ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 24 (36) · Вкладка в «БШ» № 22 (106) · 16–30 ноября 2003 года

Час тихого чтения

Нина Колоскова, Татьяна Рудишина

Пусть шарики летят!

Серия книг «Мы вместе»

Летом во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы прошел семинар-презентация нового проекта.
Это новая серия книг, в центре которых дети с ограниченными возможностями.

Нина Евгеньевна Колоскова,
Татьяна Валерьевна Рудишина

методисты ЦГДБ им. А.П.Гайдара
Москва

В наших библиотеках произведения художественной литературы, в которых освещается проблема ребенка с ограниченными возможностями, встречаются нечасто. С ходу, пожалуй, только книгу Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» вспомнишь, да и та выходила давно небольшим тиражом. Для читателей постарше – «Как закалялась сталь», для младших – «Цветик-семицветик». Вот, пожалуй, и все.

В зарубежной литературе к проблеме ребенка иного, с особыми потребностями и ограниченными возможностями, авторы обращаются чаще. Проблема ставится и решается в обществе толерантном и гуманном.

Несколько лет тому назад меня поразила шведская детская книжка – сказка: Вэнблад М. Птенчик Короткие Крылышки / Рис. П.Густавссон; Пер. со швед. Е.Ермалинской. – М.: Текст, 2001.

Птенчик родился не таким, как другие: его короткие крылышки не позволят ему летать. А далее – история преодоления своего недуга, самого себя. Любопытная деталь: когда мама приводит птенчика к лесному доктору-умельцу (читай: прагматику-изобретателю), ничего из этой затеи не выходит. В самый драматический момент птенчика бросает мама, ей надо с остальными, нормальными птенцами улетать на юг. Птенчик находит друга, им хорошо вместе… Но! Ты со своими проблемами не должен быть обузой для других, надо уметь решать свои проблемы самому – вот какая очень важная идея у этой истории. Как сказано в аннотации на обороте обложки: Птенчику Короткие Крылышки предстоит самому разобраться, кто же он такой и как ему жить в этом мире. Ведь в каждом из нас есть что-то необычное, особенно если тебе довелось родиться со слишком маленьким носом, или слепым как крот, или даже с двумя носами… да каким угодно.

Вот такая шведская история для самых маленьких. Книжка эта была представлена отечественным читателем на семинаре в рамках книжной ярмарки «Нон-фикшн». Там же говорилось о совместном издательском проекте «Мы вместе» Российского фонда по развитию образования «Сообщество» совместно со Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино и издательством ОГИ при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса).

Прошло два года, и появилась серия книг «Мы вместе», в центре которых дети с ограниченными возможностями.

От редакции серии

Главные герои книг <…> ежедневно сталкиваются с проблемами, незнакомыми большинству их сверстников, и именно поэтому они остро нуждаются в понимании, внимании и любви окружающих их детей и взрослых. Это пронзительные, умные, написанные без малейшего оттенка назидательности книги. Книги, способные помочь преодолеть отчаяние, чувство одиночества одним и научить других, как быть рядом и вместе с теми, кому нужны их любовь и внимание.

От читателя Татьяны Рудишиной

Рассказывая о том или ином проекте, мы чаще упоминаем организации, фонды, учреждения и реже людей, которые это сделали. Координатором проекта – это если официально, а если неформально – его душой является Ольга Мяэотс, заведующая детским читальным залом ВГБИЛ, переводчик, наш постоянный автор. Она, в частности, перевела одну из книг серии «Принцы в изгнании». В предисловии автор Марк Шрайбер написал:

Издание книги в России стало возможно благодаря усилиям Ольги Мяэотс. Она по своей инициативе перевела мою повесть и действовала на свой страх и риск, без надежды на легкий успех.

В конце июня Ольга Мяэотс пригласила библиотекарей Москвы и Московской области на семинар-презентацию, с которого мы расходились не только исполненные чувством долга, полные противоречивых мыслей и чувств, но и с новыми книгами. Понимая, что эта литература должна как можно быстрее найти своего адресата, мы с моей коллегой, Ниной Колосковой, отложив все, стали читать книги одну за другой, делая попутно некоторые заметки. Вот что из этого получилось.

От читателя Нины Колосковой

Книги читаются на одном дыхании. И не только потому, что интересно. Не знаю, как это должно звучать на профессиональном языке, а попросту: очень удобно читать. Шрифт, разбивка текста, межстрочные интервалы, поля. На читателе не экономили – сделали чтение максимально комфортным.

Ольга Мяэотс, представляя книги на семинаре, восторженно отзывалась об оформлении обложек. Подробно рассказала, как это делалось и почему делалось именно так. И это понятно: свое дитя всегда самое красивое. Так оно и должно быть. Но скажу честно, даже с ее подсказкой в восторг я не пришла. Что-то упорно этому мешало. И наконец я поняла, что именно: полоса, которая делит надвое изображение на обложке и мешает его целостному восприятию. Вначале даже казалось, что на обложке помещены две разные иллюстрации.

Так как изначально информация о книгах была получена достаточно подробная, определить последовательность чтения книг труда не составило (а в том, что все они должны быть прочитаны незамедлительно, сомнений не было): в основу лег возрастной принцип. Я решила расти и взрослеть вместе с героями книг.

Итак, работает метод погружения. Читается одна книга за другой. На каком-то этапе возникает ощущение «перебора». Одолевает желание отдохнуть, то есть разрешить себе подумать: «Это просто книги». Но в том-то и дело, что не просто… Может именно в данный момент кто-то стоит перед выбором, который перевернет всю дальнейшую жизнь: оставить особого ребенка в семье или… И то, какое решение будет принято, явится диагнозом и себе, и окружающим людям, и обществу, в котором мы живем.

Редкий случай, но я позволила себе прочесть книги «просто так» – без каких-либо предварительных установок, не делая попутных записей. То есть свела до минимума профессиональный подход к чтению. Сейчас бы это только мешало. Хотелось, чтобы реагировало не профессиональное, а человеческое нутро. И хотелось «схватить» эту реакцию и описать, какой бы она ни была.

И вот дочитана последняя страница последней книги. Первая мысль: «Слава Всевышнему, что все это не со мной». Вторая – «А что было бы, если… Смогла бы? Даже не так… Сдюжила бы?» И абсолютная невозможность ответить.

И смотришь на здоровых детей как на «чудо чудное, диво дивное». И всю их здоровую «балбесность» воспринимаешь как бесценный дар свыше. Знаю – хватит ненадолго, «замылится», снова станет привычным. Для подобного восприятия нужна регулярная подпитка, мотивировка должна быть постоянной.

От читателя Татьяны Рудишиной

Серия книг «Мы вместе» адресована подросткам, причем, кому эти книги важнее – тем, у кого так называемые ограниченные возможности, или всем остальным, – большой вопрос. Подросток ищет в читаемом произведении себя, свои проблемы, свои ситуации. А здесь, при внешней несхожести судеб, есть та самая твоя проблема: непонимание окружающих или проблема выбора, поиска себя или поиска родственной души, проблема преодоления или проблема «отцов и детей».

В каждой книге говорится о том, каково быть не таким, как все, либо, каково окружающим с тем, кто не такой, как все.

Подобные книги необходимы в нашем обществе, гуманности в котором хватает в лучшем случае на то, чтобы пожалеть. Но не понять истину, высказанную героиней одной из книг серии:

Мы не подшефные… Мы просто люди <…> У меня трудности с голосом и речью … кому-то из вас, может быть, трудно зарабатывать на жизнь, или печь бисквитный торт, или делать по-большому… <…> Вы можете мне сочувствовать, если хотите. А я, если захочу, могу сочувствовать вам…

Каждая книга снабжена послесловиями психологов, писателей, педагогов, врачей. Некоторые из них читаются как самостоятельные произведения.

Все эти книги можно упрекнуть в излишней дидактичности. Но подобный упрек в той же мере может относиться ко всей детской литературе.

Нельзя не отметить запоминающееся и очень стильное оформление книг. На обложках использованы работы воспитанников Реабилитационного художественного центра для детей-сирот и детей-инвалидов «Дети Марии».

