КНИЖКА В ГАЗЕТЕ

Нина Колоскова

Этот «непедагогичный» Артур Гиваргизов

Артур Гиваргизов рассказы и стихи пишет необычные. Да и сам он человек занятный. Закончил музыкальное училище при Московской консерватории. Работает педагогом музыкальной школы (классическая гитара). Так что с детьми знаком не понаслышке. Считает, что они «понимают больше, чем взрослые. Понимают, что окружающий мир не такой злой и страшный как кажется папам. Несмотря на учебу в музыкальной школе, дополнительные занятия английским, немецким, китайским – жизнь прекрасна!.. Вообще детям многое легче объяснить…»

Вот мнение о нашем авторе редактора издательства «Эгмонт Россия» Марии Артемьевой: «Артур – живое воплощение Хармса в наши дни. Он очень трепетно относится к слову. Сейчас эта черта – редкая для писателя. За то и ценю, и уважаю его».

«Как и большинство хороших детских писателей, человек интересный, глубокий, многоплановый» (из комментария к интервью с А.Гиваргизовым литературного критика Ксении Молдавской).

А еще А.Гиваргизова называют ужасно непедагогичным писателем. Он находит это комплиментом. Категорически не согласен с теми, кто считает, что современная детская литература никому не нужна.

Обладает чувством юмора. Например, на вопрос «Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку?» ответил: «+ 11, пасмурно с прояснениями, давление… лучше вообще без давления». А на вопрос «Почему Вам нравится быть детским писателем?» – «Приятно очень». К детским библиотекам относится хорошо.

Первая публикация – журнал «Сатирикон» (1997). А в 2004 году – уже победитель конкурса «Алые паруса» в номинации «Проза».

Экологические проблемы Артуру Гиваргизову не чужды, в том числе – глобальные. Чего стоит один только крошечный стишок «И все-таки», тематику которого можно определить как «проблема мутации». Наш добрейший художник Анатолий Никитин не отважился изобразить такого монстра и, со свойственной ему находчивостью, предложил свой «щадящий» вариант. Или рассказ «Стул в табуретку» – о том, что может произойти, если попытаться вмешаться в природу… Рассказ вполне может стать хорошим поводом для разговора с ребятами, например, об экологической этике. А стихотворение «Река Москва» посвящено проблеме загрязнения воды. Причем, «рассматривается» она глазами вороны.

Автору удается избегать дидактичности и назидательности в своих произведениях, беря в союзники своих персонажей. Наверное, ребятам проще выслушивать замечания от лица мух, муравьев, собак и прочих представителей животного мира.

Часто автор делает героями своих произведений насекомых. В его стихотворениях «обитают» мухи, муравьи. А с поющим червячком (стихотворение «Па-ду-ба-ду»), наверняка, ни вам, ни вашим читателям встречаться не приходилось. Где достоверность биологической информации, спросите вы? А это такое веселое стихотворение-перевертыш. Прочитайте его малышам и попросите их обьяснить, что из описанного автором соответствует действительности, а чего быть не может. Они с удовольствием займутся поиском несообразностей и отклонений от действительности.

Много трогательных стихов посвящено собакам. Мы любим проводить мероприятия, посвященные нашим домашним любимцам. Почему бы, не включить в сценарий подобного мероприятия эти забавные стихи о взаимоотношения людей и собак?

Отношения людей и животных у Артура Гиваргизова тоже особенные. Доверительные. «Вознаграждение гарантируем» – в этом рассказе собака и человек меняются местами. И вознаграждение гарантирует пес, потерявший хозяина. А в рассказе «Разговор о кошке» семья озабочена благополучием своей любимицы: чтобы уберечь ее от простуды, ее кормят чесноком и обувают в башмаки.

Заслуживает внимания и пьеса «Контрольный диктант». Ее постановка не составит большого труда, даже если в вашей библиотеке нет театра. Дети легко справятся, изготовив нехитрые костюмы и декорации. В этой веселой и остроумной пьесе действующих лиц немного: мальчики Коля и Сережа, Волк и Медведь, учительница Вера Петровна. А то, что урок проходит в лесу и в «классе» вместе с обычными учениками оказались лесные обитатели – это так забавно. А учитель – он и в лесу – учитель.

