Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2003


ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ

Ольга МЯЗОТС

Лучшие книжки со всей Земли

Важнейший международный проект был начат в 2002 году по инициативе университета Мэриленда (США) и интернет-архива: группа специалистов в области новейших информационных технологий и детского чтения приступила к созданию Международной детской электронной библиотеки.

Электронная библиотека в первую очередь предназначена маленьким читателям – детям от 3 до 13 лет. Цель проекта – дать детям во всех уголках мира равную возможность читать одни и те же книги и через книги узнавать о людях, живущих в разных странах, постигать культурное многообразие мира, в котором им предстоит жить. Проект предусматривает создание за 5 лет огромного информационного ресурса – 100 000 детских книг на 100 языках.

К разработке проекта были привлечены крупнейшие специалисты в области информационных технологий. Была разработана специальная программа, позволяющая помещать книги в Интернет, сохраняя в точности их физический облик. Читатели смогут теперь «листать» электронную книгу, рассматривать иллюстрации, знакомиться с переводами книг писателей разных стран, а также получать информацию об авторе, художнике, издателе и о стране, в которой создана книга.

Новый информационный ресурс, несомненно, будет интересен и для исследователей детского чтения, и для издателей, ищущих новые интересные книги, и для писателей и художников, интересующихся творчеством своих коллег, и для библиотекарей и учителей, прилагающих немало усилий для того, чтобы увлечь детей чтением.

К созданию проекта привлечена группа экспертов из разных стран. Их задача – отобрать лучшие и наиболее достойные книги для размещения на интернациональном сайте. А выбрать лучшее совсем непросто: важно, чтобы книга не только была любима в «родном отечестве», но чтобы была понятна и интересна детям разных стран.

Уже на подготовительном этапе эксперты столкнулись с самыми неожиданными проблемами:

– Как классифицировать книги: по языку, по стране, по жанру? На начальном этапе программа позволяет вести поиск по десятку различных признаков, включая даже цвет и форму обложки (эти «критерии» оказались важными для самых маленьких пользователей).

– Какую сопроводительную информацию о книге следует сообщать?

– Как решать проблему авторских прав?

– Как с помощью новой виртуальной библиотеки привлекать детей к чтению книг?

– Как листать книгу – выстраивая страницы линейно (по порядку) или по спирали, как бы увлекая читателя вглубь книги?

– И даже – как должен выглядеть и в какую сторону должен вращаться виртуальный глобус? Ведь дети в Австралии и в Скандинавии смотрят на Землю с разных сторон!

Презентация нового проекта состоялась в ноябре 2002 года в Вашингтоне в Библиотеке Конгресса США. Директор библиотеки доктор Д.Биллингтон отметил важность нового проекта и признался, что с нетерпением ждет, когда сможет побродить по новой библиотеке со своими внуками.

В качестве первого вклада Библиотека Конгресса предоставила электронные версии 50 детских изданий из фонда редких книг.

Участникам первой встречи экспертов был представлен пробный вариант программы, включавший 200 книг на 15 языках, представляющих 27 стран.

Реализация столь грандиозного проекта стала возможной благодаря финансовой поддержке в 3 миллиона долларов, полученной от Национального научного фонда США. Заинтересованность в проекте высказали Библиотека Конгресса США, Американская библиотечная ассоциация, Институт музейного и библиотечного обслуживания, Фонд Кол/Остин и ряд других крупных организаций и институтов.

«Мы верим, что Международная детская электронная библиотека поможет детям узнать и полюбить книги, пробудит в них радость чтения и предоставит им возможность больше узнать о мире, в котором мы живем», – сказала на презентации Эллисон Друин, координатор проекта от университета Мэрилэнда.

Предусматривается, что создание виртуальной библиотеки будет сопровождаться различными исследованиями, в первую очередь того, как дети воспринимают электронную книгу и как возможности, открывающиеся с внедрением новых технологий, позволяют содействовать развитию привычки чтения и воспитанию пытливого и вдумчивого читателя.

О важности таких исследований говорили и собравшиеся на однодневный семинар в Вашингтон зарубежные эксперты из Германии, Великобритании, Новой Зеландии, Финляндии, Хорватии, Японии и других стран. Координатором проекта от России выступила Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы. Она располагает представительной коллекцией детских книг и пользуется высоким авторитетом как один из крупнейших мировых центров по работе с детской книгой.

________________
Коллаж с обложки журнала Ассоциации школьных библиотек штата Виктория в Австралии. Журнал FYI (For You Information) выходит раз в квартал на 32 страницах и печатает много интересных материалов.