Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2003

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 04 (16) • вкладка в БШ № 04 (88) • 16–28 февраля 2003

Час тихого чтения

Я ИДУ НА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ДИКТАНТЫ.
5–9 классы.

Книга для учителя. Составители Л.А.Гончар, Т.Н.Леонтьева.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2001

Сборник диктантов для учащихся 5–9-х классов составлен из публикаций в еженедельнике «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября»). В него включены тексты с учетом их стилистических достоинств и насыщенности трудными случаями русской орфографии и пунктуации.

После текста каждого диктанта даются: перечень встретившихся орфографических и пунктуационных тем; словарики – орфографический, лексический, ударений, имен собственных; задания и вопросы к тексту; методические рекомендации. Задания и вопросы касаются грамматики, лексики, стилистики текста диктанта. В зависимости от конкретных задач учитель может использовать на уроках различные типы диктантов – выборочные, предупредительные или контрольные.

Диктанты, помещенные в сборнике, кроме учебных целей могут быть использованы еще и как дополнительный материал на уроках словесности для знакомства с особенностями стиля писателей. При этом, конечно, учитываются возраст и уровень подготовки учащихся. В сборнике есть диктанты-размышления, диктанты-открытия, диктанты – просто очень интересные и содержательные тексты.

Почти 200 диктантов распределены по четырем разделам, соответствующим возрасту школьников. Так в диктантах для 5–6-х классов помещены отрывки из произведений Ю.Олеши, Ю.Коваля, И.Ефремова, в диктантах для 6–7-х классов – А.Пушкина, И.Бунина, М.Пришвина. Более старшим школьникам (8–9-е классы) предлагаются диктанты – отрывки из произведений Л.Толстого, А.Чехова, Е.Шварца, М.Булгакова.

Диктанты в сборнике самые разнообразные по содержанию: среди них есть познавательные, например, «Архитектурный диктант», «Юному книголюбу», образцы прозы поэтов Н.Заболоцкого, Б.Пастернака, отрывки из произведений как классиков русской литературы, так и современных писателей (Ф.Искандера, А.Эппеля, В.Войновича и др.).

Сборник может быть полезен не только учителям, но и родителям, желающим помочь своим детям в учебе, сделать процесс обучения русскому языку творческим и интересным.

 

Я ИДУ НА УРОК. ЛИТЕРАТУРА.
8 класс.

Книга для учителя. Редактор-составитель С.В.Волков.

Серия
«Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2002

Сборник посвящен творчеству писателей, чьи произведения входят в программы по литературе 8-го класса средней школы. Все статьи кимнги были в разное время напечатаны в еженедельнике «Литература» (газете Издательского дома «Первое сентября»).

В разделе «Фольклор и древнерусская литература» помещены статьи о взаимодействии фольклора и литературы, о том, как надо читать и изучать фольклор, о месте жанра житий и темы любви в древнерусской литературе.

Литературе XVIII века посвящены две статьи: «Русские мальчики XVIII столетия» о произведениях Фонвизина и Андрея Болотова и «Слезы великой скорби» о «Бедной Лизе» Н.М.Карамзина.

Большое место в сборнике занимают материалы, посвященные «Капитанской дочке» А.С.Пушкина. Это статьи об отцах и детях, о трагедии Швабрина, об истории и фольклоре в романе А.С.Пушкина. Литературе XIX века посвящены также статьи о М.Ю.Лермонтове (о свободе и неволе как теме в его стихотворениях и в поэме Мцыри), о комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя,
о рассказе «После бала» и повести «Хаджи-Мурат» Л.Н.Толстого.

Раздел, посвященный литературе XX века, содержит разработки уроков, посвященных рассказам А.Грина, А.Платонова, К.Паустовского и А.Солженицына, чтение и понимание которых должно стать фактом читательской жизни учеников.

Две статьи о М.Сервантесе («Энциклопедия испанской жизни XVI века» и «В конце концов он назвал себя добрым»), материалы для изучения романа Вальтера Скотта «Айвенго» и статья «Добро и красота незримо разлиты в мире» о «Песне о Гайавате» Генри Лонгфелло составляют раздел «Зарубежная литература».

