МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 04 (35) · Вкладка в «БШ» № 07 (163) · 1–15 апреля 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Подробности

Ирина Дейнеко

План работы
как вид творчества

Это методика построения любого плана любой работы – от годового или пятилетнего плана развития библиотеки до разработки отдельной акции. Она применима для любой библиотеки, ее структурного подразделения или отдела и, конечно, для каждого отдельного специалиста. И совсем не так сложна, как может показаться на первый взгляд.

Ирина Васильевна Дейнеко
руководитель информационно-методического центра
при Управлении образования

г. Лесосибирск,
Красноярский край

О планировании работы в школьной библиотеке написано и сказано немало. Но… подходит к концу очередной учебный год, и рука непроизвольно тянется к бумаге, выводя на ней крупными буквами ПЛАН РАБОТЫ. А это значит, что наступила пора творческих исканий, профессиональных находок и открытий и, конечно, душевных терзаний и поисков.

Так происходит и со мной. Как руководителю и методисту, мне приходится планировать работу информационно-методического центра, свою личную деятельность, работу методического объединения школьных библиотекарей и еще учить этому (планированию) коллег. И каждый новый учебный год – это год новых планов, не похожих на предыдущие и по их содержанию, и по форме представления. По крайней мере я стараюсь не повторяться, мне всегда интересно попробовать что-то другое, новое, отличное от предыдущего. Эта статья – проектирование будущего плана работы, что бы это ни было: генеральный план развития библиотеки или отдельное мероприятие.

Сущность и значение планирования

Планирование работы – одна из ведущих управленческих функций руководителя библиотеки. План – основа всей деятельности библиотеки, направленная на определение перспективных и текущих целей и задач и их выполнение. Основной целью планирования является определение оптимального соотношения времени, труда, затрат и качества выполнения задач библиотеки, а также максимальная мобилизация для этого всех необходимых ресурсов. План работы любой библиотеки определяет:

· цели, задачи и основные направления деятельности;

· тематику, содержание, формы, методы, техники и технологии работы библиотеки в целом или данного направления;

· объемы работы, выражающиеся в системе плановых (статистических) показателей;

· ресурсы библиотеки: финансовые, материально-технические, кадровые и временные.

От того, насколько профессионально грамотно и качественно составлен план работы, во многом будет зависеть эффективность и продуктивность всей дальнейшей деятельности библиотеки. Хорошо составленный план приводит к значительным изменениям как для его разработчика в процессе планирования, так и для библиотеки в процессе его реализации. Планирование – это технология решения возникшей проблемы через составление плана действий, направленного на развитие.

«Планирование обеспечивает решение трех комплексных задач:

1. Установление реальных возможностей библиотеки при ответе на вопрос “Где мы находимся в настоящее время?”. Здесь определяются сильные и слабые стороны библиотеки, ее ресурсное обеспечение, наличие портфеля новых разработок.

2. Установление реальных целей, отвечая на вопрос “Куда мы хотим двигаться?”. Оцениваются внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность библиотеки, определяются цели и ограничения в их осуществлении.

3. Установление способов достижения цели или ответ на вопрос “Как мы собираемся сделать это?”. В общих чертах и конкретно определяются основные задачи, ресурсы, оцениваются затраты; намечается, что сделать библиотекарю для выполнения поставленных целей»1.

Схема этапов планирования

Работа по планированию библиотечной деятельности включает в себя несколько ступеней или шагов. Весь процесс планирования можно представить в следующей схеме.

 Рассмотрим каждый этап планирования подробнее.

Определение миссии библиотеки

Миссия библиотеки объясняет, по сути, целесообразность ее существования, то, что отличает ее от других библиотек, делает необходимой и уникальной.

Сформулированная миссия служит:

· во-первых, средством представления библиотеки во внешней среде и формирования ее имиджа (поскольку определяет, к чему стремится библиотека, в чьих интересах она действует и что для этого готова сделать);

· во-вторых, средством для формирования организационной культуры библиотеки (поскольку в формулировке миссии просматривается совокупность норм и ценностей библиотеки).

При определении миссии библиотеки нужно прежде всего задаться вопросом: в чьих интересах работает библиотека, удовлетворение чьих потребностей для нее является приоритетным. Приоритетные интересы – первое основание определения миссии библиотеки. Второе основание – это та модель, на которой предполагается строить весь процесс работы библиотеки. Она определяет, какие интересы потенциальных потребителей и в какой мере библиотека может удовлетворить. Вот, например, как звучит миссия библиотеки нашего информационного центра: информационно-библиографическая поддержка всех городских образовательных проектов и программ.

