Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2002

Сотворили. Обсудим?..

Сотворили. Обсудим?..

Плоды трудов министерства. Проект образовательного стандарта по литературе

Письмо и тексты проекта образовательного стандарта все редакции Издательского дома «ПС» получили в конце августа. Срок окончания обсуждения, как видно из письма, – 20 сентября. Нам есть что сказать по поводу содержания стандартов по литературе, но нет смысла, потому что нет времени, ибо 20 сентября – вот оно. Вывод о том, насколько нужно нашему министерству это самое «широкое обсуждение»
и наше с вами мнение, напрашивается сам собой.
Тем не менее мы печатаем этот проект, чтобы все, что вы сочтете нужным нам написать, передать в министерство.

Письмо Минобразования России
от 12.08.2002 г.
№ 13-51-98/14

Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и в связи с подготовкой проекта постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» Министерство образования Российской Федерации выносит на широкое общественное обсуждение проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, разработанный Временным научным коллективом «Образовательный стандарт» под руководством академиков РАО Э.Д.Днепрова и В.Д.Шадрикова.
Проект публикуется в двух частях: I часть – начальная и основная школа,
II часть – старшая школа (базовый и профильный уровни).
Просим направлять замечания и предложения по проекту до 20 сентября 2002 года в Департамент общего образования Министерства образования Российской Федерации (с пометкой «Образовательный стандарт»).

Почтовый адрес: Чистопрудный бульвар, д. 6/19, г. Москва, 101990.
Контактный телефон: (095) 923-36-19; E-mail:avb@miem.edu.ru

Заместитель
Министра образования
Российской Федерации Е.Е.Чепурных

От редакции. Вниманию читателей.
Орфография, стиль, написание названий и фамилий авторов сохранены в соответствии с оригиналом. Обращаем ваше внимание, что, по нашим сведениям, автором «Моабитских тетрадей» все-таки остается Муса Джалиль.

Образовательный стандарт основного общего образования по литературе

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, ее основных темах и проблемах; изучение вершинных произведений выдающихся русских писателей и сведений об их жизни и творчестве, отдельных произведений русской литературной критики, литературы народов России и зарубежной классики с привлечением необходимых сведений по истории и теории литературы;

• воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувствующей свою принадлежность к родной культуре; формирование чувства справедливости, чести, совести, патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного опыта в процессе приобщения к отечественной и зарубежной литературной классике;

• овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; выявления в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; соотнесения материала литературной классики с современностью; сопоставления произведений русской литературы с произведениями литературы народов России и зарубежной литературы; получения информации о литературе из различных источников (справочная литература, масс-медиа, Интернет);

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся: потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, способности на эмоционально-эстетическом уровне воспринимать искусство; формирование художественного вкуса, умения отличать высокохудожественные литературные произведения от литературных поделок, давать оценку прочитанным произведениям и созданным на их основе спектаклям, фильмам, аргументировать свою позицию;

• развитие устной и письменной речи учащихся, умения правильно пользоваться русским литературным языком, навыков написания сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

Реализуя общие цели, учебный предмет «Литература» решает специфические задачи в школах с родным (нерусским) языком обучения:

• обогащение духовного мира и эстетического опыта учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской и зарубежной литературы, соотнесения нравственных идеалов родной и русской литературы и культуры; воспитание любви к русской литературе и культуре;

• формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы как иноязычной и инонациональной; умения сопоставлять произведения родной и русской литератур, определяя в них сходные ценностные ориентиры и национально обусловленные художественные средства их воплощения, сравнивать оригинал с его художественным переводом на родной язык;

• развитие речевой деятельности учащихся на русском языке, умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами; способности создавать на русском и родном языке творческие работы различного типа.

Достижение данных целей способствует приобретению учащимися основ компетентности в литературной сфере:

– общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;

– ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;

– читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;

– речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей.

Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.

