БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Совместный проект с НПО «Информсистема»

Людмила Левова,
Сергей Ефремов, Ирина Кузина

Школа «МАРК»

Практикум для начинающих пользователей АИБС «МАРК-SQL – версия для школьных библиотек»

wpe556.jpg (2263 bytes)

Людмила Васильевна Левова
заместитель генерального
директора
НПО «Информсистема»
Москва

wpe557.jpg (3550 bytes)

Сергей Васильевич Ефремов
руководитель
службы разработки ПС
НПО «Информсистема»
Москва

wpe558.jpg (2807 bytes)

Ирина Борисовна Кузина
главный специалист
службы разработки ПС
НПО «Информсистема»
Москва

Более 39 тысяч школьных библиотек России получили специальную адаптированную систему АИБС «МАРК-SQL – версия для школьных библиотек».

Мы начинаем серию материалов – практикум, который будет иметь модульную структуру. Каждый модуль включает в себя учебный материал и практические задания для самоконтроля.

Занятие 1

АВТОМАТИЗАЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-
БИБЛИОТЕЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние и тенденции развития информационных технологий в библиотечной деятельности. Особенности АИБС для школьных библиотек

Процесс автоматизации можно охарактеризовать как деятельность по внедрению и использованию компьютерного аппаратно-программного обеспечения в библиотечных технологиях и практике работы.

На современном этапе развития информационно-библиотечных технологий происходит создание организационной, информационной и технической инфраструктуры функционирования автоматизированных сетевых информационно-библиотечных систем. Решаются вопросы, связанные с корпоративной каталогизацией, с новыми технологиями межбиблиотечного обмена и электронной доставки документов. Прорабатываются вопросы, касающиеся правовых и экономических аспектов использования распределенных баз и банков данных, формируется система непрерывного повышения квалификации библиотечных работников на основе использования компьютерных технологий.

Одной из основных характеристик современного этапа развития информационных технологий в библиотеках является открытый доступ к информации. Хотелось бы подчеркнуть, что формируемые информационные ресурсы и разрабатываемый информационный сервис должны обеспечить кооперацию и интеграцию в мировое информационное пространство, а потому выдвигаются требования по их унификации.

В рамках реализации задач модернизации образования средние учебные заведения активно оснащаются компьютерной техникой и программным обеспечением. Наряду с внедрением обучающих программ, электронных информационных ресурсов, систем управления школой и т.п., в настоящее время идет процесс внедрения средств автоматизации библиотечно-информационной деятельности в школьные библиотеки.

Цель автоматизации любой библиотеки – это, в первую очередь, повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационных услуг, устранение трудоемких и монотонных операций.

Использование систем автоматизации дает библиотеке возможность, применяя программно-технические средства, частично или полностью освободить человека от выполнения рутинных операций сбора, преобразования, передачи и использования информации.

Средства автоматизации библиотечно-информационной деятельности для школ должны иметь ряд отличий, обусловленных спецификой работы школьной библиотеки. Безусловно, эти АИБС должны соответствовать современному уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий. Кроме того, использование АИБС должно способствовать реализации образовательных задач учебного заведения.

Еще одна особенность. Крупные библиотеки в первую очередь решают задачу автоматизации внутренних технологических процессов для накопления собственного контента и предоставления доступа к нему своих читателей. Ресурсы школьных библиотек, несомненно, скромнее. И для них крайне важно взаимодействовать с «внешним миром», иметь доступ к ресурсам крупных библиотек и информационных центров. Для полноценной библиотечной системы необходима реализация возможности полноценного информационного обмена.

Именно поэтому, АИБС для школьных библиотек не может быть упрощенной. На наш взгляд, обречены на неудачу попытки создать «простенькую» библиотечную систему, в которую можно только вводить описания книг школьной библиотеки, осуществлять поиск и распечатывать выходные формы. Это должна быть достаточно мощная, функционально насыщенная информационная система, позволяющая работать с большими базами данных, осуществлять поиск в Интернете, создавать все необходимые выходные формы.

АИБС для школьных библиотек должна соответствовать тем правилам и стандартам, которые существуют в библиотечном мире, и обеспечивать взаимодействие в формате MARC.

Библиографические стандарты и форматы

MARC-форматы

Во всем мире библиографические документы принято описывать с помощью MARC-форматов (Machine Readable Cataloguing – Машиночитаемый каталог). Формат MARC (USMARC, текущая версия имеет название MARC21), разработан в 60-е годы сотрудниками Библиотеки Конгресса и первоначально предназначался для автоматизации изготовления каталожных карточек с описанием книг. Позднее были разработаны варианты формата MARC для других видов изданий: журналов, географических карт, нот и т.д., а также различные версии формата, ориентированные на национальные правила каталогизации различных стран.

