Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2002


ДИРЕКТОРСКАЯ ПАПКА

Школа обретает лицо и...
сама становится личностью

Опыт летней педагогической фантазии, 1997 год

Продолжая юбилейное путешествие по страницам «ПС», предлагаем вам материал, который,
как нам кажется, нисколько не потерял своей актуальности и сейчас. Покажите мне школьную библиотеку, и я скажу,
что представляет собой
эта школа.

Для кого-то экзамены – это событие, а для учителя... тоже событие, но будничное. И вот экзамены закончились и можно оторваться от будней, воспарить, помечтать. Александр Лобок размечтался о новом педагогическом журнале, а на самом деле, конечно же, о школе завтрашнего дня.

Таня Михайлова, чудесная женщина и директор Московского культурологического лицея, имела неосторожность заманить меня на кухню своей московской квартиры, дабы рассказать о планах издания нового педагогического журнала – журнала для лицеев, гимназий и прочих продвинутых школ.

– Саша, вот если бы ты был читателем такого рода журнала, каким бы ты хотел его видеть? Подкинь пару идей насчет рубрик!

– Э, – говорю, – вот если бы не читателем, а писателем, а еще лучше – главным редактором, тогда бы, конечно, я попробовал. Мне ведь пару рубрик неинтересно, мне бы концептуально, от «А» до «Я» журнал сделать!

– Нет, – говорит Таня, – место главного уже занято. И концепций у нас своих пруд пруди. Так что давай насчет пары рубрик.

А я понял, что только о том и мечтал втайне – о педагогическом журнале.

Итак, путешествие по многочисленным разделам и рубрикам.

Раздел 1. БИБЛИОТЕКА

Уверен, многим это покажется странным, но именно так назвал бы я первый из трех основных разделов журнала.

Что такое библиотека для традиционной школы? Это своего рода служанка в господском доме, где главные роли играют учебные программы. Есть программное содержание, которое разрабатывается учителями и методистами, а есть книги, обслуживающие учебный процесс. В первую голову – учебники и различного рода учебно-вспомогательная литература.

Однако совсем иная роль у библиотеки в культуре. Точнее сказать, сама культура может быть представлена как гигантская библиотека. Именно эти тексты – подлинное основание и стержень последующего культурного развития. Поэтому первую рубрику внутри библиотечного раздела моего журнала я бы так и назвал – «Библиотека культуры». Для учителя, который стремится не просто следовать программным указаниям, но быть проводником в мир большой культуры, эта рубрика могла бы стать настоящим путеводителем по огромным пространствам культуры. И потому она приглашает к сотрудничеству наиболее ярких и самобытных культурологов, литературоведов, искусствоведов, способных заинтересовать учителя теми сторонами, явлениями и событиями Большой Культуры, которые сегодня, увы, не вмещаются в прокрустово ложе школьных программ, но могли бы стать «зоной ближайшего развития» этих программ. Вместе с тем это рубрика, дающая возможность по-новому взглянуть на то содержание культуры, которое принято считать хрестоматийным. Разумеется, одна из составляющих этой рубрики – систематические библиографические обзоры текущей литературы, причем обзоры, делаемые специально для школьного учителя. Отсутствие авторитетных путеводителей такого рода – это проблема проблем современной школы, которая вынуждена осуществлять информационный поиск вслепую, наугад.

Другая рубрика библиотечного раздела – «Библиотека школы».

Школа завтрашнего дня не будет возможна, если не будет радикальным образом пересмотрена сегодняшняя роль внутришкольной библиотеки, если не будут коренным образом изменены ее функции.

«Покажите мне школьную библиотеку, и я скажу, что представляет собой эта школа». По состоянию и развитию библиотечного фонда, по содержанию читательских формуляров, по затертости и нетронутости тех или иных книжных корешков можно сказать про школу практически все. Никакие открытые мероприятия, никакие посещения уроков не скажут столько, сколько может сказать посещение школьной библиотеки.

Традиционная школьная библиотека – это не что иное, как придаток учебного процесса. Фигура библиотекаря подчеркнуто вторична. Однако будущее за теми школами, которые встают на путь создания мощных информационно-культурных центров, которые не учебные программы обслуживают, а создают собственное активное культурное пространство. Это активное культурное пространство позволяет детям вступать в диалог с культурой далеко за пределами учебных задач. Книжные, музыкальные, компьютерные и видеофонды такой библиотеки развиваются без невротической оглядки на содержание школьных программ, но постоянно имеют в виду только одно – познавательные возможности и потребности самих учащихся. Понятно, что педагогический масштаб личности, возглавляющей такого рода библиотечное пространство, должен быть чрезвычайно высок, а ее административный вес – коррелировать с весом директора школы.