Вторая – основные теоретико-литературные понятия.

Третья – основные виды деятельности по освоению литературных произведений и ведущих теоретико-литературных понятий.

Четвертая – перечень литературных произведений, обязательных для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы.)

I. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ  И ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

Художественная литература и ее место среди других видов письменности. Произведения изящной словесности как одна из форм художественного освоения мира. Отражение в художественной литературе богатств и многообразия окружающего мира, духовной жизни человека, драматических страниц истории человечества. Литературный процесс как живое, развивающееся явление, преемственность литературных эпох. Обращенность литературы к нравственному и эстетическому чувствам и воображению читателя, его способности к активному сотворчеству с писателем. Художественные образы как язык литературы.

Мифология и фольклор

Мифологические представления о человеке и его месте в мире. Мифологическое объяснение природных явлений. Миф и литература. Мир людей и мир богов. Начало и истоки национальной культуры. Мифология разных культур.

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Мир языческий и мир христианский. Народное представление о героическом. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Общее и самобытное в фольклоре разных народов. Отражение в устном народном творчестве народных традиций, представлений о добре и зле; национальная окраска фольклорных произведений. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Древнерусская литература

Истоки и начало древнерусской литературы, ее христианско-православные корни. Формирование этических и эстетических ценно-стей. Картина мира в представлении человека Древней Руси.

Единство патриотического и гуманистического пафоса древнерусской литературы. Идея единения Руси и образ русской земли в памятниках письменности.

Поучительный характер древнерусской литературы, воплощение в ней вневременных проблем, связанных с человеком, его верой,
с представлениями об идеальном. Отражение в литературе Древней Руси тягот и несовершенства земного бытия, утверждение высоких потребностей человеческой души, нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.

Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Художественное своеобразие литературных памятников.

Русская литература XVIII века

Особенности литературной эпохи XVIII века. Связь русской литературы с общеевропейскими тенденциями в развитии искусства Нового времени. Эпоха Просвещения в русской культуре.

Классицизм как литературное направление. Идеи гражданского служения, прославление могущества и величия Российского государства.

Нравственно-воспитательный пафос литературы XVIII века. Сатирическое разоблачение социальных и человеческих пороков, зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Заострение в литературе философских проблем веры и безверия, жизни и смерти, соотношения разума и чувства.

Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к богатству духовного мира человека, отражение в ней многообразия человеческих чувств. Открытие темы «простого» человека. Сентиментальный пейзаж, освоение темы «человек и природа».

Формирование литературного стиля в русской поэзии и прозе.

Русская литература XIX века

Русская литература XIX столетия и ее вклад в мировую культуру.

Основные тенденции литературного процесса: движение от романтизма к реализму и модернизму, усиление демократизма, повышение общественной роли литературы, усиление интереса писателей к социальной, психологической, религиозной и философской проблематике.

Русская литература первой половины XIX века

Особенности литературной эпохи конца XVIII – первой половины XIX века. Определяющее влияние событий 1812 и 1825 гг. на русскую литературу. Гуманистические, просветительские идеи и их связь с революционными настроениями эпохи. Тема деспотизма.

Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры, творческая переработка европейской классики. Самобытный характер русской литературы. Роль русской литературы в формировании национального языка.

Золотой век русской поэзии. А.С.Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Развитие романтизма, соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Воплощение в литературе романтических ценностей: свобода, борьба, любовь, природа. Конфликт романтического героя с миром, проблема одиночества сильной личности и ее разочарования в окружающей действительности.

Становление реализма в русской литературе. Народность, историзм, психологизм
в литературе. Углубление представлений
о национальном характере. Характер человека и социальная среда.

Жизнеутверждающий и критический пафос русской литературы.

Проблема личного и общественного. Образ «маленького» человека. Конфликт личности и государства. Герой-индивидуалист. Образ «лишнего» человека. Проблема положительного героя. Поиск гармонического, идеального в человеке.

