КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Директорская папка

Ирина Коткина

Аттестация

Возможные пути решения «неразрешимой» проблемы

Ирина Валентиновна Коткина
заведующая библиотекой ненецкой школы-интерната им. А.П.Пырерки
г. Нарьян-Мар,
Ненецкий АО

Как и многие мои коллеги не раз задавалась вопросом, как повысить свой квалификационный разряд по оплате труда. Эта проблема казалась неразрешимой из-за отсутствия нормативно-правовой базы по аттестации работников школьных библиотек. Каждый раз, приезжая на конференции РБА, на секции школьных библиотек мы обсуждали вопрос правового статуса школьных библиотекарей, вернее, их правовой незащищенности.

Одна из граней проблемы – штатное расписание школьной библиотеки. С одной стороны, количество и номинация ставок в школьных библиотеках поставлены в зависимость от количества классов-комплектов в школе (от 0,5 ставки при менее 13 классов-комплектов до 2 ставок при более 32 классов). С другой стороны, существуют межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, утвержденные Постановлением № 6 от 3 февраля 1997 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Если руководствоваться этим постановлением и соблюдать временные нормативы, в штатном расписании школьной библиотеки должен быть не 1, не 2 и даже не 3 человека, а больше. На деле школьный библиотекарь выступает в роли многостаночника-стахановца, который своим трудовым энтузиазмом попирает все временные нормы.

Чтобы как-то изменить ситуацию к лучшему, необходимо предпринять ряд шагов. Каких, расскажу подробней на примере нашей школы и школьной библиотеки.

В Ненецкой школе-интернате я работаю уже 15 лет и считаю, что моя профессиональная карьера, возможно, сложилась бы иначе, работай я в другом месте. В 1995 году в связи с внедрением в школе эксперимента по гуманизации образовательной среды, в штат библиотеки ввели дополнительно 0,5 ставки библиотекаря. В 2000 году в школе начался новый эксперимент по экологическому образованию, активно начали внедрять новые информационные технологии в образовательный процесс. В 2001 году библиотека получила грант Баренц-региона, в 2003 году – грант «Библиобраза». Все это позволило сделать библиотеку информационным, досуговым и учебно-исследовательским центром школы. Технически оснащенная, современная библиотека открыла новые возможности для всех участников образовательного процесса. Но в то же время требовала к себе повышенного внимания. Администрация школы ходатайствовала в ОкрУНО о введении еще одной дополнительной ставки библиотекаря. С января 2004 года в библиотеке работало уже 3 человека на 2,5 ставки.

Следующий шаг в решении проблемы заключался в том, чтобы библиотека стала структурным подразделением школы не только на словах, но и на деле. «Семейный» адвокат «Библиотеки в школе» Дмитрий Растимешин, отвечая на вопрос, касающийся выделения библиотеки в структурное подразделение, отмечает: …ни в одном нормативно-правовом или ином акте не содержится прямого разрешения на возможность выделения в отдельные структурные подразделения школы отделений, методобъединений, кафедр, прогимназий и т.п. <…> Но нигде не содержится запрета, прямого или косвенного, на выделение библиотек в структурные подразделения школы!

В Уставе школы в п.7 «Структура школы-интерната» в подпункте 7.1. отмечено, что «директор школы создает, реорганизует и упраздняет структурные подразделения школы по согласованию с учредителем». В нашей школе на данный момент существуют следующие структурные подразделения: медицинский кабинет, столовая и библиотека. У каждого подразделения есть свое Положение. Так, Положение о библиотеке было составлено на основании Примерного положения о библиотеке общеобразовательной школы. Мы адаптировали его к нашей школе и нашей библиотеке. В Положении, которое утверждено директором, указано, что «библиотека – структурное подразделение школы». Как следствие, заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения. В единой тарифной сетке по должностям работников учреждений образования РФ указано, что разряды оплаты труда руководителей структурных подразделений – от 9 до 14.

Таким образом, я получила возможность аттестоваться по должности «руководитель». В окружном институте повышения квалификации вместе с заместителями директоров образовательных учреждений мы прослушали двухдневный курс по психологии, педагогике, менеджменту, образовательному законодательству. Экзамен сдали на третий день курсов (20 вопросов по каждой дисциплине).

Плюс к экзамену, создается аттестационное дело. В него входят ваши достижения за последние 5 лет. Хочу оговориться, что аттестоваться
на высшую категорию может только тот, кто проявил себя в масштабах региона или на российском уровне.

В мое аттестационное дело вошла информация о выступлениях на окружных семинарах, публикации в профессиональной прессе, курсы повышения квалификации, участие в работе конференций РБА, победы в конкурсах, получение грантов. Мне не составило труда собрать такое дело, я только систематизировала готовый материал. Характеристика, написанная на меня заместителем директора по учебно-экспериментальной работе, была утверждена на педагогическом совете. Аттестационное дело было рассмотрено на аттестационной комиссии в ОкрУНО.

У меня на руках сертификат, который подтверждает мою высшую квалификацию по должности «руководитель». Срок действия – 5 лет. Теперь нужно держать планку, ведь «высший» – значит «лучший», а это обязывает. Высшая категория – это и более высокая оплата труда, что дает дополнительный стимул в работе.

После моей эпопеи с получением высшей категории встал вопрос об аттестации библиотекаря. Здесь уместно будет говорить даже не об аттестации, а о тарификации на должность.

Два года назад Надежда Васильевна Хабарова была принята в библиотеку школы на должность «библиотекарь» по 9 разряду оплаты труда ЕТС. В ходе бухгалтерских проверок не раз возникал вопрос по поводу неправильной тарификации из-за отсутствия у Н.В.Хабаровой библиотечного образования.

