Издательский дом
Выпуск 03 (15) • вкладка в БШ № 03 (87) • 1–15
февраля 2003
Час тихого чтения
Я
ИДУ
НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 5 КЛАСС.
Книга для учителя. Редактор-составитель
С.В. Волков. Библиотека «Первого сентября».
Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2001
Сборник содержит разнообразные
материалы для подготовки к уроку литературы в 5-м
классе. Переход от предмета «Чтение» в начальной
школе к предмету «Литература» в 5-м классе один из
самых сложных в школьном образовании. Цель
сборника – помочь учителю совершить с детьми
этот переход менее болезненно. В сборнике
представлены разработки уроков по фольклору,
народным сказкам, русской и иностранной,
классической и современной литературе для детей
и о детях.
В разделе «Фольклор» системный подход
к фольклорным жанрам демонстрируется на
примерах эпических, лирических, драматических
произведений народного творчества. В этом
разделе разъясняются особенности отображения в
фольклоре народной жизни – обрядов, воспитания
детей, передачи им семейных традиций и
исторических сведений.
В разделе «Литературные сказки»
помещены разработки уроков литературы по
сказкам А.С.Пушкина, Ю.К.Олеши, Л.Кэрролла, а также
описания литературных игр и викторин по сказкам
Х.К.Андерсена, В.Гауфа и Ш.Перро.
В разделе «Басни» опубликованы статья
Ст.Рассадина о басне как «маленькой драме» и две
статьи В.Коровина о поэтических и нравственных
аспектах басен И.А.Крылова.
Для того, чтобы разговор о поэзии не
превратился в скучный формальный анализ, в
разделе «Лирические стихотворения» кроме
вопросов и заданий по программе, даны наблюдения
над особенностями лирики А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева,
Н.С.Гумилева, Б.Л.Пастернака, идет обсуждение
стихотворений «Вечер» А.А.Фета и «Вечер»
И.А.Бунина, сопоставление поэтических
особенностей переводов М.Ю.Лермонтова,
И.Ф.Анненского и В.Я.Брюсова стихотворения Гете
«Горные вершины».
В разделах «Русская классическая
литература», «Тема детства в произведениях
русских писателей» и «Детская зарубежная
литература» помещены разработки уроков по
произведениям И.Тургенева, И.Шмелева,
В.Астафьева, Ю.Яковлева, дидактический материал
по книгам Дж.Свифта, урок-игра на пиратские и
приключенческие темы в литературе.
В разделе «Развитие творческих
способностей» на примерах творчества Э.Лира,
Л.Кэрролла, Д.Хармса, А.Введенского и других
замечательных поэтов рассказывается о том, как
сами поэты играют в словесные игры, как из урока
литературы сделать праздник и для учеников, и для
учителя.
Я
ИДУ НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1970 – 1990-е годы.
Книга для учителя. Составление
и общая редакция С. Ф. Дмитриенко. Библиотека
«Первого сентября». Издательство «Первое
сентября»,
Москва, 2002
В книгу вошли лучшие методические
разработки уроков и статьи о современной русской
литературе, опубликованные в еженедельнике
«Литература» – газете Издательского дома
«Первое сентября».
Книга имеет два раздела. В первом –
«Актуальные вопросы изучения современной
русской литературы» – помещены статьи,
очерчивающие основные направления русской
литературы 1970–1990-х годов. В этих статьях
показано, как при характерной для процесса
развития русской литературы XX ве-ка
пространственной, временной и даже личностной
раздробленности, уже в наше время выявляется ее
цельность, единство в устремленности к духовной
самостоятельности, обращенность к судьбам
личности в потоке истории.
В статьях о «деревенской» прозе, о
военной тематике отмечается, что книги русских
писателей дают исчерпывающую картину жизни
русского крестьянства в XX веке, говорят о
жестокой правде войны. В статьях первой части
книги ясно показано, что многие книги,
опубликованные в 1970 – 1990-х годах – это не факты
истории литературы, а высокая проза, достойно
стоящая в ряду великой русской литературы.
