ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 23 (35) · Вкладка в «БШ» № 23 (107) · 1–15 декабря 2003 года

Час тихого чтения

Нина Колоскова, Татьяна Рудишина

Пусть шарики летят!

Серия книг «Мы вместе»1

Нина Евгеньевна Колоскова,
Татьяна Валерьевна Рудишина

методисты ЦГДБ им. А.П.Гайдара
Москва

Болдуин, Энн Норрис. Еще немного времени. / Пер. с англ. И.М.Бернштейн. – М.: ОГИ, 2003. – 116 с.

На том месте, где заканчиваются проблемы в повести про Джинни, проблемы в этой книжке начинаются.

Большая английская семья – три сестры и два брата. Мэтти – четвертый ребенок, у него синдром Дауна. Повествование ведется от лица десятилетней Сары. Подобный брат – большая проблема и нелегкое испытание.: Ой, сколько трудностей поджидает семью, если родители решат забрать его домой. Дауненок хрупкий, ранимый, он будет во всем отставать от сверстников. Он может молчать и грустить, когда ты захочешь с ним пообщаться, и наоборот, шуметь и болтать без умолку, когда тебе захочется покоя и тишины. Он будет разговаривать с незнакомыми на улице, как будто они его старые приятели. Зато некоторые люди, которые тебе были дороги и близки, вдруг отвернутся от тебя: отныне ты стал не совсем как они, для них теперь и ты тоже человек с ограниченными возможностями.2

На некоторое время в силу стечения семейных обстоятельств Мэтти в частном пансионе среди себе подобных. И все как будто бы неплохо складывается. Как легко и весело можно жить! Появляются планы будущих поездок, открываются новые возможности, да и Мэтти надо учиться жить без семьи… Но что-то не то… Все заскучали без Мэтти. Не бывает простых решений, необходимо еще немного времени.

Героине приходится делать для себя очень важные выводы. Оказывается, развод родителей (это происходит во внешне абсолютно благополучной и обеспеченной семье подруги Сары) куда страшнее брата-дауна. Только правда и искренность помогают восстановить отношения с друзьями, как это случилось на дне рождения Сары. У каждого оказывается «свой скелет в шкафу».

Послесловия бывают нужны в том числе и для того, чтобы читателю-неспециалисту разобраться, что папа и мама, герои повести, ведущие спор о воспитании, воплощают две школы в психологии. Вот что пишет в послесловии кандидат психологических наук Н.Н.Толстых.

В повести идет спор двух психологических школ и направлений, влиятельных сегодня не только в США, но и в других странах, включая Россию. Первая – бихевиоризм, или наука о поведении, одним из основателей которой сами американцы считают создателя теории условных рефлексов Ивана Петровича Павлова. На уровне практики воспитания бихевиоризм выражается в том, чтобы поощрением подкреплять правильные действия и поступки, а наказанием пытаться искоренить неправильные, что и делает мать Сары по отношению к своим здоровым детям. Вторая – так называемая гуманистическая психология, основной постулат которой состоит в том, что, если человека окружить настоящей любовью, создать у него чувство безопасности, сопереживать ему, это позволит ему развиваться своим путем и в своей логике, так как сама способность к развитию заложена в каждом из нас и по своей природе не может быть ограничена. На этой позиции скорее стоит отец семейства.

Саутолл, Айвен. Пусть шарик летит. / Пер. с англ. Н. Б. Дезен. – М. : ОГИ, 2002. – 132 с.

Один день из жизни Джона Клемента Самнера. Ему двенадцать, у него ДЦП. Учится он в обычной школе, у него любящие родители. Но! Нужно пережить этот переходный возраст, а тут как назло эти противные руки и ноги не хотят слушаться. В своих мечтах во время шторма он не раз спасал самую лучшую в мире девчонку с золотыми волосами из дома напротив… А в реальной жизни – он для нее плохо говорящий соседский мальчишка, у которого случаются приступы эпилепсии и с которым ей не рекомендуют дружить родители. У него есть заклятый враг – противный Сисси Парслоу, одноклассник, проживающий на той же улице. На самом деле именно он в трудную минуту оказывается настоящим товарищем. В глубине души он [Cесил Парслоу] давно знал, что между ними есть какая-то связь, что из всех ребят только Джон Самнер мог бы стать его настоящим другом, как бывают друзья-солдаты, кровные братья, товарищи в жизненной борьбе. Но они всегда говорят друг другу не те слова, всегда смотрят друг на друга с вызовом, и дома у него из-за Джона вечно бывают неприятности.

Сколько раз нашему герою во сне слышалось: «Да ты мировой парень! Ты все можешь!» Его так тянуло вырваться из оков. И он сделал это. Оставшись один (впервые уговорил маму не брать его с собой в город), он залез (с его-то ДЦП!) на пятнадцатиметровый эвкалипт во дворе.

Такого напряжения мне давно не приходилось ощущать при чтении подростковой книжки: по сути дела, львиную долю объема повести Джон залезает на дерево. Вы помните Тему и Жучку, выбирающихся из колодца, когда собственной кожей чувствуешь каждый сантиметр этого осклизлого, могильным холодном отдающего колодца?

И снова выше. Он отламывал кусочки коры и швырял их сквозь листву, и они падали с шумом водопада. Между зубами у него торчал молодой зеленый побег, он жевал его и высасывал сок. Это был нектар. Слаще меда. Небесный нектар. Он погладил ветвь: «У-у-у, хорошая моя». Он пел и не замечал, что на небе уже не было солнца, что птицы улетели и что над ним нависли тяжелые, серые тучи. Первые брызги дождя упали на поднятое вверх лицо. Какое великолепие! Он воспринял их восторженно, как миро для помазания королей на царство. «Я король, а все внизу – грязные негодяи». Он продвигался вперед, нащупывая путь вытянутыми руками, подтягивался, поднимался все выше. И это был уже не маленький инвалид с церебральным параличом, а тот мальчик с горячей красной кровью, которого все в нем пытались задушить, говоря, что его нет…

А потом надо с дерева слезать. А еще урегулировать отношения со всем миром соседей, родителей, доброжелателей и недоброжелателей. Урегулировать на новой основе, что не проще, чем оказаться на вершине дерева.

Бедный, старый папа. Он выглядел так, словно его побили палками. Темные тени под глазами, осипший голос.

– Ах, Джон, – сказал он, – поймешь ли ты когда-нибудь, что ты сделал? <…> У родителей свои проблемы, сынок. И они могут забыть, что у мальчишек тоже есть проблемы… <…> Обычные мальчики и девочки получают затрещины и ссадины, какие тебе и не снились. Обычным людям приходится терпеть обычное обращение. С тобой обращались особым образом. Я сомневаюсь, что ты когда-нибудь узнаешь, до какой степени особым. Но ты, как я понимаю, сыт по горло. Ты бы предпочел затрещины и ссадины. <…> Что ты собираешься делать со своей свободой? Злоупотреблять ею, как ты злоупотребил ею вчера, или ты отнесешься к ней как к возможности самому себе говорить «нет», вместо того, чтобы выслушивать это от других...

В повести, как вы почувствовали из приведенного монолога отца героя, есть важный мотив – родительской опеки, с одной стороны, и личной свободы поведения – с другой. Безответственность – это оборотная сторона медали под названием «гиперопека», свойственная отнюдь не только родителям детей с ограниченными возможностями. Перед каждым родителем стоит выбор: принимать все решения за подростка или дать ему возможность принимать решения самому и «набивать собственные шишки».

Стракан, Иен. Паренек в пузыре. / Пер. с англ. Н.М. Демуровой. – М.: ОГИ, 2003. – 240 с.

Пожалуй, эта книга самая «художественная», самая «литературная», отмеченная, кстати, двумя литературными и двумя специальными премиями читательских симпатий. Настоящее подростковое чтение. Книга о том, что реально волнует подростка, – о любви. О первой, необыкновенной, ни на какую другую не похожей. Повествование ведется от лица героини, шестнадцатилетней Энн.

Единственная из прочитанных книг этой серии, где герой умирает. Так что в этой серии есть книги не просто о цене и ценности человеческой жизни, но и о ситуациях, когда смерть рано или поздно настигает больного, когда она неотвратима. Как отдалить час ее прихода, как прожить недолгую жизнь достойно, как прожить ее так, чтобы был смысл.

Паренек в пузыре – это Адам, ему шестнадцать, и все эти годы с момента рождения он пребывает в стерильной камере с системой жизнеобеспечения, так как у него ТКИД (тяжелый комбинированный иммунодефицит). С такими диагнозом долго не живут, а если доживают до подросткового возраста, то лишь благодаря родительской любви. А Адаму посчастливилось встретить и пережить свою первую большую настоящую любовь. Ею стала Энн, одноклассница Адама, от лица которой идет повествование.

