БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Библиография

Татьяна Рудишина

Школьные, детские, юношеские библиотеки на страницах «Информационного бюллетеня РБА»

Выборочный список статей*

________________
* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 08–2006.

Информация
о работе секции

На секции школьных библиотек

Продолжение

Пушкарева Т. В. Библиотеки – для школы / Т. В. Пушкарева, заместитель главного редактора журнала «Школьное обозрение. Бюллетень учебной и детской литературы» // Информационный бюллетень РБА. – № 33. – СПб., 2004. – С. 97–99.

Обзор посвящен работе секции «Библиотеки – для школы» научно-практической конференции «V Всероссийский августовский интернет-педсовет 2004» (23–31 августа 2004 г.)

На секции юношеских библиотек

Суровова В. В. Секция юношеских библиотек / В. В. Суровова, председатель секции юношеских библиотек // Информационный бюллетень РБА. – № 27. – СПб., 2003. – С. 26–27.

Заседание секции юношеских библиотек проходило 15 мая в помещении Псковской областной юношеской библиотеки им. А.С.Пушкина. В нем приняли участие 72 человека из 22 регионов. Это специалисты юношеских, детско-юношеских библиотек, ЦБС. В работе секции участвовали В.В.Горобец, заместитель председателя управления культуры администрации Новосибирской области, Т.С.Макаренко, директор комитета по научным программам и конкурсам Библиотечного благотворительного фонда.

Тема заседания секции: «Современные реалии; библиотека и духовно-нравственная культура».

Суровова В. В. Секция юношеских библиотек / В. В. Суровова, председатель секции юношеских библиотек // Информационный бюллетень РБА. – № 34. – СПб., 2005. – С. 40.

В заседании секции приняли участие 27 человек из 25 регионов России.

Суровова В. В. Секция юношеских библиотек / В. В. Суровова, председатель секции юношеских библиотек // Информационный бюллетень РБА. – № 23. – СПб., 2002. – С. 26.

Во время VII Ежегодной конференции РБА состоялось первое заседание секции юношеских библиотек. Заседание проходило в читальном зале Ярославской областной юношеской библиотеки им. А.Суркова. В нем приняли участие 55 человек из 14 регионов России. Это специалисты юношеских, детских библиотек, ЦБС. Все присутствующие выразили признательность Совету РБА за возможность участия в общей работе профессионального объединения.

Суровова В. В. Секция юношеских библиотек / В. В. Суровова, председатель секции юношеских библиотек // Информационный бюллетень РБА. – № 30. – СПб., 2004. – С. 36–37.

Заседание секции юношеских библиотек проходило 20 мая 2004 г. в помещении Новосибирской областной юношеской библиотеки. В нем приняли участие 57 человек из 37 регионов России. Это специалисты юношеских, детско-юношеских библиотек, ЦБС. Тема заседания секции «Библиотека, книга, информация в жизни молодых» предусматривала обсуждение различных аспектов деятельности юношеских библиотек в процессе социализации личности молодого поколения.

Суровова В. В. Секция юношеских библиотек / В. В. Суровова, председатель секции юношеских библиотек // Информационный бюллетень РБА. – № 30. – СПб., 2004. – С. 75–76.

Секция юношеских библиотек организована в 2002 году. На январь 2004 года в ее составе 22 члена РБА. На четырех заседаниях Постоянного комитета секции (ПК) обсуждались планы ее работы на 2002–2003 гг. ПК организовал и провел два заседания секции.

Государственная
и региональная библиотечная политика.
Библиотечный менеджмент
и инновационная деятельность

Абрамова Л. М. Инновационная деятельность юношеской библиотеки /
Л. М. Абрамова, ведущий библиотекарь Липецкой областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 26. – СПб., 2003. – С. 92–94.

Сегодня библиотечное обслуживание пользователей характеризуется сочетанием традиционных и инновационных приемов, подходов, форм обслуживания. В этой связи представляется необходимым проанализировать процесс обслуживания юношества. Проблема инноваций в библиотечном деле была сформулирована исследователями сравнительно недавно. Вопросы о том, что считать инновацией, а что возрождением старых библиотечных традиций, постоянно возникают в библиотечной среде.

