Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2002


НАШИ АССОЦИАЦИИ

Загляните на сайт

Праздничные рекомендации IASL
с учетом местных особенностей

Все знают, что такое акростих.
А встречали вы когда-нибудь акропрозу?
Мы вот встретили. На сайте Международной ассоциации школьных библиотек (IASL). Составление таких акротекстов, необычная расшифровка аббревиатур и вообще всякая игра слов очень популярны на Западе даже в самых серьезных кругах.
Без них не обходятся доклады на крупных конференциях и даже речи официальных лиц. Давайте попробуем и мы.
Можно прочитать текст Елены Ребровой, а потом предложить ребятам составить свой акростих или акропрозу. Вот только,
не в пример английскому, в русском языке есть проблемные буквы вроде Ы или Ь, которые почему-то часто встречаются...
Что ж, тем интереснее! Пришлите нам ваши варианты,
например из слов «День библиотек»,
или «Библиотека в школе», или еще каких-то.
Но – чур! – текст должен быть осмысленный
и имеющий отношение к исходным словам.
Ждем! А пока – читайте, улыбайтесь,
принимайте к сведению. Советы-то серьезные.

28 октября – и теперь всегда в четвертый понедельник октября – Международный день школьных библиотек. Вместе с библиотекарями школ всего мира мы непременно будем отмечать этот день. Вот только как?

Международная ассоциация школьных библиотек предлагает нашему вниманию некоторые мероприятия, которые позволят сделать 28 октября не узкопрофессиональным праздником, а радостным событием. Я постаралась представить этот материал, сохранив его оригинальное изложение (хотя в русском варианте это сделать непросто, а хочется иногда и добавить).

М – Можно создать специальную страницу с материалами о Международном дне школьных библиотек, расположив ее на web-сайте школы или школьной библиотеки. К такой работе стоит привлечь школьников и учителей.

Е – Если Вы хотите рассказать о своем празднике, пошлите сообщение (прессрелиз) с информацией о Международном дне школьных библиотек в местную газету.

Ж – Желание поделиться радостью о своем особом дне в году совершенно естественно. Расскажите всем в школьном сообществе о Международном дне школьных библиотек. Обратите всеобщее внимание на важную роль библиотеки в обучении школьников.

Д – Давайте попросим учеников составить список самых лучших и важных книг своей страны. Ограничьте этот список наименованиями. Такой лимит заставит отнестись к составлению списка более вдумчиво.

У – Ученики должны обосновать свой выбор. Попросите их объяснить, почему именно эти произведения стоит прочесть школьникам других стран.

Н – Необходимо всемерно поощрять чтение. Это наша задача и как библиотекарей, и как педагогов.

А – А такое двуединство еще раз подчеркивает особую роль школьного библиотекаря.

Р – Расширяйте профессиональные контакты: пишите о своей библиотеке в газеты и журналы, посылайте материалы в Международную ассоциацию школьных библиотек. Вам будут рады!

О – Осознайте силу сотрудничества. Используйте Международный день школьных библиотек как возможность оценить вклад других людей в программу развития школьной библиотеки.

Д – Друзьями библиотеки при этом выступают: школьники и учителя, родители, местные образовательные и библиотечные власти, добровольные помощники, спонсоры.

Н – Надо принимать участие в специальных мероприятиях по празднованию Международного дня школьных библиотек.

ЫЫ

Й – И еще можно провести книжную ярмарку, на которой будут представлены выдающиеся книги о разных странах и культурах.

Д – Давайте пригласим в школьную библиотеку представителей грантодающих организаций, различных фондов. Многие из них прекрасно понимают, что инвестировать в образование и почетно, и выгодно одновременно. Сделаем шаг навстречу друг другу.

Е – «Ежегодно мы с друзьями ходим…» Нет, речь идет совсем не о бане! Подумайте о совместных мероприятиях с детскими, вузовскими и другими библиотеками. Может получиться нечто интересное и перспективное.

Н – Новости из жизни библиотеки могут освещаться в школьной газете. Попросите учеников написать о школьной библиотеке и опубликуйте лучшие статьи.

Ь Ь

Ш – Школьники могут разработать дизайн фирменных закладок, рекламирующих школьную библиотеку. Создать эскиз коврика для «мышки», разместив на нем информацию о своей школьной библиотеке, – тоже неплохая идея.

К – Контакты школьной библиотеки могут развиваться не только внутри России. Электронная почта позволит вам обмениваться сообщениями с коллегами из других стран.

О – Откройте двери! Устройте день открытых дверей, пригласите родителей, бизнесменов, других членов местного сообщества. Школьники могут продемонстрировать электронный каталог и его поисковые возможности, тематические базы данных или просто любимые книги на организованной ими самими выставке.

Л – Логотип школьной библиотеки могут придумать ученики, серьезно оценив при этом цели и задачи библиотеки в школе.

Ь – Ь

Н – Новое – хорошо забытое старое. Помня эту истину, используйте известные формы и методы проведения мероприятий.

О – Организуйте встречу старшеклассников с представителями вузов и колледжей. Пусть это мероприятие пройдет в стенах школьной библиотеки.

Й – Используйте влияние местного объединения школьных библиотек. Проведите под его эгидой общерайонное мероприятие: семинар, встречу, конференцию.

 Б – «Библиотека для всех». Пусть эта фраза будет не пустым лозунгом, а стилем работы. Пригласите местных политиков, журналистов, бизнесменов провести полдня в школьной библиотеке. Расскажите им о современной библиотеке образовательного учреждения, продемонстрируйте текущую деятельность, ресурсы библиотеки. Подчеркните особую важность школьной библиотеки в период модернизации образования.

И – Интервью с интересными людьми о роли школьной библиотеки в их жизни может стать интересным материалом для школьной или местной городской газеты.

Б – Будет здорово провести настоящий праздник в день школьных библиотек – с воздушными шарами, стихами и музыкой! И обязательно – с директором школы и местным начальством. Пусть прочувствуют радость бытия! Стоит оставить им на память небольшие подарки, напоминающие о школьной библиотеке: закладки, воздушные шары, значки с фирменной библиотечной символикой, сделанные детьми.

Л – Легко быть позитивными и доброжелательными, помните об этом и удивляйте всех окружающих своим обаянием и активностью.

И – Интернет – поищите вместе с учениками информацию в Сети о школьных библиотеках. Используйте полученный результат для обсуждения путей дальнейшего развития библиотек всего мира.

О – Объединения школьных библиотек, секция школьных библиотек при Российской библиотечной ассоциации объединяют профессионалов. Вместе возможно решение многих проблем. Принимайте участие в их деятельности, посещайте конференции и семинары, планируйте совместные акции.

Т – Такой день в году – особый повод обсудить с властями и достижения, и трудности школьной библиотеки. Встреча с директором школы может стать особенно продуктивной накануне или в день праздника.

Е – Если вы чрезмерно заняты накануне Дня школьных библиотек, вам обязательно поможет педагог – организатор школьных мероприятий, особенно если вы поздравите его со своим праздником.

К – «Какой там следующий праздник?…»

И – Идеи празднования Международного дня школьных библиотек еще не исчерпаны. А как вы его провели? Пишите, ждем!

С праздником, дорогие школьные библиотекари!

Вольный перевод с английского Елены Ребровой

Р.S. Я позволила себе внести в текст некоторые добавления. Так сказать, с учетом местных особенностей… Полное изложение рекомендаций IASL можно найти по адресу:

http://www.iasl-slo.org/sldsuggested_activities.html