Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №16/2002


БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ

Публикация произведена при поддержке агентства интернет-рекламы «Peon AG». В широкий спектр предложений агентства «Peon AG» входят такие услуги, как создание контекстной и баннерной рекламы, рекламы в социальных сетях, медиапланирование, создание, раскрутка, аудит и продвижение сайта. Постоянный контроль за алгоритмами ведущих поисковых систем интернета, прозрачная аналитика, максимальное внимание к интересам заказчика, профессионализм и опыт сотрудников компании, позволят в краткие сроки получать высокий доход, при минимальных затратах на рекламу. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и оставить заявку On-Line можно на сайте агентства интернет-рекламы «Peon AG», по адресу www.peon.ru

Работы Марины Вдовиной замечательны не только тем, что игры разработаны на местном материале, а конференции не распределяют никому ни «ролей», ни текстов, предполагая тем самым искренний и интересный своей неожиданностью разговор. Все разработки очень точны методически, применимы практически везде и интересны для ребят. Даже если вы живете вовсе не в Карелии, не спешите отложить эти игры. Наполнить их своим краеведческим материалом совсем не сложно. А еще интереснее будет, если одни ребята, постарше, изучая краеведение, будут готовить материалы и задания для этих игр, а другие – играть.

Марина ВДОВИНА

Часы чтения и игр

Опыт работы библиотеки Пяозерского детского дома

«Чемоданное настроение» – игра-путешествие по Карелии

Предварительная подготовка

1. Создать 2 команды, выбрать капитанов, дать название командам, подготовить эмблемы.
2. Выучить наизусть стихи карельских поэтов.
3. Каждая команда готовит по одному вопросу «эксперту». Приглашена преподаватель карельского языка.

Оборудование

1. Кубик, игровое поле (цифры от 1 до 25, вместо цифры 13 – «приз»).
2. Два свистка.
3. Книжная выставка.

Ведущий. Сейчас мы познакомимся с командами.
(Команды выходят, приветствуют друг друга и зрителей, передают эксперту свои эмблемы.)

Ведущий. Первый конкурс – «Петроглифы Карелии».

В одном из залов знаменитого на весь мир музея Эрмитаж, что в Санкт-Петербурге, невозможно пройти мимо необычного экспоната. Это кусок гранита, на котором вырезаны рисунки. Понадобилось немало труда, чтобы этот кусок скалы привести в Эрмитаж из Карелии. А выбитые на ней рисунки называются «петроглифы», что переводится как «резьба по камню». Они принадлежат древнему художнику, жившему на берегу Белого моря, недалеко от современного города Беломорска. Открыл эти рисунки в 1926 году будущий ученый и писатель, а тогда еще студент Александр Михайлович Линевский. Древний художник вырезал камнем на камне изображения зверей, птиц, рыб, ведь самой важной профессией в древней Карелии были профессии рыбака и охотника.

И вот первое задание командам:

Подумайте, какая профессия станет главной в наступившем XXI веке, и отобразите ее с помощью предмета, символизирующего эту профессию.

Зрители во время выполнения командами этого конкурса также определяют, какая профессия станет главной в новом веке (пишут ее название или рисуют символ).

Примечание: 1 балл команда получает за то, что зал угадывает зашифрованную с помощью предмета профессию и 1 балл – если мнение команды совпадает с мнением зала.

Команда-победительница бросает кубик и передвигается по игровому полю.

Ведущий. Второй конкурс – конкурс капитанов «Незадачливый экскурсовод». Одно из самых знаменитых мест Карелии – остров Кижи, на котором расположен музей под открытым небом – музей деревянного зодчества. Сейчас мы совершим заочное путешествие на этот остров. Но экскурсовод будет делать множество ошибок в своем рассказе о музее.
Кто из капитанов заметит и исправит большее количество ошибок, тот и победил в этом конкурсе.

Капитан – победитель конкурса бросает кубик и передвигает по игровому полю фишку своей команды.

