Компьютерные дети
Адаптация к электронной среде:
психологический аспект
В новый информационный век электронная
среда еще более приблизилась к человеку. И хотя
ресурсное обеспечение детских и юношеских
библиотек в 90-е годы не способствовало процессам
модернизации, из
120 региональных детских и юношеских библиотек 50%
делают только первые шаги в освоении
компьютерных технологий, одновременно осваивая
Интернет. Только 10% библиотек, движимых к
открытию энергией собственных заблуждений,
имеют драгоценный опыт создания корпоративных
информационных ресурсов, их трансляции и
обеспечения условий доступа к ним.
Интернет-технологии усилили ветер перемен в
библиотеках для детей и юношества, которые
ведомыми и неведомыми путями стремятся ускорить
процесс их развития и модернизации.
Работа по созданию ресурсов в
электронной среде усложняется все более и более,
требуя от библиотекаря новых специальных знаний.
В связи с этим на смену парадигме
«поддерживающего», или «просветительского»,
образования пришла концепция инновационного или
непрерывного образования. Однако для этого
библиотекарь не только должен сам владеть
особыми информационными знаниями и умениями, но
и быть профессионально готов транслировать их,
формируя информационную культуру пользователя.
Там, где на базе вузов организована специальная
подготовка педагогических и библиотечных
кадров, способных на профессиональной основе
вести занятия по курсу «Основы информационной
культуры», в работе столичных и региональных
библиотек виден положительный результат.
В большинстве же регионов ситуация
усугубляется отсутствием специально
подготовленных кадров и необходимой
учебно-методической литературы и занятия по
информационной культуре поручено вести
программистам. Конечно, в программисты идут
самые разные люди, но очень часто межличностное
общение у «настоящих программеров» весьма
своеобразное. Они явно предпочитают машину
людям. Несколько лет назад директор одного из
математических институтов АН попробовал нанять
психологов, чтобы провести психологический
тренинг для развития у сотрудников навыков
общения. Они устроили настоящий бунт!
Ошарашенный директор не мог понять: «В чем дело,
вы что, обалдели все?» Ему ответили: «Ты думаешь,
зачем мы сюда пошли работать-то? Чтобы не видеть
всех этих рож!» Тренинг общения не пошел:
сотрудники не желали общаться друг с другом.
В своих крайних проявлениях это
суровая проблема. Компьютер задает весьма
специфические модели общения, и проявляются они
очень по-разному. С точки зрения программистов,
люди проигрывают машине в сговорчивости и
«толковости». При сетевом общении вместо
собственного «я» в Интернет выдается сильно
искаженный образ, который обладает совершенно
иными свойствами и жизненными проблемами.
«Забавную» историю рассказал мне
программист НЛМК. Он привычно переходил дорогу в
неположенном месте, видел несущуюся на него
машину и даже не испугался. Все обошлось,
водитель свернул, сбил бордюры, а мой пациент
привычно подумал: «Ничего, перегружусь, и все
будет нормально». Он пришел ко мне с проблемой,
что воспринимает жизнь как игру.
Еще одна проблема –
психологическая зависимость. Таких страшных
историй можно рассказать много, сегодня чуть
обозначенная ниточка выльется в серьезные
социальные и психологические неурядицы. А пока...
те же секты – значительно более гадкая и
тяжелая форма зависимости, чем та, что рождается
от общения с компьютером.
