БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 5 (14) · Вкладка в «БШ» № 09 (117) · 1–15 мая 2004 года
СПЕЦВЫПУСК,
ПОСВЯЩЕННЫЙ МОСКОВСКОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ МАРАФОНУ

Появление Дня классного руководителя в программе третьего Московского педагогического марафона учебных предметов – самое заметное изменение в его программе по сравнению с двумя прошлыми годами. Он стал, как нам кажется, достойным завершением четырехнедельного Марафона.Пройдемся вместе по полным залам Московского городского дома учителя. Послушаем, о чем спорили и печалились, чему учились и чему учили классные руководители в тот день, 23 апреля.А дальше – задавайте вопросы, делитесь опытом, спорьте и сомневайтесь вместе с нами. А если вам захочется написать лично кому-то из тех, чей опыт здесь сегодня представлен – мы и это можем. Пишите на адрес редакции для них – мы перешлем.

Весенний марафон

Валерий Славский

Диалог как открытая система

Многие из участников Марафона не только преподают свой предмет, но и являются классными руководителями, теми, кто по долгу и призванию осуществляет педагогическое, психологическое или просто дружеское сопровождение детей в школе. Комфорт ученика, его согласие с самим собой, стремление к сотрудничеству во многом определяется нашим умением выстраивать отношения ученика со школой. А школы с родителями. Или наоборот? И вообще, какими могут быть варианты развития отношений взрослых, которые тоже учителя, потому что у них всегда «учатся», и детей – учеников, обучающихся математике и астрономии, русскому языку и информатике. А еще – просто умению учиться, общаться, выстраивать свои отношения с соседкой(ом) по парте, одноклассниками, педагогами и родителями. И главное – умение не сталкиваться со взрослым миром, а учиться там уже быть. А это непросто. И без поддержки учителей и родителей точно не обойтись.

О том, как «выстроить систему взаимодействия с родителями» и шел разговор на мастер-классе кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики петербургского РГПИ им. А.И.Герцена Ирины Алексеевны Хоменко. Она же – автор известного сайта «Интер-педагогика».

Центральное место встречи классного руководителя с родителями остается традиционно неизменным. Это, конечно, школа. Форм и методов их взаимодействия или партнерства сегодня появляется все больше. Новые идеи рождаются в том числе и там, где ведется конструктивный диалог как форма общения людей, заинтересованных в творческом решении тех или иных задач.

– Что бы вы хотели вынести из этой встречи? – первый же вопрос Ирины, обращенный к аудитории, вызвал массу откликов. Вот некоторые из них:

– Как выстроить систему взаимодействия с родителями?

– Чему нужно учить родителей в школе?

– Как быть, когда родители перекладывают свои обязанности на школу?

– Что делать, когда они навязывают классному руководителю свое мнение, как нужно воспитывать детей?

– Как заставить родителя прийти в школу на собрание?

Так завязался разговор о родительском собрании как основной форме взаимодействия с родителями.

Но перед этим И.Хоменко рассказала, что такое вообще система работы с родителями, предложила собственную схему, вкратце прокомментировав каждое направление. Выглядело это так:

Изучение
родителей 100%

Информирование –100%
Просвещение
Консультирование
Обучение
Совместная деятельность

– Для того, чтобы состоялись все остальные пункты, очень важны вот эти два, – отметила ведущая мастер-класса, указав на «информирование» и тот пункт, который как бы присутствует в каждом – изучение.

– Вы должны изучать родителей, знать, чего они хотят. И обязательно поставлять им всю информацию, которая у вас есть. Чем больше родители будут знать, что происходит в школе, тем больше у них возможности включиться в тот или иной процесс взаимодействия.

Думаете, для чего я так подробно расписываю в газете «Библиотека в школе» вопросы, касающиеся классного руководства, родителей и детей, их взаимодействия. Да потому что знаю: библиотекари народ творческий, сразу поймут, что, прочитав материал или заглянув на сайт «Интер-педагогика», можно и самим что-то «классной» подсказать, посоветовать. А там и обратная связь появится.

На вопрос о родительском собрании И.Хоменко ответила, что лучше всего родителей не вызывать и уже тем более не «заставлять» приходить в школу. Их нужно просто пригласить. Причем, для конкретного разговора и по существу факта.