Анализ ресурсов

Следующий шаг планирования – внешний и внутренний диагноз (анализ ресурсов), его можно провести через очень удобную и универсальную схему, которую я использую не только в планировании, но и для анализа любой деятельности. Эта схема называется SWOT-анализ (табл. 1).

S – сильные стороны внутренних ресурсов

W – слабые стороны, внутренние проблемы

Внутренний диагноз

1. 2. 3. ….

1. 2. 3. ….

О – внешние возможности для развития

Т – внешние угрозы

Внешний диагноз

1. 2. 3. …

1. 2. 3. …

SWOT-анализ – это популярная методика анализа ситуации и оценки ресурсов организации. Ее название складывается из первых букв английских слов Strengths (сильные стороны, что подразумевает имеющиеся в наличии внутренние ресурсы организации), Weaknesses (слабые стороны или имеющиеся внутренние проблемы), Opportunities (возможности, которые существуют вне организации для ее развития) и Threats (угрозы благополучию организации, имеющиеся во внешней среде).

Заполняя окна S и W, вы анализируете сильные и слабые стороны своих внутренних ресурсов, и соответственно окна О и Т определяют внешние ресурсы, которые существуют за рамками библиотеки. При планировании работы мы должны использовать все сильные стороны (внутренние и внешние ресурсы) для дальнейшего развития библиотеки (окна S и О). Эти ресурсы необходимо направить на решение проблем (слабых внутренних и внешних сторон, окна W и Т).

Выбор стратегии.

Для того чтобы успешно осуществлять миссию библиотеки (или идею отдельной акции), достигая при этом поставленных целей, необходимо выбрать для себя стратегию всей дальнейшей деятельности.

Сегодня выделяют четыре альтернативные стратегии:

· ограниченный рост,

· рост,

· сокращение,

· сочетание первых трех.

Что же это такое применительно к плану развития библиотеки?

«1. Стратегия ограниченного роста наиболее распространена. Для нее характерно установление целей “от достигнутого” в ситуации стабильного положения библиотеки, удовлетворенной состоянием собственных дел. Это наиболее легкий, удобный, наименее рискованный способ действия.

2. Стратегия роста осуществляется путем значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего периода. Она применяется в случае, например, перевода библиотеки на новую автоматизированную технологию, за которым последует расширение ассортимента услуг, приток новых читателей. Именно такое скачкообразное развитие и предусматривает стратегию роста.

3. Стратегия сокращения, которую образно характеризуют как стратегию “последнего средства”, предполагает уровень намеченных целей ниже достигнутого в прошлом. Ясно, что причина этого чаще всего кроется в экономических трудностях. В рамках альтернативы сокращения предусматривается переориентация деятельности библиотеки, ограничение только узким кругом услуг, например, при длительной реконструкции или окончательной ликвидации с передачей фондов, материальных запасов, активов.

4. Стратегия сочетания различных альтернатив может применяться крупными библиотеками, имеющими филиалы и отделения. Тогда ситуация может диктовать в одних случаях расширение деятельности на определенных направлениях и одновременно реконструкцию или закрытие других филиалов или отделов»2.

Выработка стратегии – дело творческое. Поэтому жесткие алгоритмы здесь вряд ли возможны. Своим библиотекарям я предлагаю самостоятельный выбор стратегии, учитывая то, что кто-то из коллег способен работать только в первой форме – форме ограниченного роста; другие – всегда в поиске, в развитии, для них стратегия роста – лучший выбор. К сожалению, сегодня в школах идет сокращение численности учащихся и классов-комплектов, отсюда и сокращение библиотечных кадров и площадей или закрытие школьных библиотек. Для таких случаев приемлема стратегия сокращения. Тот, кто выбирает первые две стратегии, должен помнить, что для их реализации необходимо учитывать:

· возможности библиотеки,

· степень риска,

· достаточность необходимых ресурсов,

· внешние опасности и возможности,

· способы применения ресурсов.

Цели и задачи

Итак, определены миссия и стратегия библиотеки, следующий этап планирования – постановка цели и задач. Они должны быть конкретными, измеримыми, ориентированными во времени, достижимыми.

Цель и задачи определяются в отношении всех направлений деятельности библиотеки – формирования фондов, обслуживания пользователей, повышения квалификации, пополнения материально-технической базы библиотеки.

Задачи годового плана формируются с учетом специфики школы и основных задач, прописанных в Положении о библиотеке данного учебного заведения, но не дублируют их.

Например:

· обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных носителях;

· формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

· совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды; расширение ассортимента форм, методов и технологий библиотечной практики;

· воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.

Но в Положении представлены общие задачи библиотеки на длительный период деятельности, ежегодно задачи уточняются и конкретизируются в зависимости от общешкольных изменений и общей библиотечной политики отдела образования территории (пример см. в приложении).

