КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Голоса

Любовь Брюхова

Заметки на полях любимой газеты,
или По поводу чтения «Библиотеки в школе»

Дорогие мои, родные, создатели газеты!

Простите за дерзость и неприличие, что пишу на обороте больничных бланков. Почему? – поймете позднее. А пока…

Держу в руках свежий, юбилейный номер газеты. Первое чувство – радость, что он такой пополневший, – целых 64 страницы. Всегда так будет или в связи с юбилеем?

Потом понимаю, что изменился формат, газета стала более удобной для чтения и работы.

Содержание теперь на последней странице.

Найдя знакомые фамилии, заглядываю на указанные страницы, слегка пробую статьи на вкус: «Вкусно!» Но читать вдумчиво некогда, быстрей посмотреть – какие еще лакомства приготовила нам наша газета-фантазерка. Как истинный гурман, пытаюсь отыскать самое-самое… И это вкусно, и это; везде понемногу «лизнула, отщипнула, отпила»… Вкусно! Как много лакомств! Дух захватывает!

Первый этап – этап знакомства с газетой закончен. Теперь – перевести дух и читать с самого начала по диагонали; быстрей, быстрей – не терпится впитать в себя информацию, по ходу восхищаясь, соглашаясь, одобряя…

Последняя страница… Жалко!

Второй этап – этап беглого чтения позади.

Ну а теперь пора взять в руки карандаш и блокнот и начать читать с первой страницы, отмечая самое важное, интересное, новое: актуальные цитаты, красивые фразы и целые статьи.

Позднее я еще не раз и не два вернусь к своим пометкам, что-то сразу в дело, что-то оставлю на потом. Так не хватает ксерокса в библиотеке, чтобы сразу весь материал – по полочкам, по папкам!.. Но выручают ваши карточки из рабочей картотеки. Спасибо за них огромное!

А сегодня – еще один этап чтения: чтение, совмещенное с написанием заметок, с фиксацией своих впечатлений по ходу чтения. Будем считать, что это мой вклад в юбилей газеты. С чем я вас и себя искренне поздравляю!

Ну, а теперь – к делу!

Итак, с. 1.

Изменился шрифт заголовка.

Как всегда хороша «мысль в подарок»: «У того, кто пишет ясно, есть читатели»…, а у вас их все больше с каждым годом, я в этом уверена. И не просто читателей, а почитателей (ау! С.В.Сироткина, я с вами! см. с. 7).

Жаль, нет привычной колонки редактора. Но, думаю, это только потому, что номер юбилейный. Не думаете же вы отказаться от этой колонки совсем?

Да, «мысль в подарок» выписываю в картотеку цитат.

 

С. 2

Артем Соловейчик «Не запирайте вашу дверь». (Уже позднее замечаю, как перекликается эта статья с заметкой «Случайно» Т.Сутягиной. С. 52–53. Тоже случай?)

Начинаю отмечать понравившиеся мысли и понимаю, что я сейчас выделю практически всю статью. Все созвучно, со всем согласна. Тоже считаю, что дети, выросшие в книжных домах, – другие. А как хорошо сказано о книге-учителе. Надо обязательно это куда-то пристроить, где-то использовать, кому-то показать. Додумаю потом конкретнее.

И мечта прекрасная, но жаль – она вступает в противоречие с функцией хранителей книжных богатств. Поддерживая эту мечту как профессионал, воплотить ее в жизнь не могу. Пока…

Но статья заставляет еще раз задуматься о нашем отношении к читателю. Ведь не всегда промолчим, если он книгу не туда поставил. И если не скажем, то укоризненно вздохнем, возвращая книгу на место. Не по злобе, а из профессиональной любви к порядку (опять же позднее отмечаю: и у Ольги Мяэотс об этом! –
с. 54–55).

А может, и правда, бог с ним, с порядком? Но если не приучить, то ведь за всеми не уследишь одна. И тогда будут недовольны и ущемлены другие читатели, не нашедшие книгу в положенном месте. Дилемма! Есть над чем подумать…

 

С. 3

Ольга Громова. «Я мечтала читать газету…»

Какой балл ей поставить в змейку (шикарная идея Н.Маршевой!)?