Как и во всех книгах серии, здесь есть второй план. Вторым планом проходит судьба красотки Мел, школьной подруги Энн. У Мел бесконечные свидания с Джастином, Джеймсом, Джоном (далее по списку). Так бы шло и дальше, если бы не проблема, с которой рано или поздно сталкиваются девушки свободных взглядов на проблемы любви и секса. Ранняя беременность и предательство бойфренда. Здесь, правда, все обошлось, автор оказался мягче и милосерднее к Мел, нежели это могло бы быть в реальности. Мел таки находит своего, только ей предназначенного судьбой парня. Проблема гармонии в любви: когда физическая близость без духовного родства недостаточна для ощущения полноты счастья. И наоборот: трагедия любящих друг друга молодых людей от невозможности разделить радость взаимного влечения.

Светлое отношение к смерти, как и вообще к расставанию, не в нашей традиции. У нас это скорее безутешное горе и невозможность перенести разлуку с любимым. Это письмо героиня прочла спустя много времени после смерти Адама:

Дорогая Энн,

Странно писать это письмо, потому что, когда ты его получишь, меня уже не будет. Я уверен, что если б случилось наоборот и в живых выпало остаться мне, я бы с ума сошел от горя.

Но ты разумнее меня, и к тому же мне нужно, чтобы ты выполнила одну мою просьбу.

Ты так великолепно все для меня пробовала, что обещай мне оставить все горести позади, выйти к людям и попробовать настоящую жизнь!

Мне бы не хотелось, чтобы ты совсем меня забыла, но ты не должна допустить, чтобы я стал у тебя на пути. Ты обязана продолжать жить своей собственной жизнью.

Я знаю, между нами были кое-какие неурядицы, но ты совершенно изменила мою жизнь. Ты совершенно особенная, и я помню о тебе только все хорошее. И то, что мы были вместе в ту единственную ночь, – это самое лучшее, самое драгоценное, что случилось со мной за всю мою жизнь.

Я не хочу, чтобы ты о чем-то жалела. Настало время, когда ты должна меня отпустить.

Обещаешь?

Люблю тебя навсегда.
Адам.

Шрайбер, Марк. Принцы в изгнании. / Пер. с англ. О. Н. Мяэотс. – М.: ОГИ, 2002. – 324 с.

Я знала, что герои книги – онкологические больные, и как-то инстинктивно оттягивала начало чтения. А когда прочла, поняла, что и в себе что-то сумела преодолеть.

Лагерь для больных раком детей и подростков. Туда отправляются дети в период ремиссии (когда болезнь отступила, а точнее, затаилась). Повествование ведется от лица шестнадцатилетнего подростка Райана, талантливого, амбициозного, обреченного. Райан ведет дневник с момента обнаружения у него глиобластома мультиформе (рак мозга) и намерен опубликовать его. Повесть – это дневник пребывания в лагере. Даже главы носят названия дней недели. День за днем три недели. Однако это не тот первоначальный мрачный, желчный дневник обреченного больного (он остался за пределами повести, его наш герой уничтожает).
А это дневник не лишенного иронии молодого человека, знающего цену жизни и смерти и сумевшего за эти три недели, проведенных в лагере, произвести полную переоценку ценностей благодаря друзьям, благодаря доктору Морланду, благодаря девушке Холли.

Герой мечтает о карьере врача, однако понимает, что этим мечтам не суждено сбыться. Какие же единственно верные слова находит доктор Морланд! Вдумайтесь в них:

У тебя есть родители, друзья. И много возможностей творить добро. Только начни. Перестань думать о будущих поколениях, о тех, кто еще не родился, обрати свое внимание на тех, кто рядом. Разберись в себе. Больной доктор никому не сможет помочь. Стань сам себе примером, следуй своим же советам. И забудь, кем ты мог бы стать, пусть тебя волнует, кто ты есть.

_____________

1 Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в № 22–2003.

2 Москвина М. Письмо на чешуйке драконши // В кн.: Гудхарт П. Джинни и ее дракончик. М.: ОГИ, 2002. – С. 112.

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Лебедев С. Рынок учебников остается криминальной сферой. № 79–2003, с. 1.

Недавно в городе Всеволожске была убита генеральный директор издательства «Дрофа-Санкт-Петербург» Л.Помазова.

Дашковская О. Проверили. Горит. № 79–2003, с. 1.

Похоже, борьба за пожарную безопасность школ никак не отразилась на количестве пожаров.

Лебедев С. Трагедия в поселке Пионерский: расследование начато. № 80–2003, с. 1.

10 ноября Владимир и Людмила Бочановы, родители Саши, погибшего 5 сентября на учебных военных сборах в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), провели в РИА «Новости» пресс-конференцию.

Иштрикова Н. Перегорели? № 81–2003, с. 1.

Программа пожарной безопасности школ так и не разработана. А ее финансирование отложено в долгий ящик.

Краюхин В. Двойная потеря. № 82–2003, с. 1.

РГГУ потерял ректора. Министр образования потерял лицо.

Иштрикова Н. Cтандарт не прошел. № 82–2003, с. 1.

Проправительственные фракции заблокировали его рассмотрение в Госдуме.

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Иштрикова Н., Лебедев С. Школа перед выборами. № 80–2003, с. 2.

Каждая политическая партия проводит свою линию в сфере образования. Куда может прийти школа, если выберет одну из этих линий?

Кириллова С. ЕГЭ дорогого стоит. № 81–2003, с. 1–2.

Данные Министерства образования о стоимости единого госэкзамена в 2004 году.

Гребнев Л., Дашковская О. «Болонский процесс не регулируется по указке сверху». № 81–2003, с. 2.

Интервью с заместителем министра образования по вопросам сотрудничества с Европой в сфере образования.

Дашковская О. Единый экзамен сдали. Прокуратуре. № 82–2003, с. 1–2.

В Тульской области проведена первая в России проверка законности ЕГЭ.

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Курбатов Р. Пятибалльные идолы. № 80–2003, с. 3.

Что мы приносим в жертву школьным отметкам и почему их тирания кажется для многих лучшей формой педагогической власти.

Чекалина А. Осторожно: универсальный инструмент! № 80–2003, с. 5.

Школа как будто знает лишь четыре типа человеческой психики: двоечник, троечник, хорошист и отличник.

Митрофанов К. Образование накануне великого исхода. № 82–2003, с. 3.

Тенденция такова: школа теряет смысл в качестве транслятора знаний. И если мы хотим, чтобы через десять лет дети еще ходили в школу, нужно наполнить ее другими смыслами.

Пакулова Т. Кем быть? Каким быть? № 82–2003, с. 3.

Почему мы предлагаем этот выбор только в 10-м классе?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Печатникова Л. Политика образования по-французски. № 79–2003, с. 2.

Здесь реформа школы начинается с вопросов о ее целях и смыслах. И в обсуждении этих вопросов участвует вся страна.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Соколова Е. Уроки музыки из оленьей тундры. № 82–2003, с. 4.

Симфония для школы и дикой природы.

Антохина Н. Этикет для образовательных путешественников. № 82–2003, с. 4.

В дороге даже самые обычные житейские ситуации значат совсем не то же, что дома. Они могут многому научить детей.

Перова Л. Отцы и дети. Дорожный вариант. № 82–2003, с. 4.

Являются ли родители предметом первой необходимости в походе?

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Фурман Д. Путь наверх. № 80–2003, с. 5.

Высшая власть заинтересована в том, чтобы сохранился лишь один путь наверх – чисто бюрократический. Сможет ли общество выдвинуть собственных лидеров демократическими способами?

Алексеев Ю., Прусс И. Мы больше не ходим на митинги. № 80–2003, с. 5.

Почему современные молодые люди охладели к любым политическим и общественным действиям.

Дубин Б. Кручусь, устраиваюсь, стараюсь выжить. № 80–2003, с. 5.

Ни у кого нет уверенности, что заработанное сегодня не будет потеряно завтра: общество не может себя защитить. Его интересы вообще не представлены в политике и в отношениях с властью.

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА

Иваницкая Е. Демарш Турецкого. № 80–2003, с. 7.

Победить масскульт нельзя. Избежать его влияния трудно. Единственный выход – научить детей критически относиться к подобной продукции.

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Симонова М., Романов И. Ты укололся добровольно? № 82–2003, с. 7.

Плюсы и минусы цивилизованных методов борьбы с чихом.

Симонова М., Романов И. Лучше не долечить, чем перелечить! № 82–2003, с. 7.

Как не стать заложником народной медицины.

Симонова М., Романов И. Закон – еще не указ... № 82–2003, с. 7.

Чем страшны липовые справки о пройденной вакцинации.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Хоменко И. Книжки тоже пригодятся. В помощь тонущим воспитателям. № 79–2003, с. 4.

«Золотой список» книг по воспитанию.

Растимешин Д. Обязанности родителей перед школой. № 79–2003, с. 4.

В соответствии с международными актами, Конституцией РФ, федеральными законами именно родители обязаны обеспечить получение детьми полного общего образования. А значит, во взаимоотношениях со школой родители и дети обладают не только правами, но и обязанностями.

Тандит С. Я могу! № 81–2003, с. 8.

