РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

О чем спорим?

Елена Коптяева

Бери от жизни все!

Елена Ивановна Коптяева
зав. библиотекой школы № 2, руководитель пресс-центра, редактор газеты «Школа»
п. Октябрьский,
Архангельская обл.

Подростковый возраст – время самоопределения. Дети жаждут общения и самоутверждения. Простое чтение нотаций на общественно значимые темы – не совсем то, что им нужно. Зато есть другие прекрасные формы общения – дискуссии, диспуты, на которых дети прекрасно раскрываются и для принятия новой информации, и для демонстрации своей позиции. Иногда именно в процессе обсуждения проблемы у детей возникает эта самая позиция, что является для них важным приобретением.

Ясно, что сами по себе дети не организуют разговор в таком виде. Нужна помощь взрослых. Зная, как охотно школьники участвуют в подобных мероприятиях, библиотека в нашей школе старается инициировать их, привлекая классных руководителей, организаторов и учителей. Одному взваливать эту ношу на плечи никому не советую. Такое ответственное дело нуждается в подготовительных шагах. Очень полезно обдумывать и анализировать сам процесс подготовки и результаты с классным руководителем, который лучше знает своих учеников. Диспут, проведенный «на пару» (вдвоем), получается разнообразнее. И потом, чем больше людей практикуется в этом деле, тем большее количество диспутов можно ожидать в школе. Или только ты и будешь считаться «специалистом» по данному профилю. А на сколько тебя одного хватит?

За три последних года мне довелось провести три диспута: об эмиграции (хорошо это или плохо), о глобальных экологических проблемах (касается это всех или нет) и о принципе «Бери от жизни все!» (что будет, если все станут жить по этому принципу).

Последнюю идею подал И.И.Васильев, преподаватель политологии в МГУКИ, где я сейчас учусь. (Иван Игнатьевич считает, что многие беды в нашем обществе начались с появления этого лозунга.)

Хочу рассказать о том, как все это было.

Ясно, что для серьезного разговора на любую тему нужно настроиться, заронить в головы саму мысль для размышлений, иначе ничего не получится. Обычно на заданный с ходу сложный вопрос люди отвечают: я на эту тему еще не думал. Поэтому на первом же уроке по информационной культуре в восьмых классах мы обсудили тему о влиянии рекламы на нашу психику, о том, как она стремится распорядиться не только нашим кошельком, но и жизненными принципами.

В конце урока я предложила письменно ответить на несколько вопросов. Сданные листочки мы потом анализировали с классными руководителями. Результаты озадачили.

1. Что ты понимаешь под фразой: «Бери от жизни все»?

Ответы были такими: наслаждайся жизнью; ничего не упускай; пробуй все, что хочется; живи каждый день как последний; не трать времени зря; не тоскуй; не зацикливайся на проблемах; не обижайся. А были и такие: бери не только хорошее, но испытай и трудности; используй все возможности – узнай о жизни больше; сделай в жизни много; везде поработай, преуспей в жизни; всему поучись; добивайся того, чего хочешь.

2. Как ты относишься к тем, кто не живет по этому принципу?

«Кто не пробовал все, будет жалеть». «Они ленивы и трусливы, не любят ничего менять». «Пусть живут, как хотят, зануды». «Это происходит от замкнутости».

3. Живешь ли ты сам так или что-то тебе мешает?

«Если ты живешь с родственниками – ты не свободен». «Это наказуемо». «Буду лет в 50». «Сама себе не позволяю».

4. Живут ли по этому принципу твои родители?

«У родителей старомодные понятия». «У родителей есть обязанности, и это им мешает». «Они начинают жить так».

5. Что будет, если все станут жить по этому принципу?

Шесть человек ответили «не знаю»; 10 человек считают, что будет хорошо: все будут богатыми, добрыми, все будут куда-то спешить, будут очереди на концерты и т.д.; 26 человек думают, что начнется хаос: экономический, экологический и социальный.

Естественно, что все под фразой «Бери от жизни все!» понимают разное. Но не это обескуражило. Оказалось, что мысли детей складываются в странные сочетания. Заявляя, что «брать все» – это необходимое условие успешной жизни и тот – «лох», кто не делает так, тут же признают, что это наказуемо, что начнется беспредел, если все так заживут...

В общем, получается, что в головах у детей жуткое раздвоение. «Знаю, что в результате будет плохо всем, но в данный момент буду делать себе хорошо». Примерно так. Причем это в виде сформированной жизненной установки.

Наши мысли тоже разбежались. На чем строить спор? Можно было выделить какой-то узкий вопрос. Например, о правах и обязанностях... Но так хотелось продолжить обсуждение именно принципа «Бери от жизни все!» – так много проблем могло быть затронуто... И важно было узнать, какие из них больше волнуют наших подростков.