В статьях «Постмодернизм» и «Новое
тысячелетие, новая литература» обсуждаются
проблемы современной литературы, особенности
творчества некоторых современных писателей
(Марка Харитонова, Владимира Шарова, Виктора
Пелевина и др.). Особенно интересны размышления
об умении отличать постмодернистские
произведения (в частности, «игровые» стихи и
прозу) от коммерческих изделий или «чтива».
Во втором разделе книги помещены
методические материалы (системы уроков,
викторины, уроки-размышления), о творчестве
писателей 1970–1990-х годов – Ю.П.Казакова и
В.Ф.Тендрякова, В.П.Астафьева и Е.И.Носова,
В.А.Солоухина и В.М.Шукшина, очерки о жизни и
творчестве которых помещены в первой части
книги.
Я
ИДУ
НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 9 КЛАСС.
Книга
для учителя. Редактор-составитель
С.В. Волков.
Библиотека «Первого сентября».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2000
Сборник посвящен творчеству
писателей, чьи произведения входят в школьную
программу по литературе для 9-го класса. В книгу
вошли материалы, напечатанные в разное время в
еженедельнике «Литература» – приложении к
газете «Первое сентября». Это аналитические
статьи, разработки уроков, рецензии, а также игры
и викторины, посвященные творчеству русских
писателей первой половины XIX века –
А.С.Грибоедову, А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову и
Н.В.Гоголю, а также Дж.Байрону и У.Шекспиру.
Раздел, посвященный А.С.Грибоедову,
состоит из статей о парадоксах сюжета, жанров,
героев «Горя от ума», о драматургическом
мастерстве А.С.Грибоедова, о проницательных
замечаниях А.С.Пушкина по поводу грибоедовской
комедии.
Размышления о поэзии А.С.Пушкина,
материалы для уроков и консультаций,
рекомендации, как писать сочинение по теме
«Евгений Онегин» – все это в восьми статьях
касающихся творчества поэта и его судьбы в
разделе «А.С.Пушкин».
Статьи третьего раздела посвящены
лирике М.Ю.Лермонтова, его поэме «Демон» и
загадкам «Фаталиста» и «Героя нашего времени».
В раздел «Н.В.Гоголь» вошли статьи о
художественном мире писателя, о творческом
чтении его повестей и поэмы «Мертвые души».
Творчеству Дж.Байрона, его поэме
«Паломничество Чайлд Гарольда», а также трагедии
У.Шекспира «Гамлет» и «гамлетовском» в русской
поэзии посвящены статьи раздела «Зарубежная
литература».
Сценарии литературной викторины
«Литературная дуэль» по комедии А.С.Грибоедова и
литературной игры «Проще простого» по лексике
русских поэтов и писателей XVIII века удачно
завершают этот сборник.
Я
ИДУ
НА УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС.
Книга для учителя. Редактор-составитель С.В.
Волков.
Библиотека «Первого сентября».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2000
Сборник целиком посвящен литературе
второй половины XIX века. В книгу вошли материалы,
напечатанные в разное время в еженедельнике
«Литература» – приложении к газете «Первое
сентября». Это аналитические статьи, разработки
уроков, рецензии, а также игры и викторины,
посвященные творчеству русских писателей второй
половины XIX века. Все материалы имеют
практическую направленность: в них предлагаются
интересные, часто нетрадиционные подходы к
классическим произведениям, методические
рекомендации, полезные учителям, школьникам и их
родителям, абитуриентам.
Темы, волновавшие писателей XIX
столетия, – поиски смысла жизни и своего
назначения в ней, служба и служение, семейные узы
– близки нам и поныне. Удивительные мысли,
роскошный язык, личности их творцов – вот
главные темы материалов сборника, статей о
творчестве А.Н.Островского, И.С.Тургенева и
И.А.Гончарова.
