РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

К обсуждению

Елена Коптяева

Вам-то это зачем?

Пресс-центр в библиотеке

Елена Ивановна Коптяева
зав. библиотекой школы № 2, руководитель пресс-центра, редактор газеты «Школа»
п. Октябрьский,
Архангельская обл.

Школьную газету мы выпускаем в библиотеке.

– Знаете, что моему старшему брату не нравится в нашей газете? – сказала одна шестиклассница. – То, что она ежемесячная, а не еженедельная!

– А я две новогодние газеты куплю, а то у меня бабушка прошлый номер забрала и не отдает – читает, – предупредил пятиклассник, глядя, как мини-типография «выстреливает» очередными свежеотпечатанными листами.

– Тесновато у вас, – заявляет одиннадцатиклассник, протискиваясь между большими и маленькими юнкорами и грудами лежащей везде верхней одежды, которую некуда девать, так как школьный гардероб работает до 15.00, а газету мы частенько делаем до тех пор, пока всех пресс-центровцев родители по сотовым телефонам не отзовут домой. При этом он тоже усаживается посреди всего кишащего «муравейника», чтобы своими глазами увидеть творческий процесс, повариться в этой газетной каше.

Много приятных и весьма огорчающих вопросов и изречений можно услышать в связи с изданием газеты в школе: «Зачем вам-то это нужно?», «Дети пишут всякую муть, а вы печатаете!», «Как нравятся ваши газеты! Мы всей семьей читаем!», «Если вы напечатаете еще одно такое письмо ученика, то я вашу газету читать больше не буду», «Почему вы опубликовали только одно мое стихотворение, я же вам десять принесла», «Пожалуйста, напишите об этом мероприятии, важно, чтобы об этом знали!» и т.д. Недавно учительница, почувствовавшая себя обиженной, построила перед собой двух наших юнкоров и отчитала за неправильное, на ее взгляд, расположение материалов на странице. Мало не показалось. Всякое бывает.

Пресс-центру «Школа» в мае – четыре года.

Почему именно я, библиотекарь, взяла на себя такую неподъемную задачу? Во-первых, сама не знала, насколько все трудно, если хочешь, чтобы получалось не слишком по-дилетантски. Во-вторых, почему-то была уверена, что стоит выпустить несколько номеров, как кто-нибудь из учителей подхватит это важное дело, потому что поймет, что все возможно. А в-третьих, это Библиотечная школа «ПС» виновата. Я об этом уже писала года три назад.

Приехала я тогда из Москвы с семинара под впечатлением урока о патриотизме Е.И.Макаровой и провела такие же уроки во всех старших классах. Увидела, что потенциал в детях есть, мысли бродят, энергии вагон, только направить бы все это в нужное русло.

Очень важно это – дать школьникам возможность высказывать свои мысли по всяким вопросам, заниматься каким-то делом, пробовать себя в разных ролях… в общем, много всяких доводов за то, что нужна школьная газета. В пресс-центре у детей формируется мировоззрение и развиваются очень важные качества: внимание, логика, мобильность, коммуникативность, оформительские способности, умение выражать свою мысль письменно, работать одной командой, слушать и понять другого, отстоять свое мнение. Наконец, даже коммерческая жилка может проявиться. Три года назад у нас были некоторые трудности с распространением газет. Не то чтобы люди не хотели ее покупать, а просто торговать некому было. Люди творческие стесняются рекламировать свой интеллектуальный продукт. Теперь у нас появились подростки, которые могут и хотят этим заниматься. И у них хорошо получается. Сейчас мы можем легко заработать не только на бумагу и прочие типографские расходы, но и на новогоднюю лотерею для своих читателей.

В общем, залезла я в кузов, и назвали меня груздем. Никто, естественно, не стремится взять все на себя, как я ни убеждала учителей информатики, организатора, завуча по воспитательной работе… Все загружены до предела. Да и дети уже собираться стали вокруг этого начинания. Они же ко мне пришли. Получается: приручила – несу ответственность. А через полгода в другой школе нашего поселка тоже на базе библиотеки образовался школьный орган печати. Всем стало казаться само собой разумеющимся, что именно библиотекарь стоит во главе.

Почему же именно библиотеки стали издательскими центрами во многих образовательных учреждениях?

Конечно, на первом месте – человеческий фактор. Господи, как много прекрасных энергичных людей работают в школьных библиотеках! (Вспоминаю фестиваль «БиблиОбраз–2003». Финалистам сейчас кассету с видеозаписями всех событий прислали, смотрю и опять поражаюсь не столько размаху этого конкурса, сколько талантам и полету творчества приехавших специалистов.) На землю возвращают только размер зарплаты, длина отпуска да статус обслуживающего персонала, который, как ни обещают заменить на педагога, так, видимо, и прообещают до скончания века.

