РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Мастер-класс

Игорь Киршин

Для тех, у кого есть крылья

Творческая педагогическая лаборатория

Все мы когда-то принимали участие в школьных спектаклях. Незатейливых, самодеятельных. Распределялись роли, «к пятнице выучить текст». А потом: девчонки (они, конечно, поответственней да и больше склонны к лицедейству) вызубривали женские роли,  а заодно, и мужские (мальчишки так ненадежны и вечно репетиции прогуливают!). Но, в конце концов, – генеральная репетиция в костюмах и гриме. А потом чуть скомкано, с перепутанными репликами, под аплодисменты зрительного зала – премьера.

А теперь та же история, но, уже, по другую сторону рампы. Вы – постановщик школьного спектакля. Как заинтересовать, как донести? Чего ради мы будем ставить этот спектакль? В чем режиссерский замысел? А авторский? А театральная традиция? А нигилизм авангарда?

Театр книги. Он начинается с ЧТЕНИЯ, глубокого, вдумчивого. И разговоров, разговоров…

Мне когда-то очень повезло, у меня «случилась» книга – «Репетиция – любовь моя» Анатолия Эфроса. И совсем другими глазами стали прочитываться пьесы Чехова и Шекспира…

А у подростков из Калининграда «случилась» репетиция «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» с письмами Ричарду Баху и сочинительством монологов героев. Это был настоящий ТЕАТР КНИГИ.

Татьяна Рудишина

Игорь Александрович Киршин
канд. пед. наук, руководитель творческой лаборатории
«Солнечный Сад», преподаватель словесного творчества
г.Калининград

СПЕКТАКЛЬ «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» по повести-притче Ричарда Баха стал чем-то большим, чем просто спектакль. Рассказ о нем – для тех, у кого есть крылья. А появился этот спектакль благодаря сотрудничеству студенческого театра «Третий Этаж» Калининградского государственного университета и школы искусств «Солнечный сад» при лицее № 49 в рамках проекта творческой педагогической лаборатории при факультете педагогики и психологии КГУ.

Чайке,
которая не придумана

О чем говорил режиссер Евгений Мышкин, предлагая поставить спектакль «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»?

 Чайка Джонатан живет в каждом из вас.

Я всей душой преклоняюсь перед этой Чайкой! Люблю ее самоотверженное доброе сердце, смелый ясный ум и чистые, как утренняя морская вода, глаза, всегда глядящие в сторону солнца.

Я вижу ее в каждом из вас, такую узнаваемую и всякий раз разную, вашу особенную, быть может, чем-то увлеченную, мечтающую или тоскующую, печальную или веселую, не придуманную Чайку, носящую ваше имя.

Самое большое счастье на земле – ощущать себя настоящей бессмертной и свободной Чайкой. Лучшие люди всегда выбирали это счастье, не раздумывая. И тогда их лица вдруг освещала неподдельная ослепительная улыбка! Ее не могли омрачить никакие тяготы и людские козни. А ведь полет Чайки всегда сопровождался искренним и назойливым непониманием толпы. Толпа всегда хотела убедить себя в том, что никаких летающих под небесами Чаек на самом деле не существует, что это лишь сказка, сочиненная для сопливых романтиков…

Но Жанна д’Арк, спасительница Франции, думала иначе. Она слышала небесные голоса, и они давали ей силы побеждать коварных и жестоких врагов. Кто-то видел в этом козни дьявола. Но ведь каждый видит в меру собственной испорченности. «Чем выше летает чайка, тем чище она видит». И наоборот, чем ниже… Так, некоторые неспособны даже разглядеть концов своих собственных крыльев.

И все это началось не вчера. Нет, конечно, это было давно. Но ведь тогда это еще не было историей. Это была реальность. Уже сегодня, а не вчера и не завтра нужно было идти и отбивать у англичан Орлеан. Уже сегодня был настоящий плен и предательство, уже сегодня были нешуточные допросы. Уже сегодня… ее выводили на костер в колпаке с надписью: «Еретичка». А ей было всего 19 лет.

На вопрос, твердо ли верят ее сторонники, что она послана Богом, она ответила: «Я не знаю, верят ли они в это, и я оставляю это на их совести; но если они этому и не верят, я все же послана Богом».