Книга адресована учителям-словесникам, а также абитуриентам и студентам-филологам.

 

Я ИДУ НА УРОК ХИМИИ.
8–11 классы.

Книга для учителя. Редактор-составитель О.Г.Блохина.

Серия
«Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

В сборник вошли оригинальные разработки уроков по узловым проблемам курсов химии в общеобразовательной школе: неорганическая, органическая химия и экология. Уроки – изучение нового материала, повторение, обобщение, контрольные задания – разнообразны по форме, порой необычны (путешествие, суд, конференция, спектакль, игра-расследование), в то же время они вполне могут быть проведены в любой школе.

Сценарии уроков приводятся в первой части книги: 12 по неорганической химии, 5 по органической химии и 2 по экологии. Теме «Нуклеиновые кислоты», изучаемой в 11-м классе, посвящена двухчасовая лекция: «ДНК в контексте истории науки» из этой же части книги.

В сценариях уроков: описания опытов, викторины, графические диктанты, контрольные вопросы, тестовые и домашние задания, химические кроссворды, возможные темы рефератов. В конце каждого из них приводится список использованной и рекомендуемой литературы.

Во второй части книги помещен практически полный текст лекций по общей химии для учителей, которые профессор Л.С.Гузея читал в Московском институте повышения квалификации работников образования. В этих лекциях излагаются современные представления по трем разделам курса общей химии («Строение вещества», «Дисперсные системы» и «Растворы»).

Сборник адресован преподавателям школ, лицеев, гимназий, а также студентам педагогических университетов – будущим учителям химии.

 

Я ИДУ НА УРОК ХИМИИ. ЛЕТОПИСЬ ВАЖНЕЙШИХ ОТКРЫТИЙ
В ХИМИИ. Часть I. XVII–XIX вв.

Книга для учителя.

Редакторы-составители В.П.Мельников и Д.Н.Трифонов.

Серия
«Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября»,
Москва, 1999

В книге, написанной в виде очерков, воссоздается путь становления химической науки вплоть до начала XX века. На детально восстановленном и строго документированном хронологическом фоне излагаются конкретные ситуации, связанные с зарождением основных химических понятий, теорий, законов и методов исследования.

Эта книга – своего рода «избранные страницы» из статей по истории химии, опубликованных ранее в рубрике «Летопись важнейших открытий» еженедельника «Химия» (приложение к газете «Первое сентября»).

Особенностью всех 80-ти очерков является то, что в них дается не только хронологическая канва и описание сути открытий в химии, но и рассказывается об исторических обстоятельствах их свершения, о событиях в жизни и характерах выдающихся ученых и первооткрывателей, о «чуде открытия».

Выбранный жанр освещения материала авторы назвали «Летописью», но каждый учитель может выбрать и другой порядок рассказа: история открытий, эволюция теоретических воззрений в химии, история технологии. В книге есть очерки, посвященные важнейшим открытиям: химических элементов (фосфора, урана, радия и др.), элементарных газов и их соединений (кислорода, углекислого газа, аргона), явлений и процессов (адсорбции углем вещества из растворов, термической диссоциации, и др.).
В очерке о Д.И.Менделееве рассказывается об истории открытия периодического закона и о том, как оно вообще состоялось.

Ряд очерков посвящен истории создания теорий и учений (теории флогистона, химического строения, учения о катализе, скорости химических реакций, о валентности). Истории установления законов в химии посвящены очерки о законах эквивалентов, о законах построения кристаллических структур и еще о многих других фундаментальных соотношениях. В книге можно выделить группу очерков об истории разработки методов титрования, получения анилина, металлоорганических соединений, синтеза аминокислот, спектрального анализа и т.п.

В конце каждого очерка есть биография ученого – автора открытия, создателя теории, метода, а также краткая библиография, а в конце книги приводится большой список рекомендуемой литературы.

Книга может быть полезна не только учителю химии, но и старшеклассникам, абитуриентам, всем интересующимся историей науки.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Если уволить всех толковых директоров – с кем тогда проводить модернизацию? № 6–2003, с. 1.

Директоров надо беречь, холить и лелеять, а вместо этого на них идет самая откровенная охота.

Дашковская О. В поисках семьи. № 6–2003, с. 1.

