МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 10 (41) · Вкладка в «БШ» № 23 (179) · 1–15 декабря 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

Нелишнее знание

Наталья Збаровская

Формирование информационной культуры школьника: электронные технологии

Тема формирования культуры школьника многообразна, актуальна и перспективна. Особенно в части применения электронных технологий.   Предлагая последние публикации Натальи Владиславовны Збаровской, мы допускаем, что текст не совсем соответствует стилю нашего издания, чаще всего популяризирующего научные исследования. В статье мы имеем дело со всесторонним рассмотрением условий, мотивации, факторов, показателей эффективности этой наисложнейшей проблемы. Мы полагаем, что большинство заинтересованных читателей обладает культурой восприятия научных текстов и аналитически осмыслит и применит на практике разработки Натальи Владиславовны. Электронное методико-практическое пособие «Информационная культура личности», о котором говорится в статье, является собственностью ЦБС Невского района Санкт-Петербурга, получить его можно, заказав по адресу: 193174, Санк-Петербург, ул. Бабушкина, д. 64, ГУК Невская ЦБС. Справки по телефону: (812) 362-34-38, факс: (812) 362-07-00.

Система формирования информационной культуры личности посредством информационно-образовательной среды школьной библиотеки представляет собой непрерывный процесс, сочетающий в себе: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоциональный и действенно-практический компоненты; совокупность взаимодействующих принципов; социально-педагогических условий, способствующих ее формированию; формы и методы взаимодействия субъектов и объектов процесса библиотечного обслуживания; гуманистический характер отношений между участниками библиотечного взаимодействия.

Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход [6]. Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую (лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа, консультации) и практическую (практикумы, деловые игры, тренинги) подготовку. Также целесообразно использовать дополнительные формы обучения: беседы, обзоры, дискуссии, обсуждения, встречи и др.

Между тем, специалисты по проблемам образования отмечают, что межпредметные связи и возможности интегрированных курсов используются в учебном процессе недостаточно. Тогда как с их помощью можно содействовать оперативному и эффективному усвоению обучаемыми материала как общеобразовательных гуманитарных предметов (литературы, истории и др.), так и специальных (документоведение; информатика и др. [5,6]). Так, можно предложить при написании реферата по какому-либо предмету оценивать не только содержание (раскрытие темы), но и список литературы, умение творчески переработать информацию и оформление работы – учащийся, таким образом, получает две оценки. Одновременно в процессе обучения логично применять интерактивные, диалоговые технологии, позволяющие усваивать знания и развивать познавательные процессы в ходе совместного рассуждения, формировать не только профессиональные навыки, но и личностные качества, необходимые будущим специалистам.

Можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:

– повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;

– применение наглядности, занимательности, эмоциональности; использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;

– использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;

– использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;

– применение активных, деятельностных методов и форм обучения: деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);

– структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей; гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;

– использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных заданий можно производить достаточно часто [7].

Высокая эффективность использования компьютерных технологий в формировании информационной культуры учащихся обусловлена рядом объективно существующих факторов. К ним, в том числе, относятся:

– возможность индивидуальной самостоятельной работы обучаемых с представляемыми материалами и регуляция режима просмотра;

– нетрадиционное предъявление материала;

– наглядность;

– структурирование материала.

Мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.

Во многих ЦБС и школьных библиотеках успешно реализуются различные электронные проекты: web-сайты библиотек, электронные краеведческие пособия, виртуальные экспозиции литературных музеев. Для работы над такими проектами, как правило, привлекаются специалисты в области компьютерных технологий. Однако существует возможность самостоятельной работы библиотекарей над мультимедийными проектами. Такими проектами могут стать виртуальные выставки, указатели литературы, игровые занятия и небольшие учебные курсы (например, по работе с каталогами).

Современные информационные педагогические технологии в обучении информационной культуре предпочтительнее традиционных методик в силу следующих факторов:

1. Взаимодействие участников (обучающих и обучаемых) в процессе обучения стимулирует установление производственных и личностных контактов.

