ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 19 (31) · Вкладка в «БШ» № 19 (103) · 1–15 октября 2003 года

Час тихого чтения

Совместный проект с газетой

Ксения Молдавская

Осторожно!
Книга по соцзаказу!

Ксения Александровна Молдавская
ведущая полосы «Детлит»
газеты «Книжное обозрение»

специально для «Библиотеки в школе»

Сказать по правде, я не знаю более благодатного поля для самых бессовестных спекуляций, чем соцзаказ. Соцзаказом и суровой необходимостью можно объяснить самые отвратительные вещи – так издавна ведется.

И ведь в чем ужас: чем дольше я живу, тем больше нахожу подтверждений высказанному в предыдущем абзаце утверждению. Вот и минувшее лето вновь подкрепило мою уверенность в аморальности происходящего под флагом соцзаказа.

Летом в «Олмо-пресс» вышла «Моя первая книга о России» Татьяны Коти. Массированная пиарная компания началась немедленно. Авторша поехала со своим творением по городам и весям, встречаясь с детьми. Она баюкала их своим бархатным голосом, читала им отрывки из книжки, объясняла, почему это хорошо. Потом состоялась презентация книги. И не где-нибудь, а в Российском фонде культуры. Дальше, судя по всему, будет больше. На сентябрьской книжной ярмарке Коти поделилась радостью: у нее еще восемь книг к началу учебного года вышли.

Через полгода-год из своеобразного артефакта в мире детской литературы Т.Коти, пожалуй, превратится в признанную писательницу, автора нужных и востребованных книг, к которому всегда можно обратиться за дешевым патриотическим воспитанием. Любовь Татьяны Коти к родине, будучи растиражированной, окажется и востребованной. Причем – и в этом особый цинизм и ужас ситуации – даже не родителями, пополняющими книжную полку любимого чада, а родителями, желающими сделать подарок детскому саду, воспитателями и методистами детских садов, учителями начальной школы. А что? Книжки большие, яркие, называются правильно, имеют правильное содержание – замечательный материал для занятий с классом или группой. И вот уже вы с ужасом прислушиваетесь, как ваш собственный ребенок зубрит к уроку: Любовь к земле родится в сердце / И расцветает, как цветок.

Татьяна Коти утверждает, что свою «Первую книгу о России» она писала долгие годы. Жила этой книгой, с непониманием редакторов боролась. Потом, видать, редакторы устали, да и соцзаказ подоспел. В результате вышла книжка, поражающая воображение. Дубиной. Наотмашь. Родина моя – бескрайняя Россия, / И Сибирь, и Волга, и Урал… / Все места для русского святые, / Где бы ты в России не бывал.

Такими вот …э-э-э-э… рифмованными строками открывается книга. И это только начало. Дальше – не легче:

Как над полем Куликовым / Зори алые встают, / Как над полем Куликовым / Даже птицы не поют!

Чувствуется глубокое знакомство автора с фольклором. Кто ж не вспомнит при чтении сих строк известную народную песню о Куликовской битве: «Как на поле Куликовом раскричались кулики, / И в порядке бестолковом вышли русские полки». Знакомство с историей, видимо, столь же глубоко: «При ней (Екатерине II – К.М.) процветали наука и литература. В 1755 году был открыт первый русский университет в Москве. Поэтому время, в которое царствовала Екатерина Великая, называют “Веком просвещения”». Самое удивительное в приведенной цитате то, что абзацем выше прописаны годы царствования Екатерины: 1762–1796.

Перечислять все ошибки и огрехи книжки можно бесконечно: здесь и декабристы, мечтавшие свергнуть царя, и написанное с ошибкой название города: «Залесский Переславль», и стремление зарифмовать пресловутый «Переславль» с «Ярославлем», и прочувствованные вирши Мне на тебя не наглядеться, / Пока дышу, пока живу. / Любовь к земле родится в сердце, / Как тонкий стебель на ветру, и многое другое.

Отдельно хотелось бы сказать и об оформлении книги. Такого махрового соцреализма, какой наваяли художники Ю.Левиновский и А.Саморезов, я не видела, пожалуй, со времен пионерского детства, пришедшегося на семидесятые годы. Ракеты на фоне флагов, дебильные рожицы непропорциональных короткоруких человечков, свергающий самодержавие большевик, которому только выставленного среднего пальца на выкинутой вперед руке не хватает, курская игрушка под указателем «дымковская»… Конечно, в этом есть определенная гармония: как написано, так и нарисовано. Можно даже предположить со стороны художников эдакий политический манифест: мол, степень ужасности наших картинок вполне соответствует степени ужаса, испытанного нами при прочтении текстов. Только вот не верится мне почему-то в такую гражданскую позицию авторов иллюстраций. Потому что подобная работа, в первую очередь, лишает художника самоуважения. Если оно, конечно, когда-нибудь было.

«Моя первая книга о России» ужасающе оформлена, отвратительно написана, безграмотна. Она порочна от первой до последней страницы обложки.

Библиография

Татьяна Назарова

Краеведение в томах конференций:

Обзор материалов краеведческих конференций
последних пяти лет.

В последние годы в ходе поиска национальной идеи и самоидентификации библиотеки России (чаще публичные) проводили научно-практические конференции по краеведению. Краеведческие секции работали на всероссийских и международных библиотечных форумах. С материалами некоторых из них предлагаем вам ознакомиться.

Краеведческие вопросы освещаются в информационных бюллетенях РБА:

Балацкая Н.М., Маслова А.М. О задачах и направлениях работы секции «Краеведение в современных библиотеках» // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №22. С. 247–254.

Обзор краеведческой деятельности библиотек и планов секции. Самая крупная задача секции – постоянный анализ состояния краеведческой деятельности, выявление наиболее неблагополучных ее участков и острых проблем и содействие их решению. Самостоятельная и весьма важная задача – повышение квалификации сотрудников краеведческих подразделений. Секция будет поддерживать успешно развивающиеся направления работы, такие, как распространение краеведческих знаний и научных исследований, сбор неопубликованных краеведческих материалов, «устной истории» и т.п.

Балацкая Н.М., Маслова А.Н. Секция «Краеведение в современных условиях» // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №20. С. 35–38.

23 мая 2001 года в Саратовской областной универсальной научной библиотеке состоялось первое (организационное) заседание секции «Краеведение в современных условиях».

Бондаренко Л.И. Школьные библиотеки и краеведение // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №21. С. 230–234.

Обзор краеведческой деятельности школьных библиотек Санкт-Петербурга и Ленинградской области по следующим основным направлениям: формирование фонда документов по краеведению; создание СБА; популяризация знаний о крае; исследовательская работа.

Гридчина Ю.В. Комплексное решение проблем обеспечения сохранности и доступности краеведческих изданий в ОУНБ: подходы и решения // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2003. №24. С. 175–176.

Гридчина Ю.В. Корпоративность в краеведческой деятельности библиотек // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №22. С. 254–257.

Капишникова А.П. Формирование информационно-коммуникативного пространства по краеведению и истории в детских библиотеках Нижегородской области // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №23. С. 73–75.

Поддержка в ребенке веры в достойное будущее – одна из основополагающих идей детской библиотеки. Она – как хранитель духовного потенциала нации, культурного наследия – способна в процессе своей просветительской деятельности стимулировать развитие патриотического сознания детей и подростков.

Макарова Н.Н. Информационное обеспечение краеведения: проблемы и перспективы // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2003. №24. С. 179–180.

Молева Т.Н. Краеведческая библиография в Саратове. Основные этапы развития // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №22. С. 257–271.

Толкунова В.Г. Современные библиографические издания как средство обеспечения доступа к краеведческой информации (Из опыта работы Владимирской ОУНБ им. М.Горького) // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2003. №24. С. 176–178.

Тропичева Е.И. Электронный сводный корпоративный краеведческий каталог «Русский Север»: проблемы и перспективы // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №22. С. 271–274.

Фефелова Н. Российское краеведение в контексте времени // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №23. С. 95–96.

3–4 октября 2001 г. в Красноярске в Государственной универсальной научной библиотеке прошла всероссийская научно-практическая конференция «Российское краеведение в контексте времени».

* * *

В рамках Международной крымской конференции «Крым» ежегодно проходит семинар «Библиотека, муниципальная и краеведческая информация». Краеведческая деятельность рассматривается в контексте взаимодействия библиотеки с местной властью, местным самоуправлением, информационных технологий.