Разнообразие художественного и философского осмысления категории свободы. Философская трактовка темы «поэт и поэзия».

Различные формы воплощения темы дружбы в литературе. Высокое звучание темы любви, изображение неповторимости любовного чувства; воплощение идеала в женском образе. Усложнение функции пейзажа в литературе. Психологическое и философское углубление темы «человек и природа». Формирование реалистического пейзажа. Реалистическое звучание темы Родины, ее настоящее и будущее.

Русская литература второй половины XIX века

Особенности литературной эпохи второй половины XIX века. Многообразие реалистических тенденций в литературе. Общественно-литературная борьба.

«Крестьянский вопрос» в литературе и «великие реформы» 1860-х гг. Неприятие социального гнета, утверждение права личности на свободу. Идея жертвенного служения человека обществу. Споры о судьбе России,
о ее особом предназначении, о роли личности и народа в истории. Проблема героя, его способности взять на себя ответственность за судьбу родины. Обращение писателей к теме народа в поисках нравственного эталона. Дальнейшее развитие представлений об особенностях национального характера, отражение в литературе его существенных черт. Тема «простого» человека.

Усиление психологизма русской прозы. Сознательное и подсознательное в человеке. Мастерство психологической детали. Человек в ситуации нравственного выбора. Разоблачение бездуховности и индивидуализма, проблема нравственного самосовершенствования личности. Эволюция любовной лирики, изображение обыденного и возвышенного в человеческих отношениях. Образ русской женщины, ее духовная сила, красота. Тема детства и образ ребенка в литературе.

Философская направленность русской литературы. Религиозные искания человека, выражение в литературе различных религиозно-нравственных ценностей. Свобода и необходимость, выбор жизненного пути и проблема судьбы, вера и безверие, смысл жизни и тайна смерти.

Осмысление в литературе глубокой, таинственной связи человека и природы. Реалистический пейзаж, роль пейзажных зарисовок в художественном произведении. Поэтические картины русской природы в поэзии и прозе.

Яркость характеров и точность бытописания в прозе. Открытия в поэзии, богатство поэтического языка.

Русская литература ХХ века

Богатство и разнообразие художественных систем. Традиции и новаторство в литературе ХХ века. Отображение в литературе драматических страниц отечественной истории. Соединение трагического и героического, утверждение непреходящих духовных ценностей в произведениях русских писателей.

Русская литература первой половины ХХ века

Особенности литературного процесса первой половины ХХ века. Религиозные и философские искания начала века. Литература и судьбы России в период революционных потрясений.

Серебряный век русской поэзии. Новые литературные направления. Связь литературы с другими видами искусства («культурный ренессанс» начала ХХ века). Обостренное восприятие красоты окружающего мира и человеческих чувств в лирической поэзии.

Человек и эпоха, личность и государство в осмыслении художников. Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа в революции, ответственности человека перед обществом и своей совестью.

Литература в годы социалистического строительства. Романтика и драматизм будней. Противостояние объективности и тенденциозности. Взаимоотношения литературы и власти.

Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев человека в сложных жизненных обстоятельствах.

Русское литературное зарубежье, его основные представители. Тема России, ее духовных богатств, ее прошлого и настоящего в творчестве писателей-эмигрантов.

Русская литература второй половины ХХ века

«Оттепель» и ее влияние на литературу. Расцвет литературно-художественных журналов. Обращение писателей к острым проблемам современности. Утверждение незыблемых нравственных ценностей жизни. Своеобразие «крестьянской темы» в русской литературе. Изображение в ней самобытных характеров и правдивых жизненных коллизий. Проблема природы и цивилизации. Новые направления в поэзии и ее яркие представители.

Осмысление темы Великой Отечественной войны и проблема исторической памяти в «военной прозе».

Общественно-литературная жизнь конца ХХ века: ее противоречивость и своеобразие. Нравственные и эстетические искания русской литературы последних десятилетий ХХ в.