2. Использование разнообразных методик позволяет не только обучать школьников, изучать уровень развития их информационной культуры, но и создавать в процессе игры проекты и модели для последующей практической реализации в библиотечном обслуживании.

3. В ходе коллективной мыслительной деятельности достигается более глубокое понимание проблем, стоящих перед личностью в освоении информации.

Но все эти достоинства проявляются при условии соблюдения определенных требований к организации работы.

Среди этих требований следует назвать:

– определение оптимального количества участников и/или команд;

– установление продолжительности работы (не более 1,5–2 часов);

– организация комфортного информационного пространства;

– подготовка или отбор лекционного материала, заданий;

– проведение итогового этапа работы (анализ полученных материалов, определение путей их использования в дальнейшей работе, прогнозирование дальнейших занятий).

В связи с этим предъявляются определенные требования к способам предъявления информации. Методы предъявления информации в процессе формирования информационной культуры личности могут быть традиционными и нетрадиционными. Эти методы обеспечивают согласованность между содержанием и формой занятий. В качестве примера можно привести проблемно-ориентированные уроки и семинары, интерактивные электронные учебники и учебные пособия, курсы дистанционного обучения. Кроме того, активно используются при проведении занятий технические средства: мультимедийные проекторы, домашние кинотеатры для сопровождения лекционного материала видеорядом; разрабатываются слайд-лекции.

Так, в ЦБС Невского района Санкт-Петербурга автором данной статьи создано электронное методико–практическое пособие для библиотекарей по курсу «Информационная культура личности». Пособие состоит из двух частей: материалы для работы с учащимися и методические материалы для библиотекарей.

Целью данного пособия является помощь учителям и школьным библиотекарям в учебном процессе.

Задачи, решаемые в процессе использования пособия:

– развитие коммуникативных умений в системе «человек – компьютер»;

– формирование умений поиска, оценки и переработки информации;

– изучение терминологии в области информационной культуры;

– развитие рефлексии по деятельности в информационной среде.

Пособие может быть использовано при изучении курса «Информатика» или факультативного курса «Информационная культура личности».

Мотивационный компонент объединяет методы стимулирования и мотивации, а также приемы занимательных, игровых и дискуссионных педагогических ситуаций в обучении.

Содержательный компонент: первая часть пособия включает в себя цикл слайд-лекций «История книги» и «История библиотек»; текстовое сопровождение – курс лекций с разбивкой по слайдам; задания для учащихся (электронный и печатный варианты) и викторину. Во второй части пособия представлены методические указания по проведению практикумов (в том числе и по созданию совместных электронных проектов); хрестоматия электронных материалов по проблемам информационной культуры; дополнительные материалы для самостоятельной подготовки лекций и словарь.

В операциональном компоненте объединены методы, средства, организационные формы обучения, модели эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающегося. В число используемых в технологии формирования ИКЛ методов входят: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; исследовательский методы, а также метод проблемного изложения и метод проектов. Компьютерная поддержка к учебному курсу выполнена в виде целостного компьютеризированного курса. Информационный блок включает в себя: теоретический материал, структурированный по слайд-лекциям и их текстовому сопровождению, словарь, список литературы. Исполнительный блок включает: задания для индивидуальных работ (компьютерный и печатный варианты). Задания предусматривают работу с текстовой информацией и формирование умений анализа информации, структурирования информации, поиска необходимой информации в тексте, закрепление знаний терминологического аппарата в области информационной культуры личности. Методический блок включает методические рекомендации пользователям: по самостоятельной разработке слайд-лекций; по созданию и оформлению лекционного материала в формате PowerPoint; по проведению занятий. Контролирующий блок включает в себя викторину.

Компьютерная поддержка выполнена с помощью специального средства Microsoft FrontPage. Для работы с ней используется браузер Microsoft Internet Explorer.

Для подготовки пособия использованы материалы Б.Володина, Н.И.Гендиной, Н.В.Збаровской, Е.С.Полат, А.Е.Шапошникова, а также электронного учебника «История книги».