Муха. Замечание

Позади два брода и два перевала,
устали мои ребята,
легли на траву.
Муха сказала:
«Теперь она будет примятая!
Ишь, разлеглись! Здесь не кровать!
Это не ваша трава!» –
сказала муха.
Надо вставать.
Ребята, муха права.

Непривычно

«Что ты, Сережа, сегодня не в духе?» –
Спросили, кусая Сережу, две мухи.
«Его разморило от сильной жары». –
Сказали, кусая его, комары.
«Давай, улыбайся и высуши слезы». –
Сказали, кусая, пиявки и осы.
«Ведь нам непривычно, всегда был веселый», –
Сказали, кусая, собаки и пчелы.
«А, может быть, он заболел, вот и грустный?»
«Отстаньте от мальчика, главное, вкусный!»

Муравей. Объявление

Муравей увидел ручку,
Прицепился как репейник.
Удивил – всего три точки,
а умеет говорить:
«Подари мне эту штучку!
Ну одну на муравейник!
Мы напишем на листочке –
“По муравейникам не ходить!”»

Па-ду-ба-ду

Сидит комар и не кусается,
В лесу все очень изменилось.
Прошла лиса, задела зайца.
«Ах, извините», – извинилась.
А в почерневшем котелке
У волка варится картошка.
На небе, как на потолке
Вниз головой сидела кошка.
Пришла весна – запел червяк,
Забравшись на макушку дуба.
А червяки поют вот так:
«Па-ду-ба-ду-ба-ду-ба-ду-ба».

Очень добрая собака

В пещере – в ухе у Полкана –
Живет отшельница коровка.
Направо – крошечная ванная.
Налево – спальня и кладовка.
Сегодня что-то ей не спится,
И ухо чешется. Однако,
Полкан не думает сердиться.
Он – очень добрая собака.

Сейчас узнаешь

Меня ведет на поводке
собака бультерьер.
Она ведет меня к реке.
А я вот, например,
пошел бы в лес, а не к реке.
Но поводок не руль.
А интересно, почему
ее назвали «буль»?

Река Москва

Такая грязная вода!
Ворона пролетает
и говорит: «Вот это да!
Совсем не отражает!
Так не бывает, пролечу
еще разок, – кошмар!
Не отражает!
Точно!
Чур!
Ой, извините, – кар!

И все-таки

И все-таки моя кошка
Мне кого-то напоминает.
Особенно когда лает
И клювом стучит в окошко.

Интересно

Взявшись за руки, идут
Вверх по дереву отвесному
Дети, им же интересно,
Как там голуби живут.
Но не голубь там – скворец.
К стенке домика прижался,
Много раз уже прощался
И шептал: «Ну все, конец».
Да не будут тебя есть!
И пугаешься ты зря.
Просто дети пришли в лес
Посмотреть на снегиря.

Цветочки

Шарик, сидя на цепочке,
разговаривал с собой:
«На цепи сидеть – цветочки.
Эти, как их?
Зверобой!»

Муха

Муха влетела в открытую форточку и оказалась на уроке зоологии.

«У мух тело длиной от 2 до 15 миллиметров – темное, покрыто волосками и щетинками».

«Это обо мне, – подумала муха. – Послушаем».

«На лапках у одной мухи – 344 миллиона микробов».

«Вот черт!!!» – Муха с ужасом посмотрела на свои лапки.

«А в южной и средней Африке, – продолжала учительница, – живут мухи Цеце, которые разносят смертельные заразные болезни».

– Я не Цеце! Я не Цеце! – закричала муха на весь класс.

Но голос у нее был тихий-тихий, и никто не услышал.

Тогда, от отчаяния, муха стала биться головой о стекло. Но на это тоже никто не обратил внимания.

Разговор о кошке

Кошка была опять голодная.

– Ведь она только что съела целую тарелку рыбы! – удивлялась мама.

– Рыба для нее, как для нас воздух, – сказал папа, – вот ты же не можешь долго не дышать.