Чтобы научиться побеждать, нужно хотя бы один раз победить. Пусть даже с помощью родителей.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Документы. № 99. № 79–2003, с. 1–8.

Учебники. № 69. № 81–2003, с. 1–4.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре–ноябре

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Камзеева Е. Санитарная и экологическая обстановка в школе. Исследовательский ученический проект. 8-й класс. «Физика», № 41–2003, с. 15–16.

Среди направлений исследования – анализ художественного оформления школы. А что будут исследовать ученики вашего класса?

Коробко М. Владимир Соловьев в Москве. Путеводитель по памятным местам. «История», № 41–2003, с. 12–15.

Материал статьи можно использовать для проведения экскурсий по Москве.

Макеева А. Воспитываем культурных людей. «Здоровье детей», № 20–2003, с. 16–17; № 21–2003, с. 18–19.

Как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения принципов «культурного» питания?

Родионов В. Учимся быть здоровым! Сценарные планы профилактических занятий для учащихся начальной школы. «Здоровье детей»; № 19–2003, с. 12–13; № 21–2003, с. 12–13.

Чаурина Р. Почему спортсмены дружат с баней? «Спорт в школе», № 21–2003, с. 22–23.

Ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, помогут ответить пословицы и поговорки мира. А как на этот вопрос отвечают сами спортсмены? Материал можно использовать при подготовке Дня здоровья и классного часа.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Берштейн А. Почему мы боимся хвалить детей? «Первое сентября», № 79–2003, с. 4.

«Как только я хвалю Шурика, он становится способен на многое такое, о чем я и не подозревал…».

Материал из рубрики «Наедине» можно подарить каждому на родительском собрании, например, перед Новым годом.

Матвеева М. Почему подросткам трудно. «Здоровье детей», № 21–2003, с. 21.

Если сын-подросток сидит на уроках развалившись, а дочка-подросток плачет и жалуется, что быстро устает… Это вовсе не значит, что они ленятся. Просто у них сейчас такой этап физиологического развития, когда учиться на самом деле трудно.

Наука объясняет и советует.

Растимешин Д. Обязанности родителей перед школой. «Первое сентября», № 79–2003, с. 4.

Основная ответственность за воспитание и образование детей лежит на родителях, а система образования существует лишь в помощь им. И в соответствии с международными актами, Конституцией РФ, федеральными законами именно родители обязаны обеспечить получение детьми полного общего образования. А значит, во взаимоотношениях со школой родители и дети обладают не только правами, но и обязанностями.

Сонькин В. Чем занимаются наши дети. «Здоровье детей», № 21–2003, с. 7.

Жизнь современного школьника расписана буквально по часам и минутам. Приведены средние аспекты этого расписания – в часах в расчете на один день. Организация режима дня школьника. Организация досуга школьников. Качество организации досуга школьника в зависимости от уровня благосостояния семьи. Уровень «наркогенного заражения» окружения десятиклассников.

Таточенко В. Питание школьника. «Здоровье детей», № 21–2003, с. 4–5.

Здоровое питание – это выбор, а не принуждение, а выбор формируется в результате приобретения здоровых навыков питания с самого раннего детства. Об этом можно и нужно поговорить на родительском собрании.

Окончание. Начало см. № 20–2003.

Хоменко И. Книжки тоже пригодятся. В помощь тонущим воспитателям. «Первое сентября», № 79–2003, с. 4.

«Золотой список» книг по воспитанию.

ПРОБЛЕМА

Хахалин Л. Учиться вредно? «Здоровье детей», № 21–2003, с. 8–9.

Причиной резкого ухудшения здоровья детей в процессе обучения в школе является искусственное подавление у них систем саморегуляции и самовосстановления. Но опасно не образование, а затхлые программы и методики обучения в российской школе.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре–ноябре

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. Питание школьника. № 20–2003, с. 8–9; № 21–2003, с. 4–5.

Чем определяется рацион питания школьника. Рацион подростка.

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Лекманов А. Переломы. № 21–2003, с. 6.

Разновидности переломов, неотложная помощь при переломах.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Хахалин Л. Учиться вредно? № 21–2003, с. 8–9.

Причиной резкого ухудшения здоровья детей в процессе обучения в школе является искусственное подавление у них систем саморегуляции и самовосстановления.

45 МИНУТ

Репина Л.И. Уроки для слабовидящих. № 21–2003, с. 14.

Комплексная гимнастика с применением релаксационных поз в реабилитации детей с нарушением зрения.

Продолжение. Начало см. № 18, 19–2003.

ВНЕ УРОКА

Родионов В. Учимся быть здоровыми. № 21–2003, с. 12–13.

Сценарные профилактические занятия для учащихся начальной школы.

Продолжение. Начало см. № 19–2003.

СЕМЬЯ И ДЕТИ

Мирская Н. Биоритмы и питание. № 20–2003, с. 12–13.

Необходимое условие для сохранения и укрепления здоровья – рациональный режим питания, то есть прием пищи в одни и те же часы, кратность приемов пищи, соблюдение определенных интервалов между ними, количественное и качественное распределение пищи в течение дня.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Матвеева М. Модные диеты. № 20–2003, с. 14–15.

Сегодня наблюдается повышенный интерес к различным системам питания, различным диетам, книги о разнообразных способах здорового питания буквально сметаются с прилавков книжных магазинов. Какие же диеты вызывают сейчас наибольший интерес?

Сонькин В. Чем занимаются наши дети. № 21–2003, с. 7.

Средние аспекты расписания жизни современного школьника.

ТЕХНОЛОГИЯ

Макеева А. Воспитываем культурных людей. № 20–2003, с. 16–17; № 21–2003, с. 18–19.

Организация питания – это не только социально-экономическая проблема, но и проблема воспитания, связанная с формированием у человека определенных культурных привычек.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Брагинский В. Похудеть любой ценой. № 20–2003, с. 18–19.

Желание похудеть у некоторых подростков приобретает карикатурные формы, и развивается патологическое состояние, известное под названием нервная анорексия.

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

Лекманов А. Как кормят тяжело-больных детей. № 20–2003.

Виды питания больных детей.

Изосимов А., Чечилова С. Услышь меня, хороший мой! № 21–2003, с. 15.

Как вовремя понять, что у малыша проблемы со слухом.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Якушева Е. Что такое трансгенные продукты? № 20–2003, с. 21.

Что же скрывается за непонятным для обычного покупателя названием «генетически модифицированные», или «трансгенные», продукты?

УРОК ЗДОРОВЬЯ

Родионов В. Учимся планировать здоровое питание. № 20–2003, с. 10–11.

Примерные сценарные планы занятий для учащихся начального, основного и старшего звеньев школы по теме «Здоровое питание – основа здорового образа жизни».

Ганзен И.С. и др. Примерная программа уроков физкультуры для учеников 1–11-х классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. № 21–2003, с. 16-17.

Пояснительная записка.

Продолжение. Начало см. № 19–2003.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Молчанова Т. Уроки внеклассного чтения. № 41–2003, с. 15–31.

Конспекты некоторых занятий по внеклассному чтению по следующим темам: «Н.Носов. “Приключения Незнайки и его друзей” (роман-сказка)»; «Виталий Георгиевич Губарев. “Королевство кривых зеркал”. Повесть-сказка»; «Лазарь Лагин. “Старик Хоттабыч”. Повесть-сказка»; «Э. Успенский. “Дядя Федор, пес и кот”. Повесть-сказка»; «Джанни Родари. “Приключения Чиполлино”. Повесть-сказка»; «Юрий Олеша. “Три Толстяка”. Роман»; «Александр Мелентьевич Волков. “Волшебник Изумрудного города”. Повесть-сказка»; «Александр Мелентьевич Волков. “Урфин Джюс и его деревянные солдаты”. Повесть-сказка».

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Куданкина С. Сложение и вычитание для случаев вида [ ]± 1 и [ ]± 2. № 41–2003, с. 2–4.

Автор обыгрывает учебный материал и дает возможность учащимся 1-го класса получать положительные эмоции в процессе урока.

Сводцева О. Крещендо в листьях клена. № 41–2003, с. 5–6.

Интегрированный урок музыки, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства для 2-го класса по теме «Времена года в цвете и звуке».

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Нечаева Н. Новый курс русского языка в системе общего развития школьников. № 41–2003, с. 7–9.

В основу предлагаемого курса русского языка заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.

Продолжение. Начало см. № 39–2003.

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Панина Г. Речевая ритмика, или Как использовать физкультминутку для развития речи младших школьников.
№ 41–2003, с. 13–14.

Практическая программа «Речевая ритмика» для 1–2-х классов, которую с успехом можно использовать во время физкультминуток – как во время урока, так и на переменах.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Иншакова О. Леворукие дети и математика. № 41–2003, с. 10–12.

Специфические ошибки левшей при сложении и вычитании.

Продолжение. Начало см. № 21, 22, 24, 29, 32, 34, 38, 39–2003.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Рудницкая В. Математика. № 42–2003, с. 2–9.

