КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Педагогический университет «Первое сентября»

Работа с читателями

Игорь Загашев

Новые педагогические технологии
в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма

Лекция 3. Как научить вести диалог с текстом?
Техники рефлексивного чтения. Учебная стратегия «Таблица-синтез»
Стратегии оценки достижений учащихся. Портфолио

ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками»

18

Лекция 2. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления. Техники вопросов. Учебная стратегия «Условные значки»

19

Лекция 3. Kак научиться вести диалог с текстом? Техники рефлексивного чтения. Учебная стратегия «Таблица-синтез». Стратегии оценки достижений учащихся. Портфолио. Kонтрольная работа 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, «Фишбон» и «Мозаика проблем»

21

Лекция 5. Ученик-исследователь. Учебная стратегия «Бортовой журнал». Учебная стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал», «До и после». Использование графических и визуальных форм представления информации
Kонтрольная работа 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Групповые и парные формы работы. Стратегия «Зигзаг»

23

Лекция 7. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. Стратегия «Уголки»

24

Лекция 8. Учебные стратегии развития письменной речи.
Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2005 г.)

 

Метод «Портфолио»

Согласно К.Берк, портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности <...> в более полную картину. Портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагментов дневников, «бортовых журналов», видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио – нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся.

Многие исследователи-практики рекомендуют использовать портфолио, поскольку они могут быть полезны:

  • как инструменты (средства), используемые при обсуждении результатов обучения с одноклассниками, учителями и родителями;

  • как возможность для рефлексии учащимися собственной работы;

  • для подготовки и обоснования целей будущей работы;

  • как документ, в котором отражено развитие ученика, его системы отношений и результаты его самовыражения;

  • как демонстрация стилей обучения, свойственных учащемуся, сторон его интеллекта и особенностей его культуры;

  • как возможность самостоятельно определить темы для портфолио;

  • как возможность рефлексии собственных изменений;

  • как возможность для учащихся самим установить связи между предыдущим и новым знаниями.

Метод портфолио представляет собой своего рода объективированную рефлексию. Этот набор материалов побуждает учащегося к размышлению над своим развитием и является своеобразным результатом его труда в течение некоторого времени. Благодаря портфолио формируются такие качества критического мыслителя, как рефлексивность, умение обосновывать свой выбор и умение продуктивно работать с информацией.

Пример портфолио по биологии

1. Обозрение 20 профессий, связанных с биологией.

2. Описание одной лабораторной работы.

3. «Бортовой журнал», в котором зафиксировано решение учащимся одной учебной задачи.

4. Эссе о диабете (описание работы в группе).

5. Видеофрагмент выступления группы относительно системы кровообращения.

6. Эссе о бактериологической войне.

7. Исследование статей, по проблемам СПИДа.

8. Запись интервью с профессором биологии относительно актуальных проблем этой науки.

9. Самооценка собственного портфолио.

10. Формулировка и обоснование будущих целей изучения этой науки.

Как оценивать портфолио?

Этот вопрос задают достаточно часто. Дело в том, что метод портфолио работает тогда, когда он органично включен в образовательный процесс. Если вы составляете с учащимися тематический портфолио, к сочинению (подготавливая их или к выступлению на конкурсе и т.д.), то учащийся принимает его: «Все ясно: я собираю материалы, помогающие мне для достижения желаемого результата!». Если же портфолио «вырван» из общего процесса обучения, не связан с целями, понятными для учащегося, тогда он может стать дополнительной нагрузкой и обузой. Итак, если учащийся поймет, зачем ему это надо, тогда и вопрос с оцениванием будет легче решить.

Один из вариантов оценивания портфолио – это рейтингово-накопительная система. Каждый из блоков, включенных в портфолио, оценивается на определенное количество баллов (как правило, это определяет педагог, но это может быть и предметом обсуждения с учащимися). Чем сложнее работа, чем она больше связана с государственной аттестацией, тем она выше оценивается. Суммарное число баллов переводится в пятибалльную систему и, таким образом, мы находим компромиссный вариант для оценки портфолио.

Например, если количество баллов может варьироваться от 0 до 150, то те, кто набирают от 130 до 150 получают 5 баллов; 90–130 – 4 балла. А остальным предлагается ограничиться обычными формами контроля, то есть, дополнительной оценки за портфолио они не получают. Но, опять же, это одна лишь из стратегий оценивания. Вы можете заранее предложить критерии оценивания каждой работы в отдельности или ограничиться качественной оценкой, не переходя к формальным моментам. Окончательное решение – за вами.

