Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2002

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 11 (11) • вкладка в БШ № 23 (83) • 1–15 декабря 2002

Час тихого чтения

Я ИДУ НА УРОК В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ.

Основы православной культуры.

Книга для учителя. Редактор-составитель Е.И.Смольни-кова.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2001

Сборник включает оригинальные разработки уроков и праздничных сценариев по основам православной культуры, юридический материал, дающий программные основания для введения предмета «Основы православной культуры» в учебных и воспитательных заведениях. В сборнике публикуется поурочная программа четырехгодичного факультативного курса «Основы православной культуры».

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без знания основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

Во введении в сборнике на вопросы газеты «Воскресная школа» публикуются ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, первого заместителя министра образования России
А.Ф.Киселева, статья протоиерея Евгения Шестуна «Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности».

Факультативный курс разработан для младших школьников. В 1-м классе предлагается познакомить детей с наиболее яркими и доступными их восприятию событиями из Ветхого и Нового Завета (сотворение мира, потоп, Иосиф и его братья, Рождество Христово, чудеса Спасителя и др.), а также познакомить с храмом, молитвой, иконой. Во 2-м классе дети изучают в хронологической последовательности события Ветхого и Нового Завета более систематично и подробно, чем в 1-м классе. В основу программы для 3-го класса положен годовой церковный круг, дается представление о недельном и суточном церковном круге, рассказывается о таинствах. В 4-м классе дети изучают церковную краткую историю, опираясь на жития святых, а также изучают Символ веры и заповеди Закона Божия.

В 32 конспектах уроков предлагаются для изучения темы, посвященные Рождеству Христову (евангельскому событию, подготовке к празднику Рождества, православным традициям празднования Рождества Христова) и другим религиозным праздникам (Благовещения, Покрова Божьей Матери, Сошествия Святого Духа). Большая группа тем уроков посвящена житиям святых (вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, святому апостолу Иоанну Богослову) и житиям святых великомучениц (Веры, Надежды, Любови, Софьи, Варвары).

Несколько сценариев уроков посвящены житиям русских святых (святителю Алексию, преподобному Сергию Радонежскому, благоверному Александру Невскому, преподобному Серафиму Саровскому). Урок «Собор новомучеников и исповедников России» и «День Победы» связывает события древней истории с недавними событиями русской истории.

В сборнике есть сценарии уроков – обсуждений святочных рассказов, книги Лидии Чарской «Один за всех», рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке», а также сценарий урока «Оптинские старцы», знакомящего детей с историей Оптиной пустыни, дающего представление о старчестве и каждом из 14 преподобных оптинских старцев, и сценарий урока «Летопись. Преподобный Нестор Летописец».

В разделе «Сценарии праздников» предлагается 8 разработанных сценариев: «Нам поет пасхальный звон о жизни вечной», «Пасхальный колобок», «Рождественская звезда», «Свет пришел в мир», «Прославляет вся земля Рождество Христово», «Богоизбранная отроковица», «Ищите дорогу к Господу» и «Святой помощник Николай».

Учебный курс «Основы православной культуры» может преподаваться в региональном и школьном компоненте, быть факультативным занятием или циклом духовно-нравственных бесед. Материалы курса можно использовать и в других учебных дисциплинах как фрагменты урока. Книга будет полезна учителям общеобразовательных и воскресных школ, православных гимназий, а также родителям, желающим воспитывать детей в духе православного благочестия.

Я ИДУ НА УРОК ИСТОРИИ.

Древнейшая и древняя история.

Книга для учителя. Редактор-составитель А.Ю.Головатенко.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

В книгу «Древнейшая и древняя история» вошли описания уроков, подборка вопросов и заданий, комментированные опорные конспекты, методические рекомендации, призванные помочь учителю, преподающему историю первобытности и древнего мира в основной школе (5-й класс). В книгу включены и тексты, расширяющие, дополняющие и корректирующие наши представления о первых периодах истории человечества.

