Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2002


САМООБРАЗОВАНИЕ

Валентина Бородина

«Акме» – значит вершина

Практикум по читательскому развитию для взрослых и детей. Второе занятие*

Чтение и анализ текста отраслевой тематики

Продолжаем знакомство с технологией акмеологического чтения. Стержень занятия – освоение методики анализа текста отраслевой тематики. Параллельно будем знакомиться с упражнениями, направленными на тренировку многих психологических качеств личности.

Цель: освоение технологии акмеологического чтения.

Задачи:

– знакомство с методикой анализа текста отраслевой тематики;

– тренировка мышления;

– освоение приемов смыслового свертывания;

– развитие внимательности;

– активизация лексического опыта.

Диагностические процедуры восприятия содержания текста во многом определяются теоретическими подходами в его анализе. Познакомимся с одним из подходов. Он базируется на следующих идеях:

1. Чтение любого текста отраслевой тематики представляет собой интеллектуально-информационную деятельность, включающую основные фазы (мотивационно-потребностную, процессуально-результативную, результативно-оценочную и прикладную).

2. Содержание любого текста представляет собой сложную соподчиненную структуру мыслей (главной, основных, дополнительных); заключено в определенную лингвистическую форму; имеет целевую установку (явно или неявно) и ориентировано на определенную категорию читателей.

3. Алгоритмизация в восприятии содержания текста создает условия для его творческого осмысления и обеспечивает комфортность психической деятельности личности при работе с текстом.

Все эти идеи наглядно и содержательно представлены в алгоритме смыслового восприятия текста (АСВТ) (рис. 1).

Алгоритм содержит четыре фазы читательской деятельности. Первый блок «Определение цели и задач чтения» отражает мотивационно-потребностную фазу. Второй блок «Ориентировочное чтение» и третий «Смысловое восприятие» характеризуют процессуально-результативную фазу. Четвертый блок алгоритма «Оценка прочитанного» дает представление об оценочно-результативной и прикладной фазах читательской деятельности.

Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием алгоритма и проведите сопоставительный анализ его содержания с теми концептуальными основами, которые обозначены выше (см. пункты 2, 3). Обоснуйте, содержание каких блоков АСВТ каким концептуальным основам соответствует.

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЧТЕНИЯ

2. ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ЧТЕНИЕ

Автор

Название

Выходные данные (место, издательство, год, объем)

Аннотация. Оглавление. Предисловие

3. СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Этапы смыслового свертывания содержания текста

Чтение и выбор ключевых слов и словосочетаний.

Выявление и формулирование мыслей в абзацах.

Определение статуса (значимости, роли, места в тексте) мыслей.

Построение модели текста.

——————————

Главная мысль и цель сообщения
(о чем говорится?)

Основные мысли

Раскрывают главную мысль

(что говорится?)

Дополнительные мысли

Уточняют основные мысли

(детали, примеры, факты)

Особенности текста
(логические, лингвистические, стилистические)

4. ОЦЕНКА ПРОЧИТАННОГО

Значимость (полезность, актуальность, новизна, интерес)

Убедительность (логичность, аргументация, достоверность)

Доступность (стиль, терминология, наглядность)

Использование результатов чтения в деятельности

 

Рис. 1. Алгоритм смыслового восприятия текста (АСВТ)

 

Задание 2. Освоение АСВТ на чтении конкретного текста

Цель чтения – учебная: освоение одной из методик читательской деятельности применительно к текстам отраслевой тематики. Для достижения этой цели надо решить ряд задач.

Ниже приведен текст, на котором будем знакомиться с АСВТ.

Вначале читаем только библиографические данные текста и по ним делаем прогноз о содержании и характере текста. Так начинается процесс восприятия и осмысления содержания текста, его смысловое развертывание через смысловое прогнозирование. Делать это можно мысленно про себя, устно вслух или письменно. Вначале целесообразно проводить смысловое развертывание письменно, затем устно вслух, а потом мысленно во внутреннем плане, с помощью внутренней речи.