«Крым 1998»

Куликова О.Ю., Кожанова Н.И. Особенности краеведческой деятельности библиотеки в современных условиях // Библиотека и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Т. 2. Материалы конф. М.: ГПНТБ России, 1998. С. 692–694.

«Крым 2000»

Богза Н.Ф. Создание электронных библиографических указателей – перспективное направление раскрытия краеведческих фондов // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Труды конф. Т. 2. М.: ГПНТБ России, 2000. С. 238–240.

Егорова Н.А. Торопецкая библиотека – центр информации по краеведению // Там же. С. 257–258.

Любчик В.А. Работа Бологовской центральной библиотеки по программе «Провинциальная культура: знать, помнить, сохранять» // Особенности краеведческой деятельности библиотеки в современных условиях // Там же. С. 249–250.

Мангутова С.Д.,Минц Н.Н. Пути формирования информационно-поисковых систем по краеведению: на примере ИПС «Санкт-Петербург» // Там же. С. 254–256.

Михнова И.Б. Краеведение и местное самоуправление. Информационный и управленческий аспект // Там же. С. 229–231.

Доклад посвящен соотношению двух актуальных проблем работы публичных библиотек России: информационному краеведению и информационной поддержке местного самоуправления. В докладе обосновывается различие между этими направлениями. Краеведение ориентировано на историко-культурный аспект жизни местного сообщества, его социальная доминанта – формирование патриотизма, любви к малой родине. Цель местного самоуправления – содействие построению гражданского общества, его информационной открытости. Различные подходы к данным аспектам работы библиотеки диктуют соответствующие управленческие решения, определяющие направленность, глубину, качество и оперативность информационного обслуживания пользователей. Данные положения раскрываются на материале работы Экскурсионно-краеведческой информационной службы для населения ЦБС «Киевская» (Москва).

Пронина Л.А. Областная библиотека – центр краеведческой информации // Там же. С. 245–248.

«Крым 2001»

Гридчина Ю.В. Стратегия перемен краеведческой деятельности областных библиотек в условиях новых информационных технологий // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Труды конф. Т. 2. М.: ГПНТБ России, 2001. С. 957–960.

Кокунько О.П. Информационное обеспечение образовательного процесса в области краеведения: опыт и перспективы // Там же. С. 971–974.

«Крым 2002»

Налетова И.В. Использование традиционных и современных технологий в предоставлении краеведческой информации // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Труды конф. Т. 2. М.: ГПНТБ России, 2002. С. 904–907.

«Крым 2003»

Алимова Л.В. Информационная экскурсионно-краеведческая служба как полифункциональное подразделение библиотеки // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Труды конф. Т. 3. М.: ГПНТБ России, 2003. С. 1065–1068.

Гордиенко Н.А. Использование современных технологий для информационного обеспечения местного сообщества // Там же. С. 1078–1081.

Дианова Л.Е., Семенова И.В. Библиотечно-информационный центр муниципального образования «Выборгский район Ленинградской области», муниципальная и краеведческая информация // Там же. С. 1071–1076.

Кокунько О.П., Чубур А.А. Информационные цифровые технологии в работе Брянской областной библиотеки: поиски оптимальных путей в создании краеведческих ресурсов // Там же. С. 1081–1083.

Николаева Н.И., Приходько Л.Р. Муниципальная библиотека и краеведческая работа // Там же. С. 1068–1070.

Пермякова С.А., Воробьева Т.В. Особенности краеведческой работы маленькой провинциальной библиотеки // Там же. С. 1076–1078.

* * *

Государственная республиканская детская библиотека выпустила информационно-аналитический сборник:

Краеведческая деятельность детских библиотек России / Мин-во культуры РФ, РГДБ. М.: РГДБ, 2002. (Что? Где? Как? Вып. 9)

В сборнике дана характеристика краеведческого фонда и справочного аппарата, обзор краеведческих программ, клубной деятельности, анализируется методическая и исследовательская работа в области краеведения.

* * *

Детская библиотека и сохранение национального культурного наследия края: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (доклады, сообщения). Н. Новгород: Нижегород. гос. обл. дет. б-ка, 2001. 184 с.

В центре внимания конференции были следующие темы:

– формирование патриотического сознания детей и подростков: роль детской книги и детского чтения;

– осмысление роли исторической литературы в развитии патриотизма как нравственной ценности;

– культурные духовные центры российской провинции: приобщение нового поколения к национальному наследию;

– «Мой дом – мой мир»: пробуждение у детей и подростков чувства родины в процессе изучения традиционной культуры;

– «Краса ненаглядная»: детская библиотека и художественно-эстетическая традиция: фольклор, народные промыслы;

– «Имя на карте России»: формирование национальной гордости и гражданского мироощущения у юных читателей на примере жизни и деятельности знаменитых соотечественников;

– образы родины: литературное краеведение в системе образования и воспитания личности. H

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Единый экзамен для правительства. № 61–2003, с. 1.

Четыре вопроса четырем министрам.

Довженко Н. «Уж не приписки ли это?» № 61–2003, с. 2.

Министр МЧС не поверил рапортам о готовности школ к учебному году.

Кондаков А., Кириллова С. «Временных стандартов не бывает». № 61–2003, с. 1, 3.

Беседа с генеральным директором издательства «Просвещение».

Адамский А. Образование становится доходной отраслью.
№ 62–2003, с. 1.

В чем причина школьной нищеты? Кто ответит?

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Лобок А. Большая программная несовместимость. № 61–2003, с. 4.

Почему компьютер в школе работает с КПД паровоза.

Корсунова О. Как нам обустроить компьютерный мир? № 61–2003, с. 4.

Техника вроде бы в школах появляется, программы для нее создаются. Но все равно не хватает чего-то самого главного. Чего же именно? Попробуем вместе ответить на этот вопрос

Кириллова С. Пять учебников на один дамский роман. № 63–2003, с. 1, 2.

Почему российские издатели предпочитают выпускать учебную литературу.

ФИЛОСОФИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ

Лобок А. Мне грустно, или Чего не хватает человеку в 15 лет? № 62–2003, с. 3.

Тексты, начинающиеся со слов «Мне грустно...» и «Мне не хватает...». Простые начала, за которыми мир переживаний и напряжений тех, кто пошел в школу в начале 90-х, и чьи школьные годы пришлись на один из самых драматичных периодов нашей истории.

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Яковлева Е., Калинина Г. В лаборатории одаренности танцуют смех и рисуют печаль. № 61–2003, с. 7.

Доктор психологических наук, профессор Е.Яковлева разработала новаторскую программу развития творческого потенциала личности и получила за нее Государственную премию. Потому что до Яковлевой так на проблему одаренности не смотрел никто.

УРОКИ ЧТЕНИЯ

Витковский А. Ключи от грамотности. № 64–2003, с. 2.

Найдут ли их российские педагоги?

Лобок А. Искусство читать неправильно. № 64–2003, с. 2.

Чем человеческое чтение отличается от машинного.

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Лебедев С. Асфиксия. № 65–2003, с. 2.

Пятого сентября в поселке Пионерский Советского района (ХМАО) округа во время военных сборов погиб школьник, ученик 11-го класса Саша Бочанов. Но в Пионерском слишком многие знают, что произошло на самом деле...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Хоменко И. Если business, то не women? По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru. № 62–2003, с. 4.

Самостоятельные женщины, чего-то добившиеся в профессии, возвращение на кухню считают абсолютно неприемлемым. А вот те, кто не может себя реализовать, приходят к выводу, что больше принесут пользы дома.

Кашина Н. Очень друг друга любят. Особенно если живут в разных комнатах. № 64–2003, с. 4.

Нужны ребенку братья и сестры, чем больше, тем лучше! Нужны самые разные конфликты между ними – это школа жизни.

Хоменко И. Три школьных кризиса. № 66–2003, с. 8.

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую. Обычно основное внимание уделяется первоклашкам, однако нам представляется важным поговорить обо всех.

ПРИРОДА ШКОЛЫ

Адамский М.Я. Как полюбить Коменского? № 65–2003, с. 3.

Питерские учителя творчески развивают принципы Великой дидактики.

Громовой В. Чего не должен бояться директор. № 65–2003, с. 3.

Десять советов, как перейти от выживания к полнокровной школьной жизни.

НАШИ ДЕТИ

Мейлахс П. Войну с наркотиками выиграть можно. № 65–2003, с. 65.

