ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 09 (45) · Вкладка в «БШ» № 09 (117) · 1–15 мая 2004 года

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в марте–апреле

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Кириллова С. ЕГЭ дошел до прокуратуры. № 25–2004, с. 1.

Вопрос о конституционности ЕГЭ обсуждался в Московской городской думе, где недавно прошел круглый стол «Единый государственный экзамен: за и против».

Воронов В. БлагоSOSтояние, или Ставка чистыми на руки. № 25–2004, с. 1.

Похоже, и Министерство, и правительство уверены, что учителя весьма высокооплачиваемы. Это ложь! Прожить на эту ставку невозможно.

Леонтьева О. «Вакансий нет и быть не может». № 26–2004, с. 1.

Так отвечают желающим устроиться на работу в Минобразования и науки. Хотя формально все должности – от уборщицы до замминистра – сейчас вакантны.

Кирилова С. Эксперимент по ГИФО: будет ли продолжение? № 27–2004, с. 1.

Как руководители вузов в пилотных регионах расценивают результаты эксперимента по ГИФО?

Иштрикова Н. Совсем не то сюда вносили. № 28–2004, с. 1.

В законопроекте о стандарте все меньше закона.

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Кириллова С. ЕГЭ-2004: итоги тендера не определены. Деньги не выделены. Головную организацию пытаются подвести к банкротству. № 28–2004, с. 2.

За кулисами единого госэкзамена уже несколько месяцев длится война. В пострадавших могут оказаться миллионы российских школьников, которым этим летом предстоит принять участие в эксперименте.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Иштрикова Н. Повышенное налоговое давление. № 26–2004, с. 3.

Такой диагноз российскому образованию поставлен уже давно. На страницах «ПС» эксперты обсуждают, как вернуть налоговую планку в нормальное положение.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Смит А. Учитель должен быть безоружным. № 26–2004, с. 4.

Записки из лондонской школы для несовершеннолетних преступников.

Кириллова С. Устав чужого монастыря. № 26–2004, с. 4.

В Польше в течение 10 лет преподавали религию в государственных школах. Теперь церковь считает, что нужно возвращаться к работе в приходах.

Отсчет уроков: реформы, победы, поражения. Или с чем сражаются педагоги всех стран? (По материалам Юнеско.) № 26–2004, с. 4.

Идея школьной реформы, словно призрак коммунизма, бродит по всему миру. В разных странах педагоги, политики, социологи задумываются о необходимости модернизации системы образования, ищут точку опоры, чтобы перевернуть сегодняшнюю школу, превратить ее в школу будущего, способную подготовить детей к жизни в стремительно меняющемся мире. Только что считать той самой волшебной точкой опоры? Сколько стран, столько и мнений.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Ростова Л. и др. Первые пять дней Третьего марафона учебных предметов. № 25–2004, с. 2.

Репортаж из Московского Дома учителя.

Попова С. и др. Вторые пять дней Третьего марафона учебных предметов. № 27–2004, с. 2.

Репортаж из Московского Дома учителя.

ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС «ПС»

Соколова Е. Рязанская область: школьные берега Оки. № 26–2004, с. 1–2.

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Редина М. Сортировка пациентов по национальному признаку. № 26–2004, с. 7.

На своих, чужих и совсем уж противных.

Гурьянова Т. Выпрямляющая сила русской хороводной. № 26–2004, с. 7.

Избавиться от косолапости и плоскостопия в детском хореографическом центре «Исцеление» можно одним-единственным способом – танцуя. Руководитель и создатель центра Н.Парамонова убеждена: по силе лечебного воздействия с народным танцем не сравнится ни одна даже самая перспективная лечебная гимнастика.

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Левин И. Малые предприятия и великая Россия. № 28–2004, с. 5.

В малых предприятиях становится на ноги новая, деловая и предприимчивая личность, главный субъект перемен. Но самих малых предприятий у нас слишком мало, и число их не растет.

Бирман Л. Управление и партнерство. № 28–2004, с. 5.

Весь ХХ век наука управления двигалась от умения управлять организованными массами людей к науке стимулировать производительный труд отдельной личности – носителя знаний и навыков творчества. Это движение продолжается.

Бирман Л. Наш умственный строй. № 28–2004, с. 5.

Известный русский либерал К.Кавелин в ХIХ веке писал о проблемах, с которыми нам, кажется, не удалось разобраться и до сих пор. Можете судить об этом по сокращенному тексту его статьи, опубликованной в 1875 году.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Ричи У. Кому я нужен. Пер. с англ. М.Никоновой. № 25–2004, с. 8.

Одиночество учит полагаться только на свои силы. Может быть, еще и поэтому новая попытка создать семью часто оказывается неудачной.

Федулова С., Рольбин В. В гостях у Папы Карло. № 27–2004, с. 8.

Специалисты, работающие с маленькими детьми, утверждают: дети умнеют через руки. Только создавая собственные произведения, ребенок учится чувствовать и понимать мир.

Растимешин Д. Кадетские школы. № 27–2004, с. 8.

Заметным явлением в системе российского образования последних лет стал новый вид общеобразовательных учреждений – кадетские школы и интернаты. Они стремятся создать уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, готовят несовершеннолетних граждан к служению Отечеству, осуществляют профилизацию общего образования в старших классах школы.

Никонова М. Зачем ребенку нужно постоять на сцене. № 27–2004, с. 8.

Оказывается, быть в детстве артистом нужно еще и потому, что педагоги, работающие с детьми, видят и знают про них то, что не дано видеть родителям. И главное, умеют им помогать.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Учебники. № 73. № 25–2004, с. 3–6.

Школа для учителя. № 36. № 27–2004, с. 3–6.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Барканов С. Новая должность. «Здоровье детей», № 7–2004, с. 13–15.

Пятнадцать лет назад в стране начался эксперимент по введению в штаты общеобразовательных учреждений освобожденных классных воспитателей (руководителей).

Смирнов Н. Учитель в «третьем состоянии». «Здоровье детей», № 7–2004, с. 24–27.

Как часто и чем болеют педагоги? Один из главных врагов учителя – стресс (точнее – дистресс). Умение предупреждать возникновение дистресса говорит о профессиональной компетенции учителя! (Несколько приемов, которые помогут снять напряжение.)

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Растимешин Д. Порядок отчисления учащихся. «Управление школой», № 14–2004, с. 16.

За что отчисляют из школы? Правильный порядок этой процедуры вам подскажут некоторые документы.

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Баранова Е., Русакова О. Приключения в Роботландии. Сценарий урока-праздника. «Информатика», № 14–2004, с. 23–24.

Праздник накануне каникул для учащихся 3–5-х классов.

Вовк Е. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе. Статья в PageMaker: специальные приемы оформления. «Информатика», № 14–2004, с. 18–22.

Полезные советы для тех, у кого есть школьная газета.

Гришко В. Нет живописней русского наряда! Устный журнал «История развития русского женского костюма». «История», № 14–2004, с. 26–29.

Котляр Н. «Сидел Кий на горе…». Легендарные личности Древней Руси. «История», № 14–2004, с. 6–17.

Материал может быть использован и для внеклассного чтения по истории Древней Руси.

Лихачев Д. Письмо двадцать девятое. Путешествуйте! «Управление школой», № 14–2004, с. 21–22.

Малышева Н. В мире поделок. Идеи на лето. «Начальная школа», № 14–2004, с. 30.

Идеи поделок из материалов, не требующих специальных затрат. Это могут быть семена растений, обрезки ниток, картона, камушки и т.д.

Образцова В. «Дисциплина – это только укрощение дикости». О моральном законе Канта – со школьниками. «Библиотека в школе», № 7–2004, с. 19–21.

Радченко Т. «Но где ж, наука, твой закон?» «Физика», № 14–2004, с. 25–28.

Подборка цитат М.В.Ломоносова.

Родионов В. Тренинг безопасности. «Здоровье детей», № 7–2004, с. 32–33.

Занятия помогут детям правильно вести себя в экстремальных ситуациях. Занятие 3. Развиваем память и внимание. Занятие 4. Развиваем наблюдательность.

Продолжение. Начало в № 6–2004.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Пивоваров Ю., Чернозубов И. Компьютер – враг или друг? «Здоровье детей», № 7–2004, с. 28–30.

Здоровый школьник двенадцати лет может работать на компьютере не более 20 минут. Подготовка рабочего места. Защита от излучений.

Растимешин Д. Кадетские школы. «Первое сентября», № 27–2004, с. 4.

Советы эксперта.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Ткаченко И. Программа и тренинг гендерного развития детей младшего школьного возраста. «Школьный психолог», № 14–2004, с. 9–24.

Программа, психологический тренинг, внеклассное мероприятие.

