Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2002


ИСТОРИИ К ПРАЗДНИКУ

Письмо в номер

Не в названии соль

Приближается наш праздник – День школьных библиотек. Так хочется сказать несколько слов. У нас уже был (есть) Общероссийский день библиотек, а теперь и Международный день школьных библиотек – вспомнили о нас, школьных библиотекарях. Изменит ли это что-нибудь в нашей непростой, беспокойной работе?

Из чего состоит жизнь школьного библиотекаря, особенно если он – единственный работник в своей библиотеке. И кто он вообще по статусу, этот работник?

Когда-то он относился к административному персоналу и в тарификационных листах был записан вслед за заместителями директора, организаторами внеклассной работы, пионервожатыми.

Потом школьный библиотекарь стал в ряд учебно-воспитательного персонала, и его перенесли на другие страницы того же списка. Учебный – да, но почему вспомогательный?

Если я, школьный библиотекарь, не проштудирую перечни учебников, рекомендованных нашим министерством, если не сопоставлю их с имеющимися в наличии, не определюсь, каких учебников в фонде не хватает для нормального обеспечения учебного процесса, если я грамотно и своевременно не составлю заявку на отсутствующие учебники, если не обойду ряд кабинетов, собирая подписи под этой заявкой, если вовремя не отправлю ее, если вовремя не получу эти учебники, если, опять же, вовремя не запишу их во все предусмотренные по этому случаю бланки, тетради, книги, картотеки, если не зашифрую, не проштемпелюю, если в конце лета не переношу тонны этих учебников из хранилища на стол выдачи, если я их вовремя не выдам, а весной – не дай бог! – не соберу все до единого экземпляра и опять же тоннами не переношу в хранилище... боюсь, что нормального учебного процесса в школе не получится. А ведь это, может быть, одна сотая часть тех обязанностей, которые возложены на хрупкие женские плечи работников школьной библиотеки…

А что, собственно, с ними церемониться? Теперь они вообще отнесены к техническим работникам. Высшее образование, приличный стаж, член педсовета, член методсовета, иногда руководитель методического объединения, руководитель кружка или факультатива, причем частенько автор программ работы этих кружков и факультативов, – вот, примерно, кто он – школьный библиотекарь, технический работник.

Ежедневная семичасовая работа с детьми и взрослыми, один выходной в неделю. Отпуск как у уборщиц (не в обиду им будь сказано!).

Зарплата... Если учитель может попросить себе полторы, две ставки для того, чтобы побольше зарабатывать (конечно, уже не считаясь со своим здоровьем!), что делать школьному библиотекарю? 36 часов в неделю – это далеко не 18.
И даже если понимающий директор школы (уверяю, такие есть!) разрешит проводить 2–
4 часа кружковой или факультативной работы – тут же вмешается контролирующая бухгалтерия и потребует, чтобы рабочий день соответственно удлинился до 40 часов (мужская норма!), а оплату за эти часы будут производить уже не по
13-му разряду (кстати, это потолок для заведующего школьной библиотекой, будь он хоть семи пядей во лбу), а, допустим, по 10-му «из-за отсутствия педагогического стажа». А какой стаж у школьного библиотекаря, если он целую жизнь работает с детьми? Ведь если бы он пошел не в школу, а, предположим, в науку, кандидатом каких наук он бы мог стать?

День учителя. Самый главный школьный праздник – цветы, улыбки, поздравления. Библиотекарь скромненько присоединяется к поздравляющим.

Кому известен День библиотек? (Заметьте, не библиотекарей.) Конец мая. Школьные библиотекари по уши завалены учебниками, каждый из которых надо принять, просмотреть, не порван ли, не испачкан ли (пользоваться ведь им придется 5–6 лет), вычеркнуть из формуляров, разложить по классам, по предметам, перенести в хранилище.

Придешь в такой день поздравить коллегу, и слова застывают в горле, когда она поднимет на тебя умные, печальные, затуманенные глаза и понимающе улыбнется:

– И вас с праздником.

Мы поздравим друг друга. Так было почти всегда.