Ведущий. Остров Кижи расположен на Ладожском озере. В переводе с карельского «кижат» – остров песен. Назван он так потому, что еще в давние времена служил местом проведения народных праздников. А когда в годы Северной войны русская армия одержала первые важные победы над шведами, было решено отметить их сооружением в Кижах церкви. Приехали на остров умельцы. Из-под их рук в 1914 году вышла знаменитая Преображенская церковь. По преданию, ее построил сам Петр I, а потом забросил топор в Онежское озеро со словами: «Не было, нет и не будет такой». Церковь знаменита своими главками. Их в Преображенской церкви – 50. Главки покрыты деревянными дощечками, которые называются черепица. Рядом с Преображенской чуть позже выстроена Петровская церковь. Она имеет 20 главок. Между церквями – колокольня. Так возник знаменитый кижский ансамбль церквей. Когда решили на острове открыть музей, то сюда привезли другие памятники деревянного зодчества. Всего их в Кижах 22: 12 – церкви, остальные – жилые дома и бытовые постройки.
Суров северный климат. Поэтому крестьяне в Карелии придумали строить под одной крышей и жилые, и хозяйственные постройки. Хозяйственные постройки пристраивались сбоку к жилому дому или ставились позади. Известны такие формы планировки жилых комплексов на Севере, как брус, голова и мешок. Жилые постройки в Карелии известны не только своей необычной планировкой, но и своей красотой. Дома искусно украшались росписью по дереву. Деревянной резьбой украшались балконы, наличники, причелины, скатерти – резные дощечки, которые спускаются с угла крыши. Музей деревянного зодчества на острове Кижи был открыт в 1965 году.

Примечание: ошибочные данные выделены курсивом. Правильные сведения: Онежское озеро, остров игрищ,
1714 год, Нестор, 22 главки, лемех, Покровская церковь, 10 главок, глаголь и кошель, резьба по дереву, полотенца.

Ведущий. Третий конкурс – «Вышитое полотенце».

Крестьяне, жившие в Карелии, старались, чтобы их окружали не только удобные, но и красивые вещи. Поэтому и дома, и всё, что находилось в доме, они украшали резьбой, росписью, вышивкой. Вышивка была в Карелии очень распространенным ремеслом. В день свадьбы вышитые руками невесты полотенца, рубахи, передники вывешивались для всеобщего обозрения.
У карельской вышивки были свои правила, свои традиции. Вышивальщицы использовали нитки определенных цветов, вышивали традиционные узоры.
Участники нашей игры должны «вышить» традиционное полотенце.

Вспомогательные материалы: лист ватмана, имитирующий полотенце, фломастеры. Зрители во время выполнения задания играют в карельскую игру. См. книгу: Мальми В.В. Народные игры Карелии. Команда-победительница бросает кубик и передвигается по игровому полю.

Ведущий. Четвертый конкурс – «Топонимический».

На территории Карелии есть заповедник, который не нанесен ни на одну карту. Этот заповедник топонимический. В Карелии много географических названий, сохранившихся без изменения с глубокой древности. Они помогают изучать культуру и историю нашей республики. В состав многих карельских топонимов входят схожие корни.
Сейчас команды сыграют в «топонимическое лото». Каждая команда получит по 4 карточки с финскими и карельскими корнями, которые являются составной частью карельских топонимов. Я буду вынимать карточки с переводом этих частей на русский язык. Победит команда, которая раньше других закроет свои карточки и назовет пример топонима с данным корнем.

Карточки для первой команды:

сельга

саари

ярви

лампи

Карточки для второй команды:

салми

суо

лахти

ваара

Карточки, которые выдает ведущий:

холм, гряда

остров

озеро

маленькое озеро

пролив

болото

залив

гора

Команда-победительница бросает кубик и передвигается по игровому полю.

Ведущий. Пятый конкурс – «Традиционный женский карельский костюм».

Для крестьянского быта очень важны были традиции, правила, заложенные предками. Традиционной была и одежда карельских девушек и женщин.