Акимова А. Г. Исследование и разработка программ менеджмента для библиотек различных уровней / А. Г. Акимова, заместитель директора Новосибирской областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 28. – СПб., 2003. – С. 78.

Библиотека, как и любая другая организация, сталкивается с проблемами организации эффективного менеджмента в условиях ограниченности ресурсов. Поэтому руководителям библиотек необходимо использовать опыт и разработки теории управления и теории организации, в которых описаны основные принципы управления организациями.

Алиферова Л. И. Именем Пушкина названа… / Л. И. Алиферова, директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина // Информационный бюллетень РБА. –
№ 8. – СПб., 1997. – С. 114–118.

Неисчерпаемая пушкинская тема проходит через всю основную деятельность библиотеки на протяжении уже шести десятилетий. Буквально вся библиотека проникнута любовью и вниманием к Пушкину. Его портреты, скульптурки – в каждом зале. Все лучшее из пятитысячного пушкинского фонда, собираемого тщательно и кропотливо на протяжении десятилетий, выставляется на всеобщее обозрение.

Содержание работы, ее формы, методы, средства реализуются в зависимости от изменения статуса библиотеки, ее структуры, людей, которые в ней работают, условий.

Алиферова Л. И. Методическая панорама деятельности Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина / Л. И. Алиферова, директор Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина // Информационный бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 195–198*.

Архипова И. В. Проект развития Челябинской областной юношеской библиотеки / И. В. Архипова, заместитель директора Челябинской областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 28. – СПб., 2004. – № 29. – С. 80–82.

Челябинская областная юношеская библиотека полтора года назад сделала попытку создать проект собственной концепции развития, рассчитанный до 2006 г. Он опубликован в сборнике материалов научного семинара-практикума «Молодой человек в информационном пространстве: культурный модус личности» (Челябинск, 2002). Oсновная идея нашей концепции развития состоит в том, что юношеская библиотека не только один из социальных институтов получения информации, но и место диалога, живого общения, развития личности молодого человека.

Бубекина Н. В. Права детей на информацию и детские библиотеки / Н. В. Бубекина, заведующая научно-методическим отделом РГДБ // Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 161–166.

Право детей на информацию тесно связано с правом на развитие, на создание условий для комфортного становления личности. Это значит, что ребенок имеет право, а взрослые должны его обеспечить, получать помощь в соответствии с его возрастными и психологическими особенностями. В библиотечном деле это право обеспечивает специализированное обслуживание в детских библиотеках, что закреплено в соответствующей статье Федерального закона «О библиотечном деле» и повторено практически во всех региональных законах.

Виноградова Н. Г. Школьные библиотеки: проблемы и перспективы / Н. И. Виноградова, заведующая кабинетом школьных библиотек Тверского областного института усовершенствования учителей // Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 197–198.

Тверские библиотекари чрезвычайно ответственно относятся к своему нелегкому труду, стараются идти в ногу со временем. Мы осознаем, что сегодня школьная библиотека – это прежде всего информационный ресурс школы, кабинет № 1, а не вспомогательный придаток образовательного учреждения. Важна роль школьной библиотеки и в воспитательном процессе школы. Пришло время изменить социальный статус библиотекаря школы, укреплять престиж данной профессии, активизировать деятельность библиотек образовательных учреждений, совершенствовать законодательную базу, способствовать социальной защите библиотекарей школ и т.д. Пришло время объединяться, консолидировать усилия всех школьных библиотекарей России.

Волкова Н. С. Алгоритмы сотрудничества (Из опыта взаимодействия библиотек системы Министерства культуры и учреждений образования Псковской области) / Н. С. Волкова, директор Псковской областной детской библиотеки им. В.А.Каверина // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 53–54.

Середина 1990-х годов – сложнейшая пора для библиотек Псковской области (впрочем, как и для многих библиотек страны). Это время введения в средней школе вариативного обучения, расширения сети специализированных школ, классов с углубленным изучением предметов, чрезвычайно низкого уровня финансирования (и соответственно комплектования) школьных и детских библиотек. Ряд территорий области в отдельные годы имел по 1–2 периодическим изданиям на ЦБС. Не хватало (или совсем не было) новых школьных учебников. Лицензирование школ проходило без учета и анализа возможного информационного обеспечения образовательного процесса. Фактически отсутствовала модель информационного пространства для всех, имеющих отношение к получению знаний и их формированию.