Комплект контрольных работ предлагается в помощь учителям, работающим в 1–4-х классах по новым программам и учебникам авторов М.И.Моро и др. (издательство «Просвещение»).

Игнатьева Т.В. Чтение. № 42–2003, с. 10–25.

Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.

Тикунова Л.И. Русский язык. № 42–2003, с. 26–29.

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец I полугодия.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Останина Н., Вертипрахова С. Я и школа. № 41–2003, с. 8–9.

Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено.

Царапкина Е. Искусство жить в ладу с собой и миром. № 42–2003, с. 5-12.

Развивающая программа для подростков.

ГИЛЬДИЯ

Битянова М. Половина успеха. № 42-2003, с. 14.

Посмотрим на возможные варианты позиционирования психолога в отношениях с педагогами.

Продолжение. Начало см. № 37, 38–2003.

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Гонохова Т. Трудно быть собой. № 41–2003, с. 6–7.

Уроки психологии в старших классах.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Антипова С. Уютно ли учителю в школе? № 41–2003, с. 12–13.

Психологический тренинг-студия «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального сгорания учителя».

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Пряжников Н. Информационное насилие. № 42–2003, с. 4.

Сущность информационного насилия над ребенком состоит в том, что ему приходится осваивать огромные потоки хаотичной информации. Причем первостепенной становится не сама информация, а способы работы с ней.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Степанов С. Умнеем день ото дня! № 41–2003, с. 4.

По мнению новозеландского исследователя Джеймса Флинна,
в глобальном масштабе происходит отнюдь не всеобщее отупение — напротив, человечество умнеет буквально с каждым годом.

Степанов С. Мир тесен! № 42–2003, с. 3.

Оказывается, «теснота» нашего мира — не досужее наблюдение, основанное на случайных совпадениях, а строгая социально-психологическая закономерность. Впервые она была обнаружена в конце 60-х, а в наши дни получила новое экспериментальное подтверждение.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Решетникова О. История длиною в год. № 42–2003, с. 2.

Разговор с Л.Я.Дементьевой, педагогом-психологом школы
№ 1909 Юго-Восточного округа г. Москвы, активно работавшей с пострадавшими детьми (и их родственниками) во время террористического акта в театральном центре на Дубровке и уже в течение года наблюдающая тех из них, которые учатся в ее школе.

НАШИ ДЕТИ

Шевнина О. Сотворившие кумира. № 41–2003, с. 5.

Фанатизм создает иллюзию избавления от всех проблем сразу. Тут и любовь к сверхчеловеку, и бег от реальности и одиночества, и яркая жизнь, созданная бурной фантазией поклонника. Притом на самом деле все это имеет мало отношения к личности кумира и к его творчеству.

КОЛЛЕГИ

Решетникова О. Главное — доверие. № 41–2003, с. 14.

Знакомство с работой психологов города Воронежа.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Медведская С. «Отраженье — это лишь обложка». № 41–2003, с. 10.

Рассказ о Неделе психологии, под девизом «Пусть в вашей жизни будет только хорошее настроение», которую психологи Полоцка решили провести после весенних каникул, добавляя к весеннему настроению радость общения с психологом. Все мероприятия проводили члены психологического клуба «Зеркало».

ИГРОТЕКА

Медведская С. Загадки маглов. № 41–2003, с. 16.

Игра для 3–7-х классов по принципу известной «Мафии».

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Вкладка)

Образовательная программа «Школа перспективных моделей». № 41–2003, с. 1–3.

Этапы формирования новой педагогической позиции.

Образовательное пространство школы «Эврика – Развитие». № 41–2003, с. 4–8.

Несколько подходов в типологии образовательного пространства школы «Эврика – Развитие».

Авторская школа «Эврика» – 2003 прошла в Москве с 1 по 4 ноября. № 42–2003, с. 1–8.

Фоторепортаж о встрече в Измайлове.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Адамский А. Российский форум прошел. Авторская школа «Эврика» начинается. № 41–2003, с. 1.

23–25 октября в Нижнем Новгороде состоялся Российский форум-2003, на котором больше трех тысяч представителей гражданского общества, политической власти, бизнеса, СМИ, конфессий, силовых и других правительственных структур вели совместные дискуссии и определяли ориентиры развития страны.

Асмолов А. Российский форум-2003 в Нижнем Новгороде собрал более 3000 участников. № 41–2003, с. 2–3.

Фоторепортаж.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Зверев А. Эксперимент по приказу. № 42–2003, с. 5.

В оппозиции к «экзамену по-европейски» оказались самые серьезные научные силы.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Бочкарева Т. Проблемы финансирования по нормативу малокомплектных школ. № 42–2003. с. 5.

Возможен ли норматив в условиях малокомплектности, как его рассчитать, не приведет ли введение норматива к недофинансированию малокомплектных школ на селе?

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Реморенко И. Мониторинг и статистика: обуза или польза?
№ 41–2003, с. 5.

Разговор с руководителем компонента «Мониторинг качества и статистика образования» проекта Национального фонда подготовки кадров «Реформа системы образования» А.Каспржаком и директором Московского центра образования «Царицыно» Е.Рачевским.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Педагогическая требовательность. № 41–2003, с. 3.

Как же обойтись без пресловутой требовательности и без наказаний? Как директору быть добрым, мягким и интеллигентным человеком? Если исходить из педагогики требований, то интеллигентный человек никогда не может быть директором, а лучшим директором будет командир и солдафон.

Школа и вывеска. № 42–2003, с. 2.

Если вывеска выражает некое стремление к лучшему – да здравствует вывеска, если она для того, чтобы пустить пыль в глаза, – тогда она не украсит школу, хоть из золота ее делай.

ОФИС

По материалам журнала «Налогообложение и бухгалтерский учет в негосударственном образовании» № 9–2003.

Учет научной деятельности в НОУ. № 41–2003, с. 11.

Может ли образовательное учреждение принимать плату за образовательные услуги от юридических лиц, не используя ККМ? № 42–2003, с. 11.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Куприянов Б.В., Салина Е.А. Три дороги Ивана, крестьянского сына. № 41–2003, с. 13.

О социальной ситуации сельского школьника.

ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Курдюмова И. Ученические советы в Великобритании. № 41–2003, с. 12.

Структура школьного ученического совета.

ВЕРА И ЗНАНИЕ

Гараджа В.И. Следует ли преподавать религию в школе. № 42–2003, с. 3.

Вопрос о том, надо ли преподавать религию в школе, следует решать исходя из того, будет ли этот шаг способствовать модернизации российского общества и его системы образования.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

LANGUAGE SKILLS

Reading. № 41–2003, p. 3.

Sweater. A Mouse of Great Vision. Iceberg Ahead!

Writing. № 42–2003, p. 3.

Missing Words. Writing Prompts. We Saw a UFO! Family Tour.

ASPECTS OF LANGUAGE

Grammar. № 41–2003, p. 4.

Present Perfect Tense. Contraction vs Possessive Noun. Reported Speech.

Vocabulary. № 42–2003, p. 4.

Thanksgiving. Thanksgiving Crossword. Holiday Word Search. Food and Cooking.

CLASSROOM ACTIVITIES

Boyarskaya Y. Can people do without you? № 41–2003, p. 11.

Дополнительные упражнения для контроля понимания пройденного материала (уч. Английский язык, 7 кл., В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа и др.).

Kulakhmetova N. Празднование Дня Благодарения в Соединенных Штатах Америки. № 42–2003, p. 5, 16.

Данное внеклассное мероприятие может быть проведено в любом классе, особенно, в старшем звене (9–11-е классы), и использовано как в Неделе (Декаде) иностранного языка так и при организации тематического вечера.

Boyarskaya Y. How Do You Treat the Earth? № 42–2003, p. 14, 16.

Дополнительные упражнения для контроля понимания пройденного материала (уч. Английский язык, 7 кл., В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа и др.).

Thanksgiving Games. № 42–2003, p. 15.

HOME READING

Gubaidullin M. The Wizard of Oz After Frank Baum. № 41–2003, p. 7–10.

Continued from № 40–2003.

TESTS

Kisunko H. Verbs with Prepositions. Adjectives with Prepositions. № 41–2003, p. 5.

TEACHERS FORUM

Федотова Н. Нестоличное образование. № 42–2003, p. 2.

Теоретически считается, что введение ЕГЭ приведет к изменению ситуации и уровень выпускников будет менее разбросанным, ибо всех их будут готовить к одному и тому же экзамену. Но под какую планку будет это выравнивание?

FOCUS ON LITERATURE

Poetry. № 41–2003, p. 14.

Continued from № 17–2003.

Painter K. To Kill a Mockingbird - the Great American Novel. № 41–2003, p. 15.

FOCUS ON LANGUAGE

Bouma E. Writing, Grammar, and More. № 41–2003, p. 12.

Kisunko E., Muslanova E. Do or Make? № 42–2003, p. 12.

Some verb phrases with DO and MAKE.

