БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Мастерство

Слава Матлина

Шаги от знания – к любви

Библиотечное краеведение:
чужая работа или естественное развитие своей?

Что происходит?

Слава Григорьевна Матлина –
ведущий научный сотрудник РГБ,
кандидат педагогических наук

Сегодня краеведение – одно из приоритетных направлений работы библиотек. Объем краеведческой деятельности увеличивается и по количеству выполненных запросов, и по числу пользователей, и по расширению справочно-поискового аппарата, и по многим другим параметрам. Но главное – в библиотечном краеведении происходят принципиальные содержательные изменения. Оно перерастает прежние рамки, когда акцент делали на сборе, хранении и предоставлении в общественное пользование краеведческих документов и информации о них, а неопубликованные материалы составляли в библиотеках небольшую долю.

Сегодня число неопубликованных (то есть не изданных каким-либо большим тиражом) документов в фондах значительно возрастает. Их активно создают и сами библиотекари. Например, «Летописи села», фиксирующие все мало-мальски значимые для жителей события. Объектом сбора и продвижения становятся не только книги, статьи, неопубликованные материалы, но и вещно-предметные реалии: предметы быта, аксессуары художественно-литературной жизни конкретного периода, коллекции значков, наград, произведений живописи. Самым главным побудительным фактором небывалых темпов развития библиотечного краеведения становится всеобщий интерес людей к своим корням, к истории малой родины и – как части её – собственной семьи.

Объективных причин такого интереса немало. Прежде всего это ущемленное чувство национальной гордости, вызванное распадом страны, поражением в холодной и «горячих» войнах; резкое снижение жизненного уровня большинства населения; потеря многих социальных завоеваний. Как в любое «смутное время», в России конца ХХ века утрачивалось понимание того, «кто мы и откуда» (Б.Л.Пастернак). Сейчас людям хочется понять, в чем истоки сегодняшних событий, что на самом деле происходило не только со страной, но и с их предками тридцать, семьдесят, сто лет назад.

Смена системы ценностей и нравственных ориентиров наглядно проявила себя через насильственную вестернизацию (или «американизацию») всех сфер культуры. Примеров можно привести множество, начиная от СМИ и кинопроката и кончая искажением норм русского языка, которое приняло глобальный характер. Такая «культурная политика» вызывает часто неосознаваемый протест, который «от противного» стимулирует интерес к собственным культурным ценностям – будь то старые советские, подчас даже не отличающиеся высокими художественными достоинствами фильмы, или книги эпохи социалистического реализма. Людям надоело смотреть на прошлое как на неупорядоченный набор негативных событий и фактов. Возникла потребность в единой целостной картине жизни различных слоев населения, каждый из которых внес свой вклад в культуру страны.

Одновременно появилась возможность удовлетворить эту потребность. Деидеологизация культуры, поиск и доведение до людей правдивой информации о далеком и относительно недавнем прошлом, тем более если оно связано с местными событиями, становится реальностью. И в этом случае традиции библиотечного краеведения становятся основой для создания не просто системы информирования, но системного знания, на основе которого формируются новые (или восстанавливаются забытые?) ценностные представления о своём крае.

Почему в библиотеке?

У библиотеки есть все основания для того, чтобы стать центром краеведения. Несмотря на так называемые рыночные общественные отношения, развивающиеся в обществе, она сохраняет демократические традиции бесплатного общедоступного, открытого, универсального по ресурсам и видам деятельности института. Она ориентирована не только на удовлетворение информационных потребностей, но на предвосхищение социально-культурных ожиданий местного населения. Именно в силу этого обстоятельства местные жители рассматривают любую библиотеку как главного хранителя культурной, социальной памяти местного сообщества. К этому добавим достаточно высокий интеллектуальный потенциал её сотрудников, роль информационного центра, социальное начало в её деятельности.

Целью библиотечного краеведения становится аутентичное восстановление культурной среды, что позволяет человеку почувствовать личную причастность к культуротворчеству, пусть и опосредованно – через предков или земляков. На «старом» (историческом) материале краеведение создает новые, социально значимые смыслы, ибо, по утверждению философа М.Вебера, смыслами становятся идеи, соотносящиеся с действиями множества людей, адекватные им.

Оказывая помощь в поиске и закреплении знаний о прошлом семьи, близких, своего села, района, города, библиотеки восстанавливают утраченную историческую связь поколений, их преемственность. Подобная работа становится источником позитивной социально-психологической «подпитки» людей, способом их самоидентификации.

