Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2002

 Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 09 (09) • вкладка в БШ № 21 (81) • 1–15 ноября 2002

Час тихого чтения

МАЙЯ КАРАПЕТЯН.
Я ИДУ НА УРОК В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ.

Книга для учителя. Библиотека «Первого сентября».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2001

Эта книга, по сути, курс истории искусств, адресованный учителю начальных классов средней школы. Педагоги могут использовать ее как пособие для проведения уроков – она и состоит из уроков, в которые включен не только текст учителя, но и предполагаемая реакция детей на то или иное произведение искусства. Поможет она и при проведении внеклассных мероприятий, экскурсий и разнообразных представлений.

В книге четыре части, что соответствует четырем годам обучения в начальной школе. Третьеклассники могут читать эту книгу уже самостоятельно, учащимся четвертых классов будет интересно снова прочитать об искусстве Древнего Египта или вспомнить мифы о Тезее или об Икаре.

В первой части книги первоклассники знакомятся с искусством Древнего Египта, мифами Древней Греции. Предлагается даже сценарий представления: «Орфей и Эвридика идут к выходу из царства мертвых».

Во второй части второклассникам рассказывается об искусстве Древней Греции и Древнего Рима. С такими историческими событиями, как Троянская война, дети знакомятся не по учебнику истории, а по поэмам Гомера и древнегреческой скульптуре, а о событиях в Древнем Риме – по репродукциям древнеримских мраморных портретов.

В третьей части учащиеся третьих классов знакомятся с основами Библейской истории, искусством Древней Руси и Средневековья. В книге в форме бесед со школьниками приводятся ясные и наглядные примеры творчества древних архитекторов и иконописцев, рассказывается об образе жизни средневековых рыцарей и их крепостном и церковном зодчестве, о смене архитектурных стилей – от готики до Возрождения.

В четвертой главе рассказывается об искусстве эпохи Возрождения и классицизма. В этой главе на примерах творчества Микеланджело, Леонардо да Винчи, Шекспира школьники узнают о стилях разных эпох, о национальных школах искусства (итальянской, французской, русской), о творческих проблемах далекого для них времени.

Каждая часть книги заканчивается главкой «Вспомним, что узнали, и проверим, как запомнили». В книге есть кроссворды по темам обучения, небольшой словарь имен и понятий, список рекомендуемой литературы.

Я ИДУ НА УРОК В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ. ИСТОРИЯ.

Книга для учителя. Редактор-составитель М.А.Козлова. Библиотека «Первого сентября». Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

Сборник включает в себя оригинальные разработки уроков истории, интегрированных уроков; сценарии праздников, дополнительный материал. Они помогут учителю при подготовке к факультативным занятиям или при разработке интегрированного курса начального исторического образования.

Материалы, помещенные в книге, знакомят младших школьников с самыми яркими событиями в истории России, учат ориентироваться в исторической информации, рассказывают о предметах материальной культуры, исторических текстах, картах, хронологических таблицах и т.п.

В сборнике четыре части, каждая из которых может быть использована в любом из четырех классов начальной школы. В первой части «Уроки истории» помещены разработки уроков, посвященных археологии, хронологии, истории возникновения письменности. Там же приводятся разработки уроков истории России от Киевской Руси до первой четверти XIX века.

Во второй части книги помещены разработки интегрированных уроков. На историческом материале («Крещение Руси», «Полководец Суворов», «Московский Кремль», «Царство кочевников», «Древнее жилище славян»),
на занимательных примерах школьники младших классов изучают общеобразовательные темы («Склонение имен существительных», «Однородные члены предложения», «Решение арифметических задач» и т.п.).

Третья часть «Праздники, игры» посвящена разработкам игр на исторические темы. Игры и праздники посвящены языческим обычаям древних славян и мифам Древней Греции, Дмитрию Донскому и Новгородскому вече, родословным, девизам, поговоркам.

В главе «Дополнительный материал» помещены тесты для зачетов, задания к урокам истории и к интегрированным урокам и больше двухсот вопросов для викторин.

Эта книга будет полезна учителям начальных классов, родителям, воспитателям групп продленного дня.

В.В.ВЫГОНОВ. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. Поделки, модели, игрушки.