Выбор приоритетных направлений

Выбор приоритетных направлений деятельности библиотеки – следующий этап планирования. Он должен отражать всю деятельность библиотеки: от формирования фондов до повышения квалификации работников библиотеки.

Выделяются традиционные (постоянные) направления и специфические для этого года, чередующиеся (на 1–2 года). Среди традиционных можно рекомендовать следующие:

1. Формирование и использование фонда.

1.1. Изучение и анализ.

1.2. Комплектование фонда учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации.

1.3. Пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций.

1.4. Использование и размещение фонда.

1.5. Обеспечение сохранности фонда.

1.6. Списание.

2. Информационно-библиографическая и справочная работа.

2.1. Организация и ведение СБА библиотеки.

2.2. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей (учащихся, педагогов, родителей).

2.3. Формирование информационной культуры.

2.4. Рекламная деятельность библиотеки (реклама библиотеки, фонда, услуг).

3. Содержание и организация работы с пользователями (общение с читателями).

3.2. Индивидуальная работа (изучение читательских интересов, анализ чтения, работа с основными читательскими группами, работа с активом).

3.3. Массовая работа (привлечение учащихся к систематическому чтению, мероприятия по пропаганде различных видов документов, мероприятия в помощь учебному процессу, уроки внеклассного чтения, работа клубов и кружков).

4. Внедрение новых информационных технологий.

5. Инновационная работа (платные услуги, введение новых услуг).

6. Укрепление материально-технической базы (хозяйственная деятельность).

7. Управление библиотекой (повышение квалификации, планирование и отчетность, координация работы с другими организациями и учреждениями).

Ежегодно в плане работы можно выделить отдельные актуальные именно на данный период направления работы. Так, я предлагала библиотекарям нашего города в этом учебном году активизировать следующие направления:

· информационно-библиографическая поддержка городского эксперимента по предпрофильной подготовке и профильному обучению учащихся;

· освоение АИБС «МАРК-SQL – версия для школьных библиотек»;

· участие в городском профессиональном конкурсе «Портфель школьного библиотекаря».

Ассортимент услуг, формы и методы работы

Определение ассортимента библиотечных услуг и продуктов, оптимизация форм и методов практической деятельности, по словам библиотекарей, наиболее сложный и ответственный этап планирования. Он требует от специалистов высокого профессионализма, готовности к изменениям, гибкости, навыков поиска и отбора.

План работы должен отражать многообразие форм, методов и содержания работы, с помощью которых реализуются основные функции школьной библиотеки – информационная, образовательная и культурная.

Сегодня на первый план выходят активные формы и методы работы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Такая работа позволяет вовлечь учащихся и педагогов в общую деятельность во время проводимых мероприятий. Предлагаю вам, уважаемые коллеги, выдержки из словаря библиотечных форм и методов (сокращенный вариант), который можно использовать при планировании.

В

Встречи – сентябрьские, в читальном зале, с интересной книгой, автором, лучшим читателем, встречи-фантазии.

Вечера – размышления, вопросов и ответов, задушевного разговора, вечера-сюрпризы.

Д

Дискуссии.

И

Игры – литературные, ролевые, интеллектуальные, профориентационные, игры-путешествия, игры-доказательства.

Инициативы – информационная, литературная, творческая.

К

Конкурсы – литературные, на самого усидчивого читателя периодики, на лучшую популярную книгу, на лучшую домашнюю библиотеку.

Круизы – литературно-экологический, историко-краеведческий.

Клубы.

П

Посиделки – девичьи, библиотечные, краеведческие, святочные, фольклорные.

Портреты – политические, читателя, библиотекаря.

Презентации (презентации-обсуждения) – журналов, книг, части фонда, статьи, стихотворения, альбома, фильма, грампластинки, диска, сайта.

Р

Рандеву – пресс-встречи, разговоры по душам.

Репортажи (а также интервью) – экологические, актуальные.

Ф

Фантазии – литературные, поэтические, музыкальные.

Ч

Часы – вопросов, библиотечных вопросов и ответов, поэтические, рассуждения, практических рекомендаций, спора о…, откровенного разговора, полезного совета.

Быстрое развитие телекоммуникационных технологий и сетевого взаимодействия способствуют разработке и внедрению в библиотечную практику новых форм и методов. Сегодня они находят особое, порой ведущее место в библиотечных планах. Приведем в пример лишь некоторые формы работы и продукты (услуги), которые можно включить в свою деятельность, используя компьютерное оснащение библиотеки.

