Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2001

ПАРАГРАФЫ, СТРАНИЦЫ

ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ ОБ УЧЕБНИКАХ

Ольга МАКАРОВА.Со второй половины этого года в рамках журнала «Школьное обозрение» начал выходить Бюллетень учебного книгоиздания. До сих пор основным направлением работы журнала было освещение различных аспектов современной образовательной политики, однако в последнем номере «Школьного обозрения» почти половина его объема отдана первому выпуску Бюллетеня.
Что же это за новшество и чем оно отличается от других похожих изданий? Особенностью раздела «Бюллетень учебного книгоиздания» является то, что в нем впервые дана полная информация об учебных изданиях, прошедших через сито Федерального экспертного совета Министерства образования РФ.
Более подробно о том, что представляет собой новый журнальный проект, рассказывает главный редактор «Школьного обозрения» Ольга МАКАРОВА.

 

 

 

– Журнал выходит уже третий год. Почему в таком случае идея выпуска Бюллетеня появилась именно сейчас?

– Первая волна интереса к вопросам учебного книгоиздания возникла еще в начале 90-х, когда с кардинальной перестройкой всей социально-экономической системы страны возникла проблема обеспечения школ учебниками. Проблема большей частью носила характер организационно-финансовый, и хотя к настоящему времени она не решена окончательно, но острота ее во многом уже спала. Однако на повестке дня возникла новая проблема – проблема качества новой учебной литературы.
Сейчас уже сделан ряд шагов по пути к ее решению. Один из них – реорганизация Федерального экспертного совета. Она осуществляется в рамках инновационного проекта развития образования, проходящего уже третий год под эгидой Национального фонда подготовки кадров. А поскольку наш журнал активно сотрудничает с фондом в деле освещения программ этого проекта, то в какой-то момент возникла идея создать совместное с Федеральным экспертным советом издание, где бы можно было получать, так сказать, из первых рук информацию о проводимой экспертизе учебных изданий. Причем изданий не только печатных, но и аудио- и видеопродукции, а также мультимедийных образовательных дисков.

– Чем Бюллетень будет отличаться от приложения-вкладки «Учебники», что уже давно выходит в «Первом сентября»?

– В «Учебниках» также проводится своего рода экспертиза учебной литературы, только экспертиза неформальная. Проводят ее не журналисты, а специалисты в конкретной области, многие из которых помимо научных степеней имеют опыт работы в школе. Оценки, даваемые такими экспертами, не имеют какой-либо формальной силы. Тем не менее они не только интересны, но и просто необходимы учителям для того, чтобы сориентироваться в море зачастую некачественных изданий.
В Бюллетене же мы будем публиковать результаты экспертизы официальной. То есть печатать полный список изданий, рекомендованных Федеральным экспертным советом к грифованию. Так, в первом номере Бюллетеня уже был опубликован подобный список, насчитывающий около 120 позиций, которые были отобраны ФЭСом за апрель–май. Разумеется, дать развернутые характеристики каждого издания невозможно из-за ограниченности журнального места. Тем не менее мы решили публиковать комментарии по всем позициям, что поможет учителям и методистам сориентироваться. В первую очередь эта информация касается того, в какую учебную линию вписывается то или иное издание.
Кроме того, в каждом номере мы будем давать развернутый материал о положении дел с учебными изданиями какой-либо конкретной предметной области.
Постоянной в Бюллетене станет рубрика «Мультимедиа». В первом номере мы уже опубликовали перечень электронных изданий, которые будут поставлены в сельские школы в этом году, и комментарий директора Республиканского центра мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Валентина Королева.

– Какие еще рубрики будут представлены в Бюллетене?