Выбрав из предложенного набора вещей нужные, оденьте одного из зрителей в костюм:
первая команда – в костюм незамужней девушки;
вторая – в костюм замужней женщины.
Зрители разгадывают кроссворд.
Команда-победительница бросает кубик и передвигается по игровому полю.

Ведущий. Шестой конкурс – «Бумс – вопросы».

Перед вами 6 воздушных шариков. В пяти – вопросы, в шестом – «приз». Команды по очереди дротиками стреляют в один из шариков и отвечают на выпавший вопрос. Карточка «приз» тоже приносит балл команде (плюс приз).

«Бумс – вопросы»:

1. Кто такой реставратор?
2. Кто такой зодчий?
3. Кто считается основателем Валаамского монастыря?
4. Кто такой А.М.Горностаев? Чем он знаменит?
5. Назовите несколько особенностей северных икон.

Команда-победительница бросает кубик и передвигает его по игровому полю.

Ведущий. Седьмой конкурс – «Конкурс знатоков современной живописи Карелии».

На нашей выставке – репродукции картин карельских художников. Но кто-то перепутал подписи под картинами.
Прикрепите табличку с фамилией художника под соответствующей картиной и определите их жанр.
Команда-победительница бросает кубик и передвигается по игровому полю.

Ведущий. Восьмой конкурс – «Вопрос эксперту».

Команда-победительница бросает кубик и передвигается по игровому полю.

Ведущий. Девятый конкурс – «Вопрос эксперта».

Побеждает команда, первой пересекающая финишную линию.

Использованная литература:

1. Калинин Е.С. Художники Карелии. – Петрозаводск: Петропресс, 2000. – 160 с.
2. Керт Г., Мамонтова Н. Загадки карельской топонимики. – Петрозаводск: Карелия, 1982. – 111 с.
3. Косменко А.П. Карельское народное искусство. – Петрозаводск: Карелия, 1977. – 31 с., ил.
4. Мальми В.В. Народные игры Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 19087. – 135 с.
5. Ополовников А.В. Кижи. – М.: Стройиздат, 1976. – 158 с.
6. Орфинский В. Логика красоты. – Петрозаводск: Карелия, 1982, 120 с.
7. Рывкин В.В. Валаам. – Петрозаводск: Карелия, 1981. – 80 с., ил.
8. Савватеев Ю.А. Наскальные рисунки Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1983. – 216 с.
9. Ямщиков С.В. Древняя живопись Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1986. – 151 с.

Моя золотая полка

Читательская конференция

Цель: заполнив «золотую полку», познакомиться с читательскими пристрастиями детей и взрослых читателей библиотеки, вести обучение выразительному чтению наизусть, сделать вывод о важности, значимости книги и чтения в жизни каждого человека.
Эпиграф на стенде:
«Золотая полка – это та, на которую ставят любимые книги» (Юрий Олеша).

Предварительная подготовка: ответы читателей на вопросы анкеты о том, какая книга была у них любимой в раннем детстве и какая является любимой сейчас, подготовка к рассказу о любимой книге или создание иллюстраций к ней, изготовление пригласительных билетов, подбор книг, названных в анкете.

I. Вступительное слово

Ведущий (библиотекарь). Сегодня у нас читательская конференция. Конференция предполагает, что на нее собираются люди для обсуждения какого-либо вопроса. Вопрос, который мы сегодня будем обсуждать, – роль книги в жизни человека.
Мы сможем убедиться, какую важную роль играет книга в развитии человека; поразмышлять, хорошие ли мы читатели; рассказать о своих любимых книгах, попытаться увлечь ими других.
У нас на конференции не только дети, но и взрослые читатели нашей библиотеки. Они также примут участие в нашем разговоре, расскажут о своих читательских пристрастиях, поразмышляют о роли чтения в их жизни и в жизни человека вообще.
Чтение – не просто занятие, которым можно заполнить свое свободное время, развлечься. Под влиянием умных, талантливых книг мы меняемся; чтение делает нас умнее, добрее, опытнее. Чтение развивает наш ум и сердце. Вот почему книги всегда рядом с нами, нужны нам, сопровождают нас с самого раннего детства до старости.