ПОДРОСТОК

Берштейн А. Парни с форштадта. «История», № 14–2004, с. 22–24.

«Если верить “официальным” данным, скинхедов, т.е. бритоголовых парней, исповедующих нацистскую идеологию в нашей стране – тысяч десять. Боюсь, что цифра эта уже значительно устарела или сознательно преуменьшена». Если Вы хотите высказать свое мнение или поспорить с автором, направляйте свои письма и реплики в редакцию.

ПРОБЛЕМА

Территория риска. Здесь неуязвимых нет… [Тематический заголовок полосы]. «Первое сентября», № 28–2004, с. 7.

Подростковую депрессию нельзя рассматривать как этап жизни, который пройдет своим чередом.

АЗБУКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Плахова Л. Курс молодого директора. № 13–2004, с. 23–30; № 14–2004, с. 23–30.

Важное и во многом незаменимое пособие, являющееся подробной инструкцией по технике безопасности директора школы.

Часть I. Объекты управления образовательным учреждением, или Беспокойное хозяйство.

Продолжение. Начало см. № 2–9–2004.

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН

Эпштейн М. «Мильон терзаний...», или Снова вопросы про ЕГЭ. № 13–2004, с. 13–17.

Размышления о перспективах школьного образования.

Алейникова И. Единый антигосударственный экзамен. № 14–2004, с. 4–7.

Москва заложила «бомбу» под ЕГЭ. Ученые, юристы, депутаты и директора школ Москвы выступили на «круглом столе» с критикой ЕГЭ. В составленном обращении к Президенту России единый экзамен именуется «трагической ошибкой».

Проект обращения участников «круглого стола» «ЕГЭ: за и против», адресованного Президенту РФ В.В.Путину. № 14–2004, с. 7.

КРУГ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Кто за что отвечает. № 13–2004, с. 2–8.

Должностные инструкции заместителей директора по социальной защите и по административно-хозяйственной работе.

Продолжение. Начало см. № 2, 5, 7–2004.

КОЛЛЕГИ

Маричева В. Профессионализм плюс сердечность. № 13–2004, с. 21–22.

Какие качества или черты характера вы прежде всего ищете в новом учителе, принимая его на работу? Своим опытом делятся коллеги из зарубежных стран.

Вместе – дружная семья. № 14–2004, с. 8–10.

Встреча директоров зарубежных русских школ в столице.

Сартан Я. Тестирование как оценка учительского труда. № 14–2004, с. 11.

О состоянии системы образования в Белоруссии, а точнее – в городе Минске, рассказывает председатель Комитета по образованию Мингорисполкома М.С.Титенков.

Протасова Е. Русские школы в Европе. № 14–2004, с. 12–13.

Как войти в контакт с центрами русской культуры в Европе и принять участие в их работе.

КАДРЫ

Алейникова И. Педагогические ясли. Готовить учителей никогда не рано. № 13–2004, с. 10–11.

На педвузы будет возложена задача готовить учителей, имеющих навыки искать себе преемников среди собственных учеников.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Зверев А. «Полный день» по-шведски. А у нас? № 13–2004, с. 17–19.

О том, что ждет школу в ближайшие месяцы и о шведской педагогической доктрине.

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.02.2004 №2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации». № 14–2004, с. 14–15.

Публикуемый документ поможет директорам школ «сориентироваться на местности» – то есть узнать, какие мероприятия планирует провести Минобразования в рамках этой темы в ближайшие полгода, понять, станет ли ваша школа их участницей, вычленить интересные и неординарные события из школьной библиотечной жизни и, возможно, поделиться с коллегами своими находками.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Растимешин Д. Порядок отчисления учащихся. № 14–2004, с. 16.

СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ

Степанов С. Приемы деликатного принуждения. № 14–2004, с. 17.

Кое-что о приемах ловких манипуляторов, которые добиваются своей выгоды за счет других.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Лихачев Д. Путешествуйте! № 14–2004, с. 21–2004.

Письмо двадцать девятое.

Продолжение. Начало публикации см. № 4, 6, 9, 11–2004.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Рубрику ведет Сергей Хмельков.

Подведомственность трудовых споров. Отраслевые награды. № 13–2004, с. 12.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Саломатина Л. У природы нет плохой погоды. № 14–2004, с.10–24.

Интегрированный факультативный курс по развитию речи «Комплексный анализ текста» – это вариант методического обеспечения взаимосвязанного обучения русскому языку и литературному чтению в 4-м классе по традиционной системе.

Занятие 27. Тема. «Л.Н.Андреев “Весенние обещания” (отрывок). Спряжение глаголов в будущем времени. Временная соотнесенность глаголов в тексте».

Занятие 28. Тема. «Л.Н.Толстой “Деревья дышат”. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Использование глагольного времени в переносном значении».

Занятие 29. Тема. «И.А.Бунин “Сосед” (отрывок). Правописание глаголов в прошедшем времени».

Занятие 30. Тема. «К.Д.Ушинский “Ласточка”. Предложение (повторение)».

Продолжение. Начало см. с № 31–2003; № 4, 9–2004.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Замотаева Е. Дик и черника. № 13–2004, с. 2–4.

Урок литературного чтения в 1-м классе по теме: «Юрий Коваль. “Дик и черника”», цели которого познакомить детей с содержанием текста; закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; развивать устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память; обогащать словарный запас; повторить орфографические знания о ь, об ударении, об опасных местах, о написании большой буквы, о слоговой и звуко-буквенной структуре слова, о речевых и неречевых звуках; воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу; воспитывать бережное отношение к животным.

Шевчик В. Тепло родного дома. Классный час. 4-й класс. № 13–2004, с. 5–6.

Каждый день дети после уроков говорят: «Я пошел домой». А задумывались ли они о том, что такое дом? Для каждого из них он свой особенный, но есть и что-то общее. Понять, что есть общего между разными домами, поможет классный час, представленный в этой статье.

Поглазова О. Итоговые контрольные работы по предмету «Окружающий мир». Комплект «Гармония». № 13–2004, с. 7–15.

Контрольные работы составлены в двух вариантах. Формулировки заданий одинаковы для обоих вариантов. Различаются задания своим конкретным содержанием.

Контрольный лист может служить не только для контроля, но и для самоконтроля, для работы над ошибками.

Стасевич Л. Рыбы Амура. № 14–2004, с. 2–4.

Урок математики во 2-м классе по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100 (без перехода через десяток). Закрепление».

Материал для урока математики полностью построен на данных по реке Амур. При желании любой педагог может изменить названия реки и рыб. Главное, чтобы используемые факты были достоверны.

Назаренко И. Храбрый Персей. № 14–2004, с. 5–6.

Урок чтения в 3-м классе по теме: «Мифы и легенды Древней Греции».

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Панина Г. Психологическая поддержка учителя. № 14–2004, с. 25–26.

Психологическая помощь учителям в решении личных проблем.

МИНИСТЕРСКИЕ ВЕСТИ

Приказ Минобразования РФ от 15.01.2004. № 111. № 13–2004, с. 18–19.

Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год.

Приложение №1 к приказу Минобразования РФ от 15.01.2004. № 111. № 13–2004, с. 20–31.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год.

ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Малышева Н. В мире поделок. Идеи на лето. № 14–2004, с. 30–31.

Автор поделится идеями поделок из материалов, не требующих специальных затрат. Это могут быть семена растений, обрезки ниток, картона, камушки и т. п.

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Лаптева О. Головоломки по темам «Окружающего мира». № 14–2004, с. 7–9.

Загадки о деревьях, лесных и домашних животных, грибах, овощных и плодово-ягодных культурах.

ИНФОРМАЦИЯ

Российская ассоциация дислексии. № 14–2004, с. 27.

Наконец-то и в России создана ассоциация дислексии – некоммерческая общественная организация, объединяющая ведущих отечественных ученых, логопедов, учителей, психологов, занимающихся проблемами нарушений письма и чтения у детей, а также заинтересованных родителей, дети которых имеют трудности в обучении грамоте.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Лейбман И. Связанные одной целью. № 13–2004, с. 8–11.

Психологический тренинг сплочения.

Морозова Г. Очная ставка с субличностью. № 13–2004, с. 12–13.

Работа с субличностями в коррекции созависимости.

Продолжение. Начало см. № 10–2004.

Вачков И. Такие разные группы. № 13–2004, с. 14–17.

Способен ли субъектный подход предложить практику удобные и полезные ориентиры в тренинговой реальности?

Тренинговая группа «Черная дыра».

Тренинговая группа «Скопление астероидов».

Продолжение. Начало см. № 11–2004, с. 14–17.

ГИЛЬДИЯ

Кравцова М. На школьных подмостках. № 14–2004, с. 6–8.

