАЕН И.А.Кузьминым было предложено провести заседание секции школьных библиотекарей области на тему: «Обеспечение социокультурным инструментарием образовательной области “Истоковедение”» (план прилагается).

Для подготовки заседания секции была создана творческая группа школьных библиотекарей г. Вологды школ № 3, 15, 13, 22, 33, 39, которые разработали социокультурные тренинги. Библиотекари представили свои разработки на заседании секции и получили высокую оценку присутствующих.

По итогам работы секции выпущен сборник «Обеспечение социокультурным инструментарием образовательной области “Истоковедение”». Тренинги, разработанные творческой группой библиотекарей, вошли в этот сборник.

С 14 по 26 мая запланировано проведение областных курсов школьных библиотекарей. На базе школ № 37,13, 3 подготовлены семинары. Темы:

1. Ведение документации в ШБ.

2. Планирование работы ШБ.

3 Библиотека – центр информации в школе.

4. Активные формы работы с читателями (социокультурные тренинги).

К курсам подготовлены лекции методиста на темы:

1. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие деятельность школьных библиотек.

2. Учебное книгообеспечение в условиях вариативности образования.

Тематика совещаний с заведующими школьными библиотеками в текущем году:

Новые инструктивные документы об учете библиотечного фонда.

Анализ работы, задачи на новый учебный год.

Обеспечение учебниками Федерального комплекта на 2002/2002 уч. год.

Информационное совещание школьных библиотекарей по обеспечению учебниками регионального комплекта.

Всего проведено:

cеминаров – 11 (3 областных);

cовещаний – 4;

дней информации на базе библиотеки ЦПК – 5;

индивидуальных консультаций для библиотекарей, руководителей ОУ в течение года – 17.

Школы № 5, 9, 10, 17, 19, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33, 35, 41, 107, 8 ШРМ, 1 ШРМ.

В течение учебного года были посещены библиотеки 12 школ: № 8, 9, 14, 18, 31, 15, 22, 26, 39, 20, 24, 33.

Цель: ведение документации в школьной библиотеке согласно новой инструкции об учете библиотечного фонда (приказ МОРФ от 24.08.2000 года № 2488).

Оказание методической помощи начинающим зав. библиотеками. Посещены библиотеки школ № 9, 26, 24, 33.

По итогам посещения составлены аналитические справки, которые обсуждены с администрациями школ.

Подготовлены сборники материалов из опыта работы:

1. Библиотека – центр школьной информации и культуры (обобщение опыта работы школ № 4, 20, 30).

2. Обеспечение социокультурным инструментарием образовательной области «Истоковедение». В сборник вошли социокультурные тренинги (активные формы работы с читателями), разработанные библиотекарями школ № 15, 13, 39, 33, 3, 22.

3. Выпущен сборник «Бродят строчки его по Руси…»(сценарии литературно-музыкальных композиций по творчеству Н.М.Рубцова).

4. Готовится к изданию сборник «Комплект учебников МОУ г. Вологды на 2001/2002 учебный год».

Подготовлен список методической литературы, выпущенной УПК в помощь руководителям общебразовательных учреждений, педагогам, методистам, библиотекарям.

По итогам работы за год составлен алгоритм собеседования с заведующими школьными библиотеками, которое состоится с 4 по 19 июня. По итогам алгоритма будет составлен план работы на новый учебный год.

Разработаны по предложению методиста следующие концепции и программы развития:

библиотеки средней школы № 22 по обеспечению социокультурного системного подхода к истокам в образовании (зав. библиотекой О.И.Смирнова);

библиотеки школы № 4 по модели «Экология и диалектика» на 2000/2007 учебный год. (зав. библиотекой А.В.Смирнова);

библиотеки школы № 13 на 2000–2012 годы (зав. библиотекой Л.М.Дубова);

библиотеки школы № 20 на 2000–2005 годы (зав. библиотекой Н.А.Ананьева);

Разработана циклограмма деятельности для общеобразовательных учреждений по обеспечению учащихся учебной литературой на 2000/2001 учебный год, которая поможет педагогам, классным руководителям, библиотекарям, руководителям в обеспечении учебниками в течение всего учебного года.

Итоги городского смотра-конкурса по экологическому просвещению учащихся будут проводиться в июне. Лучшие материалы будут представлены на областной смотр-конкурс школьных библиотек по экологическому просвещению.

Опыт лучших библиотекарей по экологическому воспитанию обобщен в сборнике «Библиотека – центр информации и культуры» (опыт школ № 4, 20, 30).

В течение года проведены 2 городских смотра-конкурса школьных библиотек:

1. Городской смотр-конкурс, посвященный 65-летию Н.М.Рубцова.

2. Городской смотр-конкурс по экологическому просвещению учащихся.

Оргкомитет подвел итоги смотра-конкурса, посвященного 65-летию Н.М.Рубцова. Отмечена работа по теме библиотек в школах № 15, 3, 25, 30, 14, 41, 16, 37.

Дипломы по итогам смотра-конкурса будут вручаться в международный день школьных библиотек.

Разработана диагностическая анкета для анализа работы методиста и МО за год. С 14 по 19 июня она будет проведена с заведующими школьными библиотеками. Итоги будут учитываться при планировании работы на следующий учебный год.

