Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2001

НАШИ АССОЦИАЦИИ

ВМЕСТЕ МЫ СИЛА

Саратов: секция школьных библиотек РБА

Ольга КОЗЛОВА

Мы уже писали о том, что 6-я ежегодная сессия конференции Российской библиотечной ассоциации под девизом «Единое информационно-культурное пространство библиотек России» прошла в Саратове. Свой первый день рождения на Саратовской земле отметила секция школьных библиотек РБА. Не в наших традициях печатать строки из лаконичных строгих отчетов. И все же краткий и четкий рассказ сопредседателя секции, зав. научно-методическим отделом ГНПБ им К.Д. Ушинского Ольги Викторовны Козловой о некоторых вопросах, обсуждаемых на секции школьных библиотек, считаем необходимым.

Заседание секции проходило в Фундаментальной библиотеке Педагогического института Саратовского университета и гимназии № 1. В работе секции приняли участие 72 человека.
Сопредседатель секции Ольга Викторовна Козлова, зав. научно-методическим отделом ГНПБ им К.Д. Ушинского, вводя понятие «современная школьная библиотека», наметила в выступлении перспективы развития школьных библиотек. Наполнение этого понятия составляющими требует совершенствования нормативно-технологической документации. С отдельными проектами из комплекта новых документов, подготовленных ГНПБ им К.Д. Ушинского, слушатели были ознакомлены.
Сопредседателем секции Ниной Сергеевной Талалаевой, зав. библиотекой Нижегородской городской педагогической гимназии, была многосторонне раскрыта тема «Школьная библиотека–ученик–учитель– семья». Фонд ее библиотеки пополняется ежегодно полутора-двумя тысячами новых поступлений. Львиную долю составляют дары учащихся и родителей. Практикуются мероприятия типа «Рождественский подарок библиотеке» и «Неделя детской книги», когда учащиеся и родители преподносят в дар книги из личных библиотек. Особое внимание было уделено необходимости участия родителей в библиотечном совете школы, их активная работа на благо библиотеки.
Вопросы ведомственной централизации были представлены в докладах Любови Ивановны Кожемяко, директора ГУО «Школьная библиотека» отдела образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, и Галины Михайловны Кобозевой, зав.отделом комплектования ЦБС ст. Каневской Краснодарского края. Отмечалась эффективность централизованной формы существования школьных библиотек, освещены специфические особенности комплектования фондов каждой системы в условиях рыночных отношений. Высказаны пожелания относительно совершенствования нормативно-технологической документации для библиотек общеобразовательных учреждений в современных условиях.
Актуальность работы школьной библиотеки по краеведению отметила в своем выступлении Людмила Ивановна Бондаренко, зав. кабинетом библиотечной работы Ленинградского областного института развития образования.
Библиотека школы является местом сосредоточения документов библиотечного краеведения и подготовки педагогов для внеклассной работы, занимающихся краеведением.
В видовом фильме-экскурсии по библиотеке школы № 45 г. Новоуральска ее заведующая Валентина Васильевна Елтышева сумела показать и рассказать о богатом оснащении, комплектовании и новых формах работы своей библиотеки. Для нее очень важно преобладание активных форм, когда ученик не пассивный слушатель, не объект воспитательного процесса, но непосредственный участник освоения знания, равноправный партнер по общению – ведь таково веление сегодняшнего дня.

В сообщении зав. библиотекой школы-интерната № 1 г. Тобольска Галины Михайловны Коскиной содержалась информация о взаимодействии с местными властями, спонсорами и о поисках информации для успешного комплектования фонда школьной библиотеки. В ближайшем будущем библиотека воспользуется предложенной помощью соответствующего фонда ЮНЕСКО для ее лучшего оснащения.
О жизни летней кочевой школы в родовой общине ненцев-единоличников рассказала зав. библиотекой ненецкой школы-интерната для детей сирот г. Нарьян-Мара Ирина Валентиновна Коткина. Специфические особенности восприятия книги и информации представлены колоритно и неожиданно для современного человека. В задачах по математике, например, фигурируют только песцы и олени, рыба и куропатки. В занятиях по литературе преобладают эпические песни ненцев и ненецкие сказки.
Информацию для размышления как перспективное направление развития ресурсных центров образования в Дании донесла до слушателей Елена Вячеславовна Иванова, специальный корреспондент газеты «Библиотека в школе». Ресурсные центры созданы для поддержки учебного процесса, для поощрения школьных библиотек в превращении их в сервисные педагогические центры. Учебное оборудование напрокат – не только экономия средств библиотеки и школы, но и разумный подход к организации учебного процесса.
В выступлениях саратовских школьных библиотекарей была продемонстрирована их виртуозная работа с детьми, как групповая, так и индивидуальная. Была выражена надежда на улучшение ситуации с комплектованием фондов и социальной защитой библиотекарей.