Дальнейшее развитие привело к созданию национальных коммуникативных форматов, с одной стороны, и международного коммуникативного формата, с другой стороны.

Формат MARC представляет собой стандарт для записи библиографической информации на машиночитаемые носители. Появление формата MARC позволило сосредоточить трудоемкий процесс обработки литературы в центрах компьютерной каталогизации (таких как Библиотека Конгресса США).

Появление формата MARC дало толчок к созданию сводных электронных каталогов, в которых содержатся сейчас десятки миллионов записей. Например, в центре OCLC (США) количество единиц информации превышает 35 миллионов.

Фактически MARC – это краткий и удобный термин для обозначения процесса маркировки любой части каталогизируемой записи так, чтобы она могла быть обработана с помощью компьютера.

Коммуникативный формат MARC обеспечивает:

· возможность его применения для всех видов библиотечных документов;

· достаточную гибкость для решения разнообразных задач в дополнение к каталогизации;

· удобство применения в различных автоматизированных системах.

Применение стандарта MARC в библиотеке увеличивает скорость обслуживания, предотвращает дублирование работы и помогает библиотекам лучше распорядиться библиотечными ресурсами. Выбор для работы формата MARC дает библиотекам возможность приобретать надежные данные, представленные в правильной форме.

В конце 70-х годов в мире шел активный процесс создания компьютерных информационных сетей. И тогда возникла потребность в интеграции, предопределившая принятие согласованных решений для обеспечения совместимости библиографических данных.

Для преодоления несовместимости форматов было принято решение разработать международный формат MARC (UNIMARC), который позволил бы принимать записи, составленные в любом формате MARC так, чтобы они могли конвертироваться в UNIMARC, а из него в любой другой формат MARC. Таким образом, основной целью создания формата UNIMARC является содействие международному обмену данными в машиночитаемой форме между национальными библиографическими службами.

В 80-х годах рабочей группой IFLA, в состав которой вошли представители нескольких стран, в том числе Библиотека Конгресса США, разработан международный универсальный коммуникативный формат UNIMARC.

Форматы USMARC и UNIMARC постоянно развиваются. Они дополняются новыми руководствами, обеспечивающими помимо библиографических машиночитаемую обработку авторитетных, классификационных и других типов данных. Формат USMARC, широко распространенный в мире, стал де-факто форматом международного обмена. UNIMARC, изначально разработанный в качестве международного обменного формата, также нашел применение в мировом сообществе и не только как обменный, но в некоторых организациях и как внутренний.

Процесс создания RUSMARC

Исследования в области разработки форматов по обмену библиографическими записями одними из первых в стране были начаты в ГПНТБ России в 1970 году и прошли три этапа.

На первом изучались возможности создания единого формата библиографической записи как технологической основы автоматизированных библиотечно-информационных систем. На втором этапе экспериментально проверялись результаты исследования и их практическое использование для ГПНТБ России и других библиотек. Третий этап состоял в участии специалистов библиотеки в разработке государственных стандартов на коммуникативный формат.

В начале 90-х годов изучение и внедрение в практику международных форматов UNIMARC, USMARC и других стало первостепенным делом. В интересах ускорения процесса интеграции российских библиотек в международную систему библиотечной кооперации и обмена библиографической информацией, были сделаны работы по переводу на русский язык основных материалов по UNIMARC.

В октябре 1995 года было принято решение создать российский национальный формат, получивший название RUSMARC. Этот формат создан на основе формата UNIMARC в редакции 1994 года.

Различия между коммуникативным форматом и форматом каталогизации

Разница между коммуникативным форматом и форматом каталогизации основывается на существующих внутрибиблиотечных форматах. Такие форматы имеются практически во всех крупных библиотеках и имеют принципиальные отличия даже тогда, когда основываются на одном и том же базовом формате. Достаточно сравнить внутренние форматы РГБ и МГУ (USMARC), форматы РКП, ГЦНМБ, РНБ (RUSMARC), ГПНТБ (UNIMARC).

Различия между внутрибиблиотечными форматами обусловлены следующими факторами:

· разной практикой каталогизации;

· различиями в технологии обработки поступлений;

· различием в выходных формах;

· используемым программным обеспечением.

Национальный формат каталогизации определен как перечень необходимых рекомендаций к внутрибиблиотечным форматам.

Коммуникативный формат в своей обязательной части однозначно определен, или допускает минимум альтернатив, и существует как средство обмена данными.

TopList