Воробьева Л. А. Профессиональный журнал библиотекарей «Читай-город» – средство управления региональной библиотечной политикой (Описание проекта) / Л. А. Воробьева, директор Свердловской областной библиотеки для детей и юношества // Информационный бюллетень РБА. – № 24. – СПб., 2003. – С. 72–74*.

Цели и направления деятельности по проекту.

Громова О. К. Школьное образование : Новые технологии для решения старых проблем / О. К. Громова, главный редактор газеты «Библиотека в школе // Информационный бюллетень РБА. – № 16. – СПб., 2000. – С. 233–236.

Нельзя говорить о том, кто лучше, кто хуже, кто нужен, а кто нет. Проблемы останутся, и лучше никому не станет. Нужны все типы библиотек. Школьная же библиотека не является просто очень маленькой детской. Это другой тип библиотек для детей, с другими, хотя во многом и близкими к массовым целями, задачами и формами работы.

Дрошнева Н. «Круглый стол» школьных библиотек в редакции газеты «Первое сентября» / Н. Дрошнева // Информационный бюллетень РБА. – № 16. – СПб., 2000. – С. 221–232.

Стенограмма круглого стола и «Декларация о проблемах школьных библиотек России».

Жучков В. В. От библиотеки коммерческого собрания до Областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина / В. В. Жучков, заместитель директора Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина // Информационный бюллетень РБА. – № 22. – СПб., 2002.– С. 84–88.

История Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С.Пушкина.

Иванова Е. Возможности школьных библиотек и объединение их деятельности / Е. Иванова, заведующая Библиотечным центром школы № 186 (Н.Новгород) // Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 191–193.

Хочется верить, что изменение тенденций в образовании и организационных структур в школе приведет к возрастанию роли школьных библиотек, эффективной организации и использованию их возможностей. Наиболее серьезные проблемы на этом пути, на наш взгляд, связаны не с переменами в библиотечном обслуживании и освоении новых технологий, а с решением юридических, статусных вопросов и вопросов культуры. В большей степени волнует восприятие школьных библиотек и мнение о них образовательного и библиотечного общества. Это отношение, в конечном счете влияет и на уровень развития школьных библиотек.

Ивашина М. В. Концептуальные основы модернизации детских библиотек Свердловской области / М. В. Ивашина, ученый секретарь Свердловской областной библиотеки для детей и юношества // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004.– С. 63–67.

Проблемы юных особенно остро стоят в переломные моменты истории, в период реформирования, когда решается вопрос о роли подрастающего поколения в ближайшей и дальней перспективе. Парадокс заключается в том, что на молодых людей возлагаются большие надежды, а их положение ухудшается. Ситуации риска для детей связаны с угрозой здоровью и жизни, неопределенностью с получением качественного образования и жизненного старта, возможностей самореализации, деформацией ценностных ориентаций. Наряду с другими социальными институтами библиотекам, обслуживающим детей, сегодня отводится значительная роль в решении этих проблем. Очевидно, что они не могут быть решены в рамках практики традиционного культурного просветительства (хотя и не утратившей полностью своей актуальности), распространенной в большинстве библиотек. Необходима переориентация всех важнейших направлений деятельности, адаптация их к требованиям сегодняшнего дня.

Ивашина М. В. Модернизация управления системы чтения через региональные проекты. (Опыт Свердловской областной библиотеки для детей и юношества) / М. В. Ивашина, ученый секретарь Свердловской областной библиотеки для детей и юношества // Информационный бюллетень РБА. – № 28. – СПб., 2003. – С. 117–120.

Процессы модернизации в библиотеках происходят при условии взаимодействия новой философии, новой техники, новых технологий. Традиционные направления деятельности, таким образом, приобретают «рычаг прорыва», позволяющий поднять уровень развития и достичь более значимых результатов.