Самое обидное и неприятное — стать для своих учеников «училкой». Страшно превратиться в издерганного, с поджатыми губами, злого (а не строгого), придирчивого (а не справедливого), не получающего удовольствия от работы человека — живую иллюстрацию к низкой зарплате и статусу современного учителя.

Решетникова О. «Вся жизнь — театр...». № 14–2004, с. 28–29.

Рассказ о VI Ершовских чтениях «Система Петра Ершова в театре, психологии и педагогике», организованных Класс-ТЕАТРом (художественный руководитель А.П.Ершова). Чтения состоялись 18 марта в помещении Государственного литературного музея.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Непосильная ноша зрелости. № 13–2004, с. 6–7.

Синдром Питера Пэна — результат дефектов семейного воспитания. Стоит добавить, что это еще и червивый плод современной поп-психологии, а также всей общественной атмосферы последних лет, в которой традиционные «взрослые» ценности оказались дискредитированы.

НАШИ ДЕТИ

Степанов С. Мелодии души. № 14–2004, с. 4–5.

Над потоком визуальной информации, обрушивающимся на нас отовсюду в большом городе, мы практически не властны. Зато музыку для прослушивания через плеер человек волен выбрать по своему вкусу и тем самым отгородиться от унифицированных потоков визуальной и звуковой информации. Кроме того, наушники позволяют регулировать социальные контакты и снижают необходимость ответственности. Учитывая все это, легче понять, отчего наши ершистые, но по большому счету такие ранимые подростки полюбили новую игрушку. Похоже, созданный нами мир не слишком для них уютен. Иначе почему они от него так активно отгораживаются?

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Чибисова М. Готовим к ЕГЭ. Стратегии работы с детьми групп риска. № 13–2004, с. 22–25.

Отрывки из будущей книги М.Ю.Чибисовой «Единый государственный экзамен. Психологическая подготовка», готовящейся к изданию в издательстве «Генезис», в новой серии «Психолог в школе». Книга посвящена анализу специфики ЕГЭ по сравнению с традиционными выпускными экзаменами и основным направлениям и формам психологической подготовки выпускников к сдаче Единого государственного экзамена.

КНИГА В ГАЗЕТЕ

Ткаченко И. Программа и тренинг гендерного развития детей младшего школьного возраста. № 14–2004, с. 9–25.

Если в начальных классах правильно организовать половое просвещение, то подростковый возраст лишается многих, казавшихся прежде неизбежными, проблем пола.

Приложение. Внеклассное мероприятие «Иван да Марья». Разработка для учителей начальных классов.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Коновалова И. Любит ли Чацкий Софью? № 13–2004, с. 18–19.

Впечатления члена жюри конкурса «Учитель года Москвы – 2004», проходившего под девизом: «Учитель, к которому спешат ученики».

ИГРОТЕКА

Пряжников Н. Пришельцы. № 13–2004, с. 30–31.

Профориентационная игра с классом, цель которой — помочь подростку в осознании труда как ценности, а также роли труда в жизни общества и отдельного человека. Игра проводится в рамках урока и предназначена для учащихся 10–11-х классов.

РЕПОРТАЖ

Решетникова О. Спасительный юмор. № 13–2004, с. 26–27.

О конкурсе «Педагог-психолог — 2004», заключительный этап которого прошел не в стенах Психологического института РАО, а в московской школе № 1317 Западного окружного управления образования. Это учебное заведение с углубленным изучением информатики, информационных технологий и английского языка, открытое два года назад, оснащено современной аппаратурой, что существенно расширило возможности участников.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Устинов А. Защитная реакция организма. № 6–2004, с. 14–15; № 7–2004, с. 10–11.

Что является причинами изменения терморегуляции у детей, и каковы ее механизмы. Виды гипертермий. Как принимать антипиретики.

АНАЛИТИКА

Андреев Л. Неутешительная картина. № 6–2004, с. 8–11.

Представлены материалы, касающиеся здоровья школьников, которые обсуждались на IХ Конгрессе педиатров России, проходившем в Москве, в феврале 2004 г., под девизом «Актуальные проблемы педиатрии».

Степанова М.И. и др. Не пора ли на каникулы? № 6–2004, с. 12–13.

Нужен ли нашей школе новый календарь? Сколько времени надо для учебы и для отдыха?

Продолжение. Начало см. № 5–2004.

Андреев Л. Что нам дает диспансеризация. № 7–2004, с. 6–8.

Анализ результатов прошедшей Всероссийской диспансеризации 2002 г.

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Лекманов А. Возвращение к жизни. № 6–2004, с. 18–20.

Как и когда проводить реанимационные приемы, алгоритм действий.

Лекманов А. Ожог. № 7–2004, с. 16–17.

Степени ожогов, чем они опасны, чего не следует делать, меры предосторожности.

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

Брагинская К. Логопед до Киева доведет! № 7–2004, с. 34–37.

Первые слова ребенок произносит, как правило, неразборчиво, нечетко. Поначалу это вызывает умиление родителей, и лишь много позже, возникает мысль о болезненном нарушении речи. Что делать?

ПОДРОСТОК

Матвеева М. Чего хочет сердце? № 6–2004, с. 40–41.

Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.

УЧИТЕЛЬСКАЯ

Смирнов Н. Смотрите на мир радостно! № 6–2004, с. 28–29.

Советы учителю, помогающие получать больше радости от жизни.

Смирнов Н. Учитель в «третьем состоянии». № 7–2004, с. 24–27.

Внешние и внутренние факторы плохого здоровья учителей.

СЕМЬЯ И ДЕТИ

Хахалин Л. Честно нажитое богатство. № 7–2004, с. 39–41.

В человека, с его потенциалом 120-летней жизни в самых разнообразных климатических и географических условиях в окружении агрессивной микробиологической среды, мать-Природа заложила колоссальную по своим возможностям, изумительно самонастраивающуюся и поэтому чрезвычайно сложную иммунную систему. Но обязательной платой за адаптацию к агрессивной среде являются инфекционные болезни. Именно так устроены наши взаимоотношения с окружающим биомиром, и изменить их нельзя.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Брагинский В. Иллюзии и галлюцинации. № 6–2004, с. 32–34.

Иллюзии и галлюцинации являются важнейшими симптомами психического нездоровья, особым нарушением предметного, чувственного познания.

Продолжение. Начало см. № 3, 5–2004.

ТЕХНОЛОГИЯ

Мирская Н. У нашей Оксанки – красивая осанка! № 6–2004, с. 24–26; № 7–2004, с. 22–23.

Программа, разработанная НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова, поможет получить необходимые знания, чтобы взяться за ум и поправить свое здоровье.

УРОК ЗДОРОВЬЯ

Ганзен И.С. и др. Примерная программа уроков физкультуры для учеников 1–11-х классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. № 6–2004, с. 22–23; № 7–2004, с. 18–19.

Приложение № 3. «Мяч капитану» и кое-что еще.

Приложение № 6. Физическая культура – это серьезно.

Продолжение. Начало см. № 19, 21–24–2003; № 1, 2, 5–2004.

45 МИНУТ

Родионов В. Тренинг безопасности. № 6–2004, с. 30–31; № 7–2004, с. 32–33.

Цикл занятий, предназначенный для учащихся начальной школы. Цель его – научить детей правильно вести себя в экстремальной ситуации.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Ильин А. Какие болезни страшны для подростков? № 6–2004, с. 36–28.

Необходимо формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни, воспитание у подростков гигиенических навыков и проведение прививочных мероприятий.

LANGUAGE SKILLS

Reading. № 13–2004, p. 5–8.

Разноуровневые задания для чтения с подборкой упражнений. A Mishap (elementary). – Неприятное происшествие, которое приключилось с Тимом. The Bell (intermediate).Рассказ о нищем, который починил колокол. Under the Streets of New York (advanced).Подземная жизнь Нью-Йорка.

Writing. № 14–2004, p. 5–8.

Разноуровневые задания для развития навыков письма. Easter (elementary). – Раскрашивание пасхальной картинки. April Writing Ideas (intermediate).Весенние темы для письменных работ. Palindromes (advanced). – Отгадывание загадок при помощи слов-палиндромов.

CLASSROOM ACTIVITIES

Кудряшов М.Ю. Диктант как контролирующее и обучающее средство овладения письмом на английском языке. Сборник диктантов.
№ 13–2004, p. 4; № 14–2004, p. 11.

Продолжение. Начало см. № 12–2004.

Korzh L. Traditions and Techniques of Some Countries in Making Clothes and Decorative Things. № 14–2004, p. 9–10.

Интегрированный урок английского языка и обслуживающего труда.

Holiday Activity Ideas. № 14–2004, p. 13–19.

Group Time Games. Arts and Crafts. Easter Songs. Games, Science and Math. Easter Shaped Games.