В раздел «Поэзия второй половины XIX
века» вошли стиховедческий и стилистический
комментарий к стихотворениям Н.А.Некрасова,
статьи о поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета и отдельно
– сопоставительный анализ их лирики.
Романам Л.Н.Толстого «Война и мир» и
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
посвящены уроки-семинары, беседы-размышления,
аналитические статьи о творчестве великих
писателей, об их поисках смысла жизни, о судьбе
Личности в потоке истории.
Последний раздел книги посвящен
А.П.Чехову. Здесь статьи о его письмах, о стиле и
жанровой неопределенности или неопределимости
«Вишневого сада» и о рассказе «Ионыч».
Читатели найдут в книге викторины по пьесам
А.Н.Островского, произведениям И.С.Тургенева,
литературную игру «Вечность как идея» по книгам
Ф.М.Достоевского и три урока-обобщения «Завершая
курс литературы XIX века», на которых разговор
идет о ключевых темах классической русской
литературы.
Обозреватель Владимир Севрюгин
На стенд в учительскую
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные за последние две
недели
ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Адамский А. Три учебника, четыре
профиля, двенадцать баллов... № 2–2003, с. 1.
Учитель и директор превращаются в
равнодушных исполнителей. Им не дают ни права
самостоятельно делать свое дело, ни возможности
зарабатывать своим трудом.
Адамский А. Школу ведут на выборы.
№ 3–2003, с. 1.
Задача построения современной системы
образования, современной школы – из области
образовательной политики. Эту задачу невозможно
решить административными способами.
Адамский А. Кто за ЕТС, кто за
концепцию... № 4–2003, с. 1.
Похоже, спор о способах оплаты труда
учителя – отличный способ увеличить свой
политический капитал.
Адамский А. Хотите создать
современную школу? № 5–2003, с. 1.
Свободная школа может выстроиться как
сообщество детей и взрослых, определяющих свою
жизнь как жизнь свободных людей, ответственных
друг перед другом.
Иштрикова Н. Велик и могуч, а
все-таки нуждается в защите... № 5–2003, с. 1.
«Закон о русском языке», возможно,
убережет нас от необдуманных реформ
правописания.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Борисова Л., Кирина Е. Настроение и
тревоги не выбирают? № 2–2003, с. 2.
Почему значительная часть
старшеклассников с тоской и скукой дотягивают до
выпускных экзаменов?
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Леонтьева Л. «Это не им трудно
учиться, а нам – учить их». № 3–2003, с. 2.
Дети не классифицируют друг друга по
степени успешности в учебе. Для них гораздо
важнее человеческие качества. Но учат их этому
взрослые, учителя, которые всем своим поведением
показывают: уважать можно и нужно каждого
человека.
Никольский С. Педагогическая
карьера по-французски. № 5–2003, с. 2.
Что значит быть учителем во Франции и
легко ли им стать?
Яковлев А. Консервативный путь к
совершенству, или Положение педагогов средних
школ в Великобритании. № 5–2003, с. 2.
Инспекторы, регулярно делающие
проверки по школам Англии, подтвердили
нелицеприятную тенденцию снижения уровня
образования.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Бершадский М. Как узнать, что
именно не понимает ученик в новом материале. №
4–2003, с. 3.
Учитель физики с тридцатилетним
стажем разработал для этого свою методику.
Литвяк Е. Особенности детского
восприятия. № 4–2003, с. 3.
Устные учительские объяснения, часто
блестящие, виртуозные, но (увы!) слишком быстрые, в
это длинное, медленное детское время просто не
помещаются и соответственно не задерживаются
детским вниманием.
СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Корсунова О. Закон разрешает. Но
есть еще и власть... № 2–2003, с. 3.
Сегодняшние родители, взявшись учить
собственных детей, предпочли бы вовсе не иметь
дело со школой, государством и представителями
образовательного ведомства.
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Обухова Е. Одна из тысячи... № 4–2003,
с. 2.