А теперь поговорим, что, с точки зрения разных читателей, главное в каждой из вышедших книг.

От читателя Нины Колосковой

Из общего ряда выбивается книга: Батлер, Дороти. Кушла и ее книги. / Пер. с анл. В.С.Кулагиной-Ярцевой – М.: ОГИ, 2003. – 116 с.

При оценке книги хочется употребить заезженное словосочетание «трудно переоценить». Здесь оно уместно как никакое другое. Эту книгу, пожалуй одну из всех, я бы в обязательном порядке рекомендовала тем, кто имеет хоть какое-то отношение к детям. Не говоря уже о родителях, педагогах. Это – школа мужества, мудрости и невероятного терпения. Что касается детских библиотекарей, то можно сказать, что книга писалась чуть ли не специально для них: одним из главных персонажей являются… детские книги. И речь, собственно, идет о том, что может сделать книга для очень нездорового ребенка, родившегося с серьезными дефектами
(и физическими, и психическими), который не может познавать мир обычными способами – ни брать предметы, ни ползать, ни сидеть, ни наблюдать происходящее вокруг него.

Профессор педагогики Оклендского университета Мэри Клей написала в предисловии: Книга об истории Кушлы – образец удивительной работы, как по содержанию, так и по способу изложения. Это тщательное исследование осуществления глубоко оригинальной, построенной на использовании книг, компенсирующей программы для ребенка с нарушениями в развитии.

Надо еще добавить, что автор книги – бабушка маленькой Кушлы. А одна из особенностей семьи, в которой растет Кушла, – любовь к детским книгам и глубокие знания о них. Они любили книги – и смогли сделать их той поначалу тонкой, а затем все более прочной нитью, которая связала девочку… с миром, – написал в послесловии к книге доктор психологических наук А.Л.Вернер. Он же обращает внимание еще на одну немаловажную именно для детского библиотекаря вещь: Мне хочется отметить очень точные выводы, относящиеся к восприятию ребенком как их (книг) содержания, так и оформления. К сожалению, конкретный перечень книг… не очень поможет российским родителям. Ведь это английские книги. Так имеет ли смысл вчитываться в детальные описания? Думаю, что да. Потому что на этом примере легко увидеть общие требования к детским книгам. Четкость сюжета, лаконичность и вместе с тем полнота иллюстраций… Нужно только, чтобы, выбирая литературу для своего ребенка, родители не забывали об особенностях детского восприятия, которые подметила Дороти Балтер.

И всплывает в памяти когда-то отловленная фраза: «Не важно, что происходит, важно, как ты к этому относишься». Это к вопросу о том, что сегодня называют «формированием нового сознания»: умение получать удовольствие от каждой проживаемой минуты, быть счастливыми не только благодаря, но и вопреки, и несмотря… Герои прочитанных книг это уже умеют. Дело – за нами…

От читателя Татьяны Рудишиной

Глейцман, Моррис. Болтушка. / Пер. с анл. М.Бородицкой. – М.: ОГИ, 2002. – 144 с.

Классическая завязка – первый день подростка Ровены Бэтс в новой школе, от чьего имени ведется повествование. Ровена не может говорить, но она все слышит, очень быстро пишет свои ответы, а внутри ее идет постоянный монолог. Одно слово – болтушка. Я поняла, что этот моя книжка по первой же фразе: Дура я, дура. Никогда бы о себе так не сказала, но после всего, что я тут натворила… Первый день в новой школе – и сразу все насмарку! Во многом благодаря блестящему переводу Марины Бородицкой текст получился таким живым и непринужденным. А какой юмор – точное попадание в двенадцать лет!

Незабываемые образы взрослых: двух отцов-антагонистов – Ровены и Аманды. Первый – маргинал, большой подросток с ковбойской простотой и прямотой, второй – воплощение ограниченного буржуа-фарисея.

Лейтмотив повести – каждый человек имеет право на свою индивидуальность, уникальность, «чудинку», «своего таракана в голове».

Гудхарт, Пиппа. Джинни и ее дракончик. М.: ОГИ, 2002.– 120 с.

Сказка переплетается с действительностью, как это может быть, когда тебе девять. Джинни обнаруживает в курятнике яйцо. Оно не такое, как другие, формой похоже на грушу или на большую слезу в золотистой скорлупе. Из этого яйца вылупился дракончик (как потом выяснилось, у Джинни это семейное: у бабушки Джинни тоже была драконья история). А тем временем в семье ждут появления малыша. Рождается ребенок с синдромом Дауна. Для Джинни нет вопросов – он мой брат, только не такой, как мы. А для родителей – трудный путь принятия решения: отказаться или оставить неизлечимо больного ребенка. Принять малыша не как кару Божью, а как дар: Но теперь… теперь я словно вылупилась заново из яйца и меня окружает иной мир, непохожий на прежний, но в котором мне все же может быть хорошо…

Подобных книг читать не приходилось. В жизни – другое дело. Тетя Аня с Сашком, царствие им небесное. Он, вечный ребенок тети Ани, дожил до 35 лет, потом от водянки умер, а спустя год не стало тети Ани. Смысл жизни был утрачен. Но то жизненная история для взрослых. А тут – книжка для детей. Мудрая, чистая, радостная.

А еще меня потрясло послесловие, написанное на чешуйке со спины Драконши. Сотворила его Марина Москвина, как никто другой умеющая видеть и удивляться этому многогранному, многоцветному, разнообразному миру. Марина Москвина умеет о трудном рассказать просто, повседневность наполнить всеми красками. Вы помните, в детстве были такие волшебные картинки – черно-белые. Обмакнешь в воде кисточку, проведешь по картинке, и они «оживают» – у тебя на глазах делаются цветными!

Окончание читайте, пожалуйста, в следующем номере

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре–ноябре

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Кириллова С. Золушка информационных технологий. № 75–2003, с. 1.

Всемирный банк советует, как правильно провести информатизацию российских школ. Рекомендации хороши. Но – не для России...

Кириллова С. «ЕГЭ несовместим с автономией вузов». № 76–2003, с. 1.

Ректор МГУ В.Садовничий рассказал журналистам о перспективах единого экзамена в главном вузе страны. Перспектив никаких…

Лебедев С. Подайте на нужды образования. Не то хуже будет! № 77–2003, с. 1.

Власть наконец придумала, как исправить бедственное положение школы.

Краюхин В. Педагогика майора Пронина. № 78–2003, с. 1.

МВД решило бороться с криминалом в школах. И учителя, и ученики неблагополучных учебных заведений будут находиться под надзором милиции.

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Рыбина Л. Учителей сегодня слишком много или слишком мало? № 75–2003, с. 2.

На этот вопрос не могут ответить ни в министерстве, ни в ЦК профсоюза.

Корсунова О. Молодой специалист. № 75–2003, с. 2.

Такого понятия в федеральных документах сейчас нет.

Кириллова С. Полиция качества, где ты? № 77–2003, с. 1–2.

Цены на учебу в вузах – участниках эксперимента по ГИФО выросли втрое... Почему?

Дашковская О. Страна Советов по профильному обучению. № 77–2003, с. 2.

В каждом регионе и муниципалитете будут созданы минимум три структуры, ответственные за введение профильного образования. Пока это главный итог эксперимента.

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Андреева М. Четыре первоклассные ловушки. № 75–2003, с. 3.

Как происходят психологические травмы в начальной школе.

Хоменко И. Престижные школы сдают позиции. № 75–2003, с. 3.

Сегодня для многих родителей главный критерий при выборе школы не качество обучения, а психологический комфорт.

Безруких М.М., Корсунова О. Мелкие причины больших неприятностей. № 75–2003, с. 3.

Самыми опасными оказываются микрострессы повседневной школьной жизни.

Рыбина Л. Инструкция с человеческим лицом? № 75–2003, с. 3.

Даже в министерских документах, когда речь заходит о первоклассниках, появляются слова о необходимости защитить ребенка от той школы, которую построили для него взрослые.

Леонтьева О. Педагогика тысячи мелочей. № 77–2003, с. 2.