Высший балл! Интересно, как рождалась наша газета, но в работе вроде не пригодится.

А эмоциональный настрой, а внедрение веры в себя, в то, что если захочешь, можно горы свернуть? Главное – не бояться и очень хотеть! Это разве не для работы? Дай боже мне побольше сил и… вперед!

А впрочем, и в конкретном деле пригодится, но об этом позднее…

(Идея есть, расскажу как-нибудь потом.)

 

С. 4–5

Портрет редакции

Как интересно было узнать об интересах и увлечениях каждого, тем более когда это подано с таким юмором и изяществом. Не обычные официальные строки, а вот так, по-библиотечношкольниковски!

Интересно сверять свой круг чтения с тем, что читаете вы (профессиональная привычка), и радоваться совпадению вкусов или брать на заметку то, что не читала.

А еще пришла в голову мысль, что нужно представлять такими мини-анкетами всех газетных авторов, и тогда мы друг другу станем еще ближе и родней. Не только по духу, но и по интересам, мечтам и читательским предпочтениям. (Подумаем! – Ред.)

А когда будет очередная Библиотечная школа, надо попросить заранее каждого участника составить такую мини-анкету и вывесить на стенде в первый же день работы БШ (в виде квадратиков, капелек, сердечек, книжек или др.). И тогда все друг друга быстрей и лучше узнают и ближе сойдутся. Вот тогда уже точно будет клуб БШ!

 

С. 6–7

Александр Панфилов. «Гляжу вперед я без боязни»

Еще одна статья об истории газеты. Теперь я точно знаю, что они мне пригодятся в работе.

Почти все в газете функционально: не сейчас, так позднее сгодится. Все интересно! Но главное даже не в этом. Главное (как правильно заметил А.Панфилов) – это атмосфера. Атмосфера, которой нет ни в каком другом издании. С вами хочется разговаривать, делиться замыслами. И снова прав автор статьи – с такой газетой под мышкой «все будет хорошо»!

 

С. 8–9

И тут логично перейти к статье Натальи Маршевой «Не буду писать критику!».

Здесь все правда, все в точку. Газета и наставник, и подружка, и помощница, и коллега. Наталья, умничка, сказала в своей статье то, что давно зрело в голове, но окончательно никак не формировалось. Она за меня расставила все по своим местам (как умеет только она – аккуратистка, мастер раскладывания документов и мыслей по полочкам).

Какие они разные – мои коллеги!

Люда Воронова (с. 8) каждый раз вызывает взрыв эмоций своими ассоциациями, будоражит, создает эмоциональный фон. Чего стоит ее такса Люська, действительно ставшая уже талисманом БШ, или ее (Люды) давняя статья «Мы не прилагательное! Мы – библиотека!». Мы существуем – права Ольга Степанькова (с. 13.).

Так вот, Людмила будоражит, а Наталья Маршева настраивает на деловой лад, раскладывает все по полочкам, папкам и файлам.

Я больше не встречала в своей жизни такого скрупулезного систематизатора, у которого во всем четкость до восхищения, до недосягаемости! Это то, чего мне не хватает. Беру на вооружение почти все ее идеи: формуляры, змейки, отчеты. О чем ни напишет – все в дело!

У меня тоже материалы были систематизированы по папкам, но подход и скрупулезность Натальи выше всяких похвал. Воспользуюсь обязательно!

Возвращаюсь к статье «Не буду писать критику!». И я не буду по тем же причинам, что и Наталья. А вот впечатлениями своими о прочитанном делилась бы с удовольствием. Когда читаю газету, сколько их – впечатлений и мыслей по ходу.… Но когда их записывать? Да, купила я диктофон, но теперь другая мечта: если бы он еще сам перепечатывал то, что в него наговоришь! (А вы присылайте нам кассе-
ты – расшифруем и вернем. Вот и получится звуковое письмо. – Ред.)

И сейчас-то так длинно и подробно пишу, потому что оказалась в больнице (захватив с собой «БШ» № 5). Все больные как больные – любовные романы читают, да сканворды отгадывают, а я уже второй вечер подряд читаю «БШ». Вижу в глазах у соседок по палате удивление: читаю газету и к тому же еще что-то лихорадочно записываю.

