Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2002


ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ

Загляните на сайт

Book it!

Государственная программа привлечения к чтению американских школьников

http://www.bookitprogram/com (на английском языке)

Этот сайт невозможно не открыть. Вопросы чтения детей находятся здесь в центре самого пристального внимания педагогов, библиотекарей, родителей и самих школьников. На страницах информационного массива постоянно мелькает «book», «read», «children». Как нормальный библиотекарь, имеющий стойкую реакцию на такие слова, я не могла не полюбопытствовать, так что же это такое – «BOOK IT!»? Обратимся к тексту.

Общая информация

Государственная программа стимулирования чтения «BOOK IT!» основана в 1985 году. Основная цель проекта: научить детей любить книги, сделать чтение их жизненной потребностью.

Программа и учителя. Чтение и книги – в центре внимания всех педагогов. Учителя разрабатывают специальные ежемесячные планы, в которых определяются цели и задачи чтения. Это могут быть ориентиры для работы в группе или индивидуальные планы для каждого ребенка в классе. Полученные результаты позволяют корректировать поставленные задачи каждый месяц. Учителя оценивают как количественные показатели (число прочитанных книг, страниц или глав; время, проведенное за чтением книг), так и качественные (обогащение лексики; развитие воображения, устной и письменной речи, свободы общения).

Для детей, которые не умеют читать (первоклассники), для тех, у кого возникают трудности с чтением, педагоги разрабатывают индивидуальные планы работы с книгами.

Программа и родители. Воспитывая школьников, программа «BOOK IT!» активно работает со всей семьей. Родители читают с детьми дома, участвуют в специальных праздниках, конкурсах.

Программа и школьники. Читающие дети получают не только одобрение педагогов, признание сверстников, но и награды спонсоров проекта. Много лет подряд национальную программу «BOOK IT!» поддерживает сеть ресторанов «Пицца Хат», вручая детям вкусные призы, сертификаты и фирменные медальоны.

Почему педагоги используют программу «BOOK IT!»?

Программа действительно стимулирует детей ко все более активному чтению.

– Очевидна польза от программы для всех детей, поскольку педагоги определяют индивидуальные цели чтения для каждого ребенка.

– Программа может быть дополнением к основным программам обучения чтению.

– Программа может быть использована как проект «Чтение вслух».

– Программа активно вовлекает семью в процесс чтения.

– Программа проста в использовании и выполнении.

– Она превращает чтение в удовольствие!

Из писем-отзывов:

«Эта программа превосходит многие другие программы по приобщению детей к чтению».

«Моя семья шлет вам свою благодарность и признательность за предложенную программу, которая объединяет детей и их родителей вокруг книги».

«Мы с мужем были разочарованы, когда услышали от дочери, ученицы
3-го класса, такие слова: “Я ненавижу читать”. Программа “BOOK IT!” полностью изменила ее отношение к книге и чтению».

«Информация для учителей»

Так называется одна из частей сайта. Здесь педагоги могут найти самые подробные пояснения, рекомендации и идеи о том, как лучше организовать работу с книгой, как поощрять детей к чтению. Отдельно выделены материалы об эффективном сотрудничестве учителей с родителями и помощниками-волонтерами.

Ниже приведены отрывки из этих текстов.

Определение целей чтения

Учителя определяют цели чтения для каждого школьника в классе, корректируя их каждый месяц. Педагоги могут выстраивать эти цели вокруг специальных тем, соотносить их со временем чтения вслух. Такая гибкость подразумевает, что дети самого разного возраста и уровня подготовки могут принимать участие в этой программе.

Некоторые идеи

Время читать вслух. Чтение вслух – часть программы и должно проводиться ежемесячно. Например, в октябре можно провести чтение вслух с педагогом. В ноябре привлечь к таким занятиям волонтеров. В декабре старшие школьники могут читать книги младшим.

Чтение вслух вдохновляет детей становиться самостоятельными читателями, обогащает словарный запас. Школьники знакомятся с различными видами литературных произведений, активно обсуждают прочитанное.

Газеты – для юных читателей! Включайте газетные материалы в программу чтения. Многие периодические издания имеют специальные детские странички с обзором книг и рассказами, написанными для маленьких читателей. Там можно найти загадки, смешные истории, ребусы, детские новости. Интересная газетная статья – это замечательная возможность почитать вслух и обсудить с друзьями новости.

Кто больше прочитал? Это, конечно же, не соревнование в чистом виде. Но сравнения будят азарт, соперничество. И вот уже число прочитанных детьми книг возрастает месяц от месяца. При этом будут корректироваться цели чтения, установленные педагогом.

