Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2002


СРОЧНО В НОМЕР!

Давайте посчитаемся

Дорогие коллеги, нам очень нужна ваша помощь.
По заказу Министерства образования РФ специальная рабочая группа начала разработку пакета документов для школьных библиотек. Эта работа ведется при поддержке Национального фонда подготовки кадров.
От вашего участия в ней зависит ее итог.
Поэтому, пожалуйста, срочно ответьте на вопросы этой анкеты.

Министерство образования Российской Федерации

Анкета для работников библиотек общеобразовательных учреждений

С целью изучения актуальных проблем функционирования библиотек общеобразовательных учреждений Минобразование России проводит социологический опрос работников школьных библиотек. Ваши ответы помогут лучше понять проблемы, стоящие перед работниками школьных библиотек по обеспечению обучающихся и учителей учебно-методической литературой, а также окажут помощь в разработке нормативной базы и создании школьной информационной библиотечной системы.

Отвечать на вопросы анкеты несложно. Цифру справа от выбранного Вами ответа обведите кружком. В случае, если ни один ответ Вам не подходит, допишите свой вариант в отведенной для этого строке. Просим Вас ответить на все вопросы и заполненную анкету выслать не позднее 10 ноября 2002 года по адресу: 111024, Москва, а/я 24, Проект «Учебники России».

Заранее благодарим Вас за работу по заполнению этой анкеты.

1. Как обеспечивались учащиеся Вашей школы новыми учебниками на 2002/2003 учебный год?

В основном мы получили все заказанные учебники  – 1

Получили большую часть заказа – 2

Получили примерно половину заказа – 3

Получили меньшую часть заказа – 4

Вообще не получили заказанных учебников – 5

Другой ответ (напишите) __________________________________________

______________________________________________________________

2. Какие документы являются для Вас основанием для заказа учебников?

Федеральный перечень на 2002/2003 год – 1

Перечень-каталог учебно-методических изданий на 2002/2003 год – 2

Региональный перечень – 3

Другой ответ (напишите) ____________________________________________

________________________________________________________________

3. Укажите, пожалуйста, где закупались в 2002 году новые учебники на внебюджетные средства (родительские, спонсорские и др.)? (Можно выбрать несколько ответов)

1) Закупали непосредственно в издательствах – 1

2) Покупали в учебных коллекторах – 2

3) В школу приезжали распространители учебной литературы – 3

4) Часть учебников родители смогли заказать по почте – 4

5) Родители самостоятельно покупали учебники в магазинах и на лотках – 5

6) Закупали в книготорговых фирмах – 6

7) Учебников не закупали – 7

8) Другой ответ (напишите) ____________________________________________

__________________________________________________________________

4. Напишите, пожалуйста, в каких издательствах и книготорговых организациях закупались в основном учебники на родительские деньги?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Теперь несколько слов о Вашей школе и библиотеке

5. Сколько учеников обучаются в Вашей школе? ________________

6. Сколько учителей работают в Вашей школе? _________________

7. К какому виду общеобразовательных учреждений относится Ваша школа?

Начальная школа – 1

Основная школа (девятилетняя) – 2

Средняя общеобразовательная школа (одиннадцатилетняя) – 3

Школа-интернат – 4

Школа с углубленным изучением предметов – 5

Гимназия, лицей – 6

Сельская (малокомплектная) школа – 7

Другое (напишите) _________________________________________________

________________________________________________________________

8. Есть ли в школе специальное оборудованное помещение, отведенное под библиотеку?

