КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет «Первое сентября»

Библиотечное дело

Юлия Мелентьева

Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

Юлия Петровна Мелентьева
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры, ранее – зав. кафедрой библиотековедения МГУКИ, ныне – ведущий научный сотрудник Научного центра исследований истории книжной культуры при Академиздатцентре «Наука» РАН

Цель данного курса – дать представление об основных теоретических основаниях, а также целях и задачах библиотечного обслуживания, раскрыть методы изучения читательских интересов и потребностей, показать воспитательные возможности библиотечного общения, формы индивидуального и массового информирования различных читательских групп, раскрыть современную технологию библиотечного обслуживания.

 

 

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приорететных направлений библиотечного обслуживания

18

Лекция 2. Социологические и психологические аспекты изучения чтения

19

Лекция 3. Библиотечное общение в процессе библиотечного обслуживания. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Индивидуальное библиотечное обслуживание как важнейший участок работы библиотеки

21

Лекция 5. Технология библиотечного обслуживания индивидуальных информационных интересов и запросов. Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Массовое библиотечное обслуживание

23

Лекция 7. Технология библиотечного обслуживания массовых информационных интересов и запросов

24

Лекция 8. Виртуальное (электронное) библиотечное обслуживание.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

Лекция 1. Современная законодательная база осуществления социально-обоснованных приоритетных направлений библиотечного обслуживания

Библиотека является, как известно, частью общества. Ее деятельность регламентируется теми законами, которые приняты в стране.

Очевидно, что политические, экономические, идеологические изменения, происшедшие в России в последние десятилетия не могли не коснуться российских библиотек. В условиях формирующегося гражданского правового общества, одной из фундаментальных ценностей которого является свобода слова и информации, библиотеки перестают быть идеологическими учреждениями, как это было раньше, и получают новую миссию: они становятся одним из важнейших каналов, обеспечивающих свободный доступ читателя (пользователя) к информации.

Меняются все приоритеты деятельности библиотеки: теперь она ориентирована прежде всего на информационные и культурные потребности своих пользователей. Поскольку информационное пространство стремительно становится единым мировым пространством, благодаря развитию технических средств (Интернет и т.д.), то и законы его использования становятся все более общими, т.е. национальное законодательство в области использования информации в значительной мере ориентируется на международные нормы.

Это с полным основанием может быть отнесено и к библиотечной сфере, где полным ходом идет строительство законодательной базы. Действуют уже два федеральных закона («О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре»), приняты «Манифест о публичной библиотеке в России», «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки в России» и другие документы. Значительную роль в этом процессе играет Российская библиотечная ассоциация (РБА) – профессиональная общественная организация, которая много делает для того, чтобы библиотечное дело России стало частью общих культурно-просветительских забот «европейского дома».

Конечно, надо отдавать себе отчет, что не все разработки международных документов подлежат копированию в национальных разработках, однако материалы международного сообщества позволяют увидеть общий вектор движения и именно это делает знакомство с ними обязательным для каждого специалиста.

Наиболее значительными разработками, как международного, так и российского уровня, определяющими развитие нашей, прежде всего, публичной библиотеки, представляются следующие группы документов1:

1. Документы международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и т.п.), в которых заложены общие основы развития мирового сообщества, в том числе и мирового библиотечного дела;

2. Документы международных организаций по развитию непосредственно информационно-библиотечной сферы;

3. Национальные документы (проекты), определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания российских библиотек.

Среди документов первой группы особенное значение для библиотекарей имеют следующие:

– Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);

– Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы в 1950 г., последняя редакция 1994 г.);

– Европейская культурная конвенция (принята Советом Европы в 1954 г.);

– Декларация принципов международного культурного сотрудничества (принята ООН, комиссией по вопросам образования, науки и культуры, 1966 г.);

– Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация (принята на организованной Советом Европы конференции в Салониках, 1997 г.);

– Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000 г.).

Все эти документы опираются на основное положение о правах человека, достоинстве личности в качестве задачи, к решению которой должны стремиться все народы и все государства. Основными правами человека являются свобода мысли, совести, религии, а также информации. Причем свобода информации предполагает как получение, так и ее распространение «любыми средствами и независимо от государственных границ».