Интересные идеи, которые Вы можете предложить учащимся на уроках: пасхальные игры, рисунки, поделки, увлекательные опыты, пасхальные песни (elementary).

Sweet Facts About Easter. № 14–2004, p. 20.

Easter Puzzle. № 14–2004, p. 20.

TEACHERS FORUM

Федотова Н. Drama in Use. № 14–2004, p. 3–4.

Размышления на тему драмопедагогики.

TESTS

Babina E. Five-Minute Tests. № 13–2004, p. 9–10.

Дополнительный материал к учебнику Счастливый английский. Кн. 2. Учебник для 7-го класса для общеобразовательных учреждений. В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа и др. Unit 2. What are you Good at? Модальные глаголы should/shouldn’t, must/mustn’t (inter-mediate).

Gap-Fill Exercises. Popular English Recipes. № 13–2004, p. 9–10.

Вставьте пропущенные предлоги, местоимения, наречия и глаголы (advanced).

PREPARING FOR EXAMS

Материалы для подготовки к Единому государственному экзамену.

Boyarskaya Y. Different Latitudes – Different Landscapes. № 13–2004, p. 21–26.

Boyarskaya Y. Social and Private Life. № 14–2004, p. 21–26.

Предыдущие публикации на эту тему см. № 1–12–2004.

FOR YOUNG READERS

Tongue-Twisters. № 13–2004, p. 11.

Подборка скороговорок.

Continued from № 12–2004.

Easter Bunny. Patterns to make. № 14–2004, p. 8.

Делаем пасхального зайца.

WONDERING WANDERERS

Lichtenstein M. Letters from India. № 14–2004, p. 28–29.

Своими впечатлениями об Индии делится Мириам Лихтенштайн, американка, которая отправилась в Индию обучать тибетских детей-сирот художественным ремеслам по Вальдорфской методике.

HUMOR

Funny Moments for Teachers. № 13–2004, p. 20; № 14–2004, p. 9–10.

Смешные истории, рассказанные учителями из разных стран.

Птахина А. Английский анекдот как отражение национальной культуры. № 13–2004, p. 30–32.

Работа ученицы 7-го класса, гимназии № 1541 г. Москвы.

SONG CONTESTS

Рубрика-конкурс на лучший перевод текста популярной песни.

Stronger (Sugababes). № 13–2004, p. 28.

AROUND RUSSIA

Kozina A. Finno-Ugrians. № 13–2004, p. 27.

МАРАФОН 2003, 2004

Gallery. № 13–2004, p. 12–13.

Фоторепортаж.

Boltneva O. Comparative Cultural Studies in the English Lesson. № 13–2004, p. 14–15.

Gorodetskaya L. Dictionaries for Exam Success. № 13–2004, p. 16–17.

Mashkova L. From My «Experience Box». № 13–2004, p. 18–19.

Я ИДУ НА УРОК

Резвая А.Ю. Словотворчество в поэзии. № 13–2004, с. 11–13.

Обобщающее повторение по теме «Словообразование» в 9-м классе.

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

Левонтина И.Б. и др. Вы за толлинг или против? № 14–2004, с. 27–30.

Радиопередача «Грамотей». Выпуск 11.

Часто мы можем понять значение незнакомого слова из контекста или из сопоставления этого слова с однокоренными словами. Но иногда ни контекст не помогает, ни слова однокоренного не подберешь.

Продолжение. Выпуски 1–9 см. с № 8–2003; № 10–2004.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Чупашева О.М. Главные члены предложения. № 13–2004, с. 14–15.

Дидактические материалы для 8-го класса ориентированы прежде всего на работу над трудными случаями в сфере подлежащего и сказуемого: неморфологизованное подлежащее, в том числе представленное сочетаниями слов, осложненное вкраплениями, прямой речью; различные типы сказуемых, среди которых сказуемые, имеющие сходные грамматические части или неоднословные, относящиеся к различным разрядам; разграничение подлежащего и сказуемого, если одно из них или оба неморфологизованные. Полезна работа не только с изолированными предложениями, но и с конструкциями в составе связного текста.

Материалы упражнений могут быть использованы на этапе обобщения и повторения материала, а также при углубленном изучении русского языка в общеобразовательных учреждениях различных типов.

Кулаева Г.М. Словообразовательные средства выражения комического. № 13–2004, с. 7–10.

Дидактические материалы для 5–6-х классов, включающие в основном поэтические тексты, помогут ученикам расширить представление об использовании поэтами и писателями словообразовательных возможностей русского языка в создании комического эффекта.

Зайцева Н.А. Смысловые группы наречий. № 13–2004, с. 16–18.

Работа с карточками. 7-й класс.

Безносов Э.Л. Словосочетание и предложение. № 13–2004, с. 22–25.

Материал для 8-го класса носит лишь рекомендательный характер. На его основе учитель может самостоятельно выстроить свою систему уроков, исходя из особенностей каждого конкретного класса и творчески используя предлагаемую помощь.

Лоентьева Т. Диктанты. № 13–2004, с. 29.

Материал для старших классов.

Зайцева Н.А. Употребление предлогов: смысловые отношения, выражаемые с помощью предлогов. Производные и непроизводные предлоги. № 14–2004, с. 16–21.

Работа с карточками. 7-й класс.

Евграфова С.М. Упражнения на повторение. № 14–2004, с. 23.

Материал для 10–11-х классов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Середа Е.В. К вопросу о классификации междометий. № 13–2004, с. 19–21.

Дополнительный материал для 7-го класса можно использовать на одном из последних уроков в сложном разделе «Морфология», что позволит учащимся не только расширить свои знания об особой части речи – междометии, но и поможет повторить пройденный материал из смежных разделов (лексика, словообразование), освежить свои знания.

Кудимова В.В. О некоторых методах обучения стилистике. № 13–2004, с. 27–28.

Несколько примеров использования на уроках методов функциональной стилистики.

ИГРАТЬ ВСЕРЬЕЗ

Рухленко Н.М. «Не спутай кармашки». № 14–2004, с. 24–26.

Материалы для старших классов.

Тема: «Разряды вводных слов по значению».

Тема: «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Тема: «Запятая и ее отсутствие в сложносочиненном предложении».

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

Полезное знакомство. № 14–2004, с. 5–12.

Отрывок из книги Е.С.Скобликовой «Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения», посвященный передаче чужой речи в тексте. Этот материал будет полезен для учащихся старших классов для повторения.

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

Норман Б.Ю. Задачи по русскому языку для учеников и учителей. № 13–2004, с. 32; № 14–2004, с. 31–32.

Задания и ответы на них.

ИНФОРМАЦИЯ

Белокурова С.П. «Вдоль дороги сидел воробей…», или Об одном из образовательных ресурсов в сети Интернет. № 14–2004, с. 2–4.

О сайте «Культура письменной речи» (www.gramma.ru).

Я ИДУ НА УРОК

Людкевич Н. «Говорящие» фамилии в рассказах А.П.Чехова. № 13–2004, с. 26–27.

Практически во всех рассказах А.П.Чехова присутствуют ирония и юмор. Они выражаются разными способами. Ирония может закладываться и в имена героев, и в их фамилии. Работы учащихся 7-х классов, в которых они, проанализировав рассказы А.П.Чехова и выявив так называемые говорящие фамилии, дали им свое толкование.

Калашник Т. Апокалипсис, сотворённый человеком. № 14–2004, с. 10–12.

Урок в 11-м классе по повести М.Булгакова «Собачье сердце».

Куянова А. Концепция нового общества по пьесе В.Маяковского «Клоп». № 14–200, с. 12–14.

Разработка урока для 11-го класса.

Угроватова Т. Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный». № 14–2004, с. 14–15, 18–19.

Разработка урока для 11-го класса.

Аксунова Н. Рассказ Т.Толстой «Сомнамбула в тумане». № 14–2004, с. 19–21.

Разработка урока для 11-го класса.

Шелухина А. «БРОДячий русСКИЙ». Жизненный и творческий путь Иосифа Бродского. № 14–2004, с. 21–23.

Разработка урока для 11-го класса.

Соколова Л. Быт и мечта. № 14–2004, с. 24–25.

Урок в 11-м классе по рассказам Ю.Буйды «Фарфоровые ноги» и Т.Толстой «Факир».

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

Разумихин А. «Мертвые души, или Похождения Чичикова». Опыт современного прочтения. № 13–2004, с. 2–20.

Сегодня, как никогда раньше, явно высвечивается сохранение Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина, Чичикова как общности сквозь прошедшие годы. Оглянитесь вокруг, загляните в себя, и вы поймёте, что такие далёкие «Мёртвые души» — они про нас в столь близком нам сегодня, а вовсе не о «неразумной» и потому «гнусной расейской действительности», о чём твердят со времён Белинского.