Главная проблема в устройстве детей-сирот кажется почти нелепой: нехватка информации для тех, кто желает взять ребенка на попечение, отсутствие четких законов и финансовых льгот. Но почему же ее решение растянулось на долгие годы?

Иштрикова Н. Гарантии и декларации. № 7–2003, с. 1.

Федеральная власть готова финансировать образование. Вот только отвечать за это она, похоже, не хочет.

Фрумин И. «Реструктуризация городских школ». № 6–2003, с. 2.

Автор рассказывает о целях и задачах нового проекта Национального фонда подготовки кадров.

У каждого региона свои варианты. № 6–2003, с. 2.

Какими путями пойдет реструктуризация городских образовательных систем?

Дашковская О. Большой спор вокруг маленькой зарплаты. № 8–2003, с. 1.

При отсутствии реальных денег обсуждение реформ превращается в перелицовку тришкиного кафтана.

Болотов В. Хорошие инструкции предотвратят махинации. № 8–2003, с. 1.

Интервью с первым заместителем министра образования, куратором эксперимента по ЕГЭ.

Кириллова С. Утраченные иллюзии единого госэкзамена. № 8–2003, с. 2.

Почему были частично засекречены результаты ЕГЭ за 2002 год?

Иштрикова Н. Вернут ли школе налоговые льготы? № 9–2003, с. 1.

Комитет по бюджету и налогам Думы одобрил два законопроекта, предоставляющие налоговые льготы системе образования.

Дашковская О. ПТУ по полной программе. Общеобразовательной... № 9–2003, с. 1.

Переход к профильному обучению в старших классах, запланированный на 2005 год, потребует существенной перестройки учебного процесса не только в школах, но и в ПТУ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Гринберг Д. Школа, в которой... учителя не учат детей. № 9–2003, с. 2.

Школьники получают опыт ответственности не из книг или лекций, а из опыта реальной жизни. Ты и только ты должен принять решение и жить с ним. Никто не будет думать за тебя и защищать от последствий твоих действий.

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Жарская М. Могут ли взрослые знания не отбрасывать тени? № 8–2003, с. 3.

Почему современная школьная система реально образовательным процессом не занимается?

Фролова Т. Чем больше мы хотим повлиять на ребенка... № 8–2003, с. 3.

Возможно, когда-нибудь взрослые осознают бессмысленность бесконечного преодоления детского сопротивления и решат дать им возможность сполна прожить детство и отрочество, поддерживая и любя их со всеми присущими им ошибками. И начинать придется с осмысления собственного педагогического кредо.

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Дубин Б. Опыт прошлого в эпоху перемен. № 7–2003, с. 2.

Есть ли такая социальная форма, которая позволяла бы меньшинству осуществляться или еще лучше – быть воспринятым, стать в том или ином отношении авторитетом?

Щекотова И. У школьного учителя есть шанс восстановить связь времен. № 7–2003, с. 2.

Книга, в которой собран материал по новейшей истории России. Той истории, о которой молчат учебники.

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Корсунова О. Программы есть. Они работают. Но... № 6–2003, с. 4.

Почему школа использует возможности компьютерного обучения только на десять процентов?

Пантуев А. Электронные учебники – вчерашний день! № 6–2003, с. 4.

На смену приходят программы, стимулирующие творческое обучение. И возможно, именно им суждено преобразить школу, сделать ее интересной для ребенка.

Корсунова О. Прежде чем покупать компакт-диск. № 6–2003, с. 4.

Как сделать правильный выбор в море образовательных электронных ресурсов?

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Кашина Н. Надо ли помогать детям? № 7–2003, с. 8.

Конечно, надо. Но чаще всего делать этого нельзя. Особенно если очень хочется.

Пыжова Н. Послушная, воспитанная, незаметная. № 9–2003, с. 4.

К каким психологическим проблемам может привести обычное желание понравиться окружающим?

Никонова М. Вот, говорят, девочки совсем не то, что мальчики... № 9–2003, с. 4.

Детей в разряд «человеков» надо переводить как можно раньше, хотя бы с рождения, чтобы стало больше смысла, толка и нужды в наших с ними отношениях.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Учебники. № 61. № 7–2003, с. 3–6.

