МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 08 (10) · Вкладка в «БШ» № 20 (104) · 16–31 октября 2003 года
13_1.jpg (1333 bytes)Подробности

Елена Баханская

Все о вашей библиотеке

 

Здравствуйте! Я работаю библиотекарем 43 года,19 из них в школьной библиотеке, но как сказала директор лицея в этом году, я неправильно составляю годовой план работы библиотеки. Нужна более новая схема плана, хотя по этой схеме я пишу план уже много лет. Может быть, действительно где-то была та самая новая схема, а я ее проглядела?

Валентина Ивановна Шарова,
г. Зеленогорск

Единой и обязательной формы плана и отчета, отраженной в каком-либо регламентирующем документе (инструкции, письме Минобразования и т.д.), не существует. Зачастую библиотекари подстраиваются под те схемы планово-отчетной документации и требования, которые существуют в конкретном учреждении.
Предлагаем вам очень подробные методические рекомендации по подготовке плана/отчета.

Елена Васильевна Баханская –
методист отдела информационного и учебно-методического обеспечения окружного методического центра Северо-Западного округа
Москва

НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ЗАМЕЧАНИЙ

План и отчет работы библиотеки – главные документы, которые характеризуют деятельность школьной библиотеки.

Основная цель этого материала – помочь школьному библиотекарю грамотно и четко спланировать свою деятельность в текущем году, обдумать, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь учащимся и педагогам, а затем убедительно отчитаться.

При составлении плана/отчета библиотекари не всегда отражают в нем все виды работ. Как правило, основное внимание уделяется информационной и воспитательной работе, а внутренняя работа и ведение финансовой документации остаются неучтенными.

План/отчет, составленный без должного отражения всех необходимых составляющих, негативно влияет на всю работу библиотекаря и на ее оценку администрацией школы.

С учетом этого и были разработаны методические рекомендации к составлению плана/отчета работы школьной библиотеки.

План/отчет состоит из 8 разделов. А в приложении дан перечень основной внутрибиблиотечной документации школьной библиотеки.

Обращаю внимание библиотекарей, что работа с фондом учебников не входит в основной план работы. Она отражается в отдельном плане/отчете, поскольку является дополнительной, и за нее полагается доплата.

Эти примерные схемы отражают все основные направления и виды работ школьной библиотеки и носят рекомендательный характер, поэтому вовсе не обязательно в план конкретной школы вносить и выполнять все виды работ. Среди перечисленных видов работ библиотекари выбирают те, которые они выполняют в своей школе, и отражают их в своих планах с учетом особенностей школьной программы и учебного плана.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ГОДОВОГО ПЛАНА/ОТЧЕТА
РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
(методические рекомендации)

I. Задачи библиотеки

– обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.

– формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.

– совершенствование традиционных и освоение новых технологий.

II. Основные функции библиотеки

– образовательная.

– информационная.

– культурная.

III. Общие сведения

– количество учащихся _____ из них читателей ____.

– количество учителей ____ из них читателей ___.

– другие работники и родители ___.

– объем библиотечного фонда ___.

– книгообеспеченность (для отчета) ____.

– обращаемость (для отчета) ____.

– объем учебного фонда ___.

IV. Работа с библиотечным фондом

– изучение состава фонда и анализ его использования.

– формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.

– формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа).

– комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.

– оформление подписки на периодику, контроль доставки.

– прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.

– учет библиотечного фонда.

– прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.

– выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.

– Выдача документов пользователям библиотеки.

– расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.

– оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.

– проверка правильности расстановки фонда.

– обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.

– работа по сохранности фонда:

· организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;

· систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;

· обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном поорядке;

· организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;

· обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.

– оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.

– инвентаризация.

– обеспечение работы читального зала (при его наличии).

– организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).

V. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа

1. Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).

2. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.

3. Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.

VI. Воспитательная работа

1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

2. Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:

– беседы,

– диспуты,

– литературные игры,

– читательские конференции,

– утренники,

– викторины,

– литературно-музыкальные композиции,

– библиотечные занятия и т.д.

3. Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.

4. Создание актива библиотеки и работа с ним.

5. Работа с детскими библиотеками.

VII. Информационная работа

1. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:

– совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;

– обзоры новых поступлений;

– подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;

– оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;

– помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;

– помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д.

2. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:

– на абонементе;

– в читальном зале;

– по предварительному заказу через МБА;

– подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т.д.;

– помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;

– проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

3. Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:

– информирование о пользовании библиотекой их детьми;

– оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;

– индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы;

– выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.

VIII. Повышение квалификации

1. Работа по самообразованию:

– освоение информации из профессиональных изданий,

– использование опыта лучших школьных библиотекарей,

– посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.

2. Регулярное повышение квалификации.

3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

4. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНА/ОТЧЕТА РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ФОНДОМ

1. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление.

2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы, его передача окружному методисту.

3. Контроль за выполнением сделанного заказа.

4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.

5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).

6. Прием и выдача учебников.

7. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

8. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.

9. Проведение работы по сохранности учебного фонда.

10. Работа с резервным фондом учебников:

– ведение его учета,

– размещение на хранение,

– составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда округа,

– передача в другие школы.

11. Изучение и анализ использования учебного фонда.

12. Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России.

13. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.

14. Расстановка новых изданий в фонде.

15. Проведение рейдов по проверке состояния учебников.

16. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию.

                                                     

Приложение

Основная внутрибиблиотечная документация

Общая

– положение о школьной библиотеке и правила пользования библиотекой.

– паспорт библиотеки.

– годовой и месячный планы работы.

– анализ работы за предыдущий год.

– функциональные обязанности зав. библиотекой и библиотекаря.

– график и расписание работы библиотеки.

По основному фонду

– книга суммарного учета.

– инвентарные книги.

– журнал с копиями накладных.

– папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.).

– акты о проведении инвентаризации и проверок фонда.

– тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных.

– тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд).

– книга суммарного учета на ННИ (нетрадиционные носители информации).

– тетрадь учета подарочных изданий.

– дневник работы школьной библиотеки.

– журнал учета справок.

– читательские формуляры.

По учебному фонду

– книга суммарного учета.

– копии накладных по доставке учебников.

– журнал (папка) учета поступивших учебников.

– тетрадь учета брошюрного фонда.

– картотека учебников.

– папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.).

– копии бланков-заказов учебников.

– тетрадь замены учебников.

– журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры.

– диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний.

– отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.

TopList