Книга для учителя. Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

Трудовое обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки трудового обучения должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

В книге В.В.Выгонова представлены оригинальные творческие задания для учащихся начальной школы, а также для учителей, которые на основе многих заданий смогут разрабатывать собственные конструкции, упрощая или усложняя предложенные. Все задания корреспондируются с заданиями на уроках изобразительного искусства,
а описания предлагаемых художественно-прикладных изделий и технических моделей содержат и сведения об истории возникновения и значения их в жизни человека.

В книгу включены различные виды творческой деятельности, предусмотренные типовыми программами для школы. Она является дополнением к теоретическому курсу трудового обучения и позволяет каждому педагогу строить урок по-своему.

Творческие задания разделены по трем темам «Работа с бумагой», «Работа с тканью» и «Работа с природными материалами». Каждая тема подразделяется по типам выполняемых работ: игрушки, оригами, плетение, летающие и плавающие модели, вышивание, мягкие игрушки, композиции из соломки, листьев и трав, музыкальные инструменты и т.п.

Предлагаемые в книге образцы изделий можно увеличивать и уменьшать, придумывать новые формы, причем учителя могут делать это вместе с учениками. В книге учтены последние изменения в программах по трудовому обучению младших школьников.

В.В.ВЫГОНОВ. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. Композиция, подарки, модели.

Книга для учителя. Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

 

Вторая книга В.В.Выгонова содержит оригинальные творческие задания для учащихся начальной школы. Она посвящена, в основном, художественному конструированию, техническому творчеству и изобразительному искусству, навыки которых дети получают на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. На этих уроках работа детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных конструкторско-технических задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных изделий детям можно показать, как работают дизайнеры, что очень важно знать не только процедуру изготовления изделия и свойства используемого материала,
но и представлять, кто будет пользоваться этой вещью, ее экологические и экономические параметры.

Книга состоит из шести глав, посвященных художественному конструированию. В первой главе «Трудовое обучение и математика» рассказывается о масштабах, тени, о геометрических свойствах различных фигур от оригами до петли Мёбиуса.

Во второй главе «Работа по шаблонам» описываются методы изготовления масок животных для настольного «Театра зверей», а в третьей главе «Летающие и плавающие модели» рассказывается о методах конструирования довольно сложных моделей воздушного змея, монгольфьера, катера с водяным колесом.

В главе «Праздники» рассказывается, как делать объемные поздравительные открытки с фигурками различных зверей и цветов. В главе «Работа с нитками и тканью» описываются не только методы росписи и вышивки,
но и рассказывается об истории гобелена, бисерного ткачества. В главе «Работа с разными материалами» рассказывается о методах лепки из глины,
о работе с гипсом, о печатной графике – монотипии и об изготовлении изделий из папье-маше.

Интересные, многогранные задания, ясное описание методов изготовления изделий с объяснением решения конструкторских проблем, технологических задач, приемов работы инструментами и, наконец, проверки изделия в действии и устранения ошибок делают эту книгу В.В.Выгонова незаменимым пособием для педагогов дополнительного образования, руководителей кружков и родителей.

Обозреватель Владимир Севрюгин

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Испытание воспитанием. № 72–2002, с. 1.

Заставить сегодня школу готовить детей не к нынешней жизни, а к какой-то абстрактной, будущей – значит отбросить ее в прошлое.

Дашковская О. Эпоха робкой благотворительности. № 72–2002, с. 1.

Пока в России нет налоговых льгот для спонсоров, даже самые громкие призывы помочь школе не разносятся дальше чиновничьих кабинетов.

Адамский А. Образование – капитал, а не разменная монета. № 75–2002, с. 1.

Сегодня у граждан нет возможности представлять и защищать свои образовательные права и свободы на уровне большой политики.

Иштрикова Н. Концепция профильного обучения: общеобразовательные классы в старшей школе решено сохранить. № 75–2002, с. 1.

На заседании Комитета по образованию и науке Госдумы обсуждался вопрос о концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Борисова Л., Звягинцев В. Частный случай конфликта поколений. № 72–2002, с. 2.

Подросток и его отношения с родителями.

Витковский А. Зачем мы учим выбирать ошибки? № 73–2002, с. 2.

О причинах возникновения проблемы профессионального самоопределения и способах ее разрешения разговор с начальником Управления профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Минтруда М.Бубновым.

Резапкина Г. Поколение «Next»: кто будет строить храм? № 73–2002, с. 2.

Профессиональные намерения и жизненные планы выпускников.