Много веков спустя сын русского историка Сергея Михайловича Соловьева Владимир дал клятву посвятить всю свою жизнь служению Софии или Божественной Красоте мира.
И когда он в 1876 году услышал слова: «Будь в Египте», то, не раздумывая, отправился к берегам Нила. И пошел в пустыню, невзирая на всю кажущуюся нелепость и опрометчивость своего поступка. Уже сегодня, взял и пошел. В пустыню. Один.

В лекции, прочитанной в 1881 году, Владимир Соловьев призвал, следуя христианскому началу, помиловать убийц Александра II. Одни восторгались речью Соловьева, другие – большинство – возмущались. Но никто толком не понял его призыв: «Скажем же решительно и громко заявим, что мы стоим под знаменем Христовым и служим единому Богу – Богу любви».

А за пятьсот лет до этого у речки под названием Непрядва монах Александр Пересвет нарушил постановление Вселенского собора, запрещавшего монахам брать в руки оружие. Он выехал на своем коне супротив врага и желал отдать жизнь свою за Родину и веру. Он уже сейчас, сегодня, а не потом или когда-то давным-давно знал, нет, не просто знал, а чувствовал всем своим существом, что проиграть он не может! И когда монах из Троицкой обители по имени Александр Пересвет пришпорил коня и понесся на врага, его несли реальные, а не придуманные кем-то крылья.

Настоящая Чайка всегда ослепительна. Не восторгаться ею нельзя. И можно было бы привести еще немалое число потрясающих примеров. Однако оставим это на ваше познание и творчество.

Не надо думать, что сейчас среди нашей современной обыденной жизни нет места Чайке. Возьмите наше каждодневное существование и подумайте, может ли появиться  там «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»? Я уверен, что может. А вот, как и где конкретно? – это дело вашего личного наблюдения и творчества. Вслушайтесь в свое сердце, это поможет вам взлететь на собственных крыльях.

Запомните, что без таких самостоятельных наблюдений и открытий взлететь невозможно! Останется только пересчитывать анчоусы. Но я верю в великую радость полета, верю в жизнь и красоту, поэтому готов сражаться за Чайку при любом раскладе, даже в полном одиночестве.

Монологи главных героев

Работая над «Чайкой…», мы сочиняли монологи своих героев. Чтобы лучше войти в образ.

Участники спектакляМонологи Марты
(Татьяна Политова)

Мне всегда хотелось быть свободной и не зависеть от других. Я презираю стаю, но она – мой дом, значит, я должна любить ее? Но я не хочу и не могу быть такой, как все, я хочу быть свободной, хочу, черт побери, быть с Джонатаном, но – боюсь, боюсь, что не смогу; боюсь подвести и загубить все дело. Мне необходимо выбрать, но что? Как уравнять две эти чаши весов, как соединить эти две противоположности, как победить свой страх решиться на шаг?..

...У меня есть Флетчер, мне хорошо с ним, я верю, доверяю ему, знаю, что не предаст, еще я знаю, что нужна ему, и хотя он и уверяет меня, что он сильный, что уверен в себе и в Джонатане, он тоже боится, но скрывает это даже от самого себя. Но я уверена, что вместе мы преодолеем все и обретем свободу, мир и гармонию, о которой все время говорит Джо. Не знаю, что означает это слово, но оно мне безумно нравится, и я познаю, обязательно познаю его смысл.

* * *

– Да, Джонатан,– я чувствую, что что-то происходит, что-то необыкновенное, и это что-то изменит все-все, всех нас, и Флетчер это чувствует,
я знаю, он мой друг и Джонатан тоже. Все-все должны знать об этом, весь мир, так надо, я так хочу! Они ведь и не представляют себе, как это здорово, необыкновенно, потрясающе – быть свободным, жить в гармонии с самим собой (я, кажется, теперь стала понимать это чарующее загадочное слово – гармония, и это здорово, что такое, мне жить, жить хочется) …но… гаснет, гаснет свет, надежда; стая, проклятая стая – мой дом?! Нет, нет, не хочу слышать. Бежать. Бежать и не возвращаться. Ухожу. Не правда это! Джонатан жив, он свободен, слышите?! Свободен!!! 