Да – 1

Сколько комнат ____ (напишите) Примерная площадь_______кв. м (напишите)

Нет – 2

9. Укажите общее количество экземпляров в фонде Вашей библиотеке______

10. Из них (примерно):

1) учебников и учебных изданий для школьников _______________________

2) методической литературы для учителей _____________________________

3) справочно-энциклопедической литературы __________________________

4) художественной литературы ______________________________________

5) в том числе по школьной программе _______________________________

6) подписных периодических педагогических журналов (кол-во названий) ______

7) учебных пособий на видеокассетах _________________________________

8) электронных учебных пособий на CD _______________________________

9) газет (кол-во названий) __________________________________________

10) что-то еще ___________________________________________________

11. Охарактеризуйте, пожалуйста, состояние фонда учебников Вашей школьной библиотеки. (Ответьте, пожалуйста, в каждой строке)

1) Библиотечный фонд укомплектован старыми учебниками,
до 1994 года издания (примерно на сколько процентов) ____%

2) Библиотечный фонд укомплектован учебниками,
до 1998 года издания (примерно на сколько процентов) ____%

3) Библиотека обеспечена учебниками,
изданными в 1999–2001 году (примерно на сколько процентов) ____%

4) Библиотека обеспечена учебниками,
изданными в 2002 году (примерно на сколько процентов) ____%

5) Другой ответ (напишите) ___________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

12. В разных регионах используются нетрадиционные способы обеспечения учащихся учебниками. Какие из перечисленных ниже путей используются в Вашей школе, каким бы Вы хотели бы воспользоваться при разрешении вышестоящих органов образования? (Ответьте, пожалуйста, в каждой строке)

1) Родители ежегодно сдают деньги, на которые закупаются недостающие учебники

Используем – 1
Хотим использовать – 2

2) Учебники выдаются в аренду за символическую оплату (до 10 руб.),а на вырученные деньги постоянно обновляется библиотечный фонд

Используем – 1
Хотим использовать – 2

3) Учебники закупаются на деньги спонсоров школы

Используем – 1
Хотим использовать – 2

4) Учебники закупаются на деньги, заработанные производственными бригадами школы

Используем – 1
Хотим использовать – 2

5) Происходит взаимообмен учебной литературой между школами

Используем – 1
Хотим использовать – 2

6) Недостающие книги на родительские деньги закупаются централизованно через коллекторы учебной литературы, торговые фирмы и т.д.

Используем – 1
Хотим использовать – 2

7) Закупаются книги непосредственно в издательствах

Используем – 1
Хотим использовать – 2

8) Недостающие книги закупаются по почте

Используем – 1
Хотим использовать – 2

9) Что-то еще (напишите) _____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

13. При каких условиях библиотекари школ могли бы заниматься организацией поиска и закупки недостающих учебников для обучающихся? (Можно выбрать несколько ответов)

Введение надбавки к зарплате за эту работу – 1

Увеличение ежегодного отпуска – 2

Выплата определенного процента от закупленных книг – 3

Принятие нормативных документов, регламентирующих эту работу – 4

Другой ответ (напишите)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

14. Есть ли у Вас в библиотеке отдельный читальный зал?

Да – 1

На сколько мест _____________ (напишите)

Сколько комнат ____ (напишите) Примерная площадь ______ кв. м (напишите)

Нет – 2

15. Напишите, сколько примерно читателей (не считая учеников и педагогов школы) пользуются услугами Вашей библиотеки? ______________________

16. Какие из перечисленных функций выполняет библиотека в Вашей школе? (Ответьте, пожалуйста, в каждой строке)

1) Формирование фонда учебной литературы

Да – 1
Нет – 2

2) Формирование библиотечного фонда художественной литературы

Да – 1
Нет – 2

3) Формирование фонда справочно-энциклопедической литературы

Да – 1
Нет – 2

4) Ведение компьютерного учета фондов

Да – 1
Нет – 2

5) Проводит консультации для учителей по подбору методической литературы

Да – 1
Нет – 2

6) Дает консультации учащимся по поиску необходимой информации

Да – 1
Нет – 2

7) Систематизирует рефераты учащихся, проводит конкурсы

Да – 1
Нет – 2

8) Организует выставки новых поступлений

Да – 1
Нет – 2

9) Проводит консультации по пользованию Интернетом

Да – 1
Нет – 2

10) Организует тематические вечера, факультативные занятия и кружки

Да – 1
Нет – 2

11) Обучает пользоваться компьютерными учебными пособиями

Да – 1
Нет – 2

12) Выполняет на коммерческой (договорной) основе дополнительные библиотечно-информационные услуги

Да – 1
Нет – 2

13) Проводит изучение читательского спроса

Да – 1
Нет – 2

14) Что-то еще (напишите) ___________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

17. Какое количество телефонов есть в Вашей школе?