Вы давно просили впечатлений от чтения газеты. Их есть у меня! Коль выпала такая возможность, использую ее. Только вот бумагу с собой не взяла. Прошу у медсестер на посту.

На вопрос «Для чего?» опрометчиво отвечаю: «Да кое-какие заметки написать». И уходя, вижу изумление и озадаченность на лице медсестры. Милая сестричка, видимо, подумала – не о больничных ли порядках я вздумала писать. Может быть, не надо было давать мне эти бланки… Не бойся, сестричка, я пишу совсем не о больнице, а о своем, о родном, о газете «БШ».

 

С. 7

«Роман с газетой»

Как интересно читать письма коллег, особенно если ты с ними знакома! Впрочем, незнакомых – тоже.

Пойду опять просить бумагу у медсестер. Дают по 2–3 листа, а я уже вон сколько исписала. Приходится просить у каждой смены.

 

С. 10–11

Тамара Крупецкая. «Боялась занять чужое место»

Интересная статья. (Еще раз вернуться ко всем материалам, упоминаемым в заметке. Сопоставить свои впечатления с отзывами Т.Крупецкой.)

Перечень литературы с небольшими доработками (с учетом своего фонда) можно использовать. Хотя что-то подобное я и делала (золотую полку, реком. списки, анализ чтения), но такой отдачи не было, золотого периода чтения не получилось. Может быть, списаться с автором через редакцию, уточнить детали, попробовать еще раз?

 

С. 12–13

О.Н.Степанькова. «И ромашка останется в ладони. Кажется, что вы были всегда»

Дорогая Ольга Николаевна!

Милая труженица и честный, справедливый человек. Полностью подписываюсь под тем, что она написала в своей статье. И вновь думаю, как схожи наши мысли, думы, впечатления. И это еще раз подтверждает, что мы с О.Степаньковой, так же как с Н.Маршевой и другими коллегами, одной крови.

Поражает, как увлеченно и творчески Ольга Николаевна работает. Ее ромашки, капельки, газеты, игра в синквейны. А какое прелестное название «Игры на библиотечном диванчике»! Взять на вооружение!

 

С. 14–15

Интервью с директором школы Т.В.Рублевской

Здорово! Еще раз молодец О.Н.Степанькова!

И хвала коллективу, где она работает. Статью можно использовать: 1) для разговора с директором о подписке; 2) для обзоров газеты «БШ» (оценки директора школы, данные «БШ», всем будут интересны); 3) для разговора с директором о поездке на 2-й курс БШ (думаю, мнение побывавшего на этих занятиях коллеги ему будет любопытно).

Кстати, до сих пор не выслала заявку на 2-й курс. Не знаю, как подойти к директору, чтобы не было отказа. А поехать очень хочется. Может быть, эта статья мне поможет…

Ой, мама! Еще только 15-я страница из 64. И уже 10 страниц письма.

Соседки по палате уже с нескрываемым интересом поглядывают на меня и озабоченно спрашивают: «Что ты там делаешь? Газету переписываешь?» Как объяснить им, что это я так читаю любимую газету.

Итак, вернемся к интервью с Т.В.Рублевской. Обязательно посмотреть все упоминавшиеся материалы.

Вообще, это уже привычка – постоянно пересматривать, перечитывать старые номера «БШ» и возвращаться к тем статьям, о которых упоминается в газете, чтобы ничего интересного нечаянно не пропустить.

 

С. 15

Е.Иванова. «Надо что-то новое…»

Цикл статей, в которых поэтапно рассказывается о тенденциях и перспективах развития библиотеки в условиях модернизации образования. Интересно. Кое-что еще сложновато, многое на данный момент недоступно в связи с финансовым положением школ. Но очень нужно для осознания и понимания путей развития библиотеки.

Обязательно показать эти статьи директору, выделив самое важное. Вернусь к ним еще не раз при составлении своего проекта библиотеки. Каталожная карточка – библиография – удачная находка. Удобно!

А «невинные хитрости» очень помогут в работе.

 

С. 17 и 53

«Открывшаяся страница»

Всегда интересно, познавательно. Хочется поделиться с другими, найти созвучие в своих размышлениях.

Особенно хороша Фэй Уэлдон в своих письмах к Алисе. Прелесть!