Ситуации, проблемы и находки, подсмотренные на уроках Татьяны Николаевны Лашкиной, учителя биологии в школе № 4 г. Сызрани.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Самое выгодное вложение капитала. Пер. Е.Лазаревой. По материалам сайта «Inter-педагогика». № 76–2003, с. 2.

Каждый доллар, потраченный на программы развития дошкольников, сберегает обществу семь долларов будущих вложений в программы специального образования и предотвращения преступлений.

Печатникова Л. Кошелек московского школьника карман не оттягивает. № 76–2003, с. 2.

Насколько этот ненаучный разговор с пятнадцатью случайно собравшимися старшеклассниками отражает ситуацию в Москве? В России?

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Яковенко И. Зона повышенного риска. № 77–2003, с. 5.

Извечный российский нигилизм по отношению к любым инструкциям и правилам исключительно опасен в современной жизни. И не только в обращении с техникой.

Владимирова И. Принцип права или эффективность правосудия? № 77–2003, с. 5.

Независимость судопроизводства от исполнительной власти – один из главных принципов правового государства. Но россияне настолько не доверяют Генпрокуратуре, что предпочитают отказаться от этого принципа и поставить прокуратуру под контроль президента.

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Акимова Г. Типичные ошибки родителей, которые мы совершаем, если строго придерживаемся одного из стилей воспитания. № 77–2003, с. 7.

У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Один из таких стереотипов – стиль воспитания, который вольно или невольно появляется у каждого из родителей.

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Гефтер М. Октябрьская революция: событие, эпоха, феномен сознания. № 78–2003, с. 2.

У каждой из этих ее ипостасей (или проекций) свой календарь и свое пространство, хотя в исторической действительности границы между ними относительны и подвижны.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Лазарева Е. Примите меры! № 76–2003, с. 8.

Эту фразу учителя нередко говорят родителям, если у их ребенка проблемы с дисциплиной. Родители говорят ее учителям, когда дети приносят домой двойки. А в Америке вы этой фразы не услышите никогда...

Тандит С. Любимчики и отверженный. № 78–2003, с. 4.

Как преодолеть неравенства любви.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (вкладка)

Школа для учителя № 31. № 76–2003, с. 3–6.

Любимый город. № 28. Кронштадт. № 78–2003, с. 1–4.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре–ноябре

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Васильева С. Бенефис М.В.Ломоносова. «Физика», № 40–2003, с. 11–13.

Разработку урока можно использовать при подготовке классного часа и интегрированных уроков.

Воронова Л. Не окажитесь обманутыми. Взгляд на проблему патриотизма и радикальных молодежных организаций через очки школьного библиотекаря. «Библиотека в школе», № 21–2003, с. 20–21.

Медведская С. Загадки маглов. «Школьный психолог», № 41–2003, с. 16.

Ролевая игра для 3–7 классов. Игра основывается на сюжете популярной истории про Гарри Поттера.

Огородникова А. Урок-игра «Звездный час». «Начальная школа», № 40–2003, с. 4.

Тема игры – «Стихи детских писателей».

Порядина М. Долги и завещания шведской королевы. К 145-летию со дня рождения Сельмы Лагерлеф, 1858–1940 (20 ноября 2003). «Библиотека в школе», № 21–2003, с. 57–61.

И классный час, и праздник, и «час тихого чтения» в библиотеке.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Кравцова М. Время кризиса. Переход из начальной школы в среднюю. «Школьный психолог», № 40–2003, с. 20.

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Рекомендации родителям.

Открытый диалог: Начнем его прямо сейчас [Заголовок тематической полосы]. «Первое сентября», № 77–2003, с. 7.

Типичные ошибки родителей…

… которые мы совершаем, если строго придерживаемся одного из стилей воспитания. Подборка материалов.

Тандит С. Любимчики и отверженные. Как преодолеть неравенство любви? «Первое сентября», № 78–2003, с. 4.

Почему родители любят одного ребенка больше другого?

Как найти варианты решения этой непростой задачи.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Андреева М. Четыре первоклассные ловушки. Как происходят психологические травмы в начальной школе. «Первое сентября», № 75–2003, с. 3.

Какие опасности подстерегают психику ребенка в первые школьные годы?

Вачков И. Двоечник – тоже человек! «Школьный психолог», № 40–2003, с. 24.

Деловая игра для учителей. Цель – изменение отношения педагогов к неуспевающему ученику.

Останина Н., Вертипрахова С. Я и школа. Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено. «Школьный психолог», № 41–2003, с. 8–9.

Примерные сценарии некоторых занятий.

ПОДРОСТОК

Шевкина О. Сотворившие кумира. «Школьный психолог», № 41–2003, с. 5.

Кумиры и их поклонники. Горящие глаза подростков и беспокойство родителей.

Никогда, даже в период отчаянья, не оскорбляйте «святого», не пытайтесь унизить или высмеять его «чистые чувства».

Советы психолога родителям.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Знаменская Ю. Мои чеченские девочки. «Библиотека в школе», № 21–2003, с. 19.

Мой суперинтернациональный класс. Размышления классного руководителя.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Курдюмова И. Ученические советы в Великобритании. «Управление школой», № 41–2003, с. 12.

Школьный совет в Великобритании – это избранный ученический орган, который выражает интересы всех классов школы, представляет собой форум активного и конструктивного участия учащихся в повседневной жизни школьного сообщества.

Выборы управленческого органа; организация работы учащихся; структура школьного ученического совета.

Лазарева Е. Примите меры! Эту фразу учителя нередко говорят родителям, если у их ребенка проблемы с дисциплиной. Родители говорят ее учителям, когда дети приносят домой двойки. А в Америке вы этой фразы не услышите никогда… «Первое сентября», № 76–2003, с. 4.

Тема номера: неуспеваемость. «Школьный психолог», № 40–2003, весь номер.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в сентябре–октябре

РАБОЧИЙ СТОЛ

Евграфова Т. Листья. № 18–2003, с. 21.

Развивающие упражнения для детей от четырех лет.

Педагоги детского сада № 50 «Жар-птица», г. Новокуйбышевск Самарской области. Звезды разноцветных астр. № 18–2003, с. 22–23.

Игровое занятие для детей от пяти лет.

Табунова Л.П. и др. Страна Детства. № 19–2003, с. 7–10, 15–18.

Методическое пособие по организации социально-экономической игры в комплексе «начальная школа — детский сад».

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Железнова Е. Рецепты бумажного консервирования. № 18–2003, с. 20.

Изменение стандартной формы листа для рисования помогает детям избавиться от изобразительных штампов, пробуждает воображение, активизирует творческий поиск.

Рябцева М. Здравствуй, тетя Каша! № 19–2003, с. 24.

Многим взрослым — и родителям, и дошкольным работникам — приходилось мучиться с детьми во время еды: сядут за стол и не едят. То не любят, это им не нравится. Что тут делать?

ЛАБОРАТОРИЯ

Воробьева Н. Пальто — да не то! или Как будущему первокласснику выжить в школьной раздевалке. № 18–2003, с. 2.

Можно ли приучить детей не на пол одежду сбрасывать, а вешать на крючок? На тот крючок, которым ребеночку придется пользоваться в школе?

Пастюк О. К нам гости пришли. № 18–2003, с. 3–4.

Сегодняшние дошколята не умеют общаться не только со взрослыми, но и между собой, что часто создает напряженную психологическую обстановку в коллективе группы. А неблагополучие ребенка в группе сверстников дает начало устойчивым отрицательным чертам характера и делает чрезвычайно сложной и трудной их коррекцию.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Аромштам М. Откуда на детский сад упадут деньги, или Экономический ликбез для отчаявшихся. № 19–2003, с. 5–6.

Беседа с В.Лившицем, секретарем ЦК Профсоюзов работников народного образования и науки РФ по экономическим вопросам, о финансовых перспективах детских садов.

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. № 18–2003, с. 1–22 (вкладка).

Из книги «Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения».

Аромштам М. Актуальный разговор о туалетных проблемах. № 18–2003, с. 5.

Объяснили ли вы своему малышу, что ему придется ходить в общественный туалет? Показали, как пользоваться бумагой, как «не промахнуться», как справляться со своей одеждой?

