БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Крым 2003

Яков Шрайберг

 

Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя

Ежегодный доклад конференций «Крым», год 20031

III. Интернет и интернет/интранет-технологии в библиотеках

Появление Интернета и его стремительное вхождение в библиотечную жизнь может рассматриваться как главный результат, главная компонента информационных технологий прошедшего десятилетия. Общеизвестно, что Интернет не только изменил жизнь библиотек, он изменил жизнь человечества и предопределил его эволюцию на долгие годы. Превратившись из одной из сетей в единую общемировую коммуникационную среду, Интернет сегодня является таким же неотъемлемым элементом технического прогресса человечества, как компьютер или самолет. более того, в сфере информационного общения, взаимодействия бизнеса, развития информационных технологий Интернет и коммуникации в целом становятся естественной средой, как воздушное пространство для самолетов или дороги и магистрали для автомобилей.

О зарождении Интернета, его краткой, но очень активной истории развития, о его появлении в библиотеках и роли правительств и частных структур мы много говорили за прошедшие десять лет. В докладах крымских конференций анализировалась история Интернета: его прародительница – сеть ARPANET; роль американской администрации и лично президента Билла Клинтона и вице-президента Альберта Гора в зарождении и развитии Интернета; ключевые, краеугольные проекты Национального научного фонда США и «Глобальный вызов Бангеманна» – одна из важнейших, определяющих программ европейского сообщества в области информационного преобразования общества, и ряд других. Анализировались первые шаги в освоении Интернета российскими библиотеками, весьма значимая роль Фонда Сороса в развитии интернет-технологий в сфере науки, культуры и образования России и целого ряда других стран постсоветского пространства. Представлялись доклады и сообщения об интернет-проектах и целых программах Министерства науки и технологий, Министерства культуры и Министерства образования Российской Федерации, программах Российского фонда фундаментальных исследований и многие другие проекты и программы. Важно главное – появление Интернета не только открыло новую эру в развитии библиотек и других институтов общества, оно ознаменовало собой начало информационного общества, общества будущего, в котором, как теперь уже всем очевидно, значимая роль отведена библиотекам.

Новая «сетевая инициатива», выдвинутая Альбертом Гором в 1991 г., и созданная впоследствии Национальная компьютерная сеть для науки и образования, декларация о национальной информационной инфраструктуре и глобальной информационной инфраструктуре и публикация знаменитого меморандума Б.Клинтона – А.Гора «Технологии для экономического роста США: новые направления, которые предстоит создать» (1993), как и знаменитый доклад Мартина Бангеманна «Рекомендации ЕС и глобальное информационное сообщество» (1994), фактически подтолкнули мир к принятию Интернета. И именно с 1994–
1995 гг. мы начинаем отсчет эры Интернета в библиотеках.

Впервые в 1994 г., на первой Всемирной конференции по развитию телекоммуникаций, состоявшейся в г. Буэнос-Айресе, вице-президент США Альберт Гор определил основную задачу глобального информационного общества: «... создать глобальное сообщество, в котором население соседних стран рассматривает друг друга не как потенциальных врагов, а как потенциальных партнеров, как членов одной семьи в огромной, все в большей степени взаимосвязанной человеческой семье».

Символично, что первая Международная конференция по телекоммуникациям совпала с нашей Крымской конференцией. И если это случайно, то скорее всего в том проявлении случайности, которое мы называем закономерностью. Хотя, как говаривал Наполеон Бонапарт, случай – это единственный законный царь вселенной.

Прошедшие 10 лет ознаменовались суперактивным вмешательством Интернета в библиотечные технологии и библиотечную жизнь в целом. Библиотеки быстро насытились возможностями смотреть чужие картинки и размещать фотографии своих зданий и директоров в Интернете. В 1997–1998 гг. уже четко пришла осознанная необходимость построения эффективных технологий обслуживания пользователей с помощью Интернета и представления собственного информационного ресурса в Интернете. Производители программных систем для автоматизации библиотек немедленно начали встраивать интернет-модули в свои системы. Онлайновые центры, работающие с библиотеками и библиотечной информацией, немедленно перешли на интернет-каналы и интернет-технологии. Это, прежде всего, OCLC, RLIN, EBSCO, DIALOG и другие. Хорошо развитая телекоммуникационная инфраструктура во многих западных странах позволила Интернету довольно быстро осуществить свою экспансию на библиотечном пространстве, и с 1997–1999 гг. западная библиотечная система практически полностью была погружена в Интернет.