* * *

Впервые я забыла страх. А был ли он вообще этот страх или я его выдумала? Свобода? Гармония? Нельзя говорить и о них, нельзя! Необходимо это просто прожить самому, ведь каждый чувствует ее по-своему и в этом правда, друг Флетчер, понимаешь, в этом правда и смысл манящего слова СВОБОДА. Я лечу, лечу и это круто!

* * *

Он говорит, что и это еще не все, неужели я способна на большее, неужели, Флетчер? Смогу ли я? Я знаю, смогу! Слышите, смогу!!!

Монологи матери Джонатана
(Анна Волкова)

Я мама Джонатана – миссис Ливингстон.

Когда я была молодая (ну, скажем так, я и сейчас далеко не старуха, напротив – в полном расцвете лет), так вот, лет эдак… дцать назад, я тайком по ночам улетала из Стаи, пока все спали, и любовалась звездным небом. Вы не представляете себе, как это здорово! Шум волн, темное, почти черное небо над головой. И много-много звезд.

Как-то раз я слишком увлеклась – залюбовалась, засмотрелась, короче забыла кто я, где я и сколько времени! Родители засекли мое ночное отсутствие, но засекли только они. Естественно, меня посадили под «домашний арест». Но они НИКОМУ не сказали. Я чувствовала себя очень виноватой, и ни в коем случае не хотела быть изгнанной, да лучше смерть. Тогда я думала именно так. Короче, взялась за ум, забросила свои ночные полеты к черту, и стала как все. И слава богу! Потому что ни к чему хорошему меня бы эти полеты не привели – это точно. Ну да ладно, что было – то прошло.

Потом я вышла замуж, и стала спокойно жить. У нас с мужем родился сын – Джонатан – просто золотце, прелесть, а не ребенок! И кушал так хорошо, не то, что сейчас – одни перья да кости остались. Все летает где-то, днями его не вижу! Не знаю, что и делать. Все косятся на него, крыльями показывают: перья растрепаны, весь взъерошенный, голодный, уставший…

Я пыталась на него повлиять: разговаривала, уговаривала, да все без толку. Он мне все одно твердит, но это – полная чушь, бред сумасшедшего! Он все никак не может понять, что самое главное – Закон Стаи, что нужно быть нормальным. Почему он не может быть как все?!! ПОЧЕМУ?!!

* * *

(После изгнания Джонатана из Стаи)

Кто-нибудь, помогите! Что делать? Моего сына, единственного сына изгнали! Не могу в это поверить. А может быть нет… А может он вернется? Вернется, обнимет меня и скажет: «Мама, я вернулся, корми меня скорей!» Но нет, нет, нет. Закон есть Закон, значит так надо. НЕ ХОЧУ! НЕ МОГУ! Господи, а какие у него были глаза, когда все шипели: «не брат… не друг… не… не… сын…» Не сын? Да какой, к черту, не сын!!! – Сын, да еще какой, родной, ласковый, МОЙ сын. А когда он пытался меня обнять, я отвернулась от него. Я это сделала? Да, но как? Ненавижу, ненавижу себя, ненавижу Стаю, ненавижу эту чертову систему. Но надо, надо, надо – и это Закон,
и никуда не денешься. Болит сердце, разрывается, да лучше бы оно разорвалось тогда на Совете, на мелкие кусочки. И то, наверное, легче бы было, чем сейчас. Не могу больше, не могу!.. Не вынесу, нет больше сил…

Монолог Старейшины
(Марина Смородина)

Потому ли, что всегда мне было необходимо быть сильной, или потому что нужно было быть первой – теперь я стала старейшиной Стаи чаек.

Еще в детстве вокруг меня собиралось много чаек – всегда разных, но непременно желающих быть со мной. Это были прекрасные компании, я любила всех. Было ли то проявлением особых способностей к руководству – не знаю, но теперь уверена, что стремление к руководству у меня было.

А в шестнадцать лет все изменилось. Причем навсегда. В мою жизнь пришли новые чувства и перепуталось все. Мне казалось – я влюбилась. Прекрасное, на самом деле, чувство оставило глубокие раны.
Я потеряла те компании и тех немногих, кого можно было назвать «друзьями». Наверное, они и были таковыми, но никто не смог мне помочь, никто не смог со мной остаться. Было невыносимо больно, хотелось даже умереть. Но не помню, чтобы было страшно. Я не знала, что будет завтра, и готова была бороться со всеми, чтобы доказать – я сильная чайка.