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Педагоги детского сада № 13 «Гусельки» г. Зеленодольска Республики Татарстан. Осенняя палитра. № 18–2003, с. 22–23.

Праздник для детей от пяти лет.

Петров И. Про Лису-хитрунью, или Сказка огородной грядки. № 19–2003, с. 22–23.

Пьеса из цикла «Предметный театр кукол».

ИГРОТЕКА

Ты мой друг, и я твой друг. № 18–2003, с. 5.

Приспособление, которое служит математическим задачам — наглядно демонстрирует принцип установления соответствий.

ДОКУМЕНТЫ

Болотов В.А. Рекомендации по организации приема в первый класс. № 18–2003, с. 6.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Круглякова Г. и др. Красной датой не отмечен этот день в календаре. № 39–2003, с. 5–12.

Материал, предложенный в этой статье, поможет в работе классным руководителям и воспитателям групп продленного дня организовать нестандартные, веселые праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и как участников.

Саломатина Л. У природы нет плохой погоды. № 40–2003, с. 5–12.

Занятия 10–14.

Продолжение. Начало см. № 31, 34–2003.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Мережко Е. Слово из гнезда. № 39–2003, с. 2.

Работа со словообразовательным гнездом на уроках русского языка.

Люлькова С. Ча, чу, че, чи, чо. № 39–2003, с. 3.

Урок обучения грамоте в 1-ом классе.

Грибова B. Сложение и вычитание круглых десятков. № 40–2003, с. 2–3.

Урок-закрепление по математике во 2-ом классе.

Афанасьева Е. Рисование по воображению. № 40–2003, с. 3.

Урок в 4-ом классе по теме «Рисование по воображению, зрительным и слуховым впечатлениям от иллюстраций к поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” (волшебник Черномор)».

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Нечаева Н. Новый курс русского языка в системе общего развития школьников. № 39–2003, с. 14.

В основу предлагаемого курса русского языка заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА–В.В.ДАВЫДОВА

Подшивалова Е. Тетрадь открытий. № 40–2003, с. 13–14.

Как поддерживать и развивать детскую инициативу.

Продолжение. Начало см. № 36–2003.

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Панина Г. Психологическая поддержка учителя. Профессиональное здоровье учителей. № 39–2003, с. 13.

Автор дает представление о возможной практической помощи учителю, а также знакомит с несколькими полезными заданиями и упражнениями, которые, может быть, помогут учителям, более конструктивно решать сложные педагогические ситуации, поддерживать хорошую психологическую форму и преодолевать эмоциональную напряженность.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Иншакова О. Леворукие дети и математика. № 38–2003, с. 15.

Управление обучением математике в 1-м классе.

Продолжение. Начало см. № 21, 22, 24, 29, 32, 34, 38–2003.

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Огородникова А. Урок-игра «Звездный час». № 40–2003, с. 4.

Урок-обобщение по теме «Стихи детских писателей».

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Тихонова А. Геометрические сказки для 1-го класса. № 39–2003, с. 16.

Сказка о прямоугольнике. Сказка о квадрате.

Романов А. К 200-летию со дня рождения Федора Ивановича Тютчева. 23 ноября (5 декабря) 2003 года. № 40–2003, с. 16.

Кроссворд.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Тимашова Л. Открытка от одиночества. № 39–2003, с. 7.

Открытый урок для учащихsся 10-х классов.

Вачков И. Загадочное слово «тренинг». № 39–2003, с. 8–9.

Словом «тренинг» называют настолько разные вещи, что содержание этого понятия ускользает, растворяется, и честный практический психолог порой пребывает в недоумении, имеет ли он право называть то, что он делает, тренингом.

Семаго Н. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с неуспевающими детьми при различных типах отклоняющегося развития. № 40–2003, с. 12–15.

ГИЛЬДИЯ

Семаго М. Консилиумная деятельность психолога с неуспевающими детьми. № 40–2003, с. 16–17.

Комплексный психолого-медико-педагогический консилиум — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

ТЕТ-А-ТЕТ

Шадура А. В роли кризисного управляющего, или Консультация для двоечника. № 40–2003, с. 5.

Проблема неуспеваемости — это проблема комплексная, требующая для своего разрешения участия всех вовлеченных в нее сторон: самого ребенка, учителей, родителей.

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Подстригаева Н. Кто поможет золушке, или Еще раз о преподавании психологии в школе. № 39–2003, с. 6.

Очень хочется верить, что введение в школах предмета «Психология» дело ближайшего будущего, что ученые и практики помогут школьникам прикоснуться к тайнам этой науки, познать себя и найти свое место в мире.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Белинская Е., Шиманович Ю. Сказочный калейдоскоп. № 39–2003, с. 12–13.

Тренинговая программа для педагогов и воспитателей.

Степанова М. Три пишем — два в уме. № 40–2003, с. 21.

Пока существует школа, будут существовать отметки, в том числе и неудовлетворительные. Двойки — сигнал неблагополучия, а не стихийного бедствия. Эта беда поправимая, но недопустимо, чтобы спасение утопающих стало делом рук только самих утопающих.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Кравцова М. Время кризиса. Переход из начальной школы в среднюю. № 40–2003, с. 20.

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».

НАШИ ДЕТИ

Семаго Н. Перевод с русского на русский. № 40–2003, с. 8–11.

Неуспевающий ребенок... Головная боль педагогов, вечное страдание родителей, повод для насмешек со стороны одноклассников. Каким его видят в школе, что необходимо понять психологу при работе с таким ребенком, в чем причина его трудностей, какие психологические механизмы лежат в основе его проблем.

ИГРОТЕКА

Туаева Н. Необитаемый остров. № 39–2003, с. 16.

Психологическая игра для младших школьников.

Продолжение. Начало см. № 37, 38–2003.

Вачков И. Двоечник — тоже человек! № 40–2003, с. 24.

Деловая игра для учителей.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (ВКЛАДКА)

Программа дополнительного профессионального образования «Педагогические партнеры школы». № 39–2003, с. 1–7.

Содержание программы семинара, проводимого на базе негосударственного образовательного учреждения «Унисон», г. Санкт-Петербург. Учебно-методическое пособие «Родительский договор как основа совместной деятельности педагогов и родителей учащихся».

Образовательная программа по направлению инновационной деятельности «Технология педагогики здоровья». № 40–2003, с. 1–8.

Содержание и управление процессом сохранения и развития здоровья учащихся в педагогическом процессе на опыте гимназии № 35, г. Тольятти Самарской обл.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Двадцать лет назад под это танцевал весь мир. № 39–2003, с. 1.

Вопрос только в том, на что направлена образовательная политика? Если на возвращение власти ЦК – даешь модернизацию любыми средствами! Если на развитие гражданского общества, нужны другие институты принятия решений в области образования – в этом, собственно, и состоит модернизация.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Растимешин Д. ЕГЭ: провал или успех? № 39–2003, с. 5

Заметки на полях министерской книги.

О.С. Статус учителя: исполнение закона или новый закон? № 39–2003, с. 4.

Хочется верить, что нынешнее поколение педагогов увидит лучшие дни.

Продолжение. Начало см. № 37, 38–2003.

Растимешин И. Правовое мифотворчество и его последствия. № 40–2003, с. 5.

Общественная ценность образования, права на развитие человека не менее значимы, чем социальная ценность права на пенсию или на медицинское обеспечение. Это основная ценность человеческой личности, такое же неотъемлемое право, как и право на жизнь.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Александровская М. Откуда на детский сад упадут деньги, или Экономический ликбез для отчаявшихся. № 40–2003, с. 3.

Беседа о финансовых перспективах детских садов с В.Лившицем, секретарем ЦК профсоюзов работников народного образования и науки РФ по экономическим вопросам.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С. Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Дорогая цена мнимого порядка. № 39–2003, с. 2.

Стандарт отдает школу и учителя в полную власть административным органам. В полную, абсолютную!

Продолжение. Начало см. № 38–2003.

Идея сотрудничества. № 40–2003, с. 2.

Сотрудничество рождает общение с ребенком, общением он воспитывается без специальных педагогических мероприятий.

