БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Мастер-класс

Ирина Дейнеко

Привлечение детей
к систематическому чтению
в школьной библиотеке

Ирина Васильевна Дейнеко –
руководитель информационно-методического центра при Управлении образования

г. Лесосибирск, Красноярский край

Мастер-класс можно рассматривать как одну из форм эффективного профессионального обучения. Эта форма годится как для библиотекарей, активных в поиске путей роста своего мастерства, так и для тех, кто пассивен в этом отношении.

М.М.Поташник, характеризуя мастер-класс, отмечает, что это вид профессионального объединения, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом, фигуру Мастера и группу взрослых – учеников. Он дает следующее определение: мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, передающего ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.

 

 

ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССА
«Привлечение детей
к систематическому чтению
в школьной библиотеке»

1. Работа с понятием «систематическое чтение» (работа в парах).

2. Определение и ранжирование основных качеств систематически читающего ребенка. Построение модели (работа с таблицей).

3. Рамки включенности читателя в информационное библиотечное пространство (работа в группах, пристраивание рамки).

4. Анализ систематичности чтения. «Картотека охвата».

5. Библиотечные техники и технологии, влияющие на систематичность чтения.

6. Трибуна библиотечного опыта:

– групповая работа с учащимися по дистанционным олимпиадам (Т.В.Конных, зав. библиотекой школы № 4);

– мобильная экологическая группа в библиотеке (В.В.Сапронова, библиотекарь школы № 1);

– опыт работы ЦДБ по привлечению читателей к систематическому чтению (Н.И.Костылева, директор ЦДБ).

Место проведения: г. Лесосибирск, ЦДБ.

Участники: заведующие и библиотекари ОУ города, специалисты ЦДБ.

Организаторы: зам. директора МУ «Управление образования» (И.В.Дейнеко), методист по библиотечным фондам ГорОО (И.П.Корчевская), зам. директора ЦБС (Н.И.Костылева).

ХОД ЗАНЯТИЯ

В роли мастеров в данном случае выступают по очереди методист и библиотекари ОУ и ЦДБ.

Ведущий-методист. Тема очередного мастер-класса посвящена проблеме привлечения читателей к систематическому чтению.

Прежде всего, я бы хотела предложить вам работу с понятием «систематическое чтение». Попрошу сейчас разбиться на пары, обсудить и обозначить понятия «систематическое» и «чтение». В результате парной работы выходим на следующие определения.

Чтение:

– восприятие написанного, произносимое вслух или воспроизведенное про себя:

– восприятие зрительно и интеллектуально какого-нибудь произведения.

Систематическое:

– следующее определенной системе;

– постоянно повторяющееся, регулярное, не прекращающееся *.

Далее идет работа в группах по определению качеств систематически читающего ребенка и ранжирование полученных данных в таблице (см. прил. 1). На основании полученных качеств группы простраивают модель систематически читающего ребенка (см. прил. 3).

Фото  Веры ЗубаренковойВедущий-методист. Если мы обратимся к исследованиям в этой области, то увидим следующую картину (анализ графиков и диаграмм систематичности чтения на примере учащихся одной из школ).

А сейчас я предлагаю работу в группах. Прошу каждую из 4 групп выделить и записать те параметры, которые влияют на систематическое чтение учащихся.

Идет работа в группах.

Ведущий-методист. Прежде чем мы начнем обсуждение полученных данных, я обозначу основные факторы влияния на систематичность чтения, а затем мы будем как бы вставлять в эти рамки названные вами параметры (см. прил. 4).

Далее идет разговор с аудиторией о том, насколько часто библиотеки занимаются анализом систематичности чтения детей, какие формы его используются, как работают с результатами.

Ведущий-методист. Представьте себе ситуацию: анализ показал недостаточную систематичность чтения в вашей библиотеке. Какие библиотечные техники и технологии помогут вам в решении этой проблемы?

Идет совместное обсуждение на понимание (см. прил. 2).

Ведущий-методист. При использовании даже нескольких техник, перечисленных в схеме, мы можем рассчитывать на некоторый успех. Опыт такой работы накоплен и в наших библиотеках.

Идет знакомство с библиотечным опытом (см. программу дня.)

Работа завершается подведением итогов и заполнением анкеты «Оценка систематичности профессионального чтения библиотекаря».

АНКЕТА
«Оценка систематичности профессионального чтения библиотекаря»

1. Что для вас профессиональное чтение?

самообразование, удовольствие, неприятная необходимость.

2. Как часто вы читаете профессиональные издания?

Каждый день, еженедельно, ежемесячно, реже (указать как редко).

3. Укажите профессиональные издания, которые вы систематически прочитываете.

4. Где вы чаще всего берете данные издания? Выписываете сами или покупаете, в библиотеке ГорОО, в других библиотеках.

5. Что (или кто) влияет на ваше профессиональное чтение?

6. Как используете в работе информацию, полученную из профессиональных изданий?

 

_________

* Определения приведены в формулировке участников семинара.

 

Приложение 1

Таблица ранжирования полученных данных

Kачество

Сумма

Место

1 Любознательность 7 I
2 Потребность в знаниях 3 II
3 Любовь к чтению 3 II
4 Целеустремленность 3 II
5 Читательская культура 2 III
6 Техника чтения 2 IV
7 Ответственность 1 IV
8 Сопереживание героям 1 IV
9 Дисциплинированность 1 IV

 

Приложение 2

Библиотечные техники и технологии, влияющие на систематичность чтения

Приложение 3

Модель систематически читающего ребенка

Приложение 4

Факторы влияния на систематичность чтения

 

TopList