Правда, для этого придется пожертвовать гражданскими свободами. Но нужна ли обществу победа такой ценой?

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Любимый город. № 26. Мясницкая. № 62–2003, с. 1–4.

Документы. № 97. № 64–2003, с. 1–8.

Учебники. № 67. № 66–2003, с. 1–4.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Знаменская Ю. Важные мелочи трудной встречи: Первое родительское собрание. «Библиотека в школе», № 17–2003, с. 19–21.

Примерный план проведения родительского собрания в начале учебного года и некоторые советы.

Хоменко И. Три школьных кризиса. «Первое сентября», № 66–2003, с. 8.

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения. На что нужно обратить внимание родителям в это время?

Андропова М. и др. Режим младшего школьника. «Здоровье детей», № 17–2003, с. 20–21; № 18–2003, с. 18–19.

Кравцова М. Почему дети лгут? «Школьный психолог», № 33–2003, с. 12–13; № 34–2003, с. 7.

Детская ложь – это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Как реагировать на обман.

Матвеева М. Синдром отличника. «Здоровье детей», № 17–2003, с. 10–11.

Каждый день мы наставляем детей учиться как можно лучше.
А может пойти другим путем? Может, помочь им выбрать цель, не держать их за руки, когда они пробуют то одно дело, то другое, не отговаривать, когда они хотят рискнуть?

Амонашвили Ш. Письма к дочери. «Библиотека в школе»,
№ 17–2003, с. 44–46.

Письмо девятое. «Огорченье – горе сеть…».

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Пеньевская И. Планета моего класса: Адаптационная трехэтапная игра для пятиклассников (по методу создания проекта). «Школьный психолог», № 34–2002, с. 16; № 35–2033, с. 24.

Порядина М. Мафия бессмертна! «Библиотека в школе»,
№ 17–2003, с. 22, 43.

Новый вариант игры для старшеклассников. (Игра для детей и взрослых «Мафия – это не так уж вредно» была опубликована в газете «Библиотека в школе», № 12–2003, с. 21–22).

Уроки здоровья. «Начальная школа», № 33–2003, с. 5–12.

Уроков здоровья в школе нет. Этой теме можно посвятить внеклассное мероприятие или поговорить на других уроках. Подборка материалов.

Шешуков С., Ситникова В. Два демона. «Искусство», № 17–2003, с. 4.

«Демон» Лермонтова и «Демон» Врубеля. Сценарий урока может пригодиться при подготовке классного часа.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Семенок В. Секреты бесконфликтного взаимодействия: Работа психолога с родителями. «Школьный психолог», № 33–2003, с. 10.

Семинар для классных руководителей.

Ольга Шевнина. Откровенный разговор: Смерть как тяжелое жизненное переживание и как экзистенциальная проблема. «Школьный психолог», № 35–2003, с. 8, 17.

Стоит ли говорить со старшеклассниками на такую тему, как смерть! Следует ли это делать на уроках психологии? Зачем это нужно?

Вачков И. На чужой территории?: Сказкотерапия как метод психологической работы в школе. «Школьный психолог», № 33–2003, с. 7.

Громова Т. Разноцветная звезда: Особенности психологической работы со сказками для детей 3–9 лет. «Школьный психолог», № 33–2003, с. 8–9.

ПОДРОСТОК

Куприянов А. «Все мы – против наркотиков!» «Здоровье детей», № 18–2003, с. 21.

Московское областное отделение Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом создает добровольные молодежные дружины.

Имя беды – наркотики: Анонимное общество страдающих родителей [Заголовок тематической полосы]. «Первое сентября», № 65–2003, с. 7.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Похлебин В. «Выверен старый компас». Об организации семейного туризма. «Спорт в школе», № 17–2003, с. 9–16.

План учебно-тренировочных занятий «Ликтурбез» (ликвидация туристической безграмотности). Заповеди юного туриста-краеведа.

ПРОБЛЕМА

Ступницкая М. и др. Оценка без стресса: новый старый подход. «Здоровье детей», № 17–2003, с. 18–19.

О методе критериального оценивания.

Соколова Е., Витковский А. Александр Петрынин: Трудных детей нет, есть дети, которым трудно. «Управление школой», № 33–2003, с. 13.

Центр Александра Петрынина возвращает детям способность жить свободно. Каждый ли может стать педагогом улицы?

Зубакин В. Чужая беда? «Здоровье детей», № 18–2003, с. 20–21.

О международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. Болезни крови. № 14–2003, с. 4; № 15–2003, с. 4–5; № 16–2003, с. 4–5.

Лечение и профилактика дефицитных анемий и других заболеваний крови.

Таточенко В. Ожирение. № 17–2003, с. 4–5.

Как оценить степень ожирения.

ОПАСНОСТЬ

Стрельцова В. Будем знать – не придется страдать. № 14-2003, с. 16–18.

Кто из обитателей огромного растительного мира друг, а кого стоит опасаться.

Матвеева М. В погоне за эрзац-счастьем. № 15–2003, с. 12-13.

Как воспитать ребенка, чтобы у него не было потребности прибегать к наркотикам.

Максимова В. «Минздрав предупреждает….». № 16–2003, с. 16.

Сегодня именно курение считается первопричиной сердечно-сосудистых заболеваний, рака легких и короткой продолжительности жизни.

НА ПРИЕМЕ У ПСИХОНЕВРОЛОГА

Брагинский В. Священная болезнь. 3 15–2003, с. 10–11.

О различных формах эпилепсии.

Брагинский В. Судороги у детей. № 16–2003, с. 15.

Разновидности приступов у детей.

УЧЕНЫЕ ВЕСТИ

Лекманов А. Часто болеющие дети: как их защитить? № 15–2003, с. 8.

О некоторых современных препаратах из группы бактериальных имунномодуляторов.

Лекманов А. Витамины: вечная проблема. № 16–2003, с. 8–9.

Причины и лечение витаминной недостаточности.

СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ

Матвеева М. Старший ревнует к младшему. № 14–2003, с. 22.

Интервью с ведущим научным сотрудником Психологического института РАО М.Н.Зыряновой о детской ревности в семье.

HOMO VALENS

Сорькин В., Анохина И. Как стать закаленным? № 14–2003,
с. 12–14; № 15–2003, с. 16–18.

Простые методические рекомендации, как проводить закаливающие процедуры.

Хрущев. С. Дышите правильно! № 16–2003, с. 12–14; № 17–2003, с. 12–13.

По мнению известных гигиенистов, именно правильное дыхание – залог физического и психологического благополучия организма человека. Так ли это?

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Марасанов Г.И., Матвеева М. Синдром отличника. № 17–2003, с. 10–11.

Почему блестящий старт отнюдь не всегда приводит в жизни к победе.

Семина Н. Споры вокруг молока. № 17–2003, с. 16–17.

Пить или не пить молоко?

Антропова М. Режим младшего школьника. № 17–2003, с. 20–21.

Что такое режим, элементы режима дня школьника.

УРОК ЗДОРОВЬЯ

Родионов В. «Психологическая» физкультура для начальной школы (для учителей физической культуры, школьных психологов, воспитателей). № 17–2003, с. 14–15.

Предлагаемый мини-цикл состоит из четырех занятий, основанных на реализации принципа так называемого сопряженного воздействия.

ЭКОЛОГИЯ

Пировская В. Вода, вода… № 15–2003, с. 9.

Почему необходимо пользоваться бытовыми водоочистительными фильтрами.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Шаламова Н. и др. Осенние праздники. № 32, с. 1–15.

Сценарии праздников для 1–2-х классов.

Рыжова Т. и др. Уроки здоровья. № 33–2003, с. 1–16.

Несколько уроков на тему.

Саломатина Л. У природы нет плохой погоды. № 34–2003, с. 1–16.

Интегрированный факультативный курс по развитию речи «Комплексный анализ текста» – это вариант методического обеспечения взаимосвязанного обучения русскому языку и литературному чтению в 4-м классе по традиционной системе.

Продолжение. Начало см. № 31–2003.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Герасенкова Г. Где поставить ударение. № 32–2003, с. 2.

Урок русского языка во 2-м классе (1–4).

Ломоновская Г. Урок-сказка по математике. № 32–2003, с. 3.

Материал для 4-го класса (1–4).

Рябова О. Зеленый наряд школы. № 33–2003, с. 2.