Русская литературная критика

Общественное и эстетическое значение русской литературной критики. Роль критики в развитии литературного процесса и формировании вкусов и предпочтений читающей публики. Идейно-художественная оценка творчества писателей, внимание к социальным и нравственным проблемам эпохи.

Литература народов России

Многообразие литератур народов России, отражение в них самобытности национальных картин мира. Различные религиозно-духовные корни литератур. Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости, воплощение бытовых, духовно-нравственных традиций и системы ценностей народа.

Освещение в литературе народов России важнейших общечеловеческих проблем: человек и природа, законы родового единства, служение человека истине, добру, красоте. Общность духовно-нравственных идеалов разных национальных литератур, многообразие их художественного воплощения.

Проблемы литературно-художественного двуязычия. Русскоязычные национальные литературы народов России. Русский язык как средство создания национально окрашенной художественной образности.

Влияние национальной мифологии, фольклора и русской литературы на становление и развитие литератур народов России. Процесс обратного воздействия литератур народов России на русскую литературу. Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литератур других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранение мира на земле, экология природы, сбережение духовных богатств, гуманизм социальных взаимоотношений. Взаимообогащение литератур разных народов за счет художественных переводов произведений национальных писателей на русский язык и русских писателей – на языки других народов России. Роль русского языка как языка межнационального общения, открывающего доступ к произведениям литератур различных народов России.

Зарубежная литература

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Мифология и литература Древней Греции. Своеобразие гомеров-
ского эпоса. Философское осмысление мира и человека в литературе Востока. «Панчатантра» как памятник литературы Древней Индии. Тема судьбы, поэта и поэзии в древней литературе.

Тема любви к человеку в литературе Средних веков и эпохи Возрождения. Дон Кихот как «вечный» образ. Проблема выбора жизненного идеала. Нравственно-эстетические ценности христианской культуры и их воплощение в литературе Западной Европы.

Идеалы европейского Просвещения, их влияние на мировую художественную культуру. Острота политической сатиры, выражение в ней вечного и злободневного. Фантастическое в литературе, литературная условность как форма отображения действительности.

Европейская литература XVIII–XIX веков, отражение в ней духовных поисков человека и общественно-политической проблематики.

Высокое звучание любовной темы как одной из высших ценностей человеческого бытия. Трагедия гибели любви и красоты в жестоком, несовершенном мире.

Байронизм и байронический герой. Мотив разочарования и образ мятежной личности в произведениях писателей-романтиков. Роль пейзажа в романтической литературе. Особенности развития романтического направления в различных культурах.

Взаимодействие романтизма и реализма в мировой литературе XIX–XX вв. Тема унижения, бесправия человека; обличение быта и нравов общества, равнодушного к судьбам простых людей. Тема денег, материальных отношений в человеческом мире. Проблема сильной личности, способной выстоять и утвердить свое право на жизнь в мире социальной жестокости. Тема человека и природы в американской и японской литературе.

Тема детства, образ ребенка в мировой литературе, отражение в ней детского представления о мире, о добре и зле, правде
и лжи.

Роль мировой литературы в развитии общественного сознания. Взаимодействие русской и зарубежной литературы. Отражение в них «вечных» категорий бытия (любовь, природа, красота, человеколюбие, свобода и др.).

II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

• Художественная литература как искусство слова. Специфика художественного образа. Понятие о классической литературе.

• Устное народное творчество. Жанры фольклора.

• Литературные роды и жанры.

• Основные литературные направления. Классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм.

• Понятие народности. Общечеловеческое и национальное в творчестве писателя.

• Литература и другие виды искусства. Литературная критика.

• Единство формы и содержания литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, система образов.

• Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория.

• Основы стихосложения: стихотворные размеры, рифма, строфика, ритм и т.д.

В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются также с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями здесь являются:

• Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

• Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России.

• Художественный перевод.

III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ

• Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста.