Теперь меня снова окружают приятные, хорошие люди. Мои родители горды моими успехами. Но иногда так сложно быть сильной. Обязанность быть первой. Красиво. Ярко. Одиноко. Тяжело. Но я не могу отказаться. Я не могу бросить тех, кто мне верит и любит. Я их тоже люблю. Но своей особенной любовью. Они прекрасны. И я должна быть с ними.

Мои чайки. Это настоящая Стая. Моя Стая. Каждый день они ловят рыбу, борются за пищу, влюбляются. Прекрасная Стая. Я ими довольна.

Только недавно я заметила, что не все чайки хотят жить по нашим законам. Джонатан Ливингстон. Я не могу понять. Зачем он это делает? Чтобы удивить молодых чаек? Зачем? Никто не стоит того, чтобы закончить так свою жизнь. Неужели ему не понятно – он и так хорош. Чайки должны бороться. Должны ловить рыбу и наслаждаться ею. А он тратит время на свои фантазии. Он, вообще, понимает – что с ним может произойти? Кому он будет нужен без Стаи? Я хочу ему помочь. Очень хочу. Но он губит свою жизнь. Он слабый. Почему он? Может быть, я ему немного завидую. Я не могу себе позволить быть слабой. А он может,
и счастлив этим. Неужели Джонатан не способен понять – если бы он позволил мне ему помочь – все было бы по-другому. Но он сам другой. И почему-то мне очень больно выгонять его. Он не борется за жизнь в Стае. Каждая чайка обязана бороться. Теперь это моя последняя возможность. Пусть он страдает. Я переживу это. Но видеть Джонатана каждый день мне еще тяжелее. Он должен был мне подчиниться. Теперь он это сделает.

Да, шестнадцать лет. Прекрасное время. И один из молодых чаек – сейчас прекрасен не менее. Он был другой. И тем привлек мое внимание. Да еще как привлек. И я сломала мою жизнь. Благодаря ему. Он был недосягаем – яркий, счастливый – другой. И сейчас другой, но и я изменилась. Почему он тогда не понял меня? А он, наверное, не мог меня понять. Ни тогда, ни сейчас.

Я борюсь всегда. За жизнь, за положение. Что мое – я буду защищать до последнего. Но Джонатан, похоже, никогда не станет моим, а от этого мне всегда плохо и очень больно. Он не позволяет его защитить. Я должна быть сильной. Я его не хочу видеть. Он будет наказан, чтобы понять – как он слаб.

Письма Ричарду Баху

После премьеры спектакля мы написали письма Ричарду Баху, перевели их на английский язык, сопроводили фотографиями и отправили автору «Чайки». Вот фрагменты этих писем.

Здравствуйте, уважаемый Ричард Бах. К сожалению, Вы меня не знаете, хотя, может быть, и догадываетесь о моем существовании. Я – героиня Вашего произведения «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» – Марта. Возможно, Вы возмутитесь и скажете: «Нет там никакой Марты», – и сделаете большую ошибку – я всегда там была! Была, несмотря ни на что, вы просто никогда не задумывались о моем существовании. А Марта – она живет, живет в каждом из нас – в Джонатане, во Флетчере и даже, как это ни странно прозвучит, в Старейшине. Марта – это порыв души, полет человеческой фантазии, вдох жизни и вдохновения. Если бы ее не было, ее следовало бы придумать; лично мне она необходима как глоток воздуха, свободы, ведь именно с ней я научилась по-настоящему летать. И это круто.

С уважением Марта (Таня Политова)

* * *

Был сделан спектакль «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Не хочу использовать слова «прорыв», но, видимо, никуда от этого не деться. Употребляю. Это был прорыв. Для меня.

По началу было совершенно невыносимо что-либо делать. Болото скуки, лени и других неадекватностей тянуло к себе во много раз сильнее, чем чьи-то полеты и связанные с этим переживания. Но…

У меня есть правило, что радоваться нужно всему, что с тобой случается. Абсолютно всему. Ну, а ежели такое дело – значит цель была.

Моя роль просто сумасшедшая. Для меня самая-самая. А участие в постановке – самое на данный момент по-хорошему сумасшедшее. То, что будет и останется всегда. Теперь это чувство никуда не деть, не забыть, не спрятать. За короткое время мне пришлось измениться. И, надеюсь, не зря. Я это чувствую. Нет, мне не достичь высоты полетов Джонатана, но теперь я знаю – куда нужно идти. Я влюблена в спектакль. За неделю я перечитала «Чайку» три раза и с огромной ревностию берегу эту книгу.