Формы работы:

· интернет-каникулы;

· обзоры новых ресурсов Интернета;

· электронные выставки; дайджесты;

· виртуальные экскурсии по библиотекам;

· слайд-лекция;

· компьютерные презентации;

· мастер-класс по внедрению новых ИКТ (для пользователей);

· премьеры дисков;

· интернет-знакомства;

· мультимедиа-просмотры;

· посещения виртуальных музеев мира;

· электронная игротека;

· конкурс мультимедиа-сочинений;

· видеобеседы, уроки, рассказы о …;

· урок-навигация;

· chat-конференция.

Услуги:

· путеводители по ресурсам;

· тематические электронные файлы и папки;

· пользовательские инструкции;

· библиотечная веб-страница;

· библиотечный сайт;

· информационные библиотечные сводки;

· электронная визитка;

· электронная библиотечная лоция;

· пресс-клиппинг (мониторинг прессы).

(См. также табл. 2)

Виды услуг (название)

Определение

Перечень услуг

1

Документные услуги

Услуги, обеспечивающие доступ к изданиям, архивным документам, музейным предметам на разных носителях (бумажных, электронных, компакт-дисках, аудио- и видеокассетах, микрокартах и др.), на разных языках (путем перевода), в режиме реального времени (онлайн), в режиме отложенного времени (через электронную почту, «бронирование»), для ознакомления и временного пользования (абонемент, читальный зал, МБА, экспозиции, внестационарные формы – библиотечные пункты, библиобусы, музеи на колесах и т.п.), для постоянного пользования (копирование на разные носители текстов, продажа документов, копий, электронная доставка документов – ЭДД)

· Выдача документов на дом, предоставление документов к пользованию в читальном зале. · Приобретение электронных документов, закрепленных на материальном носителе. · Оцифровка собственных фондов с последующей организацией доступа к ним как в сетевом режиме, так и с помощью переноса информации на материальный носитель.· Организация доступа к полнотекстовым электронным документам, размещенным в сети Интернет и доступном в режиме on-line. · Организация электронной доставки документов пользователям. · Услуги по ксерокопированию, сканированию и подготовке цифровых копий документов. · Услуги по аренде персональных компьютеров. · Организация комфортности обслуживания

2

Справочные услуги

Услуги, предоставляющие доступ к библиографическим, фактографическим, концептографическим банкам и базам данных, в т.ч. и мультимедийным, гипермедийным, и отвечают (форма-справка) на библиографические и фактографические запросы пользователей устно, письменно, в режиме онлайн и через электронную почту

· Организация chat-обслуживания в режиме «пользователь-библиограф». · Организация доступа к веб-сайтам (раздел «Спроси у ...») с виртуальной справочной службы. · Выполнение запросов по электронной почте. · Выпуск библиографических указателей, пособий, списков, дайджестов на разных носителях информации. · Организация доступа к электронным библиотекам страны. · Организация электронного библиотечного каталога. · Использование справочных баз данных сети Интернет.

3

Новостные услуги

Услуги, предлагающие сообщения об актуальных событиях и темах, предоставляющие рекламную информацию, извещают о новых изданиях и показывают их, в том числе через телекоммуникационные каналы в режиме реального и отложенного времени (в формах: новости, ИРИ, ДОР и др.)

· Выпуск дайджестов, прайс-листов, библиотечных сводок. · Организация Дней информации, Дней специалиста. · Организация ярмарок идей, выставок новых поступлений. · Организация всевозможных презентаций

4

Учебно-консультационные (ориентирующие) услуги

Услуги, содействующие ознакомлению пользователей с возможностями доступак информации устно, в режиме oнлайн и через электронную почту

· Организация консультаций, семинаров, лекций, уроков, экскурсий, компьютерных курсов. · Организация работы по программе «Формирование информационной культуры личности». · Работа в дистанционном режиме. · Выпуск информационных продуктов типа «Навигатор по ...» или «Информационные ресурсы ...». · Организация элективных учебных курсов. · Выпуск путеводителя по библиотеке (сайты)

5

Исследовательские услуги

Услуги, которые доводят до пользователей анализ ситуации в интересующей их сфере,в том числе через телекоммуникационные каналы

· Предоставление аналитических справок, аналитических обзоров, маркетингового исследования, конъюнктурного исследования, материалов рекламного анализа, рейтинговой информации, например, определения рейтинга писателей, лучших произведений, читателей библиотеки и т.д., прогнозного исследования, пресс-досье и т.п.)

6

Организационно-вспомогательные услуги

Услуги, организующие передачу информации в различных режимах и для разных групп пользователей

· Распространение и прокат баз данных.· Организация зон обслуживания, в т.ч. компьютерных, видеосалонов и т.д. · Передача факса. · Прием запросов по телефону, электронной почте. · Запись информации на дискеты или кассеты пользователей. · Переплетные работы. · Тиражирование информации. · Издательская деятельность

7

Kомплексные услуги

· Обслуживание пользователей по договорам с предоставлением разных услуг по выбору заказчика

Инновации

В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новой технологии, обновления методов управления деятельностью и персоналом.