Документы. № 91. № 9–2003, с. 1–8.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Прощание с Азбукой. № 2–2003, с. 5–12.

Вот уже подходит к концу первый учебник ваших маленьких учеников – Букварь или Азбука. Конечно, это маленький праздник! Материалы, представленные здесь, помогут вам подготовиться к нему.

Тараканова О. Разработки конспектов уроков по математике в развивающей технологии на примере учебников Л.Г.Петерсон. № 3–2003, с. 5–12.

Представлены конспекты уроков с 1-го по 4-й класс, в которых четко выделены структура и методические особенности проведения всех этапов урока, подробно описан диалог учителя с учениками.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Бондаренко Н. Федя и Фаина идут в школу. № 2–2003, с. 2.

Урок обучения грамоте в 1-м классе (1–4), на примере изучения звука [ф] и повторения правил дорожного движения.

Тихомирова Е. Сколько башен у Кремля? № 2–2003, с. 5.

Урок-заочное путешествие в 3-м классе (1–4) на котором проводится закрепление знаний по теме «Внетабличное умножение и деление».

Дубинина С. Урок у Лукоморья. № 3–2003, с. 2.

Урок по теме «Деление и умножение двузначных чисел» в 3-м классе (1–4).

Сакова Г., Антонова Е. Растения и части речи. № 3–2003, с. 3–4.

Интегрированный урок упражнений по распознаванию частей речи с использованием природоохранного материала. 3-й класс.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Пять вопросов на родительском собрании. № 2–2003, с. 13.

У родителей первоклассников всегда возникает множество вопросов, и особенно у тех из них, дети которых учатся по новым, нетрадиционным программам. Мы приглашаем вас побывать на одном родительском собрании в школе, где идет обучение по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Может быть, некоторые из вопросов родителей этого класса волнуют и вас?

ПРАЗДНИКИ

Но на горизонте еще один зимний праздник – День защитника Отечества. Стало традицией поздравлять в этот день мужчин. Предлагаемые материалы помогут вам подготовить маленький праздник для «сильной половины» класса.

Усольцева М. Вечер развлечений для мальчиков и пап. № 3–2003, с. 14–15.

Ершова Т. День защитника Отечества. № 3–2003, с. 16.

МАСТЕРСКИЕ

Саломатина Л. Очерк зимнего дня. № 2–2003, с. 14–15.

Продолжаем демонстрацию уроков развития речи из цикла «У природы нет плохой погоды».
4-й класс.

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Артюхова И. Полезная релаксация. № 3–2003, с. 13.

Непоседливые, неугомонные, не умеющие ни на чем сосредоточиться ученики – одна из самых больших проблем для учителя начальной школы. Всем этим проблемам посвящена книга А.Л.Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Изюминка этой книги – это, несомненно, программа нейропсихологического развития и коррекции для таких детей. Программа рассчитана на специалистов, но в ней так подробно и понятно описаны все упражнения, что и учителя, и родители при желании могут использовать многие упражнения в домашней обстановке.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Крюкова Т. Лесной календарь. № 2–2003, с. 16.

Окончание. Начало см. № 1–2003.

ДОКУМЕНТ

Минобразования РФ. О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии». № 2–2003, с. 4.

РАБОЧИЙ СТОЛ

Дворникова В. О чем рассказал волшебный фонарь. № 1–2003, с. 2–3.

Занятие направлено на развитие творческого воображения и самостоятельного мышления. Одна из задач — показать детям способ классификации предметов и явлений при помощи опорных сигналов в виде карточек-моделей.

Аромштам М. Мозаика Снежной Королевы, или Елка для зайцев. № 1–2003, с. 19.

Варакина Т. «Угостим Волка». № 2–2003, с. 21.

Занятие по лепке в 1-й младшей группе.

Раскумандрина Т. Колобок потерялся. № 2–2003, с. 22–23.

Игровое занятие для малышей от двух лет.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Студент в детском саду. № 2–2003, с. 2–4.

Вопросы, которые были рассмотрены во время очередного круглого стола «Московского клуба заведующих» по теме «Педагогическая практика в детском саду».

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Прописнова Т. Новые приключения Колобка. № 2–2003, с. 22–23.