Затем читаем весь текст целиком и анализируем его на основе методики выявления иерархической структуры мыслей текста. Сразу построить иерархическую модель текста, отражающую соподчиненность главной, основных и дополнительных мыслей, весьма сложно. Лучше это делать через последовательное освоение этапов смыслового свертывания. Вначале выбираются ключевые слова и словосочетания в тексте. Затем на их основе формулируются мысли в абзацах. Далее определяется, какие мысли являются основными, какие дополнительными и их соотношение; иначе говоря, определяется статус каждой мысли и их соподчиненность. Наконец, содержание текста по структуре мыслей (суждений) моделируется в наглядной форме. Варианты представления могут быть разные.

Попытайтесь сделать это самостоятельно, затем сопоставьте свой вариант с нашим.

Итак, читайте!

Что такое папирус?

Ликум А. Что такое папирус? // Всё обо всём. – М.: Компания Ключ «С», 1993. – С. 454.

Первый материал, на котором можно было писать, был изготовлен из растения, которое называлось папирусом. Это изобретение было сделано египтянами примерно в 2000 году до н.э. Примерно в течение двух с половиной тысячелетий папирус был единственным материалом для письма.

Папирус – это тростниковое растение, которое относится к семейству осоковых.
В высоту он достигает от I до 3 метров. Стебли у него мягкие, и их толщина иногда достигает толщины человеческой руки. На верхушке стеблей находятся свисающие тонкие отростки, напоминающие спутанные жесткие волосы. Листья у папируса маленькие, а корни сильные.

Римский историк Плиний оставил описание того, как изготовлялся папирус. Стебли папируса разрезались на куски и расправлялись. Самой широкой и наиболее ценной частью была середина.

Эти полоски укладывались одна к другой. Поперек, под прямым углом укладывались другие полоски. Эти слои затем склеивались илистой водой из Нила или клеем из пшеничной муки. Получившиеся таким образом листы разглаживали или раскатывали и сушили на солнце.

Одно время папирус был одним из основных египетских товаров. В течение многих веков на папирусе писали все дипломатические документы, пока не был изобретен пергамент. Каждый лист помечался штампом, подтверждающим его качество.

Из тонких побегов папируса еще плели корзины. Из более толстых стеблей делали циновки и паруса, вареная сердцевина этого тростника шла в пищу беднякам, а в высушенном виде она использовалась в качестве топлива. Таким образом, вы убедились, насколько полезно было это растение в древности.

Модель текста, построенная по структуре мыслей, представлена на рис. 2.

I. Цель чтения (Ц) Учебная, освоение АСВТ

II. Ориентировочное чтение (Оч)

Автор (А) Ликум А.
Название (Н) Что такое папирус?
Выходные данные (Вд) // Всё обо всём. – М.: Компания Ключ «С», 1993. – С. 454.

III. Смысловое восприятие (См)

Главная мысль (Г) О папирусе – растении, используемом для письма и в других целях
Основные мысли (О) Дополнительные мысли (Д)
1. Папирус – первый материал для письма
2. Папирус – тростниковое растение из семейства осоковых
3. Технология изготовления листов папируса для письма (по Плинию)
4. Использование папируса в других целях

Использовался с 2000 года до н.э. на протяжении 2500 лет. Писались дипломатические документы.
Листы имели штамп качества
Высота 1–3 м, стебли мягкие и толстые, листья маленькие, корни сильные
Середину стеблей разрезали, расправляли; укладывали слоем; поперек второй; смачивали илистой водой  или клеем из муки; раскатывали и сушили на солнце
Изготовление корзин, циновок, парусов; пища бедняков – вареная сердцевина; топливо – в высушенном виде

Особенности текста Историко-познавательный, наличие информационных лакун
Подтекст Свойства папируса

IV. Оценка прочитанного (Оц)

Значимость = ___. Убедительность = ___. Доступность = ___.
Комментарий: По справочникам высота папируса указывается до 5 м. По тексту  папирус использовался 2500 лет, а пергамент стал применяться со 2 века до н.э.
Информационные лакуны – стимул для дальнейшего поиска информации по этой теме:
1. Какой (старший, младший) Плиний описал и когда?
2. Что такое пергамент и когда он появился?
3. Где и когда появилась бумага? И др. вопросы. Где искать ответы на эти вопросы?
В тексте можно отметить возможность избирательности содержания с точки зрения профессии читателя (ботаника, историка, политика, книговеда, технолога бумаги, массового читателя)
Рис. 2. Анализ текста «Что такое папирус?» по АСВТ

 

Задание 3. Вы уже хорошо усвоили содержание текста «Что такое папирус?». Его можно анализировать и представлять на основе смыслового развертывания доминантных слов текста. Делать это можно в графической форме с учетом иерархической структуры мыслей текста (рис. 3).