– Правильно, – сказала кошка.

– Видишь, – сказала мама, – она опять просит.

– А может быть, дело в чесноке? – подумал вслух папа.

– В чесноке?

– Ну да, чеснок возбуждает аппетит. Ты ведь даешь ей чеснок?

– А как же не давать ей чеснок, – заволновалась мама, – когда она босиком ходит по грязному полу, а потом сидит и лижет лапы, на которых миллиард микробов.

– Надо купить ей домашние тапочки, – сказал папа, – и ботинки – для улицы.

С тех пор кошка стала ходить в домашних тапочках, всегда была сытая и от нее не пахло чесноком.

Стул в табуретку

Оля любила играть в волшебницу. Она еще не могла превратить кошку в собаку, но комара в бабочку – могла.

– Превращу комара в бабочку, – сказала Оля.

– Зачем? – спросила мама. – Кому от этого будет польза или вред?

– Чтобы не кусался, – ответила Оля.

– Он все равно будет, потому что…

– Не будет, не будет! – И Оля заткнула уши.

– Будет, – улыбнулась мама, – потому что…

– Не будет! – И Оля топнула ногой.

– Ну, хорошо, – вздохнула мама, – превращай.

Оля взяла сушеную пиявку, четыре таблетки фтолазола, осколок зеленой фарфоровой тарелки и паутину; потолкла все это в ступе, бросила в огонь и прошептала волшебное слово «Щас-с-с-с». И сидящий на потолке комар сразу же превратился в бабочку.

– Ура! Получилось! – обрадовалась Оля. Она стала прыгать и хлопать в ладоши.

А бабочка подлетела и укусила Олю за ухо.

– Ой! – воскликнула Оля. – Она меня укусила!

– Я тебе говорила, ничего не получится – проворчала мама. – Только пиявку зря израсходовала.

– Но такого не может быть! – Оля чуть не плакала. Она удивленно смотрела на бабочку и чесала укушенное место.

– Ладно, не огорчайся, – стала успокаивать мама. – Просто, для настоящего превращения, надо было добавить двести грамм крови учительницы по природоведению. Я тебе завтра принесу.

– А без крови ничего нельзя? – спросила Оля. – Чтобы прямо сейчас?

– Почему нельзя! Можешь превратить стул в табуретку, или ведро в штопор… А завтра я тебе принесу.

РЫБ или ЧЕРЕПАХУ

– Лучше всего с собаками вообще не гулять, – сказал автоинспектор. – Лучше всего собак вообще не заводить. Лучше заводить рыб.

– А змей? – спросил Дима.

– Собака, – продолжал инспектор, не обращая на Диму внимания, – отпустишь ее с поводка, а она на дорогу выбежит.

– А змей можно? – повторил Дима вопрос.

– Выбежит и бросится под машину. Машина затормозит, и в нее сзади врежется другая машина. А в другую еще другая. А в еще другую еще-еще другая.

– Здорово! – сказал Дима. – Так по очереди все машины врежутся!

– Конечно, здорово! – оживился автоинспектор. Но потом вспомнил, что он автоинспектор и строго сказал: – Нет, не здорово! Лучше заводить рыб или черепаху.

Вознаграждение гарантируем

После обеда Дима поехал на роликах.

И за ним погналась собака.

Дима испугался и поехал быстрее.

Собака тоже стала бежать быстрее.

Тогда Дима бросил рюкзак и поехал еще быстрее.

Но и собака не отставала.

И когда сил почти не осталось, Дима остановился и приготовился к схватке. Он прижал подбородок к груди, выставил вперед локти и крикнул уверенным, строгим голосом:

– Фу! Сидеть! Нельзя! Лежать! Назад! А ну! Ты чего! Отстань! Кыш! Брысь!

Собака остановилась, внимательно посмотрела на Диму и сказала:

– Извините, обозналась. Вы очень похожи на моего потерявшегося хозяина. У него тоже ролики и шапка с козырьком.

– Ничего, Ничего! – обрадовался Дима. – Бывает!

– Кстати, если где-нибудь его встретите, скажите, чтобы шел домой. Вознаграждение гарантируем.