Пьеса для детей от 5 лет.

ЛАБОРАТОРИЯ

Гуружапов В., Аромштам М. Культурно-историческая педагогика: что это такое? № 1–2003, с. 5–6.

Рассказ о концепции культурно-исторической школы.

МАСТЕРСКАЯ

Кудрявцева И. Игрушки, хранящие тепло наших рук. № 1–2003, с. 20.

Как изготовить «чешуйчатую» игрушку.

Гусак Н., Дорофеева Л. Кукла Таня на прогулке. № 1–2003, с. 2.

Дидактическая игра для детей от двух до четырех лет.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Гузничек В. Времена года. № 1–2003, с. 4.

В чем прелесть коллажа для детей?

ВКЛАДКА

Хомякова Т.Г., Табунова Л.П. Сценирование занятий для детей 5–6 лет. Пропедевтика развивающего образования. № 1–2003, с. 7–10, 15–18.

Методистам и воспитателям детских садов будет полезно познакомиться с образцами сценариев педагогов школы мифотворчества, которые представлены в данной работе.

Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий для детей 4- и 5-летнего возраста. № 1–2003, с. 11–14.

Методические рекомендации для педагогов и родителей.

Продолжение. Начало см. № 24–2002.

Учись быть педагогом. № 2–2003, с. 5–20.

Материалы по организации психолого-педагогической практики в детском саду.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Уроки фонетики для взрослых. № 2–2003, с. 24.

Урок восьмой. Буквы и фонемы.

Продолжение. Начало см. № 12, 13, 16, 17, 18, 19, 23–2002.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Барчук О. Выбор профиля. № 4–2003, с. 8–9.

Детско-родительская профориентационная игра для девятиклассников.

Соломин И. Технология профконсультирования. № 4–2003, с. 10.

В статье описываются цели, средства, формы, этапы, принципы и критерии эффективности психологического профессионального консультирования, способы преодоления встречающихся в работе профконсультантов ошибок.

Собчик Л. Метод диагностики межличностных отношений. № 5–2003, с. 7–10.

Опросник, в котором короткие характеристики отражают индивидуальный стиль общения конкретного человека с окружающими.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Пуп Земли. № 5–2003, с. 6.

Преодоление эгоцентризма – одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм – формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Пряжников Н. Школьная профориентация: реальность и мечты. № 4–2003, с. 12–13.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле – ее логическим завершением.

Пряжников Н. Заработная плата работников. № 5–2003, с. 12.

Игра-дискуссия для 8–11-х классов.

ГИЛЬДИЯ

Битянова М. Я в психологи пойду... № 4–2003, с. 14.

Хороший психолог — это широко образованный человек, тонко чувствующий и понимающий мир художественного слова, культурных образов и символов. Это человек с хорошо поставленным мышлением, развитой наблюдательностью, тонким умом.

Степанова М. Кому нужен психолог в школе. № 5–2003, с. 13.

Вопрос о функциональных обязанностях практического психолога остается дискуссионным в течение всего времени существования самой практической психологии.

НАШИ ДЕТИ

Степанова М. Кем быть? № 4–2003, с. 5.

Психолого-педагогическая помощь подростку должна заключаться в создании условий для самостоятельного решения проблемы.

Осухова Н. Поверить в себя. № 4–2003, с. 6–7.

Особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников.

ИГРОТЕКА

Беглова Т. Поступаем в вуз. № 4–2003, с. 16.

Детско-родительская профориентационная игра для десятиклассников.

Вачков И. Теремок. № 5–2003, с. 16.

Данная игра может быть отнесена к процедурам, применяемым в тренингах убеждающего воздействия.

АДРЕСНАЯ КНИГА

Центры, в которых можно получить квалифицированную психотерапевтическую помощь. № 5–2003, с. 14.

В классе

300-летие Санкт-Петербурга. Тема номера. «Библиотека в школе», № 2–2003.

В номере:

Кузнецов А. Летопись Санкт-Петербурга (Петрограда–Ленинграда). С. 9–12, 21–24.

Муравьева Л., Рудишина Т. Фирменное блюдо с прологом и эпилогом: Викторина-путешествие по Санкт-Петербургу. С. 26–27.