ПАПИРУС –
тростниковое растение семейства осоковых

ХАРАКТЕРИСТИКИ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ:

высота 1–3 м, стебли мягкие и толстые, листья маленькие, корни сильные

письма, изобретенного в 200 г. до н.э. египтянами

корзин, циновок, парусов, пищи, топлива

технология изготовления (по Плинию)

укладывали полоски стеблей поперек, склеивали илистой водой или клеем из пшеничной муки,  раскатывали и сушили на солнце

основной египетский товар, до изобретения пергамента на нем писали все дипломатические документы

полезность в древности

Рис. 3. Структура смыслового развертывания текста «Что такое папирус?»

 

Полагаем, что в дальнейшей работе с другими текстами Вы уже самостоятельно сможете проводить анализ содержания текста и представлять его в разных вариантах моделей.

Что дает АСВТ?

Это:

– нить Ариадны в лабиринтах информации;

– тренажер мышления;

– мнемосхема для запоминания и воспроизведения;

– организатор внимания;

– экономная и рациональная дорога к познанию и культуре чтения.

Задание 4. Активизация лексического опыта

В науке и практике накоплен солидный опыт по активизации лексики читателя. Имеются разнообразные приемы и способы пополнения словарного запаса. Один из них опирается на актуализацию уже имеющегося словарного запаса с помощью воспроизведения в заданных направлениях и режимах. Варианты выполнения заданий разные. Будем знакомиться с ними. Вероятно, многие из них вы знаете.

Итак, в течение одной-двух минут непрерывно записываются слова на определенную букву. Готовы?

В течение одной минуты запишите любые слова на букву «А», которые вспомните. Подсчитайте количество записанных слов.

Теперь запишите также в течение минуты слова на букву «Б». Проанализируйте, какие это слова, каких больше с точки зрения принадлежности к частям речи; есть ли различия в длине записанных слов и т.д. Чем больше найдете признаков для сравнения, тем больше пользы в активизации лексики.

Встречали ли в художественной литературе такой способ обучения? У кого? Вспомнили?

Пример из повести Андрея Платонова «Котлован».

В избе-читальне стояли заранее организованные колхозные женщины и девушки.

– Здравствуй, товарищ актив! – сказали они все сразу.

– Привет кадру! – ответил задумчиво активист и постоял в молчаливом соображении. – А теперь мы повторим букву «а», слушайте мои сообщения и пишите…

<…>

– Какие слова начинаются на «а»? – спросил активист.

Одна счастливая девушка привстала на колени и ответила со всей быстротой и бодростью своего разума:

– Авангард, актив, аллилуйщик, аванс, архилевый, антифашист! Твердый знак везде нужен, а архилевому не надо!

– Правильно, Макаровна, – оценил активист. – Пишите систематично эти слова…

<…>

– Пишите далее понятия на «б». Говори, Макаровна!

Макаровна приподнялась и с доверчивостью перед наукой заговорила:

– Большевик, буржуй, бугор, бессменный председатель, колхоз есть благо бедняка, браво – браво – ленинцы!..

– Бюрократизм забыла, – определил активист. – Ну, пишите. А ты, Макаровна, сбегай мне в церковь – трубку прикури…

– Давай я схожу, – сказал Чиклин. – Не отрывай народ от ума.

Задание 5. Внимательный ли вы читатель? Что заметили в приведенном отрывке? На протяжении нескольких десятков лет даем этот отрывок в качестве примера развития лексики, описанного в художественной литературе. И ни один из читателей не обращал внимание на противоречие: «...стояли…» и «…привстала на колени…» и «...приподнялась...».

В приведенном отрывке есть многоточия, а значит, пропуски (лакуны). Можно предположить, что именно в пропущенной части текста можно найти ответ на противоречие. Попытайтесь восстановить пропущенное на основе смысловой догадки. Затем найдите этот отрывок в повести «Котлован» А.Платонова.