И вот – ура! В середине октября, в четвертый понедельник – наш Праздник! Планы написаны, списки учащихся уточнены, учебники выданы, подписка на газеты и журналы оформлена. (Боже, сколько нервов потрачено в разных кабинетах контролирующих расходование бюджетных средств на объяснения, что да, что вот именно этот журнал действительно нужен Наташам и Сережам, а также Мариям Ивановнам и Татьянам Петровнам – учащимся, учителям и воспитателям именно нашей школы.) Заказы на учебники на новый учебный год еще не подоспели, рефераты пишутся, выставки оформлены, подготовка к конкурсу чтецов идет полным ходом… Уф! Можно посидеть, подумать, как сделать, чтобы этот день стал действительно праздником для моих тихих, застенчивых, скромных, молчаливых, всезнающих, добрых и милых коллег.

Дверь открывается. На пороге завуч:

– Слушай, ты все равно сидишь (понимай: ничего не делаешь). Пойдем, подиктуй мне расписание уроков. У меня нестыковка получилась, помоги мне.

Поднимаю глаза. Не знаю, что он читает в них, но голос у него заметно меняется, и он чуть-чуть в другой тональности добавляет:

– Я мог бы старшеклассницу позвать, но ведь никакой ответственности, все мне перепутает…

Ну что ж, спасибо, что чувство ответственности признается. А насчет праздника... наверное, не случайно он все-таки назначен на понедельник. Как любит повторять моя коллега, библиотекарь со стажем длиною в четверть века: «Все мы – дети понедельника».

Встаю. Иду ответственно диктовать школьное расписание. Вылетели из головы маленькие шутливые стихи-поздравления, которые хотелось подарить каждой из моих коллег, вылетела навязчивая мысль, что праздник называется Днем библиотек, а не библиотекарей…

Вместо нее пришла другая: да бог с ними, с тонкостями. Все мы, школьные библиотекари, давным-давно одно целое
с созданными нашими рука-
ми библиотеками, в которые мы вложили не только свои умения, не только свое время
(читай: годы), но и всю свою душу…

Иначе что бы держало школьного библиотекаря, простите – технического работника школы, здесь, где ему платят мизерную зарплату и где сплошь и рядом окружают непониманием его роли, не забывая при этом пользоваться его знаниями и умениями.

А удерживает его не только собственная душа, отданная раз и навсегда выбранному делу, но и неувядаемый оптимизм, вера в то, что завтра будет лучше, чем вчера, а может быть, даже немножко лучше, чем сегодня...

А кроме того, у нас есть мудрые и добрые единомышленники.

«Вы – главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы, вообще все идет напропалую. Чтобы стране не пропасть, ей нужны прежде всего вы – библиотекари» – так сказал академик Дмитрий Лихачев.

Вот так и только так, дорогие мои коллеги! И позвольте поздравить вас всех с Международным нашим праздником. Здоровья всем, благополучия, успехов в нелегком и все-таки – несмотря ни на что! – благодарном труде. Пусть не устают ваши теплые, добрые руки, пусть не остывают ваши сердца, а самой главной наградой за труд всегда будут широко распахнутые навстречу вам глаза ваших читателей.

И так ли важно, в конце концов, в какой список нас записывают, мы-то с вами лучше других знаем, что соль не в названии… Счастья вам, дорогие!

Александра СОЛОВЬЕВА,
заведующая библиотекой школы-интерната
для детей-сирот,
г. Оленегорск Мурманской обл.

Публикация произведена при поддержке компании «LuxuryWatch». Компания «LuxuryWatch» предлагает по выгодным ценам купить ювелирные изделия и эксклюзивные часы класса люкс. На Ваш выбор часы Ulysse Nardin, Breguet, Rolex, Zenith, Hublot, и продукция других всемирно известных брендов. Вся предлагаемая продукция сопровождается гарантией производителя. Подробнее ознакомиться с каталогом предлагаемой продукции и сделать онлайн заказ можно на сайте компании «LuxuryWatch», который располагается по адресу www.luxurywatch.ch