Ильина Л. П. Состояние, проблемы, перспективы развития школьных библиотек Псковской области / Л. П. Ильина, заместитель начальника Главного управления образования Псковской области // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 87–89.

Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с обновлением научно-методической и материальной базы воспитания и обучения. На это направлена и Федеральная программа развития образования. Важнейшая роль в реализации этой программы, бесспорно, отводится школьной библиотеке как структурному подразделению образовательного учреждения, которое призвано способствовать созданию оптимальных условий для решения образовательных и воспитательных задач школы путем реализации информационной, культурной и образовательной функций.

Инькова Л. М. Новации детских и юношеских библиотек России / Л. М. Инькова // Информационный бюллетень РБА. – СПб., 1998. – № 11. – С. 171–173.

Всероссийское совещание-семинар директоров детских и юношеских библиотек (Москва, 2–5 декабря 1997 г.) стало заметным событием года.

Козлова О. В. Нормативно-правовое обеспечение работы библиотек общеобразовательных учреждений / О. В. Козлова, сопредседатель секции школьных библиотек РБА, заведующая научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д.Ушинского // Информационный бюллетень РБА. – № 18. – СПб., 2001. – С. 198–205.

Если закон «О библиотечном деле» был принят библиотекарями с пониманием и удовлетворением, то, по мнению библиотечных работников отрасли, закон «Об образовании» является дискриминационным, так как библиотека как производство, обеспечивающее учебный процесс во всех видах учебных заведений от университетов до сельских школ, в законе не упоминается вообще. Вскользь в статье 50 о социальных гарантиях обучающимся зафиксировано «право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек».

Козлова О. В. Современная библиотека общеобразовательного учреждения. Основные понятия / О. В. Козлова, заведующая научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д.Ушинского // Информационный бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 220–225.

Под современной школьной библиотекой мы понимаем организованный на основе автоматизации фонд документов, предоставляемый образовательной средой библиотеки информационно подготовленным учащимся посредством различных форм работы.

Кукатова Г. И. Об объединении школьных и сельских библиотек в малонаселенных пунктах Брянской области / Г. И. Кукатова, заместитель директора Брянской областной научной библиотеки им. Ф.И.Тютчева // Информационный бюллетень РБА. – № 26. – СПб., 2003. – С. 86–88.

В Брянской области в период серьезных экономических и социальных изменений, когда стали закрываться многие учреждения культуры, удалось в основном сохранить сеть сельских библиотек. С 1990 г. закрылось 60 библиотек (в мелких населенных пунктах). За эти же годы приняты на местный бюджет сельские профсоюзные библиотеки. По инициативе районных администраций Брянского, Мглинского, Стародубского районов с 1998 г. началось слияние сельских и школьных библиотек. Причем в Брянском районе волевым решением главы администрации объединение прошло на базе школьных библиотек. Время показало несостоятельность такого решения, общественное мнение потребовало пересмотра решения администрации, т.к. состояние школьной библиотеки сегодня не позволяет выполнять функции согласно «Примерному положению о библиотеке общеобразовательного учреждения».

Лебедева Л. М. Библиотека – детям: эксперимент по организации Центра детской книги на базе школьной и детской библиотек / Л. М. Лебедева, главный библиотекарь Новгородской областной универсальной научной библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 12. – СПб., 1998. – С. 179–182.

Проведенный эксперимент показывает, что объединение школьной и детской библиотеки можно считать целесообразным. Опытом организации и работы Центра детской книги в Новгороде заинтересовались в ряде районов нашей области.

Межрегиональная общественная организация «Клуб директоров юношеских библиотек Сибири» [Информация]

Новые библиотечные объединения в России.

Моисеева Л. И. Традиции и инновации в обслуживании молодежи / Л. И. Моисеева, заведующая отделом обслуживания Центральной городской библиотеки им. В.Г.Короленко г. Глазова Удмуртской Республики // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 134–136.

Сдвиги социально-экономического характера, происходящие в стране и нашем городе, определили изменения роли и места библиотеки в жизни молодых людей. Многие перемены последних лет, которые произошли в работе Библиотечно-информационного центра г. Глазова (БИЦ), были так или иначе связаны с реальной и потенциальной группой молодых читателей.