Как на самом деле выполняется план по
закрытию «нерентабельных» учебных заведений.
Обухова О., Полякова Н. Почему
буксует «Школьный автобус»? № 4–2003, с. 2.
Из-за неумения решать вопросы
комплексно, проблемы сельских школьников только
множатся.
РЕЖИССУРА УРОКА
Банников С. Клин клином. № 4–2003, с. 4.
Только освоив азы написания конспекта,
можно составить грамотную, толковую шпаргалку.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Кашина Н. Ланцетник против
всеобщего блефа. № 5–2003, с. 4.
Мир огромен. И мы, к сожалению, не можем
знать, что понадобится нашим детям через десять,
двадцать лет. Так чему же их учить?
ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Гудков Л. Америка как тема и сюжет.
№ 3–2003, с. 3.
Каждая негативная черта или
характеристика в системе образов США имеет
своего антипода – подразумеваемые достоинства
или особенности своей страны, народа.
Левада Ю. Негатив сверхдержавы. №
3–2003, с. 3.
Очевидно, что в общественном мнении не
существует простого и примитивного образа США,
ни безоговорочных симпатий, ни абсолютного
антиамериканизма.
ПРИЛОЖЕНИя К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
(Вкладки)
Школа для учителя. № 23. № 3–2003, с.
1–4.
Любимый город. № 20. Мойка. № 5–2003, с.
1–4.
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)
Прощание с Азбукой. № 2–2003, с. 5–12.
Вот уже подходит к концу первый
учебник ваших маленьких учеников – Букварь или
Азбука. Конечно, это маленький праздник!
Материалы, представленные здесь, помогут вам
подготовиться к нему.
Тараканова О. Разработки
конспектов уроков по математике в развивающей
технологии на примере учебников Л.Г.Петерсон. №
3–2003, с. 5–12.
Представлены конспекты уроков с 1-го по
4-й класс, в которых четко выделены структура и
методические особенности проведения всех этапов
урока, подробно описан диалог учителя с
учениками.
ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
Бондаренко Н. Федя и Фаина идут в
школу. № 2–2003, с. 2.
Урок обучения грамоте в 1-м классе (1–4),
на примере изучения звука [ф] и повторения правил
дорожного движения.
Тихомирова Е. Сколько башен у
Кремля? № 2–2003, с. 5.
Урок-заочное путешествие в 3-м классе
(1–4) на котором проводится закрепление знаний по
теме «Внетабличное умножение и деление».
Дубинина С. Урок у Лукоморья. №
3–2003, с. 2.
Урок по теме «Деление и умножение
двузначных чисел» в 3-м классе (1–4).
Сакова Г., Антонова Е. Растения и
части речи. № 3–2003, с. 3–4.
Интегрированный урок упражнений по
распознаванию частей речи с использованием
природоохранного материала. 3-й класс.
СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА
Пять вопросов на родительском
собрании. № 2–2003, с. 13.
У родителей первоклассников всегда
возникает множество вопросов, и особенно у тех из
них, дети которых учатся по новым, нетрадиционным
программам. Мы приглашаем вас побывать на одном
родительском собрании в школе, где идет обучение
по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Может
быть, некоторые из вопросов родителей этого
класса волнуют и вас?
ПРАЗДНИКИ
Но на горизонте еще один зимний
праздник – День защитника Отечества. Стало
традицией поздравлять в этот день мужчин.
Предлагаемые материалы помогут вам подготовить
маленький праздник для «сильной половины»
класса.
Усольцева М. Вечер развлечений для
мальчиков и пап. № 3–2003, с. 14–15.
Ершова Т. День защитника Отечества.
№ 3–2003, с. 16.
МАСТЕРСКИЕ
Саломатина Л. Очерк зимнего дня. №
2–2003, с. 14–15.
Продолжаем демонстрацию уроков
развития речи из цикла «У природы нет плохой
погоды».
4-й класс.
В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ
Артюхова И. Полезная релаксация. №
3–2003, с. 13.