Строганова Е. «Мушкетёрские» письма М.Е.Салтыкова. № 13–2004, с. 21–25.

В своих эпистолярных произведениях Салтыков использует те же приёмы сатирической разработки, что и в профессиональном творчестве. В данной статье вниманию читателей предлагается несколько эпистолярных анекдотов, дающих представление об этом своеобразном салтыковском жанре.

ТРИБУНА

Валикова Д. Лёгкость в словах — необыкновенная! № 13–2004, с. 28–29.

О «ляпах» и сомнительных утверждениях, встречающихся в солидных изданиях.

Волков С. Сочинение-2004, или Новое как ещё не забытое старое. № 14–2004, с. 2–3.

Об экзаменационных темах сочинений.

ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ

Рубрика, в которой даются консультации к экзамену.

Краткий путеводитель по «Литературе» 1993–2003 годов. № 14–2004, с. 4–8.

Указатель, который поможет вам быстро найти соответствующие материалы в «Литературе» прошлых лет.

Хубларова Д. Тема 47. М.Ю.Лермонтов о назначении поэта и поэзии. № 14–2004, с. 26.

Крайнев К. Тема 95. Стихотворение Н.А.Некрасова «Элегия». Восприятие, истолкование, оценка. № 14–2004, с. 27–28.

Погорелая Е. Тема 148. В чём причины самоубийства Свидригайлова? № 14–2004, с. 29–30.

КРОССВОРД

Федоринов В. «По следам Остапа Ибрагимовича». № 13–2004, с. 32.

Федоринов В. Кроссворд. № 14–2004, с. 32.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Котова С. Владимир Cанников. Русская языковая шутка: От Пушкина до наших дней. № 13–2004, с. 30–31.

Надеемся, что всё это — шутки. И если не задумываться над их возможными последствиями для автора и издателей, читать сборник старых острот и анекдотов всё равно интересно и время от времени весело. А ведь именно этого они, судя по всему, и хотели в первую очередь.

Я ИДУ НА УРОК

Доценко С. Страна, загадочная, как Сфинкс. № 13–2004, с. 24–30.

Урок-презентация на тему «Искусство и наука Древнего Египта». 5-й класс.

Гришко В. Нет живописней русского наряда! Устный журнал «История развития русского женского костюма». № 14–2004, с. 26–29.

Вспомогательный материал для внеклассной работы по истории русской культуры.

Волошина О. Ушат?.. Это что-то для подвязывания кафтана... Гипотеза учителя: почему детям неинтересно читать? № 14–2004, с. 30–31.

Вспомогательный материал для внеклассной работы по истории русской культуры.

АНФАС И ПРОФИЛЬ

Ельянов Е. Создатель «народной истории» (Отечественная история). № 13–2004, с. 14–17.

Критика исторических трудов Н.И.Костомарова с 1930-х по 1980-е гг.

Николай Иванович Костомаров (1817—1885) — один из крупнейших русских историков XIX в., известный украинско-русский поэт и беллетрист. Главной особенностью исторического творчества Костомарова была его убежденность в особом пути и особых побудительных причинах развития украинского народа. По его мнению, южнорусское племя, т.е. украинцы, привержены личной свободе, а великороссы — общинному духу. Симпатизируя украинцам, Костомаров считал их, а также великороссов «двумя русскими народностями».

МАСТЕРСКАЯ ИСТОРИКА

Малето Е. «Турки могущественны и исполнены мужеством» (Всеобщая история). № 13–2004, с. 4–10.

Мир ислама глазами русского дипломата XVIII в. П.А.Левашова.

Материал может быть использован при подготовке урока на тему «Османская империя». 8-й класс. В статье приведены отрывки из книги П.А.Левашова «Цареградские письма».

Котляр Н. «Сидел Кий на горе...». Легендарные личности Древней Руси (Отечественная история). № 14–2004, с. 6–17.

Материал может быть использован на уроках и для внеклассного чтения по истории Древней Руси. Тема «Легендарный период». 6-й и 10-й классы.

Недостаточно отчетливые образы исторических деятелей, о которых идет речь, сотканы преимущественно из народных преданий, легенд и воинских (дружинных) песен, а не из точных и конкретных свидетельств письменных исторических сочинений, хроник и летописей. Но это не означает, что интересующие меня личности не существовали в действительности. Речь о другом: насколько достоверно отражены они в летописных рассказах, построенных на фольклорных произведениях?

ПЫЛЬ ВЕКОВ

Бунин И. Розовая голубка на Ая-Софии (Всеобщая история). № 13–2004, с. 11–13.

Прогулка Ивана Бунина по Стамбулу.

И.А.Бунин любил путешествовать. В 1907 г., только обвенчавшись с Верой Муромцевой, он совершил паломничество-путешествие в Палестину, побывав также в Турции и в Египте. Очерки, посвященные этому путешествию, которые писатель называл путевыми поэмами, позднее вошли в его прозаический цикл «Тень птицы». В данной статье публикуется отрывок из первого очерка, давшего название всему циклу.

МАЛАЯ РОДИНА

Коробко М. «Расступитесь, думный дьяк идет!». Палаты на Берсеневской набережной (Отечественная история). № 13–2004, с. 18–23.

Материал для проведения экскурсии. 5—11-й классы.

Есть в Москве замечательное место, где встретились исторические здания разных времен. Это памятник сталинской эпохи Дом на набережной, расположенные рядом палаты думного дьяка Аверкия Кириллова и церковь Николы в Берсенях. А напротив — туда удобно пройти по Большому Каменному мосту (тоже памятнику истории), по дороге любуясь видом на Кремль, — восстановленный недавно храм Христа Спасителя. Прекрасная прогулка для учителя с учениками! И для гостей нашей столицы. Публикуемая статья расскажет учителю о самых древних памятниках этого маршрута.

Степанова Е. Достопамятные орловцы. Литературный музей — Дом Т.Н.Грановского. № 14–2004, с. 18–20.

Материал может быть использован при подготовке интегрированного урока по литературе и истории на тему «Общественное движение после декабристов. Люди 1840-х годов». 8-й класс. По подбору представленных в музее имен, эпохе (середина ХIХ в.) — это элитарный музей. Посетителя здесь ждет не прослушивание экскурсии-лекции, а серьезное размышление о нашей истории, о людях, которые были ее цветом и гордостью.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Берштейн А. Парни с форштадта. № 14–2004, с. 22–24.

Если верить «официальным» данным, скинхедов, т.е. бритоголовых парней, исповедующих нацистскую идеологию, в нашей стране — тысяч десять. Но кажется, что цифра эта уже значительно устарела или сознательно преуменьшена.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Карнаухова Г. и др. Знакомые незнакомцы. № 6–2004, с. 2.

Отзывы детей после посещения выставки кукол, созданных московской художницей Ольгой Андриановой.

Рыжов В. Великие творцы Ренессанса. № 6–2004, с. 3.

Викторина для 8-го класса.

МАСТЕР-КЛАСС

Дайн Г. Анатомия тряпичной куклы. № 7–2004, с. 4–5.

Анатомия тряпичной куклы – наглядный урок народной культуры, живая встреча с русской традицией.

Автор предлагает разные варианты тряпичных кукол.

АРТ-ГАЛЕРЕЯ «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»

Дмитриева Н. Ван Гог (1853–1890). № 6–2004, с. 8, 10.

Продолжение. Начало см. № 5–2004.

Репродукции произведений Ван Гога. № 6–2004, с. 7, 9.

Тавьев М. Алексей Венецианов. № 7–2004, с. 8, 10.

Среди художников того первого расцвета новой русской живописи, который, бурно начавшись в последней трети XVIII в., сошел на нет к середине следующего столетия, наверное, наиболее оригинальным, самобытным явлением был и остается А.Г.Венецианов.

Репродукции произведений Алексея Венецианова. № 7–2004, с. 7, 9.

МАСТЕРА

Хитрук А. Киевлянин, покоривший весь мир. № 7–2004, с. 6.

Главное и самое существенное в искусстве Горовица – это даже не его феноменальная техника и ошеломляющая виртуозность, хотя и они достаточно важны; главное то, что спустя шестьдесят лет с того момента, как он навсегда покинул родной дом, в нем продолжала жить тоска по нему и память о нем, о тепле родного очага. Своей игрой он как бы возвращал эти забытые ароматы. В этом его особенная роль в истории пианизма XX в., в этом незаменимость его искусства, в этом принадлежность его наследия именно русскому искусству XX в.

МУЗЕИ МИРА

Невельский В. Музей-квартира Исаака Бродского. № 7–2004, с. 12–13.

Невозможно перечислить все, чем богато музейное собрание в доме на площади искусств в Санкт-Петербурге. В экспозиции и музейных фондах около двухсот живописных работ и рисунков самого И.Бродского и около четырехсот работ русских художников, среди которых: И.Репин, Б.Григорьев., Б.Кустодиев, М.Врубель, В.Суриков, А.Куинджи и др.

