Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2002


КАРТОТЕКА ОПЫТА

О качестве учебника спросим ученика

Десять школьных лет ребенок, подросток проводит за чтением и осмыслением учебников. Общение с учебником настоятельно рекомендуют ему взрослые: учителя, авторы, родители. При этом авторов, издателей, педагогов, руководителей образования, родителей очень волнует качество этих учебников: научность
и доступность содержания, соответствие возрасту, уровень полиграфии и т.д.

Всё это постоянно обсуждается специалистами различных уровней, анализируется, совершенствуется, внедряется в школьную практику. Однако, до последнего времени к обсуждению качества учебников не привлекались их основные пользователи – школьники.

Что они, девочки и мальчики, думают о современных учебниках, что им в них нравится, а что – нет, какие бы они хотели иметь учебники? Именно эти вопросы
и заданы ученикам 5–11-х классов в рамках конкурса «Мой друг учебник».

Впервые этот конкурс был проведён в 1999 году среди школьников Санкт-Петербурга. Устроителем конкурса стал петербургский торговый дом «Просвещение» совместно с городскими молодёжными газетами «Смена» и «Пять углов».

Конкурс содержал две номинации: «Мой друг учебник (название, автор)» и «Каким я представляю себе учебник XXI века» – и проводился в двух возрастных группах: 5–8-е классы, 9–11-е классы. 30 победителей получили грамоты и ценные подарки издательств и торгового дома, а главным призом стали поездки двух победителей с родителями в марте 2000 года в Москву с культурной программой.

Чего хочет от учебника современный школьник?

В своих отзывах о современных учебниках, пожеланиях по их усовершенствованию и описаниях учебников будущего ребята предлагают:

– иметь красивый, удобный (не тяжёлый и не рвущийся) учебник, даже советуют создать специальные полимерные материалы и при этом сохранить деревья;

– соединить учебник с рабочей тетрадью и словарём, при этом учебник может быть 3- или 4-томным (на каждую четверть);

– чтобы в учебнике было три уровня сложности упражнений;

– чтобы задания предлагали действовать самостоятельно в жизненных ситуациях;

– чтобы в конце каждого теоретического параграфа было сказано, как эти знания были использованы в прошлом и как они могут быть применены в жизни;

– чтобы в учебнике в конце каждой темы были тесты с ключами в конце учебника, позволяющие самому ученику устанавливать уровень усвоения им данной темы;

– чтобы он был весёлым (курьёзы, анекдоты), иллюстрации в нём соответствовали бы возрасту учащихся;

– чтобы к учебнику была масса дополнительных материалов: аудио- и видеокассеты, компакт-диски, брошюры для дополнительного чтения, позволяющие определить применимость знаний в будущей жизни и профессии, каталоги с адресами в Интернете.

Конкурсные работы школьников, содержащие конструктивные предложения по улучшению качества уже изданных учебников и созданию учебников нового поколения, были представлены в издательства.

Конкурс для его устроителей – это прежде всего часть большого многогранного мониторинга по качеству, востребованности и перспективам учебной книги. Недаром в проверке работ участвуют представители издательств, книготоргующих организаций, авторы учебников, учителя, методисты, специалисты библиотечного дела, научные сотрудники Государственного университета культуры и искусств
и др. Результаты конкурса представляются и обсуждаются ежегодно на научно-практической конференции «Учебник XXI века». Таким образом, победители конкурса становятся активными участниками конференции, ибо им предоставляется возможность высказать свои соображения тем, кто делает для них учебники. Как показывает опыт, выступления школьников с большим интересом воспринимают взрослые участники конференции, а те предложения, которые они высказывают
в своих работах (как показал опять же опыт), становятся нередко важным стимулом для совершенствования учебной литературы.

Во время торжественного подведения итогов конкурса на конференции дети получают ценные подарки, обязательно лучшие книги учебных издательств, подписки на городские газеты, а главный приз – поездка в Москву с родителями во время школьных каникул. Там не только покажут достопримечательности столицы, но и весь процесс создания учебной книги во время экскурсии по издательству.

Темы конкурсных работ этого года:

1. Мой друг учебник … (название, автор). На примере выбранного вами учебника издательства «Дрофа» представьте своё видение его достоинств и предложения по его усовершенствованию.

2. Мой друг учебник … (название, автор). Первая фраза работы: «Если бы я был художником-иллюстратором, то …» Предложите свой вариант оформления конкретного словаря, справочника, задачника и др.

3. Мой друг учебник … «Если бы я был издателем, я бы напечатал учебник по истории Санкт-Петербурга… или учебник по истории Ленинградской области». В этой номинации вы можете представить проекты учебников истории своего родного края (села, района, города).

Опыт проведения конкурса «Мой друг учебник» неоднократно представлялся на различных семинарах и конференциях, и сегодня подобные конкурсы проводятся в Петрозаводске, Челябинске, Волгограде, на Северном Кавказе и в других регионах России.

Регина Сокуренко
Санкт-Петербург

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина сумок и аксессуаров ТОПАВЕНЮ.РУ. Посетив интернет магазин ТОПАВЕНЮ.РУ, который располагается по адресу http://topavenue.ru/, Вы сможете по выгодной цене купить высококачественную продукцию итальянской марки Balagura, и других ведущих мировых брендов и модных домов. Различные способы оплаты и доставка по всей России, делают покупку через интернет магазин итальянских сумок Balagura ТОПАВЕНЮ.РУ простой и удобной, позволяя совершить заказ не покидая дома или офиса. Рубрикатор, представленный на сайте магазина, позволит быстро найти сумки нужного бренда, а онлайн консультант ответит на все Ваши вопросы и поможет подобрать нужный товар.