У нас все было сложнее. Не была готова техническая база, но, видя явную слабость государства, в бой бросились частные провайдеры услуг связи. В кратчайшие сроки на рынке телекоммуникационных услуг стали появляться выгодные предложения, в том числе и для бюджетных библиотек.

Технически, повторюсь, в России и ряде стран СНГ проблема подключения к Интернету была решена за счет специальных государственных программ, инвестиций и благотворительных взносов частных фондов, хотя и сейчас остается много проблем, особенно в сельской местности и удаленных районах, где не везде есть еще обычная телефонная связь, хотя уже есть мобильная. Но об этом попозже.

В течение 1995–1999 гг. сотни и тысячи интернет-сайтов были открыты в библиотеках России и СНГ. На Западе сейчас трудно представить себе библиотеку без своего сайта в Интернете, но не просто сайта, а сайта, содержащего электронный каталог библиотеки с возможностью удаленного поиска и заказа литературы. Вот для чего в первую очередь нужен был Интернет – Интернет для библиотеки, в отличие, скажем, от других организаций. Этот, многими не понятый или недопонятый тезис и привел к тому, что уже тысячи и десятки тысяч библиотечных сайтов содержат все, что угодно, кроме своего полного и общедоступного электронного каталога.

Конечно, разместить красивую картинку или перечень событий легче, чем предоставить электронный каталог. Но тогда, без полноценного электронного каталога с реальными функциями удаленного обслуживания пользователей, интернет-сайт библиотеки нельзя называть библиотечным сайтом, по крайней мере, до того момента, когда пользователь, придя на этот сайт, не получит возможность удаленного полноценного обслуживания так, как это было обеспечено в прошедшие 10 лет во многих западных и в очень немногих наших библиотеках.

Каковы еще основные результаты по освоению Интернета в библиотеках в прошедшее десятилетие? Отметим следующее:

1. Полная победа Интернета над другими сетями фактически оставила сегодня Интернет как единственную коммуникационную среду межбиблиотечной кооперации, интеграции и коммуникации.

2. WWW-технологии и http-протокол практически «задавили» другие альтернативы и стали единственными, если так можно выразиться, стандартами представления библиотечных ресурсов в Интернете.

3. Получил мощное развитие протокол Z39.50 в части построения корпоративных библиотечных ресурсов в Интернет.

4. Был реализован наконец принцип общедоступности информации для пользователей библиотек, что, однако, привело к двум типам негативных последствий, с которыми библиотеки стали активно бороться:

– абсолютный доступ к информации нивелировал ряд позиций по необходимой защите информации, требующийся в любом информационном учреждении;

– распространение через свободный доступ в Интернет эротико-порнографической информации и сайтов, сеющих национальную рознь, рекламирующих культ силы, искажающих историю, порочащих известных, в том числе и первых лиц государств.

5. Для широкого круга читателей библиотек, прежде всего ученых, специалистов, преподавателей, аспирантов, студентов Интернет открыл новые, невиданные ранее возможности обслуживания разнообразной информацией: отчеты, статьи, книги, различные библиографические указатели, энциклопедии, грантодающие программы и многое-многое другое.

Широкое применение Интернета поставило библиотеки в новую информационную ситуацию, принесло библиотекам новую категорию пользователя – онлайнового, который, сидя в своем офисе или доме, хочет обслуживаться не хуже пришедшего в библиотеку ножками. И он прав, таковы тенденции надвигающихся общественных перемен, таковы реалии уже обеспеченного этими режимами западного библиотечного пользователя. Кроме того, подлежит безусловному пересмотру концепция документа. Сегодня документ в Интернете – категория, трудно поддающаяся терминологическому упорядочению, особенно в связи с его динамичностью, гипертекстовостью, разбиением на составляющие через ссылочный механизм и др. Отдельного рассмотрения потребуют все новые и новые графические и анимационные документы. Возможно, более просто будет всем, в том числе и каталогизаторам ресурсов Интернета, если повсеместно начнет работать стандарт на метаданные – Dublin Core, однако пока на этом поле разговоров гораздо больше, чем дела.

В прошедшее десятилетие библиотеки воочию ощутили огромные преимущества Интернета, особенно с учетом того, что доминирующее число сайтов все еще бесплатно. Для библиотечных работников и пользователей библиотек важно, что бесплатно доступны:

– электронные каталоги библиотек, издательств и научных агентств;

– сводные каталоги;

– универсальные библиографии, текущие, ретроспективные;

– указатели журнальных статей;

– энциклопедии, справочники;

— новостная информация.