Количество номеров _____ В нашей школе нет вообще телефона – 0

18. Есть ли перечисленное ниже оборудование в Вашей библиотеке, в школе? (Ответьте, пожалуйста, в каждой строке)

1) Телевизор(ы)

В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3

2) Кассетный магнитофон(ы)

В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3

3) Диапроектор

В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3

4) Видеомагнитофон(ы)

В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3

5) Множительная техника (ксерокс)

В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3

6) Компьютер(ы)

В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3

7) Модем

В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3

8) Электронная почта

В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3

9) Выход в Интернет

В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3

10) Мультимедиа оборудование для компьютера (CD-room)

В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3

11) Компьютерный класс

В помещении библиотеки – 1
В школе – 2
Нет – 3

19. Если в школе есть ксерокс, то имеют ли возможность педагоги размножать необходимые для организации учебного процесса материалы?

Да – 1

Нет – 2 (напишите по какой причине)

__________________________________________________________________

20. Из каких источников Вы узнаете о выпуске новых учебников? (Можно выбрать несколько ответов)

1) Ежегодно из Районного отдела образования поступает перечень учебников, рекомендованных МО на следующий учебный год – 1

2) Из «Перечня-каталога учебно-методических изданий МО на 2002/2003 учебный год» – 2

3) Издательства присылают в школу специальные каталоги выпущенных учебников – 3

4) Узнаем из «Учительской газеты» – 4

5) Получаем педагогические журналы, где печатаются материалы о новых учебниках и учебно-методических комплектах (УМК) – 5

6) Узнаем из специальных приложений к газете «Первое сентября» – 6

7) Получаем почтовый каталог «Учебники России» – 7

8) Узнаем на совещаниях в вышестоящих органах образования – 8

9) Узнаем на курсах повышения квалификации – 9

10) Получаем информацию по компьютерной электронной почте – 10

11) Находим информацию в сети «Интернет» – 11

12) Из журнала «Вестник образования» – 12

13) Из журнала «Школьная библиотека» – 13

14) На семинарах, проводимых издательствами – 14

15) Из других источников (напишите) ________________________

__________________________________________________________________

21. В какой степени Ваша школа обеспечена учебной, методической и другой литературой для организации учебного процесса? (Ответьте, пожалуйста, в каждой строке)

1) Учебниками

В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5

2) Учебными пособиями для учащихся

В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5

3) Методической литературой для учителей

В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5

4) Наглядными пособиями по предметам

В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5

5) Справочной, энциклопедической литературой

В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5

6) Художественной литературой по школьной программе

В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5

7) Материалами по Единому государственному экзамену

В основном обеспечена – 1
Примерно на 75% – 2
Примерно на 50% – 3
Примерно на на 25% – 4
Совсем не обеспечена – 5

22. Напишите, каких учебных изданий не хватает в Вашей библиотеке

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

23. Напишите, с какой периодичностью проходит проверка фонда учебной литературы? ___________________________________________________________

24. Напишите, по каким предметам учебники чаще всего приходят в ветхое состояние и не могут использоваться в течение положенных 4 лет:

1) для 1–4 классов ___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2) для 5–9 классов ___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) для 10–11 (12) классов _______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

25. С какой периодичностью проблемы работы библиотеки или отчеты заслушиваются на педагогическом совете школы?