Инновации – необходимый элемент развития, без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка.

Часто библиотекари задаются вопросом, а что может быть объектом библиотечных инноваций, в чем можно планировать изменения. На мой взгляд, объектами нововведений могут быть:

· средства производства,

· технологические процессы,

· организационное развитие,

· услуги и продукция.

Раскрою подробнее каждую позицию.

Средства производства:

· включение в работу новых технических средств поиска, обработки, преобразования и предоставления информации;

· комплектование новыми видами носителей информации;

· автоматизация библиотечно-библиографических средств учета, обработки и систематизации информации (документов).

Технологические процессы:

· изменения методов организации обслуживания, обеспечения комфортности, доступности библиотечных услуг и продукции;

· разработка, адаптация и внедрение новых (или заимствованных из опыта других библиотек) приемов и методов комплектования, организации и хранения документальных коллекций и пр.;

· обеспечение рентабельности и эффективности основных технологических процессов (новые средства защиты, учета, расстановки фонда, библиографирования и т.д.).

Организационное развитие:

· создание новых отделов, секторов, служб, зон, временных проектных коллективов (команд);

· включение библиотеки в программно-проектную деятельность;

· изменения в практике планирования (переход на стратегическое планирование, создание бизнес-планов);

· изменение в методике изучения и оценки рынка, спроса ресурсов (возможностей);

· изменения в применении приемов, средств и методов общественных коммуникаций библиотеки (каналы и средства рекламы продукции, паблисити, PR, методов фандрайзинга);

· изменения библиотечных ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций.

Услуги и продукция:

· диверсификация ассортимента (заимствование услуг, применение новых нетрадиционных видов обслуживания, поиск новых потенциальных рынков);

· дифференциация ассортимента (формирование новых видов услуг в соответствии с потребностями конкретных категорий пользователей);

· исследование различных видов специализации библиотеки (отраслевой, жанровой, функциональной).

Предлагаемая ниже таблица информационных библиотечных услуг и продуктов поможет библиотекарям сделать свой выбор, учитывая собственные ресурсы и возможности.

Ну что ж, наконец мы определились в содержании плана: обозначили целеполагание, выделили ведущие направления деятельности, определили основной круг библиотечных услуг, продуктов, форм, методов, технологий.

Форма подачи плана

Сейчас наступил момент все это прописать на бумаге и упаковать в определенную форму. План библиотеки состоит из нескольких частей: статистических данных, текстового материала и табличной формы.

Статистику можно представить через паспорт библиотеки (пример, в приложении) и таблицу контрольных показателей (например, как в табл. 3).

Таблица 3

Контрольные показатели

 

Всего

I  кв.

II  кв.

III кв.

IV кв

Читатели

         

Посещения

         
Книговыдача          

В текстовую часть войдут следующие данные: миссия библиотеки, цель и задачи. А вот направления деятельности, услуги, продукты, формы и методы можно расписать снова в табличной форме. Варианты таких форм предлагаю в таблицах 4–8.

Таблица 4

Форма месячного плана школьной библиотеки
2002/03 учебный год Месяц ____________

Число

Наименование мероприятия

Класс

Часы

Ответственный

03

       

10

       

10

       

Таблица 5

Форма № 1 годового плана школьной библиотеки

Направление работы

Форма работы

Дата проведения

Ответственный

1

Работа с фондом

Санитарный день

Посл. день месяца

Зав. б-кой, библиотекарь.

Подписка

Октябрь, апрель

Зав. б-кой.

Таблица 6

Форма № 2 годового плана школьной библиотеки

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Формирование библиотечного фонда

Изучение состава фондов и анализ их использования. Прием и техническая обработка новых изданий. Учет новых поступлений, пополнение и редактирование картотеки учебников. Организация открытого фонда, расстановка новых изданий.

Подведение итогов движения фондов. Диагностика обеспеченности уч-ся учебниками. Отчет на совещании при директоре

Прием литературы, полученной в дар, учет и обработка. Составление б/фической модели фонда

Подписка на периодические издания I полугодия

Подготовка перечня учебников, планируемых к использо-ванию в новом году

Формирование общешколь-ного заказа на учебники. Рейд по проверке учебников

Справочно-библиографическая работа

Таблица 7

Форма № 3 годового плана школьной библиотеки

Направление деятельности

Содержание деятельности

Ответственный; сроки

1. Справочно-библиографическая

1.1. Создание алфавитного каталога. 1.2. День библиографии «Библиография в помощь УВП»