В жизни человека существуют переходные периоды. Они определяются физиологией или положением планет. А есть этапы, обусловленные жизненными обстоятельствами. Я точно знаю, что мои обстоятельства – это еще один прекрасный и яркий этап. Я снова расту.

Если честно, я не хочу, чтобы спектакль заканчивался. Может, мой организм сопротивляется расставанию, но каждый раз я нахожу в спектакле что-то новое. Хорошее и понятное, простое и очень ценное. Я снова расту.

Никуда не деть, не забыть, не спрятать,
Не продать и не передать …
Улетела Чайка, но не надо плакать –
Ты уже научился летать.
Улетела в небо, растопырив крылья,
А внизу толкутсяте, кто есть любили.
Улетела Чайка, ты не будешь плакать,
Ведь полет, как солнце, невозможно спрятать.

Старейшина (Марина Смородина)

* * *

Ставить «Чайку» – великая нелепость. К этому совершенно четкому выводу я пришел сразу. Зачем портить хорошую вещь грубой и неумелой игрой?!

Но вот оставалось три недели до премьеры, а никто еще не видел сценария целиком, только отдельные фрагменты. И вот наконец-то я увидел то, что у нас получилось. Нет, это была не премьера и не прогон. То, что я увидел, продолжалось двое суток, проведенных с «Чайкой» в походе. Мы часто ездили в походы. И ничего непредвиденного с нами случиться не могло. С нами и не случилось, случилось внутри нас. И из-за этого наша турбаза превратилась в подобие полевого госпиталя, в котором лечили только одно – «Чайку». Эти двое суток люди работали как одержимые над тем, что не получалось или чего еще вообще не было. И когда маленькая, бедная Таня заползла в комнату во втором часу ночи, упала на кровать и захрапела, не в силах произнести ни слова, я совершенно ясно понял, что спектакль уже получился. И уже не важно, что мы сможем, а что нет, какова будет игра актеров и реакция зрителей, выйдет ли наше творение на сцену. Она, наша «Чайка», уже была лучше всех.

Охранник (Артем Саванович)

* * *

Уважаемый Ричард Бах!

я, (начинающий, но не подающий надежд актер) Захар Смирнов, не смогу писать о том, как мне понравилось Ваше произведение и всячески подлизываться к Вам, так как я уверен, что это прекрасно сделают наши руководители.

Перейдем сразу к делу, а дело вот в чем: я, положа руку на сердце, хочу сказать, что спектакль мне понравился больше, чем книга.

Нет! Только не надо обижаться, это всего лишь субъективное мнение. Я вообще не люблю читать (вот такой я дурак). На мой взгляд, Ваша книга несколько скучна, в ней нет динамики, которую мы сумели (я надеюсь) придать спектаклю.

Тем не менее, я очень благодарен Вам за эту книгу, как за подсказку, которая, надеюсь, поможет мне в жизни.

 С уважением актер Захар Смирнов

* * *

Здравствуйте, Ричард! Пишу Вам письмо, чтобы поведать о том, что была Чайкой. Была настоящей Чайкой и после этого душа моя стала Чайкой.

Мы приходили на репетиции. Что мы там делали? Посторонние, глядя на нас, говорили, что все это непонятно и бессмысленно. А я знала, чувствовала и до сих пор уверена, что все не зря. Что не зря приходили, не зря бегали по залу, не зря пили чай и пели песни, не зря!

Когда мы репетировали, я обнаружила, что все мы Чайки, абсолютно все. И каждый хочет летать, хочет вдохновения и я думаю, что это получилось.

Что мы делали? Мы летали, мы искали и мы нашли. Зачем? Чтобы показать людям и себе, что можно сделать все, что сердце требует. 
И если показал, если понял, то никогда уже не забудешь и не сможешь прожить без этого. Даже не результат важен, а сам процесс достижения, когда ты взлетаешь, летишь, падаешь и снова взлетаешь, и не знаешь, получится ли взлететь к солнцу при следующей попытке, но не падаешь духом, а снова разворачиваешь к небу крылья – и у тебя получается. Достигнув цели, понимаешь, что можно выше, и ты снова пытаешь судьбу, снова взлетаешь и падаешь и это бесконечно, это дорога, по которой придется пройти в любом случае.

