Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2001

ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ

ПРИЧУДА ИЛИ НАСУЩНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ?

Перестройка деятельности школьной библиотеки

Моника НИЛЬССОН,
Швеция

Моника НИЛЬССОНМногие школьные библиотекари сегодня решают непростую проблему: какой должна быть школьная библиотека. Должна ли она сохранить традиционные функции центра по хранению учебной и методической литературы, или ей следует превратиться в информационно-методический центр, который станет сердцем школы, местом, где рождаются идеи и реализуются проекты. Пока в большинстве случаев осознание необходимости перемен очевидно, увы, только самим библиотекарям. Учителя и администрация просто не представляют, что школьная библиотека может быть иной. Но реформы в образовании и социальные перемены побуждают школьного библиотекаря действовать. Сначала на свой страх и риск. Когда начинаешь дело в одиночку, легко прийти в отчаяние и опустить руки. Но мы не одиноки. Этим же путем идут наши коллеги в России и за рубежом.
Сегодня мы расскажем об опыте работы школьных библиотекарей Швеции, которым также приходится преодолевать немало трудностей, ведь всякое начало трудно. Проект, о котором рассказывает Моника НИЛЬССОН, называется «Сотрудничество».Точнее, это и не проект. А, скорее, записки библиотекаря, взявшегося за реформирование своей библиотеки. Старая истина: на чужих ошибках никто не учится, но вот чужой опыт и подсказки могут пригодиться.

Проект «Сотрудничество»

Школьная библиотека – условие для обучения, основанного на самостоятельной исследовательской работе.
Новые учебные программы отводят большую роль самостоятельной исследовательской работе учащихся. Внедрение этой методики в школьную практику приведет к большей востребованности школьной библиотеки и школьного библиотекаря. Повышается активность учащихся, возрастает их потребность в ресурсах и услугах библиотеки. В ходе самостоятельной работы ученики развивают навыки информационного поиска и учатся анализировать полученную информацию.
При новой методике обучения школьная библиотека должна быть доступна ученику в течение всего дня, чтобы он мог обратиться к ее ресурсам, как только у него возникнет потребность. Библиотека, работающая неполный день, не может удовлетворить возрастающих запросов пользователей. В определенные периоды у учеников может возникнуть потребность приходить в библиотеку каждый день и даже по нескольку раз за день, как по одиночке, так и для групповых занятий.
В новых условиях у школьного библиотекаря появляется больше поводов и возможностей для общения с педагогами. Библиотека становится важнейшим неотъемлемым звеном в обучающем процессе, а работа библиотекаря все больше усложняется, становится более творческой. Библиотекарь не только выполняет традиционную работу, предоставляя читателям информационные ресурсы, но и руководит поиском информации.
Приступая к каждой новой теме, педагоги должны обсудить с библиотекарями, как они будут работать совместно, и заранее определить, каких результатов они хотят добиться от учеников. Необходимо также разработать специальный курс по основам информационного поиска и информационной грамотности. Полученные на таких занятиях знания ученики имеют возможность непосредственно применять на практике во время выполнения самостоятельных заданий.

Для успешной перестройки необходимы

  • Прогрессивно мыслящий директор, обладающий широким кругозором и признающий центральную роль школьной библиотеки как информационного и исследовательского центра.

  • Активный, настойчивый библиотекарь (на полную рабочую неделю), быстро реагирующий на любые изменения, и помощник для выполнения технической и малоквалифицированной работы.

  • Готовые к сотрудничеству учителя, откликающиеся на любые новые идеи и предложения.

  • Информационные ресурсы как основа для создания нового центра.

Поддержка директора крайне важна для успешной реализации проекта. Он может содействовать как распространению прогрессивных идей, так и созданию доброжелательного, заинтересованного отношения к проекту у учителей, учеников и родителей. Осознание необходимости перемен пробуждает любопытство и стремление сделать школьную библиотеку главным информационным ресурсом школы. Для осуществления этой задачи директор может принимать самые разные решения, например, вносить изменения в штатное расписание.
Вся работа, независимо от того, связана она с книжными фондами или с электронными ресурсами, должна проходить в благожелательной обстановке взаимного уважения. Важно, чтобы никто из участников не работал из-под палки, вопреки своему желанию. Не менее важно, чтобы никто не ставил палок в колеса тем, кто взялся за воплощение в жизнь новых прогрессивных идей. Каждому участнику проекта должна быть предоставлена возможность работать в удобном для него темпе. Если эти условия будут соблюдены, работа пойдет и уже скоро всей школе станут заметны ее позитивные результаты. И тогда на вашу сторону перейдут даже самые упрямые скептики.
Для того чтобы научиться работать с разными членами школьного коллектива, потребуется время. Как правило, отказ от сотрудничества вызван не негативным отношением к проекту, а отсутствием времени и забывчивостью. Залог успешной работы – стремление к сотрудничеству, настойчивость и постоянство всех участников.
Заинтересованное отношение учеников не менее важно, чем одобрение и поддержка учителей. Здоровый климат в коллективе – важнейшее условие для перехода к самостоятельному свободному обучению, предполагающему, что ученики используют все многообразие обучающих и информационных ресурсов, которыми располагает школа.