– Будет рубрика, в которой мы планируем печатать нормативные документы, либо выпускаемые Федеральным экспертным советом, либо так или иначе связанные с его работой, а также документы, касающиеся тех или иных аспектов учебного книгоиздания в целом. Сейчас, к примеру, мы внимательно отслеживаем ситуацию, сложившуюся с принятием в Думе закона об обеспечении школ учебниками, о чем можно узнать уже в первом выпуске Бюллетеня. В нем же дана подробная статья о готовящейся оптимизации Федерального перечня под рубрикой «Федеральный перечень», которая, очевидно, станет постоянной.
В рубрике «Новинки» будет печататься список новых учебных изданий, которые вышли в свет или готовятся к выпуску, причем со следующего номера в этот список будут включаться не только книги, но и мультимедийные продукты. Из рубрики «Рейтинг» можно будет узнать, какие издания наиболее востребованы в специальных магазинах или отделах учебной книги. А в рубрике «Методика» мы попытаемся дать обзор новой методической литературы.
Под рубрикой «Эксперимент» будут помещаться материалы о том, как проводимые сегодня в образовании различного рода новшества обеспечиваются соответствующей учебной литературой. Здесь мы постараемся давать как информацию из издательств, выпускающих эту литературу, так и информацию из самих школ, участвующих в эксперименте.
Рубрики «От автора», «Читальный зал» говорят сами за себя. В рубрике «Зарубежный опыт» можно будет прочитать материалы о системах учебного книгоиздания в разных странах, в том числе и стран ближнего зарубежья, чей опыт нам интересен не меньше, чем опыт западных стран. А в рубрике «Регионы» можно узнать об опыте обеспечения школ учебниками различных российских регионов. Так, из первого выпуска «Бюллетеня» можно узнать об опыте Чувашии.
Все названные рубрики можно будет найти в «Бюллетене» уже в этом году. А со следующего года мы планируем постоянно публиковать обзоры по таким направлениям, как управление школой, педагогика, психология, коррекционная педагогика.

– Уже сейчас Бюллетень имеет довольно большой объем, и, как видно, в дальнейшем он будет только увеличиваться. Каким образом подобный рост нового раздела журнала повлияет на его структуру?

– Структура журнала действительно будет меняться, но не из-за того, что сменились приоритеты редакции, а из-за требований времени. Дело в том, что те масштабные изменения, которые происходят сейчас в образовании, зачастую остаются непонятыми в обществе, и в первую очередь в самом педагогическом сообществе. Отсюда возникают неоправданные опасения или, напротив, завышенные ожидания. Пресса, в том числе и отраслевая, вроде бы пишет обо всем этом. Однако подобные публикации зачастую содержат минимум информации и максимум эмоций, которые, в зависимости от направленности газеты, носят одобрительный или критический характер. В этом нет ничего удивительного: сама специфика газеты не позволяет разжевывать одну тему бесконечно, да и журналисты имеют право на собственную позицию.
Мы же в редакции решили на время отойти от нашей традиционной структуры журнала, с тем чтобы заняться таким «разжевыванием», делая спецвыпуски, посвященные тому или иному аспекту осуществляющихся сейчас новаций. Так, второй номер за этот год у нас был целиком отдан эксперименту по введению Единого государственного экзамена, в котором мы как раз постарались «разжевать» все нюансы этого эксперимента.
А поскольку своей главной целью мы ставили дать как можно больше достоверной и конкретной информации о предстоящем нововведении, а не агитацию «за» или «против» ЕГЭ, то работали в тесном контакте с Министерством образования.
Сейчас мы готовим новые спецвыпуски уже по другим «горячим» темам. И думаем, что в таком режиме проработаем весь следующий год. Причем при их подготовке мы планируем сотрудничать не только с Министерством образования, но и с региональными управлениями образования, комитетом по образованию Государственной думы, а также с Национальным фондом подготовки кадров, который сейчас приступает к реализации нового проекта. Конкретные программы проекта НФПК, в свою очередь, отлично вписываются в принятую Госсоветом программу модернизации отечественного образования. Но опять же повторю: наша цель – не агитировать за или против проводимых преобразований, а дать максимально полную и конкретную информацию о них.

– Как можно подписаться на ваш журнал и есть ли он в продаже?

– В розничную продажу он почти не поступает, а подписаться можно. Через каталог «Газеты и журналы» агентства «Роспечать», где наш подписной индекс 48891, а также через Объединенный каталог «Пресса России», где наш индекс – 84670.

Беседовала Ольга ГРОМОВА

Публикация размещается при поддержке: компания “Альпари” предоставляет полный спектр услуг для онлайн-торговли на рынке Форекс. Посетив официальный сайт компании “Альпари”, который располагается здесь, Вы сможете зарегистрировать свой личный кабинет, и получить доступ ко всем необходимым сервисам и инструментам, для эффективной торговли на рынке Форекс. А так же к Вашим услугам обучающие материалы, спецкурсы и семинары, которые позволят улучшить свой профессиональный уровень, как начинающим так и опытным трейдерам.