Куркин Е. По ту сторону рынка труда. № 73–2002, с. 2.

Система образования в системе спроса и предложения рабочих мест.

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ

Леонтьева О. Система образования в Дании. № 72–2002, с. 3.

Граждане Дании сами выбирают, в какой школе и по какой программе будут учиться их дети, а государство гарантирует финансовую поддержку любых образовательных учреждений.

РЕЖИССУРА УРОКА

Соломатина Л. Одна отметка на двоих. № 72–2002, с. 4.

Лежнева Л. Совсем не маленькая деталь. № 72–2002, с. 4.

Кадужина Е. Урок, как и науку, творят люди. № 72–2002, с. 4.

Ганькина М. Меню на каждый день: отведайте экзотических блюд! № 72–2002, с. 4.

Савельев С. О том, как я нечаянно организовал очередь в… чулан. № 72–2002, с. 4.

СТАНДАРТ ИДЕТ

Гусева В. Знакомясь с проектом стандарта, учителя чувствуют себя обманутыми.
№ 73–2002, с. 1.

Предъявляя очередные требования к школе, власть почему-то забывает предъявить требования к себе.

Адамский А. Кабинетная игра, в которой школа обречена на проигрыш. № 73–2002, с. 2.

Корень большинства проблем системы образования кроется в том, что Закон «Об образовании» не воспринимается ни прокуратурой, ни финансовыми органами, как равноправный по сравнению с другими законами.

Видимо, чтобы вспомнить о детях, надо забыть о стандартах. № 74–2002, с. 1.

За четыре часа парламентских слушаний об интересах ребенка упомянули лишь один раз.

Зверев А. Разгрузить портфель знаний не удалось. № 74–2002, с. 1.

Авторы стандарта так и не дотянули до заданной самим себе планки в 20 процентов.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 74–2002, с. 5.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 74–2002, с. 6.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Севрюгин В. «Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». № 75–2002, с. 2.

Книга эта не учебник, скорее хрестоматия, сборник документальных свидетельств тех времен, снабженный тематическими статьями – результатами авторских исследований.

Лебедев С. И нельзя прибить на столб табличку: «Здесь в тридцатые годы двадцатого века...» № 75–2002, с. 2.

Размышления на развалинах спецпоселения в ущелье Гакмана, Хибины.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Документы № 88. № 73–2002, с. 1–8.

Предметы будущего времени № 2. № 75–2002, с. 3–6.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Уроки обучения грамоте. № 38–2002, с. 5–12.

Уроки, предложенные учителями по различным темам обучения грамоте.

Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4-м классе. № 39–2002, с. 5–12.

Эта книга – продолжение аналогичных книжек для первого, второго и третьего классов. Число задач в ней таково, что можно выбрать из них задачи для каждого урока: по одной на урок. Задачи решаются дома. Но очень часто нужно разбирать их и в классе.

Продолжение. Начало см. № 41–2001 (1-й класс); № 12–2002 (2-й класс); № 22–2002 (3-й класс).

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Шаврина М. Добрая сказка учит считать. № 38–2002, с. 2.

Урок-сказка для 2-го класса (1–4).

Рашина Л. Путешествие из Орфограмска в Словознайкино. № 38–2002, с. 2–3.

Урок по теме «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения».

Русакова Т. Знакомьтесь, скорость! № 39–2002, с. 2.

Урок в 4-м классе (1–4).

Куданкина С. Как определить склонение. № 39–2002, с. 15.

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3-м (1–3) или 4-м (1–4) классах.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Воронцов А., Чудинова Е. Урок в системе развивающего обучения. № 38–2002, с. 4, 13.

Методика планирования уроков по естествознанию.

Продолжение. Начало см. № 23, 30–2002.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 3–4.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 13–14.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

ПРАЗДНИКИ

Камышанская Н. и др. Осенний день именинника. № 38–2002, с. 15.

Сценарий праздника из цикла именинных праздников по сезонам.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Иштрикова Т. Лист ложится на тетрадь. № 38–2002, с. 16.

Кузнецов А. Путешествие в страну исторических источников. № 38–2002, с. 16.

Путешествие десятое. Портрет Конька-Горбунка.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. Желудочно-кишечные расстройства. № 18–2002, с. 4–5.

Симптомы и лечение.

Продолжение. Начало см. № 12–17–2002.

Якушева Е. Диагноз: острый холецистит. № 18–2002, с. 5.