Важная особенность книги – присутствие в ней материалов для углубленного изучения древнейшей и древней истории на уроках в старших классах (в рамках курсов «История цивилизаций», «Основные вехи всемирной истории» и т.п.).

В большинстве включенных в книгу текстов учитель найдет теоретиче-ский и фактический материал, позволяющий преодолеть стереотипные суждения о первобытном мире и древних цивилизациях, а также вопросы и задания школьникам и рекомендуемую для них литературу.

В пособии четыре раздела. Первый раздел посвящен изучению истории первобытности в 5-м классе и в полной средней школе. В этот раздел, кроме описания уроков «Загадки медного века» и «Древнейшие люди и первобытные вещи», включены материалы к лекциям для старшеклассников, посвященные проблемам и возможностям изучения первобытности, анализу мифов и версий о первобытном равенстве, а также вопросы и задания по первобытной истории.

Во втором разделе помещены опорные конспекты уроков истории стран Древнего Востока (Египта, Передней Азии, Индии и Китая), сценарии урока-спектакля, урока-викторины, урока-игры, посвященные истории Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Месопотамии и задания по истории Древнего Востока.

Третий раздел книги посвящен истории Древней Греции и Древнего Рима. В нем есть установочные материалы для учителя («Власть пространства и пространство власти: ритуал, миф и реальность в Древнем Средиземноморье»), материалы для уроков в старших классах («Спартанская реальность и утопия Платона»), а также учебные тексты об античном мире вообще и о римском характере, уроки – ролевые игры, уроки-размышления.

В четвертом разделе помещены материалы для повторения и обобщения, тестовые задания, перечень книг, рекомендуемых школьникам в качестве дополнительной литературы, в который включены научные и научно-популярные работы, справочные издания и произведения художественной литературы.

Я ИДУ НА УРОК ИСТОРИИ.

Материалы по истории средних веков.

Книга для учителя. Редактор-составитель А.А.Сванидзе.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

В книгу вошли материалы по истории средних веков, расширяющие представление учащихся о событиях, фактах, быте и культуре средневековой эпохи. Книга будет полезна учителям для проведения уроков всех типов и нетрадиционных форм занятий (театрализованные уроки, уроки-путешествия и т.п.), а также руководителям и участникам исторических кружков.

Средними веками принято называть период между концом античной («древней») истории и началом новых времен: V–XV столетия. Эту тысячу лет когда-то по недоразумению или по «студенческому» незнанию назвали «темным средневековьем» (как сопромат – «темной наукой»). И только к середине
XX века, благодаря трудам историков, искусствоведов, филологов окончательно выяснилось величие этой эпохи. Именно в средние века сложилась европейская цивилизация, были заложены основы европейских языков, возникли первые конституции, открылись великие пути между континентами. Это была эпоха замечательных изобретений (книгопечатание, цифра «0», огнестрельное оружие), строительства прекрасных городов, создания великих книг и художественных произведений. В средние века сложились практически все государства современной Европы.

В книге создается образ средневековой эпохи, рассказывается о повседневной жизни людей в разных странах, об их заботах, переживаниях, мыслях. В увлекательных и познавательных очерках (их более сорока) рассказывается об путешествиях и войнах, о народных восстаниях и мирных союзах, о том, что ели и пили, где жили, как ездили и одевались люди средневековья, как и чему учились в своих школах и университетах. Очерки и рассказы посвящены не только истории стран средневековой Европы, но и истории арабских стран, Китая, Японии, Латинской Америки.

В конце книги помещено более шестидесяти вопросов и заданий для учащихся, из которых можно выбрать разнообразные сюжеты для дискуссий, докладов и письменных работ.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Составитель: Анастасия Пушкова

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. На подступах к здравому смыслу. № 79–2002, с. 1, 3.

Министерство готово включить в понятие стандарта требования к условиям образовательной деятельности.

Дашковская О. Регионы поддерживают стандарт... Но только на словах. № 79–2002, с. 1.

Руководители региональных органов управления образованием обеспокоены не только юридическими и экономическими, но и содержательными аспектами законопроекта «О государственном стандарте общего образования».