«Всеобщая декларация прав человека» и развивающая ее идеи «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» видят в этих постулатах основу справедливости в мире. Важнейшим правом личности полагается право на образование и участие в культурной жизни. Эти же позиции утверждает такой важный документ, как «Европейская культурная конвенция».

«Декларация принципов международного культурного сотрудничества», напоминая, что «мир должен основываться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», утверждает, что целями международного культурного сотрудничества являются: распространение знаний, развитие мирных отношений и дружбы между народами, содействие лучшему пониманию образа жизни каждого народа; обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов и т.д. «Культурное сотрудничество является правом и долгом всех народов и стран, поэтому они должны делиться друг с другом знаниями и опытом… Культурное сотрудничество должно выявлять идеи и ценности, способствующие созданию обстановки дружбы и мира».

Для современного специалиста особенно большое значение имеют документы, принятые уже в наши дни: «Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» (1997) и Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000).

«Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» – это объемный документ, принятый министрами стран-участниц 5-й Европейской конференции по политике в отношении средств массовой информации, представляет собой, в сущности, план мероприятий по развитию свободы выражения и доступа к информации на общеевропейском уровне в условиях информационного общества.

Авторы документа ставят перед мировым сообществом следующие задачи:

– эффективно фиксировать и анализировать развитие новых технологий, новых коммуникационных и информационных услуг;

– усилить работу, направленную на выработку общеевропейского подхода к пониманию «всеобщей доступности услуг», с учетом различных национальных и региональных условий;

– выработать необходимые меры по обучению населения знаниям и умениям использовать новые коммуникационные и информационные услуги;

– способствовать обмену информацией и опытом на европейском и глобальном уровне;

– изучать случаи использования новых технологий для распространения насилия, нетерпимости, идеологических взглядов, противоречащих правам человека, уважению к личности и т.п., разработать юридические и иные способы борьбы с этим;

– постоянно следить за влиянием эволюции электронных технологий на международное законодательство в области защиты авторских и смежных прав.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» представляет собой, по сути дела, новую концепцию мировой информационной политики и содержит, как одну из составляющих, концепцию образования в информационном обществе и для его целей. Этот документ в значительной степени, как бы корректирует предыдущие, заново расставляя акценты при анализе ситуации, учитывая изменяющиеся условия развития общества и новую степень осмысления ситуации.

Программа «Информация для всех» предлагает, в сущности, новую идеологию: ЮНЕСКО призвана содействовать принятию не глобального информационного общества, а общества знаний, т.к. «расширение лишь информационных потоков не является достаточным для того, чтобы можно было воспользоваться возможностями развития, которое становится доступным благодаря знанию».

Общество знаний, говорится в Программе, должно покоиться на прочном фундаменте приверженности правам человека и основным свободам, включая свободу выражения мнений. Общество знаний должно обеспечивать всемерную реализацию права на образование и всех других культурных прав. Доступ к знанию, являющийся общественным достоянием, должен быть самым широким. Информация – как основа знания – должна отличаться высоким качеством, разнообразием и достоверностью. Чрезвычайно важно сохранение разнообразия культур и языков, формирование толерантного мышления.

Совершенно очевидна гуманитарная составляющая Программы: развитие информационных технологий должно сопровождаться изменением поведенческих установок.

Таким образом, становление общества знания предполагает решение трех основных проблем:

1. Необходимость сохранения традиционного и создание цифрового культурного наследия; сокращение цифрового разрыва, неравенства в условиях развития;

2. Гарантированность свободного потока информации и справедливого доступа к информации;

3. Достижение международного консенсуса в отношении новых норм и принципов.

Очевидно, что все перечисленные документы служат мощной основой для развития законодательной базы непосредственно в библиотечной сфере.

Во вторую группу документов можно включить следующие:

– «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках»(1994);

– «Рекомендации по реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе»(1994);

– «Резолюция о роли библиотек в современном обществе» (1998);

– «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе» (1998).

– «Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» (1999);

– «Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» (1999);

– «Профессиональные приоритеты ИФЛА» (2000).

Сюда же надо отнести и такой документ, более «частного» характера, как «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» (1996).

Кроме того, большую информацию дают доклады, подготовленные известными специалистами в данной области по заказу ИФЛА.