Подготовка к внедрению портфолио в образовательный процесс

Крогнесс предлагает, чтобы учащиеся в начале каждого учебного года ставили перед собой ряд целей, чтобы на их основе составлять свои портфолио.

Но, перед тем, как «запускать» этот метод, К.Берк предлагает педагогу ответить на ряд вопросов:

1. Каковы цели использования портфолио?

2. Из каких компонентов он будет состоять?

3. Какие специфические компоненты должны быть включены в портфолио?

4. Каким образом будет происходить процесс оценки?

5. Как будет выглядеть портфолио?

6. Как будет происходить его обсуждение?

Ниже перечислены более детальные вопросы относительно каждого из вышеперечисленных пунктов:

1. Каковы цели использования портфолио?

  • Будет ли портфолио сопровождать ученика в течение всего обучения (из класса в класс)?

  • Будут ли какие-то элементы портфолио «переходить» вместе с учащимся из класса в класс?

  • Будут ли портфолио оставаться у школьников после их составления?

  • Будут ли эти портфолио связаны только с одной предметной областью?

  • Будут ли портфолио использоваться для какой-либо аттестации, проверки? И если будут, то каким образом?

  • Будут ли портфолио использоваться в качестве рефлексии учениками своего личного развития?

  • Будут ли портфолио использоваться для самооценки?

  • Будут ли портфолио использоваться в процессе общения с родителями учащихся или организациями, направляющими их на учебу?

  • Будут ли оцениваться отдельные компоненты портфолио до окончания работы над ним?

  • Будет ли общая оценка портфолио состоять из оценок входящих в него частей?

2. Из каких компонентов будет состоять портфолио?

  • Нужно ли включать все изучаемые школьником темы?

  • Должны ли включаться в портфолио только работы, имеющие законченный вид?

  • Должны ли для портфолио выбираться только лучшие работы?

  • Нужно ли включать в портфолио все работы (и удачные и – не очень)?

  • Должны ли школьники вместе с учителями вместе определять состав портфолио?

  • Должны ли педагоги сами определять состав портфолио?

  • Должны ли в портфолио содержаться комментарии учителей или библиотекарей?

  • Могут ли ученики друг другу давать советы относительно содержания и структуры портфолио?

3. Какие специфические моменты должны быть отражены в портфолио?

  • Домашние работы.

  • Результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий.

  • Задания, отредактированные одноклассниками.

  • Результаты групповой работы (черновики, схемы).

  • Дневник обучения.

  • Процесс решения учебных задач.

  • «Рефлексивные журналы».

  • Проекты.

  • Письменные работы.

  • Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ.

  • Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов, песен учащихся.

  • «График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и пр.).

  • Вопросы, возникающие у школьника в процессе работы.

  • Заполненные учениками анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.).

  • Отчеты об интервьюировании других школьников.

  • Лист наблюдений (за какими-то процессами).

  • Метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения).

  • Самооценка.

  • Письмо учителю (библиотекарю, члену своей семьи, директору предприятия и т.д.), связанное с содержанием портфолио.

  • Постановка и обоснование целей будущего обучения.

  • Тема по выбору.

  • Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагментов и т.д.

  • Схемы индивидуальных и групповых проектов.

  • Записи в «бортовом журнале».

  • Компьютерные программы.

  • Описание лабораторных экспериментов.

  • Образцы изобразительного творчества.

  • Видеофрагменты.

  • Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п.

4. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио?

  • Работа школьников оценивается в русле учебного предмета, поэтому окончательный вариант портфолио не оценивается.

  • Портфолио оценивается целиком на основании критериев, сформулированных учителем и учащимися.

  • Каждая составная часть портфолио оценивается отдельно, на основании некоторых критериев, сформулированных заранее.

  • Портфолио не оценивается, а школьник выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу в течение года.

  • Некоторые части портфолио объединяются, и школьник их предъявляет учителям, обучающим его в следующем учебном году (четверти, триместре, семестре).

  • Портфолио, заверенный администрацией, используется школьником во время собеседования по поводу приема на работу (или в другое учебное заведение).

5. Как будет выглядеть портфолио?

  • Наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы школьника.

  • Наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т.д.).

  • Соответствие содержания оглавлению.

  • Письменное введение в каждую главу, входящую в портфолио (школьник объясняет, почему он решил работать над этой темой и описывает свои мысли и чувства в этой связи).

  • Самооценка портфолио самим школьником.