В ходе подведения итогов работы секции поступило предложение просить Совет Российской библиотечной ассоциации направить письмо заместителю министра образования, курирующему Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек, о проблемах школьных библиотек.
Письмо отправлено из РБА в Министерство образования РФ в сентябре.

Российская библиотечная ассоциация
Russian Library Association

Штаб-квартира: RLA Headquarters:
191069, Санкт-Петербург, 18, Sadovaya st.,
Садовая ул., д.18 St.-Petersburg, 191069, Russia

Tel./ Fax..(812) 110 58 61 E-Mail: rba@nlr.ru   www.rba.ru

Заместителю Министра образования
Российской Федерации
Е.Е. ЧЕПУРНЫХ

Глубокоуважаемая Елена Евгеньевна!

В мае 2001 г. в Саратове состоялась VI Ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации (РБА). Она прошла под тематическим девизом «Единое информационно-культурное пространство библиотек России».
Более 700 специалистов библиотечного, книгоиздательского дела, информационной и книгораспространительской деятельности, руководители органов управления культурой, представители программ ЮНЕСКО, «Института «Открытое общество» собрались в Саратове, чтобы обсудить широкий круг актуальных проблем библиотечного дела, перспективы сотрудничества и обменяться опытом работы.
В рамках конференции состоялись пленарные заседания и заседания 28 секций, семинаров и круглых столов РБА. В их числе работала и Секция школьных библиотек РБА, созданная в структуре Ассоциации в прошлом году, но уже объединившая школьных библиотекарей из различных регионов страны.
В выступлениях школьных библиотекарей и методистов по учебным фондам отмечались положительные стороны ведомственной централизации, усиление роли школьных библиотек в учебно-воспитательном процессе, наличие активных форм в библиотечной работе. Вместе с тем высказана глубокая озабоченность существенным сокращением учебных фондов, их несоответствием инновационным процессам в образовании, явно недостаточным комплектованием библиотек детской периодикой, отсутствием системы специальной подготовки кадров для школьных библиотек и новых нормативно-технологических документов, социальной незащищенностью школьных библиотекарей.
Отмечалось, что слабая компьютеризация школьных библиотек не позволяет обеспечить библиотечно-информационное обслуживание учебно-воспитательного процесса на современном уровне и является одной из основных причин заметного отставания школьных библиотек от общего уровня развития библиотечного дела.
Участники заседания единодушно высказали пожелание о том, чтобы в Управлении книгоиздания, библиотек и медиатек Министерства образования РФ была введена должность специалиста, курирующего школьные библиотеки.
Российская библиотечная ассоциация поддерживает стремление библиотек общеобразовательных учреждений соответствовать современному уровню развития библиотечного дела и надеется на внимание к их проблемам со стороны Министерства образования. Мы готовы представить конкретные предложения по улучшению ситуации в работе школьных библиотек.
С пожеланиями плодотворного сотрудничества

Президент Российской библиотечной ассоциации,
генеральный директор Российской национальной библиотеки

В.Н. ЗАЙЦЕВ

Мы уже знаем, что многие директора школ поддерживают рождение секции и помогают не только школьным библиотекам, но и секции школьных библиотек РБА. Хочется надеяться, что письмо найдет понимание у сотрудников министерства и будут приняты соответствующие меры для улучшения ситуации в школьных библиотеках.

P.S. Мы еще не раз вернемся и к работе секции школьных библиотек, и к рассказу о большом библиотечном сообществе – Российской библиотечной ассоциации.
А сейчас вспомним лишь об одном споре на секции: компьютеризация или «душевные» формы работы – что важнее?!
А разговор-то должен идти не о противопоставлении, а о единстве вовсе даже не противоположностей, а дополнений. Тема с продолжением. Присоединяйтесь!
Впереди и размышления, и планы, и встречи... И одна из них в Ярославле, именно этот город будет библиотечной столицей России в 2002 году. А самое главное – мы уже поняли: вместе всегда легче!

Саратов. ОУНБ
Саратов. ОУНБ