Как видите, чтение связано и с вниманием, и с памятью, и с мышлением, и с развитием смысловой догадки, и с начитанностью. Поэтому такого рода упражнения весьма полезны для читательского развития. Вы можете сами, подбирая тексты для работы, составлять разнообразные задания для развития многих качеств читателя.

Задание на самостоятельную работу до следующего урока

1. К тексту «Что такое папирус?» составьте вопросы для проверки усвоения содержания текста.

2. Подберите небольшие тексты отраслевой тематики (два-три) и проанализируйте их на основе АСВТ.

3. Исполните роль педагога. Подготовьте текст для диагностики, учитывая все необходимые этапы в изучении продуктивности чтения. В помощь предлагаем вам алгоритм определения продуктивности чтения (рис. 4) и общие требования к формулировкам вопросов и определению их веса по анкете оценки усвоения содержания текста (рис. 5). Некоторый опыт по определению продуктивности чтения получен на первом занятии.

Содержание операции

Обозначение  и формула

1 Выбрать текст и подготовиться к чтению

T

2 Заметить время начала чтения.
ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ (один раз).
Заметить время окончания чтения.
Определить ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ и выразить его в мин.

tk
t = tк – tн
3 Определить степень усвоения содержания текста методом
свободного пересказа или ответов на поставленные вопросы и вычислить КОЭФФИЦИЕНТ УСВОЕНИЯ
(в % и перевести в доли единицы)
k
4 Определить объем текста:
– подсчитать количество ЗНАКОВ в одной строке,
– подсчитать количество СТРОК в тексте,
– вычислить ОБЪЕМ текста в знаках и выразить его
в словах средней длины (7 зн/слово)

z
s

Q = zs/7
5 Вычислить СКОРОСТЬ чтения V = Q/t
6 Определить ПРОДУКТИВНОСТЬ чтения P = V k
7 Вычислить НОРМИРОВАННУЮ ПРОДУКТИВНОСТЬ чтения (для kн = 0,7) Pk = P*k/kн
8 Записать полученные результаты Q, V, k, P, Pн

Общая схема действий: T – t – k – Q – V – P – Pн

Рис. 4. Алгоритм определения продуктивности чтения
Вопрос Оценка (%)
1 С какой ЦЕЛЬЮ прочитан текст?
Для чего и почему стали его читать?
2 Ориентировочное чтение:

Кто АВТОР заметки, статьи, книги?
Укажите НАЗВАНИЕ прочитанного текста.
Укажите ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ: // Название газеты,
журнала или книги. – Место (город): Издательство, год
(дополнительно для журнала – №; для газеты – число и месяц). – С. __–__. (или __ с. – для всей книги)

10
3 Смысловое восприятие и понимание прочитанного:

О чем текст? В чем его ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ?

Какие ОСНОВНЫЕ МЫСЛИ (суждения) приводит автор для обоснования главной мысли? Сколько их? Выделите и сформулируйте эти суждения

Какие ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ (суждения, факты, иллюстрации, доказательства) приводятся для обоснования каждой основной и главной мысли?

Как написан текст? Какие ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ материала отметили? Каковы стиль, язык, фон содержания, характер текста? Отметьте другие характеристики, относящиеся к форме, но не к содержанию текста

 

10

50-55

30-25

 

 

4 Оценка прочитанного текста:

Оцените по пятибалльной шкале ЗНАЧИМОСТЬ, УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ текста:

З = ___ , У = ___ , Д = ___ .

Что НОВОГО и ПОЛЕЗНОГО дал текст?
Где и когда можно ПРИМЕНИТЬ полученные знания?
Почему плохо (или, наоборот, хорошо) усвоен текст?
В какой мере была достигнута ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ?
Что думаете делать дальше: прочитать этот же текст еще раз, конспектировать его или читать другой текст?

Рис. 5. Анкета оценки усвоения содержания текста

4. Придумайте задания на активизацию лексики, развитие внимания, смысловое прогнозирование и смысловое свертывание.

Удачи и до следующего занятия!

______________

* Первое занятие было напечатано в № 20–2002, с. 6–7, а ответы на домашнее задание к нему в № 22–2002, с. 24.