Адамский А. Ну что, договорились? № 80–2002, с. 1.

Теперь стандарт пытаются представить как общественно-образовательный договор. Выходит, общество само должно отдать школу во власть ведомства?

Адамский А. Школе остается только молиться... на районного методиста. № 81–2002, с. 1.

Если в Министерстве образования хотят отвратить детей от религии – необходимо обязательно вводить учебный предмет «Православная культура».

Кириллова С. Стандарт по истории: факты вместо смысла. № 82–2002, с. 1.

Стандарт, который сегодня обсуждают ученые и представители общественности, рискует перерасти свое громкое общественное настоящее и превратиться в тихий предмет школьно-чиновничьего произвола.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Борисова Л., Звягинцев В. Школьные конфликты. № 79–2002, с. 2.

Их счет всегда не в пользу учителей. И не на пользу ученикам.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Лири А. Высшее образование выходит из моды? № 82–2002, с. 2.

В таких благополучных странах, как Германия и Италия, желающих получить институтский диплом становится все меньше.

«Европейская школа» в поисках общего языка. По материалам журнала «Европа и европейцы». № 82–2002, с. 2.

В Германии система среднего образования стремится приспособиться к быстро меняющимся требованиям современности. Одной из многочисленных попыток не отстать от стремительного бега времени является «Европейская школа» в Кельне.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

Верезубова И.В., Влазнева А.Е. Как включить знания в правила игры? № 81–2002, с. 3.

Интеллектуальные игры — это не экзамен, не проверка знаний. Это прежде всего возможность заинтересовать ребенка новой информацией, научить работать в группе, слушать
и слышать товарищей по команде, вести диалог.

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Корсунова О. Если учишь по-другому – меняется не только расписание, а вся школьная жизнь. № 79–2002, с. 3.

Эти перемены разбросаны во времени и на карте. Вот как они происходят в городе Набережные Челны...

Леонтьева О. С чего начинается педагогический поиск?. № 80–2002, с. 2.

Может быть, с решимости изменить безысходное положение, в которое попали твоя школа и твои ученики. Именно с этого началось преображение школы в бурятском поселке Горхон.

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС

Горченко С. Школьная территория между двух океанов. № 81–2002, с. 2.

Педагогический марафон на Чукотке.

РЕЖИССУРА УРОКА

Новгородова А. Разрежем стихотворение на две половинки. № 79–2002, с. 4.

И еще раз убедимся, что настоящее искусство строится на неожиданностях и парадоксах.

Ершова А. Басни – это ведь маленькие шедевры. № 79–2002, с. 4.

И у читателя есть шансы это обнаружить. При условии, что он не ослеплен на всю жизнь банальными школярскими трактовками.

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Поппер К. Будущее наступает, когда рассеиваются иллюзии. № 79–2002, с. 5.

Когда – и если – русские получат свой капитализм, они будут обречены на сильнейшее разочарование, так как это не будет богатый капитализм.

Мендрас М. Премьера без сценария. № 79–2002, с. 5

Французский политолог считает, что демократия в России так и не сложилась. В основном потому, что этого не хотят ни власти, ни население.

Роуз Р. Изворотливость и терпение. № 79–2002, с. 5.

Именно эти два качества россиян были особенно востребованы в последнее десятилетие, считает шотландский социолог из Центра изучения государственной политики.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Учебники. № 59. № 80–2002, с. 3–6.

Документы. № 89. № 82–2002, с. 1–8.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Рудницкая В.Н. Математика. № 42–2002, с. 2–13.

Комплект контрольных работ в помощь учителям, работающим в 1–4-х классах по учебникам математики (авт. М.И.Моро и др.), изданным в 1998–2002 гг. издательством «Просвещение», который позволит изучить учителю уровень математической подготовки младших школьников на конец I-го полугодия.

Игнатьева Т.В. Чтение. № 42–2002, с. 14–31.

Комплект контрольных работ для 1–4-х классов, которые являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.

Тикунова Л.И. Русский язык. № 42–2002, с. 32–40.

Контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за I-е полугодие.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Контрольные работы за I-е полугодие для 1–4-го классов по системе Л.В.Занкова. № 43–2002, с. 1–24.

Контрольные работы разработаны с учетом современных требований к контролю и оценке результатов учебно-воспитательного процесса и принципов дидактической системы Л.В.Занкова. Они полностью соответствуют положениям методического письма МО РФ «Контроль
и оценка результатов обучения в начальной школе» (155/14 от 19.11.98).

Чуракова Р. Пояснительная записка. с. 1–2.

Нечаева Н. Обучение грамоте. с. 2–3.

Полякова А. Русский язык. с. 3–9.

Аргинская И. Математика. с. 9–12.

Малаховская О. Литературное чтение. с. 12–16.

Дмитриева Н., Казаков А. Мы и окружающий мир. с. 17–19.

Товпинец И. Окружающий мир. с. 19–24.

Смирнова Т. Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев. № 43–2002, с. 25–27.

Инструкция по проведению. Содержание I и II туров.

Конкурс. № 43–2002, с. 27.

Газета «Начальная школа», Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова и Объединение профессионалов-занковцев, содействующих развитию дидактической системе Л.В.Занкова, объявляют конкурс «Лучшие разработки уроков учителей-занковцев 2002/03 учебного года».В конкурсе могут принять участие все желающие учителя или коллективы учителей.

ШКОЛА ЗАОЧНИКА

Чуракова Р. Зачетные работы. № 43–2002, с. 24.

Для учителей работающих по системе Л.В.Занкова.

ПЕРЕМЕНКА

Сергеев В. Головоломки. № 42–2002, с. 41.

Головоломки по русскому языку.

Куданкина С. Грамматическая арифметика. № 42–2002, с. 42–43.

Куданкина С. Анаграммы. № 43–2002, с. 28–31.

5_5.jpg (8702 bytes)

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. Инфекции детские и взрослые. № 21–2002, с. 4–5; № 22–2002, с. 4–5.

Профилактика инфекционных болезней.

Продолжение. Начало см. № 19, 20–2002.

Якушева Е. Диагноз: острый гломерулонефрит. № 21–2002, с. 5.

Симптомы и лечение.

Якушева Е. Диагноз: желчнокаменная болезнь. № 22–2002, с. 10.

Причины возникновения желчнокаменной болезни кроются в нарушении обмена веществ как наследственного, так и приобретенного характера.

Палагина Л., Сафронова Л. Сахарный диабет. № 21–2002, с. 14–16; № 22–2002, с. 8–9.

Что такое диабет и как его контролировать, что надо делать, чтобы ваш ребенок вел активный образ жизни.

Продолжение. Начало см. № 20–2002.

Брагинский В.Л. Тики у детей. № 21–2002, с. 12.

Чаще всего тики – признак невроза навязчивых состояний.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Брязгунов И., Касатикова Е. Непоседливый ребенок. № 18–2002, с. 10–11.

В последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Воспитатели, а, прежде всего, учителя начальных классов бьют тревогу.

Продолжение. Начало см. № 11–20–2002.

Потапова А. Девушка с плеером. № 21–2002, с. 17.

Мнение О.А.Голубовского, врача-сурдолога Московского НИИ уха, горла и носа по вопросу воздействия громкого звука на слух.

Матвеева М. Сила маминого слова. № 22–2002, с. 12–13.

Каждая мама может избавить своего ребенка от страхов, бессонницы, заикания и прочих нервных нарушений.

Чечилова С. Не позволяй лениться носу, языку и пальцам. № 22–2002, с. 15.

Как современному человеку утолить голод, который испытывают наши обоняние и осязание?

Пировская В. Доктор Уманская: «Займитесь экологией своего организма». № 22–2002, с. 16–17.

Разговор о том, как самостоятельно можно отрегулировать работу своего организма и научить этому наших детей.

УЧЕНЫЕ ВЕСТИ

Андреев Л. Как возникает железодефицитная анемия. № 21–2002, с. 8.

Результаты исследования.