Лекманов А. Дефицит йода влияет на здоровье. № 18–2002, с. 9.

Недостаток йода приводит к нарушению функции щитовидной железы и возникновению йоддефицитных заболеваний.

Таточенко В. Детские инфекции. № 19–2002, с. 4–5; № 20–2002, с. 4–5.

Вакцинопрофилактика, противопоказания к вакцинации. Управляемые инфекции.

Якушева Е. Диагноз: хронический холецистит. № 20–2002, с. 5.

Палагина Л., Сафронова Л. Сахарный диабет. № 20–2002, с. 8–9.

Что такое диабет и как его контролировать? Что надо делать, чтобы ваш ребенок вел активный образ жизни?

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Брязгунов И., Касатикова Е. Непоседливый ребенок. № 18–2002, с. 20–21; № 19–2002, с. 12–13; № 20–2002, с. 16–17.

В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Воспитатели,
а, прежде всего, учителя начальных классов бьют тревогу.

Продолжение. Начало см. № 11–17–2002.

СКАЖИТЕ, ДОКТОР…

Матвеева М. Откуда берутся неврозы? № 19–2002, с. 11.

На вопросы родителей отвечает врач-психоневролог, профессор А.И.Захаров.

ВОПРОС – ОТВЕТ

Пировская В. Если болезнь позади. № 19–2002, с. 14–15.

Средние сроки начала занятий физическими упражнениями при наиболее распространенных заболеваниях.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Радужный камень. № 18–2002, с. 11–14.

Игра на развитие толерантности для учащихся 3–4-х классов.

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 20–2002, с. 11–12.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 20–2002, с. 13–14.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР

Золин Б. Пилотаж пеномяча. № 18–2002, с. 21.

Рассказ об играх с пеномячом.

ПОДРОСТОК

Варга Д. Дела семейные. № 19–2002, с. 18–19; № 20–2002, с. 18–19.

Автор предлагает поразмышлять над тем, что происходит с детьми и вокруг них в семье, школе, вообще в жизни, поговорить об их праве на доверие, уважение и любовь близких,
о праве на самостоятельность и независимость, об ответственности за совершенные поступки.

Продолжение. Начало см. № 11–17, 19–2002.

Матвеева М. «Нет!» – «пивному детству»! № 19–2002, с. 16.

Что же делать родителям подростков посреди всеобщей пивной вакханалии?

КНИГА В ГАЗЕТЕ

Евграфова Т. Научная организация труда школьника. Осознанное мышление. № 38–2002, с. 5–12; № 39–2002, с. 5–12.

Групповые занятия для учащихся 6—7-х классов.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Цылев В., Орлова В. Каждому свое. № 38–2002, с. 14.

Опыт проведения диагностического обследования детей при поступлении в школу.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Пилипко Н., Диянкова И. Работа для троих. № 39–2002, с. 14–15.

Коррекционная работа с детско-родительской парой в процессе психологического консультирования. Диагностические и коррекционные методики.

Окончание. Начало см. № 36–2002.

НАШИ ДЕТИ

Хухлаева О. На пороге новых возможностей. № 38–2002, с. 4.

Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков.

Продолжение. Начало см. № 34, 36–37–2002.

МЭТРЫ

Степанов С. Человек, который научил мир улыбаться. Дейл Карнеги (1888–1955). № 39–2002, с. 2–3.

Во всем мире Карнеги едва ли не самый известный психолог. И это при том, что профессиональным психологом он никогда не был. Правильнее сказать, что Карнеги был блестящим житейским психологом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Решетникова О. Как помочь Петьке Сидорову? № 38–2002, с. 3.

Беседа со старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии Областного института повышения квалификации работников образования (ОИПКРО) И.П.Посашковой по проблеме подготовки и переподготовки психологов для системы образования.

ИГРОТЕКА

Беглова Т. Я и моя роль в классе. № 38–2002, с. 16; № 39–2002, с. 16.

Сценарий тренингового занятия предназначен для учащихся 8-х классов.

РЕПОРТАЖ

Решетникова О. Из Калининграда – с любовью. № 39–2002, с. 4.

Репортаж о региональной конференции «Комплексный подход к реабилитации детей группы риска средствами образования», которая проходила с 24 по 26 сентября в Калининграде.

КНИЖНЫЙ ШКАФ

В этой рубрике представлены рецензии на книги по психологии.