Важнейшим, основным документом, необходимым для понимания роли библиотеки в современном обществе, является «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках». В нем сформулирована «вера ЮНЕСКО в публичную библиотеку как активную силу в сфере образования, культуры и информации». ЮНЕСКО призывает центральные и местные органы власти оказывать поддержку публичным библиотекам, содействовать их деятельности. «Манифест ЮНЕСКО…» определяет функции публичной библиотеки, среди которых основными можно назвать следующие: привлечение к чтению, содействие образованию и самообразованию, развитию личности, приобщение к культурному наследию, предоставление муниципальной информации и обеспечение информационного обслуживания местных предприятий и т.п. «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках» утверждает принципиальную бесплатность публичных библиотек. Этот документ требует, чтобы публичная библиотека рассматривалась как обязательный компонент любого долгосрочного стратегического плана в области культуры, информационного обеспечения, развития грамотности и образования. Особо подчеркивается, что услуги публичных библиотек должны быть доступны всему населению, что сеть публичных библиотек должна строиться с учетом национальных, региональных, научных и специальных библиотек, а также библиотек школ, колледжей и университетов; необходимо также учитывать различия в потребностях библиотечного обслуживания жителей сельской местности и городов.

В том же году (1994) были приняты «Рекомендации по реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе». Они были подготовлены в рамках конференции, организованной Советом Европы. Этот документ, опираясь, как и все последующие, на «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках», как на основной, содержит в себе рекомендации по законодательству для национальных, университетских и публичных библиотек, сформулированные четко и кратко. Рассматривая публичные библиотеки как часть национальной библиотечной системы, авторы рекомендаций видят в публичной библиотеке важнейший местный информационный центр, предоставляющий свободный доступ ко всем видам знаний и информации, способствующий развитию личности и общества.

Законодательство, обращенное к публичным библиотекам, должно, по мысли авторов документа, касаться следующих аспектов: материалы для свободного доступа; вопросы доступа услуг публичных библиотек; принципы предоставления библиотечных услуг; вопросы сотрудничества внутри библиотечной сети; права и обязанности пользователя; административный и юридический статус библиотеки; профессиональный уровень персонала; система финансирования библиотек. В завершение – приводится перечень проблем, которые обязательно должны рассматриваться в связи с законодательной базой для публичных библиотек:

– национальная информационная политика;

– национальная библиографическая система;

– статус национальной библиотеки;

– хранение обязательного экземпляра;

– подготовка квалифицированных библиотекарей;

– авторские права;

– право публичной (неподцензурной) выдачи материалов.

Подчеркивается необходимость разработки норм в следующих областях: каталогизация и классификация; библиотечные услуги; автоматизация и передача информации.

Положения этого документа получили дальнейшее развитие: в 1998 г. Советом Европы были приняты «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе».

Настоящие «Руководящие принципы…», опираясь на принятые ранее документы, подчеркивают необходимость согласованности законодательства в библиотечной сфере и в других областях; гармонизации библиотечного законодательства в разных странах; расширение библиотечного законодательства в связи с расширением деятельности библиотеки и др.

Основными «полями» библиотечного законодательства определяются:

– свобода выражения и свободный доступ к информации;

– роль библиотек в национальной книжной и информационной политике;

– библиотеки и интеллектуальная собственность;

– защита библиотечного наследия.

В этом документе определяются принципы подхода к решению сложных профессиональных проблем, например, развитию фондов библиотек (предполагается, что оно должно основываться на независимом от любых политических, сектантских, коммерческих и др. влияний профессиональном мнении библиотекаря); библиотечного обслуживания культурных меньшинств и специфических читательских групп; взаимоотношению библиотек и государственной власти; подготовке профессионалов; юридическому статусу библиотек в области авторских прав и т.п.

Впервые в этом документе ставится задача сохранения библиотечного наследия, а также даются рекомендации в отношении сложных вопросов, связанных с проблемой реституции (т.е. перемещения культурных ценностей в ходе военных действий и т.п.).

«Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» была принята в 1999 г. в поддержку «Манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках» и др. документов, посвященных развитию библиотек, видными политическими деятелями из 31 страны Европы. Этот документ, фиксируя роль библиотеки в совершенствовании демократии, в экономическом и социальном развитии, формальном и неформальном обучении, поддержании культурного и языкового разнообразия, формировании толерантности, видит в ней значительную общественную силу. Одной из важнейших задач авторы документа считают лоббирование его в Европарламенте в целях обеспечения высокого социального статуса публичных библиотек, как в настоящее время, так и в будущем. Необходимо также помогать гражданам осознать и получить возможность полностью использовать все ресурсы публичных библиотек.

Более подробно эти положения были развернуты в «Резолюции о роли библиотек в современном обществе», документе, принятом Европарламентом.

«Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» было принято ИФЛА в 1999 г. В этом документе еще раз постулируется неотъемлемое право человека на доступ ко всем проявлениям знаний, творческой мысли и актуальной активности. ИФЛА подтверждает роль библиотек, как «ворот, открывающих доступ к знанию, мысли и культуре», их огромный вклад в развитие и поддержание интеллектуальной свободы и демократических ценностей.

Эти положения получили развитие в документе «Профессиональные приоритеты ИФЛА», подготовленном Профессиональным бюро ИФЛА и принятом в 2000 г., который очерчивает круг вопросов профессиональной ответственности ИФЛА. Таких приоритетов – одиннадцать.

Среди них:

поддержка библиотечного дела – ИФЛА является международным защитником библиотечного дела перед лицом государств, содействуя пониманию и реализации жизненно важной роли библиотек в электронную эру;

защита принципов свободы информации – ИФЛА считает, что библиотека играет ключевую роль в обеспечении прав личности на знание и свободу выражения. ИФЛА поддерживает эту роль, защищая возможность библиотек приобретать, организовывать, сохранять и предоставлять самые разнообразные материалы, отражая плюрализм и разнообразие в обществе, защищая возможность библиотек гарантировать отбор и предоставление материалов и услуг на основе профессиональных принципов, а не политических, моральных или религиозных взглядов отдельных лиц или правительств. ИФЛА считает, что свободная библиотека есть залог свободного, демократического общества;

– содействие развитию грамотности, чтения и непрерывного образования многие программы ИФЛА помогают библиотекам мира разрабатывать национальные проекты, направленные на решение проблем всеобщей грамотности, привлечения к чтению, формирования информационной культуры и непрерывного образования;

обеспечение свободного и открытого доступа к информации – ИФЛА поддерживает программы развития информационного доступа, способствующие смягчению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными;

– охрана прав интеллектуальной собственности библиотек и авторов – ИФЛА выполняет двойную обязанность перед производителями интеллектуальной собственности и перед библиотеками как представителями пользователей информации. ИФЛА ведет работу по согласованию прав интеллектуальной собственности и правом на всеобщий доступ к информации, привлекая к этой работе издателей, органы стандартизации и т.п.

В контексте темы нашего курса лекций особое внимание надо обратить на «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках», который был принят в 1996 г., вскоре после принятия «Манифеста публичной библиотеки» (1994). Оба эти документа тесно связаны. В соответствии с принципами, изложенными в «Манифесте публичной библиотеки», школьная библиотека является частью более широкой библиотечно-информационной системы и должна развиваться, опираясь на общие профессиональные ценности: свободный доступ к информации, интеллектуальная свобода прежде всего. Школьная библиотека определяется как важный партнер в местной, региональной и национальной библиотечно-информационной системе. Также, как и публичная библиотека, школьная библиотека должна быть бесплатной.

«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» определяет уникальные задачи школьной библиотеки, которые должны признаваться и соблюдаться вне зависимости от того, использует ли школьная библиотека свои ресурсы (помещение, оборудование) самостоятельно или совместно с библиотекой другого типа, например, публичной.

Основными задачами школьной библиотеки могут быть названы следующие: развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения; побуждать к использованию информации вне зависимости от вида, формата и носителя; организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, а также способствующие эмоциональному развитию школьников; пропагандировать чтение как внутри школы, так и за ее пределами.

Сложность и многообразие задач, поставленных перед школьной библиотекой, заставляют предъявлять высокие требования к школьному библиотекарю, он должен обладать многими знаниями как в области библиотечного дела и информационных ресурсов, так и в области методики образования, возрастной психологии и т.п.