Урок-экскурсия для 1-го класса (1–4).

Волчкова С. «Осень проснется и заплачет...». № 33–2003, с. 3.

Урок выразительного чтения в 3-м классе (1–4).

Тараканова О. Диалог учителя с учениками при решении задач в 1-м классе. № 34–2003, с. 2–4.

Именно решению развивающих задач посвящена данная статья, в которой обращается внимание как на формулировку заданий, поиск решения, так и на анализ результата. При этом главным является не ответ, который ребенок в первом классе дает в течение первой минуты, а умение логично рассуждать и грамотно говорить,
а также обосновывать свой ответ.

Диас-Паскуаль Н. Ориентирование в пространстве по солнцу. № 34–2003, с. 4.

Урок-сказка для 3-го класса.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Бура М. Профессиональное развитие педагога в школе РО.
№ 32–2003, с. 4.

Коллективное проектирование уроков.

Нечаева Н. Организация и содержание периода адаптации к школе первоклассников. № 33–2003, с. 13–14.

Методики, разработанные в ходе исследования проблемы общего развития учащихся.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА–В.В.ДАВЫДОВА

Восторгова Е. Родителям о системе развивающего обучения.
№ 34–2003, с. 14.

Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова – один из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающийся от сложившихся школьных традиций. Именно поэтому эта система вызывает множество сомнений и вопросов. Автор предлагает вам ответы на некоторые из них.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Иншакова О. Леворукие дети и математика. № 32–2003, с. 14–15; № 34–2003, с. 13.

Автор предлагает совершить небольшой экскурс в область нейропсихологии, а затем поговорить о том, как этим детям можно помочь при изучении математики.

Продолжение. Начало см. № 21, 22, 24–2003.

ПРАЗДНИКИ

Дудаева Т. Готовимся ко дню учителя. № 34–2003, с. 16.

Сценарий одного праздника, проведенного в прошедшем учебном году.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Битянова М. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога. № 32–2003, с. 5–12.

Несколько моделей построения психологической службы в общеобразовательной школе с учетом особенностей деятельности школы и ее возможностей (с точки зрения количества специалистов-психологов, которое она может себе позволить).

Вачков И. На чужой территории? № 33–2003, с. 7.

Сказкотерапия как метод психологической работы в школе.

Громова Т. Разноцветная звезда. № 33–2003, с. 8–9.

Особенности психологической работы со сказками для детей
3–9-ти лет.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Мостовая Л. Создай себе настроение. № 32–2003, с. 13.

Элементы саморегуляции для учителей.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Кравцова М. Почему дети лгут? № 33–2003, с. 12–13.

Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребенка защищаться любыми способами?

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Семенок В. Секреты бесконфликтного взаимодействия. Работа психолога с родителями. № 33–2003, с. 10.

Опыт проведения семинара для классных руководителей.

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Решетникова О. Единство противоположностей. № 32–2003, с. 4.

Интервью с психологом, руководителем московской школы
№ 1279 с углубленным изучением иностранных языков Р.А.Анисимовой, которая помогла пролить свет на построение отношений директор – психолог.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Сартан М. и др. Всероссийский съезд практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования». № 34–2003, с. 5–12.

Репортаж и впечатления участников съезда.

ГИЛЬДИЯ

Битянова М. Осенние вопросы. № 33–2003, с. 4.

Сценарий игры (семинара) с педагогическим коллективом на тему «Задачи и границы возможностей психолога в школе».

Решетникова О. Устами младенца. № 33–2003, с. 14.

Результаты исследований старшеклассников одной из московских школ на тему «Каким в их представлении должен быть идеальный учитель и сама школа в ХХI веке».

Степанов С. Пусть расцветают все цветы. № 34–2003, с. 2.

Настоящее обучение — обязательно по своей сути развивающее, ибо развитие головы, не наполняемой знаниями, подобно тренировкам голодного атлета.

ИГРОТЕКА

Вачков И. Учитель возвращается домой. № 32–2003, с. 16.

Упражнение может быть использовано в тренинге развития профессионального педагогического самосознания. Идея упражнения заимствована у М.Кипниса, использующего сходную технику для отработки актерских навыков.

Пеньевская И. Планета моего класса. № 34–2003, с. 16.

Адаптационная трехэтапная игра для пятиклассников (по методу создания проекта).

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Разработка и моделирование системы образования для интеллектуально одаренных детей в специализированном учебно-научном центре субъекта Федерации. № 32–2003, с. 1–8 (вкладка).

Программа курсов повышения квалификации управленческих и педагогических кадров, разработанная специализированным учебно-научным центром Республики Тыва.

Инновационный центр повышения квалификации работников физической культуры и спорта. № 33–2003, с. 1–8 (вкладка).

Концепция содержательной и организационно-управленческой деятельности инновационного центра повышения квалификации работников физической культуры и спорта на базе интегрированного комплекса «Олимпия», МОУ № 57, г. Тюмень.

Открытое гуманитарно-управленческое образование юношей как модель модульной организации современного дополнительного образования. № 34–2003, с. 1–8 (вкладка).

Цели и задачи образовательной программы, представленной Томским государственным педагогическим университетом.

ВЗГЛЯД

Адамский А. На смену пожарам идут отравления школьников. № 34–2003, с. 1.

Образовательная тематика на фоне пожаров, отравлений и других бед отошла на второй план. Обществу уже неинтересно, как учатся дети, – остались бы живы после школы.

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Адамский А. Язык мой – враг твой. № 34–2003, с. 2.

Для Латвии история с образовательными стандартами переросла в политический скандал.

ВЕРА В ШКОЛУ

Бацын В. Боже, сохрани школу от преподавания религии.
№ 34–2003, с. 5.

Одно дело – взыскать истины, зная, что ее – абсолютной – нет и не может быть в принципе (это внеконфессиональный, светский разум), и совсем другое – считать себя обретшим истинное знание и сделаться его адептом, признав все другие «знания» ложными (это религиозный разум).

РЕФОРМА В АНГЛИИ

Адамский А. Майкл Барбер – автор прибавочной ценности образования. № 32–2003, с. 4.

Интервью с главой аппарата советников премьер-министра Великобритании и главным советником по вопросам образования.

Алейникова И. Правительство обещает, правительство делает. По материалам английской прессы. № 32–2003, с. 4–5.

Сами англичане не знают, чем у них все закончится…

Курдюмова И. Новые требования к менеджменту в школах Великобритании. № 32–2003, с. 5.

Новые правила деятельности школьных управляющих советов нацелены на дальнейшее повышение эффективности школьного менеджмента.

ОФИС

Методические рекомендации к составлению плана развития образовательного учреждения. № 32–2003, с. 11.

Из цикла материалов, начатых в № 22–24–2003 под названием «Деятельность руководителя образовательного учреждения в условиях децентрализации управления».

Тищенко С.В. Премирование работников. № 33–2003, с. 11.

Несколько полезных советов тем предприятиям, которые решили материально поощрять своих работников.

ИНТЕРНЕТ-ПРОСВЕЩЕНИЕ

Алейникова И. Лучшая в мире школа в худшей системе образования. № 34–2003, с. 13.

Изложение дискуссии: «Наше образование лучшее в мире: миф или реальность?», вышедшей в телевизионном и интернет-режимах в рамках передачи «Открытый педсовет», подготовленной совместно каналом «Rambler-телеСеть» и издательством «Просвещение».

LANGUAGE SKILLS

Speaking. № 32–28–2003, p. 3.

Reading. № 33–2003, p. 3.

Writing. № 34–2003, p. 3

ASPECTS OF LANGUAGE

Style. № 32–2003, p. 4.

Grammar. № 33–2003, p. 4.

Vocabulary. № 34–2003, p. 4.

METHODS OF TEACHING

Bouma I. Creating a Behavior Management System for Your Classroom. № 33–2003, p. 7–10.

This piece will help you create a civil, considerate, fair-minded, and orderly social classroom environment.

Starr L. Why Use Newspapers. № 34–2003, p. 5.

Ten great activities for using a newspaper.

Козлова Г. Страны изучаемого языка. № 34–2003, p. 7–10.

Данный материал можно использовать в кружке, на факультативных занятиях, а также как внеклассное мероприятие в 10–11-х классах.

CLASSROOM ACTIVITIES

Balkarova N. Tolerance and Pages of English History. № 32–2003, p. 5.

Обобщающий открытый урок.