Степанов С. Психодиагностика невербального поведения. А.Маграбян. № 38–2002, с. 15.

Прочитав эту книгу, вы вряд ли научитесь «видеть людей насквозь», зато поймете,
на каких научных основаниях базируется это искусство.

Решетникова О. Психодиагностика детей. Составитель А.С.Галанов. № 38–2002, с. 15.

Знакомство с этим изданием приближает практических психологов к цивилизованному и корректному использованию диагностических методик.

Артюхова И. Делай так, как я хочу. И.Вагин. № 38–2002, с. 15.

Данное издание по содержанию является абсолютно рациональным: рациональнее некуда.

Степанова М. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. И.И.Мамайчук. № 38–2002, с. 15.

Данная книга знакомит читателя с содержанием и методами собственно психологической помощи детям с проблемами в развитии.

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА

Статьи этой рубрики посвящены проблеме СПИДа и тому, как отвечать на вопросы и какую информацию о СПИДе давать детям. «Первое сентября», № 74–2002, с. 7.

Юдашкина А. [Разные статьи] Единственная защита – знание. Почему молчит семья? Упущено драгоценное время. Говорить об этом все равно придется. Но как?

ПОДРОСТОК

Матвеева М. «Нет!» – «пивному детству»! «Здоровье детей», № 19–2002, с. 16.

Что же делать родителям подростков посреди всеобщей пивной вакханалии?

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Ланцберг В. Любите детей долго и нудно... «Первое сентября», № 73–2002, с. 4.

Мы врем себе, что любим детей, потому что, люби мы их взаправду, мы бы нежно и бережно проращивали в них взрослых.

Что делать, если у подростка появились тайны? «Первое сентября», № 73–2002, с. 4.

Джонсон Д. Когда взрослым не хватает слов. Пер. с англ. М.Никоновой. «Первое сентября», № 73–2002, с. 4.

О грустном, трагическом, непоправимом говорить вообще трудно. Тем более с детьми. Но если вы все-таки найдете в себе силы быть честными в такой момент, то дети поймут, что вам можно верить.

Попова С. В пятнадцать лет она бросила курить. «Первое сентября», № 75–2002, с. 8.

Ребенок – это сюрприз каждый день. Никогда не знаешь, каким будет твое родительское завтра.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Школа индивидуального образования. № 38–2002, с. 7–10.

Образовательная программа для организации курсов повышения квалификации педагогов и руководителей образования по направлению развития содержания образования в старшей школе.

ВЗГЛЯД

Адамский А. «Эврика» в Красноярске. № 38–2002, с. 1.

Обзор учебно-проектной сессии Института «Эврика», проходившей в Свердловском районе Красноярска.

Адамский А. Союз власти и религии. № 39–2002, с. 1.

В школу дети ходят не за верой, а за знанием, что не всегда одно и то же.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Глебова Л. Лекарство от бедности. № 38–2002, с. 4–5.

Лекарством от бедности, по мнению автора, является социальное партнерство – создание институтов экономической солидарности граждан.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 7–8.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 9–10.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи В.Пеньковой.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Внутренняя свобода учителя. № 38–2002, с. 2.

Внутренне свободные дети и взрослые так редки и появление их так загадочно, что кажется, будто у них особый талант, да еще и прирожденный.

Обострение совести. № 39–2002, с. 2.

Сотрудничество и есть главный способ воспитания внутренне свободных людей, особенно там, где идет совместная работа, например, учение.

ПОЗИЦИЯ

Шестилеткам нужна мама, а семилеткам – Марья Ивановна. № 39–2002, с. 4–5.

Круглый стол «Управления школой» обсуждает проблему обучения детей с шести лет.

ИМПЕРИЯ «ВУЗ»

Алейникова И. Искусство палочной дисциплины. № 39–2002, с. 6.

Автор попытался составить представление о главе вуза как человеке и руководителе. Интервью с ректором Архангельского государственного технического университета О.М.Соколовым.

ОФИС

Семенова Л.Л. Материальная помощь сотрудникам. № 38–2002, с. 11.

Автор отвечает на вопросы, связанные с оформлением и выплатой материальной помощи.

Митюкова Э. Сверхурочные и плата за работу в выходные дни. № 39–2002, с. 11.

Какая работа считается сверхурочной и как она оплачивается?