Назарова Т. Бармалеева улица. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. С. 5, 28.

Это не готовая викторина, а рассказ о книге, включающий, тем не менее, и ряд интересных фактов, и вопросы и идеи для работы в классе с такой темой.

Рудишина Т. Сказочный Петербург. С. 7.

Замечательная идея конкурса, который можно провести в любом городе, если у вас есть фотографии Петербурга.

Кривцова С. Поиск ответа: одна из задач воспитания – научить ребенка искусству вести внутренний диалог. «Первое сентября», № 10–2003, с. 3.

Отвечая на вопрос ребенка или разрешая конфликт можно научить его справедливо анализировать ситуацию или получать информацию при помощи уточняющих вопросов.

Торшилова Е. О путях к хорошему вкусу. Беседа вторая. «Искусство», № 2–2003, с. 6.

Языковой барьер. Можно ли его преодолеть с минимальными потерями? [Заголовок тематической полосы]. «Первое сентября», № 6–2003, с. 3.

Подборка материалов о проблемах адаптации в новой школе детей-переселенцев.

Яковлев В. Играя, дети учатся жить: Игры в начальной школе. «Спорт в школе», № 1–2003, с. 5.

В эти игры могут играть не только малыши, но и ученики 5–6 классов.

Вместе с психологом

Корсунова О. Вы сможете лучше понять учеников: Если воспользуетесь игровой методикой «Идеальный компьютер». «Первое сентября», № 10–2003, с. 3.

Кашина Н. На северо-юге без перемен. «Первое сентября», № 11–2003, с. 4.

Древний подход к классификации личности – кельтский крест – помогает определить, какие проблемы стоят перед ребенком, где наш педагогический просчет, а где особенности его психики.

Пыжова Н. Послушная, воспитанная, незаметная: К каким психологическим проблемам может привести обычное желание понравиться окружающим. «Первое сентября», № 9–2003, с. 4.

Степанов С. Пуп земли. «Школьный психолог», № 5–2003, с. 6.

Чем эгоизм отличается от эгоцентризма? Откуда берется эгоцентризм в детях и как его преодолевать? На эти вопросы отвечает материал.

Вместе с родителями

Памятка родителям от ребенка. «Первое сентября», № 11–2003, с. 4.

Эта памятка интересна и тактична. Не перенять ли опыт?

Повесьте трубку и хорошего вам дня!: Как учителя могут утихомирить разгневанных родителей. «Первое сентября», № 7–2003, с. 8.

Даже если у вас в школе нет автоответчика и внутренней телефонной сети, эта идея может пригодиться для решения типичных проблем в общении с родителями. При помощи чувства юмора и знания психологии.

ПОДРОСТОК

Лебедев С. Лучше остаться одному в пустыне, чем предать свое дело. «Первое сентября», № 7–2003, с. 1.

Интервью с А.Тумановым, лидером Дзержинской миротворческой группы, общественной организации, реально отстаивающей право на альтернативную гражданскую службу.

Максимова В. Бурный натиск гормонов. «Здоровье детей», № 3–2003, с. 17–18.

Что именно происходит с детьми в «трудном», «переходном» возрасте, и как с этим справляться?

Ростова Л. 15 лет – время личных бед; Каменский С. Помощь должна быть рядом; Трофимова Е. Родители не спрашивают, дети не рассказывают. «Первое сентября», № 6–2003, с. 7.

Подборка материалов о проблемах ранних сексуальных отношений подростков. Особенности нашего законодательства, консультации психологов и мнения подростков.

Профориентация. Тема номера. «Школьный психолог», № 4–2003. Весь номер.

Пунанс Т. Как мы губим здоровье детей. «Управление школой», № 3-2003, с. 13.

Уборка в классе, уроки физкультуры, учебники и уроки по идее – на пользу ребенку. А на самом деле все не совсем так.

Gaudeamus igitur. «Физика», № 4–2003, с. 23–24.

На музыкальной страничке газеты – старинный студенческий гимн, который известен с XIII века и популярен по сей день. Ноты, русский и латинский тексты с удовольствием освоят ваши старшеклассники.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. № 3–2003,
с. 7–10; № 4–2003, с. 11.

Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2. 1178-02.