Островская В. Р. Социальное партнерство юношеской библиотеки как модель формирования молодежной политики / В. Р. Островская, директор Российской государственной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 85–87.

Основными опорными точками доклада являются словосочетания «молодежная политика» и «социальное партнерство». Юношество – особая категория населения, обладающая переходным социальным статусом и вследствие этого наиболее социально незащищенная, нуждающаяся в специализированном библиотечном обслуживании, что и определено федеральным законом «О библиотечном деле» в статьях 8 и 14. Безусловно, библиотечное обслуживание юношества – составная часть политики государства в отношении молодежи, цель которой – сохранение и развитие культурного, духовного, образовательного потенциала молодого поколения как резерва и гаранта национальной безопасности, экономического роста и духовного становления новой России.

Панова Р. З. Развитие библиотечного обслуживания юношества: о проблеме специализированного обслуживания / Р. З. Панова, главный библиотекарь РГЮБ // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 76–79.

Предполагаемая Концепция развития библиотечного обслуживания юношества России, далее «Концепция», рассмотрит перспективы библиотечного обслуживания молодежи страны на ближайшие пять лет. В сферу рассмотрения входит в основном организация работы с молодежью в возрасте 14–25 лет, т.е. периода перехода от детства к юности и завершения формального образования.

Петрова Н. А. Инновационная деятельность юношеских библиотек / Н. А. Петрова, заведующая научно-методическим отделом РГЮБ // Информационный бюллетень РБА. – № 29. – СПб., 2004. – С. 83–84.

Юношеская библиотека является одной из наиболее динамично развивающихся структур, помогающих вхождению молодого человека в социум. За время своего существования библиотеки, обслуживающие юношество, претерпели существенные изменения: от идеологического учреждения – к социальному культурно-просветительному и информационному институту, отвечающему разнообразным потребностям современной молодежи.

Попова М. В. Библиотека и школа. Опыт и пути взаимодействия / М. В. Попова, директор ЦБС г. Архангельска // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 72–75.

МУК «Централизованная библиотечная система» г. Архангельска образована в 1997 г. в связи с реорганизацией двух библиотечных систем (Централизованной системы массовых библиотек, созданной в 1975 г., и Централизованной системы детских библиотек, созданной в 1977 г.). Система состоит из 18 библиотек во главе с Центральной городской библиотекой им. М.B.Ломоносова (7 детских библиотек-филиалов, 3 библиотеки обслуживают только взрослое население, 8 библиотек-филиалов обслуживают как взрослых, так и детей). Штат ЦБС – 191 сотрудник, из них: библиотекарей – 111 человек. Ежегодно библиотеки системы обслуживают свыше 67 тысяч пользователей. 45 % – это читатели до 14 лет; молодежь от 15 до 24 лет составляет 31,5 % от общего количества пользователей.

Русских А. Н. Все вместе : Ассоциация детских библиотекарей России – участник выставки некоммерческих организаций международного эколого-гуманитарного форума «Великие реки мира» / А. Н. Русских // Информационный бюллетень РБА. – № 16. – СПб., 2000. – С. 66–70.

Составной частью форума была Выставка-презентация некоммерческих организаций Волго-Вятского региона «Все вместе», призванная показать потенциал общественных организаций и реальные способы сотрудничества с государственными и коммерческими структурами в решении наиболее значимых для общества проблем – социальной защиты и реабилитации инвалидов, здравоохранения, сохранения окружающей среды, образования и воспитания молодежи, развития культуры и искусства.

Сайдумова З. М. Мы мечтою о мире живем / З. М. Сайдумова, директор Республиканской детской библиотеки (Чеченская Республика) // Информационный бюллетень РБА. – № 26. – СПб., 2003. – С. 84–85.

Чеченская Республика сегодня самая «горячая точка» России. Война прошлась по этой земле безжалостным следом. По степени разрушения городов и сел вряд ли найдется аналог чеченской войне. Среди уничтоженных войной и Республиканская детская библиотека им. А.П.Гайдара – архитектурный и культурный памятник чеченской столицы. Находилась она в самом центре Грозного. Площадь ее составляла 480 м, фонд – 150 тыс. ед. хранения. Ежегодно ее посещали 15 тыс. читателей. Особой гордостью библиотеки был ее высококвалифицированный коллектив (42 чел.).