ОФИС

Аминев С.Х. Нормативные документы о едином социальном налоге. № 39–2003, с. 11.

Общий обзор законодательства. «О едином социальном налоге». № 40–2003, с. 11.

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ

Слуцкий В. Организация педсоветов. № 39–2003, с. 13.

Как нужно готовить и проводить настоящий педсовет.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Зверев А. Таблетка от «кАровы». № 40–2003, с. 6.

Каждый десятый житель планеты страдает «грамматической слепотой».

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

LANGUAGE SKILLS

Listening. № 39–2003, p. 3.

Monster. Haunted House. In the Eye of the Hurricane.

Speaking. № 40–2003, p. 3.

Autumn Picture. A Day in the Country. Close-up. Character Study.

ASPECTS OF LANGUAGE

Spelling & Pronunciation. № 39–2003, p. 4.

Very Tricky Halloween Word Search. Sound Challenge. Halloween Tricks.

Style. № 39–2003, p. 4.

Paragraph. Animal Training. Personal Letters.

CLASSROOM ACTIVITIES

Bouma E. Two Witches Discuss Good Grooming. № 39–2003, p. 5.

Bouma E. Scary Starters. № 39–2003, p. 5.

Bouma E. Halloween Color Dictation. № 39–2003, p. 5.

Carlson A. Halloween Story. № 39–2003, p. 11.

This activity can be used to supplient any Halloween lesson in class or as a homework assignment.

Halloween Pois. № 39–2003, p. 11–12.

Ulayeva M. Halloween Party. № 39–2003, p. 12.

Иванова Т. Halloween. № 39–2003, p. 13.

Урок-праздник.

Stepanova G. How Different the World Is! № 40–2003, p. 11.

Урок в 10-м классе по теме “There Is No Place Like Home”.

HOME READING

Gubaidullin M. The Wizard of Oz After Frank Baum. № 40–2003, p. 7–10.

FOCUS ON LITERATURE

Tulloch N. Spine-Tingling Verse. № 39–2003, p. 14–15.

FOCUS ON LANGUAGE

Bouma E. Why Analogies? № 40–2003, p. 12–13.

For learning vocabularies it helps students stretch their expressive power in many directions, with synonyms, antonyms, parts of a whole, etc.

FOR YOUNG READERS

Fearless John. From My Big Book of Grimm’s Fairy Tales. № 40–2003, p. 5–6.

SCHOOL THEATRE

Satan’s Ball. After M.A.Bulgakov. № 39–2003, p. 7–10.

Halloween Party for Teenagers.

Лебедева Л. Hallowe’en. № 40–2003, p. 14.

Сценарий, состоящий из 11 сцен, который составлен с учетом возраста учащихся (5–10-е классы), в котором много музыкальных и хореографических номеров, что, безусловно, украшает праздник. Основная цель – знакомство с его истоками и историей – была достигнута при подготовке праздника.

DISCOVERING THE PAST

Could You Be a Monster Hunter? № 39–2003, p. 6.

Here we will meet some of the most famous frighteners, those creepy characters who make life a scream.

LIFE THERE

London Press Service Informs. № 40–2003, p. 2.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

Я ИДУ НА УРОК

Метушевская Е.И. Какова роль имен прилагательных в языке и речи? № 40–2003, с. 13–14.

Интегрированные уроки для 6-го класса.

Новикова Л.И. Правописание корней -гар- и -гор-. № 40–2003, с. 14–15.

Урок-объяснение нового материала.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Богданова Г.А. Синтаксис и пунктуация. № 39–2003, с. 1–15 (вкладка); № 40–2003, с. 1–10 (вкладка).

Материал для 5-го класса.

Козлова О.И. Итоговое повторение орфографии. № 40–2003, с. 15.

Словарные диктанты для 11-го класса.

Богданова Г.А. Лексика. № 40–2003, с. 11–15 (вкладка).

Материал для 5-го класса.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Яновская С.Е. Не безликие описания местности, а картины, наполненные живым чувством. № 39–2003, с. 14–15.

Как научить ребят сочинению-описанию местности, которое предусмотрено программой по развитию речи? В данной статье особое внимание уделяется работе над художественными текстами при подготовке к сочинению.

Слуцкий В.И. Внешность и характер. Описание человека. № 40–2003, с. 2–3.

Материал для 5–7-х классов.

Продолжение темы. Начало см. № 9, 36–2003.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Левонтина И. и др. Радиопередача «Грамотей». № 39–2003, с. 16.

Выпуск 7. Объясняйте значение слов.

Продолжение. Начало см. № 8 , 13, 22, 29, 31, 35–2003.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Цикл статей, которые пригодятся и учителям, приступившим к изучению новой темы, и учителям, организующим повторение перед выпускными экзаменами (в том числе ЕГЭ), и ученикам, повторяющим тему самостоятельно.

Муравенко Е.В. Морфемика. № 39–2003, с. 2–4.

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Шкатова О.Ю. Ценить каждый момент урока. № 39–2003, с. 13–14.

Об уроках развития речи.

ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК.

Рожановская Н.И. «Исторический натюрморт». № 40–2003, с. 16.

Картины известных художников глазами учеников гимназии № 24 г. Томска.

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

Пущин И.И. День открытия Лицея. № 39–2003, с. 1.

Из книги: И.И.Пущин. Записки о Пушкине. Письма. М.: Правда, 1989.

Ким Ю. 19 октября. № 39–2003, с. 1.

Гиндин С. Слово – хранитель времени. № 40–2003, с. 1.

Всю жизнь Н.Н.Ушаков стремился в малую форму стихотворения уложить эпос, большое повествование об увиденном, прожитом, осмысленном. Его поэзия сохранила для нас облик эпохальных событий.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

Я ИДУ НА УРОК

Пивнюк Н. «...Хранить чуткость к человеческому страданию...» № 39–2003, с. 6–16.

Урок по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» в 5–6-х классах.

Фолимонов С. Великое таинство или простая физиология? № 39–2003, с. 17–22.

Урок внеклассного чтения по очерку В.Г.Короленко «Ночью».

Герцик А. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея». № 39–2003, с. 23–27

Система работы над романом в 11-м классе.

Сахратова Н.Ф. Расследование причин гибели Бэлы. № 39–2003, с. 28–29.

Урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9-м классе.

Ерёмина О. Стихотворения Ф.И.Тютчева в 5–9-х классах. Программа под редакцией В.Я.Коровиной. № 40–2003, с. 9–23.

Какую роль играют стихотворения Ф.И.Тютчева в программе по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, как можно построить работу с ними?

ШТУДИИ

Лекманов О. Об одном стихотворном манифесте акмеизма. № 40–2003, с. 5–6.

Исследователи справедливо называют мандельштамовское стихотворение «Notre Dame» (1912) поэтическим манифестом акмеизма.

Свердлов М. Сравнение стихотворений «Весь день она лежала в забытьи...» Ф.И.Тютчева и «Шумела полночная вьюга...» А.А.Фета. № 40–2003, с. 23–24.

Эти стихотворения стоит сравнить потому, что между ними есть определённое тематическое сходство.

ПАНТЕОН

Бек Т. Бессмертье перспективы. Отсветы и отзвуки поэзии Заболоцкого в современной поэзии. № 40–2003, с. 25–28.

Что происходит с наследием большого поэта, ушедшего из жизни? Начинается их новое бытие, но не только в переизданиях, в текстологии, в комментариях. Поэт продолжается – подчас на неожиданных и парадоксальных уровнях — в идущих на смену поколениях.

НОВОЕ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ

Шуралёв А. «Где-то вдалеке пропел петух». № 40–2003, с. 7–8.

Непросто принять решение в мирное время, а на войне, когда цена каждого поступка неимоверно возрастает, так как от скорости и точности его совершения зависит жизнь многих людей, сделать это ещё сложнее. Именно об этом повествует рассказ В.П.Некрасова «Сенька».

ТРИБУНА

Ерохина Е. Умеем ли мы проверять сочинение? № 39–2003, с. 2–4.

Проблема видится в том, что учителя не знакомы со спецификой жанра педагогической рецензии и не умеют его создавать.

Яковлев Г. «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое...». № 40–2003, с. 2–4.