Diez J.M. Talk Time! № 33–2003, p. 16.

By answering a few simple questions and carrying out some easy tasks, students will get to know one another in a comfortable and co-operative environment.

Sofronova N. Сценарий урока с использованием компьютера.
№ 34–2003, p. 11.

Сценарий урока с использованием компакт-диска «Английский на каждый день».

SCHOOL THEATRE

Surganova T. Mr. Robinson Crusoe. № 33–2003, p. 5.

Scenes after D. Defoe.

TESTS

Historical Perspectives. № 33–2003, p. 11–12.

FOCUS ON LANGUAGE

Pavlova N.V., Kuleshova Y.F. Slang as a Part of the English Language. № 32–2003, p. 7–10.

To simplify communication, the spoken language should be also learned and taught.

NATURE & ECOLOGY

Aliki. Digging Up Dinosaurs. № 32–2003, p. 6.

PROJECT

Mikunis N.S. English Literature Class. № 32–2003, p. 11.

Проектная работа с учащимися старших классов.

AROUND RUSSIA

Kozina A. Moscow. № 33–2003, p. 11–12.

Whoever has been to Moscow knows Russia.

Continued from № 46–2002; № 1, 3, 7, 9, 13, 15, 23, 25–28–2003.

LIFE THERE

London Press Service Informs. № 32–2003, p. 2; № 33–2003, p. 2; № 34–2003, p. 2.

Я ИДУ НА УРОК

Кулаева Г.М. Лингвистическое путешествие по ярмарке. № 34–2003, с. 2–3.

Урок – лабораторная работа по лексике.

Федорищева Т.Д. Фрагмент урока-повторения по теме: «Сложноподчиненные предложения». № 34–2003, с. 14.

Материал для 9–10-х классов.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Леонтьева Т. Истолкование притчи. № 33–2003, с. 16.

Две притчи древнегреческого баснописца Эзопа Фриги.

Евграфова С. Школьная жизнь глазами писателей и повторение пройденного. № 34–2003, с. 15.

Материал для 10–11-х классов.

Продолжение. Начало см. № 30–2003.

Гиматдинова С.А. Интегрированный урок по рассказу Т.Н.Толстой «Чистый лист». № 34–2003, с. 1–9 (вкладка).

Жителева Ж.И., Жителев В.И. Чтение былины «Вольга и Микула Селянинович». № 34–2003, с. 10–15 (вкладка).

Материал для 7-го класса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Панов М.В. «Преподавание русского языка в школе».

Книга представляет собой расшифровку магнитофонной записи спецкурса, прочитанного М.В.Пановым в 1995–1996 гг. в Московском открытом педагогическом университете.

Фонетика. № 32–2003, с. 1–10 (вкладка).

О том, как можно преподавать лексику в школе. № 33–2003,
с. 1–9 (вкладка).

Прокофьева Л. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. № 32–2003, с. 11–16 (вкладка).

Методические рекомендации учителю русской словесности.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Слуцкий В.И. Устный рассказ от имени героя. № 33–2003, с. 3–4.

Работа со зрительной опорой на уроке развития речи в 5–7-х классах.

Попкова Л.В. Учить искусству короткого рассказа. № 33–2003, с. 10–16 (вкладка).

Из опыта работы над сочинением-повествованием в 7-м классе.

Мацкивская Ю. Заимствованная из английского языка лексика на уроках развития речи. № 34–2003, с. 13.

Работа с заимствованными словами эффективна для расширения лингвистических знаний учащихся, в частности, при сопоставлении русского языка и изучаемого иностранного.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Метушевская Е.И. Интегрированные уроки: русский язык и литература. № 33–2003, с. 2.

Работа с текстом в 5-м классе.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Никитенко С.Г. Интернет – учителю русского языка. № 32–2003, с. 13–15.

Предлагаемый материал – попытка ответить на вопрос: зачем нужен Интернет учителям русского языка?

ЕГЭ

Зайцева Н.А. Подготовка к написанию рецензии на Едином государственном экзамене. 11 класс. № 33–2003, с. 14.

ДИСКУССИЯ

Куманяева А.Е. Изложение как форма аттестации в 11-м классе: «за» и «против». № 32–2003, с. 3, 16.

Начало нужного всем разговора.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕБНИК

Скобликова Е.С. О лингвометодической эффективности иллюстративных материалов в школьном изучении русского языка. № 34–2003, с. 1, 16.

Необходимость подбирать примеры – вечный стимул учительского творчества.

Я ИДУ НА УРОК

Еремееева А. Век XX. Экспрессионализм. Франц Кафка. № 34–2003, с. 2–3.

Опыт интегрированного урока.

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Щербакова И. и др. Современная русская литература. Литературный процесс 1960–1990-х годов. № 33–2003, с. 9–15.

Программа спецкурса. Планирование. Материалы к урокам.

ШТУДИИ

Романов С. «Крейцерова соната» в четыре руки. № 32–2003, с. 2–3.

Как ни была оскорбительна «Соната» для двадцатисемилетней супружеской жизни Софьи Андреевны, это не помешало ей заботливо переписывать повесть, а затем хлопотать перед самим Государем о включении её в тринадцатый том полного собрания сочинений.

Золотусский И. Толстой читает «Выбранные места из переписки с друзьями». № 32–2003, с. 11–13.

Толстой называл «Переписку» лучшим произведением сердца Гоголя.

Лазарев Л. Наше время уже стало веком минувшим. № 34–2003, с. 14–15.

Из книги «Записки пожилого человека».

ПАНТЕОН

Киреев Р. Лев Толстой. Арзамасский ужас. Из книги «Семь великих смертей». № 32–2003, с. 4–10.

Так может писать лишь человек, который не только принял смерть как неизбежность, не только смирился с нею — как смиряются опять-таки с неизбежностью, а испытывает по отношению к ней чувства почти благоговейные.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ ЗАНОВО

Халфин Ю. И.С.Тургенев: правда двойных зеркал. № 34–2003, с. 5–11.

В мире Тургенева круг идей добра и зла, вечности, Бога задан и неизменен, внимание автора – лишь на человеческих характерах, его волнуют новые и бесконечные проявления живой жизни.

ТРИБУНА

Зинина Е. Открытый перечень тем сочинений и незакрытые вопросы. № 33–2003, с. 1–3.

Сегодня очень важно сберечь традиции отечественного литературного образования, к которым, в частности относится написание сочинения на литературную тему, обращающую ученика к вечным вопросам русской классики, которые питают жизнь каждого поколения, становясь фактом нашей собственной биографии.

Волков С. На государственный стандарт – равняйсь! Смир-р-но! № 33–2003, с. 5–6.

Стандарт отвечает на вопросы: зачем и чему именно мы должны учить, на каком материале это делать и что проверять при выпуске. Без ответа на эти вопросы, естественно, школа существовать не может.

Айзерман Л. Литература в ЕГЭ и ЕГЭ в литературе. № 33–2003, с. 7–9.

ЕГЭ приведёт к ликвидации литературы как литературы в школе.

Абелюк Е. Почему я против «Тихого Дона» в школе? № 34–2003, с. 1.

Представим себе городских школьников, как правило, не знающих деревни, тем более не знающих глубоких и нравственных корней традиционной деревенской культуры. Неужели сторонники изучения «Тихого Дона» в школах искренне полагают, что такие школьники, слыша от учителя об «истинно народном произведении» М.Шолохова, сумеют по достоинству оценить этот в общем-то неизвестный им народ?

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Беломестных М. Анализ главы из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Отъезд князя Андрея на войну. № 32–2003, с. 15.

Работа ученицы 10-го класса гимназии № 1514 г. Москвы (учитель — А.Н.Киселёва).

Погорелая Е. Роль эпизода «Разговор Аркадия и Кати в саду» (роман «Отцы и дети»). № 34–2003, с. 11.

Работа ученицы 10-го класса лицея № 230 г. Заречного Пензенской области (учитель — Т.А.Задорожная).

Я ИДУ НА УРОК

Рыжов В., Рыжова С. Раннехристианские общины и становление Церкви. № 32–2003, с. 12–14.

Урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Сафаров М. Экскурсия в средневековый Новгород. № 34–2003, с. 27–29.

Изучение Новгородской республики в школьном курсе истории России. 6-й класс.

ПОРТРЕТ

Цветов В. Жермена де Сталь. № 32–2003, с. 1–2.