Специалист со средним специальным педагогическим образованием, хорошей компьютерной подготовкой, она постоянно повышает свою квалификацию. Обучается на дистанционных курсах заочной школы МИФИ: это уже пройденные курсы – «Искусство делового общения», «Делопроизводитель», «Правила хорошего тона» и текущие курсы – «Основы обществознания», «Английский язык», «Маркетинг»). В 2004/05 учебном году моя коллега окончила дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября» «Библиотечное обслуживание
в школьной библиотеке: специфика форм и методов». Кроме этого, она зарекомендовала себя как творческий и ответственный работник, умелый педагог и руководитель чтением. Все эти положительные моменты в профессиональной деятельности Надежды васильевны я указала в своем ходатайстве на имя директора школы о присвоении библиотекарю 10
разряда.

В «Законе об образовании» (ст. 32) указано, что установление структуры и штатного расписания образовательного учреждения отнесено к его компетенции. Должностные наименования библиотечных работников определяются согласно тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников культуры РФ (Приложение № 2 к Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 01.02.1995 № 8). В соответствии с этими характеристиками 9–10 разряд устанавливается работнику с наименованием должности «библиотекарь(библиограф) I категории», к квалификации которого предъявляются требования о наличии высшего профессионального образования и стажа работы в должности библиотекаря II категории не менее 3 лет. Но из правил есть исключения. В пункте 5 Общих положений по применению этих инструкций указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий могут быть тарифицированы так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Также для более высокого разряда оплаты труда, чем это предусмотрено по должности «библиотекарь», необходимо ввести в штат школы соответствующую должность.

Теперь кратко покажу алгоритм наших действий в решении проблемы:

1. Ходатайство заведующей библиотекой на имя директора школы о тарификации библиотекаря по должности «библиотекарь I категории» с 10 разрядом оплаты труда ЕТС.

2. Ходатайство директора в адрес аттестационной комиссии школы.

3. Решение (письменно зафиксированное) аттестационной комиссии на основании представленных документов о тарификации библиотекаря.

4. Приказ директора школы о введении должности «библиотекарь I категории» и тарификации на эту должность Н.В.Хабаровой.

5. Соответствующая запись в трудовой книжке библиотекаря.

Итак, все необходимые формальности соблюдены, все решения подтверждены соответствующими документами. В рамках школы мы решили вопрос о повышении разряда школьному библиотекарю. Хочется верить, что 10 разряд – не предел. Так, учителя имеют возможность получить 12 разряд по решению аттестационной комиссии школы, т.е. тоже внутри школы. Остается только посетовать на несовершенство (читай, несправедливость) наших законов в отношении работников школьных библиотек. Но с другой стороны, право образовательного учреждения на самостоятельное решение ее внутренних вопросов, добрая воля администрации школы и активная позиция школьной библиотеки дают реальную возможность улучшения материального положения работников этой библиотеки.

Могу сказать, что прошедший учебный год прошел под эгидой нашей аттестации. Насколько это было непросто, вы убедились, прочитав эту статью. Но тем радостней сознавать, что усилия не пропали даром. Незнание не освобождает от ответственности, поэтому мы предпочитаем знать: Закон РФ «Об образовании», Трудовой Кодекс, Постановления, положения и нормы, касающиеся библиотек, локальные акты школы и школьной библиотеки, свои должностные обязанности и, конечно, права.

После реорганизаций наших министерств вряд ли мы дождемся положительного решения вопроса сверху. Значит, надо находить варианты решения снизу, хоть это и не просто. Мы предлагаем алгоритм действий, один из вариантов решения проблемы. Вариант не самый простой, но выполнимый. Дорогу осилит идущий!

В заключение еще раз хочу процитировать Дмитрия Растимешина, который в своей статье «Разрешено все, что не запрещено» восклицает: …ни в одном нормативно-правовом акте не содержится прямого указания на право гражданина России, считающего себя живым человеком, дышать, двигаться, иметь человеческий облик, не носить кандалы, не бояться, да и просто жить. <…> Не обязательно, по Чехову, по капле выдавливать из себя раба, просто не надо им себя чувствовать. И тогда закон – на вашей стороне.

Список литературы

Аттестация педагогических кадров : Справочник. – 3-е изд. – М. : ИД «Образование в документах», 2001. – 112 с. – (Библиотека нормативных и правовых актов в помощь работникам образования).

В настоящем сборнике приведены важнейшие ведомственные акты, регулирующие порядок организации и проведения аттестации педагогических и руководящих кадров всех типов образовательных учреждений в связи с утверждением нового Положения о порядке аттестации (июнь 2000 г.).

Статья подготовлена при поддержке адвокатского бюро «Самойлов, Толпегин и партнеры». Решение налоговых споров, это трудоемкое занятие, требующее определенных знаний которых у вас, скорей всего, нет, а бюрократический аппарат ошибок не прощает. В таком случае лучше обратиться в адвокатское бюро «Самойлов, Толпегин и партнеры». Перейдя по ссылке «Толпегин и партнеры», вы сможете получить квалифицированную помощь специалистов по выгодной цене. В адвокатском бюро «Самойлов, Толпегин и партнеры» важен каждый клиент.

Понкратова В. Н. Правовое положение библиотечных работников школьных библиотек / В. Н. Понкратова // Школьная библиотека. – 2005. – № 6. – С. 5–9.

Растимешин Д. Разрешено все, что не запрещено / Д. Растимешин // Библиотека в школе : Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2002. – № 5, 1–15 марта. – С. 6.

TopList