ТЕАТР

Курбатов В. О Толстом, Вампилове и ни слова о Канте. № 7–2004, с. 14.

Размышления автора о нравственности героев у Толстого в «Живом трупе» и Вампилова в «Утиной охоте».

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

Майкапар А. Христианские святые в живописи. № 6–2004, с. 4–5.

Цикл очерков, рассматривающий шедевры старых европейских мастеров, в которых изображены христианские святые с точки зрения содержания того, что они представляют в живописных образах.

Молитвенный образ: вотивная картина.

Молитвенный образ: «Святое собеседование».

Продолжение. Начало см. № 4–2004.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Полищук С., Полищук А. От восприятия к изображению и созиданию. № 7–2004, с. 2–3.

Путь от восприятия к изображению и созиданию позволяет сориентировать процесс обучения на развитие в ребенке творчески-созидательного отношения к действительности.

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

Золотов А. Большой театр – поиски режиссуры. № 6–2004, с. 6.

«Сегодня, к сожалению, есть много режиссеров, которые испытывают потребность инсценировать самих себя, а не произведение…».

Жукова Е. Из Баха что-нибудь… № 6–2004, с. 11.

В Московском международном доме музыки в феврале прошел концерт Владимира Фельцмана, который выступил в амплуа не только солиста, но и дирижера, исполнив камерно-оркестровые произведения И.С.Баха вместе с «Виртуозами Москвы».

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Баткин Л. Леонардо в сопоставлении с Микеланджело. № 6–2004, с. 12–14.

Фрагмент большой работы о Леонардо да Винчи и особенностях ренессансного творческого мышления.

Велтистов М. Встреча с мастером. № 7–2004, с. 5.

Встреча с Борисом Неменским, автором комплекта учебников по изобразительному искусству для начальной школы, во время книжной ярмарки на ВВЦ, где была представлена его книга-альбом «Борис Неменский. Друзья, ученики, соратники. Приглашение к диалогу».

Я ИДУ НА УРОК

Смелова В.Г. Картофельные страдания. № 13–2004, с. 8–10; № 14–2004, с. 8–10.

Внеклассное мероприятие, цель которого ознакомить учащихся с историей возделывания и распространения культуры картофеля.

Нечитайлова М.Л. Промысловые животные в российской геральдике. № 13–2004, с. 12–13; № 14–2004, с. 11–14.

Интегрированный урок-круглый стол истории и биологии, 8-й класс.

Живейнова В.И. Основы цитологии. № 14–2004, с. 4–7.

Урок-общественный смотр знаний в 10-м классе.

ЗООЛОГИЯ

Феоктистова Н.Ю. Слон в океане. № 13–2004, с. 2–4.

Самыми крупными представителями семейства настоящих тюленей являются морские слоны.

Курганская С.А. Маклейя, или боккония. № 14–2004, с. 2–3.

Это растение с красивыми оригинальными листьями в равной мере известно в настоящее время как декоративное и как лекарственное.

Остапенко В.А. Экспедиции за птицами. № 14–2004, с. 18–19.

Путевые заметки автора, специалиста-орнитолога, доктора биологических наук, профессора В.А.Остапенко, который за многие годы своей деятельности – и в центре кольцевания и мечения птиц и наземных млекопитающих Института эволюционной морфологии и экологии животных, и в Московском зоопарке побывал в различных экспедициях, изучал птиц, их миграции, занимался отловом птиц для научных целей и содержания в зоопарке.

БОТАНИКА

Феоктистова Н.Ю. Ботанические игрушки для взрослых. № 13–2004, с. 14–16.

Хищные растения – весьма привлекательные объекты. Множество людей во всем мире с удовольствием разводят их дома. Уход за этими «существами» скорее напоминает уход за домашними животными, чем за растениями.

Кошель П.А. Размножение цветковых растений. № 13–2004, с. 18–20; № 14–2004, с. 20–23.

Как происходило накопление знаний о размножении цветовых растений с древнейших времен до наших дней.

Продолжение. Начало см. № 12–2004.

Семенов Д.В. Сенсационный кактус. № 14–2004, с. 30–31.

В 2002 году мексиканские исследователи обнаружили не просто новый, никем ранее не виданный и не описанный кактус – они нашли растение, невообразимо отличающееся от всех, до сих пор известных. Настоящую химеру, сочетающую отличительные признаки нескольких наиболее ярких представителей семейства.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Солопенко А.Н. Решение задач по общей и молекулярной генетике. № 13–2004, с. 24–27; № 14–2004, с. 24–26.

Предлагаемый задачник включает задачи по следующим темам: молекулярная генетика (роль нуклеиновых кислот в пластическом обмене), наследование признаков при моногибридном скрещивании (I и II законы Менделя), наследование признаков при дигибридном скрещивании (III закон Менделя), наследование признаков сцепленных с полом.

Задачник содержит методические рекомендации, цель которых – помочь в самостоятельном освоении способов решения задач. В пособии приводятся примеры типовых задач с подробным объяснением оформления, условных обозначений и решения.

Пособие может быть использовано как при углубленном изучении биологии в школе, так и при подготовке к поступлению в вузы.

Продолжение. Начало см. № 12–2004.

КОПИЛКА ОПЫТА

Пичугина Г.В. Ученические проекты по выращиванию растений. № 13–2004, с. 22–23; № 14–2004, с. 15–17.

Методические разработки ученических проектов по выращиванию сельскохозяйственных растений. Эти проекты могут быть выполнены при изучении технологии (сельскохозяйственный труд), биологии, в системе дополнительного образования.

Акперова И.А. Уроки биологии: развитие, творчество, комфорт. № 13–2004, с. 28–31№ 14–2004, с. 27–29.

Фрагмент не совсем обычного методического пособия, которое является обобщением опыта работы автора по учебнику Н.И.Сонина «Живой организм». В предлагаемой части пособия показаны возможности использования данного (довольно спорного во многих отношениях!) учебника для работы в режиме развивающего обучения.

Продолжение. Начало см. № 11, 12–2004.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Семенов Д.В. Кактусы. Полный справочник. № 14–2004, с. 32.

Первая на русском языке таксономическая сводка кактусов.

Я ИДУ НА УРОК

Федорова Н.К., Мельникова Т.М. Углерод в полезных ископаемых. № 13–2004, с. 20–26.

Интегрированный урок по химии и географии в 8-м классе.

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Пахомов Ю.П. Cборник практических работ по химии. 11 класс. № 13–2004, с. 11–19; № 14–2004, с. 13–20.

Сборник может служить учебным пособием для учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии, и методическим руководством для учителей химии. Практическая работа 7. Действие катализаторов. Практическая работа 8. Химическое равновесие и его смещение. Практическая работа 9. Восстановительные свойства металлов. Работа гальванического элемента. Практическая работа 10. Роль гальванических пар при коррозии и защите металлов. Практическая работа 11. Решение экспериментальных задач по разделу «Основы общей химии».

Продолжение. Начало см. № 10–12–2004.

ЛЕКЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Ахметов М.А. Конспект лекций по общей химии. № 13–2004, с. 8–10.

Глава I. Электронное строение атома.

Продолжение. Начало см. № 8, 12–2004.

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Гордеев А.С. Программа элективного курса. «Решение олимпиадных задач по химии» для учащихся 9–11-х классов. № 13–2004, с. 5.

Пичугова Т.П. Определение волокон по их свойствам. № 13–2004, с. 6–7.

Определитель помогает по характерным признакам отдельного вещества распознать его среди нескольких веществ. Можно распознать волокна: хлориновое, хлопковое, капроновое, лавсановое, нитроновое, вискозное, ацетатное, шерсть и натуральный шелк.

Лосева Г.С. О химии в стихах. № 14–2004, с. 30.

Творчество учащихся и учителя химии.

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

Зайцев О.С. Учебная книга по химии. № 13–2004, с. 27–30; № 14–2004, с. 6–9.

Учебник, задачник, лабораторный практикум, научные рассказы для чтения для учителей средних школ, студентов педагогических вузов и школьников 9–10-х классов.

§ 7.3. Соли. Гидролиз. § 7.4. Буферные растворы.

Продолжение. Начало см. с № 4–2002; № 1–5, 7, 11–2004.

Батаев В.А., Батаева Е.В. Алкены. Глава из пособия по органической химии. № 14–2004, с. 4–5.

Отступление 2. Кислоты и основания.

Отступление 3. Основность и нуклеофильность.

Продолжение. Начало см. № 1, 2, 12–2004.

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Телешов В.В., Кутумов И. «В раствор погружена пластинка...» Пучки расчетных задач. № 13–2004, с. 10–12.