Приметой сегодняшнего краеведения становится бум поисковой, архивной работы в небольших библиотеках, на основании которой изучают биографии не только знаменитых земляков, как это было еще недавно, но и частной жизни «маленького» человека, составляют генеалогические «деревья» того или иного местного семейства. При этом происходит знаковое осмысление не только труда, но и быта, жизненного уклада ушедших поколений. В муниципальных и школьных библиотеках появляются постоянные экспозиции, в которых присутствуют старинные прялки, расшитые платья и полотенца из «бабушкиных сундуков», георгиевские награды прадедов, документы, старинные книги и открытки из личных коллекций с указанием имен их создателей и дарителей.

Зачастую именно фрагмент экспозиции – выцветшая фотография сгинувшего на войне брата, мужа или скудные сведения о сотруднике первой земской библиотеки – становится отправной точкой для воссоздания многомерного образа крестьянства или подвижнической, просветительской деятельности местной интеллигенции. Выстраиваются ассоциативные связи, допустим, между деятельностью земства и сегодняшних органов местного самоуправления, традициями массового празднования Рождества, Пасхи или Троицы и современных народных гуляний, восстанавливаемых с этнографической дотошностью.

Не приходится удивляться, что именно около таких музейных экспозиций, а не в классе педагоги предпочитают проводить уроки истории, краеведения, литературы. Здесь прошлое воспринимается школьниками максимально наглядно, «предметно», и при умелом вербальном сопровождении создаётся тот самый «эффект присутствия», без которого невозможно инсценирование, своего рода высокая игра в реальность – подобно театру или кино.

Чужая работа?

Частью библиотечного краеведения становится культуротворческая деятельность, связанная с выявлением и поддержкой местных дарований (художников, поэтов, музыкантов, актеров). Отсюда массовое появление постоянно действующих и временных картинных галерей, литературно-музыкальных салонов, театров книги, выпуск поэтических и прозаических сборников и других форм подобной работы.

Пару месяцев назад Нижегородская областная научная библиотека издала прекрасно оформленный сборник стихотворений участников региональной литературной экспедиции-поиска «Живи, родник». Это уже второй выпуск. В поиске талантливых самодеятельных поэтов принимали участие все библиотеки области, включая школьные. При их деятельном участии с помощью местных профессиональных писателей во многих небольших городах и даже селах работают литературные объединения, проводятся творческие конкурсы и фестивали имени поэтов-земляков Б.Корнилова, А.Люкина, Н.Кочина и др. Аналогичные выпуски сегодня выходят во многих областях: Свердловской, Белгородской, Пермской и др. Главные инициаторы этой многотрудной культуртрегерской работы – местные библиотекари.

До сих пор у такого рода деятельности есть противники, в том числе среди наших коллег. «Так ли уж нужны в библиотеках музеи, выставки изобразительного искусства и тому подобное? Не отходим ли мы при этом от традиционных задач, не захватываем ли сегменты чужой культуротворческой деятельности?», – не без оснований спрашивают они. Но инсценирование, проявлением которого выступает музеефикация библиотек, – далеко не случайное явление на исходе ХХ и в начале ХХI в.

Имитируя старину, библиотеки (по А.Молю) создают «новую подлинность». Да, её структурированные, упорядоченные собрания не всегда можно назвать уникальными (хотя бывает и такое). Но выделим особо: библиотека участвует в создании и продвижении артефактов культуры, (а значит, нового знания), её нетиражируемых элементов – в отличие от тех, с которыми много лет только и имела дело.

Это обстоятельство рождает позитивные эффекты. Среди них назовем просветительские и обучающие, которые тем более значимы, что переход от информирования к передаче знаний происходит чаще всего в игровой или другой легко усваиваемой форме. Наконец, сочетание традиционных для библиотеки тиражируемых источников с нетиражируемыми работает на позитивный имидж библиотеки, выявляет её индивидуальность.

Особое направление в библиотечном краеведении – воссоздание традиций высокой культуры. Создаются литературно-музыкальные гостиные и салоны, посетители которых с удовольствием участвуют в «разговорах ученой образованности» (по Ю.М.Лотману), музицировании, литературных играх: буриме, шарадах, поэтических импровизациях. Проводятся, например, костюмированные молодежные балы в Татьянин день. В сценариях вечеров, составляемых, кстати, библиотекарем вместе с читателями, фигурируют имена деятелей русской культуры, так или иначе связанных с краем, в том числе малоизвестных местных поэтов и художников золотого и серебряного века.