Школа полного дня на базе разновозрастных клубов. № 4–2003, с. 7–10.

Учебный план инновационного центра повышения квалификации.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Зарплата и демократия. № 3–2003, с. 1.

Отказываться от демократии из-за низкой и несвоевременной зарплаты нельзя. Не потому, что демократия важнее. А потому, что демократия – это самый эффективный механизм улучшения жизни. Только ею надо уметь пользоваться.

Адамский А. Конкуренция в образовании порождает инновации. № 4–2003, с. 1.

Школа должна быть лучше, и решают это не экспертная комиссия и не чиновники органа управления, а местное сообщество, граждане, которые отправляют своих детей в эту школу.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Дашковская О. Первый блин реальной модернизации – комом. № 3–2003, с. 2.

Концепцию заклеймили, Починка обвинили, но для блага народа пока тоже ничего не сделали.

Реморенко И. Школой без хозяина командует любой. № 3–2003, с. 3.

Зарплату учителю из федеральных средств будет платить регион, а выдавать муниципалитет.

ДЕБАТЫ

Бабетов А., Калужская М. Образовательное сообщество: фикция или реальная необходимость?
№ 4–2003, с. 4–5.

Можно ли всерьез говорить о формировании образовательного сообщества или школа останется наедине со своими трудностями?

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Педагогическое бездействие. № 3–2003, с. 2.

Воля старшего по отношению к младшему только тогда добрая, когда она поддерживает волю ребенка, делает его сильнее.

Ребенок – и раб, и господин. № 4–2003, с. 2.

Школа не отвечает, школа спрашивает, а если умная школа – то она заселяет голову ребенка мучительно интересными вопросами, причем таким вопросом может быть решительно все.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Зубкова З. Конквистадоры или аборигены? № 3–2003, с. 4–5.

Проблема отношения к «другому» – к человеку, к людям вне своей культуры – древняя, как само человечество.

НАШИ ДЕТИ

Леонтьева О. Образование свободы. № 3–2003, с. 12.

Можно ли построить такую школу, в которой ребенок прежде всего свободен, и что такое свобода ребенка в школе? И как возможно образование в школе, в которой ребенок свободен?

Пунанс Т. Как мы губим здоровье детей. № 3–2003, с. 13.

Давайте открыто заявлять о том, что из наших детей делают инвалидов. Может кто-нибудь услышит.

ОФИС

НДС с предоплаты за курсы. № 3–2003, с. 11.

Специалисты отвечают на вопросы.

LANGUAGE SKILLS

Speaking. № 4–2003, p. 3.

Belle of the Ball. Determining a Character’s Traits. The Things We Live with.

Reading. № 5–2003, p. 3.

At Grandma Smith’s. Quiet Magic. The Bravest Babysitter.

ASPECTS OF LANGUAGE

Style. № 4–2003, p. 4.

Using Epithets in Description. In the Hall of Mirrors. Shortening Words.

Grammar. № 5–2003, p. 4.

A Look at Prefixes. Question Words. Wish-Clauses.

CLASSROOM ACTIVITIES

Tropinskaya M. Groundhog Day, or Weather Forecasting. № 5–2003, p. 14–15.

This lesson (grades 7 to 10) suggests different activities on different levels.

TESTS

E. Bouma. Passages. № 4–2003, p. 5.

Practice for TOEFL.

FOCUS ON LANGUAGE

Pavlov V. Proverbs. № 4–2003, p. 14; № 5–2003, p. 5.

Pavlov V. Idioms. № 5–2003, p. 5.

PROFILE

Lewis Carroll. № 4–2003, p. 11–12.

He was quite nakedly socially ambitious to make his mark on the world in some way, as a writer, as an artist, as a mathematician.

James Joyce. № 5–2003, p. 11–12.

He deserved to rank with the great innovators of literature, as one whose influence upon other writers of his time was incalculable.

WONDERING WANDERERS

Gerasimova X. Back in History. Experiment in Lejre. № 4–2003, p. 16.

In summer many tourists come to Lejre – adults and children, sometimes with their pets. They come and come again to this beautiful place to feel living history. Nice people, Viking bread, and a sacred bog are
a real touch of history that is impossible to forget.

<