Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2002


КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Ольга Громова, главный редактор

Давно задуманный красивый, радостный 21-й номер газеты, посвященный подготовке к Новому году, был почти сделан, когда в Москве так страшно оборвался романтический и веселый мюзикл. Почему-то мы все говорим: «Как гром среди ясного неба». Где оно, ясное небо, если страна ведет войну на своей территории?

И еще не очень понимая, о чем же говорить с детьми, потому что сами растеряны, мы поняли главное – говорить с ними надо. Не раз и не два. Говорить взвешенно и честно, помогая им разобраться в себе и в той жизни, что устроили им взрослые, полной вопросов, которые порой некому задать. Потому что они не всегда могут их сформулировать, а мы – услышать. Надо говорить и сейчас, спустя время. Ибо ничто не забывается, а лишь прячется в глубине души, порождая неясные тревоги или безапелляционные выводы.

Мы не понимали, нужна ли вам, спустя почти две недели, газета о том, как говорить с детьми об этой войне и последней трагедии... Или наоборот – мы должны помочь читателю все забыть, отвлечь, сгладить внешние проявления тревоги или агрессии? И мы спросили всех наших давних авторов и читателей, кому успели дозвониться, потому что ответ нужен был срочно: издательский график неумолим. Всем задали лишь два вопроса: нужен ли такой номер, и о чем и как вы говорили с детьми в эти дни? Да, нужен, сказали все. И три дня редакторы и секретари не отходили от телефона и компьютера, записывая тексты под диктовку и разбирая шквал электронной почты. Газету делали всем миром. В буквальном смысле. Имена откликнувшихся не уместились бы в моей колонке. Благодарим всех, чьи материалы вошли или не вошли в этот номер. Мы надеемся, что он поможет вам еще не раз вернуться к этой трудной теме, уже без гнева и страха, только помогая детям жить в изменившемся мире, где война не имеет преград в виде расстояний и времени. Ей может быть только одна преграда – другое мышление. Мышление не силы, но мудрости и терпимости. И для начала надо учиться слушать и слышать друг друга. И не думать, что «у нас-то в школе все хорошо и дети ни о чем не тревожатся». Поверьте, это не так. Спросите их. Почитайте вместе с ними эти страницы, подумайте, поспорьте, примирите. Кто же, если не вы, это может?