И вот мы летим, среди звезд и среди бесконечной красоты, видим, что они уже близко и радость, любовь и счастье переполняют и невозможно выдержать, мы так близко, что можно дотронуться рукой и мы держимся за руки, все вместе, и мы летим в небо.

Вот так мы ставили спектакль «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Спасибо вам огромное.

Чайка Джади Ли (Настя Юсова)

* * *

Привет, Ричард!

У меня все хорошо.

Вот, решила Вам написать по поводу постановки Вашей «Чайки по имени Джонатан Ливингстон».

Я хожу в наш театр пять месяцев, и я хочу сказать, что очень рада, что попала к таким замечательным людям, как Джонатан и Чианг. Мне кажется, что люди, которые участвовали в постановке «Чайки», стали одним целым, единой командой. Мне нравится в нашем театре то, что каждый человек ведет себя естественно, и, на мой взгляд, это самое важное. А еще, когда человек высказывает какое-то мнение или идею, то это мнение уважают и даже применяют в работе. Под большим впечатлением остаешься, когда смотришь спектакль, ты ожидаешь от него чего-то такого, что не ждешь от других.

Когда мы только приступали к постановке, это было ничто, можно сказать, пустое место. Конечно, были какие-то мысли, эмоции, идеи, но все это было в голове, а не в творческом процессе. Идеи стали хорошо созревать, когда поехали в поход. Там мы отдыхали, бесились и, конечно, репетировали «Чайку». Мне кажется, что мы там выложись как никогда, выложились по полной программе – и дело пошло.

Вообще-то я не играла в этом спектакле, я выполняла небольшую, можно сказать, маленькую работу. Но, когда ты смотришь сверху, понимаешь, что ты – часть этого спектакля и твоя душа находится в нем и в ребятах, которые там играют. «Чайка» для меня – это поток эмоций и сильное желание смотреть вперед и думать только о хорошем. Я хочу, что бы у нас было побольше таких постановок, как «Чайка». Актеры сыграли просто великолепно, здорово. Я хочу сказать вам, ребята: «Вы – молодцы!» Люди, которые играют в нашем спектакле – это люди с открытой и чистой душой, они знают, что они играют и зачем.

Ладно, заканчивая, надеюсь, что когда-нибудь Вы приедете в наш далекий Калининград и убедитесь во всем лично.

До свидания.

Катя (Катя Мартыненко, свет)

«Чайка…» живет. Пишутся стихи. Собираются
«Песни Джонатана»

Капля огня,
Капля твоей души
Греет меня,
На сердце моем лежит.
Невелика,
Может, для сытых глаз,
Капля-река
В осень уносит нас.
Верой горят
Кленов ее стихи,
Падая наугад
В дебри моей руки.
Только она, –
Темень, хлыстами бьет,
Поит отравой дна,
Стелит по сердцу лед,
И вырывая стыд,
Гонит на стогны зла,
Учит бичом обид
Делать ее дела…
Вот и не знаю я,
Как уберечь огонь?
Как не забыть тебя
В стае чужих имен?
На толчее дорог
Как отыскать одну?
Как перебором строк
Не оборвать струну?
Только огонь души
Теплится изнутри,
Прятаться не спешит
Вплоть до твоей зари.

Евгений Мышкин

Отзывы

После спектакля мы предлагаем зрителям написать несколько строк об увиденном. Для нас это важно.

«Когда шла на спектакль, мне было просто интересно узнать, каким образом его вообще можно было поставить. Не думала, что спектакль понравится мне больше книги, но я ошибалась.

Как много вы все вложили в пьесу сердца и любви! Это чувствуется сразу, с первых минут. Спасибо.

В течение этих минут возникло ощущение, что именно ради них стоило жить… По-моему, это высшая степень.

Упасть на колени и молиться! Спасибо Чайке, спасибо всем! “Он вышел в окно с красной розой в руке и по воздуху плавно пошел”. Это дар тому, кто рожден летать!

Временами становится невыносимо просто жить, опускаются руки и нет сил, и огонь в глазах иссякает…
И думаешь: “Боже! Ну, как же, как не умереть этой ночью от сквозящего одиночества, от невозможности взлететь…” Но благодаря таким действам я снова и снова верю в полет!