«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» призывает правительства стран пропагандировать сформулированные в нем идеи через систему как профессионального образования учителей и библиотекарей, так и через систему повышения квалификации. (Полный текст «Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» был опубликован в газете «Библиотека в школе» № 6–2001).

Изучение всех названных документов показывает, что одним из наиболее существенных для развития библиотек в современном обществе является вопрос свободы выражения и свободного доступа к информации. Именно этот вопрос наиболее часто дискутируется, подвергается сомнению, требованиям о пересмотре позиций, особенно под давлением обстоятельств, таких, например, как «одиннадцатое сентября» в США, терактов в России, Ираке и т.п.

В докладе одного из ведущих специалистов в этой области Пола Стерджеса (Великобритания), представленном на заседании Комитета по культуре Совета Европы (1998), детально рассматриваются все аспекты этой проблемы.

Автор исследует историю вопроса, анализирует общественные опасения, связанные с распространением информации непристойного характера, оскорбительной информации, таких опасных тем, как наркотики, оружие и т.п. П.Стерджес разбирает причины, по которым «Акт о пристойности коммуникаций США», вынесенный президентом Б.Клинтоном, не был поддержан и провалился. Интересно, что борьба против «Акта о пристойности коммуникаций» объединила такие организации, имеющие как коммерческий, так и некоммерческий характер, как:

– Американская библиотечная ассоциация;

– Американская ассоциация книготорговцев;

– Американское общество редакторов газет;

– Ассоциация издателей, редакторов и писателей;

– Коалиция граждан за права в Интернете;

– Семьи против цензуры Интернета;

– Фонд «Свобода чтения»;

– Корпорация Майкрософт и др.

Вместе с тем, в докладе показано, что данная дискуссия далеко не закончена. Она вовлекает в себя правительства, правоохранительные и правоприменительные органы, политические организации, церковь, СМИ, корпорации производителей программных продуктов и организации их предоставляющие, библиотечное сообщество и др. В первую очередь стрелы направлены против Интернета.

В материалах доклада подробно описывается дискуссия по поводу фильтрации информации в Интернете, которая представляется для одной из сторон желательным выходом. Автор доклада, на основании изучения результатов многих исследований, приходит к выводу, что ни фильтрация в целях рекомендации, ни фильтрация в целях блокирования информации не решает проблемы. Более того, все фильтры в какой-то степени выходили за рамки предназначенной им роли барьера, предотвращающего случайный или намеренный доступ к материалам, носящим оскорбительный или непристойный характер, и в действительности препятствовали поиску абсолютно законной и полезной информации.

Автор приходит к выводу: только этический подход может способствовать формированию представления об Интернете, как о положительном факторе развития общества, а не угрозе ему.

Пол Стерджес приводит известные правила «сетевого этикета», который базируется на десяти принципах:

1. Помни о человеке.

2. Во время коммуникации в режиме он-лайн придерживайся тех же правил поведения, что и в реальной жизни.

3. Знай, в каком месте сетевого компьютерного пространства ты находишься.

4. Уважай чужое время и пропускную способность.

5. Будь вежлив при общении в режиме он-лайн.

6. Делись специальными знаниями.

7. Не выплескивай эмоции.

8. Уважай частную жизнь других людей.

9. Не пользуйся своими возможностями в дурных целях.

10. Прощай чужие ошибки.

Таким образом, речь идет о необходимости саморегулирования в Интернете, как о единственной реальной возможности снижения его отрицательного влияния.

Следует сказать, что Американская библиотечная ассоциация (АLА) жестко выражает приверженность свободам, декларированным в Конституции США, которые должны распространяться на всех людей (для детей предусмотрен контроль со стороны родителей). Интернет трактуется как аналог библиотеки, и потому принципы, применяющиеся в библиотечном деле, естественным образом переносятся на доступ в Интернет, организованный в библиотеках.

Общие выводы, которые делает докладчик, весьма знаменательны:

1. Безусловно, что общественная обеспокоенность характером некоторых материалов, доступных в Интернете, имеет реальные причины. Однако, такая же обеспокоенность высказывается и в адрес печатных материалов, теле- и радиопрограмм и т.д.