Партнеры

Такая работа с её колоссальным объемом и новым содержанием очень тяжела без привлечения помощи извне. В идеале ведущим партнером библиотеки должны выступать местные власти. Они помогают формировать фонды опубликованных и неопубликованных документов местной администрации, создавать центры муниципальной и правовой информации. Сотрудничество расширяется за счет контактов с центрами социальной защиты, занятости населении, отделами образования и другими организациями. Такие примеры сотрудничества есть в работе не только муниципальных, но и школьных библиотек.

Традиционными партнерами библиотеки в краеведческой работе выступают музеи, архивы и, конечно же, сами потребители краеведческих знаний, в том числе учителя и школьники. В последние годы партнерство муниципальных и школьных библиотек как в городах, так и в небольших местностях становится основой для выстраивания целостной системы краеведения. Пример такой системы – партнерские отношения историко-краеведческого филиала Псковской городской ЦБС имени краеведа И.И.Василёва с местными школами.

На протяжении многих лет школьники принимают участие в Кутузовских чтениях, названных в честь великого русского полководца. Их тематика посвящена разным событиям истории древнего края. Традиционными стали также историко-краеведческие олимпиады, цель которых раскрыть многогранные аспекты политической, экономической, культурной роли Псковской земли, ее международные связи. Тематический диапазон олимпиад громаден – от анализа особенностей средневекового самоуправления города или его торговых связей со Швецией, до освещения истории предпринимательства и меценатства в Псковском крае.

Для школьников одного из древнейших городов России, где археологические раскопки и археографические открытия являются нормой, стала привычной работа в архивах. Именно историко-краеведческая библиотека, работающая в тесном контакте со школьными коллегами и учителями, выступает основным организатором поисковой работы, и ее ходатайства открывают ребятам двери в местные архивы. Благодаря поискам детей и их педагогов в библиотеке была открыта галерея «Псковичи – почетные граждане города». Зато все результаты поиска, рефераты и доклады остаются в библиотеке им. И.И.Василёва, составляя уже ее собственный бесценный архив, пополняя библиографические базы данных. Юные краеведы, как и подобает детям, вносят в работу элементы игры: поисковый марафон проходит под девизом «Три П: ПОНЯЛ–ПРИНЯЛ–ПРЕТВОРИЛ».

В последние годы круг партнеров библиотек расширяется за счет коммерческих организаций. Публичные библиотеки видят в них не только спонсоров, но и пользователей. Они помогают работникам малого бизнеса в подборе правовой (муниципальной), экологической и подчас историко-краеведческой информации. Выделим также партнерство с негосударственными и общественными структурами: клубами, благотворительными фондами, женскими (включая комитеты солдатских матерей), экологическими, спортивными организациями и ассоциациями. Помимо информационного обеспечения их деятельности, библиотека выступает тем перекрестком, на котором встречаются организаторы названных структур и рядовые члены обществ – наши пользователи.

Последнее обстоятельство позиционирует библиотеку как побудителя гражданских инициатив, будь то подготовка общественных форумов или публичные обсуждения проблем загрязнения окружающей среды, участие населения в предстоящих местных выборах и прочее (опыт Брянской, Белгородской и других областей). Надо ли доказывать, как важно включать человека в созидательную деятельность, направленную на улучшение жизни «вокруг себя». То есть библиотека имеет значительные потенциальные возможности влиять на формирование гражданского общества.

Многоаспектный характер краеведческой информации и одновременно ее разбросанность по архивам, музеям и разным типам библиотек – универсальным научным, муниципальным, школьным – ставят нас перед необходимостью ее кумуляции, структурирования и взаимообмена. Приметой времени стало создание во многих областях сводных электронных каталогов, отражающих фонды всех хранителей краеведческих ресурсов региона. Воплощаются в жизнь и проекты подготовки единых сайтов, аккумулирующих сведения об интересных событиях краеведческой жизни. Роль собирателя и пропагандиста таких сведений чаще всего готовы взять на себя областные библиотеки, на сайтах которых выделены «краеведческие странички». По мере оснащения библиотек новыми информационными технологиями все эти сведения станут доступны любому пользователю Интернета, что, в свою очередь, послужит стимулом для дальнейших поисков новых сведений.

Фото Марии ДмитриевойНадо ли доказывать, что вовлечение молодежи и детей в археологические, археографические, библиографические и другие разыскания – переносит акцент с изучения своего края, с собственно «краеведения», на «краелюбие»? Добытая на заброшенных чердаках, в экспедициях военно-исторических клубов, в архивах и старых газетах информация становится личностным, ценностно окрашенным знанием, что по А.С.Пушкину демонстрирует «самостоянье» человека. Это и есть лучший способ воспитания того самого негромкого, непафосного патриотизма, который поэт обозначил как самые важные обретения: «любовь к родному пепелищу/любовь к отеческим гробам».

TopList