Впервые в прошедшее десятилетие библиотеки получили возможность работы с интернет-каталогами и интернет-магазинами различных издательств и книгораспространительских организаций, интернет-выставками, интернет-агентствами по подписке и другими формами нового интернет-бизнеса. Впервые библиотеки попробовали работать в режиме реального онлайна с центрами корпоративной каталогизации (здесь я говорю о российских библиотеках) и отчетливо поняли, как отстает система платежей, принятая сегодня в интернет-коммерции, от возможностей наших библиотек: кредитные карты, интернет-трансферы, электронные транзакции и ряд других. Хочется надеяться, что это отставание не надолго, как и надежда на совершенствование связевой инфраструктуры – многие библиотеки и библиотечно-информационные центры все еще используют нецифровые каналы связи, хотя, например, в центральных областях России проблема оптоволокна успешно решена или решается.

Кстати говоря, общее число официально зарегистрированных пользователей Интернета в России только за один год выросло более чем в 2 раза и составило свыше 8 млн человек.

Некоторые другие интересные цифры прошедшего десятилетия: более 1 500 крупных и средних библиотек в разных странах мира предоставляют в доступ свои полные электронные каталоги; в США около 96% публичных и 85% университетских библиотек подключены к Интернету; в среднем на одного читателя выполняется 10 поисков в Интернете.

Российский сегмент Интернета формировался в 1997–1998 гг. Сегодня в той или иной степени более тысячи библиотек охвачены услугами или разовыми экспериментами с Интернетом. Налицо стремительное нарастание влияния российских библиотек, и не только в Рунете.

Анализируя результаты и оценивая перспективы развития интернет-технологий в библиотеках, можно сделать вывод, что уже сегодня нет альтернативы Интернету для библиотек и только с Интернетом библиотеки планируют свое будущее развитие.

Но, несмотря на единый глобальный характер Интернета, нельзя забывать и о других, приближенных и смежных проектах, которые не могут не затронуть библиотеки. Например, многими уже подзабытый проект «Internet 2», объявленный в 1995–1996 гг. представителями 34 университетов США для того чтобы иметь собственный сетевой ресурс для науки и образования (про библиотеки в явном виде речь там не шла), так как по мнению представителей этих университетов в большом Интернете появилось слишком много ненаучных и иных сайтов. Билл Клинтон обратил внимание на этот проект в 1997 г., так как во время своей предвыборной компании 1996 г. Клинтон и Гор объявили о поддержке создания Интернета следующего поколения (Next Generation Internet – NGI), базирующегося на новейших исследованиях в области коммуникаций. техническую основу проекта должна была составить высокоскоростная опорная сеть VBNS. Эта сеть уже в 1995–1996 гг. связывала более 100 НИИ и вычислительные центры Национального научного фонда США. I2 (сокращенное название «Internet 2») и NGI были похожи, но оба получили государственное финансирование. Кроме того, I2 вскоре получил более 200 университетов-участников и таких спонсоров, как компании Microsoft, 3COM, IBM и Cisco.

Следует понимать, что I2 – это не другой Интернет, как и NGI, это – развитие Интернета в современных условиях. Подобно тому как службы электронной почты и WWW появились в результате инвестиций в университетские и правительственные исследовательские сети, I2 позволит расширить возможности Интернета в ближайшем будущем. В частности, появятся гигабитные скорости передачи информации (в I2 предусматривается до 10 Гбит/с). Главным образом I2 нацелена на повышение пропускной способности Интернета, a NGI – на повышение качества связи, развитие сетевых технологий и обеспечение реализации новейших приложений и служб, повышение качества обслуживания, безопасности, жизнеспособности, сетевого администрирования, протоколов маршрутизации, операционных систем и среды распределенных приложений. Ряд других новых сетевых проектов, например Covernmental Net, FedNet, DREN и другие, не только решают свои ведомственные задачи, главным образом защиты ведомственной информации от общедоступного Интернета, но и расширяют функциональные возможности Интернета.

С 2002 г. I2 стал доступен и российским пользователям. В частности, Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) в рамках российско-американского межведомственного проекта NaukaNET, финансируемого Минпромнауки РФ и Национальным научным фондом США, заключил соглашение об обмене трафиком с консорциумом I2. Это стало технически возможно благодаря запуску в 2002 г. нового канала Москва–Чикаго с пропускной способностью 155 Мбит/С
(PC Week, № 16–17, 13.05.2003).