2. Существует три подхода к решению данной проблемы:

– законодательный,

– применение фильтации,

– саморегулирование.

Поскольку законодательный подход трудно осуществим, хотя бы потому, что сетевая среда меняется слишком быстро, а фильтрация не является полностью приемлемым подходом как с точки зрения соблюдения принципов свободы информации, так и с технической стороны, то саморегулирование сетей и их содержимого на основании этических принципов является лучшим способом обеспечения доверия в коммуникационной среде.

Таким образом, на международном уровне практически сложился «пакет документов», определяющий деятельность современной библиотеки (публичной, школьной и, в известной степени, электронной). Основными профессиональными ценностями признаются уважение к пользователю, свобода доступа к информационным ресурсам, профессиональная этика.

Эти документы послужили той базой, на которую ориентировались российские специалисты.

В третью – «национальную» – группу документов входят документы (проекты), определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания российских библиотек. Это:

– Закон «О библиотечном деле» (1994)

– «Кодекс этики российского библиотекаря» (1999)

– «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2001);

– «Манифест РБА о публичной библиотеке в России» (2003);

– «Концепция библиотечного обслуживания детей в России» (проект).

«Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» был первым документом, принятым новой профессиональной организацией, возникшей под влиянием демократических преобразований в нашей стране – Российской Библиотечной Ассоциацией. (Полный текст кодекса этики российского библиотекаря был опубликован в газете «Библиотека в школе» № 4–2000)

Вслед за Федеральным Законом «О библиотечном деле» (1994), заложившим новые правовые основы библиотечного дела в России, «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» заложил новые морально-нравственные основы библиотечной деятельности.

«Кодекс…» включает в себя одиннадцать положений, в которых даны профессиональные этические нормы деятельности библиотекаря.

«Кодекс…» (впервые) утверждает интересы и потребности пользователя как профессиональный приоритет библиотекаря. Этот документ рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности, видит важнейшей задачей библиотекаря обеспечение получения полной и оперативной информации, призывает строить отношения с пользователем на основе уважения к личности и ее информационным потребностям. «Кодекс…» впервые говорит о недопустимости цензуры библиотечных материалов, о необходимости соблюдения конфиденциальности в отношении информационных запросов пользователей (если это не противоречит закону). Впервые в этом документе говорится о необходимости признания библиотеками авторских прав на интеллектуальную собственность и невозможности использования в своих фондах контрафактной продукции.

Впервые в российской традиции «Кодекс…» регламентирует профессиональные отношения библиотекаря и пользователя; библиотекаря и общества; а также взаимоотношения в библиотечном коллективе. Хотя этот документ не имеет характера обязательного, юридического, вместе с тем, Российская библиотечная ассоциация настоятельно рекомендует его к исполнению.

Стоит сказать, что разработка «Кодекса этики российского библиотекаря» велась на протяжении нескольких лет исследовательским коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Ю.П.Мелентьевой. При подготовке этого документа большую роль сыграл Ю.А.Шрейдер, замечательный российский философ. «Кодекс…» многократно обсуждался в широкой профессиональной аудитории, на страницах профессиональной печати. Далеко не все приняли положения «Кодекса…». Существовал ряд специалистов (прежде всего теоретиков старой закалки), которые весьма агрессивно протестовали против основных положений «Кодекса…»: о праве доступа к информации, об отмене цензуры библиотечных материалов и т.п. В целом же профессиональная среда оценила «Кодекс…» весьма высоко, что отражено в материалах сессий РБА.

Значение «Кодекса…» состоит еще и в том, что с него началось создание совершенно нового типа нормативных документов – профессиональных стандартов, разрабатываемых и принимаемых библиотечным сообществом в лице Российской библиотечной ассоциации.

Вслед за «Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря» появились на свет «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки» (2001) и «Манифест РБА о публичной библиотеке» (2003).

Во всех трех названных документах нашли отражение глубокие изменения, которые произошли в деятельности публичных библиотек России за последние 10–15 лет. Они построены на общих идейных позициях, отражающих представления самого библиотечного сообщества о современной публичной библиотеке и путях ее развития.

В контексте нашей лекции особенный интерес представляет такой документ, как «Концепция библиотечного обслуживания детей в России» (проект).