– Ладно, – обещал Дима.

Контрольный диктант

Объявление на дверях школы: «Внимание! Разыскиваются ученики 4 класса “А”: Волков Сережа и Медведев Коля».

Лес. Шалаш. На костре, в солдатском котелке, варятся макароны. У костра сидят Сережа и Коля.

Сережа: Вчера ходил на станцию… (Протягивает Коле объявление о розыске.) …вот, полюбуйся. На столбе висело.

Коля (прочитав): Не бойся, здесь нас никто не найдет.

Сережа: А Вера?

Коля: Даже Вера.

Сережа: А помнишь, перед городской контрольной…

Коля: Это когда я спрятался в бомбоубежище?

Сережа (кивает): А я в кабине подъемного крана. Она нас за двадцать минут нашла.

Коля: За семнадцать. Я по секундомеру засекал.

Сережа: Вот видишь.

Коля: Здесь не найдет – сто процентов.

Сережа: Плюнь через левое плечо.

Коля три раза плюет и стучит по дереву.

Из кустов вылезает волк.

Волк (вытирает лапой морду): Чего плюешься?

Коля: Я же не знал, что ты там.

Волк: Пойду сейчас и пожалуюсь медведю.

Сережа: Он случайно. Это чтобы учительница нас не нашла. Проходи, гостем будешь.

Волк (принюхивается): Ладно, я не обидчивый. (Подходит к костру, садится.)

Раздается треск.

Сережа (испуганно): Тс-с-с-с-с-с-с. Это она!

Коля (шепотом): Не может быть!

Из кустов вылезает медведь.

Медведь (грозно): Кто такие?

Коля (облегченно вздыхает): Фу-у-у-у-у-у-у. Пронесло.

Медведь (грозно): Я что, тихо спросил?

Волк: Это хорошие ребята, мои друзья. Все в порядке.

Медведь: А ты кто такой?

Волк (растерявшись): Как же… Я же… Ты что, забыл, я ведь этот…

Медведь (улыбается): Шутка. (Смеется.) Смешно. А что у нас сегодня на ужин?

Сережа: Макароны по-флотски.

Медведь: Моряки, стало быть?

Коля: Мечтаем.

Медведь (садится на поваленное дерево): А я вот мечтаю стать космонавтом.

Раздается треск, из кустов вылезает Вера Петровна. В руках у нее складные походные: стол, стул и школьная доска, а также указка, тетради, учебники, ручки, портреты писателей ХIХ века.

Вера Петровна: Вот вы где! Очень хорошо!

Вера Петровна раскладывает стол, стул и доску, вешает на деревья портреты и начинает раздавать чистые листочки в линейку.

Волк, за спиной у Веры Петровны, пытается незаметно уползти в кусты.

Вера Петровна (не поворачиваясь): Стой! Куда пополз?! Сядь на место!

Волк (возмущенно): А я вообще не ваш ученик! Почему это я должен вас слушаться?!

Вера Петровна поворачивается и пристально смотрит на волка.

Волк (испуганно): Хорошо, хорошо.

Медведь (встает): Ну, мне пора. Дела.

Вера Петровна пристально смотрит на медведя.

Медведь (теряясь, садится на прежнее место; оправдывается): Нет, ну, правда, дел по горло.

Вера Петровна раздает листочки.

Медведь: А у меня ручки нет.

Волк: И у меня.

Вера Петровна (не обращая внимания): В верхней части листочка, по центру – кон-троль-ный дик-тант, справа – фамилию и имя. Диктую первое предложение: «Маша выпорхнула в другую комнату, принесла гитару». Записали?

Медведь: А я писать не умею.

Волк: И я.

Вера Петровна (не обращая внимания): Второе предложение: «Ее голос звенел и дрожал, как надтреснутый стеклянный колокольчик». Записали?

Медведь (волку шепотом): «Стеклянный» с двумя «н»?

Волк: Да, это исключение.

Вера Петровна (строго): Я все слышу.

Медведь: Я ластик попросил! H

Рисунки Анатолия Никитина

TopList