FOR YOUNG READERS

Brother Grimm, Gag W. The Frog Prince. № 41–2003, p. 6.

St. Pierre S. Where is the Turkey Lurking? № 42–2003, p. 6.

NATURE

Andreeva N. The Planets of the Solar System. № 42–2003, p. 7–10.

Author designed this series of lessons as an optional course to teach after classes.

DISCOVERING THE PAST

Bonfire Night. № 41–2003, p. 1, 16.

On the night of November 5th, throughout Britain, bonfires are set alight, effigies are burned, and fireworks are set off. The people do this to commemorate their country’s most notorious traitor: Guy Fawkes.

Carlson A. A Fat Turkey Named Slim. № 42–2003, p. 11.

A Canadian Thanksgiving. № 42–2003, p. 11.

A Canadian Thanksgiving makes an interesting counterpoint to the holiday celebrated by its southern neighbour.

AROUND RUSSIA

Kozina A. Moscow. № 41–2003, p. 11–12.

Whoever has been to Moscow knows Russia.

Continued from № 46–2002; № 1, 3, 7, 9, 13, 15, 23, 25–28, 33, 37–2003.

LIFE THERE

London Press Service Informs. № 41–2003, p. 2.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

Я ИДУ НА УРОК

Новикова Л.И. Изучаем причастия и деепричастия. № 41–2003, с. 3–4, 13.

Урок-закрепление по теме «Образование действительных причастий настоящего времени» в 7-м классе.

Зазулина Л.Г. Пишем спортивный репортаж. № 42–2003, с. 3–4.

Урок по развитию речи в 7-м классе.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Волкова А.В. Повторение изученного в начальной школе. № 41–2003, с. 13.

Диктанты для 5-го класса.

Шапиро Н. Диктант со словарем, или Эффект оптической иллюзии. № 41–2003, с. 15.

Очень трудный с орфографической точки зрения текст, взятый из «Краткой истории искусств» Н.Дмитриевой. Этот текст можно предложить в качестве диктанта в сильном девятом классе или в 10–11-м.

Рухленко Н.М. Правописание суффиксов (на материале малых фольклорных форм). № 41–2003, с. 8–16 (вкладка).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Шапиро Н.А. Подготовка к одному изложению. № 41–2003, с. 14.

Отрывок из книги Фазиля Искандера, рекомендуемый для изложения в 8–9-х классах.

Богомолова М.А. Стихотворение в прозе И.Тургенева «Русский язык». № 42–2003, с. 13–14.

Интегрированный урок в 5–6-х классах.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Гаспаров М.Л. «Осень» Пушкина: анализ длинного стихотворения. № 41–2003, с. 14.

Дополнение к статье «“Осень” А. Пушкина: внимательное чтение». См. № 21–2003.

Рослякова Л.Н. Работа над отзывом о прочитанной книге в девятом классе. № 42–2003, с. 1–13 (вкладка).

Подготовка к написанию отзыва на примере второй главы повести М.Веллера «Приключения майора Звягина».

Баранова О.С. Комплексный анализ текста на материале рассказа М.Булгакова «Стальное горло». № 42–2003, с. 14–16 (вкладка).

Материал для 7-го класса.

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Степанова Л.С. «Правильное правописание», или Современная языковая личность медалиста. № 41–2003, с. 1–2.

В стремлении во что бы то ни стало упростить и облегчить словесное образование не лишим ли мы его богатства содержания, не воспитаем ли мы такую личность, малопривлекательные черты которой можно разглядеть уже сейчас во многих медальных работах?

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Рыбакова О.Н. Игра-тест «Кто хочет стать отличником? № 42–2003, с. 4.

Игра «Кто хочет стать отличником?» для 6-го класса проводится по принципу игры «Кто хочет стать миллионером?».

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

Шенкман В.И. Губы жареные, или Народная речь в мемуарах филолога. № 41–2003, с. 1–5 (вкладка).

О книге В.З.Санникова «Записки простодушного».

Санников В.З. Языковой барьер. № 6–7 (вкладка).

Глава из книги «Записки простодушного».

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

В этой рубрике рассматриваются разные стороны учительской работы, к которым все давно привыкли, так что перестали думать: нельзя ли относиться к ним иначе?

Борисенко Н.А. 8. «Добро» и «зло» открытых уроков. № 42–2003, с. 1–2.

Продолжение. Начало см. № 2, 6, 10, 14, 18, 22, 38–2003.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

Я ИДУ НА УРОК

Загорулько А. Лукоморье Бунина. № 41–2003, с. 16–18.

Стихотворение «Сказка» в 5-м классе.

Батяева Л. И.А.Бунин. «Бегство в Египет». № 41–2003, с. 19–20.

Урок-исследование в 6-м классе.

Ярославцев Г. Рассказ И.А.Бунина «Ворон». № 41–2003, с. 22–24.

Урок взросления.

Кочеткова Г. «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов...» № 42–2003, с. 2–4.

Материалы к уроку по творчеству поэта.

ПАНТЕОН

Золотусский И. Знак беды. Три встречи с Василём Быковым. № 41–2003, с. 2–4.

Василь Быков, пожалуй, единственный из крупных писателей, который в годы торжества демократии покинул свою страну. Лучший из лучших, он должен был искать покоя на Западе, хотя, уверен, жизнь там не принесла ему облегчения.

Сарнов Б. Смерть и бессмертие Осипа Мандельштама. № 42–2003, с. 9–23.

Стихи, возвеличивающие Сталина, писали многие поэты. Но Сталину было нужно, чтобы его воспел именно Мандельштам. Во-первых, конечно, потому, что он был выдающимся специалистом в своём деле, мастером. А, кроме того, ещё и потому, что он был — «чужой». У Сталина был острый интерес к «чужим».

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Щербина И. Тема сочинения об эпизоде как методическая проблема в старшей школе. № 41–2003, с. 5–8.

Не секрет, что формулирование тем сочинения, в особенности выпускного, никогда не было задачей сугубо методической. На протяжении как минимум последних двадцати лет кое-что в подходах неоднократно менялось, порой принципиально, хотя и ненадолго.

ШТУДИИ

Ерёмина О. Бегство от одиночества. Концепция любви в рассказах И.А.Бунина. № 41–2003, с. 9–15.

Важнейшая мысль, на которую мы можем опираться в беседах о рассказах Бунина, — тема духовности в любви, тема самоотдачи и творчества в отношениях с любимым человеком. Если нет стремления отдавать, человек всегда будет одинок и несчастен, как несчастны герои Бунина. Человек может ощущать полноту жизни и счастье в единстве с миром и другим человеком, только отдавая.

Сабаева Л., Куликова Н. О рассказе И.А.Бунина «В Париже». № 41–2003, с. 21–22.

Выбрав две судьбы, два характера, Бунин показал трагедию России.

Отрощенко Е. Женщина и море. № 41–2003, с. 27–28.

Образ женщины в лирических стихотворениях Лермонтова часто объединяется поэтом с водной стихией, хотя последняя может выступать и в качестве фона происходящего с героиней, а непосредственно с водой связана женщина из простого народа, живущая на природе, что, возможно, указывает на фольклорные корни данного представления.

ТРИБУНА

Красухин Г. За учителя и без учителя. № 41–2003, с. 25–26.

После многомесячной (многолетней) борьбы на сайте, посвящённом единому государственному экзамену, появилась стенограмма-изложение III Всероссийского совещания, посвящённого итогам эксперимента по введению ЕГЭ в 2003 году и постановке задач на 2004 год.

Айзерман Л. Каким должно быть экзаменационное сочинение. № 42–2003, с. 5–8.

Если действительно сочинение 2004 года будет последним экзаменационным сочинением в школе и вузе, то давайте на прощание проведём его по-настоящему. И если нам удастся это сделать, то, может быть, всем станет ясно, что всё-таки нужно проводить на экзаменах сочинение, а не тесты ЕГЭ.

Волков С. А был ли съезд?! № 42–2003, с. 25–28.

Заметки о Первом всероссийском съезде методистов и учителей-словесников, состоявшемся 21–23 октября 2003 года в Санкт-Петербурге.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА РОССИИ

Андреева И.Г. Музей-квартира А.Н.Толстого в Москве. № 42–2003, с. 29.

По странной иронии судьбы, флигель, входящий в архитектурный ансамбль русской усадьбы, построенный архитектором Шехтелем и предназначенный для проживания в нём прислуги Рябушинских, стал последним прибежищем писателя графа Алексея Толстого.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

Я ИДУ НА УРОК

Смородина Е. Учиться у истории. № 41–2003, с. 26–29.

Еще раз о модульно-блочной системе подачи учебного материала на уроках истории. Материал третьего блока 10-го класса «Россия в ХVI в.» со всеми его модулями.

Продолжение. Начало см. № 40–2003.

ВЗГЛЯД КЛИО

Сухопарова О. «Понимать — это моя профессия». № 41–2003, с. 4–7.

Беседа с лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года — 2003», преподавателем истории и обществознания гимназии № 166 Санкт-Петербурга И.А.Карачевцевым.

