Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2003


ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Если датчанин здоров, он идет в библиотеку

Целый месяц я посещала школы в Дании. И теперь попробую проследить, какую роль в образовании играют библиотеки и как часто детей заставляют читать книги.

В первый же день, проведенный в Дании, меня повели на экскурсию... в библиотеку. Ну что там смотреть? Картотеку? Как серьезные люди сидят и читают книжки? Это же так неинтересно!

В небольшом поселке, где число жителей чуть больше десяти тысяч человек, библиотека занимает одно из самых больших зданий, второе после торгового центра. На нескольких сотнях квадратных метров толкутся, общаются, работают на компьютерах, читают периодику чуть ли не все жители поселка (по очереди, конечно, не одновременно). Есть места, специально отведенные для детей, для поиска видеофильмов, для заказа литературы из центральной муниципальной библиотеки.

Книги и чтение занимают очень важное место в жизни каждого датчанина. Приходишь в гости, а в столовой, где у нас принято держать многочисленный хрусталь, стоят книжные полки, на которых литература расставлена в систематизированном порядке. Здесь обязательно есть книги авторов разных стран, причем видно, что книги читали, что они не поставлены просто для вида.

В одном доме мне долго объясняли, что читать Тургенева было очень трудно, так как русские имена постоянно изменяются: Маша, Машенька, Мария... Чтобы не запутаться, хозяйка дома (и книги, соответственно) выписала на первую страницу все имена, систематизировала их, а потом ее сыновьям было уже гораздо легче читать книгу.

В Дании шутят: если датчанин болен, он обязательно идет к врачу, если здоров – идет в библиотеку. И это в XXI веке, когда компьютер есть практически в каждом доме, а видео можно взять напрокат в любом магазине.

Почему же так важна роль библиотек в этой стране? У меня есть версия, которая, возможно, не совпадет с мнениями других людей. Мне кажется, что в Дании так любят читать именно потому, что в датских школах никого никогда не заставляют это делать. Конечно, это утверждение легко оспорить, что и делают многие люди в системе образования. Мол, как же дети полюбят то, с чем они вовсе не знакомы? Нужно сначала научить читать, заставить познакомиться с величайшими произведениями культуры, а потом и вкус к чтению появится, и книги станут неотъемлемой частью жизни каждого образованного человека.

Ох, не думаю, что это так, скорее наоборот. То, что нас заставляют делать чуть ли не насильно, неизбежно вызывает аллергию, отторжение. Так люди, которых в детстве заставляли посещать музыкальную школу против их воли, часто потом всю дальнейшую жизнь ненавидят не только музыкальный инструмент, но и музыку.

Первая школа, в которой я побывала, необычна и для страны. Напомню, что в Дании обязательным является девятилетнее образование. А потом дети могут продолжать учебу или специализироваться в конкретном виде деятельности. В школе не ставят текущих отметок. Просто в конце учебы они сдают выпускные экзамены и получают аттестаты. Школа, которую я посетила первой, дает детям возможность не посещать никаких уроков вопреки собственному желанию. Да и уроков там вовсе нет – это школа Сдберривэллей (так называется тип школ свободного образования).

Библиотека в школе, однако, есть. На стене лист, где дети записывают (сами), какую книгу они взяли с собой. В библиотеке мало народу, ведь там не принято разговаривать, а для детей это трудно. Раз в неделю в поселок (это небольшая деревня, вокруг – фермерские хозяйства) приезжает из центра автобус с книгами. Его ждут все – и взрослые, и дети. Ведь каждый может заказать любую книгу, которая есть в библиотеках Дании. И ее обязательно привезут в следующий раз. Учась в школе, о которой я рассказала, можно вообще ничего не читать годами. Никто тебя не укорит, не посмеется, не осудит. Однако все дети, начиная с самых маленьких, ждут приезда передвижной библиотеки. И читают книги, которые им привозят. Почему? Ах, если бы знать!