Непоседливые, неугомонные, не умеющие
ни на чем сосредоточиться ученики – одна из
самых больших проблем для учителя начальной
школы. Всем этим проблемам посвящена книга
А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью». Изюминка этой книги – это,
несомненно, программа нейропсихологического
развития и коррекции для таких детей. Программа
рассчитана на специалистов, но в ней так подробно
и понятно описаны все упражнения, что и учителя, и
родители при желании могут использовать многие
упражнения в домашней обстановке.
ЧИТАЕМ ДЕТЯМ
Крюкова Т. Лесной календарь. №
2–2003, с. 16.
Окончание. Начало см. № 1–2003.
ДОКУМЕНТ
Минобразования РФ. О работе
экспериментальных общеобразовательных
учреждений по направлению «Здоровьесберегающие
технологии». № 2–2003, с. 4.
ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ
Таточенко В. «Неуправляемые»
инфекции. № 1–2003, с. 4–5; № 2–2002, с. 4–5.
О симптомах, лечении и профилактике
инфекций, для защиты от которых еще не созданы
вакцины.
Продолжение. Начало см. № 23, 24–2002.
Палагина Л., Сафронова Л. Сахарный
диабет. № 1–2003, с. 10–11; № 2–2002, с. 16–17.
Что такое диабет и как его
контролировать, что надо делать, чтобы ваш
ребенок вел активный образ жизни.
Продолжение. Начало см. № 20–24–2002.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Максимова М. Как принимать
лекарства. № 2–2003, с. 8–9.
Какие существуют формы лекарственных
препаратов и как их нужно принимать.
Петеркова В.А. и др. У низкорослых
свои проблемы. № 2–2003, с. 14–15.
Сейчас в России живут около трех тысяч
детей, страдающих гипофизарным нанизмом. Эти
дети не могут с годами достичь обычного среднего
роста взрослого человека, они на всю жизнь
обречены оставаться маленькими.
Семина Н. Сладкий вопрос. № 2–2003, с.
16.
Давать или не давать ребенку сладости?
Все, кажется, уже знают, что это вредно и для
зубов, и вообще для растущего организма. Если
родительское сердце не выдерживает, то давайте,
но соблюдая «правила безопасности».
Матвеева М. Поход к генетикам. №
2–2003, с. 18.
Хотя генетики пока не умеют «чинить»
дефектные гены, они научились обходными путями
добиваться того, что многие дети, обреченные на
инвалидность, становятся здоровыми.
СКАЖИТЕ, ДОКТОР
Стрельцова В. Не сотвори себе яда.
№ 2–2003, с. 10–12.
Профессор М.Луцкой рассказывает о
сегодняшней ситуации с подростковым
алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Тихонова Е. В школу – как на
праздник или как на пытку? № 2–2003, с. 12.
Тест для ваших детей.
СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ
Семина Н. Мы пошли в гости. № 1–2003,
с. 15.
Как подготовиться к возможным
сюрпризам, которые может преподнести родителям
их чадо?
Семина Н. Узнай себя. № 2–2003, с. 19.
Тест «рисунок дома», разработанный
английским психологом Дж. Буком еще в 1948 году,
адресован как взрослым, так и детям.
УЧЕНЫЕ ВЕСТИ
Лекманов А. Роды в воде? Это опасно!
№ 1–2003, с. 13.
Роды в воде могут привести к
дыхательной недостаточности, которая зачастую
заканчивается фатально.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Волошина Е.А. Учеба в радость. №
1–2003, с. 14.
Автор делится своим опытом и
рассказывает о методике, по которой устраивают
обучение в школе «Эврика-развитие» (г. Томск) в
рамках проекта «Свободные классы,
ориентированные на педагогику Л.Н.Толстого».
ПОДРОСТОК
Попова Е. «Имею право на личную
жизнь». № 1–2003, с. 8.