• Владение различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных текстов; устное словесное рисование, инсценирование.

• Анализ произведения в единстве его формы и содержания:

– определение и объяснение родовых и жанровых особенностей литературного (фольклорного) произведения;

– определение его темы, идеи, проблематики, сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);

– определение в изучаемом литературном произведении художественных особенностей, указывающих на его принадлежность к одному из литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм);

– выявление специфики стихотворного текста; ритма, размера, строфики, рифмы.

• Написание планов, аннотаций; составление критических отзывов о прочитанных произведениях, просмотренных спектаклях и фильмах; создание произведений различных жанров (сказка, стихотворение, рассказ и проч.); написание сочинений по литературным произведениям, а также на основе жизненных впечатлений.

• Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Специфические виды деятельности для школ с родным (нерусским) языком обучения

• Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра; выделение в сопоставляемых произведениях как общего, так и национально обусловленного; выявление взаимосвязи и взаимовлияния творчества писателей – представителей русской и родной литератур.

• Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, выбор в родном языке адекватных средств художественной выразительности.

• Сравнение русского оригинала с его художественным переводом, определение адекватности перевода оригиналу.

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное формирующее влияние на личность ученика, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Перечень художественных произведений представлен в виде таблицы. В ней дана общая графа, в которую включены произведения, изучаемые как в школе с русским языком обучения, так и в школе с родным (нерусским) языком обучения. Произведения, изучение которых имеет свою специфику в указанных двух типах школ, разделены по графам.

Перечень художественных произведений для изучения в школах с родным (нерусским) языком обучения несколько сокращен по сравнению со школами с русским языком обучения, что не наносит ущерба восприятию учащимися творчества писателей в целом. Отличия продиктованы либо языковыми сложностями предлагаемых для изучения в русской школе литературных произведений, либо желанием представить учащимся школ с родным (нерусским) языком обучения те произведения, в которых нашли отражение этническое многообразие России, быт, обычаи, культура народов, населяющих ее, а также национальное своеобразие русской литературы, духовные основы русской культуры.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы.

Перечень произведений1 предполагает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником автономное читательское право.

При изучении литературы народов России выбор конкретных имен писателей и произведений варьируется в зависимости от специфики региона Российской Федерации, интересов учителя и учащихся.

 

1 Курсивом в Перечне выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников. В тексте звездочкой (*) отмечены авторы, список произведений которых необходимо расширить двумя-тремя произведениями в соответствии с личностными интересами учителя и школьника.

Школа с русским (родным) языком обучения

Школа с родным (нерусским) языком обучения

МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР

Миф о солнце (в изложении П.И.Мельникова-Печерского «В лесах»). Миф о сотворении мира.
Мифы древних славян (2–3 мифа по выбору).  

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по 1–2 сказки).
Народные песни, загадки, пословицы, поговорки. Героический эпос русского народа. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Былины: «Садко», «Вольга и Микула Селянинович».

 

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Повесть временных лет» (фрагменты), «Слово о полку Игореве», «Житие Сергия Радонежского», «Поучение» Владимира Мономаха. «Сказание о Борисе и Глебе».

Обзорное изучение с чтением фрагментов следующих произведений: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Житие Сергия Радонежского», «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе».

«Слово о погибели земли русской».

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

М.В.Ломоносов*

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».
Стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Обзорное изучение с чтением фрагментов.

Д.И.Фонвизин

Комедия «Недоросль».

Комедия «Недоросль». Обзорное изучение с чтением фрагментов.

Г.Р.Державин*

Стихотворения «Памятник», «На смерть князя Мещерского», «Снигирь».

 

А.Н.Радищев

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Главы: «Любани», «Едрово», «Городня», «Спасская полесть» (сон)).

«Путешествие из Петербурга в Москву». Обзорное изучение с чтением фрагментов.

Н.М.Карамзин

Повесть «Бедная Лиза».

Повесть «Бедная Л