Во-первых, в зону «компьютерного
риска» в основном попадают подростки и юноши 13–18
лет, которые падки на все что угодно. Конечно, с
одной стороны, для образования и развития этой
возрастной группы компьютеры предоставляют
благодатное поле. Молодежь овладевает массой
вещей, которые поколению «за тридцать» даже и не
снились. С другой стороны, молодое поколение
ничем не защищено. У них нет такой надежной опоры
старших, как жизненный опыт, и поэтому они даже не
подозревают, как технологические новинки
подминают их под себя. Можно сказать, что сегодня
молодежь попадает в эксперимент с неясными
последствиями, которые проявятся лет через
десять–пятнадцать. Пока нет серьезных оснований
кричать: «Спасите! Компьютеры наступают!» Пока
достаточно наблюдать. В случаях, когда тревожные
симптомы действительно заметны, причем явно
прослеживается их компьютерное происхождение,
можно говорить о какой-то профилактике и
ограничениях. Некоторые проблемы требуют
достаточно скорого изучения и решения. Мы не
знаем в полной мере мир потребителей электронной
информации: как электронная информация
воспринимается, анализируется, интегрируется,
влияет на информационное сознание молодого
человека.
Очевидно, что мы подходим к
становлению специальной науки о потребителе
электронной информации. Вопрос, впрочем,
ставился, но не получил научного статуса.
Развитость науки о потребителе
электронной информации позволила бы нам
принимать гораздо более правильные решения уже
сегодня.
Это касается и чрезмерного погружения
(с точки зрения родителей и педагогов) в игровой
мир. С одной стороны, компьютер предоставляет для
«ухода» все возможности, с другой – это не
единственная реальность, куда люди убегают.
Нескучный сад в Москве полон толкиенистов.
И компьютер заводить не надо, а достаточно
почитать книжки. А чтение ведь всегда считалось
полезным занятием. И без компьютеров достаточно
ужастиков.
Однако благостную картину придется
испортить, поскольку есть один серьезный фактор,
на который необходимо обратить внимание. Лет
десять у нас идут споры – попытка выяснить, чего
можно ждать от фильмов ужасов и боевиков. То ли
они повышают, то ли снижают уровень
агрессивности. Так вот, споры окончены не в нашу
пользу. Альберт Бандура и Хьелл Зиглер
исследовали этот вопрос и доказали, что сцены
насилия приводят к тяжелым последствиям в плане
нарастания агрессивного поведения. Дети, которые
в раннем возрасте предпочитали агрессивные
телепередачи и фильмы, имели впоследствии
конфликты с законом, иногда попадали в тюрьму.
Даже если криминала не было, оставалось
агрессивное отношение к своему окружению: детям,
жене, подчиненным. Это тот несчастный случай,
когда психологи просто поставили перед
обществом «зеркало», что, впрочем, не сильно
повлияло на политику партии и правительства ни
за рубежом, ни у нас.
Игровая индустрия научилась
придумывать антураж, который все больше и больше
повторяет реальную жизнь. Меняется игровой
интеллект и вообще предсказуемость игры.
Количество игр – ходилки, мочилки, стратегии,
гонки – достаточно велико. Рецепт один – чем
меньше насилия, тем лучше. Если вам небезразлична
судьба ваших детей – найдите неагрессивные игры.
Есть игры с удивительно красивым сюжетом,
которым не нужна подкорм-ка из сцен с насилием.
Еще один миф, которым пугают друг друга
взрослые люди, – информационная перегрузка. Эта
проблема существует и к компьютерам пока имеет
небольшое отношение.
Бесспорно одно, с компьютером человек
стал перелопачивать больше информации, но сама
проблема усвоения информации изменилась мало.
Многие вузы высказывают претензии к нам,
библиотекарям: студенты не способны читать
литературу в больших объемах, у них сложности в
подготовке и оформлении реферата, не могут
ориентироваться в огромных потоках
информации, – следовательно, не готовы к
эффективному потреблению информационных
ресурсов.
Существование информационной
перегрузки связано с неумением различать
значимое и незначимое. И здесь наиболее вредны не
новые технологии. Если вы не умеете работать с
информацией, то и объем не важен: вы одинаково
успешно утонете и в большом, и в очень
ограниченном материале. Но как только появляются
навыки, вы начинаете сортировать, отбрасывать
лишнее, в чем компьютер способен помочь. А если
навыков не хватает, вы просто не видите
информацию. Не слышите ее, вам не хватает
ресурсов ее перерабатывать. От этого и голова
болит. Но ничего фатального по большому счету не
происходит. Просто в стране должна быть
целостная государственная концепция
информационного образования и формирования
информационной культуры.