Этот документ с совершенно новых, современных позиций рассматривает задачи библиотек по отношению к ребенку. Дети рассматриваются как самая большая жизненная ценность, как группа пользователей библиотеки со своими возрастными, психологическими и другими особенностями. Документ призывает обеспечивать специализированное обслуживание детей, обеспечивающее их культурное, интеллектуальное и социальное развитие. Особую заботу необходимо проявлять к детям «с особыми потребностями» (инвалидам, социально неблагополучным и т.д).

В качестве миссии библиотеки, обслуживающей ребенка (детской, школьной и др.), признается создание развивающей среды, обеспечение равного доступа к информации, помощь в социализации личности.

«Концепция библиотечного обслуживания детей в России» анализирует различные модели библиотечного обслуживания детей, пути и методы развития этих библиотек.

Очевидно, что этот документ стоит на тех же профессиональных позициях, что и перечисленные выше.

Таким образом, анализ показывает, что документы последних лет, принятые российским библиотечным сообществом, постулируют те же профессиональные ценности, что и их зарубежные коллеги.

Новое понимание миссии публичной библиотеки в обществе заставило заново переосмыслить основные направления библиотечного обслуживания.

В отношении школьных библиотек они могут быть сформулированы как:

– библиотечное обслуживание в помощь образованию;

– библиотечное обслуживание как средство социализации личности;

– библиотечное обслуживание как средство реабилитации детей с «особыми потребностями» (инвалидов, социально неблагополучных, одаренных и др.).

Литература

Теоретическое осмысление и методическое раскрытие этих проблем широко отражено в современной профессиональной литературе, в том числе и в работах, вошедших в настоящий рекомендательный список:

1. Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации : Сб. справочно-нормативных и рекомендательных материалов. – М. : Либерея, 2001.

2. Библиотека и закон : Справочник: Документы, комментарии…Вып. 1–10. – М.: Либерея, 1996–2001.

3. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. – М. : Либерея, 2001.

4. Кодекс этики российского библиотекаря. Библиотечная этика в странах мира : Сборник кодексов. – СПб. : РНБ, 2002.

5. Фирсов В. Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. – СПб. : 2000.

6. Кузьмин Е. И. Библиотеки и государственная библиотечная политика: новые задачи и новые рубежи интеграции // Библиотековедение. – 1999. – № 4–6.

7. Мелентьева Ю. П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. – М. : Ин-т психологии РАН, 1999.

8. Мелентьева Ю. П. Библиотека как институт социализации юношества. – М. : АСОПиР, 2001.

9. Мелентьева Ю. П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы. – М. : Либерея, 2003.

10. Ястребцева Е. Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения. – М. : 2001.

11. Чудинова В. П. Дети, библиотеки и новые информационные технологии // Библиотековедение. – 2002. – № 5. – С. 40–50.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «МеталлКонструкция». Наряду с установкой заборов из металла и профлиста компания предлагает услуги по проектированию и возведению фундаментов, в том числе монолитных ленточных. Специалисты компании произведут расчет глубины заложения и стоимости ленточного фундамента в зависимости от несущей способности грунта, быстро и качественно возведут фундамент. Подробнее о предлагаемых компанией услугах смотрите здесь.

Вопросы для самопроверки

1. На какие документы ИФЛА и ЮНЕСКО вы будете опираться при разработке концепции обслуживания читателей в своей библиотеке и почему?

2. Каково отношение ИФЛА к проблеме свободного доступа к информации? Как вы считаете, возможно ли предоставление абсолютно свободного доступа к информации ваших читателей-детей, читателей-учителей и других взрослых, должна ли быть разница и почему?

3. Какие документы, разработанные Российской библиотечной ассоциацией, могут быть применимы к деятельности школьных библиотек и каких, по вашему мнению, недостает?

Мысль в подарок

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, без которых нельзя успешно функционировать в современном обществе, ориентированном на информацию и знания.

Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного образования и развивает в них творческое воображение, помогая им стать сознательными гражданами.

Из Манифеста ИФЛА/ЮНЕСКО
о школьных библиотеках

_______________

1 Перечень документов дается по существующей традиции: от международных к национальным.

TopList