Некрасов много страдал при жизни — сначала от бедности и непризнанности, позднее — от бедствий народных, от неудовлетворённости собой, от собственных ошибок, наконец — от тяжёлой болезни. Страдает и после смерти, несмотря на официальное признание и изучение его произведений во всех школах России.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

Я ИДУ НА УРОК

Захарова С. «Встречь солнца». Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVI—XVII веках. № 39–2003, с. 23–27.

Интегрированный урок по истории и географии России в 8-м классе.

Смородина Е. Учиться у истории. № 40–2003, с. 26–30.

Еще раз о модульно-блочной системе подачи учебного материала на уроках истории. Материал третьего блока 10-го класса «Россия в ХVI в.» со всеми его модулями.

ВЗГЛЯД КЛИО

Соколовский А. Наш учитель истории – это верующий профессионал. № 39–2003, с. 4–9.

Беседа с деканом исторического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института, директором Традиционной гимназии, священником А.Постернаком.

ПЫЛЬ ВЕКОВ

Карамзин Н. Разбойник со знаменитой душой. № 39–2003, с. 28–29.

Николай Карамзин о первом завоевании Сибири.

АНФАС И ПРОФИЛЬ

Ярхо В. Философы с медицинским образованием. № 40–2003, с. 6–11.

Роль врачей на Руси в XVI–XVIII вв. не ограничивалась только приготовлением снадобий.

ЗАБЫТЫЙ СЮЖЕТ

Жукова Л., Ульянова Г. «Не имея родного угла...». Исторический опыт борьбы с беспризорностью детей. № 39–2003, с. 10–13; № 40–2003, с. 20–24.

Материалы статьи могут быть использованы на уроках, посвященных темам «Последствия Первой мировой войны» и «Советская модель модернизации». 9-й класс.

Климкова А. «И стали станом на Онузе...». № 39–2003, с. 14–17.

Как показывают всё новые и новые открытия историков, в исторической науке невозможно поставить точку. Она предполагает скорее многоточие. Факты, сегодня кажущиеся окончательными, завтра дополнятся, уточнятся, а возможно, и полностью опровергнутся. Так и данная публикация о возможном местонахождении упоминаемой в летописях Онузы не только уточняет спорный до сих пор вопрос, но и оставляет его открытым.

ЛАВКА ДРЕВНОСТЕЙ

Кузнецов А. «Почтительные тени мечтания…» Гербы Бенилюкса. № 39–2003, с. 18–22.

Цикл статей, в котором автор дает обзор городских символов различных стран, и прежде всего — европейских, где сложилась наиболее развитая система городского самоуправления, утверждавшая себя и в герботворчестве.

МАСТЕРСКАЯ ИСТОРИКА

Базанов С. Братание — путь к поражению. № 40–2003, с. 12–17.

На фронтах Первой мировой войны немцы и большевики действовали заодно.

Лекционный материал по теме «Первая мировая война 1914–1918 гг.» в 9-м классе и для факультативной самоподготовки в 11-м классе.

Базанов С. Братание: исторические факты и мифы. № 40–2003, с. 18.

МАЛАЯ РОДИНА

Головатенко А. Можно ли научить патриотизму? № 40–2003, с. 5.

О VII Всероссийской олимпиаде по краеведению.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в сентябре–октябре

В ЛАБОРАТОРИИ ПЕДАГОГА

Верхлина Г.А., Верхлин В.Н. Первый урок физической культуры в четырехлетней начальной школе. № 18–2003, с. 10–11 (вкладка).

Методические рекомендации.

Продолжение. Начало см. № 17–2003.

КЛАДОВАЯ ОПЫТА МОСКОВСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА

Москвитина Н. Круговая тренировка. № 18–2003, с. 18–20.

Комплексы физических упражнений для круговой тренировки, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

НАШИ ДЕТИ

Белоножкина М. Фитнес-класс, или Как приобщить детей к здоровому образу жизни. № 18–2003, с. 3.

О занятиях для детей , которые проводятся в клубе World Class.

СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Единая всероссийская спортивная классификация 2001–2005. № 18–2003, с. 8, с. 12–16 (вкладка); № 19–2003, с. 15–16
(вкладка).

Бейсбол. Гребля академическая. Гимнастика художественная. Гимнастика общая. Гимнастика спортивная. Гребной слалом (на байдарках и каноэ).

КНИГА

Ткач А. 60 олимпийских лет. Главы из книги. № 18–2003, с. 22.

Продолжение. Начало см. № 1–4, 6, 7, 11, 14, 16, 21, 24–2002; № 3, 6, 9, 12, 15, 17–2003.

ПРИШЛО ПО ПОЧТЕ

Манвелова О.П. Единство человека и природы. № 18–2003, с. 2.

Автор делится опытом по организации отдыха детей.

Мальцев А. Ошибки, помарки… № 19–2003, с. 2–4.

Способы исправления типичных ошибок в беге, метании мяча, прыжках в длину.

Булгаков В.П. Игра – педагогическая азбука нации. № 19–2003, с. 6–7.

Автор говорит о возможности использования традиций игр, сложившихся отдельных народов, в процессе воспитания.

СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Бурцева Л. Зимний мяч. № 19–2003, с. 8.

Сценарий спортивного футбольного праздника.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Лукашев М. «Из стаи славной Екатерининских орлов». № 16–2003, с. 22–23; № 17–2003, с. 17.

Продолжение. Начало см. № 18–2003, с. 23.

Горбунов. В. Спортивная юность страны. № 18–2003, с. 6–8; № 19–2003, с. 18–19.

75 лет назад Москва принимала I Всероссийскую спартакиаду.

Лукашев М. Дуэль поклонников Карпантье. № 19–2003, с. 20–23.

Очерк о заслуженных мастерах спорта и заслуженных тренерах Советского Союза К.В.Градополове и П.В.Никифорове.

НАША ВКЛАДКА

Ученическая конференция в Самарском спортивном лицее. № 18–2003, с. 1–9; № 19–2003, с. 1–14.

Отчет о конференции, материалы конференции и лучшие работы, определенные экспертным советом.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

Я ИДУ НА УРОК

Акперова И.А. Жизнь на Земле. № 39–2003, с. 6–7; № 40–2003, с. 8.

Уроки по теме в 5-м классе.

Продолжение. Начало см. № 37, 38–2003.

Талютина О.А. Путешествие в страну рыб. № 39–2003, с. 8–9; № 40–2003, с. 6–7.

Урок-путешествие по зоологии. Изучение нового материала.

ЗООЛОГИЯ

Феоктистова Н.Ю. Рыба с веслом. № 39–2003, с. 2–4.

Разнообразие обитателей водных просторов поражает самое смелое воображение... Целый ряд причудливых созданий кажутся персонажами фильмов ужасов, а внешность других невольно вызывает улыбку. Одна из таких «забавных» рыб – веслонос.

Феоктистова Н.Ю. Родительские проблемы морских игл и их родственников. № 40–2003, с. 2–4.

Об удивительных способах заботы о потомстве у рыб.

БОТАНИКА

Мамонов Г.А. Любители растений как фактор экологии. № 39–2003, с. 10–12.

Факторы, обусловленные массовым увлечением растениями, и оказывающие существенное влияние на экологию.

Кошель П.А. Стебель. № 40–2003, с. 14–17.

Развитие ботанических знаний о строении стебля.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Липатов П.И., Липатова Л.Н. Основы антропологии с элементами генетики человека. № 39–2003, с. 24–25; № 40–2003, с. 22–24.

Учебно-методический комплекс для 10–11-х классов.

Продолжение. Начало см. № 38–2003.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний. № 39–2003, с. 26–30; № 40–2003, с. 26–30.

Материал к учебнику Н.И.Сонина «Биология. 6-й класс. Живой организм»

Продолжение. Начало см. № 35–38–2003.

ДЕТСКИЕ РАБОТЫ

Козодоева Р. Генетически модифицированные продукты: за и против. № 39–2003, с. 18–23; № 40–2003, с. 18–21.

Реферативная работа по биологии ученицы 11 «А» класса шк. № 3 г. Богучаны (учитель биологии С.И.Харитонова).