Судьба этой женщины, которой «можно было доверить судьбу империи», писательницы, определившей развитие европейской литературы на двадцать лет, философа, публициста, историка, дипломата (не без женского интриганства и мстительности), была, по сути, трагична. Быть может, это участь всех великих женщин?..

Михина Е. Август Людвиг Шлёцер: историк, публицист, просветитель. № 32–2003, с. 3–5.

Он провел несколько лет на русской службе, изучал и начал публиковать летописи, а на склоне лет увенчал эти занятия грандиозным «Нестором» — многотомным комментарием к начальной русской летописи.

Цветов В. Дон Иниго Лопес ди Оньяс де Рекардо Лойола (1491—1556). № 32–2003, с. 8–9.

Иезуитские биографы провозгласили Лойолу святым сразу после его смерти. Противники же Лойолы по мере сил разоблачали и его деятельность, и многочисленные приписанные ему чудеса, пророчества и видения.

Цветов В. «Вы были Люди...». Семья Аксаковых: отец и сыновья. № 32–2003, с. 8–9.

Из истории семьи Аксаковых.

Ризалити Р. Княгиня Демидова. № 32–2003, с. 16.

Мария Павловна Демидова (1877—1955) — последняя представительница знаменитого рода, чьи судьбы в ХVIII—XIX вв. были тесно связаны с Италией.

ВЗГЛЯД КЛИО

Соколовский А. Массовое прикосновение к истории. № 33–2003, с. 4–8.

Беседа с директором Государственного архива России доктором исторических наук, профессором С.В.Мироненко.

Соколовский А. Где находится библиотека Ивана Грозного?
№ 34–2003, с. 4–8.

Беседа с заместителем директора по научной работе Государственного исторического музея доктором исторических наук В.Л.Егоровым.

ДИСПУТ

Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? № 33–2003,
с. 29–31; № 34–2003, с. 24–26.

Как в сегодняшней школе рассказывают о внешних и внутренних конфликтах.

МАСТЕРСКАЯ ИСТОРИКА

Новохатко О. «Челом бью за милости твои». № 33–2003, с. 10–13; № 34–2003, с. 10–13.

Семейный архив стольника А.Безобразова — окно в XVII век.

ПЫЛЬ ВЕКОВ

Котошихин Г. «И в том приказе сидят...». № 33–2003, с. 14–15.

Из записок Григория Котошихина, подьячего Посольского приказа.

Врангель Н. Поэзия старой усадьбы. № 34–2003, с. 21–23.

Из книги барона Николая Врангеля «Помещичья Россия».

ЗАБЫТЫЙ СЮЖЕТ

Ярхо В. Майор Цей со товарищи... № 33–2003, с. 18–21.

Страница из истории пребывания иностранцев в России.

МАЛАЯ РОДИНА

Коробко М. Мир русской усадьбы. № 34–2003, с. 14–19.

Изучение уникального явления русской культуры только начинается.

Я ИДУ НА УРОК

Бакалова Н. Ода сундукам. № 14–2003, с. 4.

Урок для 5–6-х классов.

Халилова А. Менуэт. № 15–2003, с. 4.

Урок для 5–6-х классов.

Золкина Ю.В. Русское искусство рубежа веков. № 16–2003, с. 15.

Материал для уроков в 11-м классе.

Шешуков С., Ситникова В. Два демона. № 17–2003, с. 4.

Урок для 8-го класса.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Герчук Ю. Начало XX века. № 14–2003, с. 7–10.

Герчук Ю. XX век. Первая четверть. № 15–2003, с. 7–10

Герчук Ю. XX век. Вторая четверть. Тоталитарное искусство. № 17–2003, с. 7–10.

Продолжение книги. Начало ее публикации с № 4–1999.

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

Ильина М. Тайне – тысяча лет. Армия, победившая без боя.
№ 15–2003, с. 2–3.

О находке, открывшей неведомую страницу в истории китайского искусства.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Скурятина О.Н., Фролова М.И. Воспитание личности. № 17–2003,
с. 2–3.

Проект авторской программы по МХК для 4–11-х классов.

МУЗЕИ МИРА

Шалешнева-Солодовникова Н. Музей искусства в Сан-Паулу. № 14–2003, с. 1–3.

Этот достаточно молодой музей является одним из крупнейших культурных центров Латинской Америки.

АРТ-ГАЛЕРЕЯ «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»

Аптекман В. Рафаэль. 1483–1520. № 14–2003, с. 6, 12; № 15–2003, с. 6, 12.

О жизни и творчестве великого итальянского живописца.

Репродукции произведений Рафаэля. № 14–2003, с. 5, 11; № 15–2003, с. 5, 11.

Продолжение начало см. № 13–2003.

Киселев М., Яковлев Д. Серебряный век в русской художественной культуре. № 16–2003, с. 4, 6, 8, 10, 12, 14.

О творчестве Серова, Рериха, Бакста, Сомова, Борисова-Мусатова.

Репродукции произведений Серова, Рериха, Бакста, Сомова, Борисова-Мусатова. № 16–2003, с. 5, 7, 9, 11, 13.

Шелешнева О. Брейгель старший. 1525/30–1569. № 17–2003, с. 6, 12.

Репродукции произведений Брейгеля старшего.

№ 17–2003, с. 5, 11.

РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ

Норин Д. Зеркало судьбы. № 14–2003, с. 15.

Замечательный психолог Франсуа Клуэ, придворный живописец, задолго до Дюма и других писателей и других историков понял Екатерину Медичи, эту необыкновенно умную и образованную женщину.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Слонимский Н. Книга музыкальных историй. Пер. с англ. и комментарии В.Майкапара. № 15–2003, с. 13.

Истории о Шопене.

Продолжение. Начало см. № 23–2002; № 2, 6, 13–2003.

Я ИДУ НА УРОК

Летюк А.А. Все о яблоках. № 32–2003, с. 2–3.

Урок-спектакль в 7-м классе.

Филинова И.П. Осенние посиделки. № 32–2003, с. 4.

Материал для 5–6-х классов.

Никитина М.А. и др. Белки: строение и свойства. № 33–2003,
с. 2–6; № 34–2003, с. 6–10.

Обобщающий интегрированный урок-семинар в 11-м классе.

ЗООЛОГИЯ

Зотова Н.Ю. Чудесная кошениль, или История о кармине.
№ 34–2003, с. 2–4.

Рассказ о совершенно необычных насекомых, которых человек собирает и разводит уже много лет для получения стойкой и яркой красной краски – кармина.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Панов Е.Н. Мир и война. № 33–2003, с. 18–21; № 34–2003,
с. 22–25.

Изучение этносов, сохранивших в своей жизни черты первобытнообщинного строя – это всегда экскурсия в мир поражающих воображение, зачастую плохо понятных стороннему наблюдателю верований, обычаев и ритуалов.

КОПИЛКА ОПЫТА

Хюннинен О.Н. Опорные схемы-конспекты. 6-й класс. № 32–2003, с. 14–15; № 33–2003, с. 26–28.

Предлагаемые опорные схемы разработаны для шестиклассников, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина «Живой организм».

Продолжение. Начало см. № 30–2003.

Мишечкина С.А. «Распространение плодов и семян». № 34–2003, с. 26–30.

Экскурсия, проводимая в начале учебного года с целью расширения знаний о плодах и семенах и их роли в жизни растений.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Ильичев В.Д., Силаева О.Л. Любимые животные вместо лекарств. С использованием данных из книги J.Serpell «In the Company of Animals». № 32–2003, с. 16.

Дети, в семьях которых есть домашние животные, не только лучше учатся в школе, но и обладают более развитым чувством ответственности и более высокой психической стабильностью.

Красильников В.А. На атипичных фронтах типичной инфекции. № 33–2003, с. 12–15.

Что же все-таки было весной и летом 2003 г.? Краткий обзор прессы того времени, по которому можно судить, была ли это опасная эпидемия или только ажиотаж, поднятый журналистами вокруг этого заболевания.

ИСТОРИЯ НАУКИ

Феоктистова Н.Ю. Гениальный путешественник Николай Михайлович Пржевальский. № 32–2003, с. 1, 8–9.

Трудно себе представить, что один человек прошел по Центральной Азии расстояние, сравнимое с путешествием вокруг света.

Чаурина Р.А. «Красное солнышко». № 34–2003, с. 12–16, 32.

Н.Вавилов был не только талантливейшим русским ученым, но и удивительным человеком.