Середкина Л. М. Областная юношеская библиотека как методический центр для библиотек области / Л. М. Середкина, директор Иркутской областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 87–90.

Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П.Уткина (ОЮБ) как методический центр для библиотек области по проблемам библиотечного обслуживания молодежи является необходимой составной частью библиотечного дела в области. Она отвечает в большей степени всем требованиям современной библиотеки: создана локальная вычислительная сеть, работает интернет-центр с выделенной линией на 10 рабочих мест, имеются электронные базы данных, создается электронный каталог и медиатека. Созданы специализированные структурные подразделения, позволяющие усилить методическую деятельность ОЮБ и выполнять ее на более высоком профессиональном уровне как отдел психологии и социологии и др.

Сочилина Е. Г. Проблемы объединения библиотек, обслуживающих детей, школьников и молодежь / Е. Г. Сочилина, заместитель директора Новгородского детского и юношеского библиотечного центра “Читай-город”» // Информационный бюллетень РБА. – № 16. – СПб., 2000. – С. 236–242.

Объединение детских библиотек со школьными или с обслуживающими юношество в настоящее время следует оценивать как положительный процесс, направленный на повышение качества библиотечного обслуживания школьников. В то же время приходится признать, что недостаточное изучение библиотеками и местными управлениями культуры опыта, накопленного в России и за рубежом, нередко приводит к повторению типичных ошибок при объединении.

Стародубова Г. А. Школьные библиотеки региона в условиях модернизации российского образования / Г. А. Стародубова, доцент Кемеровского государственного университета культуры и искусств // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 80–83.

Школьная библиотека как социальный институт общества представляет собой явление неоднозначное и многообразное, сыгравшее особую роль в развитии образованности и культуры общества. Она возникла и развивалась в рамках отечественной школы, занимая особое место в сфере образования. В России и ранее существовала разветвленная сеть специализированных школьных библиотек при каждом учебном заведении. За несколько столетий они заняли прочное место в системе информационно-библиотечных учреждений. Отечественная и зарубежная практика показывает, что это самая распространенная библиотека в мире. Сегодня это наиболее распространенное библиотечное учреждение в Российской Федерации вообще и в Кузбассе как регионе в частности, где из двух тысяч библиотек более тысячи составляют библиотеки системы образования.

Толмачева Л. П. Общественные организации в библиотеке – ресурс взаимодействия / Л. П. Толмачева, директор Новосибирской областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 28. – СПб., 2003. – С. 89.

Новосибирская областная юношеская библиотека имеет богатый опыт создания в библиотеке общественных организаций. В 1991 г. был создан «Молодежный бизнес-клуб», давший толчок к регистрации одной из первых в Новосибирске молодежных общественных организаций – «Молодежный информационно-деловой центр» (МИДЦ). В 2001 г. эта организация отмечала свое десятилетие как очень успешная и перспективная общественная организация Новосибирского региона. В 1997 г. на базе библиотеки создана городская общественная организация «Центр экологического воспитания молодежи», в 2002 г. – Межрегиональная общественная организация «Клуб директоров юношеских библиотек Сибири».

Трегубова Т. М. Концепция развития библиотек для молодежи / Т. М. Трегубова, главный специалист ЦГБ им. В.Г.Короленко г. Глазова Удмуртской Республики // Информационный бюллетень РБА. – № 25. – СПб., 2003. – С. 131–133.

Изменения социокультурной ситуации в городе Глазове, происходящие под влиянием процессов, идущих в стране, вызывают потребность определить концептуальные направления развития библиотеки-филиала как части общей концепции развития библиотечного дела в городе.

Социологические исследования
в библиотеках

Акимова А. Г. Читательская культура молодежи: мифы и реальность / А. Г. Акимова, заместитель директора Новосибирской областной юношеской библиотеки // Информационный бюллетень РБА. – № 35. – СПб., 2005. – С. 15–17.