АНФАС И ПРОФИЛЬ

Ярхо В. Философы с медицинским образованием. № 41–2003, с. 8–11.

Роль врачей на Руси в XVI–XVIII вв. не ограничивалась только приготовлением снадобий.

Продолжение. Начало см. № 40–2003.

Супоницкая И. Посол Нового Света в Старом. № 41–2003, с. 18–23.

Франклин — гордость США. Он стал первым самым известным в мире американцем. Его появление возвестило о рождении нового народа‚ отличного от других‚ о рождении американца с собственным характером‚ взглядом на жизнь.

ГОРДИЕВ УЗЕЛ

Лопатин В. Был ли генералиссимус А.Суворов масоном? № 42–2003, с. 4–9.

Грешно было бы в дни суворовских торжеств прочитать или услышать версию о масонстве генералиссимуса, версию, не имеющую под собой никаких оснований.

ЛАВКА ДРЕВНОСТЕЙ

Кузнецов А. Орлы, медведи, львы и серны... № 41–2003, с. 21–25.

Гербы Австрии и Швейцарии.

Артемов В. За службу и храбрость. Императорский военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. № 42–2003,
с. 10–11.

Чисто военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия не входил в официальную иерархическую систему российских наград. Между тем с момента своего учреждения он неизменно был предметом особой гордости для награжденных и искреннего уважения и восхищения для окружающих.

МАСТЕРСКАЯ ИСТОРИКА

Базанов С. Братание — путь к поражению. № 41–2003, с. 16–20.

На фронтах Первой мировой войны немцы и большевики действовали заодно.

Лекционный материал по теме «Первая мировая война 1914–1918 гг.» в 9-м классе и для факультативной самоподготовки в 11-м классе.

Продолжение. Начало см. № 40–2003.

МАЛАЯ РОДИНА

М. Коробко. Владимир Соловьев в Москве. Путеводитель по памятным местам. № 41–2003, с.12–15; № 42–2003, с. 18–23.

Далеко не всегда отношение Соловьева к Москве было восторженно-апологетическим, точно так же и отношение московской публики к философу было не всегда дружественным. Как это часто бывает между близкими родственниками, они, эти отношения, омрачались взаимным непониманием, раздражением и нетерпимостью.

ОЛИМПИАДЫ, ТЕСТЫ, КОНКУРСЫ

Посняков А. В славном городе Гамбурге... № 41–2003, с. 30.

Текст с историческими ошибками.

Тыновская Л. «Стала прозываться – Русская земля». № 42–2003, с.24–29.

Игра-викторина по истории Отечества IX—XIV вв.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре–ноябре

Я ИДУ НА УРОК

Барышникова О., Корчагина Т. Город, в котором я живу. Гармония чувства и света. № 20–2003, с. 13.

Урок для 3-го класса художественной школы.

Искеева Т. Волшебная сила музыки. № 21–2003, с. 4.

Урок для 6-го класса.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Герчук Ю. XX век. Век и кино. № 20–2003, с. 7–10

Герчук Ю. XX век. Архитектура. № 21–2003, с. 7–10

Продолжение книги. Начало ее публикации с № 4–1999.

XX ВЕК САМ О СЕБЕ

Насонов Р. Бриттен. № 20–2003, с. 2–4.

Классик английской и мировой музыки XX века, Бенджамин Бриттен (1913–1976) принадлежит к числу тех немногих композиторов своего времени, которые умели писать музыку сложную, новаторскую и в тоже время – совершенно полнокровную эмоционально.

Башинджагян Н. Гротовский. № 21–2003, с.1–3.

Ежи Гротовский – один из самых необычных людей XX века. Кто же он был на самом деле – пророк или исследователь?

РАССКАЗЫ О ХУДОЖНИКАХ

Хан-Магомедова В. Иван Чекмазов и Вера Фаворская. Хранители московской школы живописи. № 20–2003, с. 1.

Опаленные гениальными двадцатыми, всю свою жизнь Фаворская и Чекмазов с честью хранили и продолжали традиции московской школы живописи. Эти традиции живут и развиваются в искусстве их многочисленных учеников.

Норин Д. Надмирный художник. № 21–2003, с. 16.

Испанского художника Хуана Миро называли «художником со звезд».

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

Фоняков И. Был ли интеллигентом автор «Слова о полку Игореве»? № 21–2003, с. 13.

Интеллигенция в современном мире. Культурно-историческая суть.

Барабанов Д. Векторы советского героизма. № 21–2003, с. 14–15.

Умелое внедрение в общественное сознание идеологически сконструированных эталонных героев не только обеспечивало партийным лидерам влияние на поведение масс, но сулило им возможности неограниченного манипулирования умонастроениями советского народа на протяжении десятилетий. Кто же в СССР считался героем?

АРТ-ГАЛЕРЕЯ «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»

Рубрика, в которой публикуются статьи о творчестве известных отечественных и зарубежных художников, а также качественные репродукции форматов А3, которые могут послужить замечательным материалом для создания экспозиции в школьном музее, изостудии, дома.

Ротенберг Е. Ян Вермер Делфтский (1632–1675). № 20–2003, с. 6, 12; № 21–2003, с. 6, 12.

Наряду с Рембрандтом и Франсом Хальсом Ян Вермер Делфтский входит в число трех великих голландских живописцев XVII столетия.

Редакция. Репродукции произведений Яна Вермера Делфтского. № 20–2003, с. 5, 11; № 21–2003, с. 5, 11.

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

Соложенкина С. Семь страниц текста. № 20–2003, с. 14.

О спектакле «Алинур», поставленном А.Левиным в ТЮЗе по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда».

Золотов А. Следуя за музыкой. № 20–2003, с. 15–16.

О концертах нового сезона и новом концертном зале, Московском международном доме музыки.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

Я ИДУ НА УРОК

Вершинина Т.М. Атмосфера и дыхание живой природы. № 41–2003, с. 6–9; № 42–2003, с. 10–13.

Интегрированный урок по биологии и физике.

ЗООЛОГИЯ

Феоктистова Н.Ю. Рыбы с... пилами и крыльями. № 41–2003, с. 10–12.

Как будто природе было мало зубов, которые в акульей пасти размещены зачастую в несколько рядов, и она потрудилась над совершенно удивительным «проектом»: разместила зубы не только во рту, но и по краям плоского вытянутого рыла. В результате получился настоящий зазубренный меч, или, если угодно, двусторонняя пила.

Мамонов Г.А. Земноводные и пресмыкающиеся на севере. № 42–2003, с. 14–16.

Земноводные и пресмыкающиеся – характерные жители теплых районов, особенно многочисленны и разнообразны они в тропиках и субтропиках. Но некоторые из этих холоднокровных животных приспособились к существованию и на территориях с очень холодным климатом.

БОТАНИКА

Попов С.Ю. Иллюстрированный конспект для учителя по теме «Мхи». № 41–2003, с. 13–21.

Объем информации на заданную тему в данной статье значительно превышает тот минимум, который учитель может выдать ученикам за 2 академических часа. Автор изложил курс бриологии в конспективной форме и снабдил его многочисленными иллюстрациями, дабы облегчить восприятие.

Кошель П.А. Стебель. № 41–2003, с. 5.

Развитие ботанических знаний о строении стебля.

Продолжение. Начало см. № 40–2003.

Мельникова С.В. Динозавр на подоконнике. № 42–2003, с. 2–7.

Дерево гинкго – единственный ныне живущий представитель семейства гинкговых. Долгое время гинкго был широко распространен на Земле. Его процветанию способствовали существовавшие тогда на Земле гигантские рептилии и динозавры, помогавшие распространять семена.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Тихонов А.Н. Мышечное сокращение. Молекулярные основы биологической подвижности. № 41–2003, с. 2–4; № 42–2003,
с. 18–21.

В данной статье рассматривается работа линейных молекулярных моторов на примере двух механохимических белков – миозина и кинезина. Среди большого числа моторных белков миозин скелетных мышц и кинезин из клеток мозга являются наиболее изученными. Несмотря на то, что функции миозина и кинезина в клетке различаются, они удивительно похожи по своему строению и механизмам действия.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Липатов П.И., Липатова Л.Н. Основы антропологии с элементами генетики человека. № 41–2003, с. 24–25; № 42–2003, с. 22–25.

Учебно-методический комплекс для 10–11-х классов.

Лабораторная работа № 2А. Оценка росто-весового соотношения; Лабораторная работа № 3. Статистическая обработка антропометрических данных; Лабораторная работа № 4. Компьютерный вариант обработки данных с применением компьютерной программы «Excel»; Лабораторная работа № 5. Определение жизненной емкости легких спирометром. Жизненный индекс.

Продолжение. Начало см. № 38–40–2003.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний. № 41–2003, с. 26–30; № 42–2003, с. 26–30.

Материал к учебнику Н.И.Сонина «Биология. 6-й класс. Живой организм».

Продолжение. Начало см. № 35–40–2003.