Папка «Открывшаяся страница», в которую я собираю материалы этой рубрики, – это источник наслаждения для умного читателя и подспорье в работе для хорошего педагога.

Итак, вложить в папку, расписать в несколько разделов картотеки. Как нужен ксерокс в библиотеке!

«Правила, подлежащие пересмотру» – это подарок! Хочется цитировать каждую фразу.

 

С. 19

«Методический день»

Как права Ольга Козлова: «Ничего так не заражает, как чужой искренний энтузиазизм»!

А сама О.К. – наш мудрый наставник и методист – очень помогает нам своими статьями и консультациями.

Вкладка «МД» – еще одна победа и шаг вперед в нашем общем деле. Это и огромная помощь методистам (ведь у них, бедных, нет такой газеты, как у нас), и хорошее подспорье для нас. Поэтому не хотелось бы, чтобы вкладка «МД» стала самостоятельной газетой. Нам тогда сложнее будет доставать ее материалы.

 

С. 19–21

Статья В.Груниной «Система – основа всего» сама является хорошей основой для плана и отчета, для осмысления и систематизации своей работы.

 

С. 25

Вкладка «Издательский дом» тоже очень нужна, и мы и учителя оценили, но… согласна с Н.Маршевой: формат каталожных карточек был бы удобнее. Или, может быть, делать на формате А4, чтобы вкладывать в папки и файлы без дополнительного разрезания?

А пока разрезаю, складываю в коробочку по предметам, в обратно-хронологическом порядке.

Учителя смотрят картотеку, спрашивают эти материалы. К сожалению, в библиотеке нет других газет издательского дома «ПС», но их выписывают некоторые педагоги, и я рекомендую, где эти газеты можно взять. По отзывам педагогов, такой вид информирования им нравится. Хорошо, что есть аннотации, причем чем подробнее, тем лучше. В аннотациях 90% успеха этих библиографических списков. Без них был бы слепой, ни о чем не говорящий перечень материалов, т.к. названия материалов не всегда раскрывают суть статей.

Есть опасность, что вам уже надоело разбирать мои каракули, но, сами понимаете, в палате компьютера нет. А бумагу мне уже из дома принесли.

 

С. 43

Б.Бачалдин. «Ключевое слово “как”»

На первый взгляд статья только для методистов. Но, прочитав, понимаешь, что все это нужно и в наших консультациях для учителей и учеников. Можно использовать в информационной работе и пропаганде ББЗ. Я бы отметила в змейке «пригодится в работе» без слова «возможно». Может, это слово вообще убрать? Я все время на этом «возможно» запинаюсь.

 

С. 45–46

А.Полканова. «Повышение квалификации»

Название рубрики – в точку. Действительно нелишнее знание. Познавательно и интересно. Делаю пометку: «Найти и прочитать книгу Н.Н.Леонова “Психология делового общения”».

 

С. 47

«Пересмотрим площади?»

Первое впечатление от прочитанного: давно пора!

На одного читателя 0,6 квадратного метра! Учеников у нас 650, значит, библиотека должна занимать 390 кв. м. У нас это весь этаж! Мечта!

Вопрос: Когда воплотится?

Только когда выйдут новые законодательные (а не рекомендательные) документы, касающиеся библиотек, и не будут лицензировать школы, где маленькие библиотеки.

По собственной воле ни один директор под библиотеку целый этаж не отдаст (за редчайшим и достойным восхищения исключением). Ау! Отзовитесь, есть такие школьные библиотеки в стране, где площадь по 0,6 кв. м на одного обучающегося?

Очень хочется услышать комментарии к новым правилам. Что изменится с их вводом именно для нас и наших библиотек? Не на бумаге, а на деле. Или все останется на уровне рекомендаций?

Буду ждать комментариев.

И еще хочется узнать, что говорят сан. правила по поводу хранилища учебников в полуподвальном этаже, попасть в который можно, только выйдя из школы на улицу и зайдя в другую дверь. И в дождь, и в холод – через улицу со стопками учебников в руках (вот она откуда – больница!). Учебники портятся, учителя и ученики простужаются. А про библиотекарей я уже и не говорю – мы такие забеги совершаем по 10 раз на дню, а в мае–июне, августе–сентябре и не сосчитать. И все с тяжелой ношей на руках, хотя в списке вредных профессий нас давно уже нет. Куда сан. правила смотрят? Может быть, кто-то ответит на мои вопросы? Буду ждать…

 

С. 50

Т.Михалевич. «Дизайн? Интерьер? Нет, просто оформление»

Молодец! Оформление интересное, доступное в исполнении и удобное для читателей.