Новосибирская областная юношеская библиотека, начав программу «Читать престижно!», в первую очередь провела исследование читательской культуры молодежи и опрос специалистов, занимающихся развитием молодежного чтения. Исследование среди молодежи было разработано заместителем директора библиотеки Анной Акимовой. Но так как мы справедливо полагали, что молодежь читающая не может ограничиваться рамками посетителей библиотеки, то проведение исследования было поручено профессиональной социологической компании «Ромир мониторинг». В результате телефонного опроса мы узнали мнение 505 человек (случайная репрезентативная выборка); возраст респондентов от 10 до 29 лет. Опрос состоялся в декабре 2004 года. Респонденты отвечали на вопросы о том, сколько они читают в свободное время, каким образом выбирают книги, любимые жанры и т.д. Также был блок вопросов о проведении досуга в целом.

Брагина Г. М. Информационное поведение подростков как фактор развития библиотечной среды небольших городов (по материалам социологического исследования / Г. М. Брагина, декан факультета информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств // Информационный бюллетень РБА. – № 31. – СПб., 2004. – С. 54–57.

Ключевой компонентой жизнедеятельности современного человека является информационная культура, которая выражается через умения, навыки, привычки индивида получать, преобразовывать и информацию. Задача формирования знаний и умений, позволяющих ориентироваться в информационном пространстве, иными словами, формирования определенного стиля информационного поведения, заложена в основе системы воспитания и образования подрастающего поколения. В последнее десятилетие в ряде наук, в том числе библиотековедении, активно формируется направление, выступающее за подготовку нового поколения к жизни в современной информационной среде, к выбору и восприятию различных каналов информации, пониманию последствий их воздействия на человека, к овладению приемами комплексного использования традиционных и новых информационных технологий.

Голубева Е. И. Исследования детского чтения: проблемы и перспективы. Необходимость проведения мониторинга детского чтения / Е. И. Голубева, главный библиотекарь, В. П. Чудинова, заведующая отделом РГДБ // Информационный бюллетень РБА. – № 28. – СПб., 2003. – С. 127–128.

В последнее время информация о чтении детей оказалась чрезвычайно востребованной. Научные знания о процессах и тенденциях в этой области, о факторах влияния на детское чтение требуются для разработки краткосрочных и перспективных программ в сфере образования, культуры, книгоиздания, в области распространения печатной продукции. Они оказались необходимы также для решения научных и практических проблем культурной и творческой реабилитации детей с особыми нуждами.

Гришина С. М. «Я + мир»: подросток в социальном интерьере (по материалам регионального исследования) / С. М. Гришина, заместитель директора Свердловской областной библиотеки для детей и юношества // Информационный бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 174–181.

Портрет подростка со своими взглядами и системой ценностей, понимающего проблемы современности и готовящегося вступить во взрослую жизнь.

Елфимова Н. Г. Что читает подросток? / Н. Г. Елфимова, директор ЦГБ для детей и юношества г. Новоуральска // Информационный бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 184–187.

Почему подросток, а не младший школьник, юноша? Потому что, по мнению психологов, родителей, это самый сложный возраст, для которого на первом месте стоит общение, а учеба, чтение далеко не главное.

Левченко Н. А. Подросток глазами библиотекаря / Н. А. Левченко, заместитель директора Саратовской областной библиотеки для детей и юношества // Информационный бюллетень РБА. – № 21. – СПб., 2002. – С. 187–192.

Необходимость изучения подростковой субкультуры во многом становится ориентирующим фактором в планировании работы библиотеки с этой категорией читателей и, безусловно, зависит от социокультурных установок и ценностей, преобладающих в этой среде. Потребность в комплексном исследовании библиотека ощутила в связи с желанием ответить на вопросы: каков сегодня современный подросток, чем он интересуется, какова система его жизненных ценностей, роль и место книги и библиотеки в этой системе, каков поведенческий код, определяющий образ и стиль жизни.

Продолжение читайте,
пожалуйста, в следующих номерах

___________________

* С материалом, отмеченным *, вы можете познакомиться в БШ № 08–2006.

TopList