СЕТЬ

Сомова О. Коммуникативные технологии в действии на сайте гимназии «Корифей». № 39–2002, с. 12–13.

Фрагменты телекоммуникационного моста, который прошел в рамках семинара по коммуникативным технологиям, главной темой которого была, конечно, коммуникация – как новая образовательная предметность и новое пространство педагогического менеджмента.

ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

Архимандрит Кирилл (Павлов). Как получить у Бога просимое? № 38–2002, с. 3.

Слово в Неделю 17-ю Пятидесятнице о силе молитвы хананеянки и об исцелении Иисусом Христом дочери ее.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Седьмой столп. № 39–2002, с. 1, 3.

Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского Собора.

ДИВЕН БОГ ВО ВСЕХ СВЯТЫХ СВОИХ

Шарова В. «Я не для того взял посох, чтобы его оставить». № 39–2002, с. 5.

Краткое жизнеописание священномученика Александра (Щукина), архиепископа Семипалатинского.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

Воропаев В. Благодать там присутствует. № 38–2002, с. 4–5.

Рассказ о посещении Оптиной пустыни Гоголем.

Бройде М. Чудо смирения. № 39–2002, с. 6, 11–13.

Педагог анализирует поступки основных героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», используя воззрения и критерии христианства.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

В этой рубрике представлены игры, разработанные ведущими российскими психологами образования по заказу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября».

Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. № 39–2002, с. 7–8.

Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов.

Битянова М., Вачков И. Встречи во вселенной. № 39–2002, с. 9–10.

Игра на развитие толерантности для старшеклассников.

При разработке игр использовались идеи Пеньковой В.

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

Митрополит Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания. № 39–2002, с. 12–15.

Публикация серии статей на тему православного воспитания.

Богочеловек как Альфа и Омега воспитания. Воспитательный характер первой заповеди.

Продолжение. Начало см. № 35, 37–2002.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Клюева Ю. «Неправедные Царства Божия не наследуют». № 38–2002, с. 11.

Конспект урока для средней школы, посвященный изучению шестой и седьмой заповедей Божиих.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Пряшников А. У озера хорошо. № 38–2002, с. 8–10.

Рассказ о православном детском лагере.

ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО

Кутковой В. Икона и дети. № 39–2002, с. 4–5.

В воскресных школах мы обязаны учить детей понимать сложный язык иконы, но никак не «сосдавать» ее.

ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Желтов М. Хэллоуин «по американскому обряду». № 38–2002, с. 6–7.

Публикация о новомодном языческом празднике.

ПАЛОМНИЧЕСТВО

Черепанова Г. К преподобному Севастиану Карагандинскому. № 39–2002, с. 13, 15.

Впечатления от поездки.

LANGUAGE SKILLS

Writing. № 38–2002, p. 3.

Autumn is the Time. Little or Big? Idioms: the Way We Behave.

Listening. № 39–2002, p. 3.

What does Betty Do Every Day? Kites’ Day. Are You Hooked?

ASPECTS OF LANGUAGE

Vocabulary. № 38–2002, p. 4.

Sun is to Day as Moon is to Night. The Year. Study up. Fear not.

Spelling&Pronunciation. № 39–2002, p. 4.

Silent Knight! The Correct Spelling. Double Trouble. Fussing About F.

METHODS OF TEACHING

Никитенко С.Г. Интернет для учителя английского языка. № 38–2002, p. 5, 16.

Аналитический обзор ресурсов.

Continued from № 37–2002.

Смелова Л. Обучение чтению в 5-м классе. № 38–2002, p. 7–10.

Вводный фонетический курс. Автор предлагает различные фонетические упражнения и игры.

Vlasova I. The Importance of Classroom Discussion in Fostering Tolerance. № 39–2002, p. 12.

Балашова Т.А. Nirvana на уроке английского языка. № 39–2002, p. 14.

Работа над песней развивает навыки аудирования и перевода, она знакомит с современной разговорной лексикой, выполняет коммуникативную функцию, песня дает «живые» грамматические конструкции.

CLASSROOM ACTIVITIES

Abramova T. Developing Vocabulary. № 38–2002, p. 11.

How to make a student learn so many new words?

Сидорова А. Диктанты к учебнику IV класса под редакцией И.Н.Верещагиной. № 39–2002, p. 5.

Эскина М. Маугли и его друзья. № 39–2002, p. 6.

Урок толерантност