Словом, мы решились пуститься  в плавание по этой обширной теме. Остановились на том, что спорящие стороны должны будут отстаивать такие точки зрения: «Если все станут жить по этому принципу, будет хорошо!»; «Если все станут жить по этому принципу, начнется хаос»; «Мне еще рано думать на подобные темы».

Вести диспут в паре не получилось, так как эпидемия гриппа не обошла стороной наши края. В строю осталась только я. Примерный план разговора мне пришлось обдумывать одной.

Начать надо было, естественно, с того, что именно можно брать от жизни. Ответы выносить на доску. Потом, очертив круг всего, что нужно нынешним детям для счастья, перейти к оценке фразы «Человек создан для счастья, как птица для полета». Затем предполагалось подойти к аксиоме «За все надо платить» и к поговорке «Полюби себя, тогда и другие тебя полюбят». По ходу дела очень хотелось выйти на разговор о совести и прочитать «Балладу о совести» Ю.Кима. Потом обязательно спросить у ребят, с какого же возраста стоит задумываться о важных жизненных проблемах. После этого каким-нибудь хитрым образом повернуть разговор в сторону того, что все в мире относительно, и если под тем, что надо «брать от жизни», понимать эгоистичное удовольствие, то будет, конечно, хаос, а если конструктивно подходить к проблеме, то можно вполне мирно сосуществовать и с людьми, и с природой. А закончить стихотворением Ю.Левитанского «Каждый выбирает по себе».

Так было задумано. В общем, так оно само собой и получилось. Даже странно. Но параллельно возникло много совершенно неожиданных и ценных отступлений. Разговор продолжался больше часа. Были желающие продолжить, но я решила не злоупотреблять вниманием ребят. Хотя, конечно, лестно было услышать вопрос: «А когда будет следующий диспут?»

Кроме всего прочего на этом мероприятии присутствовала аттестационная комиссия (я аттестуюсь как педагог). Разгоревшийся спор не оставил равнодушной даже ее. Председатель аттестационной комиссии в конце не выдержала и добавила еще один аспект: расхождение наших желаний
с нашими возможностями. Не в плане финансов, а то, что «рожденный ползать, летать не может». И с этим тоже приходится учиться смиряться. На анализе самого диспута тоже продолжился обмен мнениями по теме встречи...

Моя оценка осуществленного мероприятия несколько отличается от оценки комиссии. Никто почему-то мне об этом не сказал, только, конечно, получилась дискуссия, а не диспут. Так как до противостояния двух сторон мы не дошли, хотя и постарались рассадить всех в соответствии с высказанными в анкетах мыслями. Потом, очень плохо, что я опять попыталась обойти правило, которому надо следовать в таких случаях. Нельзя ставить детей на защиту своего действительного мнения, а лучше им выступать
в роли
защитника утверждения, доставшегося по жребию. Так мы избегаем болезненных моментов, и ребенок легко может согласиться с тем, что его переубедили. Хотя, конечно, ничего страшного не произошло, но очень ругаю себя, что пренебрегла этим.

Главную оценку все-таки должны давать дети. На другой день после диспута я предложила нескольким активным спорщикам обменяться мнениями по поводу состоявшегося разговора. Получилась очередная дискуссия.

Начали они с то-го, что им очень по-нравилась такая общая встреча.

Е.И. Что же вас в ней привлекло?

Надя. Можно было поспорить...

Вика. И в рамках приличия повыступать...

Марина. Что-то вы не особо выступали.

Надя. Почему? Когда мне было что сказать, я не молчала.

Маша Ч. Да-а-а... Пока надумаешь, что ответить, пока очереди дождешься, все уже твою мысль пять раз скажут: вон сколько рук поднималось...

Маша К. Мне кажется, немного стесняли пришедшие на диспут учителя. Мы не предполагали их увидеть. Некоторые из-за этого даже говорить ничего не стали.

Марина. А я, когда шла на диспут, думала, что вообще все будут молчать, потому что два восьмых класса приглашено. И при своих-то не очень свободно себя чувствуешь... Не ожидала такого спора.

Маша К. Ну и что, что два класса. Мы по обществоведению проходили, что общество может делиться на малые группы: на временные или постоянные, по интересам, по месту жительства и так далее. А на диспуте мы разделились по точкам зрения.

Маша Ч. Урок обществоведения, кстати, похож на диспут. Мы на нем чего только не обсудим!

Марина. А я заметила, что кто-то был активен на протяжении всего разговора, а некоторые брали слово, когда поднятой темой была задета какая-нибудь струнка в душе. Просто не могли в этот момент не высказаться.

Вика. Вот Ксюша заявила, что нужно жить по принципу: полюби других, тогда и тебя полюбят, и сразу многих пробило на спор о самооценке.

Надя. Жаль, что на эту тему так мало поговорили.

Маша Ч. А когда сказали, что мы никому ничего не должны и нам никто ничего не должен?