  • Перечень целей обучения, обоснованных школьником на основании своих интересов, потребностей и самооценке.

  • Письмо ученику от педагога (библиотекаря, родителей, одноклассников, классного руководителя и др.), в котором могут содержаться комментарии, рекомендации, оценка, пожелания, поддержка, обратная связь и т.д.

6. Как будет происходить обсуждение портфолио?

  • Ученик – Учитель.

  • Ученик – Ученик.

  • Ученик – Ученическая группа.

  • Ученик старшего класса – Ученик младшего класса.

  • Ученик – Родитель.

  • Ученик – Представитель внешней организации (секция, кружок).

  • Ученик – Родитель – Педагог.

  • Ученик – Педагог – Представитель внешней организации.

  • Ученик – Семья.

  • Ученик – Значимое лицо (авторитетное для ученика).

  • Организованная «защита» портфолио.

  • Выставка портфолио.

  • Конференция.

  • Интернет-конференция.

Задание 1

Планирование портфолио.

Просмотрите еще раз все вопросы, перечисленные в тексте. Определите способы применения системы портфолио среди своих учеников и читателей.

А. Каковы основные цели портфолио?

1.  ____________________________________________

2. ____________________________________________

3. ____________________________________________

Б. Каким образом вы будете выбирать компоненты портфолио?

1. ____________________________________________

2. ____________________________________________

3. ____________________________________________

В. Какие специфические компоненты вы собираетесь включить в портфолио?

1. _________    4. __________     7. __________

2. _________   5. __________      8. __________

3. ________      6. __________      9. __________

Г. Как вы будете оценивать портфолио?

Д. Как Вы будете организовывать работу с портфолио в течение учебного периода?

Е. Как Вы будете проводить портфолио-конференции?

Задание 2

Опишите стратегию внедрения портфолио как метода работы с учащимися. Например, это может быть «Читательский портфолио». Поделитесь первыми результатами с коллегами.

Задание 3

Самостоятельно освойте стратегию для развития рефлексивного чтения «Таблица-синтез». Опишите занятие, построенное по данной стратегии (план см. Лекция 1).

Стратегия «Таблица-синтез»

Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает учащегося к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.

При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья – при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить ученикам читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом.

Kлючевые моменты текста (сообщения)

На чем остановилось внимание?

Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)

     

 

Вывод: ……………………………………………………

Ход работы

1. Предложите учащимся прочесть текст, используя данную таблицу. Заполненная таблица может войти в портфолио учащегося и быть оценена отдельно. Пусть учащиеся прочтут текст, заполнив левую часть таблицы.

2. После обсуждения ключевых моментов текста попросите учащихся заполнить вторую и третью часть таблицы. Наверняка окажется, что у детей будут разные записи, разные мотивы, разные интерпретации. Это позволит выйти на обсуждение самых разных аспектов и уровней текста.

3. Предоставьте учащимся время для написания собственного вывода (небольшого эссе) по поводу текста.

Со временем учащиеся привыкнут не только читать, но читать критически, вести диалог с текстом, анализировать свое отношение к содержанию.

Список рекомендуемой литературы вы уже видели в лекциях 1 и 2.

 

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Центр пакетных Технологий". В широкий спектр предложений компании "Центр пакетных Технологий" входит такая услуга, как изготовление полиэтиленовых пакетов с печатью логотипа компании. Пакеты с логотипом от компании "Центр пакетных Технологий" - это прочная и высококачественная продукция различных форм и размеров, которая поможет привлечь внимание потенциальным клиентов и партнеров. Выгодные цены и доставка приобретенных пакетов по удобному адресу позволят сэкономить Ваши деньги и время. Узнать больше о предоставляемых услугах и оформить заказ онлайн можно на официальном сайте компании "Центр пакетных Технологий", который располагается по адресу http://mnogopak.ru

Дорогие коллеги!

Мы знаем, что предлагаемый вам курс – очень интересное, но совсем не простое дело. Если при освоении технологии развития критического мышления средствами чтения и письма у вас возникают вопросы, сомнения, проблемы, которые не удалось решить в ходе занятия или вам кажется, что что-то не получается, пишите нам, в редакцию. Ведущий курса Игорь Олегович Загашев готов оперативно отвечать на все вопросы на страницах газеты.
Задавая вопросы, вы помогаете не только себе, но и тем коллегам, которые, как и вы, взялись за этот сложный курс, а потому мы заранее благодарим всех, кто напишет нам о своих проблемах, вопросах и сомнениях.

TopList