Алгоритмы решения задач «на пластинки». Пучок задач В.

Продолжение. Начало см. с № 44–2003; № 9–2004.

Шечкова Л.С. Приглашение к чаю. № 14–2004, с. 22–27.

Внеклассное мероприятие. Интегрированный урок химии, географии, истории, русского языка. 6 класс.

Ким Е.П. Самоанализ урока по теме «Классификация сложных веществ. Оксиды». № 14–2004, с. 28–29.

Анализируемый урок см. № 10–2004.

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ В УЧЕБНИКАХ

Левицкий М.М. Гуманитарная химия. № 13–2004, с. 1–3.

Химия обогащает своим творчеством области, весьма далекие и от точных наук, и от бытовых приложений, она вторгается в гуманитарные дисциплины.

Рогожников С.И. Новые приключения Джеймса Бонда. № 13–2004, с. 31–32.

Пародия на детективные романы с химическим уклоном.

ГАЛЕРЕЯ ИЗВЕСТНЫХ ХИМИКОВ

Рогожников С.И. Короткие истории из жизни известных химиков. № 14–2004, с. 1–3.

Немецкий физикохимик и философ-идеалист Вильгельм Фридрих Оствальд (1853–1932).

РАЗНОЕ

Романов А.С. Ответы на кроссворды «Амины», «Эфиры, Жиры». № 13–2004, с. 10.

См. № 11, 12–2004.

Гордеев А.С. Ответы на кроссворд «Химики – юбиляры 2004 года». № 14–2004, с. 12.

См. № 12–2004.

Романов А.С. Синтетика. 10–11 класс. № 14–2004, с. 32.

Кроссворд.

МЕСТО

Агранат Г.А. Загадочная Гренландия. № 14–2004, с. 6–18.

Гренландия — это огромный остров, второй на планете после Антарктиды ледяной щит, или, как говорят ученые, покровный ледник.

Географическая отдаленность, в некотором роде закрытость страны, в какой-то мере ограничивали посещение Гренландии иностранными учеными и специалистами. Положение, кажется, меняется. Нуук — частое место международных и двусторонних встреч. Русские тоже теперь посещают Гренландию.

ЗАЧЕМ Я ИДУ НА УРОК ГЕОГРАФИИ

Сухинин С.А. Учитель лечит от бездуховности, безнравственности и невежества. № 13–2004, с. 26.

Работу учителя можно сравнить с работой врача. Если медик лечит от физической немощи, то учитель — от бездуховности, безнравственности и невежества. Поэтому учитель идет на свой урок географии, чтобы излечить учащихся от безграмотности и географического нигилизма, чтобы привить им знания, открывающие глаза на сложный, многообразный и противоречивый современный мир.

Афанасьева Е.М. Привить вкус к самостоятельному добыванию знаний. № 13–2004, с. 27.

Главная цель учителя — привить детям любовь к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, обо всех ее уголках, чтобы они полюбили свою Родину, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже.

ОТРАСЛЬ

Нефтеперерабатывающая промышленность России. № 13–2004, с. 13–15, 18.

Статистические материалы по данным Министерства энергетики Российской Федерации, 2003 г.

Нефтеперерабатывающие заводы России. № 13–2004, с. 16–17.

Карта размещения НПЗ и значки объемов переработки нефти на них.

ТОПОНИМИКА

Мазеин Н.В. Арабские географические названия. Как много в этом звуке... № 13–2004, с. 3–12.

Именно арабские топонимы, как никакие другие, наполнены вполне определенным содержанием и хорошо понятны тем, кто знает язык, священный для более чем миллиарда жителей нашей планеты. Для образовательных целей особенно важно осознанное понимание географических названий, знание их этимологии.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Лазаревич К.С. Сравнения. Как строить сравнительные географические характеристики. № 13–2004, с. 21–23.

Сравнительный метод в географии был и остается одним из очень важных, и научить школьников сравнивать — задача хотя и непростая, но важная и интересная.

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ

Тархов С.А. Экономическая география России для «чайников». № 14–2004, с. 19–30.

Содержание данных билетов далеко от совершенства и полноты. Есть в нем неточности, которые профессионального учителя и преподавателя педагогического вуза могут даже возмутить. Эти билеты годятся для тех школьников, которым география не очень интересна и скучна. Преподаватели, учителя и сильные ученики будут посмеиваться над нами, но надо помнить и о большой «когорте» слабаков, которые тоже должны хоть что-то запомнить из перегруженного курса экономической географии страны, в которой они живут и будут жить.

Билеты № 11–20.

Продолжение. Начало см. № 10–2004.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Сиротин В.И. Знакомство учащихся с классификацией географических карт. № 13–2004, с. 19–20.

Школьники должны научиться одинаково успешно работать с картами разных масштабов и назначений: уметь пользоваться и картой автомобильных дорог, и топографической картой конкретной местности, и картой отдельного региона или страны, и политической картой мира.

РЕЦЕНЗИЯ

Мирзоев А.Е. Топонимы Верхневолжья. № 13–2004, с. 24.

Топонимическая литература пополнилась книгой осташковского учителя истории и географии, журналиста В.Ф.Иванова. В своей книге «Топонимический словарь Селигерского края» автор рассматривает версии происхождения гидронима «Селигер». В.Ф.Иванов рассматривает также происхождение названий улиц города Осташкова, а завершающий раздел, посвященный археологическим памятникам края, назван «Каменная летопись».

Я ИДУ НА УРОК

Горохов В.В., Горохова О.Ю. Механическая работа. № 13–2004, с. 27–29.

Разработка урока для 7-го класса. Базовый курс.

Семке А.И. Малые тела Солнечной системы. № 14–2004, с. 19–24.

Разработка урока астрономии в 11-м классе. Базовый курс.

АСТРОНОМИЯ

Вахрушев В.В. Итоговая контрольная работа. № 14–2004, с. 29–31.

Карточки-задания и ответы к ним.

Трубачеева С.А. Планеты Солнечной системы. № 14–2004, с. 31.

Ребусы.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К ЗВЕЗДАМ

Квасников А. Первые люди на луне. № 14–2004, с. 9–14.

Работа ученика 10-го класса школы № 218, г. Москва, посвященная программе «Аполлон» и полету корабля «Аполлон-11» на Луну.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Рябушкина В.М. Планеты земной группы. № 14–2004, с. 15–17.

Занятие для учащихся 3–5-х классов.

ВСТРЕЧИ И КОНКУРСЫ

Львовская Г., Огурэ Л. Московский интеллектуальный марафон. № 13–2004, с. 4–8.

Задания для старшего звена по физике с решениями (районный, окружной и городской туры) и по всем предметам для окружного тура.

НОВАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сурдин В.Г. Путешествие к красной планете. № 13–2004, с. 25–26.

Рецензия на книгу «Марс: великое противостояние», предназначенной для широкого круга читателей, для всех интересующихся астрономией и космонавтикой. Она будет полезна преподавателям и любителям астрономии.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Пшеничнер Б.Г. Опыт организации профильного космического образования. № 14–2004, с. 2–5.

Основные компоненты программы «Астрокласс», основное содержание и формы работы факультета в отделе астрономии и космонавтики лицея «Воробьевы горы».

НАШИ ПЕДАГОГИ

Пшеничнер Б.Г. У истоков космического образования. № 14–2004, с. 6–7.

Воспоминания бессменного руководителя отдела астрономии и космонавтики МГДД(Ю)Т, действительного члена Российской академии космонавтики, заслуженного работника культуры РФ, отличника просвещения Бориса Григорьевича Пшеничнера.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Золотухина Т.В. Загадки космоса. № 13–2004, с. 18–22.

Стенограмма заседания астрономического кружка школы № 793 г. Москвы.

ГОРДОСТЬ ОТЕЧЕСТВА

Радченко Т.И. «Но где ж, наука, твой закон?» № 14–2004, с. 25–28.

Подборка цитат или просто некоторых высказываний великого русского ученого М.В.Ломоносова.

МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНИЧКА

Уэббер Э.Л., Райс Т., Иисус Христос – Суперзвезда. Рок-опера. № 13–2004, с. 23–24.

Краткое содержание оперы.

Войнович В., Фельцман О. Четырнадцать минут до старта. № 14–2004, с. 32.

ФИЗИКА ПОВСЮДУ

Варламов С. Из архивов С.Варламова. Капля в космосе. № 13–2004, с. 29–31.

Что будет происходить с каплей воды, выпущенной в открытый космос? Как долго она будет «жить», летая рядом со станцией?

ДОКУМЕНТЫ

Примерные экзаменационные билеты. № 13–2004, с. 9–15.

Устная итоговая аттестация учеников общеобразовательных учреждений. Полная средняя школа. 11-й класс. 2003–2004 учебный год.