ПРЕДМЕТ

Отзывы учителей на проект «Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для образовательных учреждений». № 39–2003, с. 14–17.

Обращение участников Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы».

Продолжение. Начало см. № 32, 33, 37, 38–2003.

Абрамов В.И. Интернет-ресурсы на уроках биологии. № 40–2003, с. 10–13.

Каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов.

НОВОСТИ НАУКИ

Лалаянц И.Э. Лишний вес. № 39–2003, с. 32.

Не говорит ли «пополнение» молодежи о генетических сдвигах современных популяций в развитых странах?

Лалаянц И.Э. Секрет азотфиксаторов. № 40–2003, с. 25.

Вот уже многие миллиарды лет микроорганизмы с помощью фермента нитрогеназы усваивают атмосферный азот сами или в симбиозе с бобовыми растениями.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

Я ИДУ НА УРОК

Голованова Ф.И., Васильева Н.И. Природные источники углеводородов. № 39–2003, с. 15–16.

Интегрированный урок по географии и химии.

Ткаченко Н.И. Железо и его соединения. № 40–2003, с. 12–13.

Обобщающий урок в 9-м классе.

НОВЫЕ КНИГИ

Вивюрский В.Я. Методика химического эксперимента в средней школе. № 39–2003, с. 4; № 40–2003, с. 11.

Методическое пособие для преподавателей химии.

Продолжение. Начало см. № 27–28, 30, 31, 36, 38–2003.

Пахомов Ю.П. Cборник практических работ по химии. 9 класс. № 39–2003, с. 5–10; № 40–2003, с. 7–10.

Сборник может служить учебным пособием для учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии, и методическим руководством для учителей химии.

Продолжение. Начало см. № 34–38–2003.

Зайцев О.С. Учебная книга по химии. № 39–2003, с. 11.

Учебник, задачник, лабораторный практикум, научные рассказы для чтения для учителей средних школ, студентов педагогических вузов и школьников 9–10-х классов.

Продолжение. Начало см. № 4–14, 16–28, 30–34, 37–44, 47, 48–2002; № 1–10, 12–32, 35–37–2003.

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Имедеева Т.В. Брейн-ринг. № 39–2003, с. 14.

Интеллектуальная игра.

Ильина О.В. Химия в рифму. 8 класс. № 40–2003, с. 15.

Тема «Вода. Основания. Растворы»

Продолжение. Начало см. № 24, 38–2003.

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Крюкова Н.С. О жизни и научной деятельности Д.И.Менделеева. № 40–2003, с. 14–15.

Сценарий внеклассного мероприятия.

ОЛИМПИАДЫ. ТЕСТЫ

Демидов В.А. Тестовые задания. Электролитическая диссоциация. № 39–2003, с. 12.

Материал для 9-го класса.

Продолжение. Начало см. № 38–2003.

Еремин В.В. 35 Международная химическая олимпиада школьников. № 40–2003, с. 1–3, 6.

Задания и решения.

ГАЛЕРЕЯ ИЗВЕСТНЫХ ХИМИКОВ

Грученко Г.И. Памяти В.А.Бородовского (4.III.1874–10.II.1914). № 40–2003, с. 4–5.

В памяти русских химиков и физиков, близко знавших Бородовского, он остался как «талантливый ученый, глубокий знаток одного из интереснейших вопросов современной науки, превосходный лектор, открытый, честный, горячо преданный интересам науки человек».

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ

Кошель П.А. Строение и превращение веществ. № 39–2003, с. 1–3.

Учение Демокрита об атомах. Тит Лукреций Кар и его поэма «О природе вещей». Великий русский химик М.В.Ломоносов.

КРОССВОРД

Филинова И.П. Щелочные металлы-I. № 39–2003, с. 12.

Кроссворд для учащихся 8-х классов.

Андриенко М. Вдогонку за статьей. № 39–2003, с. 13.

Некоторые термины в кроссворде взяты из статьи «Диалог с атомом» (см. № 37–2003).

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

Я ИДУ НА УРОК

Якимова Л.Н. Использование статистических материалов в 9-м классе. № 39–2003, с. 24–25.

Принцип работы и возможные варианты использования статистических материалов для составления докладов по отдельным экономическим районам.

ПРЕДМЕТ

Отзывы учителей на проект «Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для образовательных учреждений».

Жебровская О.О. Мы устали от безрассудных экспериментов. № 39–2003, с. 3.

Поливода Г.В. Удивлены скоропалительным решением высших органов управления. № 39–2003, с. 4.

Саренко Г.И. Нет — дальнейшему сокращению школьной географии. № 39–2003, с. 4.

Алымова Т.Б. и др. Министру образования Российской Федерации В.М.Филиппову. № 39–2003, с. 4.

МЕТОДИКА

Крылова О.В. Мониторинг качества знаний по географии. № 39–2003, с. 24–25; № 38–2003, с. 13–15.

Сборник итоговых контрольных работ по теме «Атмосфера» в 7-м классе.

Продолжение. Начало см. № 37, 38–2003.

МЕСТО

Кеткович В.А. Экспедиция на озеро Туркана. № 39–2003, с. 12–21.

Рассказ о жизни изолированного племени эльмоло, относящегося к группе нилотских народов и обитающего на побережье озера Туркана.

СОБЫТИЕ

Никонов А.А. Землетрясение на Алтае. Неожиданное, но не удивительное. № 39–2003, с. 22–23.

Для сейсмологов землетрясение неожиданным оказалось по времени, а для общественности — по месту возникновения и широкому распространению: такие события в регионе очень давно не возникали, а неспециалисты вообще о высоком сейсмическом потенциале южных частей Алтая не слышали.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Клюев Н.Н. Эколого-хозяйственный облик России в постсоветский период. № 39–2003, с. 5–11.

В России до сих пор экологические вопросы рассматриваются как нечто внешнее по отношению к социально-экономической сфере. Между тем экологические проблемы — плоть от плоти региональной и национальной экономики. Пренебрегая природоохранными требованиями, мы легко попадаем в порочный круг, хорошо знакомый странам, отставшим в развитии, когда леса вырубаются, чтобы выжить; а выжить, уничтожив среду обитания, нельзя. Поэтому экологические проблемы природопользования — тема первостепенной важности для современной России.

ОБРАЗНАЯ КАРТА РОССИИ

Рогачев С.В. Выпуск первый. Кольский полуостров. № 40–2003, с. 2–31.

1. Города. с. 2–4.

2. Годы. с. 5.

3. Погода. с. 6–8.

4. Еда. с. 9–10.

5. Народы. с. 11.

6. Вода. с. 12–13.

7. Черта. с. 14.

8. Беды. с. 18–19.

9. Победы. с. 20–1.

10. Заботы. с. 22.

11. Езда. с. 23–24.

12. Горы. с. 25.

13. Копи. с. 26.

14. Силы. с. 27.

15. Виды. с. 28–29.

16. Строй. с. 30.

17. Полуостров-герой. с. 31.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

Я ИДУ НА УРОК

Волкова Г.С., Кочеткова Г.А. На музыкальных волнах. № 39–2003, с. 23–26.

Интегрированный урок физика + музыка. 8-й класс. Базовый курс.

Васильева С.П. Бенефис М.В.Ломоносова. № 40–2003, с. 11–13.

Урок в 10-м классе. Базовый курс.

Зиятдинов Ш.Г. КПД механизмов. № 40–2003, с. 13–18.

Итоговый систематизирующий урок. 11-й физико-математический класс.

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Бражников М. Понятие температуры. № 40–2003, с. 19–24.

Материалы для 10-го класса.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Спажакин В.А. Задачи с названиями. № 40–2003, с. 31–32.

Несколько важнейших опорных (но простых) задач, с которыми стоит познакомить каждого ученика.

АБИТУРИЕНТУ

Алешкевич В.А. -Физфак МГУ–2002. Вступительные испытания по физике. № 40–2003, с. 7–10.

Электричество и магнетизм.

Продолжение. Начало см. № 8, 16, 24, 34, 36–2003.

ЕГЭ

Касьянов В.А. Единый государственный экзамен по физике в России и SAT в США. № 40–2003, с. 26.