Лекманов А. Головная боль у северян. № 22–2002, с. 11.

Низкая физическая активность уже с детства является важнейшим фактором серьезной патологии в здоровье человека в будущем.

Андреев Л. Биопарокс лечит лор-органы. № 22–2002, с. 11.

Положительный эффект применения биопарокса у детей был получен в 97% случаев.

ПОДРОСТОК

Стрельцова В. Дети-сироты: решать проблемы нужно всем миром. № 21–2002, с. 9.

Проблемы сиротства, детской безнадзорности и беспризорности у нас сегодня настолько остры, что возникает реальная угроза безопасности страны.

Брагинский В. «Не хочу быть толстой». № 22–2002, с. 14–15.

Болезненная убежденность в чрезмерной полноте большей частью развивается у прямолинейных, сдержанных, негибких, чрезмерно «правильных» девочек.

Варга Д. Дела семейные. № 21–2002, с. 18–19; № 22–2002, с. 18–19.

Автор предлагает поразмышлять над тем, что происходит с детьми и вокруг них в семье, школе, вообще – в жизни, поговорить об их праве на доверие, уважение и любовь близких, о праве на самостоятельность и независимость, об ответственности за совершенные поступки.

Продолжение. Начало см. № 11–17, 19–20–2002.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Семаго Н. Наблюдение. № 42–2002, с. 6–7.

Продолжение публикации цикла статей о возможностях метода наблюдения.

Продолжение. Начало см. № 10, 13, 14, 17–2002.

Лебедева Л. Скажи-ка, как тебя зовут? Арт-терапевтическая техника. № 42–2002, с. 8–9.

Данное занятие имеет диагностический потенциал, является многоцелевым и может быть развернуто в цикл арт-терапевтических сессий, направленных на самопознание клиента и систематическую работу с его определенной проблемой.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Становление человека. № 42–2002, с. 4.

Социализация составляет ядро становления личности, и основное содержание всех психолого-педагогических теорий определяется трактовкой этого явления.

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Аржакаева Т. Психологическая азбука для второклашек. Развивающие уроки.

Занятие 26. Что такое эмоции. № 42–2002, с. 5.

Занятие 27. Какие бывают эмоции? № 43–2002, с. 4.

Продолжение. Начало см. № 41–43–2000; № 3, 5, 11, 12, 16, 23, 24, 36, 39, 42, 47–2001; № 3, 8, 12, 40, 41–2002.

КНИГА В ГАЗЕТЕ

Родионов В., Ступницкая М. Я и мы. № 43–2002, с. 5–12.

Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса.

ГИЛЬДИЯ

Битянова М. На основе продуманных целей. № 42–2002, с. 12–13.

В этой статье автор рассматривает основные принципы планирования и подведения итогов работы психолога в течение года.

КОЛЛЕГИ

Решетникова О. Познание через творчество. № 43–2002, с. 14.

Рассказ руководителя психологической службы, психолога Н.Глушко о том, как работает эта служба во Дворце творчества детей и юношества города Омска.

ИГРОТЕКА

Громова Т. Игры с ленью. № 42–2002, с. 16.

Комплект заданий, направленный на диагностику и коррекцию трудностей волевой сферы.

Продолжение. Начало см. № 41–2002.

Карпекина Н. Жужжалки, толкалки и круглый ушастик. № 43–2002, с. 16.

Рекомендуемые игры и упражнения помогают детям снимать негативные состояния.

КНИЖНЫЙ ШКАФ

В рубрике представлены рецензии на книги по психологии.

Степанова М. Экспериментальная психология. № 43–2002, с. 15.

Эта книга является добротным справочным пособием, качественным источником дополнительной информации о психологическом обследовании.

Шадура А. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы.
№ 43–2002, с. 15.

Предлагаемая книга представляет собой подробное изложение современных взглядов на супервизию.

Степанов С. Когнитивная психология. № 43–2002, с. 15.

В этой книге обстоятельно раскрываются основные проблемы влиятельнейшего направления современной психологической науки, каковым когнитивная психология выступает вот уже не один десяток лет.