Примерные экзаменационные билеты. № 13–2004, с. 16–17.

Устная итоговая аттестация учеников общеобразовательных учреждений. Общая средняя школа. 9-й класс. 2003–2004 учебный год.

Титов Г.С. и др. Письмо из XX века. № 14–2004, с. 8.

Напутствие в будущее, написанное в 1998 году, своеобразное завещание новым поколениям землян.

ИСТОРИЯ

Белюстов В. Н. Апрель–2004. № 13–2004, с. 2.

Памятные даты.

Я ИДУ НА УРОК

Киселева О. «Прогулка по лесу». № 13–2004, с. 5–6.

Заключительный урок в 5-м классе по теме «Проценты».

Демакова Л. Длина окружности. Площадь круга. № 13–2004, с. 7–8.

Разработка урока в 6-м классе.

Иванова В. Пирамида. Правильные многогранники. № 13–2004, с. 21–22.

Обобщающий урок в 11-м классе.

Подлесская И. Логика. № 14–2004, с. 9–10.

Урок-ознакомление учащихся 6-го класса с понятием логика и ее составляющими: комбинаторика, классификация, сравнение, анализ, синтез.

ПРЕДМЕТ

Григорян Н. и др. Из начальной школы – в среднюю. Преемственность в обучении. № 14–2004, с. 2–4.

Результаты исследования методистов Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, цель которого выявление преемственности в использовании учебно-методических комплексов (УМК) и сопоставление уровня математической подготовки пятиклассников в зависимости от программы обучения в начальной школе.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Цымбал Л. Преподавание темы «Линейная функция и ее график». 7-й класс. № 13–2004, с. 9–12; № 14–2004, с. 11–14.

Данная тема является начальным этапом в обеспечении систематической фундаментальной подготовки учащихся. Функциональные понятия конкретизируются при изучении линейной функции и ее частного вида – прямой пропорциональности. Формирование всех фундаментальных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

Муравин Г. Элементы геометрии. № 14–2004, с. 5–8.

Центральная симметрия. Параллельность прямых.

Ходеева Т. Повторяем курс планиметрии. № 14–2004, с. 15–17.

Система задач по планиметрии, которая охватывает все основные темы школьного курса планиметрии.

МЕТОДИКА

Лизура Н., Пустынникова А. Обогащающее повторение. Квадратные уравнения. 8–9-е классы. № 13–2004, с. 2–4.

В статье освещен очередной этап работы по организации обобщающих повторений, которые носят систематизирующий, диагностический и развивающий характер. Методические аспекты проблемы организации повторения.

Предыдущую статью см. № 11–2004.

НОВЫЕ КНИГИ

Смирнова Е., Шарыгин И. Геометрия – витамин для мозга. 7–9 классы. № 13–2004, с. 13–15.

Глава II. Основные свойства плоскости.

Продолжение. Начало см. с № 1–2003; № 10–2004.

СТАРШЕКЛАССНИКУ И АБИТУРИЕНТУ

Качалкина Е. Применение теорем Чевы и Менелая. № 13–2004, с. 23–26; № 14–2004, с. 24–27.

В статье предложены решения задач по планиметрии, предлагаемые на вступительных экзаменах в вузы, заочные математические школы, для решения которых можно применить теоремы Чевы и Менелая.

Шестаков С. Письменный экзамен. 11-й класс. № 13–2004, с. 27–29; № 14–2004, с. 28–30.

Глава 4. Производная и первообразная.

Продолжение. Начало см. с № 16–2003; № 2, 10, 11–2004.

Самсонов П. Предэкзаменационная работа в «школе медалистов». № 14–2004, с. 19–23.

Анализ одной из письменных работ по алгебре и началам математического анализа, предложенных на предэкзаменационных работах в «школе медалистов» Северо-Западного учебного округа г. Москвы.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Гераськина Е. Определенный интеграл. № 13–2004, с. 30–32.

Урок 16. Приложения определенного интеграла в физике. Урок 17. Приложения определенного интеграла в физике. Урок 18. Задача о длине кривой.

Продолжение. Начало см. с № 41–2003; № 2, 3, 11–2004.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТУРНИРЫ

Блинков А. и др. Турнир Архимеда. Московская математическая регата. № 13–2004, с. 16–19, 32.

Условия задач, ответы решения и комментарии к ним.

Блинков А. и др. Математическая регата на фестивале «Математика, 6–9» им. А.П. Савина. № 14–2004, с. 31–32.

Задачи четырех туров для 8-го и 9-го классов.

РАЗНОЕ

Сукачева Т. Кроссворд «Натуральные числа». № 13–2004, с. 4.

Верхорубов В. Рисуем по координатам. № 13–2004, с. 8.

Пастухова А. Рисуем по координатам. № 14–2004, с. 10.

Куличенко Ф. Рисуем по координатам. № 14–2004, с. 17.

ПРОЕКТ «ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ»

Широкое обсуждение содержания базового курса информатики, представленного в проекте образовательного стандарта для основной школы и примерной программы базового курса, основанной на данном проекте стандарта. Обсуждение ведется в трех независимых рабочих группах: Учителя, Эксперты, Разработчики.

Обсуждаем новую редакцию Примерной программы. № 14–2004, с. 4–11.

Мнения и представителей различных групп.

ОЛИМПИАДЫ

Большинство задач, представленных в этой рубрике, доступны участникам олимпиад любого уровня, начиная со школьного, но при этом они имеют свои изюминки, которые и отличают их от обычных учебных.

Шедов С.В. Задачи Московской городской олимпиады школьников по информатике 2004 года. № 13–2004, с. 4–17.

В качестве примера интересных и не очень сложных задач были выбраны задачи Московской городской олимпиады. Разбор этих задач проведен с высоким уровнем детализации, с подробным описанием приемов, используемых при эффективном решении.

Зубов А.Ю. и др. XII олимпиада по математике и криптографии. № 13–2004, с. 18–22.

В статье подробно рассматриваются методы решения задач повышенной сложности, не связанных с программированием, которые были представлены на олимпиаде, прошедшей в ноябре 2003 года.

Бабенко М., Орлов Д. Решение задачи XV международной олимпиады школьников по информатике «Разглядывание забора». № 13–2004, с. 23–26.

Подход к решению задачи самого высокого уровня. Но и эта задача вполне доступна всем постоянным читателям олимпиадных рубрик.

ПРЕДЛАГАЮ КОЛЛЕГАМ

Вовк Е.Т. Школьная стенгазета и издательские технологии в школе. № 14–2004, с. 18–22.

Статья 6. PageMaker: специальные приемы оформления.

Продолжение. Начало см. № 47–2003; № 5, 7, 9, 11, 12–2004.

«ЖАРКОЕ ЛЕТО – 2004»

Предварительный план серии тематических выпусков «Жаркое лето – 2004». № 13–2004, с. 2–3; № 14–2004, с. 2–3.

ЭКЗАМЕНЫ

Еремин Е.А. и др. Готовимся к экзамену по информатике. 11-й класс. № 13–2004, с. 27–32; № 14–2004, с. 12–17.

Билеты №№ 6, 7, 8, 9.

Продолжение. Начало см. № 10–12–2004.

ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Баранова Е.В., Русакова О.Л. Приключения в Роботландии. № 14–2004, с. 23–24.

Сценарий урока-праздника, цель которого подвести итог определенного периода изучения информатики и показать родителям и коллегам-учителям, чего достигли учащиеся.

ВКЛАДКА

«В мир информатики». Еженедельная газета для пытливых учеников и талантливых учителей.

 

Выпуск 23. № 14–2004, с. 25–30.

Microsoft Excel углубленно.

Еремин Е.А. 10 познавательных этюдов для Microsoft Excel.

Этюд 10 (заключительный). Поиск в четырех измерениях.

Продолжение. Начало см. выпуск № 16. «Информатика» № 48–2003; выпуски № 17–24, «Информатика» № 5–12–2004.

«Ломаем» голову.

Задача о лифте.

Решение задания «Взвешивание крупы».

Графика.

Разина М. Основы Macromedia Flash.

Продолжение. Начало см. выпуск № 24, «Информатика № 12–2004.

Games.exe.

Полоудин В.А. Компьютер и шахматы – история вопроса.

Внимание! Конкурс.

Конкурс № 20 для учащихся.

Итоги конкурса № 12 для учащихся, опубликованного в выпуске № 18/«Информатика» № 6–2004.

ИСТОРИЯ НАУКИ

От MS–DOS к Windows Longhorn. № 14–2004, с. 1, 31–32.

Десять лет назад, в апреле 1994 года, была выпущена последняя версия операционной системы MS–DOS.

Составители: Анастасия Пушкова, Людмила Сухова, Елена Широкова

TopList