II. Книги нашего детства

Рассказ о любимых книгах. Выразительное чтение стихов о книге, чтении.

1. Стихотворение В.Инбер «Шелест книжных страниц» читает участник.

2. Ведущий. Когда мы готовились к этой конференции, то вспоминали, какие книги нам особенно запомнились из раннего детства. Вот эти книги. Они положили начало нашей «золотой полке». Юрий Олеша писал: «Золотая полка – та, на которую ставят любимые книги». Посмотрите на любимые книги нашего детства. На полке книги, которые вы назвали, отвечая на вопросы анкеты: «Калевала», А.Барто «Игрушки», Дж.Лондон «Сказание о Кише», Д.Хармс «Стихи», К.Чуковский «Доктор Айболит», С.Маршак «Старинные английские песенки», сказка «Колобок». Среди них – книга М.Твена «Приключения Тома Сойера». Героям Твена посвящено стихотворение М.Цветаевой.

3. Стихотворение М.Цветаевой «Книги в красном переплете» читает участник.

4. Какие книги, пришедшие из детства, добавили бы на эту полку наши взрослые читатели?

Слово педагогам. У нас воспитатели поставили на «золотую полку» «Евгения Онегина», сказки К.И.Чуковского, «Овод» и другие книги.

III. Наши любимые книги сегодня

1. Слово ведущего. Американский и общеевропейский литературные каноны.
В детские годы мы читаем книги, прежде всего, душой, сердцем. Чем старше мы становимся, тем больше дает книга нашему уму. Нельзя стать образованным человеком без знания мировой литературы. Профессор Йельского и Нью-Йоркского университетов Гарольд Блюм в научной работе «Западный канон» (на стенде запись: «Канон – основное правило, обязательная норма») приводит список из 3000 произведений 850 авторов, заслуживающих внимания каждого образованного человека. Это программа на всю жизнь. Ее осилит не каждый. Но 26 писателей, по мнению профессора, должен знать каждый американец. Среди них – Шекспир, Толстой, Мольер, Данте, Сервантес и другие. А если и это трудно осилить, то minimum minimorum – это Шекспир и Библия. Недавно в Дании на международном симпозиуме по культурной политике составлен общеевропейский канон. Он состоит из произведений десяти писателей, на основе которых должна формироваться личность европейца. Это Шекспир, Достоевский, Гёте, Ибсен, Данте, Кафка, Сервантес, Томас Манн, Джойс, Гомер а также национальные писатели каждой страны в отдельности.

2. Стихотворение Давида Кугультинова «В моем шкафу теснится к тому том…» читает участник.

3. Ведущий. Начнем рассказ о книгах, которые мы можем назвать любимыми сегодня. Давид Кугультинов писал: «Пушкин – главная книга моей жизни». Среди наших читателей тоже есть такие, кто любит произведения А.С.Пушкина. Например, Оля назвала «Капитанскую дочку» своей любимой книгой. Почему?

4. Оля аргументирует свой выбор.

5. О своих любимых книгах рассказывают ребята.

6. Стихотворение Николая Гумилева «В библиотеке» читает участник.

7. Слово взрослым читателям. Продолжение рассказа о любимых книгах.

Примечание: каждая названная книга становится на «золотую полку».

IV. Игра «Собери героев одной книги»

Каждому участнику конференции раздаются карточки с именами литературных героев. Нужно вспомнить, из какой они книги, и собрать их вместе. Побеждают участники игры, первыми собравшие всех героев вместе и правильно назвавшие произведение.

Библия:

Адам

Ева

Каин

Авель

Ной

Моисей

Иуда

Давид

Соломон

Петр

«Метель» А.С.Пушкина:

Марья Гавриловна

Владимир

Терёшка

Землемер Шмит

Бурмин

«Приключения Тома Сойера» Марка Твена:

Том Сойер

Гекк Финн

Джо

Бекки

Тетя Полли

V. Подведение итогов

1. Ведущий. Думаю, разговор был полезным. Мы узнали, какие мы все разные, какие у нас разные читательские вкусы и интересы. А значит, каждый из нас – личность. И чтобы эта личность развивалась, развивались наши душа, ум и сердце, мы должны быть внимательными, вдумчивыми, трудолюбивыми читателями. Закончить наш разговор я бы хотела словами двух русских читателей – К.Г.Паустовского и А.Т.Твардовского.