А пока информационная культура ассоциируется с
технико-технологическими аспектами
информатизации, овладением навыками работы с
персональным компьютером, в результате чего
формирование информационной культуры сводится к
обучению основам ББЗ, овладению рациональными
приемами работы с книгой. Скажем, студенты все
реже приносят свои работы в рукописной форме.
Понятно, они пользуются уже готовыми, кем-то
набранными кусочками из Интернета. Исчезает
письмо от руки. Возникает проблема нормального
развития письменной речи – очень важная часть
психики, которая включает в себя множество
моторных элементов. Компьютерный набор текста
эти элементы содержит, но совершенно иначе, чем
письмо от руки. В результате «компьютерные дети»
развиваются иначе,
у них проблемы с устной и письменной речью.
В умах теоретиков компьютер, как
легендарный Протей из древнегреческой
мифологии, принимает любую форму. Якобы
достаточно обеспечить школы, вузы, библиотеки
компьютерами – и все. Это уже и есть новая
технология.
Разумеется, компьютеры сильно
облегчают жизнь пользователя и библиотекаря, но
основную проблему это не решает.
Программы, которые сегодня внедряются
вместе с компьютерами, по уровню не дотягивают
даже до традиционной системы обучения. Даже если
система интерактивна, даже если она может
отвечать на какие-то вопросы, она фактически не
следует ни за вашим пониманием, ни за ошибками,
она не поддерживает движения вашего мышления.
При самом дружественном интерфейсе такая
активность быстро начинает раздражать и ученика
и учителя. То, что один человек не задумываясь
делает в ходе обучения с другим, пока никак не
удается алгоритмизировать или разбить на
небольшие задачи, которые должна легко решать
обучающая система.
Психологи сейчас привлекаются в
качестве критиков разработчиками, за что их не
любят. Например, серия исторических
компакт-дисков великолепна...
с точки зрения историков! У психологов же руки
опускаются при такой красоте. Совершенно
непонятно, как от обилия блестяще подобранного
материала ребенок может научиться подбирать
информацию сам. Все то, что психолог называет
учебной деятельностью, в обучающие системы «не
зашито» никак.
Важнейшей и пока не решенной остается
проблема лингвистики, учитывающей особенности
поиска информации ребенком. Для юных
пользователей библиотек библиографическое
описание и вспомогательный поисковый аппарат
должны быть преобразованы с учетом
психологических особенностей детей и
подростков. Поэтому любая лингвистическая
группа не сможет решить эту проблему без
сотрудника детской и юношеской библиотеки.
В то же время едва ли проблема так
беспросветна и безнадежна. Просто сегодня на
стадии проектирования надо тщательно думать, что
и как встраивать
в программу с точки зрения использования
ребенком. И для ее создания обязательно
потребуется гораздо более глубокий подход, чем
тот, который сегодня демонстрируют нам создатели
наших программных комплексов.
Появятся новые, более молодые... тогда и
поговорим.
Нина Цыганова
Липецк
Публикация произведена при поддержке интернет проекта ThankYou.ru. На страницах интернет проекта ThankYou.ru, Вы найдете романы, поэзию, прозу и другие литературные произведения современных писателей, и сможете прочесть их онлайн или бесплатно скачать на свой компьютер в формате fb2, txt, epub или htmlz. А так же к Вашему вниманию новости литературы, которые расскажут о книжных новинках, предстоящих творческих вечерах, модных тенденциях и многом другом. Помимо публицистики и современной литературы, на сайте ThankYou.ru представлена информация о музыкальных концертах в Москве и Санкт Петербурге, и в свободном доступе представлены композиции популярных российских исполнителей. Посетив сайт ThankYou.ru Вы найдете много креативного контента, который позволит с интересом провести Ваш досуг.
|