Где та граница, за которой взрослые
имеют право проявить любопытство, если их что-то
беспокоит в поведении ребенка? Психологи
пытаются обозначить эту зыбкую грань между
доверием и контролем.
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Арюкова С., Пушкинская Л. Другие мы.
№ 2–2003, с. 5–12.
Коррекционно-развивающая программа
для детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Кореневская В. Свет в окошке. №
3–2003, с. 8–9.
Методики «Экскурсия» для учащихся
5–6-х классов и «пригласительный билет» для
учащихся 7–9-х классов, которые предназначены для
получения обратной связи по поводу уроков
эстетического цикла: театра, музыки, хореографии.
ТЕЗАУРУС
Степанов С. Сам себе голова. № 2–2003,
с. 3.
Раньше вопрос «Кто я?» автоматически
вызывал перечисление традиционных социальных
ролей. Сегодня, как никогда, поиски ответа
требуют особого мужества и здравомыслия.
ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
Степанов С. Спорный вопрос. № 3–2003,
с. 5.
Невроз не есть душевная болезнь в
привычном смысле этого слова. При благоприятном
изменении условий жизни он часто проходит даже
без медицинского вмешательства.
ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
Алесенко О. Управление
образованием. № 2–2003, с. 4.
Психолого-педагогическая игра для
заместителей директора по учебной и
воспитательной работе.
Во многих случаях психолог в
экспериментальных школах является мессией,
назначенным на должность ассистента
слесаря-сантехника по «душевным протечкам».
Шевелева О. Мотивы плохого
поведения учащихся. № 3–2003, с. 12.
Занятие для начинающих учителей.
ГИЛЬДИЯ
Вачков И. Психолог в
экспериментальной школе. № 2–2003, с. 14.
Степанова М. На основе
индивидуальности. № 2–2003, с. 15.
«Нельзя сформировать личность с
заранее заданными свойствами. Извне
сформированная личность — не личность, а
наличность того, кто ее сформировал». Это об
опасности манипулятивного отношения к людям,
особенно к детям, которые еще не умеют
сопротивляться.
Битянова М. Психолог и директор. №
3–2003, с. 13.
Схема деловых отношений психолога и
директора.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Емельянова Т. Исключительные дети
– исключительные педагоги. № 3–2003, с. 10.
При частой смене педагогов дети
лишаются важного психологического переживания
– своей нужности и ценности для других.
Постоева Е. Частичка моей жизни. №
3–2003, с. 10.
Рассказ ученицы 11-го класса о Школе
практической психологии в Московском дворце
творчества на Воробьевых горах.
НАШИ ДЕТИ
Пятаков Е. Блеск и нищета
неформалов. № 3–2003, с. 6–7.
Материал написан на основе реального
диалога с несколькими учащимися 11-го класса
московской школы.
ИГРОТЕКА
Рузина М. Пальчиковые игры для
старших дошкольников. № 2–2003, с. 16; № 3–2003, с. 16.
Игры-забавы и игры с правилами,
предназначенные для детей 5–7 лет.
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ
Соловейчик С. Несвобода отупляет.
«Управление школой», № 1–2003, с. 2.
От свободы люди умнеют. Свобода
заставляет думать, несвобода отупляет.
Колонка публикуется по материалам
сборника «Воспитание школы».
Алейникова И. Можно ли научить быть
гражданином? «Управление школой», № 1–2003, с. 6.
Современные педагоги не оставляют
попыток заниматься так называемым гражданским
образованием: кто-то в мягкой манере обсуждения
различных точек зрения, кто-то прямо и навязчиво
пытается втиснуть в детское сознание набор
прямолинейных истин.
Тихонова Е. В школу – как на
праздник или как на пытку? «Здоровье детей», №
2–2003, с. 12.
Тест для ваших детей.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Адамс К. С папой шутки плохи? Пер. с
англ. М.Никоновой, Я.Ефременко. «Первое сентября»,
№ 3–2003, с. 4.
Попова С. Вот и ты не говори!
«Первое сентября», № 3–2003, с. 4.