КОПИЛКА ОПЫТА

Даянова Т.Д. Контрольные работы по ботанике. № 42–2003, с. 8–9.

Контрольные работы в виде рисунков, схем, таблиц по основным разделам ботаники для 6-го класса.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

Я ИДУ НА УРОК

Шпаковская Е.В. Восхождение на «пик Знаний». № 41–2003, с. 25–26.

Обобщающий урок-путешествие по теме «Основные классы неорганических соединений».

Быкова О.М. Получение и свойства кислорода. № 42–2003, с. 10, 23–25.

Подготовка и проведение практической работы в общеобразовательной школе на уроке химии в 8–9-х классах.

НОВЫЕ КНИГИ

Пахомов Ю.П. Cборник практических работ по химии. 9 класс. № 41–2003, с. 11–22; № 42–2003, с. 11–22.

Сборник может служить учебным пособием для учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии,
и методическим руководством для учителей химии.

Практическая работа 18. Рассмотрение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Практическая работа 19. Электролиз; Практическая работа 20. Сплавы; Практическая работа 21. Коррозия металлов и методы защиты.

Продолжение. Начало см. № 34–40–2003.

Зайцев О.С. Учебная книга по химии. № 41–2003, с. 24;
№ 42–2003, с. 8–9.

Учебник, задачник, лабораторный практикум, научные рассказы для чтения для учителей средних школ, студентов педагогических вузов и школьников 9–10 классов.

§ 6.2. Общие свойства растворов

Продолжение. Начало см. № 4–14, 16–28, 30–34, 37–44, 47–48–2002; № 1–10, 12–32, 35–37, 39–2003.

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Дудкина Е.А. Разноуровневые варианты контрольных работ. 9 класс. № 42–2003, с. 28–32.

Контрольная работа № 4. Химия металлических элементов. Решения и ответы.

Продолжение. Начало см. № 18, 20, 21, 23, 25–28, 37–2003.

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Червонная С.Д. Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий. № 42–2003, с. 26–27.

Тематическое планирование в 11-м классе по теме «Основы цитологии» по курсу «Общая биология» и курс органической химии для параллельного изучения через систему проведения интегрированных уроков.

ОЛИМПИАДЫ. ТЕСТЫ

Коршунова Н.В. Контрольные тесты. № 41–2003, с. 27–32.

Материал для 8-го класса.

Коршунова Н.В. Ответы на контрольные тесты. № 42–2003, с. 32.

Ответы к заданию зачета 1 для 8-го класса по теме «Первоначальные химические понятия».

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ

Кошель П.А. Строение и превращение веществ. № 42–2003, с. 1–4.

Ломоносов — основоположник химической науки и атомно-молекулярной теории строения вещества. Ломоносов — автор фундаментальных законов физики и химии.

Продолжение. Начало см. №39–2003.

ГОРИЗОНТЫ НОВОГО ВЕКА

Левицкий М.М. Всемогущая слабая связь. № 41–2003, с. 1–8.

Водородная связь, о которой пойдет речь, – это глобальное явление, буквально пронизывающее всю химию.

ШКОЛА: ВРЕМЯ РЕФОРМ

Решение Всероссийской научно-практической конференции «О проблемах и перспективах развития химического образования». № 41–2003, с. 9–10.

РАЗНОЕ

Андриенко М. Вдогонку за статьей. № 42–2003, с. 6–7.

Кроссворд, некоторые термины которого, взяты из статьи «Всемогущая слабая связь» (см. № 41–2003).

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

Я ИДУ НА УРОК

Рыжова С.В., Рыжов В.А. Страны и народы. № 41–2003, с.15–18.

Викторина может быть использована для организации общественного смотра знаний, школьных вечеров, семинаров по изучению опыта внеклассной работы, методической недели в школе.

ПРЕДМЕТ

Сердюк Ю.О. Еще одно мнение о действиях Министерства образования. № 41–2003, с. 3–4.

Образование — составная часть военной мощи государства, и любые изменения в этой системе должны находиться под контролем президента, правительства, Государственной думы и других органов управления страной.

Харитонов Н.М. Главному редактору еженедельника «География». № 42–2003, с. 2–3.

Следует всесторонне, комплексно, с учетом интеграционных процессов в сфере знаний обсудить пути, методы дальнейшего совершенствования преподавания географии, вооружения молодого поколения сведениями о природных богатствах, социально-экономическом потенциале нашей страны, о ее месте и роли в мировом сообществе.

МЕТОДИКА

Тхуго И.Л. О возможностях междисциплинарного формирования образа России у учащихся 8-х классов. № 42–2003, с. 21–22.

Каждый учебный предмет имеет свою внутреннюю логику построения и структуру учебного материала, но без учета содержания и структуры смежных предметов сложно, а порой и невозможно достичь высоких результатов в усвоении учащимися знаний. Синхронность в изучении общих вопросов разных предметов высокоэффективна, хотя и не всегда возможна.

МЕСТО

Деточенко Л.В. По странам Скандинавии. Дания — страна Гамлета, Андерсена, Русалочки. № 41–2003, с. 5–11.

Окончание. Начало см. № 19, 25–26, 35–2003

Митин И.И. Карельские зарисовки. Столица Европейского Севера Петрозаводск. № 42–2003, с. 8–12.

Продолжение. Начало см. № 27–28, 30, 34, 38–2003.

ТРАНСПОРТ

Чернова И.М. Вуппертальская подвесная дорога. № 41–2003, с. 19.

Подвесная железная дорога, по-немецки швебебан, является символом города Вупперталя, развлечением и одновременно удобным транспортным средством, перевозящим ежегодно более 23 млн пассажиров.

Заяц Д.В. ММТС. № 41–2003, с. 20.

Москву, как и многие «продвинутые» города мира, захлестнула мода на экзотический монорельс, российская столица захотела быть похожа на Токио или, на худой конец, на Вупперталь.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Максаковский В.П. Африка — континент конфликтов. № 41–2003, с. 21–25.

В последние десятилетия за Африкой прочно утвердилась репутация самого конфликтоопасного региона нашей планеты. В основе большинства конфликтов лежат причины этнического характера.

ОТРАСЛЬ

Колодина О.А. Топливно-энергетический комплекс Оренбургской области. № 42–2003, с. 14–17.

Топливно-энергетический комплекс производит около 60% всей промышленной продукции Оренбургской области (по стоимости). Он объединяет нефтяную, нефтеперерабатывающую, газовую, угольную промышленность и электроэнергетику, нефте-, газо-, продуктопроводы, линии электропередачи.

Колодина О.А. Металлургия Оренбургской области. № 42–2003, с. 18–20.

Одно из крупнейших металлургических предприятий Урала — Орско-Халиловский металлургический комбинат в Новотроицке. Год рождения комбината — 1955, в этом году был получен первый чугун. С 1992 г. ОХМК — акционерное общество «НОСТА (ОХМК)». НОСТА — предприятие полного производственного цикла.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Лазаревич К.С. Линейный масштаб. № 42–2003, с. 23–25.

За последнее время смысл линейного масштаба потерялся. В его определении забыты ключевые слова: не прибегая к вычислениям.

МНЕНИЕ

Богдасаров А.А. Кому нужны географические нелепости? № 41–2003, с. 14.

Если во всей географической мировой литературе приводятся исторически сложившиеся понятия, такие как, например, Средняя Азия, то совершенно неоправданно называть себя центральноазиатскими республиками, находясь от этого самого центра на расстоянии нескольких тысяч километров.

КОНКУРС

Черезов В.Л. Сыграем! № 41–2003, с. 12–13.

Дополнительное задание на уроке географии.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

Я ИДУ НА УРОК

Филиппенко О.В., Кузьменко Е.А. Равнодействующая сила. № 41–2003, с. 4–6.

Интегрированный урок физики и математики. 9 класс. Базовый курс.

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Вершинина Т.М. Атмосфера и дыхание живой природы. № 41–2003, с. 17–21.

Материал к интегрированным урокам по физике, биологии, зоологии и экологии. 7–11-й классы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Батанова М.Г. Первое начало термодинамики в изопроцессах. № 41–2003, с. 9–11.

Обобщающая таблица. 10-й класс. Базовый курс.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дроздов В.Б. Движение тела, брошенного вертикально вверх. № 41–2003, с. 7–8.

Межпредметная физико-математическая тема.

Камзеева Е.Е. Санитарная и экологическая обстановка в школе. № 41–2003, с. 15–16.

Исследовательский ученический проект. 8-й класс.

АБИТУРИЕНТУ

Чесноков С.С. и др. Хочу учиться на ВМК! № 42–2003, с. 5–6.

Задачи, предлагавшиеся на вступительных экзаменах на факультет вычислительной математики и кибернетики в МГУ
им. М.В.Ломоносова в 2002 г.

Продолжение. Начало см. № 38, 42, 46–2002; № 2, 6, 10, 14, 18, 22, 30, 33–2003.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Головин П.П. Демонстрационные опыты по электродинамике. № 41–2003, с. 12–14.