– Мне кажется, что родительское собрание нужно превращать в совещание, в деловое мероприятие. У многих еще остался если не страх перед посещением школы, то состояние тревоги точно. Как от этого уйти? Конструктивным разговором на конкретную тему. Даже если вас собралось несколько человек, обсуждаемые проблемы должны касаться всего класса. И, я думаю, на собрании не нужно решать вопросы, связанные с поведением или успеваемостью конкретного ребенка или истории, касающейся нескольких человек.

Я заглянул в одну из памяток, разработанных Ириной Хоменко, и прочитал: «Как вести себя, если возникла проблемная ситуация и вы встретились с родителями для неприятной беседы?»

Вот несколько рекомендаций. А вообще, все, что принесла Ирина с собой на марафон, есть у нее на сайте.

– Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!

– Побольше конкретики! Старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться». Выражайтесь ясно: «Не сделал два домашних задания по математике», «Отказался отвечать на уроке химии» и т. д. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.

– Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится «разбор полетов», – этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети приложат все усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись.

– Совместно с родителями определите дальнейшие пошаговые целенаправленные действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.

Работу с родителями нужно простраивать вместе с ними, – эта идея прозвучала на мастер-классе Ирины Хоменко как одна из главных. Помните ее первый вопрос, обращенный к аудитории: что бы вы хотели вынести из этой встречи? Не скажу за всех участников марафона, пришедших на встречу с гостьей из Петербурга, но уже тогда и особенно в процессе работы, я осознавал себя то классным руководителем, то папой и даже учеником. И сам мастер-класс напоминал скорее школьную аудиторию, где идет конструктивный, деловой разговор партнеров, искренне заинтересованных в общем деле.

Не менее интересно прошла и дискуссия с профессором Александром Михайловичем Лобком, который предложил аудитории рассмотреть «Класс как открытую систему», то есть такое «детско-взрослое сообщество» (цитата из диктофонной записи – B.C.), где «реальная жизнь любого класса вырывается за границы поставленных целей», когда он «представляет собой организованное изнутри, а не из вне, сообщество интересных друг другу людей». И в этом случае, по мнению А.М.Лобка, возникает ситуация открытости – собственным изменениям, внутреннему содержанию, которое есть в этом классе, в детях. И в учителях, которые тоже находясь в классном пространстве, постоянно работают в режиме взаимодействия с учениками. Это не функциональная структура, смысл которой максимально эффективно выучить детей чему-то запланированному, а нечто другое. «Это все время возможность чего-то большего».

– Всегда безумно интересен опыт тех педагогов и школ, в которых класс начинает развиваться в открытом виде, – Александр Михайлович предложил участникам дискуссии поделиться своим опытом работы.

Говорили много, интересно, с душой и открытым сердцем. Говорили больше о проблемах личностного характера, чем об учебе. Но думали в основном все же в рамках классно-урочной системы, в которую сам Александр Михайлович как раз и не вписывается.

Фото В.СтроковскогоСпособов ухода от классно-урочной системы много. Например, о проектном обучении мы писали уже не раз. Читатель может заглянуть в подшивку газеты и понять смысл того или иного инновационного направления в школьном образовании. И поделиться своим опытом.

Много важных моментов в контексте демократизации образования затронул и A.M.Лобок, и сами участники дискуссии. Но особенно важными мне показались слова ведущего о том, что учительское общественное мнение безмолвствует по поводу процессов, происходящих в школе. Оно – инертно, и, значит, ничего происходить не будет.

– Надо говорить! – A.M.Лобок заканчивал дискуссию. – Каждый человек, который сегодня здесь выступал, делал это не потому, что его об этом попросили, а потому что возникла внутренняя потребность, внутренний позыв. Давайте говорить и двигаться дальше. Чтобы не только мы сами понимали, что нам нужно делать, но и государственный чиновник что-то понял. И это возможно. Но только в одном случае: если мы научаемся говорить, преодолевая собственное безразличие.

P.S. Когда я уже дописывал материал, на глаза попалась памятка Ирины Хоменко, выдержки из которой приводились выше. И увидел последний, как она пишет, «самый главный совет: улыбайтесь почаще! Это всегда как-то располагает к Диалогу...»

TopList