Не делайте из мата культа. Это не
наркотики. Пройдет.
Что делать, если ребенок все делает
кое-как? «Первое сентября», № 3–2003, с. 4.
Что делать, если папа мешает маме
воспитывать детей (или наоборот)? «Первое
сентября», № 5–2003, с. 4.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Попова Е. «Имею право на личную
жизнь». «Здоровье детей», № 1–2003, с. 8.
Где та граница, за которой взрослые
имеют право проявить любопытство, если их что-то
беспокоит в поведении ребенка? Психологи
пытаются обозначить эту зыбкую грань между
доверием и контролем.
Артюхова И. Полезная релаксация.
«Начальная школа», № 3–2003, с. 13.
Проблемам воспитания и обучения
непоседливых детей посвящена книга А.Л.Сиротюк
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Изюминка этой книги – это, несомненно, программа
нейропсихологического развития и коррекции для
таких детей. Программа рассчитана на
специалистов, но в ней так подробно и понятно
описаны все упражнения, что и учителя, и родители
при желании могут использовать многие
упражнения в домашней обстановке.
Смирнова Т. Бюро находок, или Где
найти общий язык?: Слышу, вижу, осязаю, ничего не
понимаю! или Три подхода к общению. «Библиотека в
школе», № 1–2003, с. 7.
Статья школьного психололга о разных
способах восприятия людьми окружающего мира и о
том, как научиться легче понимать друг друга.
Горбачева Г. Романенко А. Письма
пишите и получайте...: Международная неделя
письма в устьилимской школе. «Библиотека в
школе», № 1–2003, с. 10, 23.
Эта идея может работать и на всю школу
и в одном классе. Ребята учаться общаться,
развивают речь, читают и обсуждают хорошие книги
и чьи-то коллекции. Целое направление работы с
привлечением родителей и друзей.
ПОДРОСТОК
Пятаков Е. Блеск и нищета
неформалов. «Школьный психолог», № 3–2003, с. 6–7.
Материал написан на основе реального
диалога с несколькими учащимися 11-го класса
московской школы.
ПЛАКАТ В ШКОЛУ
Как победить школьный конфликт.
«Первое сентября», № 2–2003, с. 7.
Ты считаешь, что выяснение отношений –
всегда зло? А что, если это возможность изменить
их к лучшему?..
Педагогические чтения
Торшилова Е. О путях к хорошему
вкусу. Беседа первая. «Искусство», № 1–2003, с. 20–22.
Правовая страничка
Болотова Е. Должностные
обязанности учителя, или Его право на занятие
педагогической деятельностью; Увольнение по
трудовому кодексу. «Физика», № 2–2003, с. 18–21.
Продолжение. Начало см. в № 46–2002.
АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
(Приложение)
Координация детско-взрослых
экспертиз демократического, толерантного уклада
школы. № 1–2003, с. 7–10.
Программа и учебный план курсов
повышения квалификации.
Проектирование и организация
профориентационного профильного пространства
старшей школы. № 2–2003, с. 7–10.
Программа курсов повышения
квалификации педагогов и руководителей
образования, организующих профильное обучение
на старшей ступени общего образования.
ВЗГЛЯД
Адамский А. «Совет безопасности».
№ 2–2003, с. 1.
Сложилась парадоксальная ситуация:
система образования оказывается парализованной
из-за невозможности действовать в ней законным
способом.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Смолин О. Учитель станет беднее. №
1–2003, с. 4.
Образование не стало финансовым
приоритетом государства, а во властных
структурах немало людей, разрабатывающих планы
еще большей на нем экономии и тем самым
ограничение права на образование для граждан с
низкими доходами.
Алейникова И. «Стандарты нас не
удовлетворяют». № 1–2003, с. 4.
Дискуссия ректора высшей школы
экономики Я.Кузьминова с главным редактором
«Управления школой» А.Адамским, посвященная
проблематике стандартов.