Выдержки из одноименного компакт-диска. См. также № 13, 15–2003.

Туркина Г.Ф. Физика зимнего дня или Зимние опыты. № 42–2003, с. 13–16.

ФАКУЛЬТАТИВ

Геттис Э. и др. Физика классическая и современная. Пер. с англ. В.А.Грибова. № 42–2003, с. 21–24.

Глава 4. Движение в двух измерениях.

Продолжение. Начало см. № 18, 22, 30, 32, 38, 46–2002;
№ 2, 6, 10, 18, 22, 30–2003.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Грибов В.А. Задачи из-за кордона. № 41–2003, с. 2–3.

Электромагнитная индукция.

Продолжение. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25–26, 29, 33, 37, 41, 45–2002; № 1, 5, 9, 13, 17, 37–2003.

Пуздырев Я.В. Контрольные и самостоятельные работы в курсе физики С.В.Громова. № 41–2003, с. 23–28.

Подсказки и ключевые формулы к решению некоторых задач. 10-й класс.

Коновалихин С.В. Качественные задачи. № 42–2003, с. 7–10.

Материал для 10–11-х классов. Базовый курс.

ПРАВОВАЯ СТРАНИЧКА

Болотова Е.Л. Особенности труда лаборанта. № 42–2003, с. 30–31.

Продолжение. Начало см. № 2, 6, 10, 13, 18, 22, 25-26, 30, 39–2003.

ДОКУМЕНТЫ

Орлов В.В. и др. Образовательный стандарт основного общего образования по физике. Требования к уровню подготовки выпускников. № 42–2003, с. 2–4.

Проект. 7–9-е классы. Обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

Я ИДУ НА УРОК

Удальцова А. Натуральные числа. № 41–2003, с. 6–9.

Обобщающий урок в 5-м классе.

Маннангулова Ф. Арифметические действия с обыкновенными дробями. № 42–2003, с. 7–8.

Урок обобщения материала в 6-м классе.

Федотова Л. Основные свойства простейших геометрических фигур. № 42–2003, с. 10–11.

Урок в 7-м классе.

ПРЕДМЕТ

Утеева Р. Всероссийская научная конференция «Предметно-методическая подготовка будущего учителя математики, информатики и физики». № 41–2003, с. 1–3, 5.

О работе конференции, проходившей в Тольятти 21–23 апреля 2003 года.

Никольский С. О проекте базисного учебного плана Министерства образования России. № 41–2003, с. 4–5.

МЕТОДИКА

Герасимова А. Творчество обучаемого – в составлении задач. № 42–2003, с. 1–5.

На примере темы «Теоремы о свойстве отрезков пересекающихся хорд окружности» автор показывает каким образом при изучении теорем школьники включаются в деятельность по «открытию» закономерностей, отраженных в изучаемой теореме, выдвижению гипотез, в поиск доказательств их истинности или опровержения; осознают способы, методы и приемы, с помощью которых реализуется эта деятельность.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Рыжик В. Понять комплексное число. № 41–2003, с. 19–22.

Автор высказывает свое мнение по проблеме понимания на конкретной теме школьного курса – на комплексных числах, причем в изложении ее для учеников математической школы.

Продолжение. Начало см. № 40–2003.

Гурвиц А., Шалина О. Обобщающие уроки. № 41–2003, с. 26–27.

Материал для 11-го класса.

Галицкий М., Терещенко Г. Задачи по алгебре и началам анализа для классов с углубленным изучением математики. 11 класс. № 42–2003, с. 20–23.

Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.

Продолжение. Начало см. № 1, 3, 6, 10, 15, 17, 20, 22, 25–26, 31, 33, 34–36–2003.

Гурвиц А., Шалина О. Устный экзамен. № 42–2003, с. 24–25.

Материал для 11-го класса.

СТАРШЕКЛАССНИКУ И АБИТУРИЕНТУ

Выск Н. Тригонометрические уравнения с конечным числом решений. № 41–2003, с. 23–25, 27.

Некоторые задачи, которые предлагались на вступительных экзаменах в МАТИ-РГТУ в 2002 году.

Кондолова А. Уравнения и неравенства с модулем. № 42–2003, с. 26–28.

Задания, которые предлагались на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения Москвы и Волгограда в разные годы.

Шабунин М. Задачи по стереометрии. № 42–2003, с. 29–32.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Гераськина Е. Определенный интеграл. № 41–2003, с. 28–32.

Автор представляет опыт преподавания раздела «Определенный интеграл» в классах с углубленным изучением математики и общеобразовательных 11-х классах средней школы.

НОВЫЕ КНИГИ

Смирнова Е., Шарыгин И. Геометрия – витамин для мозга. 7–9 классы. № 41–2003, с. 10–12.

Глава II. Основные свойства плоскости.

Продолжение. Начало см. № 1, 4, 15, 25–28, 32, 34, 35, 37, 39–2003.

Рабинович Е. Задачи и упражнения на готовых чертежах. № 42–2003, с. 12–16.

Пособие для учащихся 10–11-х классов общеобразовательной школы, ориентированное на учебник А.В.Погорелова «Геометрия 7–11».

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТУРНИРЫ

Блинков А. и др. Турнир Архимеда. Московская математическая регата для 8-го класса. № 41–2003, с. 13–17; № 42–2003, с. 9, 11.

Условия задач, их ответы, решения, комментарии.

LXVI Московская математическая олимпиада. 6–11-е классы. № 42–2003, с. 17–19.

Условия задач для 8-х классов.

Продолжение. Начало см. № 40–2003.

Спонсор публикации статьи – сайт, посвященный криминальному сериалу «Побег» (Prison Break). На сайте вы можете бесплатно посмотреть все серии сериала «Побег из тюрьмы» в HD качестве, как 4х сезонов самого оригинального сериала, так и 1 и 2 сезон русской версии, а так же скачать их. Много информации представлено о персонажах, актерах, съемках, содержании серий.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. № 41–2003, с. 3–7.

Учебный план курса. Лекция № 5. «Практический тур для 8-х классов».

Продолжение. Начало см. № 33, 35, 37, 39–2003.

Гейн А.Г. Методика преподавания современного курса информатики. № 42–2003, с. 3–13.

Учебный план курса. Лекция № 5. «Формализация и моделирование в курсе информатики».

Контрольная работа № 2.

Продолжение. Начало см. № 34, 36, 38, 40–2003.

СТРАНИЦЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Попов В., Сенокосов А.И. Учебные проекты на Macromedia Flash. № 41–2003, с. 8–11.

Лекция № 5. «Электронная доска».

Продолжение. Начало см. № 33, 35, 37, 39–2003.

Отставнов М. Введение в открытые ОС. № 42–2003, с. 14–15, 18–22.

Лекция № 5. «Переменные и конвейер».

Продолжение. Начало см. № 34, 36, 38, 40–2003.

НА СТЕНД В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

Учебно-развлекательная стенгазета «Информатик@» № 21. № 41–2003, с. 16–17.

Решения задач из стенгазеты. № 41–2003, с. 18.

Добрый песик AIBO. № 42–2003, с. 16–17.

ОЛИМПИАДЫ

Бабенко М., Орлов Д. Решения задач XV международной олимпиады школьников по информатике. № 41–2003, с. 22–24.

Задача «Роботы в лабиринте».

ПРЕДЛАГАЮ КОЛЛЕГАМ

Лебедева И.В. Аналог программы «Правилка» из пакета «Хиты Роботландии» в среде Macromedia Flash. № 42–2003, с. 23–24

Как работать с текстовыми полями: статическим текстом, динамическим тестом и текстом, вводимым пользователем.

ЗАДАЧКИ

Зайцев В.С. Таблица умножения в Microsoft Excel. № 42–2003, с. 24.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Временные требования к Обязательному минимуму содержания общего образования (1998 г.) и проект Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2003 г.). № 41–2003, с. 12-15.

ВКЛАДКА

«В мир информатики». Еженедельная газета для пытливых учеников и талантливых учителей.

Выпуск 9. № 41–2003, с. 25–30.

Школа программирования

Типовые задачи обработки последовательности чисел.

При1ы

«Фальшивый» рабочий стол Windows.

Это полезно знать

Быстрые клавиши в программе Microsoft Word.

Задачник

Ответы, решения, разъяснения. К заданиям, опубликованным в газете «В мир информатики» № 2/«Информатика» № 34/2003.

Личности

Сэмюэл Морзе — изобретатель телеграфа.

Внимание! Конкурс

Итоги конкурса № 3 для учащихся.

Выпуск 10. № 42–2003, с. 25–30.

Школа программирования

Типовые задачи обработки последовательности чисел.

Продолжение. Начало см. выпуск 9.

Планета «Железяка»

О мониторах — подробнее.

«Ломаем» голову

Терещенкова Л.М. Сказка.

Задачник

Задачи П10–П14.

Внимание! Конкурс

Конкурс № 8 для учащихся.

Итоги конкурса № 4 для учащихся.

Составитель: Анастасия Пушкова

TopList