ИНФОРМАЦИЯ

Проект федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования. № 32–2003, с. 5–7; № 33–2003,
с. 7–11; № 34–2003, с. 11.

Пояснительная записка. Отзывы на проект.

Я ИДУ НА УРОК

Шестерикова С.Н. Соли аммония. № 34–2003, с. 14.

Использование технологии личностно-ориентированного обучения на уроках химии в 9-м классе.

НОВЫЕ КНИГИ

Зайцев О.С. Учебная книга по химии. № 32–2003, с. 6, 13.

Учебник, задачник, лабораторный практикум, научные рассказы для чтения для учителей средних школ, студентов педагогических вузов и школьников 9–10-х классов.

Продолжение. Начало см. № 4–14, 16–28, 30–34, 37–44,
47, 48–2002; № 1–10, 12–31–2003.

Харчева И.М., Ахметов М.А. Учебно-методическое пособие.
№ 32–2003, с. 7–12; № 33–2003, с. 5–12.

Учебно-методическое пособие для 9-го класса.

Продолжение. Начало см. № 21–31–2003.

Пахомов Ю.П. Cборник практических работ по химии. 9 класс. № 34–2003, с. 7–12.

Сборник может служить учебным пособием для учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии, и методическим руководством для учителей химии.

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Арнаутова Н.З. Аукцион. № 32–2003, с. 14, 16.

Внеклассное мероприятие по органической химии. 10-й класс.

Смирнова И.В. Важнейшие классы неорганических веществ.
№ 33–2003, с. 14, 16.

Качественная разработка. 8-й класс.

Демидов В.А. Задачи по органической химии. № 34–2003, с. 15.

Подборка заданий для 10-го класса.

ЛЕТОПИСЬ ВАЖНЕЙШИХ ОТКРЫТИЙ

Чекмарев А.М. Адсорбционное понижение прочности твердых тел. № 32–2003, с. 3–5.

Чтобы яснее представить сущность явления адсорбционного понижения прочности металлов под действием металлических расплавов, необходимо достаточно подробно рассмотреть явление понижения прочности твердых тел вследствие обратимого физико-химического воздействия среды – малых добавок адсорбирующихся (поверхностно-активных) веществ.

ГАЛЕРЕЯ ИЗВЕСТНЫХ ХИМИКОВ

Рогожников С.И. Жертвуя собой ради истины. № 33–2003, с. 1–2.

Пожалуй, чаще других исследователей опасности при совершении открытий подвергают себя именно химики. Такова уж специфика химии, что людям, ею занимающимся, приходится иметь дело с широким кругом веществ, среди которых встречаются и высокотоксичные.

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

«Химия – это наука о том, чего не видно». № 33–2003, с. 3–4;
№ 34–2003, с. 2–3, 6.

Круглый стол на втором Московском педагогическом марафоне учебных предметов, 9 апреля 2003 г.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Программа курса химии для школ и классов гуманитарного профиля. Третья степень обучения. № 34–2003, с. 4–5, 16.

Содержание курса по темам. 10–11-е классы.

НОВОСТИ НАУКИ

Лалаянц И.Э. Дендримеры. № 32–2003, с. 1–2.

Термины и названия, особенно используемые в науке, часто отражают суть наблюдаемого явления, т.е. в самом научном термине нередко бывает сокрыта природа изучаемой проблемы. Один из таких терминов – «дендрон» (от греч. dendron – дерево).

Я ИДУ НА УРОК

Слука А.Е. Как рождался первый победный салют. № 32–2003, с. 13–14.

Урок мужества к 60-летию Курской битвы.

Редакция. Весенний тур. № 33–2003, с. 28.

Работы, поступившие на конкурс в 2003 г. и получившие одобрение отборочной комиссии.

МЕСТО

Агранат Г.А. Таймыр — Норильск: классика Севера. № 33–2003, с. 3–8; № 34–2003, с. 5–10.

Регион соединяет в себе наиболее характерные, классические черты Севера. Уникальность территории — в самой природе,
в истории открытия и исследования, в противоречиях развития,
в широких, но не очень определенных перспективах. Пример великих достижений человека в Арктике, его стойкости, мужества, выносливости и коллективизма. И тут же образцы жестокости,
неприглядных, не слишком честных действий. Свойственные полярным краям — и драмы, и трагедии, и романтика.

Митин И.И. Карельские зарисовки. № 34–2003, с. 19–24.

Продолжение. Начало см. № 27–28, 30–2003.

ПРЕДМЕТ

Максаковский В.П. и др. Письма, адресованные в Минобразования. № 32–2003, с. 2.

Ученые и преподаватели педвузов выступают против нового проекта базисного учебного плана, разосланного для обсуждения.

Кротова О.Н. Открытое письмо. № 33–2003, с. 1–2.

О проекте Минобразования, способном нанести ущерб молодым гражданам Российской Федерации.

Мирзоев А.Е. Проект базисного учебного плана: на верном пути к общему кризису российского образования. № 34–2003, с. 3.

В случае принятия нового проекта базисного учебного плана
будут заложены основы общего падения уровня географического образования, иными словами, географической безграмотности.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Кабелкайте Ю.А. Экологические проблемы и международное сотрудничество в регионе Балтийского моря. № 32–2003, с. 3–12.

Причины возникновения экологических проблем полузамкнутой балтийской акватории следует искать на суше, в пределах водосборного бассейна.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Рогачев С. Властелин колец. № 32–2003, с. 25–29; № 33–2003, с. 25–27; № 34–2003, с. 25–29.

Задачи на пересечение множеств.

К ПРЕДСТОЯЩИМ УРОКАМ

Из цикла статей «Как провести грамотные, интересные и содержательные уроки по предстоящим темам».

Лазаревич К.С. Тема «Атмосфера» в 7-м классе. № 32–2003,
с. 19–24.

Заяц Д.В. Очаги российского урбанизма. № 33–2003, с. 9–20.

Лазаревич К.С. Тема «Мировой океан» в курсе 7-го класса.
№ 34–2003, с. 11–14.

ЧИСЛА

Города с населением более 100 тыс. человек. № 33–2003, с. 21–24.

Таблица по предварительным данным Госкомстата РФ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Харин А.П. Развитие информационных умений учащихся на уроках физики. № 33–2003, с. 28–32.

Пример рабочей карточки и опорный конспект, созданный учащимися.

Гутник Е.М. и др. Тематическое и поурочное планирование.
№ 34–2003, с. 3–15, 18–31.

Планирование к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник «Физика. 9-й класс».

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Демидова М.Ю. «Физика – 10». Учебник Л.И.Анциферова. 10-й класс. № 33–2003, с. 4–13.

Программа и примерное поурочное планирование.

АБИТУРИЕНТУ

Алешкевич В.А. и др. Физфак МГУ–2002. Вступительные испытания по физике. № 34–2003, с. 28–30.

Молекулярная физика и термодинамика.

Продолжение. Начало см. № 8, 16, 24–2003.

Чесноков С.С. и др. Хочу учиться на ВМК! № 33–2003, с. 2–3.

Задачи, предлагавшиеся на вступительных экзаменах на факультет вычислительной математики и кибернетики в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2002 г.

Продолжение. Начало см. № 38, 42, 46–2002; № 2, 6, 10, 14, 18, 22, 30–2003.

Громов В. Задачи для подготовки к поступлению в вуз. № 33–2003, с. 22.

Представленный материал может использоваться на факультативных занятиях, на подготовительных отделениях в технические вузы, а также при самостоятельной подготовке школьников к вступительным экзаменам в вузы.

2. Динамика.

Продолжение. Начало см. № 8, 18–2003.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Родионова О.Э. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии. № 33–2003, с. 23–26.

Методика решения задач. 9-й класс. Базовый курс.

ИЗ СТАРЫХ ЗАДАЧ

Бражников М.А. Петля Нестерова. № 33–2003, с. 17–20.

Уточнения к решению старой классической задачи.

ГОРДОСТЬ ОТЕЧЕСТВА

Белюстов В.Н. Георг Вильгельм Рихман. № 32–2003, С. 2–14.

К 250-летию со дня трагической гибели ученого.

ПОДСПОРЬЕ

Милюкова Н.Ю. Листая «Физику». № 32–2003, с. 17–27.

Тематическая подборка материалов, опубликованных в «Физике» с № 25/02 по 24/03.