Сартан М. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования. № 43–2002, с. 15.

УРОК СОПРИЧАСТНОСТИ

Малинина Е. Нельзя уклоняться от прямого разговора. «Первое сентября», № 76–2002,
с. 3.

Московская трагедия послужила поводом задуматься о нашем общении с детьми.

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

Чаурина Р. Новогодний алфавит: По странам и континентам. «Библиотека в школе»,
№ 22–2002, с. 2–5.

С помощью новогоднего алфавита можно подготовить замечательный новогодний карнавал.

Чаурина Р. Мы вновь услышим песенку: К 100-летию стихотворения «В лесу родилась елочка…». «Библиотека в школе», № 22–2002, с. 27–28.

ПОДРОСТОК

Ты не прав, если не знаешь своих прав. «Первое сентября», № 79–2002, с. 7.

Зазубри свои права и свободы! Тогда не ошибешься: все остальное – сплошные обязанности.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Попова С. Умный, взрослый, свободный… «Первое сентября», № 82–2002, с. 4.

Давайте жить, как умные, как взрослые, как свободные. Ребенок сам выберет время для домашних заданий, темп и способ выполнения. А вы, родитель, все равно будьте рядом.

Что делать, если о вашем ребенке плохо отзываются учителя? «Первое сентября», № 82–2002, с. 4.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Село как школа, или Школа как спасательный круг всего села. № 42–2002, с. 7–10.

Сельская школа может переменить дух, внешний вид и даже демографический состав села. Большинство жителей – ее ученики, а это значит, что ценности и традиции, которые составляют стержень школы, становятся общими в укладе села. Рассказ о гимназии в селе Нововаршавка Омской области.

Возникновение и взаимодействие образовательных программ в условиях единого образовательного пространства. № 43–2002, с. 7–10.

Программа повышения квалификации по специализации «Проектирование развития образовательного пространства, образовательных программ».

ВЗГЛЯД

Адамский А. Стратегия «Эврики». № 42–2002, с. 1.

Стратегия «Эврики» в области образовательной политики заключается в том, чтобы продолжать автономизировать инновационную деятельность, создавать сеть как образовательную организацию, на материале проектов обнаруживать новые образовательные потребности граждан, а на основе гражданского участия строить общественное управление образованием.

Адамский А. Православие вместо инноваций. № 43–2002, с. 1.

На деле получилось, что выбор ведомства между поддержкой инновационного и внедрением православного оказался в пользу религии.

ЭВРИКА

«Авторская школа “Эврика”». № 42–2002, с. 2–3, 11–13.

Дневник семинара, который проходил 1–10 ноября 2002 года.

ОРИЕНТИРЫ

Лобок А. Стандарт по дешевке, или К вопросу о пещерном идеале стандарта в российской модели модернизации. № 43–2002, с. 2.

Можно выучить школьную программу в любом ее объеме, но остаться человеком глубоко невежественным и необразованным в современном смысле этого слова.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Богуславский М. Движение к школе. № 43–2002, с. 12.

Педагогическое сообщество и власть: трудный диалог.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Переход в иное качество. № 42–2002, с. 2.

Переход в новую педагогическую веру просто необходим.

Свобода внутреннего человека. № 43–2002, с. 2.

Воспитание только тогда и станет воспитанием, когда мы научимся общаться с внутренним человеком, скрытым в каждом ребенке.

ДИСКУССИЯ

Коган Е., Прудникова В. Высшая ценность. № 43–2002, с. 4–5.

Стандарт – это путь к цели и каждая его норма должна быть проверена на степень отклонения от этого пути.

ИННОВАЦИИ

Реморенко И. Общественные отношения и образовательные потребности. № 42–2002, с. 6.

Что нам более всего нужно: сильная вертикаль и авторитарные отношения или общественная школа и отношения гражданского общества? Выбирать в первую очередь нам, педагогам. Получается, что сейчас, как никогда ранее, путь развития страны зависит от нас.

ОФИС

Родионов И.А. Оплата труда несовершеннолетних. № 43–2002, с. 11.