Цепи… Больно было увидеть и почувствовать их. Но еще больней жить в темноте. Свет, несите свет. Я люблю вас, а теперь еще и всех…

Может, и не совсем по букве Баха, но зато насколько по духу! Подбор музыки исключительно точный.
И свечки в конце – просто замечательно. Такое звездное небо!

Я в восторге, давно не видела подобного… Потрясающе! У меня в душе что-то непонятное. Вы – супер!

Зритель позади меня перевел текст с английского языка, но не смог перевести слово WINGS. Wings, wings – что за незнакомое слово, откуда оно, что оно означает?

Вот так и мы все, чайки, забываем, что оно означает КРЫЛЬЯ! Лети Джонатан, удачи тебе! Мы все помним это прекрасное чувство полета.

Когда-то Олег Ефремов сказал о чеховской “Чайке”: “…Работу артистов, подчиняющих свой талант идее спектакля и законам ансамбля, будет охранять Чайка и благословит она их на спектакль, достойный великого названия”. Думаю, это высказывание относится и к вашей “Чайке”.

“Чайка” благословила – спектакль состоялся.

Думаю, что содружество театра “Третий “этаж” и студии “Солнечный Сад” способствовало успеху спектакля.

Что, на мой взгляд, является положительным в решении: смелость и новаторство в выборе произведения, его созвучие времени, очень удачная работа сценариста и режиссера спектакля, участие в спектакле молодых исполнителей, работающих с полной отдачей, верой и пониманием материала. Прекрасное исполнение главной роли Джонатана Евгением Мышкиным – преодоление трудностей полета к своей мечте, полет над корыстью, ненавистью, стадностью к совершенству человеческой личности. Эти эпизоды впечатляют, они эмоциональны, глубоко правдивы».

И.Н.Фадеева

член правления Калининградского отделения  Союза театральных деятелей России

«Чайке…» посвящается

Наверное, столько написано песен,
Где чайки летят над водой,
Что песенный мир им кажется тесен,
Но как без картины такой! –
Вечер, что ласковым будет,
Солнце, готовое сесть…
Светлые чайки, как светлые люди
На всех непохожие есть.
Покрытые звездной и водною пылью
Над морем и крики, и стон.
Выше несут серебристые крылья,
Если свободы исполнен закон.
С неотвратимостью он нарастает,
Если его принимаешь любя,
Как и твое возвращение к Стае,
Однажды бездумно изгнавшей тебя!

 Надежда Заянчаускене

К Чайке

 А Чайки летали у края земли,
Сверкали их крылья в лазурной дали.
В смятенье от них отступала зима.
Я с ними летала как будто сама,
Я с ними как будто сходила с ума.
И падала ниц роковая тюрьма.
Слезами молиться в Сосновом Бору…
Мне Чайка приснится, когда я умру.

 Ольга Арофикина

А потом пришло письмо
от Ричарда Баха

Дорогой Евгений Мышкин, дорогие Таня, Артем, Мэри и Марина.

Какое это наслаждение получить такие восхитительные послания, которые только что поступили от Вас! Я так счастлив, что вы расценили мою маленькую «Чайку» как послание любви, свободы и радости, и узнать, что она по-своему помогла Вам воспарить. Вы все преподнесли мне величайший подарок и оказали мне величайшую честь, о которой только может мечтать писатель… Вы взяли в свои руки свечи идей, идущих от моего сердца и тем самым зажгли свечи в сердцах других.

Летать высоко, далеко и стремительно на крыльях Вашей собственной радости и Вашего понимания. Сегодня планета более чем когда-либо нуждается в Вашем светлом вдохновении, нам нужны Ваша мудрость и свет Вашей души.

Я бесконечно благодарен Вам за Ваше мужество зажечь этот свет, который нашел отражение в Вас, Ваших зрителях и Вашем времени. Я удостоен чести разделить с Вами этот мир.

Ричард Бах

* * *

Вот так спектакль продолжает жить своей удивительной жизнью. А связаться с творческой лабораторией можно по адресам:

Tretaz@yandex.ru – Мышкин Евгений Игоревич.

ia_kirshin@mail.ru – Киршин Игорь Александрович.

TopList