Октябрь–апрель; библиотекарь ч.з. Октябрь; зав. б-кой

Приложения. Часто к годовому плану работы творческие библиотекари готовят отдельные приложения. В них более подробно раскрывается содержание отдельных направлений деятельности. Как приложения к плану могут быть представлены:

· библиотечные программы, например, «Формирование информационной культуры личности» (10–11 кл.);

· проекты, например, «Ступеньки чтения» (1–3 кл.);

· графики проведения циклов мероприятий, посвященных юбилейным датам, или библиотечных занятий по пропаганде ББЗ;

· планы работы актива библиотеки, «Книжкиной больницы», «Недели детской книги», летнего библиотечного отряда, факультатива, элективных курсов и т.д.;

· схемы, модели, графики, таблицы;

· положения о проведении тех или иных акций, мероприятий.

Таблица 8

Форма № 4 годового плана школьной библиотеки

Август

Направление деятельности

Мероприятия (действия)

Число месяца

Группа читателей

Ответственный

         

Презентация плана

Наш план готов, следующий шаг – его презентация (представление). Задаемся вопросами: где представлять его, кому, когда и как? Вот мои предложения.

Где?

· в стенах школы (на педсовете, методсовете, педчтениях, совещаниях при директоре);

· в стенах библиотеки (во время экскурсий, презентаций, библиотечных встреч, днях открытых дверей);

· на городском МО школьных библиотекарей (на защите библиотечных планов, презентациях лучших библиотечных идей, городских профессиональных конкурсах);

· на выездных семинарах, мастер-классах, конференциях, выставках.

Кому?

· администрации школы;

· пользователям библиотеки: учащимся, педагогам и родителям;

· методистам ГорОО;

· коллегам-библиотекарям;

· общественности города.

Когда?

· конец текущего учебного года (май–июнь);

· начало следующего учебного года (сентябрь);

· во время обмена опытом;

· во время тематических проверок;

· во время аттестации.

Как?

· через компьютерную презентацию;

· через стендовую презентацию;

· посредством печатной формы, как отдельное издание;

· через публикацию в прессе.

Реализация плана

Все этапы реализации плана хорошо прописаны в цитированной уже книге И.М. Сусловой.

«Планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Нельзя довольствоваться лишь продуманными целями и задачами. Цели – условия достижения успеха, и только то хорошее существует, что создано. Основными компонентами реализации плана являются тактика, политика, процедуры и правила.

Тактика. Обычно тактикой называют краткосрочные текущие планы, в которых детализируется годовой план. Например, стратегией в годовом плане будет маркетинговая деятельность, а тактикой в месячном плане – реклама платных услуг. Тактика позволяет согласовывать различные управленческие решения, своевременно реагировать на те или иные рассогласования стратегии и текущих действий. Случайные отклонения от стратегии могут быть признаком гибкости в использовании возможностей, реакцией на требования внешней среды. Если же отклонения от стратегии стали частыми и значительными, это сигнал о том, что, возможно, стратегия была выбрана неправильно или устарела. Необходим пересмотр, причем немедленный. Однако в нормальных условиях стратегию анализируют и приводят в соответствие с требованиями времени периодически – один раз в год.

Политика. После планирования разрабатываются дополнительные ориентиры, чтобы избежать неправильного использования планов. Это поддержание традиций, включение в реализацию планов пользователей библиотеки, создание благоприятного, комфортного и психологического климата в библиотеке. Например, политика предоставления максимальных удобств для пользователей (быстрая доставка литературы, хороший и удобный читальный зал, квалифицированное обслуживание) способствует решению стратегии роста.

Процедуры. Разрабатываются в дополнение к политике, определяя набор действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Например, быстрая доставка литературы основывается на продуманных технологических процедурах, оптимальной совокупности процессов и операций. Процедуры – своеобразное запрограммированное управленческое решение, которое указывает направление действий, уже доказавших свою успешность, что позволяет исключить ненужные повторы, провести точные сравнения с прошлыми результатами.

Правила. Разрабатываются тогда, когда необходимо гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами. Например, если учесть, что ошибка при научной обработке фактически изымает книгу из читательского оборота, то особое значение в обеспечении полного удовлетворения запросов приобретает наличие стандартизированных правил: путь книги в процессе обработки, путь читательского требования, путь библиографической справки».

РЕЗЮМЕ. «Необходимым условием развития библиотечной деятельности в настоящем и будущем является способность библиотекаря к стратегическому управлению, предполагающая умение смоделировать ситуацию, почувствовать необходимость изменений, разработать их стратегию, использовать надежные методы и воплотить эту стратегию в жизнь»3.

_________________

3 Там же.

В приложении предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, пример плана работы библиотеки школы № 4 г. Лесосибирска (заведующая Татьяна Васильевна Конных).