К счастью, это уже не утопия или почти не утопия: многие школы так или иначе пытаются выйти на этот путь.
И чрезвычайно важен анализ опыта тех школ, которые пытаются идти по этому пути. Мир школьной библиотеки, социология школьной библиотеки, опыт развития школьной библиотеки как целостного культурного организма, различные стратегии формирования библиотечных фондов и создания активного культурного пространства, анализ «прорывных» стратегий работы с читателем – все это темы рубрики «Библиотека школы».

И наконец, третья рубрика раздела – «Личная библиотека», или «Библиотека в моей жизни».

В сущности говоря, это раздел, посвященный ключевой образовательной проблеме – проблеме самообразования. Это раздел интервью и воспоминаний, посвященных тому, какое значение имеют книга, библиотека в становлении личности ребенка; это обзор личных библиотек ведущих деятелей современной культуры, это разговор о личной библиотеке ребенка и личной библиотеке учителя. Это разговор о читательских пристрастиях, которые формируются почему-то в полном несоответствии с приоритетами школьных программ, это разговор о читательских страстях и увлечениях, которые более значимы
в становлении человеческой личности, нежели все школьные программы, вместе взятые. Это разговор о тех культурных опорах и ориентирах, которые находит или создает человек в своей жизни САМ, вопреки или независимо от тех, которые навязываются ему в рамках тех или иных образовательных стандартов.

Раздел 2. ЛИЧНОСТЬ

Вторая после библиотеки опорная точка, на которой строится пространство подлинной школы, – это точка личности. Только живая личность способна одухотворить археологию культуры. Личность учителя и личность ученика. И только когда есть их живое взаимодействие, сама школа обретает лицо и... сама становится личностью.

Первую рубрику этого раздела я бы назвал «Личность в школе». Понятно, что это портретная рубрика. Рубрика, представляющая наиболее яркие фигуры учителей, работающих в современной школе. Психологические драмы, стоящие за повседневной работой талант-ливого учителя. Наконец, педагогические автобиографии, позволяющие проникнуть в тайну рождения педагога,
в тайну рождения педагогического таланта, в тайну рождения педагогического призвания. Здесь же – портреты нестандартных, талантливых детей и попытка понять, что значит быть личностью в современной школе для ребенка.

Название следующей рубрики этого раздела – «Личность вне школы». Чем была школа в жизни тех людей, кто так или иначе реализовался в культуре? За что они любили школу? За что ненавидели? Была школа в их жизни добром или злом? Почему школьные лидеры и отличники, выходя в жизнь, нередко терпят фиаско, а школьные маргиналы, напротив, завоевывают лидирующие позиции в жизни?

И наконец, последняя рубрика – «Личность школы». Суть этой рубрики в том, чтобы представить портреты наиболее ярких школ (из прошлого и современных), обладавших и обладающих выраженным личностным своеобразием.

Раздел 3. ПРОЦЕССЫ

Третий раздел – это раздел, посвященный анализу различных процессов, происходящих в современной школе. Тенденции, поиски, находки. Рубрики просты и очевидны. С одной стороны, это «Содержание образования». Это прежде всего анализ исторических метаморфоз, происходивших с содержанием школьного образования на протяжении веков. Это анализ сегодняшних тенденций в изменении содержания образования. Это разговор о содержании, которого еще нет, но которое может быть. Это представление наиболее спорного, наиболее рискованного опыта современного инновационного поиска
в области содержания образования.
С другой стороны, это «Организация образования» – рубрика, представляющая инновационные процессы в области управления образованием, практику формирования жизнеспособных школьных организмов, а также анализ организационных провалов и неудач в практике инновационного школьного строительства.

Такие вот очертания журнала в первом приближении.

А еще я бы сделал вот что.

Выпустил бы «Избранное» газеты «Первое сентября». Приняв за основу предложенную выше рубрикацию.
И назвал бы эту книгу «Энциклопедия современной школы». Думаю, это был бы бестселлер.

Александр ЛОБОК
Екатеринбург

Спонсор публикации статьи: интернет сайт посвященный сериалу Californication, известный в русском переводе, как Блудливая Калифорния. Сериал Блудливая Калифорния рассказывает про то, что может сделать человек, и какие последствия он за это несет, на примере жизни калифорнийского плейбоя. Посетив сайт, который располагается по адресу www.californicationtv.ru Вы найдете все серии сериала Блудливая Калифорния, включая серии последнего 5 сезона, которые сможете бесплатно смотреть онлайн или скачать на свой компьютер.