Отклонилась от темы.

С одной стороны, в библиотеке, конечно, удобно создавать газету. Во-первых, библиотека всегда открыта. (Если у библиотекаря уроков нет. У меня-то их по три-четыре на неделе: основы информационной культуры школьника.) Во-вторых, библиотекарь – специалист по поиску, отбору, анализу и синтезу информации (правда, далеко не в журналистском смысле, но научиться можно всему, если есть такая способность и желание). Кроме того, настоящий библиотекарь, как правило, фонтанирует идеями, не обделен интеллектом, начитан и к тому же весьма коммуникабелен. Библиотекарь по характеру деятельности общается со всеми  в школе. В читальном зале масса периодики – изучая разные издания, можно постигать азы газетного дела: анализировать расположение материала на листе, законы оформления заголовочного комплекса, размещения фотографий…

Школа № 2 получила 1-е место на конкурсе школьных газет Устьянского района Архангельской области
за верстку и фотографии. Поздравляем!

Насколько это важно, мы поняли на фестивале областных детских пресс-центров в Северодвинске «Школьный формат», куда попали благодаря администрации школы. Слава Богу, есть у нас в области такой человек, как Алексей Иванович Малютин, который руководит замечательным объединением «Контакт». Есть возможность получить квалифицированные консультации.

Конечно, можно, не напрягаясь, лепить в газету все подряд, как Бог на душу положит. Можно делать один номер в полгода, можно не особенно трудиться над тем, чтобы ребята знали, что СМИ – это дело серьезное. Все равно многие умилятся самодеятельности детей, ребята будут гордиться, что их творения напечатаны… пока не встретятся с хорошо сделанными газетами других школ и не увидят, что руководитель пресс-центра ничего не понимает в том, что делает.

А чтобы такого не случилось – учись, руководитель. Осваивай специальную программу верстки, постигай специфику газетных жанров, думай, как научить всему этому детей, да еще выпускай хотя бы ежемесячно свежий номер газеты вместе с детьми, которые вырастают и уходят – выпускаются из школы, а ты набирай новых и опять… А разработка «концепции издания»! А муки творчества! А поиск своего лица!

Опять отклонилась от темы.

Почему библиотекарь не должен браться за это дело? Во-первых и в-последних – шум, без которого ни одно коллективное творческое дело не обходится. Ясно, что дети для обсуждения газетных проблем приходят тогда, когда у них есть время. Что касается регулярных общих сборов, на которых бывает по 12–20 человек, то от хохота и гомона вообще деваться некуда. Из-за маленькой площади библиотеки кому-то уже даже не войти. Но как же читатели, сидящие тут же над книгами и конспектами или желающие поработать в «читальном зале» (у нас это два стола и семь стульев)? Они в библиотеку тоже приходят с массой вопросов и тем для беседы. Читатели должны быть важнее. Вот если бы было два работника, можно было бы пойти с журналистами куда-нибудь в класс, не закрывая библиотеки, но считается, что и одного достаточно.

Далее, библиотекари в подавляющем большинстве только недавно начали осваивать компьютеры. Нам бы библиотечную программу осваивать, библиографическую базу данных учиться набивать, но приходится осваивать программу верстки. Разве учителю информатики не легче справляться с этой задачей? Разве в компьютерном классе не проще верстать номер, чем в библиотеке, где с техникой не разгуляешься? Когда думаешь о возможном КПД, становится грустно. Это ведь только кажется, что библиотекарю делать нечего. В результате я не успеваю делать 50% обязательных для организации СБА дел. Все время приходится чем-то жертвовать.

Но как уже здесь говорилось, дело начато, есть успехи. В пресс-центр приходят новые и новые дети, газета раскупается. Муки творчества приносят свои плоды, которые иногда очень радуют. Правда, иногда – наоборот.

У нас даже появились ученики в Вологодской области! Две школьницы из города Сокол, у одной из которых бабушка в нашем поселке живет, гостили здесь в каникулы. Увидели нашу «Школу» – понравилось. Пришли набраться информации о создании газеты. Потом говорили со своим директором, получили «добро». Приехали к нам учиться. Мы недавно получили их первый номер и письмо с благодарностью и просьбой о рецензии. (Мы-то помним, как бросались ко всем с нашими первыми опытами, а отклик мало в ком находили. Спасибо тем, кто поддержал.) Конечно, мы будем им помогать, если они нас такими мастерами считают. Это еще больше обязывает стремиться к профессиональному уровню – деваться некуда.

В общем, пока никто другой не возьмется за это дело, пока у газеты есть читатели, пока существует свобода печатного слова в школе, пока у детей не исчезнет надобность делать свое издание, газета будет издаваться на базе школьной библиотеки. По крайней мере у нас – в средней школе №2 поселка Октябрьский.

TopList