Статья читается на одном дыхании. Действительно, курс молодого бойца! Да и мне, не совсем новичку, интересно и нужно для работы. Карандаш бегает по полям газеты, оставляя пометки: сделать, подумать, дополнить, использовать.

Т.Н., дорогая, спасибо за ваш опыт. Возьму его на вооружение. Конечно, переработаю под себя, что-то изменю, дополню, по-своему оформлю, но идеи интересные. Корабль, облака, разделители с планетами – это все надо додумать потом и поработать над своим интерьером.

Правда, в нашей тесноте очень сложно это сделать (не хватает места для реализации многих идей!). Но, правильно сказала Т.Н.: «Душа требует что-то обновить, изменить». И почему бы не опереться на удачный опыт?! Поделитесь, пожалуйста, идеями те, у кого красиво и необычно оформлена библиотека (особенно маленькая), чтобы это требовало минимума затрат и давало хороший результат.

Хотелось бы, чтобы авторы идей присылали крупные фото всех элементов, о которых говорят, или рисовали схемы, как Т.Н. – кораблик. Это здорово помогает.

 

С. 54

О.Мяэотс. «Самые простые вещи…»

Только подумала, какая у меня замечательная профессия, как О.Мяэотс продолжает: «У нас самая современная профессия». Согласна полностью!

Библиотека моя, правда, не дотягивает до современного библиотечного центра, техники нет, компьютер допотопный, с сидиромами не работает, Интернета в библиотеке в ближайшее время не предвидится. Но даст бог доживем и до этого. Кадры решают все, а кадры созрели, готовы к переменам, стараются понемногу менять отношение окружающих к библиотеке. Увы, не всегда хватает напора, дара убеждать и использовать момент. Где бы еще этому научили!

Мысль после двух первых абзацев статьи, зацепившись за созвучное, унесла меня не в ту сторону… Продолжая читать, понимаю, что у Ольги совсем о другом, скорее даже о противоположном, но, как ни странно, тоже все правильно, близко, местами болезненно и здорово перекликается со статьей А.Соловейчика «Не запирайте вашу дверь».

Спасибо ей за рассказ о таком неординарном человеке и писательнице, как Энн Файн. Буду теперь с нетерпением ждать, когда переведут ее книги. Проинформируйте об этом, пожалуйста. Ольга, вы же хороший переводчик, возьмитесь за перевод! А то мы, в отличие от вас, читать по-английски не умеем.

 

С. 58–59

Н.Коган. «Апрельские романтики»

Чудесный календарь круглых дат, впрочем, как и все прежние статьи Н.Коган. Необычная подача официального материала, мягко, с долей юмора, с необычными фактами и рассуждениями. Читается легко и интересно, на одном дыхании. Спасибо автору.

Обязательно использую для выставок, и хорошо бы сделать копии в папки.

 

С. 60–63

Т.Рудишина. «Возвращение к юности»

Реакция на фамилию Могилевская примерно такая же, как и у автора статьи, только первой пришла на ум «Сказка о громком барабане». Как воспоминание детства. А вслед за этим, из детства же, всплыла «Марка страны Гонделупы».

В библиотеке у нас, к сожалению, есть только первое и переизданная «Девочки, книга для вас!»

О писательнице прочитала с интересом. Конечно, буду использовать для выставок. Хорошо, что есть чудный перечень произведений Могилевской.

Ну вот и все. Газета дочитана до конца. Многое еще можно было бы сказать, но писать уже, честно говоря, устала. Представляю, как вы устали это читать. Хотя письмо получилось сумбурным, но зато от души и по вдохновению.

Теперь надо будет нарисовать змейку и отправить письмо. На этот раз не в конце года, но зато такое большое! Считайте, что я вынашивала его весь предыдущий год.

С уважением

Любовь Брюхова

TopList