Кузнецова Н.А. Маленькие, но полезные находки. № 33–2003, с. 13.

Из опыта работы.

ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ

Лазаревич К. и др. Тень в светлом пятне. № 33–2003, с. 14–16.

Описание явления и варианты его объяснения.

Я ИДУ НА УРОК

Попова Г. Треугольники и их виды. № 33–2003, с. 5.

Урок-объяснение нового материала в 5-м классе.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Красильникова Н. Оперативный контроль знаний. № 32–2003, с. 1–4; № 33–2003, с. 7–10.

Вариант ежеурочных тестовых заданий по алгебре для учащихся 7-го класса.

Мордкович А., Семенов П. События, вероятности, статистическая обработка данных. № 32–2003, с. 12–13, 29; № 34–2003, с. 13–14, 18.

Дополнительные материалы к курсу алгебры 7–9-х классов общеобразовательной школы.

Продолжение. Начало см. № 34, 35, 41, 43, 44, 48–2002; № 11, 17, 27–28, 31–2003.

Масликова С. Простейшие тригонометрические уравнения. № 32–2003, с. 15–19.

Три урока по теме.

Токарева Л. Уравнения, неравенства и функции. № 32–2003, с. 20–23.

Разработки уроков в 10–11-х классах по обобщению и систематизации знаний.

Продолжение. Начало см. № 29, 31,

Смоляков А. Абсолютная величина в уравнениях и неравенствах. № 32–2003, с. 24–29.

Материал для 11-го класса.

Мищенко Т. Плакаты. Геометрия. 7–9-е классы. № 33–2003, с. 13–16; № 34–2003, с. 10–12.

Предлагаемые плакаты могут быть использованы для оснащения кабинета.

Продолжение. Начало см. № 29, 31–2003.

Галицкий М., Терещенко Г. Задачи по алгебре для классов с углубленным изучением математики. 11 класс. № 33–2003, с. 21–22, 24; № 34–2003, с. 29–32.

Тригонометрические уравнения и неравенства.

Продолжение. Начало см. № 1, 3, 6, 10, 15, 17, 20, 22, 25–26, 31–2003.

Жохов В., Митяева И. Математические диктанты. № 34–2003, с. 4–6.

Материалы для II полугодия см. № 10–2003.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Козырицкая Т. Авторская программа. № 32–2003, с. 5–8.

Поурочное планирование в 5–6-х классах.

Блинков А. и др. Школьный интеллектуальный марафон.
№ 33–2003, с. 11–12, 16; № 34–2003, с.7–9.

В данной статье представлены материалы математического цикла школьного интеллектуального марафона, проведенного в школе № 218 в 2002/03 учебном году.

ЭКЗАМЕНЫ

Шестаков С. Письменный экзамен. № 33–2003, с. 27–31; № 34–2003, с. 27–28.

Глава II. Уравнения и системы уравнений.

Продолжение. Начало см. № 16, 22, 23, 25–26, 27–28, 29, 31–2003.

НОВЫЕ КНИГИ

Смирнова Е., Шарыгин И. Геометрия – витамин для мозга.
№ 32–2003, с. 9–11, 23; № 34–2003, с. 15–18.

Глава II. Основные свойства плоскости.

Продолжение. Начало см. № 1, 4, 15, 25–28–2003.

Шабунин М. Неравенства и системы неравенств с параметрами. № 32–2003, с. 30–32.

Глава из книги «Пособие по математике для поступающих в вузы».

Продолжение. Начало см. № 29, 31–2003.

ФАКУЛЬТАТИВ

Дулатова З., Баранова М. Математическая логика. № 33–2003, с. 17–20; № 34–2003, с. 23–26.

Программа курса для 10–11-х классов.

«ЖАРКОЕ ЛЕТО–2003»

Сергеев Л.О. Уроки по теме «Базы данных». № 32–2003, с. 2–31.

Часть 2.

Окончание. Начало см. № 29–2002.

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. № 33–2003, с. 3–6.

Лекция № 1. «Концепция, краткое содержание и методика проведения олимпиад по базовому курсу информатики».

Гейн А.Г. Методика преподавания современного курса информатики. № 34–2003, с. 3–9.

Учебный план курса. Лекция № 1. «Информатика в общеобразовательной школе. Задачи курса и его мотивация».

СТРАНИЦЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Попов В., Сенокосов А.И. Учебные проекты на Macromedia Flash. № 33–2003, с. 7–10.

Лекция № 1. Иллюстрация механических колебаний на примере математического маятника.

Отставнов М. Введение в открытые ОС. № 34–2003, с. 10–15.

Лекция № 1. «Сеанс работы и команды».

ПРЕДЛАГАЮ КОЛЛЕГАМ

Сухорученко Э.М. Visual Basic. Создание общих процедур. № 33–2003, с. 11–14.

Автор предлагает методику изложения темы, опробованную в 10-м классе.

Амантаев Т.А. «Локальная» электронная почта. № 33–2003, с. 19–22.

Принципы организации электронной почтовой службы и настройка почтового сервера.

Ливчак А.Б., Гейн А.Г. Моделирование работы ЭВМ средствами Access. № 34–2003, с. 18–24.

Один из возможных вариантов организации ЭВМ.

НА СТЕНД В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

Учебно-развлекательная стенгазета «Информатик@» № 17. № 33–2003, с. 16–17.

Решения задачек из стенгазеты. № 33–2003, с. 18.

Новое слово на букву «F». № 34–2003, с. 16–17.

О новой последовательной шине FireWire.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ

Вопросы для проведения школьных конкурсов «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг». № 33–2003, с. 18.

КНИЖНЫЙ ШКАФ

О книге А.А.Дуванова «Web-конструирование. HTML». № 33–2003, с. 23.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Еженедельная газета для пытливых учеников и талантливых учителей.

«В мир информатики» № 1. № 33–2003, с. 25–30.

Компьютерный фокус. Задачник. Как все начинается. Функция с подводными камнями. Обмен значениями переменных величин. Конкурс № 1 для учащихся.

«В мир информатики» № 2. № 34–2003, с. 25–30.

Школа программирования. Какая программа лучше? Задачник. Две задачи, отличающиеся запятой. Планета Железяка. Загрузочная дискета. «Ломаем» голову. Шифр Цезаря. Семинар. Метод Монте-Карло. Внимание! Конкурс. Конкурс № 2 для учащихся.

ИСТОРИЯ НАУКИ

Картвелишвили Д.Н. Чудо-машина. № 34–2003, с. 1–2.

45 лет назад, в конце 1950-х годов завершилось создание троичной электронной вычислительной машины «Сетунь».

Составитель: Анастасия Пушкова

 

Крупным шрифтом

Картотека в блокноте

Мы давно уже привыкли, что именно вы, читатели, совершенствуете нашу газету.

Вкладка «Издательский дом», как мы знаем, давно полюбилась и школьным библиотекарям, и учителям-предметникам, и классным руководителям. Даже у директора школы и его заместителей во многих школах теперь есть своя картотека.

Надо сказать, что в тех школах, где выписывают газету «Библиотека в школе» картотеки появились и в кабинетах разных предметов. Даже в спортивном зале есть своя картотека – «Спорт в школе», «Математика» – у математиков, «История» – у историков, «Школьный психолог» – у психологов.

А одна – общая, в которую входят карточки всех газет Издательского дома есть только в библиотеке.

Все довольны, все замечательно, но… карточки на газетной бумаге, да еще формат не стандартный. Вот на это наши читатели сетовали больше всего. Только библиотекари – народ предприимчивый, и если обычная картотека перестает почему-то устраивать – сделают ее на цепочке или даже сброшюруют в блокнот. Картотека в блокноте – это идея! Мы послушались и решили попробовать. Попробуйте и вы. Обратите внимание на новый формат карточек «Издательского дома». Нам так нравится новая идея, что мы даже нарисовали дырочки слева – для дырокола.

Так получится обычная подшивка, только маленького размера, а если сделать обложку – пожалуйста! – блокнот. Например, блокнот первый – «“География”. 2002 год». Блокнот второй – «“География”. 2003 год». Словом многотомная… Очень по-библиотечному – многотомное продолжающееся издание. А для красоты (и удобства, конечно) каждому свой цвет придумайте. У нас, например, в редакции будет так:

Управление школой – красный.

Школьный психолог – желтый.

Здоровье детей – зеленый.

Ваша «БШ»

TopList