Первые шаги

Вам кажется это невозможно.

Начните с того, чем вы уже располагаете. Попытайтесь выявить скрытые неиспользованные ресурсы.

Постарайтесь пробудить интерес к вашей работе и при всяком удобном случае подчеркивайте важность библиотеки.

Пусть ваша библиотека станет заметна как в школе, так и за ее пределами.

Пусть она станет более привлекательной и уютной. Украсьте ее цветами и комнатными растениями, чтобы в ней можно было отдохнуть и душой и телом.

Добейтесь запрета мини-библиотечек в кабинетах учителей предметников. Необходимо объединить все книжные богатства школы и поместить их в библиотеке. Каждая книга должна быть доступна всем.

Выберите какую-нибудь удобную систему регистрации материалов. Современный библиотечный рынок предлагает самые разные программы.

Позаботьтесь о привлекательных указателях на книжных полках.

Расставьте книги по темам. Оберните полки с книгами по одной тематике материалом определенного цвета. Приобретая материал, выбирайте не только разные цвета, но и разную фактуру: вполне дешево можно купить самые разнообразные оберточно-обивочные материалы. Сделайте красивую табличку
с названием темы. Поставьте на полку какой-нибудь предмет, связанный с тематикой книг.

Позаботьтесь, чтобы в вашей библиотеке хватило места как для научной и обучающей литературы, так и для «легкого чтения» – приключенческих романов, комиксов, детективов и прочего.

Не старайтесь втиснуть все! Пусть книги на полках стоят свободно! Книги, на которые вы бы хотели обратить внимание читателей, поставьте так, чтобы было видно обложку. Пусть книги «сияют, как звезды», это поможет привлечь посетителей.

Учитесь рекламе у владельцев магазинов. Ваша библиотека – тот же магазин, только все имеющиеся сокровища вы предоставляете пользователям бесплатно. Научите их ценить это.

Сделайте рекламные проспекты, рассказывающие о возможностях вашей библиотеки, об услугах, которые вы предоставляете, и о мероприятиях, какие проводите. Вам посчастливилось приобрести новые сидиромы или купить прекрасную энциклопедию – обязательно сообщите об этом читателям. Используйте доску объявлений.

Последнее, но не менее важное: побуждайте к самостоятельной исследовательской работе. Подсказывайте, как можно с наибольшей результативностью использовать имеющиеся в вашей библиотеки ресурсы. Пусть ваша библиотека манит, как накрытый стол, полный сладостей и аппетитных бутербродов.

Время

Где взять на все это время, спросите вы. У вас нет ни одной свободной минуты на усовершенствование работы и внешнего вида библиотеки? Тогда отправляйтесь к директору и попытайтесь растолковать, как важны и выгодны для школы задуманные вами преобразования. Если ваши доводы на него не подействуют, пожертвуйте собственным временем. Ваши труды обязательно окупятся в дальнейшем. Если вам удастся наладить эффективную работу библиотеки, вы в скором времени сможете заручиться поддержкой всей школы. В вас почувствуют интересного, важного партнера, способного решать сложные задачи, умеющего вести информационный поиск, способного оказать неоценимую поддержку как учителю, так и ученику – всем, кто ищет новых знаний. Ваша работа станет более творческой, возрастет ваш престиж.

Перевод со шведского Ольги МЯЭОТС

Спонсор публикации статьи: Московский Инжиниринговый Центр - производство, продажа и монтаж кондиционеров, вентиляционного и теплового оборудования. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете по выгодным ценам приобрести кондиционеры daikin, и продукцию других всемирно известных брендов, а опытные специалисты произведут надежный монтаж климатического оборудования и обеспечат высококачественное обслуживание техники. Подробнее ознакомиться с предложением и осуществить заказ, можно на сайте Московского Инжинирингового Центра, который располагается по адресу http://www.mosng.ru/