Интернет родили в США, и именно там по сей день находятся основные магистрали и узлы Сети. Другие крупные сети, по сути, расширяют возможности Интернета, являясь по отношению к нему вышестоящими провайдерами. Библиотекам следует учитывать эти тенденции развития Интернета и помнить, что новые проекты глобальных сетей станут новой опорой коммуникационной инфраструктуры в нашем веке, как это относительно недавно произошло с ARPANet для современного Интернета.

Впереди у библиотек – большое будущее, все более и более ориентированное на цифровые ресурсы. Вот еще почему так важен сегодня четвертый компонент информационных технологий прошедшего десятилетия – цифровые или электронные библиотеки.

IV. Электронные библиотеки

Электронные библиотеки (ЭБ) наиболее спорный и чаще других дискутируемый элемент информационных технологий, проникших в библиотеки в прошедшее десятилетие, вернее, для наших библиотек – пятилетие. Дело в том, что ЭБ появились буквально сразу же после зарождения Интернета как в США, так и в Японии и странах Евросоюза. На нашем геополитическом пространстве об электронных библиотеках впервые заговорили в 1997–1998 гг.

Многие технологии, обеспечивающие работу электронных библиотек, еще находятся в стадии освоения, до сих пор нет однозначного определения ЭБ – многие библиотекари готовы назвать электронной библиотекой как один сидиром, так и Интернет в целом. И это не так уж неверно. Первоначально понятие электронных библиотек напугало библиотекарей, и многие стали увязывать появление и развитие ЭБ с постепенным исчезновением печатных документов и с будущим крахом бумажных изданий. Откуда это взялось? Ни в одной из серьезных публикаций на Западе или у нас об этом – ни слова. А между тем с момента, когда впервые на крымских конференциях заговорили про ЭБ, и по сей день слышатся отголоски этих, мягко говоря, бредовых идей.

Конечно, ЭБ никогда не упразднят печатный фонд, более того, они его дополняют, сохраняют и развивают. Для конкретных библиотек ЭБ – одновременно и часть фонда, и новый элемент информационных технологий, вот почему простому библиотекарю иногда бывает сложно это понять. Но с каждым годом понимание усиливается. Сегодня в проекты электронных библиотек вовлечено множество библиотек у нас и за рубежом. Пришло понимание, что ЭБ, как и Интернет, существенно расширяют спектр обслуживания для пользователей библиотек и создают предпосылки для нового, качественного преобразования библиотек в общественные центры информационного общества. Наряду со все еще остающимися рутинными процессами и бюджетными проблемами, библиотеки находят свой интерес, видят свою перспективу и перспективу для своих пользователей.

Потому и жить нам очень интересно,
Что с упорством мы невероятным
Сочетаем неприятное с полезным,
Или бесполезное с приятным.

Эдуард Сервус (Бороков),
русский литератор

В середине 1990-х гг. главные проекты по ЭБ были начаты в США, Японии и странах Западной Европы. В США стартовал проект Национальной цифровой библиотеки, инициированный и развернутый Библиотекой Конгресса США. В 1997 г. опубликован стратегический план развития Библиотеки Конгресса США, одной из составных частей которого являлся проект Национальной цифровой библиотеки. Этот проект на первом этапе разрабатывался как обеспечение удаленного доступа к мультимедийным фондам Американы в Библиотеке Конгресса и других фондохранилищах страны.

В своем выступлении доктор Джеймс Биллингтон, директор Библиотеки Конгресса, отметил: «Конгресс одобрил разработку программы Национальной цифровой библиотеки для широкой публики на основе партнерства частного сектора и государства. В результате будет создан на расстоянии фонд высококачественных материалов в электронной форме, представляющих ядро наиболее интересных и ценных в образовательном отношении документов из коллекции Американы Библиотеки Конгресса. Школы, библиотеки, бизнес и семьи будут иметь на месте доступ к важным историческим материалам».

Другой частью Национальной цифровой библиотеки можно считать известный американо-российский проект «Встреча на границе», о котором неоднократно сообщалось на наших конференциях.

В Европе стимулом для развития программ по ЭБ послужил всем известный «Доклад Бангеманна», руководителя группы экспертов Европейской Комиссии, в котором содержался набор рекомендаций для европейских стран по внедрению информационных и коммуникационных технологий в интересах сообщества. Сразу же после выхода этого доклада в Европе началась подготовка национальных программ построения информационного общества и электронных библиотек.

Продолжение читайте, пожалуйста, в следующих номерах

_______________

1 Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 18–2003.

TopList