Предложенные в пособии слайд-лекции посвящены истории развития книги и библиотек. Выбор тематики обусловлен тем, что, как свидетельствует опыт обучения основам информационной культуры, именно эта часть занятий нуждается в дополнительном иллюстрировании, позволяющем активизировать восприятие информации учащимися.

Слайд-лекции реализованы в формате программы Microsoft PowerPoint и сохранены в форме веб-страниц; сопровождаются текстовыми материалами. Сопровождающий текст разбит на отдельные фрагменты, каждый из которых соответствует конкретному слайду.

В пособии предусмотрена возможность самостоятельной разработки лектором слайд-лекций, как из уже существующих, так и с помощью дополнительных материалов. В дополнительные материалы включены фрагменты из статей и изданий, посвященные проблемам развития электронных носителей информации.

Данное пособие, на наш взгляд, позволит наиболее эффективно использовать возможности современной информационно–образовательной среды библиотек, рационально организовать занятия с учащимися.

Литература

1. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : Учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. – М. : Школьная библиотека, 2002. – 288 с. – (“Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря”).

2. Жабко Е. Д. Информационное обучение читателей научных библиотек в процессах справочного обслуживания / Е. Д. Жабко // Проблемы национальных библиотек и региональных центров / Рос. нац. б-ка. – СПб., 1993. – Вып. 2. – С. 134–163.

3. Збаровская Н. В. Обучающие игры в библиотеке : Технология игрового имитационного моделирования : Учеб. пособие / Н. В. Збаровская. – СПб., 2001. – 98 с.

4. Концевой М. П. Информатизация гуманитарного образования: аксиологический подход / М. П. Концевой // http://www.auditorium.ru/

5. Короткова Т. А. Активизация библиотечно-библиографической деятельности детской библиотеки в помощь учебному процессу : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Т. А. Короткова. – М., 1979. – 16 с.

6. Костюкова М. В. Библиотечно-информационная подготовка старшеклассников как начальный этап библиотечной профессионализации : Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. / М. В. Костюкова. – М., 2000. – 16 с.

7. Кречетников К. Г. Рекомендации по проектированию мотивационной и содержательной составляющих образовательной среды вуза на основе информационных технологий / К. Г. Кречетников // http://www.auditorium.ru/

8. Костюкова М. В. Профессиональная ориентация школьников / М. В. Костюкова, С. П. Фунтикова // Библиотековедение. – 1995. – № 3. – С. 81–86.

9. Петрова Л. И. Пропаганда библиотечно-библиографических знаний в библиотеках: состояние, проблемы, перспективы развития / Л. И. Петрова // Проблемы оптимизации функционирования библиотечных систем : Сб. науч. тр. : Вып. 6. Проблемы оценки библиотечной деятельности и совершенствования обслуживания читателей / Рос. нац. б-ка. – Л., 1985. – С. 42–58.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М. : 2000. – 272 с.

11. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М. : Логос, 1999. – 272 с.

12. Токатлян Ж. Обучение потребителей информации: программы, проблемы и перспективы / Ж. Токатлян // Бюллетень ЮНЕСКО для библиотек. – 1978. – Т. 32. – № 6. – С. 389–397.

13. Торина Е. Г. Организационно–педагогические основы проектирования информационного пространства в педвузе : Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – Тула, 1999.

14. Урсул А. Д. Образование и информатизация // Становление информационного общества и модель опережающего образования. – НТИ. Сер. 1. – 1997. – № 2. – С. 1–11.

15. Харчевникова Е. Л. Воспитание информационной культуры как педагогическая проблема / Е. Л. Харчевникова // Актуальные проблемы педагогики – Вып. 2. – Владимир : ВГПУ, 1998. – С. 15–20.

16. Шапиро Э. Л. О методике подготовки потребителей информации / Э. Л. Шапиро // НТИ. Сер. 1. – 1972. – № 7. – С. 13–16.

От редакции. По нашим данным сайт http://www.auditorium.ru/ уже не работает, но все же ссылки в библиографии мы оставляем, поскольку данные материалы могли быть опубликованы и в других местах.

Копни поглубже, найдешь погуще.

Русская народная пословица

TopList