Как нанимать и увольнять несовершеннолетних? Как рассчитать их зарплату? Сколько они могут работать и как долго должны отдыхать?

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

Этот выпуск посвящен Православному Свято-Тихоновскому Богословскому институту, которому исполняется 10 лет.

Борисенко А., Ануфриева В. Во славу Бога, на пользу Церкви и народа. Надлежит учиться с воодушевлением. Без Церкви нет иконы. Изучение богословия – дело Божие. Любить и слышать слово Божие. № 42–2002, с. 3–6.

Рассказы руководителей и преподавателей ПСТБИ о том, как возник и как развивается институт, о том, чему и как должны учиться студенты, об иконописном мастерстве, о том, какими хотят видеть студентов преподаватели и о многом другом.

Лашкова О. «За все благодарите…». № 42–2002, с. 7.

Воспоминания выпускницы ПСТБИ.

Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. № 42–2002, с. 8–9.

История создания и 10 лет существования института.

Ануфриева В. Они призваны нести слово Божие. № 42–2002, с. 10–11.

О миссионерско-катехизаторском факультете ПСТБИ.

Ануфриева В. Библиотека – необходимое звено в деле просвещения. № 42–2002, с. 11.

Монахиня Евфимия (Пащенко). Именинная прогулка. № 42–2002, с. 12–14.

Рассказ о праздновании именин города Архангельска.

Борисенко А. Мы его очень любим – наш институт. № 42–2002, с. 14.

Беседы со студентами ПСТБИ о том, почему они выбрали именно этот институт.

ШКОЛА МОЛИТВЫ

Епископ Иларион (Алфеев). № 43–2002, с. 3–4, 6.

Рассказ о молитвенном делании христианина в предверии Рождественского поста.

ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

Лисюнин В. Осеняемые чудотворным Крестом Христовым. № 43–2002, с. 5–6.

Рассказ об истории Тамбовской епархии и ее сегодняшнем дне.

Адрианова А. Благотворитель из товарищества на вере. № 43–2002, с. 12–13.

Рассказ об удивительном человеке, истинном христианине А.П.Захарове, о добрых делах которого с благодарностью говорят жители поселков и сел севера Пензенской области.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Клюева Ю. Бог запрещает присваивать чужое. № 43–2002, с. 7.

Конспект урока для детей среднего возраста.

РУССКАЯ ИСТОРИЯ: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

Назаренко А.В. «Откуда есть пошла Русская Земля». № 43–2002, с. 8–9.

Трехвековой спор ученых не разрешил загадку имени «Русь».

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Александрова Г. Церковное зодчество. Уроки для детей среднего и старшего школьного возраста. № 43–2002, с. 10–11.

Занятие 6. Архитектура Московской Руси конца XV – начала XVI в. (эпохи строительства Московского Кремля).

МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ

Шарова В. По храмам Моросейки и Покровки. № 43–2002, с. 13–14.

Этой статьей завершается цикл рассказов о маршрутах прогулок по центральным улицам Москвы, украшенным многочисленными возрожденными храмами.

LANGUAGE SKILLS

Writing. № 42–2002, p. 3.

Which Pet Would You Choose? Lights, Camera, Action. May I Take Your Order, Please?

Speaking. № 43–2002, p. 3.

Getting Sick. Speak Your Way Out of This One. A Talk About Matrimony.

ASPECTS OF LANGUAGE

Vocabulary. № 42–2002, p. 4.

Animal Words. Change-A-Letter. Idioms: Talking Sports.

Style. № 43–2002, p. 4.

Supporting Details. How to Greet Your Friends. Ending a Paper.

METHODS OF TEACHING

Mishchenko O. Raising the Motivation. № 42–2002, p. 12; № 43–2002, p. 12.

Технология метода совместных проектов как связующее звено уроков английского языка и информатики.

SCHOOL THEATRE

Bebout D. Three Ways to Use Scripts in the Intermediate Classroom. № 42–2002, p. 7–10.

The Meal Must Go On! A Lesson in Cooperation. №