Вообще не заслушиваются – 1

Раз в учебный год – 2

Раз в четверть – 3

Ежемесячно – 4

Другой ответ (напишите) ______________________________________________

___________________________________________________________________

26. В настоящее время разрабатывается нормативная база школьных библиотек. Какие из перечисленных ниже нормативных документов необходимо принять в первую, во вторую очередь, а какие не нужны? (Ответьте, пожалуйста, в каждой строке)

1) Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения (Устав школьной библиотеки)

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

2) Положение о школьной библиотеке-медиатеке

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

3) Положение о библиотеке малокомплектной сельской школы

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

4) Положение о школьном информационном библиотечном центре

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

5) Примерное штатное расписание библиотеки

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

6) Должностные инструкции работников библиотеки, в том числе положение о педагоге-библиотекаре

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

7) Положение об оказании платных услуг в школьных библиотеках и медиатеках

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

8) О тарификационной сетке работников школьных библиотек

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

9) Нормативы списания учебников и другой литературы

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

10) Другие документы (напишите)____________________________________

___________________________________________________________________

27. В какой степени Вы информированы о проблемах модернизации содержания общего образования?

Хорошо информированы – 1

Недостаточно информированы – 2

Совсем не информированы – 3

Затрудняюсь ответить – 4

28. Из каких источников Вы получаете информацию о задачах и ходе модернизации содержания образования? (Можно выбрать несколько ответов)

1) Из периодических педагогических изданий – 1

2) Из передач по телевидению, радио – 2

3) От руководства школы – 3

4) На семинарах, совещаниях в РОНО – 4

5) На курсах повышения квалификации – 5

6) Читаю специальные издания – 6

7) Из других источников (напишите) ____________________________________

__________________________________________________________________

29. Для перехода на компьютерный учет библиотечных фондов готовится к внедрению специальный электронный каталог. Какие элементы библиотечной системы, по Вашему мнению, необходимо в него включить в первую, во вторую очередь, а какие вообще не нужны. (Ответьте в каждой строке)

1) Электронный каталог с включением Федерального перечня учебных изданий

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

2) Формы учета поступлений и движения в библиотечном фонде школы

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

3) Инвентаризационные формы

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

4) Акты (сверки, проверки фондов)

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

5) Формы (карточки учета учебников)

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

6) Формы регистрации утерянных учебников

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

7) Формы заказов на учебную литературу в комплектующие организации (в отделы образования)

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

8) Формы заказов в издательства

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

9) Формы заказов в библиотеку от педагогов

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

10) Обновление информации каждый год через Интернет

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

11) Информация об учебниках и учебно-методических комплектах

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

12) Информация об учебных программах и курсах

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

13) Система справочных изданий на магнитных носителях (CD, дискетах)

В первую очередь – 1
Во вторую очередь – 2
Не нужны – 3

14) Что-то еще (напишите) __________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Следующие вопросы о сотрудниках школьной библиотеки

30. Сколько человек работает в библиотеке ________________

31. Количество ставок _________ 32. Тарификационный разряд __________

33. Месячная зарплата _________ 34. Стаж работы ____________________

35. Образование работника(ов) библиотеки ___________________________

36. Специальность по диплому ______________________________________

37. Имеет ли работник(и) библиотеки навыки работы с компьютером ______

38. Когда и какие курсы повышения квалификации библиотекарей проходили за последние три года ___________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

39. В заключение напишите, пожалуйста, какая дополнительная подготовка (в том числе по овладению компьютерными программами) необходима для повышения квалификации школьных библиотекарей?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

40. Место расположения Вашей школы?

Москва, Санкт-Петербург – 1

Республиканский, областной центр – 2

Районный центр – 3

Другой город (районного подчинения) – 4

Поселок городского типа – 5

Сельская местность – 6

41. Укажите Ваш почтовый индекс, полный адрес и название учебного заведения:

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________