Приложение

План работы библиотеки школы № 4
на 2003/04 учебный год

Паспорт библиотеки.

1. Штат – 1 ставка зав. библиотекой; 0,5 ставки – библиотекаря.

2. Читателей – 750 чел.

3. Фонд – 35 000 экз.

4. Книговыдача – 75 000 экз.

5. Посещаемость – 100.

6. Помещение – 200 м2, выделены зоны: компьютерная, зона СПА, зона читального зала, зона выдачи, зона младших школьников, зона медиаресурсов, зеленая зона. Отдельное хранилище учебников.

7. Материально-техническая база: видеодвойка, магнитофон, 2 компьютера, принтер, сканер.

8. Зав. библиотекой работает в инновационном режиме, обладает ИКТ-компетенциями.

9. Ведущие функции – информационная и образовательная.

Миссия библиотеки: школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном мире, который строится на информации и знаниях.

Стратегия библиотеки: для того чтобы успешно осуществлять миссию библиотеки, я выбираю для себя стратегию дальнейшего развития ее деятельности. Начиная с прошлого учебного года (2002/03) постепенно перевожу библиотеку на новую автоматизированную технологию через компьютеризацию библиотеки и расширение ассортимента информационных библиотечных услуг и продуктов. В связи с этим определяю для себя ведущие цель и задачи на 2003/04 учебный год.

Цель: создать на базе библиотеки библиотечно-информационный центр (ИБЦ) как центр ресурсного обеспечения школы.

Анализ ресурсной базы школы № 4, обеспечивающей
библиотечную деятельность (SWOT-анализ)

S – сильные стороны внутренних ресурсов

W – слабые стороны, внутренние проблемы

Внутренний диагноз

· Библиотека компьютеризирована. · Kачественный и разнообразный фонд. · Постоянные финансовые вливания. · Регулярная курсовая подготовка.· Программно-проектная деятельность.· Библиотекарь обладает ИKТ-компетенциями. · Kомфортная библиотечная среда.· Разнообразие ассортимента библиотечных услуг, продуктов, форм и методов

· Нет выхода в Интернет.· Нет электронной почты.· Библиотека не подключена к локальной Cети.· Нет электронного каталога. · Нет программы по автоматизации рабочего места библиотекаря.· Ограниченность временных рамок. · Нехватка кадров

О – внешние возможности для развития

Т – внешние угрозы

Внешний диагноз

· В городе работают ИМЦ и РЦ, которые организуют информатизацию ОУ. · Методическая поддержка со стороны методистов по библиотечным фондам.· В городе разработан проект «Формирование единой образовательной информационной среды». · Сотрудничество с редакцией газеты «Библиотека в школе»

· Повышение цен на документальные ресурсы. · Изменение политики министерства образования в области библиотечного обслуживания в ОУ.· Слабая связь с библиотеками ЦБС. · Отсутствие единого методического библиотечного центра на уровне Федерации

Задачи: 1. Сформировать нормативно-правовую базу центра.

2. Продолжить комплектование фонда документами на нетрадиционных носителях информации.

3. Лоббировать интересы библиотеки – подключение ее к интернет-ресурсам, использование электронной почты и включение ИБЦ в единую локальную сеть школы.

4. Освоить АИБС «МАРК».

5. Приступить к созданию ЭК.

6. Поддержать идею городского ИМЦ об открытии на базе центра городской инновационной площадки по внедрению ИКТ в библиотечную практику.

7. Принять участие в городском проекте по созданию программы «Формирование информационной культуры личности».

8. Предусмотреть расширение ассортимента информационных библиотечных услуг и продуктов на базе автоматизации и новых технологий.

Статья подготовлена при поддержке магазина «Солярис». Ваши работники жалуются на невыносимые условия работы из - за отсутствия кондиционера? Выход есть. На сайте, расположенном по адресу www.Solyar.Ru, вы сможете, не вставая с кресла, заказать покупку и установку кондиционеров в Москве, по оптимальной цене. Компания «Солярис» имеет огромный опыт работы с клиентами, который позволяет ей быть ведущей компанией в сфере продажи климатических и сплит систем.