Результаты:

· В 2000 году улучшился процент обеспеченности учебниками общеобразовательных учреждений (92,6%) по сравнению с 1999 годом (89,6).

· Качественно изменились заказы общеобразовательных учреждений на федеральный и региональный комплекты.

· Повысилась заинтересованность администраций школ в проводимых семинарах для школьных библиотекарей. Итоги семинаров для обобщения опыта в печатном виде представляются в ЦПК.

· улучшилась материально-техническая база школьных библиотек:

– проведен ремонт в библиотеках школ № 39, 14, 8 и оснащение оборудованием (новые стеллажи, столы);

– библиотека школы № 14 переехала в новое помещение;

– в библиотеке школы № 39 сделан капитальный ремонт, выделено другое помещение под библиотечный фонд;

– в библиотеке школы № 8 фонд учебников перенесен на первый этаж (оборудовано помещение библиотеки).

· Опыт работы школьных библиотек по экологическому просвещению представлен на областном смотре-конкурсе.

· Материалы информационного бюллетеня отправлены в журнал «Школьная библиотека», где обобщен опыт работы библиотек № 22, 15, 12.

· Подготовлен список методической литературы, выпущенной методистом для городского банка данных и сайта в Интернете.

· Обобщен опыт работы творческой группы школьных библиотек по разработке активных форм работы с читателями (социокультурные тренинги), который вошел в сборник «Обеспечение социокультурным инструментарием образовательной области “Истоковедение”».

· Второй год по предложению методиста школы составляют перечень учебников школьного комплекта на учебный год.

· Впервые разработан и использовался алгоритм собеседования по итогам года с заведующими школьными библиотеками.

· Третий год применяется диагностическая карта школьных библиотек, с помощью которой оценивается работа методиста и вносятся предложения по планированию на новый учебный год.

Проблемы, над которыми необходимо работать в новом учебном году.

В течение 5 лет комплектование школьных библиотек программной художественной и научной литературой отсутствует. Решить вопрос о выделении средств на комплектование библиотек. В этих целях разработать схему потребностей (по классам).

Задачи

· Составить картотеки учебников:

– по педагогическим системам (для начальной школы);

– по общеобразовательным учреждениям;

– на новые поступления.

· Провести курсы повышения квалификации в режиме стажировок (27 человек, март).

· Активнее поработать с бухгалтериями № 1, 2 по учету библиотечного фонда (новая инструкция) для выработки единого требования к ведению учета.

· Добиваться компьютеризации школьных библиотек через руководителей общеобразовательных учреждений, а также обучения на курсах по освоению новых информационных технологий.

· Подготовить анализ заказов учебников ОУ на 2002/2003 учебный год.

· Обобщить опыт работы по литературному краеведению и представить информацию в Интернет.

· Своевременно выполнять заказы общеобразовательных учреждений на учебники федерального и регионального комплектов (по заказам).

РАБОТА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Темы семинаров

– Место школьной библиотеки в обеспечении образовательного процесса школы и ее ресурсы.

– Конференция «Книга сегодня и завтра» Из опыта работы библиотек № 4, 3, 15.

– Экологическая культура. Зав. библиотекой школы № 20.

– Обобщение опыта работы.

– Активные формы работы с читателями. Зав.библиотекой школы № 13.

– Роль школьных библиотек в реализации программы социально-экологического обучения и воспитания учащихся. Зав. библиотекой школы № 21.

– Работа школьной библиотеки по литературному краеведению. зав. библиотекой школы № 14.

– Основные направления в работе школьных библиотек по литературному краеведению. Зав.библиотекой школы № 41.

Планы семинаров*

План семинара

«Работа школьной библиотеки
по литературному краеведению»

Место проведения: школа № 41.

Время проведения: 15.02.01 с 10.00.

 

10.00–10.10 – Открытие семинара. Хомякова Г.М. – методист ЦПК.

10.10 –10.25 – Визитная карточка школы № 41. Андреева М.Н. – зам. директора по УВР.

10.25–10.45 – Основные направления работы библиотеки по краеведению. Логвиненко Г.А. – зав. библиотекой.

10.45–11.05 – «Литературное краеведение» (из опыта работы). Самойлова Л.А. – учитель русского языка и литературы.

11.05–11.15 – Посещение школьного этнографического музея. Байкова Н.Н. – учитель истории.

11.15–12.05 – Литературно-музыкальная композиция «Пусть душа останется чиста» по творчеству Н.Рубцова (учащиеся 8-х классов).

12.05 – Ресурсный круг. Итоги.

* * *

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО БИБЛИОТЕКАРЯ

Руководитель И.Ф. Калининская.

1. Технология работы школьной библиотеки.

Ноябрь, шк. № 15, Калининская И.Ф.

2. Работа библиотекаря с фондом учебников.

Декабрь, шк. № 16, Малярова Н.В.

3. Совместная работа библиотеки с пед. коллективом, методическим объединением учителей.

Январь, шк. № 12, Грибанова Т.В.

4. Библиотека – центр информации в школе.

Февраль, шк. № 25, Абрамова Л.В.

5. Работа школьного библиотекаря по составлению заказа на учебники ФК.

Апрель, шк. № 7, Кошарина Р.Н.

_____________

* Все планы утверждаются директором ЦПКПРО.

TopList