Дашковская О. Дорога в никуда. №
2–2003, с. 2-3.
Есть ли перспективы у реформы оплаты
труда работников бюджетной сферы?
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ
Колонка С.Соловейчика публикуется по
материалам сборника «Воспитание школы».
Несвобода отупляет. № 1–2003, с. 2.
От свободы люди умнеют. Свобода
заставляет думать, несвобода отупляет.
Ресурсы нашей школы. № 2–2003, с. 2.
Наша школа жизнеспособна потому, что
учительство обладает очень высокими
духовно-нравственными качествами, серьезными
интеллектуальными ресурсами, тягой к новому. Но
все реформы, которые предполагаются и
планируются, должны быть направлены на моральную
атмосферу школы, на педагогический интеллект, на
управленческий ресурс и, конечно же, на ресурс
материальный.
ЭКСПЕРТИЗА
Малик-Пашаев А., Новлянская З. Что
такое общее образование? № 1–2003, с. 5.
Потребуется большой и в высшей степени
творческий труд, чтобы выделить во всех
образовательных областях то самое простое и
самое глубокое, что важно освоить всем.
Богуславский М. Учебная и
образовательные программы: исторический ракурс.
№ 2–2003, с. 6.
Разработка комплекса проблем,
связанных с образовательными программами,
является приоритетной для инновационного
педагогического сообщества.
ПОЗИЦИЯ
Алейникова И. Можно ли научить быть
гражданином? № 1–2003, с. 6.
Современные педагоги не оставляют
попыток заниматься так называемым гражданским
образованием: кто-то в мягкой манере обсуждения
различных точек зрения, кто-то прямо и навязчиво
пытается втиснуть в детское сознание набор
прямолинейных истин.
ОФИС
Шустов В.В. Ремонт и модернизация
компьютеров. № 1–2003, с. 11.
С технической точки зрения определить,
где заканчивается ремонт и начинается
модернизация, – очень непросто. Это добавляет
сложностей и бухгалтеру, ведь ремонт и
модернизация по-разному отражаются в учете,
также по-разному будут исчисляться и налоги.
Самойлов И.В. Денежная компенсация
за неиспользованный отпуск. № 2–2003, с. 11.
В каких случаях предоставляется
денежная компенсация вместо отпуска и как она
рассчитывается.
LANGUAGE SKILLS
Writing. № 2–2003, p. 3.
I Wish. Domestic Life. Practical Writing: A News Story.
Listening. № 3–2003, p. 3.
Winter Walk in the Woods. Electing Class President. Lucky Escape.
ASPECTS OF LANGUAGE
Vocabulary. № 2–2003, p. 4.
In a Thousand Years. Stop, Look and List. Slang and Idiom.
Spelling & Pronunciation. № 3–2003, p. 4.
Perplexing Plurals. Vowel, Digraphs, Diphthongs.
CLASSROOM ACTIVITIES
Хлюстова В.А., Сокол С.Н. Human Body &
Human Health. № 3–2003, p. 5.
Интегрированный урок по
природоведению и английскому языку во 2-м классе.
Sharifzyanova S., Nizametdinova S. Познавательная
игра «Приз». № 3–2003, p. 11.
Игра рассчитана на учащихся старших
классов. Ее можно провести после изучения темы
«США».
TESTS
Boyarskaya Y. Britiain and Its People. № 2–2003, p. 5–6.
Getting Ready for Exams.
Кисунько Е.И., Музланова Е.С. Тесты
по английскому языку 5–7 класс. № 2–2003, p. 7–10.
Отрывки из учебно-методического
пособия.
Кисунько Е.И., Музланова Е.С. Тесты
по английскому языку 10–11 класс. № 3–2003, p. 7–10.
Отрывки из учебно-методического
пособия.
FOCUS ON LITERATURE
William Carlos Williams. № 2–2003, p. 14–15.
Williams’ poetry “is more remarkable for its empathy, sympathy, its
muscular and emotional identification with its subjects than almost any other co
|