Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2001

МЕСТО ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ВСЕХ

Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, без которых нельзя успешно функционировать в современном обществе, ориентированном на информацию и знания.
Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного образования и развивает в них творческое воображение, помогая им стать сознательными гражданами

Задачи школьной библиотеки

Школьная библиотека предоставляет образовательные услуги, книги и информационные ресурсы, помогающие всем членам школьного сообщества научиться критически мыслить и эффективно использовать информацию в любой форме и на любом носителе. В соответствии с принципами Манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках школьные библиотеки входят в общую библиотечно-информационную систему.

Сотрудники библиотеки обеспечивают пользование книгами и другими источниками информации, от художественных до документальных и от печатных до электронных, как на месте, так и на расстоянии. Эти материалы дополняют учебники
и учебно-методическую литературу.

Доказано, что, когда библиотекари и учителя работают совместно, учащиеся достигают более высокого уровня грамотности, чтения, усвоения материала, решения задач и умения работать с информационной и коммуникационной техникой.

Школьная библиотека обязана обслуживать всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения. Тем, кто не может пользоваться обычными библиотечными услугами или материалами, должны предоставляться особые услуги и материалы.

Доступ к услугам и фондам должен строиться на принципах, провозглашенных ООН во Всеобщей декларации прав и свобод человека, и не должен подвергаться идеологической, политической или религиозной цензуре ни в какой форме, а также никакому коммерческому давлению.

Законодательная база финансирования
и библиотечно-информационные системы

Школьная библиотека является обязательным элементом любой долгосрочной стратегии обучения информационной грамотности, образования, информационного обслуживания и экономического, социального и культурного развития. Находясь
в ведении местных, региональных и государственных органов, она должна опираться на соответствующую законодательную и методическую базу. Школьные библиотеки должны получать достаточное и стабильное финансирование на оплату обученного персонала, материалов, техники, помещений и оборудования. Школьные библиотеки должны быть бесплатными.

Школьная библиотека обязательно является частью библиотечно-информационных систем на местном, региональном и общенациональном уровнях.

В тех случаях, когда школьная библиотека использует свои помещения и/или ресурсы совместно с библиотекой другого типа, например публичной, необходимо учитывать и обеспечивать особые задачи школьной библиотеки.

Цели школьной библиотеки

Школьная библиотека – неотъемлемая часть процесса образования.

Важнейшие позиции, необходимые для развития общей грамотности, информационной грамотности, преподавания, обучения и культуры, которые составляют основное содержание работы школьной библиотеки:

  • обеспечение и поддержка целей образования, зафиксированных в задачах и учебном плане школы;

  • воспитание и закрепление у детей охоты и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни;

  • предоставление условий для самостоятельного создания и использования информации как с целью приобретения знаний, развития понимания и творческих способностей, так и ради удовольствия;

  • помощь всем учащимся в выработке и применении навыков оценки и использования информации независимо от формы, вида или носителя, в том числе восприимчивости к разным способам коммуникации в обществе;

  • предоставление доступа к местным, региональным, национальным или глобальным ресурсам и других возможностей, через которые учащиеся постигают различные идеи, опыт и точки зрения;

  • организация деятельности, способствующей расширению культурного и социального кругозора и эмоциональному развитию;

  • работа с учащимися, учителями, администрацией и родителями с целью выполнения задач школы;

  • пропаганда идеи о том, что лишь при условии интеллектуальной свободы и доступа к информации можно быть хорошим и сознательным гражданином, членом демократического общества;

  • пропаганда чтения, а также ресурсов и услуг школьной библиотеки внутри школьного сообщества и вне его.

Для осуществления этих функций школьная библиотека разрабатывает методики и услуги, комплектует фонды, обеспечивает физический и интеллектуальный доступ к соответствующим информационным ресурсам, предоставляет средства обучения и использует квалифицированный персонал.

Персонал

Заведующий школьной библиотекой – профессионально подготовленный сотрудник, отвечающий за планирование и работу школьной библиотеки, которая укомплектована по возможности достаточным персоналом. Он работает совместно со всеми членами школьного сообщества и поддерживает связь с публичной библиотекой и другими организациями.

Функции школьных библиотекарей варьируются в зависимости от бюджета библиотеки, а также от учебного плана и методики преподавания в данной школе, оставаясь в рамках общегосударственной правовой и финансовой базы. При всем разнообразии конкретных условий существует набор знаний, которыми обязательно должен владеть библиотекарь, чтобы суметь создать полноценную школьную библиотеку и руководить ею: информационные ресурсы, библиотечное дело, организация информации, обучение работе с информацией.

В условиях все большего распространения информационных сетей школьные библиотекари должны уметь составлять учебные планы и проводить обучение учителей и учеников разнообразным навыкам работы с информацией. Для этого им необходимо постоянное повышение квалификации и профессиональное развитие.

Функционирование и управление

Для обеспечения эффективной работы и отчетности:

  • необходимо сформулировать стратегию работы школьных библиотек, в которой определялись бы цели, приоритеты и виды обслуживания, соответствующие учебному плану школы;

  • школьная библиотека должна создаваться и работать в соответствии с профессиональными стандартами;

  • библиотека должна быть открыта для всех членов школьного сообщества и работать с учетом особенностей местного сообщества;

  • необходимо поощрять сотрудничество с учителями, руководством школы, административными должностными лицами, родителями, другими библиотекарями и информационными специалистами и добровольными объединениями.

Претворение в жизнь принципов Манифеста

Государства через свои министерства, ведающие образованием, призваны формировать стратегии, политические курсы и планы, направленные на осуществление принципов настоящего Манифеста. Планы должны предусматривать распространение положений Манифеста на программы начальной подготовки и повышения квалификации библиотекарей и педагогов.

Гленис УИЛЛАРС,
Председатель секции школьных библиотек
и ресурсных центров
Международная федерация
библиотечных ассоциаций
и учреждений.

Последняя редакция: 16.02.2000

Перевод с английского Эрика Азгальдова