Автора! Используйте «BOOK IT!» для знакомства учеников с авторами книг, со стилями произведений. Выберите шесть авторов, по одному для каждого месяца программы, и разделите школьников на шесть групп. Каждой группе позвольте выбрать одного писателя и предложите детям прочитать как можно больше произведений этого автора. Через полгода каждый ребенок сможет достаточно подробно познакомиться с творчеством шести писателей. Попросите каждого ученика назвать лучшее из прочитанного и обсудите выбор каждого из детей.

Домашнее чтение. Рекомендуйте ежедневное домашнее чтение детей вместе с родителями. При этом стоит предложить детям вести дневник чтения, который может стать помощником в определении пристрастий ребенка,
в составлении списка летнего чтения.

Публичные выступления. Ежемесячно каждый школьник выступает с обзорным докладом о прочитанных книгах. Школьный библиотекарь в этом случае выступает как главный консультант и помощник.

Поощрения и награждения

– Составьте почетный список учеников, которые достигли лучших результатов. Виза директора школы придаст особый вес этому списку.

– Проведите специальное мероприятие, которое позволит школьникам осознать свои достижения, почувствовать радость от их признания. Возможно, это будет поездка за город, боулинг-вечеринка, пикник. Или просто чай с тортом и беседа по душам.

– Событию в школе – общественный резонанс. Договоритесь с местной газетой (или даже с телевидением) о цикле публикаций «Школьники и чтение».

– Интересным может быть совместный проект с книжным магазином. Специальные цены для лучших читателей станут хорошим стимулом для чтения. Для продавцов такое поощрение выгодно: так они могут растить своих потенциальных покупателей.

– В программе активно участвуют родители, и поэтому семейный праздник будет кстати. Надолго запомнится и взрослым, и детям праздничный стол, обмен мнениями и любимыми книгами, театральные постановки по мотивам художественных произведений, шарады и пантомимы, встречи с известными писателями, художниками, общественными деятелями.

– Отклики о прочитанной книге могут быть разные: устные, письменные. А можно нарисовать картину, слепить или склеить любимый книжный персонаж. Художественная экспозиция по мотивам прочитанных произведений с награждениями, призами и грамотами может стать запоминающимся событием.

Волонтеры в программе «BOOK IT!»

Волонтеры вносят ценный вклад в успех программы. В классах, где работают добровольные помощники программы «BOOK IT!», школьники читают больше книг, учителя получают весомую помощь в повседневных делах. Активными волонтерами могут быть родители, пенсионеры, студенты, представители местных общественных организаций и бизнес-структур.

Что делают волонтеры?

…Слушают устные книжные обзоры, рассматривают письменные детские работы-отзывы о прочитанной книге, готовят ежемесячный бюллетень, демонстрирующий достижения школьников, участвующих в программе… И еще массу полезного!

Как работать с волонтерами?

Энтузиазм волонтеров очень привлекателен, используйте это.

Приглашайте в помощь себе не одного волонтера, поскольку их свободное время часто ограничено. Постепенно увеличивайте число добровольных помощников.

В этой работе могут быть незаменимы опыт и знания пенсионеров.

Круг деятельности волонтера должен быть определен и согласован с педагогом.

Что необходимо предварительно обсудить педагогу и его помощнику?

Дни и время работы волонтера в классе.

Регулярное взаимодействие педагога и волонтера, обмен информацией: консультации, телефонные беседы, встречи.

Возможные нештатные ситуации, когда учитель отсутствует и волонтеру надо заменить его в классе.

Методику использования волонтером материалов программы «BOOK IT!», педагогических планов, технических средств.

Что еще добавить?

Программе «BOOK IT!» в октябре 2002 года исполнилось 18 лет.

Более 20 миллионов школьников приняли участие в программе «BOOK IT!» в 2001/2002 году.

Программа «BOOK IT!» является частью учебного плана примерно в 50 000 начальных школ во всех 50 штатах Америки.

Программа этого года стартовала 1 октября 2002 года и завершится 28 марта 2003 года.

Возможно, предложенный материал не поражает новизной методов и форм работы. Но я не сомневаюсь, что ищущий и думающий специалист обязательно найдет в ней свою изюминку. Кроме того, мне хотелось бы отметить одну особенность. Программа – проект общешкольный. Не только библиотекари и учителя литературы ратуют за более активное чтение.
В работу по программе вовлечены все: педагоги, директор, администрация. Активно участвуют родители, волонтеры. Думаю, именно такое единение и является основным фактором успешности программы «BOOK IT!».

Елена РЕБРОВА