План-сетка основных направлений работы библиотеки школы № 4 на 2003/04 учебный год

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь– август

Формирование и использование фонда

Обеспечение учебного процесса: · выдача учебников; · работа с должниками; · обмен учебниками с другими ОУ; · информирование родителей об укомплектованности учебных фондов

Оформление подписки на периодику и литературу, аудио-, видео-материалы, CD-ROMы. Отчет по учебным фондам. Рейды по проверке сохранности учебников

Обновление разделителей в соответствии с ББK. Электронный заказ на учебники. Проверка правильности расстановки фонда. Работа с картотекой учебников

 

Kаникулы: · растановка фонда; · подшивка периодики

Рейды по проверке сохранности учебников. Анализ чтения периодики

Анализ качественного и количественного состояния учебников. Выступление на предметных МО с результатами анализа

Оформление подписки на периодику и пр. издания

Сбор художественной литературы и учебников. Расстановка фонда

Сбор учебников. Расстановка, учет учебников. Отбор ветхой литературы на списание

Справочно-библиографическая и информационная работа

Разработка проекта «Школа общения с информацией»

Создание электронных версий занятий «Школы общения с информацией». Вливание новых карточек в картотеки

Составление библиографического сопровождения юбилея В.П.Астафьева (электронный указатель, списки, дайджесты, электронная папка)

 

Составление библиографического сопровождения юбилея В.П.Астафьева (продолжение). Редакция картотеки СKС

Школа общения с инфор-мацией. Занятие для 1-го класса

Школа общения с информа-цией. Занятие для 2-го класса

Школа общения с информацией. Занятие для 3-го класса

Участие в городском смотре на лучшее библиографическое сопровождение юбилея Астафьева

 

Формирование информационной культуры (см. Приложение к плану)

Реклама библиотечного фонда: выставки

«На книжных развалах». Новинки с выставки

«Путешествие по книгам В.П.Астафьева». K юбилею писателя. Выставка-представление

«И девчонки, и мальчишки – все читают эти книжки» (книги Носова и Драгунского, выставка-шпаргалка)

«Под парусами приключений» – книги-юбиляры «Остров сокровищ», «Дети капитана Гранта». «Веточка новогодних пожеланий» – говорящая выставка о празднова-нии Нового года

Выставка-гороскоп «Kто хозяин года?»

«Сказки вместе собрались» – выставка- кроссворд

«Любознайкам» (для 5–6-го классов)

 

   

Информационные технологии. Работа с интернет-проектами

Создание сайта команды 2-го интернет-фестиваля «Умник»

Работа с проектами фестиваля в течение учебного года. Kоординирующая функция в работе с сайтом Интернет ГУ.RU Информационная поддержка дистанционных олимпиад. Информационное обеспечение учебного процесса электронными носителями информации. Работа над темой по истории Сибири в рамках интернет-конкурса

Редакционно-издательская деятельность

Повторный выпуск сборников и альманахов

Газета № 2 «Библиотека. Учитель». Сборник творческих работ учащихся школы

Сбор рефератов для выпуска книги «Научная мысль школы № 4»

Газета № 3 «Библиотека. Учитель»

 

Газета № 4 «Библио-тека. Учитель»

 

Газета № 5 «Библио-тека. Учитель»

 

 

Массовая работа

 

«Астафьевский капустник». Театр рассказа (по рассказу «Осенние хлопоты и радости»).

         

Разговор о непрочитанной книге. «Горькая правда войны по книге В.Астафьева «Прокляты и убиты».

   

Индивидуальная работа

Перерегистрация читателей. Запись в библиотеку.

В течение года с 16 до 17 часов в библиотеке планируется «Час выразительного чтения». Работа мастерской школьного проекта «Помощник библиотекаря». Выбор исследовательской темы по творчеству В.Астафьева для участия в научно-практической конференции.

 

Развитие творческих способностей читателей

«Воспоминание о лете». Kонкурс-миниатюра «Лето в кадре».

«Чудеса дач и огородов». Овощ свой ты похвали и в рекорды занеси.

Творческие работы по творчеству Астафьева.

Творческие работы по творчеству Астафьева.

           

Учеба. Повышение квалификации (участие в работе городского МО школьных библиотекарей)

Российский фестиваль школьных библиотек, г.Москва (презентация модели «Информационное обслуживание пользователей школьной библиотеки»).

«День школьного библиотекаря». Ярмарка лучших библиотечных идей «Есть идея!».

Разработческий семинар-практикум «Развитие информационной культуры школьников». Работа в малой творческой группе библиотекарей по созданию городского проекта «ИKЛ».

Проблемный семинар «Взаимосвязь библиотечных традиций и инно-ваций».

Семинар «Информационная культура школьников» (продолжение). Работа в творческой группе по ИKЛ.

Работа в творческой группе по ИKЛ

Работа в творческой группе по ИKЛ

Kонсульта-ция по подписке на II полугодие 2004 г.

Городской фестиваль творческих работ читателей, посвященный юбилею В.П.Астафьева.

 

Укрепление материально-технической базы

· Лоббировать интересы библиотеки в области подключения ее к Интернету. · Спроектировать установку электронной почты. Добиваться включения библиотеки в единую локальную сеть школы.

 

TopList