Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2002


ПАРАГРАФЫ, СТРАНИЦЫ

РУКОПИСЬ ВАМ НА ЭКСПЕРТИЗУ

Просим вас и ваших учеников стать соавторами и экспертами будущего учебника

Много удивительного ждет вас, дорогие коллеги, в серии публикаций, которую мы начинаем сегодня. То, что мы будем печатать, формально называется учебником, вернее, его частью. Но прежде чем вы его откроете, забудьте все, что вы знаете о привычных нам учебниках.

ЧТО БУДЕМ ЧИТАТЬ?

Рисунок Владимира Романова

Просто читать придется только две вводные статьи. Кроме них, мы предлагаем вам одну главу (а в летних номерах и вторую) рукописи нового необычного учебника. И просим вас и ваших учеников стать его испытателями и экспертами. Если вы возьмете на себя этот труд – испытать учебник в работе, то и мы, и автор надеемся, что вы будете подробно отвечать на предложенные дальше вопросы и писать все свои замечания. Ваши отзывы и ваша практика помогут в доработке учебника и доведении его до издания. И, кто знает, может быть, мы с вами создадим свой учебник по информационной грамотности?
Предлагаемый учебник по идее предназначается для преподавания предмета «технологии», который раньше назывался «трудовое обучение». И мы вовсе не сошли с ума, предлагая именно нашим читателям некоторые его части. Просто автор учебника Павел Семенович Лернер, старший научный сотрудник Центра социально-профессионального самоопределения молодежи РАО, много лет занимаясь проблемой современных учебников, в какой-то момент понял, что ни в одном школьном курсе наших ребят не учат ни умению добывать разную информацию, ни общению, ни работе с книгой. И тогда
в его учебнике «Труд человека» появились два небольших раздела «Информация вокруг нас» и «Человек и книга». Как видите, это именно то, чего так не хватает библиотекарю.
Мы много уже говорим и пишем об информационной грамотности, но зачастую в нашем сознании это понятие сливается с понятием «библиотечно-библиографические знания», «компьютерная грамотность», а ведь это не одно и то же. Как известно, информационная грамотность есть умение добывать, оценивать, обрабатывать и осмысливать любую информацию. Именно такой работой автор и предлагает заняться вашим ученикам.
Вас немало удивят даже первые страницы учебника, и дальше, обещаю вам, легче не станет. Пожалуйста, не откладывайте его сразу, даже если вам покажется, что у нас, рекомендующих его для работы, что-то случилось с головой.
Нам кажется, что у вас может получиться очень интересный небольшой курс для одного класса или кружка. Внимательно прочитайте статью Павла Лернера «Учебник, создающий знания» и обращение к ученикам, а также последнюю часть этой заметки и первые страницы учебника.

КАК ЖЕ С НИМ РАБОТАТЬ?

Таков первый вопрос, возникающий у каждого, кто заглянул в учебник. Там действительно ничего об этом не написано.
На самом деле ничего страшного. Просто предполагается, что дети работают по нему сами, сами приходят к каким-то выводам (и не обязательно к одинаковым!) и сами же проверяют их. И именно эта самостоятельная работа – самое трудное, но и самое интересное.
Вам придется быть готовыми отвечать на неожиданные вопросы, возникающие у детей по ходу работы, а еще лучше – искать ответы вместе с ними. Вам придется читать заранее каждый урок и тщательно готовить различные «рояли в кустах». Например, если в учебнике написано «прочитайте учебный (художественный) текст», то не ищите рядом текста – его там нет и не будет. Вы (педагог) подбираете нужные материалы, и это замечательно. Вам, как профессионалу, несложно будет по поставленным вопросам подобрать такой текст (а лучше – несколько разных), чтобы дети и задание выполнить смогли, и заодно узнали что-то интересное и новое. Мало ли какие дополнительные цели вы можете иметь в виду, готовя им те или иные материалы.
Вас ждут неожиданности и другого типа. Например, что делать, если вы живете в далеком поселке и метро нет даже в ближайших городах, а вопрос о поездах метро? Есть два пути. Первый: вычеркнуть вопрос или заменить другим. И написать автору сердитое письмо: мол, о чем вы думаете, задавая такие вопросы? Второй: поискать среди учеников тех, кто бывал когда-нибудь в метро или видел его по телевизору. Потратить время на поиски книг или рассказы очевидцев и представить себе вместе с детьми, как выглядит, как устроено и работает метро. А уж потом отвечать на вопросы.
Следующая трудность. Вам придется отвыкать от долгих пересказов какой-либо темы в классе. Возьмем тот же пример – метро. Даже если, кроме вас, никто никогда его не видел, ограничьтесь минимумом объяснений и, задавая детям вопросы, вызовите их на «проектирование» того, как выглядит и работает метро.
Это очень трудно – отказаться от привычной нам трансляции знаний. Но вы быстро увидите, как же это интересно!
Может сложиться так, что вы в силу ваших условий или особенностей учеников все же будете заменять вопросы. Конечно, это возможно. Только желательно соблюсти два условия. Первое. Вопрос должен быть таким же по конструкции – то есть не на знание фактов, а на исследование. Второе. Если уж вы возьметесь быть экс-пертами учебника, то, пожалуйста, пишите нам: что меняли, как меняли и почему, какие вопросы и задания придумали.
А еще – какие тексты подобрали к тому или иному занятию и какие проблемы встретились.

Ольга ГРОМОВА

Конечно, вести подробные записи по ходу занятий – большая работа. Мы это понимаем, но очень надеемся на вашу помощь.
Во-первых, это поможет автору доработать хороший учебник.
Во-вторых, из ваших писем, советов, дополнений на основе этих двух глав может вырасти новый интерактивный учебник по информационной грамотности. И тогда мы его издадим.
В-третьих, самые активные группы экспертов получат премии. И совсем не обязательно спешить или искать часы в сетке расписания. Преподавание по новому учебнику можно начинать в кружке, сейчас или с сентября.
Мы с вами ввязываемся в трудное дело. Но без вас в наших школах не скоро появятся действительно современные учебники.

Публикация произведена при поддержке интернет проекта www.TVGrimm.com. Посетив сайт проекта www.TVGrimm.com, Вы сможете бесплатно смотреть онлайн сериал Гримм или скачать его на свой компьютер. К Вашему вниманию все серии этого нового сериала, полностью переведенные на русский язык, а так же такие дополнительные материалы, как фотографии актеров, обои для рабочего стола, и информация о предстоящих релизах.