Марина. Да, особенно, что мы родителям ничего не должны... Мне кажется, за родителями ухаживают не потому, что они нас родили, а потому, что мы их любим. Мало ли кто кого родил, а потом оставил. Что же теперь? Думаю, что детям из детского дома вообще неприятно все это было слышать.

Вика. А некоторые вообще ничего не хотели слушать. Сидели и тупо ждали только, когда все закончится, чтобы домой пойти. Так и на уроке можно упереться в эту мысль и ничего не слышать.

Е.И. А как вам высказанная мысль, что по отношению к учителям тоже не надо быть особо благодарными, потому что они за обучение деньги получают? Мне уж очень это диким показалось.

Маша К. А что? Разные ведь учителя бывают...

Надя. Не все ведь по-человечески к нам относятся, а просто придут, расскажут урок, нас опросят, оценки понаставят и уйдут. И не подойдешь ни с чем.

Маша Ч. А если невзлюбят – занижают отметки...

Вика. Да, некоторые еще нас все время попрекают, что им денег не дают.

Марина. А ведь есть и другие. Вот и проектами с нами занимаются после уроков, и вообще...

Маша К. Для благодарности все-таки еще и симпатия какая-то к учителю должна быть. А если кто-то сам к нам плохо относится? И не поспоришь.

Е.И. Ладно об этом. Давайте поговорим о том, что вам не понравилось на самом диспуте, в его организации.

Марина. Мне кажется, не надо рассаживать четко по имеющемуся определенному мнению. Надо по жребию рассаживать, чтобы обсуждение пошло безболезненно. Легче было бы от принятого решения отказаться. Правда, нам и не пришлось особо спорить на тему: плохо или хорошо было бы. У нас вообще получилось, что каждый за себя был. Вам надо было бы все же спросить
в самом начале: почему «плохо» или «хорошо». А потом бы мы обсудили, как кто понимает фразу «Бери от жизни все».

Е.И. Ты права, но вы сами сказали, что некоторые ученики думали только о доме, а мы могли бы унестись в разговорах очень далеко и надолго. У вас ведь очень большие расхождения в понимании жизни. Я решила подводить вас к этому же, но по определенным этапам. В результате получилась очень содержательная дискуссия, а не диспут, который предполагает не такую широкую тему.

Марина. На самом деле все было хорошо, но это только начало разговора. Теперь нужен второй этап, на котором можно было бы развить некоторые темы, промелькнувшие на диспуте. Только хорошо бы приглашать того, кто на самом деле хочет говорить или в крайнем случае послушать. И чтобы не ныли из-за спины те, кому все равно.

Е.И. Значит, вам все-таки нужны такие встречи?

Вика. Конечно. Чтобы все высказали свое мнение, чтобы знали, что есть разные мнения, не равняли под одну гребенку.

Надя. Мы же должны научиться отстаивать свое мнение, защищать его.

Е.И. А есть ли вообще смысл спорить о чем бы то ни было? Ну, есть у тебя свое мнение, у тебя – свое, ну и живите спокойно.

Надя. А вдруг у кого-то мнение ошибочное? Нужно же доказать ему это.

Вика. Мне, например, ничего не докажешь. Я ведь имею право на свое мнение, какое бы оно ни было.

Марина. Может, важно то, что происходит обмен мыслями? Я слушала чужие мнения и отмечала важное для себя.

Е.И. Что же нового для себя вы открыли в процессе разговора?

Марина. Я, например, никогда не думала, что ученики могут так умно и доказательно рассуждать. Лишний раз подтверждается, что с виду все не такие, как внутри.

Вика. А мне запомнилась сказанная Наташей поговорка: «Держи врага ближе, чем друга».

Маша К. А по мне так друзей надо ближе держать к себе. Сейчас у нас враги не такие уж серьезные. Не обращай на них внимания – и они от тебя отстанут.

Марина. Я поняла, что все-таки надо полюбить себя. И над тем, что за все приходится платить, я так глубоко еще не задумывалась.

Надя. У меня, честно говоря, особого вывода так и не сложилось. Мы ведь явно недоспорили. Но ясно одно: все хорошо в меру.

Е.И. Если вы считаете, что разговор хорошо бы продолжить, то как это устроить, чтобы меньше было недовольных? Приглашать только по желанию, а не весь класс?

Вика. Ну уж нет! Или всех, или никого.

Марина. Главное, чтобы это не было после шестого урока. Мы все-таки устаем, да и кушать хотим.

Вика. А еще лучше вместо каких-нибудь уроков!

Старшеклассники, которые сидели в читальном зале во время нашей беседы, очень заинтересовались и захотели у себя в классе развернуть баталии по теме «Бери от жизни все!». Не знаю, осуществится ли их желание, но, мне кажется, неплохо было бы в каждом классе подобный разговор повести.

Надеюсь, что все, о чем я рассказала, поможет желающему пройти этот путь, обходя подводные камни.

Фото из архива автора

TopList