Трехлетний опыт проведения ЕГЭ в ряде регионов России позволяет подвести некоторые итоги, обсудить возникшие проблемы и предлагает способы совершенствования его структуры.

АВТОРСКИЕ ШКОЛЫ

Вайсеро Л.П. Молекулярная физика. № 39–2003, с. 7–11.

Обучающая программа в рамках технологии «Деятельностный подход».

Продолжение. Начало см. № 31, 35–2003.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА

Чикин В.С. Звук и свет. № 39–2003, с. 20–22.

Сценарий вечера.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Майер В., Чирков Л. Учебное исследование демонстрации магнитного поля тока смещения. № 40–2003, с. 25–28.

Демонстрационный опыт для 10–11-х классов.

ПРЕДМЕТ

Орлов В.А. и др. Обязательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике. № 39–2003, с. 2–5.

Проект. Старшая школа. Профильный уровень.

Орлов В.А. и др. Обязательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике. № 39–2003, с. 5–6.

Проект. Старшая школа. Базовый уровень.

ИСТОРИЯ ФИЗИКИ

Барабанов Н.Н. Первый раз в директорском кресле. № 39–2003, с. 13.

Отрывок из «Воспоминаний о жидком гелии» Э.Андроникашвилии.

Дроздов В.Б. Был такой учебник! № 40–2003, с. 29–30.

Об учебнике физики К.Д.Краевича, изданном в 1906 году.

ПРАВОВАЯ СТРАНИЧКА

Болотова Е.Л. Право учителя на отпуск. № 39–2003, с. 29–31.

Продолжение. Начало см. № 2, 6, 10, 13, 18, 22, 25–26, 30–2003.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

Я ИДУ НА УРОК

Крымова Л. Практические задачи по планиметрии. Параллелограмм. № 40–2003, с. 9.

Урок-обучение составлению математической модели практической задачи для 8-го класса.

ПРЕДМЕТ

Ширяев А. Конференция на Воробьевых горах. № 39–2003, с. 1–5.

К 100-летию со дня рождения А.Н.Колмогорова.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Мищенко Т. Плакаты. Геометрия. 7–9-е классы. № 39–2003, с. 13–15; № 40–2003, с. 11–14.

Предлагаемые плакаты могут быть использованы для оснащения кабинета.

Продолжение. Начало см. № 29, 31, 33, 34, 36, 38–2003.

Кононов А. Устные упражнения. № 40–2003, с. 10.

Методическое пособие для 8-го класса, в котором предлагается большой выбор задач для устного счета на весь учебный год.

Продолжение. Начало см. № 38–2003.

Рыжик В. Понять комплексное число. № 40–2003, с. 15–18.

Автор высказывает свое мнение по проблеме понимания на конкретной теме школьного курса – на комплексных числах, причем в изложении ее для учеников математической школы.

Гурвиц А., Шалина О. Итоговые контрольные работы. № 40–2003, с. 23.

Материал для 10-го класса.

ЭКЗАМЕНЫ

Грязева Г. Тематические контрольные работы. № 39–2003, с. 25–28; № 40–2003, с. 28–31.

Авторские тематические контрольные работы для 11-го класса, соответствующие структуре Единого государственного экзамена.

Продолжение. Начало см. № 37, 38–2003.

НОВЫЕ КНИГИ

Смирнова Е., Шарыгин И. Геометрия – витамин для мозга. 7–9 классы. № 39–2003, с. 16–20.

Глава II. Основные свойства плоскости.

Продолжение. Начало см. № 1, 4, 15, 25–28, 32, 34, 35, 37–2003.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Шаталова Г., Филенкова С. Проверка знаний учащихся КРО. № 39–2003, с. 9–12.

Материал для 5–9-х классов.

Продолжение. Начало см. № 38–2003.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТУРНИРЫ

Ненюкова Е., Коршунова О. Математическая олимпиада «Осенняя разминка». № 39–2003, с. 7–8.

Задания олимпиады, которая проводилась для учащихся 5–7-х классов школ Северо-Западного округа Москвы.

Простов И. и др. Двенадцатый турнир Архимеда. Итоги зачетного конкурса. № 39–2003, с. 29–32.

Задачи и решения. Победители и призеры.

LXVI Московская математическая олимпиада. № 40–2003, с. 6–8.

Условия задач для 6–7-х классов.

ФАКУЛЬТАТИВ

Дроздов В. Площадь четырехугольника. № 39–2003, с. 21–23.

Материал для 11-го класса.

Зайчик А. Область значения функций. № 40–2003, с. 19–20.

Материал для 9–11-х классов.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. № 39–2003, с. 3–7.

Учебный план курса. Лекция № 4. «Практический тур для 8-х классов».

Продолжение. Начало см. № 33, 35, 37–2003.

Гейн А.Г. Методика преподавания современного курса информатики. № 40–2003, с. 3–7.

Учебный план курса. Лекция № 4. «Технологическая составляющая курса информатики, ее место и особенности методики преподавания».

Продолжение. Начало см. № 34, 36, 38–2003.

СТРАНИЦЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Попов В., Сенокосов А.И. Учебные проекты на Macromedia Flash. № 39–2003, с. 8–10.

Лекция № 4. «Переходим в кабинет истории».

Продолжение. Начало см. № 33, 35, 37–2003.

Отставнов М. Введение в открытые ОС. № 40–2003, с. 8–15.

Лекция № 4. «Процессы и задания».

Продолжение. Начало см. № 34, 36,38–2003.

НА СТЕНД В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

Учебно-развлекательная стенгазета «Информатик@» № 20. № 39–2003, с. 16–17.

Решения задач из стенгазеты. № 39–2003, с. 18–19.

Hyper-Threading — новые шпоры для старой лошади. № 40–2003, с. 16–17.

ОЛИМПИАДЫ

Кирюхин В.М. XV международная олимпиада школьников по информатике. № 39–2003, с. 11–15, 18.

Продолжение. Начало см. № 35, 38–2003.

МНЕНИЯ

Юдина А.Г. Форумы секции информатики августовского интернет-педсовета... № 39–2003, с. 22–24, 32.

Вопросы, которые наиболее бурно обсуждались на форуме.

ПРЕДЛАГАЮ КОЛЛЕГАМ

Руденко В.А. и др. Урок в системе дополнительного образования». № 40–2003, с. 24.

ВКЛАДКА

«В мир информатики». Еженедельная газета для пытливых учеников и талантливых учителей.

Выпуск 7. № 39–2003, с. 25–30.

Семинар.

Устинов П. Методы сжатия данных.

Продолжение, начало см. выпуск 6.

Задачник.

Ответы, решения, разъяснения. К заданиям, опубликованным в газете «В мир информатики» №1/«Информатика» №33/2003.

«Ломаем» голову.

Задачи «переправы».

Почтовый ящик.

Ответ на вопрос о возможности увеличения тактовой частоты процессора.

Внимание! Конкурс.

Итоги конкурса № 1 (дополнение к списку, опубликованному в предыдущем выпуске 6.

Конкурс № 6 для учащихся.

Выпуск 8. № 40–2003, с. 25–30.

Семинар.

Устинов П. Методы сжатия данных.

Окончание. Начало см. выпуск 6, 7.

Microsoft Excel углубленно.

Обработка переменного количества исходных величин в Microsoft Excel.

Задачник.

Ответы, решения, разъяснения. К заданиям, опубликованным в газете «В мир информатики» №1/«Информатика» №33/2003.

Внимание! Конкурс.

Конкурс № 7 для учащихся.

Итоги конкурса № 2 для учащихся.

ИСТОРИЯ НАУКИ

Под знаком чайника. № 39–2003, с. 1–2.

30 лет назад, в 1973 году, на базе Ассоциации по вычислительной технике США состоялась первая конференция «в рамках» специальной группы по компьютерной графике (Special Interest Group in Computer Graphics, SIGGRAPH).

Кибернетик. № 40–2003, с. 1.

В 2003 году исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося ученого и организатора науки Виктора Михайловича Глушкова (1923—1982).

Составитель: Анастасия Пушкова

TopList