2. Отрывок из стихотворения А.Т.Твардовского «Нет, жизнь меня не обделила…» читает участник:

3. Ведущий. «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги» (Константин Паустовский).

Примечание: в ходе конференции выступили не только читатели-дети, каждый из которых рассказал о своей любимой книге, почему она запомнилась, но и все присутствовавшие на конференции взрослые читатели. Они рассказали о любимых книгах, читали наизусть стихи. Мне кажется это особенно важным: дети убедились, какое значительное место в жизни людей не на словах, а на деле занимает книга, как много она может дать человеку. Именно с этой целью и были приглашены на конференцию педагоги.

Использованная литература:

1. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. – М.: Просвещение, 1999.
2. Онуфриенко Г. Мы выбираем, нам выбирают. // Знамя. – 1998. – № 5.

 

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Читательская конференция по повести-притче Ричарда Баха

Цель: познакомить читателей с американским писателем Р.Бахом, обсудить проблемы, поднятые писателем.

Эпиграф к конференции: «Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим» (Ричард Бах).

I. Коротко об авторе

Американский писатель Ричард Бах родился в 1936 году. По профессии он летчик. С 1956 по
1962 год служил в американской авиации, затем занялся журналистикой. Опубликовал несколько книг о летчиках и самолетах. Является прапраправнуком великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

Повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» опубликована в 1970 году. Она сделала Баха известным не только в Америке, но и во всем мире. Бах вновь вернулся к полетам, занялся парашютным спортом, снял фильм по одной из своих повестей и написал новые книги. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» до сих пор популярна во всем мире, книга регулярно переиздается, по ней ставятся спектакли.

II. Знакомство с содержанием повести

Выразительное чтение отрывков библиотекарем и заранее подготовленными читателями, краткий пересказ повести.

III. Обсуждение повести

– Кто главные герои повести?
– В чем видит смысл жизни Стая? (в еде)
– В чем видел смысл жизни Джонатан Ливингстон вначале и как изменилось его представление о смысле жизни после того, как он познакомился с Салливаном и Чиангом? (полет, скорость ® см. эпиграф ® любовь и доброта)
– Почему своей повести-притче Ричард Бах предпослал такое посвящение: «Невыдуманному Джонатану Чайке, который живет в каждом из нас»?
– А в чем видите смысл жизни вы?
– Кого из людей (в том числе известных, реальных) можно сравнить с Чайкой?

Примечание: можно прочитать и обсудить статью А.Цирульникова «Планида Калошина» («Первое сентября», 2001, № 23, с. 6). Это рассказ о летчике, который всю жизнь собирал книги. Выйдя на пенсию, он построил дом и зарегистрировал в нем народную библиотеку. Собрал 25000 томов, завез учебники для школьников.
Можно ли сравнить летчика Калошина с Чайкой и почему? Оправдано ли то, что автор статьи в качестве эпиграфов к статье использует цитаты из повести Ричарда Баха?

IV. Притча как литературный жанр

На стенде: «Притча – близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме».

Одна из первых притч написана Эзопом. Ее содержание таково. Отец завещал сыновьям жить дружно. В качестве примера взял пучок прутьев. Каждый прутик в отдельности легко разломил, а весь пучок целиком разломить не смог.
– Так чему же в иносказательной форме учит нас повесть-притча Р.Баха?
– Для притчи характерен особый язык – образный, афористичный. Найдите в повести Р.Баха выражения, которые можно назвать афоризмами.

Использованная литература:

1. Р.Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон // Детская роман-газета. – 2000. – № 1.
2. А.Цирульников. Планида Калошина // Первое сентября. – 2001. – № 23. – С. 6; Библиотека в школе. – 2001. – № 10. – С. 3.